Научная статья на тему 'ПРОИЗВОДИТЕЛЬНОЕ ХОЗЯЙСТВОВАНИЕ В СИСТЕМЕ НАЦИОНАЛЬНЫХ ИНТЕРЕСОВ РОССИИ'

ПРОИЗВОДИТЕЛЬНОЕ ХОЗЯЙСТВОВАНИЕ В СИСТЕМЕ НАЦИОНАЛЬНЫХ ИНТЕРЕСОВ РОССИИ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
27
11
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
производительное хозяйствование / рациональность / полезность / национальные интересы / глобализация / productive management / rationality / utility / national interests / globalization
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «ПРОИЗВОДИТЕЛЬНОЕ ХОЗЯЙСТВОВАНИЕ В СИСТЕМЕ НАЦИОНАЛЬНЫХ ИНТЕРЕСОВ РОССИИ»

Бабанов В.Н.1

д.э.н., профессор, Тульский филиал Российского экономического университета

babanov45@yandex. ru

ПРОИЗВОДИТЕЛЬНОЕ ХОЗЯЙСТВОВАНИЕ В СИСТЕМЕ НАЦИОНАЛЬНЫХ ИНТЕРЕСОВ РОССИИ

Ключевые слова: производительное хозяйствование, рациональность, полезность, национальные интересы, глобализация.

Keywords: productive management, rationality, utility, national interests, globalization.

Актуальность темы данной статьи можно обосновать следующими положениями.

Во-первых, производительное хозяйствование, согласно нашей точки зрения, является объективно существующей задачей и содержанием любой рациональной хозяйственной деятельности людей. Рациональность хозяйственной деятельности человека означает деятельность разумного человека, то есть человека, осознающего свою принадлежность к человеческому роду, понимающего свою ответственность за последствия своей индивидуальной и в составе сообщества хозяйственной деятельности, безальтернативно рассматривающего хозяйственную деятельность, как деятельность, результатом которой должна быть полезность как индивидуальная, так и общественная2. Принцип такой деятельности: не навреди себе и обществу.

Во-вторых, требуется уточнение состава, содержания и взаимосвязей национальных интересов в рамках системы, отвечающей задачам производительного хозяйствования и условиям её осуществления.

В этой связи, необходимо рассмотреть и проанализировать ту совокупность целей, задач и факторов, которая характеризует содержание, сущность и роль производительного хозяйствования в системе национальных интересов государства в условиях глобализации мировой экономики.

Прежде всего, поясним обоснованность акцента на производительном характере хозяйствования.

Дело в том, что «производительное хозяйствование» означает такой подход к организации и осуществлению хозяйственной деятельности, при котором доминирующей целью является производство и использование полезных для индивида и общества продуктов. Этот подход препятствует попыткам использовать имеющиеся у общества ресурсы для создания продуктов с нулевой или отрицательной полезностью.

Реализация указанного подхода потребует соответствующих изменений менталитета участников хозяйственной деятельности, включая как организаторов, так и исполнителей, создания необходимых систем и подсистем управления функционального, процессного, ситуационного характера.

Актуален также вопрос, что включает понятие «национальные интересы», и как будут трансформироваться национальные интересы России в условиях развития процессов глобализации?

Ответ на первую часть вопроса можно найти во многих источниках. Например, считается, что национальные интересы - это объективно значимые цели и задачи национального государства как целого; или: национальные интересы - это осознанные потребности государства, определяемые экономическими и геополитическими отношениями данного государства в данную эпоху, культурно-историческими традициями, необходимостью обеспечения безопасности, защитой населения от внешней угрозы и внутренних беспорядков, экологических катастроф и т. д.

Однако при этом не вполне ясным остается такой аспект вопроса, как учитывать и сглаживать особенности национальных интересов в многонациональном государстве, население которого имеет различные культурно-исторические традиции, различные взгляды на содержание хозяйственных процессов и полезность их результатов.

Не сглаженные отличия между этническими группами в многонациональном государстве могут стать серьезной проблемой для него в условиях качественного развития и расширения процессов глобализации. Концепция производительного хозяйствования могла бы стать объединяющей идеей и инструментом в создании единого жизненного пространства, приемлемого как для населения отдельного государства, так и для мирового сообщества в целом.

Для получения ответа на вторую часть вопроса рассмотрим некоторые положения, аргументы и примеры, отражающие мнение автора и некоторых аналитиков по ряду направлений глобальных процессов.

Одним из направлений движения процессов глобализации является мировая торговля. Однако не все исследователи единодушны во взглядах на роль торговли в глобализации. Одни исследователи считают, что мировая торговля повышает эффективность производства, и это в долгосрочной перспективе будет приносить пользу всем. Другие кри-

1 Профессиональные интересы: производительное хозяйствование.

2 Бабанов В.Н. Рациональное хозяйствование как фактор долгосрочного благосостояния экономических субъектов // Тула, Известия ТулГУ. Экономические и юридические науки. 2014. - № 5-1. - С. 331-337.

тикуют глобализацию и связывают её с целым рядом проблем: от бедности развивающихся стран до популизма в западных демократиях. Однако общая картина указывает на значительную поддержку идей глобализации.

Исторический опыт показывает, что все страны, достигшие высокого материального благосостояния, сделали это, по крайней мере частично, благодаря торгово-экономической деятельности. В то же время, критикам нетрудно найти примеры того, когда глобализация создавала значительные проблемы.

Критика глобализации достигла кульминации, проявившись, среди прочего, в жестких дебатах во время саммита ВТО в Сиэтле в 1999 году и саммита ЕС в Гетеборге в 2001 году.

Общеизвестен факт обсуждения вопроса «о футболках», послуживший поводом для фундаментального исследования профессором Пьетрой Риволи процессов в мировой экономике.

Во время антиглобализационного митинга в Джорджтауне американский экономист Пьетра Риволи услышала, как один из выступавших с критикой глобализации задал аудитории возмущенные вопросы о футболках и о том, как они были изготовлены. Было высказано предположение о том, что, может быть, футболки сшили вьетнамские рабочие-дети, прикованные цепями к швейным машинам, которым даже не разрешали сделать паузу, чтобы сходить в туалет?

Риволи преподавала экономику в бизнес-школе, и ей стало ясно, что, если бы критики глобализации понимали немного больше, как работают рынки, они не были бы столь критичны к экономической глобализации. Поэтому она решила узнать, как делаются футболки.

Риволи выяснила, что то, что часто называют свободной торговлей как сторонники, так и критики, очень далеко от свободной торговли. Любому, кто хочет понять экономическую глобализацию и ее последствия, в первую очередь не нужно понимать, как работает рыночная экономика. Им нужно разбираться в политике. На самом деле мировая торговля недостаточно политизирована таким образом, что аргументы критиков о прогрессе рыночных сил полностью не достигают цели. Но, с другой стороны, это также защищает мировую торговлю, основанную на базовой теории торговли, как это описано в учебниках.

В книге «Путешествия футболки в мировой экономике» Риволи рассказывает1 как она покупает футболку за шесть долларов (несмотря на предложение получить две за десять долларов) в одном из многочисленных магазинов Флориды. Она отмечает, что компания в Майами напечатала текст «Флорида» на рубашке, которая, согласно нашивке, вшитой в шов, изготовлена в Китае. В дополнение к описанию своего исследования происхождения футболки Риволи дает читателю соответствующий исторический, экономический и политический контекст, который делает ситуацию понятной. Как она и ожидала, футболка была сшита в Китае из китайской хлопчатобумажной ткани. Она посещает фабрику свитеров, а затем текстильную фабрику в Шанхае, но, когда она спрашивает, откуда берется сам хлопок, ответ несколько неожиданный - он поступает из Техаса в Соединенных Штатах.

Таким образом, футболка, которая дешево продавалась во Флориде, была изготовлена из хлопка, выращенного недалеко от Флориды, в штате Техас. Но ткань была соткана, и свитер был сшит на другой стороне земного шара, прежде чем его снова перевезли в Соединенные Штаты, чтобы продать по цене дешевого гамбургера. Таким образом, движение футболки по всему миру можно интерпретировать как наглядный пример недостатков в понимании рыночной логики, что не так просто. Китайские футболки изготавливаются из хлопка из Техаса, в первую очередь не из-за рыночных сил, а потому, что хлопковая промышленность США пользуется субсидиями и политической поддержкой со времен рабства.

Выращивание хлопка - сложная задача, говорит Риволи, потому что его нужно собирать быстро, в нужное время и вручную, по крайней мере, до относительно недавнего времени. Поэтому производителям хлопка требуется большое количество рабочей силы в сжатые сроки в течение короткого периода времени, что трудно решить для сельскохозяйственной экономики.

Исторически решением было ограничение свободы, вызванное рабством. В рассматриваемый период китайская рабочая сила была дешевой. И не только потому, что Китай беден, но и потому, что китайская плановая экономика намеренно снижала заработную плату, чтобы стимулировать китайский экспорт.

Поэтому перемещение «футболок» по всему миру является логическим следствием политического вмешательства и регулирования. Где и как выращивали бы хлопок и шили футболки, если бы не плановая экономика Китая и отголоски рабства в США, не совсем легко понять. Но книга Риволи о футболках дает хорошее понимание того, как работает современная мировая экономика.

На существование другой проблемы, которую нельзя не учитывать в проблеме национальных интересов в условиях глобализации указывает шведский специалист Эндрю Берг2.

Берг считает, что растет интерес к использованию государственных ресурсов. Речь идет о так называемых «амбарах», в которых аккумулируются государственные ресурсы. Этот иносказательный язык часто использовался с 2014 года тогдашним министром финансов Швеции Магдаленой Андерссон и породил своего рода денежно-кредитную теорию, которая переворачивала налогово-бюджетную политику правительства.

Как отмечал в своей книге бывший премьер-министр Швеции Йоран Перссон: «Тот, кто в долгах, не свободен -моя история о том, как Швеция восстановила здоровые государственные финансы»3. Книга способствовала упрочению шведской социал-демократии, которая была убеждена, что Швеции нужны сбережения и рационализация.

1 Риволи П. Путешествия футболки в мировой экономике. - М.: Баланс-Клуб. 2007. - 336 с.

2 Берг Э. Ни ростовщики, ни хорошо заполненные амбары не являются решением шведских социальных проблем // Новости дня. 2021. - 28 мая.

3 Перссон Й. Мой путь, мой выбор. - Стокгольм: Альберт Боннирс фёрлаг. 2007. - 18 с.

Современная точка зрения шведских правящих кругов заключается в том, что, образно говоря, у государства буквально не могут закончиться деньги, и оно не может обанкротиться, если само определяет порядок налогообложения и само печатает деньги.

Однако тот факт, что государство может создать любую сумму денег, не означает, что оно должно это делать. Дело в том, что фактические ресурсы экономики остаются ограниченными. Рабочая сила, время и природные ресурсы не увеличиваются, потому что денежная масса увеличилась.

Конечно, государство могло бы, создавая деньги, использовать их для найма большего числа работников. Но это работало бы только в том случае, если бы рабочая сила была доступна и имела соответствующее образование.

Может показаться новаторским подходом: печатать деньги и использовать их для финансирования всего в государственном секторе. Как и в случае повышения налогов, доля государственного сектора в экономике будет расти.

Но этот метод не является ни новым, ни инновационным. Это явление называется инфляционным налогом, или «сеньоражем».

Обычно он используется странами, которые не обладают необходимыми административными возможностями для сбора налогов, но способны расширить процесс печати банкнот.

Как показывает опыт, проблема здесь не в том, что трудно собирать налоги, а в том, что сложно эффективно использовать налоговые деньги.

Сложность заключается в расстановке приоритетов между разными категориями работников; в организации государственного сектора таким образом, чтобы сделать его гибким, персонализированным и в то же время обеспечивающим равенство работников; в создании рынка труда, на котором молодые люди и иммигранты могли бы быстро получить работу; в осуществлении правильных государственных инвестиций.

Вопрос, в итоге, заключается в том, что из упомянутого выше отвечает национальным интересам того или иного государства?

Актуальным становится вопрос о влиянии на национальные и глобальную экономики такого явления, как пандемия.

Вспышка пандемии в 2020 году ввергла мир в глубокий экономический кризис. Прямое воздействие на здоровье, добровольное социальное дистанцирование и политически контролируемые закрытия привели к тому, что значительная часть мировой экономики бездействует или падает. Во многих странах безработица стала самой высокой со времен кризиса 1990-х годов, государственные расходы увеличились, а новые ограничения усилили кризис предложения.

В дополнение к борьбе с распространением инфекции внимание должно быть сосредоточено на том, как можно ограничить глубину и продолжительность экономического кризиса, чтобы иметь возможность быстро выйти из него с как можно меньшим долговременным ущербом. Другими словами, что нужно предпринимать для того, чтобы сделать экономические кризисы более редкими и мягкими, а восстановление - быстрым.

Цель должна состоять в том, чтобы экономические кризисы были редкими и мягкими, а восстановление - быстрым.

Исследуя эту проблему, шведский профессор Кристиан Бьернсков рассмотрел взаимосвязь между экономической свободой и экономическими кризисами1. Он проанализировал 389 кризисов в период с 1993 по 2017 год, сравнив их последствия с индексом экономической свободы стран.

Экономическая свобода понималась как право свободно производить, потреблять и инвестировать, и измерялась степенью защищенности прав собственности, возможностью инвестирования, низкой степенью регулирования и отсутствием правовых барьеров для предпринимательской деятельности.

Экономический кризис определяется как ежегодный рост экономики ниже - 0,2 процентов.

Глубина кризиса измерялась снижением ВВП на душу населения в период экономического спада, а также продолжительностью этого периода до восстановления экономики.

Как показал анализ, большая экономическая свобода связана с меньшим риском кризиса. Для примера: если средний уровень риска кризиса в мировой экономике составляет медианное значение 15 процентов, то страны с низкой экономической свободой, если она на десять единиц ниже среднего по стобалльной шкале, имеют уровень риска кризиса выше - 18,4 процентов, в то время как государства с высокой экономической свободой (на десять единиц выше среднего) имеют средний уровень риска - 12,7 процентов.

Приведенные выше результаты указывают, что страна, которая на десять единиц ниже медианы, например, Аргентина или Украина, имеет на пятьдесят процентов более высокий риск возникновения кризиса и испытывает на пятьдесят процентов больший экономический спад, когда разразится кризис, по сравнению со страной, которая на десять единиц выше медианы, такой, как Австрия или Япония.

Результаты обусловлены, в первую очередь, свободой от регулирования: чем более либерализована экономика, тем меньше риск кризиса. Прошлые кризисы, например, финансовый кризис 2008 года, привели к ужесточению регулирования и уменьшению экономической свободы как со стороны национальных правительств, так и со стороны наднациональных организаций. Широкое регулирование усиливает глубину кризисов и увеличивает издержки, которых можно было бы избежать.

Сокращение налогов, регулирования, субсидий, адресной поддержки и государственного вмешательства в рынки должно быть приоритетом антикризисной политики. В отличие от других стимулов, это почти ничего не стоит и

1 Бьернсков К., Каспийский Р. Свобода 11 ноября.

- лучшая защита от экономического кризиса // Сегодня. Промышленность. 2020. -

может сыграть важную роль в ускорении восстановления как для пострадавших отраслей, так и для новых компаний, возникающих в ходе структурных преобразований.

Сегодня предприниматели тратят в среднем 10 часов в неделю на администрирование, и развитие идет в неправильном направлении, а затраты на соблюдение различных нормативных актов ежегодно увеличиваются, а компаниям из года в год становится все труднее соблюдать государственные правила.

В качестве одного из компонентов национальных интересов необходимо заложить основу для снижения риска будущих кризисов за счет более высокой степени экономической свободы и более низкой степени регулируемой экономики.

Наряду с проблемами национального уровня следует иметь в виду и проблемы глобального характера.

Во второй половине XX столетия современная цивилизация столкнулась с кризисом, угрожающим ее существованию. Человечество не нашло еще надежных средств предотвращения глобальных катастроф - военного, экономического, технологического, экологического и иного характера. Более того, угроза этих катастроф постоянно воспроизводится действием военно-политических, экономических, социальных механизмов и структур, сложившихся на предшествующем этапе истории. Усилия же стран и народов в решении общих проблем человечества до сих пор не объединены.

Платформой для объединения может служить концепция производительного хозяйствования, которая по своему содержанию и цели отражает общий для национального и мирового сообщества путь к устойчивой жизнедеятельности, который объединяет национальные интересы суверенных государств с интересами всего населения планеты.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.