Научная статья на тему 'История становления моделей современной экономической системы'

История становления моделей современной экономической системы Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
2102
309
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Вестник университета
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ГОСУДАРСТВО / РЫНОЧНАЯ ЭКОНОМИКА / ЭКОНОМИЧЕСКАЯ МОДЕЛЬ / ЭКОНОМИЧЕСКИЙ РОСТ / ГОСУДАРСТВЕННОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ЭКОНОМИКИ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Тетерина Татьяна Евгеньевна

В статье рассматривается история становления и развития национальных моделей современной экономической системы. Показаны характерные особенности американской, германской, шведской и японской экономической модели.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE HISTORY OF THE FORMATION OF MODERN ECONOMIC SYSTEM

The article discusses the history of formation and development of national models of modern economic system. Shows the characteristic features of American, German, Swedish and Japanese economic model.

Текст научной работы на тему «История становления моделей современной экономической системы»

УДК 330.342 Т.Е. Тетерина

Tatiana Teterina

ИСТОРИЯ СТАНОВЛЕНИЯ МОДЕЛЕЙ СОВРЕМЕННОЙ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ СИСТЕМЫ

Аннотация. В статье рассматривается история становления и развития национальных моделей современной экономической системы. Показаны характерные особенности американской, германской, шведской и японской экономической модели.

Ключевые слова: государство, рыночная экономика, экономическая модель, экономический рост, государственное регулирование экономики.

THE HISTORY OF THE FORMATION OF MODERN ECONOMIC SYSTEM

Annotation. The article discusses the history of formation and development of national models of modern economic system. Shows the characteristic features of American, German, Swedish and Japanese economic model.

Keywords: state, market economy, economic model, economic growth, government regulation of the economy.

Каждой стране присущи свои национальные модели организации системы хозяйствования. Они отличаются друг от друга своими «национальными коэффициентами смешения» разных форм собственности, рынка и государственного регулирования, капитала и социальности, экономической и постэкономической сторон. Эта особенность зависит от многих факторов: уровня и характера материально-технической базы, исторических геополитических условий формирования общественного устройства, национальных и социокультурных особенностей страны, влияния тех или иных социально-политических сил и т.п. Более того, в смешанной экономике, как правило, может доминировать та или иная сторона параметров. Всего в мире насчитывается несколько моделей, хотя это деление условно, то можно выделить американскую (страны англосакские), германскую (страны западной Европы), шведскую (страны северной Европы), японскую (страны юго-восточной Азии) модели. Рассмотрев каждую модель можно понять в чем их различие.

Американская модель. В своем историческом развитии американская модель экономики прошла большой исторический путь. За 300 лет с момента открытия Америки колонизаторами было освоено ее восточное побережье и юг - от Флориды до Техаса. На юге сложился плантаторский тип хозяйствования с использованием рабов из Африки. Несмотря на использование невольнического труда, эффективность хозяйства юга была достаточно высокой. На северо-востоке фермерские хозяйства мирно уживались с мануфактурным производством, судостроением и производством алкоголя. К 1860 г. США характеризовались следующими показателями: население 31,5 млн чел., в том числе 4 млн рабов; 1100 хлопчатобумажных фабрик с 5 млн веретен; 1 млн т чугуна, 14 млн т угля, 49 тыс. км железных дорог, доля сельского населения - 59 %, численность занятых в промышленности и строительстве - 2,1 млн чел., на транспорте и в торговле - 0,8 млн чел., общая стоимость продукции фермеров - 1,2 млрд долл., доля в мировой промышленности - 17 %, в том числе 0,9 млн т хлопка - 66 % его мирового производства [1].

В 1862 г. президент Линкольн подписал акт, давший любому гражданину США за 10 долл. приобрести участок земли до 65 гектар. Через пять лет личной обработки эта земля переходила в полную частную собственность. Более миллиона семей воспользовалась этим правом за 20 лет, тем самым были заложены основы американской модели рыночной экономики. В дальнейшем две мировые войны и кризис 1929-1933 гг. внесли некоторые коррективы в эту модель, добавив туда государственное регулирование экономики.

Сегодня для США характерно прогнозирование и стратегическое планирование. Оно обеспе-

© Тетерина Т.Е., 2015

чивает основу для всех управленческих решений. При разработке стратегического плана учитывается ряд важнейших факторов: технологические, экономические, социальные, политические, рышочные, международные, конкурентные.

Важнейшим инструментом государственного регулирования экономики США является государственный (федеральный) бюджет. Бюджетно-налоговое регулирование применяется правительством прежде всего для сглаживания остроты кризисных явлений и для создания стимулов по поддержанию темпов экономического роста.

В настоящее время в США возрастает экономическая роль государства с целью создания экономики, базирующейся на современном уровне науки. Для этого она наращивает расходы на научно-исследовательские и опытно-конструкторские разработки в области новейших технологий, оказывает финансовую помощь ученым, инженерам. В порядке помощи мелким фирмам только в виде поддержки 27 центров распространения технологий тратят в общей сложности 50 млн долл. в год.

Налоговая система в США включает прямые и косвенные налоги (акцизы). Применяется льготное налогообложение. В США развита кредитная система. В США целый ряд отраслей именовались «регулируемыми», потому что в отношении их действовал особый правовой режим. Так, в начале 1980-х гг. федеральные органы контролировали параметры ценообразования, производства продукции в отраслях на которые приходилось около 24 % ВНП (гражданская авиация, железные дороги, автомобильный грузовой транспорт, телефонная связь были национализированы). Но регулирование отраслей все больше оказывалось направленным в пользу производителей, а не потребителей, поэтому в США стало осуществляться «дерегулирование», т.е. снятие ограничений на предпринимательскую деятельность.

Таким образом, система, функционирующая в США, представляет собой либеральную модель развития.

Германская модель. Предпосылки развития в Германии социальной рыночной экономики начинаются уже в первое десятилетие после окончания второй мировой войны. Бурное развитие и возрождение германской (в то время ФРГ) экономики поразило даже экономистов, это даже называли «экономическим чудом». Послевоенная Германия представляла собой страну без сырья и продуктов, без функционирующей транспортной системы, с морально подавленным населением, где голод и страх убили надежду на будущее.

В условиях экономического хаоса, разрушения промышленности и товарного голода, а также руководствуясь своими послевоенными целями, достижение которых предполагало наличие экономического контроля, союзники решили сохранить элементы административной экономики, которые остались до 1948 г. Первой предпосылкой к возникновению социального рыночного хозяйства явилось заключение соглашения о восстановлении государственности, заключенное в 1948 г. западными союзниками, которое содержало основные направления создания Федеративной Республики.

Следующим важным шагом на пути к рыночному хозяйству явилась валютная реформа, которая одним ударом изменила протекание экономических процессов. В результате ее уже к 1953 г. практически исчез «черный рынок», появились товары, вовсю восстанавливалась транспортная система, закипели строительные работы. Подъем начался стремительными темпами и огромным размахом во всех областях экономической жизни Германии. Валютная реформа дала огромный толчок экономике. Можно сказать, именно валютная реформа сделала возможным следующий шаг на пути к рыночной экономике - отмену административной экономики.

Дальше была дана свобода внешней торговле и конкуренции, что было необходимо для свободного ценообразования и формирования платежеспособного спроса. Был установлен эффективный контроль за монополиями и их ценообразованием, чтобы воспрепятствовать злоупотреблению экономическим могуществом. Все это создало важную законодательную базу для построения в ФРГ социальной рыночной экономики.

За годы развития экономика Германии во многом изменилась, пройдя путь от восстановления рыночного хозяйства ФРГ до развитой рыночной экономики объединенной Германии. Ее современное состояние можно охарактеризовать, используя основные элементы социально-экономического порядка: действующие в наше время правовые основы, главные экономические и социально-политические цели и важнейшие инструменты, применяемые для их достижения. Наиболее важной особенностью политики, проводимой в Германии в области собственности, является противодействие необоснованной концентрации ее в руках государства, фирм и частных лиц путем наращивания общего количества собственников. В сфере денежного обращения самое важное учреждение для денежного порядка Германии - это Немецкий федеральный банк, а самый важный для денежного обращения закон - это закон о Немецком федеральном банке. Несмотря на независимость Немецкого федерального банка, существует его тесная взаимосвязь с правительством Германии.

Таким образом, можно проследить путь Германии от разрухи и действительно нулевой точки к современному высокоразвитому государству с сильной социальной рыночной экономикой. Прогрессивная система конкуренции, развитая социальная структура сделали свое дело. Было создано хозяйство, основанное на свободах как личных, так и экономических, в котором человек выступает не в качестве «инструмента» производства, а воспринимается как личность, имеет права, социальные гарантии. Социальная рыночная экономика на примере Германии продемонстрировала свою эффективность и можно с уверенностью сказать, что социальная рыночная экономика обеспечивает больший технический, цивилизованный, экономический и социальный прогресс, чем любые другие менее свободные и социально ориентированные экономические структуры.

Шведская модель. Термин «шведская модель» возник в связи со становлением Швеции как одного из самых развитых в социально-экономическом отношении государств. Он появился в конце 1960-х гг., когда иностранные наблюдатели стали отмечать успешное сочетание в Швеции быстрого экономического роста с обширной политикой реформ на фоне относительной социальной бесконфликтности в обществе. В шведской политике явно выделяются две доминирующие цели: полная занятость и выравнивание доходов, что и определяет методы экономической политики.

Шведская разновидность государства всеобщего благоденствия получила развитие в результате перехода страны на кейнсианские принципы управления экономикой. В шведском «доме для народа» высокий уровень жизни и социальной защищенности, обеспечиваемых для большинства населения, сочетается с почти полной занятостью, а социальное обеспечение, финансируемое за счет широкомасштабного перераспределения через налоги и государственный бюджет высокой доли доходов населения, носит универсальный характер. Экономическое регулирование в Швеции имеет достаточно всеобъемлющий и широкий характер: государство контролирует не только доходы и прибыли, но и использование капитала, рабочей силы, а также цены через антимонопольное законодательство. Государство превратилось в Швеции в крупнейшего нанимателя рабочей силы, обеспечивая рабочие места примерно для трети экономически активного населения. Около 65 % населения Швеции получают почти все свои доходы из общественных фондов, и только 35 % трудятся в рыночном секторе экономики.

Высокая экономическая эффективность промышленности Швеции и высокий уровень благосостояния ее населения основываются на развитом инновационном секторе ее экономики и специализации на производстве наукоемкой продукции. В стране существует около 500 тыс. малых предприятий, на которых работает почти треть всех занятых в шведской промышленности. Ежегодно возникает примерно 20 тыс. предприятий. Именно малые предприятия делают наибольший вклад в научно-технические разработки и внедрение, создают новые виды товаров, услуг и технологий.

Сохранение в будущем двух основных целей шведской модели - полной занятости и равенства - видимо, потребует новых методов, которые должны соответствовать изменившимся условиям [3].

Японская модель. Особенности японской модели экономики лежат в ее истории и менталитете японцев. В середине XIX в. император Мацухито проводит радикальные экономические реформы, которые выводят страну из эпохи средневековья и в стране бурно начинают развиваться капиталистические отношения. Вместо феодальных княжеств учреждаются префектуры, вводятся три сословия вместо четырех, упраздняются цеха и гильдии и ограничения на выбор профессии. Появляется свободная торговля. Вводится единая валюта - иена. Проводится земельная реформа, по которой крестьяне получили долю в земельном фонде. Вводится частная собственность. Проводится политика заимствования научных достижений. Происходит милитаризация страны. Государство за собственный счет организовало множество фабрик и заводов, верфей, арсеналов, оснащенных европейским оборудованием.

Экономический рост в стране продолжался 20 лет. За это время объем сельскохозяйственной продукции вырос в 3,5 раза, протяженность железных дорог выросла в 20 раз, были созданы тысячи новых промышленных предприятий. Выросла сеть военных государственных заводов, которые к началу XX в. составляли 40 % от всех государственных предприятий. Темпы экономического роста Японии в начале XX в. составляли 12 % в год, что в несколько раз больше, чем темпы роста в таких странах, как США, Франция, Германия, Великобритания. Милитаризация экономики и усиление полицейского режима в условиях экономического подъема сопровождались восстановлением мощи древних феодальных кланов: Мицуи, Мицубиси, Фурукава, Ясуда, Аноко, Кавасаки, которые превратились в торгово-промышленные корпорации, активно использующие практику пожизненного найма и патерналистских отношений с рабочими [1].

Сегодня особенность общегосударственного регулирования в Японии заключается в использовании системы социально-экономических планов и научно-технических программ как инструментов правительственного регулирования экономики. Цель таких планов-прогнозов заключается в том, чтобы дать правительству и предпринимательским кругам общую ориентировку, рекомендации для руководства экономическим и социальным развитием различных отраслей народного хозяйства и регионов страны. Основным средством достижения социально-экономических целей является технологическое развитие, ориентированное на отраслевую структуру промышленности в зависимости от конкурентоспособности продукции на мировом рынке.

В последние годы, когда японская промышленность вышла на открытую борьбу с фирмами США и ЕЭС за рынок высококвалифицированных рабочих и продукции, правительство и частный сектор вынуждены были резко увеличить затраты на науку и технологии, притом средства стали направляться прежде всего в базовые исследования. Правительство стимулирует исследования и разработки посредством налоговых льгот и ускоренной амортизации. В частности, по предприятиям, выпускающим новую продукцию, налоговые льготы могут достичь 25 или 50 %, а в отношении особо важных изделий разрешается производить в первый год амортизационное отчисление до 25 % объема продаж. Существуют и другие виды налоговых льгот.

Особенностью Японии является умелое преодоление кризисных явлений. Темпы экономического роста в Японии достаточно высокие (6-10 % в год). Но это не означает, что в ходе хозяйственного развития не встречалось никаких проблем. В течение последних 20 лет Японии пришлось столкнуться с двумя крупными проблемами: нефтяным кризисом (1973 г.) и кризисом «высокой йены» в 1985 г. [2].

Таким образом, характерными особенностями японской экономической модели можно назвать:

- высокую квалификацию работников и их преданность интересам фирмы, поощряемые пожизненным наймом;

- высокое качество оказываемых государством услуг (особенно в образовании);

- тесные связи между банками и другими фирмами.

Библиографический список

1. Березин И.Н. Краткая история экономического развития: учебное пособие / И.Н. Березин. - М.: Русская деловая литература, 1999. - 288 с.

2. Соколинский В.М. Экономическая теория: учебное пособие / В.М. Соколинский, В.Е. Корольков. - М.: КноРус, 2008. - 464 с.

3. Экономика: учебник / Под ред. Ю. Григорьева. - М.: Воениздат, 2009. - 208 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.