Научная статья на тему 'Производительные силы общества и народонаселение'

Производительные силы общества и народонаселение Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
2010
117
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Производительные силы общества и народонаселение»

УДК 330.111.4+316.3 ББК 65.011+60.54

ПРОИЗВОДИТЕЛЬНЫЕ СИЛЫ ОБЩЕСТВА И НАРОДОНАСЕЛЕНИЕ

А.Э. Назиров

Санкт-Петербургский государственный университет

сервиса и экономики (СПбГУСЭ) 191015, Санкт-Петербург, Кавалергардская ул., д. 7, лит. А

О.В. Маслиева Санкт-Петербургский академический

университет

195220,Санкт-Петербург, улХлопина, 8,корп.3

Демографическая ситуация является одной из центральных проблем современной России. Вопрос о сохранении и преумножении числа россиян предполагает программу его решения, связанную с совершенствованием инфраструктуры российского общества. В данной статье исследуется проблема зависимости народонаселения от уровня развития и размещения производительных сил общества.

Производительные силы, будучи одной из сторон способа производства, органически связанной с его другой стороной - производственными отношениями, выступают как причинный фактор, определяющий рост народонаселения. Они преобразуют природное в социальное и придают природным вещам и процессам форму, удовлетворяющую общественным потребностям. Выражая активное отношение людей к природе, производительные силы предстают в качестве материальных средств данного отношения и показывают меру освоения природы. Они - наиболее подвижная сторона способа производства, благодаря которой осуществляется преемственность в развитии материальной культуры человечества и изменение устаревших производственных отношений.

Основными компонентами структуры производительных сил выступают: человек с его навыками, опытом, знаниями как главная производительная сила, создающая средства труда и осуществляющая взаимодействие средств труда и предмета труда, и средства производства в единстве средств труда, оп-

ределяющих характер отношения человека к природе, и предмета труда.

Человек участвует в производстве как биосоциальное существо в совокупности его физических и духовных способностей. С развитием общества роль духовных компонентов человеческой деятельности постоянно увеличивается. При этом изменение структуры личного фактора производительных сил совершается в двух направлениях: в накоплении и качественном изменении способностей человека, во включении в производительные силы новых отрядов работников умственного труда.

Средства труда, в зависимости от их места в процессе производства и от той роли, которую они в нем выполняют, можно разделить на несколько групп. Это, прежде всего, орудия труда, выступающие важнейшей характеристикой определенной эпохи общественного производства. В настоящее время к вещественным орудиям труда необходимо добавить автоматизированные орудия труда, основанные на электронных управляющих устройствах. С их возникновением можно говорить о том, что вещественная система производства дополнилась логической системой, поскольку такие орудия выполняют функции не только непосредственного воздействия на предмет труда, но и контроля и управления отдельными машинами, их комплексами и даже материальным производством в целом. С развитием информационных технологий и с формированием информационного общества доля интеллектуальных средств

управления производством постоянно увеличивается.

К следующей группе относятся средства транспорта и связи. Данная система является средством непосредственного изменения состояния процесса производства или вещественного компонента в соответствии с задачами технологического процесса. Это - необходимый элемент доведения продукта производства до его готовности к потреблению.

К другим группам средств труда относятся: энергетическая база производства, или освоенные силы природы; земля, производственные здания, каналы, дороги; естественные процессы, такие как химические реакции, атомные реакции, биологические процессы и т.д., используемые людьми для преобразования предмета труда в необходимые продукты потребления.

Предметы труда, как все то, на что направлена человеческая деятельность, можно разделить на две группы: те, что находятся в природе в готовом виде, и сырье - предметы труда, содержащие овеществленный труд. С развитием общества главенствующее положение приобретают предметы труда второй группы. В предмете труда происходит переход природных закономерностей в социальные в том смысле, что в них природные явления приобретают общественные свойства.

Непосредственной причиной развития производительных сил является труд, простые составляющие моменты которого (целесообразная деятельность человека, предмет труда и средства труда) в любом процессе труда находятся в состоянии внутренней зависимости и во взаимодействии. Опосредованной причиной развития производительных сил являются производственные отношения как взаимосвязанная совокупность отношений производства, обмена, распределения и потребления. Генетически связаны с трудом основные источники развития производительных сил: разделение труда, прогресс труда, подготовка профессиональных кадров, прогресс

науки. Спецификой производственных отношений определяются те или иные движущие силы развития производительных сил, такие, как общественные и индивидуальные потребности, конкуренция и различные формы соревнования, профессиональные и научные интересы, престижные установки и моральные стимулы.

Важнейшим источником и движущей силой прогресса производительных сил является размещение производительных сил, производное, с одной стороны, от простых моментов процесса труда, с другой, - от элементов, составляющих производственные отношения.

Размещение производительных сил выступает своеобразным измерением производительных сил, в котором можно выделить три основных отношения: пространственное (территориальное) размещение, характеризующее ту или иную степень освоенности человеком природы посредством вовлечения ее ресурсов в производственный процесс; взаиморасположение предприятий, определяющее возможности их взаимосвязи, кооперирования, организационно-хозяйственную структуру производства; связь человека как главной производительной силы (людских ресурсов) со средствами производства.

Понятие размещения производительных сил, с одной стороны, выполняет методологическую функцию по отношению к экономической географии, в котором есть конкретно-на^ный аналог рассматриваемого общесоциологического понятия, а также по отношению ко всем исследованиям, связанным с вопросами территориального отраслевого планирования в области экономики, различных разделов социологии и др. С другой стороны, оно наполняется конкретным содержанием, черпая его из результатов исследовательской деятельности в сфере социальных наук, занимающихся решением социальной проблемы «общество и природа» в ее различных аспектах, а также из анализа общественного развития.

На ранних этапах развития матери-

ального производства внешняя для человеческого общества природа и неразрывность производительных сил определяют единственно возможное в данных условиях размещение производительных сил. Его характерной особенностью было возникновение и развитие производства вблизи источников природных ресурсов и на их базе: земледелие в районах с плодородной почвой, скотоводство в горных и степных, рыболовство в приморских и речных районах, обработка дерева в лесных, а металла - в рудных и топливных районах. В условиях низкого уровня развития производительных сил и неистощенности природных ресурсов на начальных этапах их эксплуатации подобное размещение производительных сил обеспечивало нормальное функционирование и даже расширение производства.

Дальнейший рост производства ходом своего развития поднимает проблему размещения производительных сил, все более и более обостряющуюся по мере постепенного истощения природных ресурсов, первоначально на локальном и региональном уровнях. Начало этому процессу было положено уже в рабовладельческой формации. В качестве примеров можно привести массовое уничтожение лесов в Древней Греции и Риме в результате интенсивной эксплуатации лесных ресурсов для нужд промышленности и строительства, истощение пастбищ как следствие нерационального скотоводства («Козы съели Рим»).

В условиях научно-технической и информационной революций, одним из негативных последствий которых является угроза экологического кризиса, проблема рационального размещения производительных сил становится одной из важнейших. От ее правильного решения зависит не только дальнейший рост производства и предотвращение угрозы возможной экологической катастрофы, но и укрепление тенденции социально-экономической интеграции как закономерности развития современного мира, включая страны СНГ, образовавшиеся

на основе постсоветского пространства.

Рациональное размещение производительных сил предполагает: регулирование, в том числе - и государственное, территориального распределения производительных сил; подчиненность размещения производительных сил максимально эффективному использованию естественных ресурсов; подчиненность размещения производительных сил достижению более высокой производительности труда; учет предшествующего состояния производительных сил в данном районе; учет возможности привлечения людских ресурсов для участия в освоении данного района; учет необходимости выравнивания социально--экономического развития различных регионов.

Целесообразное размещение производительных сил требует решения следующих основных проблем.

1. Размещение уже имеющихся и вновь создаваемых средств труда: орудий труда (машин, приборов), средств транспорта и связи, энергетической базы производства, дорог и т.п. Здесь стоят вопросы увеличения эффективности, рентабельности орудий труда, создания качественно новой энергетики и др.

2. Распределение рабочей силы (людей с их производственными навыками, опытом, знаниями) и подготовка новых кадров. При этом возникают различные социальные вопросы: заинтересованность в тех или иных видах труда; профессиональная подготовка кадров на базе развития различных форм образования, включая дистанционное обучение в условиях развития информационных технологий; совершенствование социальных отношений; развитие, наряду с профессиональной, духовной культуры человека.

3. Развитие фундаментальных и прикладных научных исследований, разработка наукоемких технологий.

4. Совершенствование таких сторон производственных отношений, как формы управления и контроля, в соответствии с развитием производительных сил.

В истории нашей страны рациональное размещение производительных

сил (природных, людских ресурсов и средств производства) явилось одним из факторов социально-экономической интеграции различных областей и республик при реализации плана ГОЭЛРО, в процессе освоения целинных земель и развития промышленности Сибири и Дальнего Востока. В настоящее время от правильного размещения производительных сил во многом зависит не только возможность совершенствования хозяйственного механизма России и не только благополучное решение ряда экологических проблем (оптимальное использование природных ресурсов, охрана окружающей среды и др.), но и социальное благополучие народонаселения, существенным условием которого выступают противодействующие энтропии распада интегративные социально-экономические процессы.

Народонаселение подвижно, оно является непрерывно обновляющейся вследствие естественной смены поколений совокупностью людей, проживающих в определенной стране (или части страны), группе стран, части света, на Земле в целом. Детальный анализ проблемы народонаселения входит в компетенцию специальной науки - демографии. Задача социальной философии -вскрыть детерминанты и найти наиболее общие закономерности развития народонаселения, показать его роль как условия общественного развития и его зависимость от способа производства и составляющих его элементов. Всякому исторически особенному способу производства свойственны свои особые, имеющие исторический характер законы народонаселения.

Наряду с географической (природной) средой, народонаселение выступает условием осуществления процесса материального производства. Как субъект всего общественного процесса производства население производит материальные блага способами, обусловленными уровнем развития производительных сил, накопленных человечеством. Без определенного минимума людского населения невозможно осуществление

производства средств к жизни людей, т.е. невозможна материальная жизнь общества.

Поскольку главной производительной силой является человек с его производственными навыками и знаниями, численность людей или определенная плотность населения, особенно рабочего населения с его производственной квалификацией, при данном уровне производительных сил может влиять на возможности экономического и социального развития общества, ускорять или замедлять его. Однако сама возможность подобного воздействия на ход общественного развития обусловливается конкретно-историческими условиями, в которых оно осуществляется, способом производства, лежащим в основе той или иной общественно-экономической формации.

Из положения о необходимости наличия определенной плотности населения для возможности осуществления материального производства, а также из фактов влияния численности населения на общественное развитие было бы ошибочным делать заключение об определяющей роли народонаселения, роста его численности в общественном развитии (Г. Спенсер, М.М. Ковалевский и др.). Изменение и развитие самого народонаселения есть следствие развития производительных сил и производственных отношений в структуре исторически определенных способов производства материальных благ.

При капиталистическом способе производства, цель которого - максимальное производство прибавочной стоимости, рост рабочего населения осуществляется в соответствии с потребностями капитала. При неизменном органическом составе капитала и неизменном техническом уровне прогресс производства возможен за счет увеличения числа рабочих. В данном случае, когда все части капитала увеличиваются в равном отношении, спрос на рабочую силу возрастает соответственно накоплению капитала. С повышением органического состава капитала происходит

относительное уменьшение его переменной части, что не означает, однако, уменьшение абсолютной величины переменного капитала. В то время как производство увеличивается, потребность в рабочей силе относительно уменьшается, так как более производительное оборудование не требует прежнего количества рук. «По мере возрастания производительной силы труда капитал создает увеличенное предложение труда быстрее, чем повышает свой спрос на рабочих» [1, с.567]. Капиталистическое накопление постоянно производит относительно избыточное рабочее население, излишнее по сравнению с потребностями капитала в самовозрастании.

Закон населения при капитализме есть закон относительного перенаселения. Росту относительного перенаселения способствует также экспорт капитала, означающий то, что капитализируемая прибавочная стоимость не предъявляет условий для дополнительного спроса в своей стране. A.B. Петров отмечает: «Проблематика современных исследований капитализма включает теперь, например, такие вопросы, как геоэкономическая и геополитическая дифференциация в мирохозяйственных отношениях, социальные последствия расширения деятельности глобальных (транснациональных) компаний, влияние экономической деятельности на трансформацию геокультуры и национальных культур в системе современных обществ, глобальные и локальные особенности социально-иерархических отношений в мировой системе, социально-историческая динамика структур и институтов, регулирующих мирохозяйственные отношения» [2, с.78].

Основные черты закона народонаселения в социально ориентированном обществе - полная занятость и рациональное использование всего трудоспособного населения в общественно полезной деятельности с целью повышения материального и культурного уровня и качества жизни. В таком обществе комплексная автоматизация производст-

ва отвечает насущным интересам народа, облегчая и качественно изменяя характер труда, повышая его производительность, способствуя росту жизни населения. Высвобождение рабочей силы, возникающее в результате повышения производительности труда, сопровождается ее переквалификацией за счет социального государства. Рост производительности труда при таких условиях не ведет к возникновению относительного перенаселения.

Теория народонаселения, вскрывающая зависимость роста населения от способа производства материальных благ, противостоит концепции народонаселения Т.Мальтуса с его положением о тенденции человечества к абсолютному перенаселению. Как известно, согласно Мальтусу, население, возрастающее в геометрической прогрессии, удерживается на уровне средств существования, способных возрастать при самых благоприятных условиях для труда не быстрее, чем в арифметической прогрессии, сдерживаясь при помощи регуляции рождаемости, голода, болезней, преступности, войн. В России с критикой мальтузианских взглядов выступил Н.Г. Чернышевский. Характеризуя мальтузианство как учение, имеющее «публицистический характер», русский философ отмечал, что оно потеряло к 1828 г. (с возникновением под давлением вигов устойчивой тенденции к реформам со стороны правящей в Англии партии тори) «свой житейский, политический смысл» и еще ранее утратило научное значение - с появлением в 1817 г. труда Риккардо «Основания политической экономии» [3, с.318-324]. «Своею теорией ренты и своею формулой распределения продукта, - пишет о Д. Риккардо Н.Г. Чернышевский, - он раскрыл тот закон экономической жизни, на который смутно, слабо и с примесью фальши указывает теория Мальтуса» [3, с.324]. Против мальтузианских положений об «абсолютном перенаселении» и «убывающем плодородии почвы» выдвигали аргументы такие ученые, как В.В. Докучаев. П.А. Костычев, К.А.

Тимирязев. Как классическое мальтузианство (Т. Мальтус, У. Фогт, Г. Тейлор), центральным тезисом которого выступает утверждение о бесполезности усилий по умножению средств существования, поскольку это лишь увеличит число потребителей, так и неомальтузианство (У. Томпсон, Э. Ист, Г. Ражо), акцентирующее в учении Мальтуса положение о природном характере демографического развития, представляют собой попытки подмены научного исторического объяснения постулированием положения о непреходящем характере нищеты и безработицы, являющихся, по их утверждению, следствием «неразумного» размножения населения.

Изменения в способе производства в 90-е годы в России оказали влияние на демографические процессы. Так, если СССР по индексу человеческого развития, основывающемуся на оценке уровня реальных доходов населения, состояния здравоохранения и образования, занимал 31-е место среди 160 стран мира, то Россия в 1995 г. - 72-е место среди 173 стран, К началу 1998 г. уровень жизни большинства населения снизился в 2-3 раза, а уровень жизни врачей, учителей, профессорско-преподавательского состава и научных работников государственных учреждений - в 6-7 раз. Шести-семикратное понижение уровня жизни сельского населения и пенсионеров сделало положение этих групп населения особенно тяжелым. Рост цен после августа 1998 г. привел к понижению жизненного уровня основной массы населения не менее чем в 2 раза.

Демографические последствия резкого снижения уровня жизни - снижение численности населения, ухудшение здоровья людей и уровня образованности. Процессы, идущие в экономической сфере, влияя на социальную сферу, приводят к изменениям не только количественной, но и качественной определенности народонаселения. Если в 1990 г. население РСФСР увеличилось на 332,9 тыс. человек, то в 1991 г. в РФ - лишь на 103,4 тыс. В 1992 г. численность населения России снизилась на 220 тыс.

человек, в 1993 - на 750 тыс., в 1995 на 830 тыс. В 1999 г. снижение численности народонаселения находилось около миллионной отметки. Согласно данным официальной статистики, в России в 1999 г. насчитывалось 640 тыс. сирот. К середине 2003 г. их число увеличилось до 680 тыс. (на 7 тыс. больше, чем количество сирот в конце Великой Отечественной войны). При этом более 40% детей-сирот оставались сиротами при живых родителях. По данным Т. Яковлевой, в России к концу XX века доля здоровых детей от общего числа всего детского населения составляла лишь 34% [4, с. 14-16.] По сведениям вице-премьера РФ О.Ю. Голодец, в 2012 г. было передано на усыновление 69 тыс. детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. По данным на 20 февраля 2013 г., без попечения родителей находится 128 тыс. детей [5].

В материалах III съезда Петровской академии наук и искусств приводятся суммарные показатели демографического воспроизводства в период 19861995 гг. как в количественном, так и в качественном отношениях. Статистический материал свидетельствует о резком снижении рождаемости в этот период, росте бракоразводных процес-сов и количества брошенных и оставленных в роддомах детей. По приводимым В.П. Казначеевым данным, к концу 90-х годов количество бесплодных семей достигло 20-22%. Выдвигается гипотеза, согласно которой в России, особенно на территории Сибири, стал проявляться «феномен исчезновения стимула воспроизводства». Появилось такое неизвестное ранее явление, когда при стрессах подрастающий молодой организм или организм зрелого человека использует свой репродуктивный потенциал для личного выживания, т.е. «репродуктивный резерв, который создает стимул воспроизводства, исчезает у человека» [6, с. 64]. Этот потенциал «перерабатывается», используясь для сохранения личной индивидуальной жизни. Отмечается старение возрастного состава населения в течение 1989-1996 гг., в резуль-

тате которого доля возрастных групп 1 -4 года и 65-69 лет практически выровнялась к 1995 году [6, с.64]. Согласно данным профессора В. Трофимова, в Санкт-Петербурге за последнее десятилетие прошлого века наблюдалась отрицательная динамика демографических изменений: сокращение численности постоянного населения более чем на 300 тыс. и детского населения более чем на 200 тыс. [7].

В настоящее время общество подошло к тому рубежу, на котором дальнейший общественный прогресс становится невозможным без резко возрастающих затрат на самого человека. Основой этого исторического рубежа выступает превращение человека в веду-

1.

2.

3.

4.

5.

6. 7.

Обучение студентов сервисным специальностям подразумевает не только и не столько овладение технологическими подробностями будущей профессиональной деятельности, но также формирование определенной концептуальной платформы. Современный специалист, всту-

щею сторону - цель - общественного производства. В таких условиях недостатки в реализации демографической политики, связанной с заботой о социальной сфере общества, становятся тормозом его социально-экономического и духовного развития.

Социально ориентированная экономика требует научно обоснованного руководства использованием трудовых ресурсов населения, предполагающего планирование их рационального размещения, активной демографической политики, осуществляемой на основе глубокого научного анализа проблемы рационального воспроизводства населения.

пающий на практический путь в сфере обслуживания, должен обладать всей полнотой теоретических знаний и соответствующих рефлексий, связанных со спецификой данного пространства социальной активности. Согласимся с одним из «пионеров» теоретизации проблем

ЛИТЕРАТУРА

Маркс К. Вынужденная эмиграция//Маркс К., Энгельс Ф. Соч. Т.8. М.,1957. С.565-571. Петров A.B. Социология капитализма в современных экономико-социологических исследованиях // Общество. Среда. Развитие. 2011, №4. С.77-80.

См.: Чернышевский Н.Г. Происхождение теории благотворности борьбы за жизнь // Собр. соч. В 5 т. Т.4. М., 1974. С.317-363.

См.: Стрельченко В.И. Мир детства: государство и образование // Философия образования и мир детства. Материалы XI международной конференции «Ребенок в современном мире. Государство и дети» 21-23 ^феш 2004 года. СПб., 2004. С. 12-22.

Рабочая встреча Президента России с Заместителем Председателя Правительства России О.Ю. Го-лодец II Официальный сайт Президента России. URL: http://xn--d1abbgf6aiiy.xn--p1ai/%D0%BD%D0%BE%D0%B2%D0%BE%D 1%81%D 1%82%D0%B8/17542 (дата обращения 20 мая 2013 г.).

Казначеев В.П. Российский этнос на рубеже XXI века: синдром 90 // Образованная Россия: специалист XXI века. III съезд Петровской академии наук и искусств. СПб., 1998. С.62-69. Газета «Земля Русская», №2(94) за 2001 г.

УДК 378 ББК 2400

АКСИОЛОГИЧЕСКИЕ ПАРАМЕТРЫ СЕРВИСНОЙ РЕАЛЬНОСТИ

Е.Э. Дробышева

Санкт-Петербургский государственный университет

сервиса и экономики (СПбГУСЭ 191015, Санкт-Петербург, ул. Кавалергардская, 7, лит. А

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.