Научная статья на тему 'Азиатская модель как вторая модель рынка'

Азиатская модель как вторая модель рынка Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
4545
431
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЭКОНОМИЧЕСКИЕ МОДЕЛИ / АЗИАТСКАЯ ЭКОНОМИЧЕСКАЯ МОДЕЛЬ / ПРИОРИТЕТНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Рамазанов Ж. Ш.

Рассматриваются экономические модели рынка. Анализируются особенности экономических моделей, дана краткая оценка каждой из них. Дана подробная характеристика азиатской модели, проанализированы ее преимущества и недостатки.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ASIAN MODEL AS THE SECOND MARKETING MODEL

Economic models of market have been considered. Peculiarities of economic models were analyzed; brief estimation of each of them was given. Detailed characteristic of Asian model was given; its advantages and disadvantages were analyzed.

Текст научной работы на тему «Азиатская модель как вторая модель рынка»

УДК 332.122(520)

АЗИАТСКАЯ МОДЕЛЬ КАК ВТОРАЯ МОДЕЛЬ РЫНКА

Ж.Ш. Рамазанов

Томский политехнический университет E-mail: kirivi@sibmail.com

Рассматриваются экономические модели рынка. Анализируются особенности экономических моделей, дана краткая оценка каждой из них. Дана подробная характеристика азиатской модели, проанализированы ее преимущества и недостатки.

Ключевые слова:

Экономические модели, азиатская экономическая модель, приоритетные направления.

Картину мира, по признаку взаимодействия государства и экономики, невозможно понять без некоторой типологизации национальных примеров взаимодействия. В экономической литературе такая типологизация связана с использованием устоявшегося термина «модель экономики».

Термин «национальная модель» был введен в научный оборот относительно недавно, в последней четверти XX в. Само понятие «модель» имеет несколько трактовок. Среди них к реалиям мировой экономики применимы лишь две. В первой модели

- это схематичное описание какого-либо явления или процесса в обществе. Вторая модель - это образец, служащий эталоном для воспроизведения.

Всплеск научного и практического интереса к имеющимся в мировой экономике национальным моделям возникает тогда, когда в той или иной стране происходит глубокое реформирование стратегии и механизма экономического развития и, естественно, возникает проблема выбора наиболее достижимого и привлекательного образца подражания. В дискуссиях о традиционной теории экономических систем обычно затрагиваются вопросы сочетания рынка и государства. Однако ограничение рамок сложившихся экономических систем лишь этими двумя структурами иногда может помешать выявлению национальной специфики системы - ведь кроме них могут существовать некие механизмы историко-культурного характера, призванные дополнить роль, выполняемую рынком и государством. Это прежде всего относится к странам Восточной и Юго-Восточной Азии. Активный рост экономики этих стран вызывал большой интерес к Азиатской модели экономического развития, опирающейся на своеобразный симбиоз государства и бизнеса.

Современной экономической теории известно большое количество экономических моделей развития экономики. Следует проанализировать данные модели.

Первой моделью является социально-экономическая модель США. Особенности американской модели характеризуются традиционной и формирующей новый облик экономикой. В традиционной экономике государство создает необходимые условия для развития бизнеса, поддерживает предпринимательскую активность; удельный вес государ-

ства в производственном ВВП относительно невелик. Он, создавая только 12 % ВВП, представлен лишь в таких отраслях экономики, как атомная энергетика, образование и здравоохранение. Государственное вмешательство в экономику ограничено. Но можно выделить несколько направлений вмешательства в экономику со стороны государства. К ним относятся: эмиссия денег и денежное регулирование как безусловная прерогатива государства; создание и поддержание правовой базы рыночных отношений, включая законодательную защиту частной собственности и прав потребителей; поддержание конкурентной среды и меры, направленные на недопущение монополизации экономики; обеспечение так называемых «общественных благ», включая образование, фундаментальные науки, реализацию задач по обороне страны, правоохранительные функции и т. д.; минимизация негативных побочных эффектов от рыночной действительности [1].

Эти характеристики являются основой экономической модели США. Но в последние десятилетия важное значение приобретают иные экономические тенденции.

Во-первых, США все большее внимание уделяет диверсифицированному и мелкосерийному производству, которое способно быстро адаптироваться к изменениям. Поставленная цель достигается за счет распространения новых поколений техники.

Во-вторых, структура американской экономики становится все более наукоемкой. С одной стороны, он определяется общим увеличением расходов на НИОКР. С другой стороны, производственные результаты некоторых отраслей экономики зависят от расходов на НИОКР Расходы на НИОКР в 2004 г. превысили 280 млрд USD. Этот показатель явился самым высоким за всю историю страны.

В-третьих, Соединенные Штаты стали уделять внимание информации. Это послужило предпосылкой в формировании информационной инфраструктуры в производстве. Информационная инфраструктура превратилась в важнейший элемент производственной инфраструктуры.

Накопленная информация обрабатывается при помощи современной электронной техники. Процесс обработки информации лежит в основе информационной инфраструктуры.

В-четвертых, перемены происходят в отношениях собственности. Здесь более 80 % всех доходов создавалось в корпоративном секторе хозяйства.

Первые годы XXI в. были тяжелыми для Соединенных Штатов. Очередной циклический кризис оказал отрицательное влияние на экономику государства. В 2001 г. сокращение ВВП составило 1,4 %.

Несмотря на серьезные проблемы, США смогла преодолеть их, что свидетельствует об эффективности и адаптивности данной модели.

Также большое внимание следует уделить социально-экономической модели Германии. Из всех событий, произошедших в немецкой истории в первое десятилетие после окончания Второй мировой войны, наибольшее внимание привлекла к себе немецкая экономическая политика. С данной экономической политикой связывается экономическое возрождение, именуемое «чудом».

После окончания войны Германия была в катастрофическом положении. В общей сложности потерю мощностей германского народного хозяйства в результате войны и ее последствий можно оценить в 50 % от довоенного уровня. Оставшаяся часть реального капитала была большей частью устаревшей и изношенной. Тот факт, что 15 лет спустя западная часть этой разгромленной страны вышла на 1 место в Европе по уровню экономического развития, был единодушно охарактеризован как «немецкое чудо». Главным идеологом и архитектором «немецкого чуда» был профессор Мюнхенского университета, впоследствии ставший Федеральным канцлером, Л. Эрхард. Частную инициативу и конкуренцию в сочетании с активной ролью государства Эрхард считал важными рычагами в возрождении экономики. Важнейшим элементом социального рыночного хозяйства считался мелкий и средний бизнес - «основа благосостояния для всех», и политика государства направлялась на его всемерную поддержку и развитие. Проводимые Л. Эрхардом реформы оказали большой положительный эффект на экономику Германии: возросли темпы роста промышленного производства, ВВП, сократилась безработица. Однако 1967 г. ознаменовал конец «немецкого чуда». Но незначительный спад, отмеченный в этом году, не означал прекращения фазы экономического роста. До настоящего времени экономика Германии претерпевала спады и подъемы.

Таким образом, основными характеристиками Германской экономической модели являются:

• «смешанная экономика», в которой достаточно весома доля государственной собственности;

• макроэкономическое регулирование осуществляется не только средствами кредитно-денежной и налогово-бюджетной политики, но и охватывает другие сферы экономики (структурная, инвестиционная политика) и трудовых отношений (регулирование занятости);

• особое значение для государственных органов имеет поддержание конкурентных отношений в

экономике, которое обеспечивается средствами структурной политики и содействием развитию малого и среднего бизнеса;

• высокая доля госбюджета в ВВП («государство благосостояния»);

• развитая система социальной поддержки населения при ведущей роли в ней государства, расходы которого по этой линии составляют значительную часть государственного бюджета.

Еще одна из экономических моделей, привлекшая внимание ученых - это шведская модель. Термин «шведская модель» появился в конце 60-х гг. прошлого века. В этот период в Швеции наблюдались быстрый экономический рост, проведение реформ и в то же время социальная бесконфликтность. Шведская модель отождествлялась с наиболее развитой формой государства благосостояния [2].

Но смысл у этого, теперь уже устойчивого, словосочетания был разный и зависел от того, на что именно больше обращал внимания тот, кто его употреблял. В Швеции наблюдалось сочетание рыночных отношений и регулирования со стороны государства.

Еще одной отличительной чертой шведской модели являлось то, что в шведской экономической политике явно выделились две цели:

• полная занятость;

• выравнивание доходов.

Экономисты определяют шведскую модель как сочетание полной занятости (уровень официальной безработицы - ниже 2 % деятельного населения) и стабильности цен за счет проведения рестриктивной экономической политики.

Таким образом, шведская модель - это очень эффективная социально-экономическая модель. Об этом свидетельствуют высокие показатели экономики и уровня жизни населения.

В последнее время все больший интерес вызывает азиатская экономическая модель. На протяжении последних десятилетий темпы роста экономики стран Восточной и Юго-Восточной Азии стали вызывать большой интерес у многих ученых. Связано это с тем, что эти страны использовали стратегию «догоняющего развития». Больших результатов достигли такие страны, как Тайвань, Сингапур, Малайзия, Таиланд и Индонезия. Когда-то эти страны отставали в своем развитии. Эти страны стали применять накопленный в развитых странах опыт и технологии. Исследователи утверждают, что заимствование технологий у более развитых и передовых стран ускоряют процесс роста экономики. Концентрация стран в одном географическом регионе, использовавших данную стратегию, а также схожие методы стимулирования экономического роста стали причиной возникновения термина «азиатская модель» экономического развития.

В настоящее время многие экономисты исследуют основные характеристики азиатской модели,

чтобы выявить ее особенности. Опыт стран Восточной и Юго-Восточной Азии может быть полезен для других развивающихся стран. Применение данной модели может также ускорить процесс роста экономики у этих стран. Япония, которая в послевоенный период явила собой пример построения оптимального варианта экономической системы на стадии индустриального общества, или так называемой системы догоняющего типа. Ее отличительными чертами были высокая степень государственного вмешательства в экономику и наличие специфической формы организации бизнеса

- так называемого группирования. На современном этапе, однако, эти черты превратились в тормоз на пути к постиндустриальному обществу и стали объектами реформирования сложившейся экономической системы. Экономическая система послевоенной Японии отличалась от других развитых стран сравнительной слабостью элементов свободного рынка. Это было обусловлено большой ролью в ней двух других системообразующих структур - государства и так называемого группирования в сфере бизнеса.

Стратегическим направлением политики роста в послевоенный период было всемерное стимулирование накопления капитала. Этот курс в значительной степени основывался на таких рычагах, как огромные государственные инвестиции в расширение и совершенствование экономической инфраструктуры, субсидии, дешевый кредит, различные налоговые и амортизационные льготы для стимулирования внутренних и внешних источников финансирования инвестиций частных предприятий, научно-технического прогресса и экспорта. В частности, в этом процессе большую роль сыграли налоговые стимулы для мелких сбережений населения [3].

Большую роль в становлении капиталистической промышленности в конце XIX в. сыграла практика создания государственных предприятий с последующей их передачей в частные руки, субсидирование предприятий и высокие защитные пошлины. Подобная практика, базирующаяся на теснейших связях предпринимательских кругов с государственным аппаратом, способствовала усилению позиций государственной бюрократии в хозяйственной жизни страны.

В результате одной из самых характерных черт, сложившейся в послевоенной Японии экономической системы, стал органически присущий ей механизм оперативного государственного вмешательства в деятельность частных предприятий, известный под названием «административного руководства». Именно он обеспечивал слаженность и согласованность действий правительственного аппарата и частного бизнеса, быструю реакцию соответствующих ведомств на нужды бизнеса, что послужило даже основанием для появления на Западе идеи о Японии «как едином акционерном обществе».

Таким образом, отличительными чертами экономики догоняющего типа являются:

• высокая степень государственного вмешательства в экономику;

• наличие специфической формы организации бизнеса;

• государственные инвестиции в расширение и совершенствование экономической инфраструктуры;

• стимулирование внутренних и внешних источников инвестиций;

• протекционистская политика государства.

В основе «административного руководства» лежал авторитет исполнительных органов власти. Организационной формой, обеспечивавшей постоянное контактирование государственного аппарата с предпринимателями, служили многочисленные совещательные комитеты при различных министерствах и ведомствах, связанных с управлением экономикой. В рамках этих комитетов, состоящих в основном из представителей государственной бюрократии и крупного бизнеса, вырабатывались согласованные решения по вопросам экономической политики. Согласование этих решений опиралось, как правило, на определенные финансовые стимулы, но иногда носило характер традиционного подчинения.

Эффективность этой политики во многом была обусловлена тем, что она сочетала ограничение внешней конкуренции (посредством протекционистской торговой и валютной политики) со стимулированием внутриотраслевой конкурентной борьбы, в основном по линии инвестиций и технических нововведений [4].

Последующие годы экономика Японии претерпевала спады и подъемы в экономике. Однако, в настоящее время правительство Японии проводит активную экономическую политику. Ярким примером экономической политики правительства последних лет может служить провозглашенный им в 2002 г. стратегический курс на построение государства, где преобладающая форма собственности - интеллектуальная, курс, уделяющий главное внимание проблемам формирования, защиты и использования интеллектуальной собственности (включая патенты, авторские права и т. п.) в предпринимательской среде. Это направление экономической политики особенно актуально в условиях глобализации.

Как и другие модели развития азиатская модель экономического развития не лишена недостатков. К ее недостаткам относятся:

• отсутствие политической свободы;

• бизнес и власть связаны между собой;

• недостатки в банковской системе.

Принимая во внимание эти недостатки, азиатская модель все же оказалась эффективной стратегией экономического развития.

Однако и данная модель имеет свои отрицательные стороны:

• рынок сбыта очень ограничен;

• активная глобализация экономики;

• рынок сбыта перенасыщен.

Это лишь неполный перечень недостатков, ограничивающих абсолютную ценность модели.

На сегодняшний день азиатская экономическая модель, а в частности экономика Китая и Японии является для России примером успешной стратегией экономического развития. Для России подход Японии к реформированию экономики может послужить хорошим примером. Безусловно, необходима адаптация структурного реформирования экономики к российской действительности, но как шаблон этот метод может быть полезным материалом для будущих изменений. На мой взгляд, возможна частичная адаптация элементов моделей этих стран к российской действительности. Полностью копировать эти модели, конечно же, было бы безрассудным поступком. Для начала следует досконально изучить все те ошибки и промахи, которые допустили эти страны в процессе своего роста.

Если посмотреть, какой образ - Китая или Японии - сегодня играет более важную роль в россий-

ском восприятии, то таковым окажется образ Китая. С одной стороны, рядовые образованные люди интересуются Китаем больше, чем Японией, с другой - руководство страны не прилагает никаких усилий для того, чтобы Япония стала более интересной и привлекательной для российских граждан. Вольно или невольно Китай выступает конкурентом Японии на уровне психологии. Но то же самое мы видим и в политике. В сложившейся ситуации для России Китай является более привлекательным партнером, чем Япония. Это, конечно, в большей степени связано с территориальным аспектом в отношениях наших стран. Есть много моментов, к которым следовало бы приглядеться и России. Но следует учесть, что при применении азиатской модели к экономике России нужно принимать во внимание особенности, присущие этому государству.

В современном мире предвидение ошибки, а значит и опыт, может сыграть решающую роль в принятии того или иного решения. Следовательно, минимальное количество ошибок допускает тот, кто знает, к чему приводят его действия. Анализ экономических моделей других стран может научить нас не повторять допущенных ошибок.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Супян В. Роль государства в американской экономике: теория и практика // США-Канада: экономика, политика и культура. - 2002. - № 1. - С. 14-19.

2. Волков А. Шведская модель // Эксперт. - 2007. - № 22. -С. 105-110.

3. Чугров С.Н. Япония: вновь в поисках идентичности? // Мировая экономика и международные отношения. - 2003. - № 12. - С. 72-80.

4. Баскакова М. Японская экономическая модель // Мировая экономика и международные отношения. - 2004 . - № 1. - С. 98-106.

Поступила 01.04.2008 г.

УДК 336.743

СОВРЕМЕННЫЕ ТЕНДЕНЦИИ РАЗВИТИЯ ЕДИНЫХ ВАЛЮТ

А.С. Мискин

Томский политехнический университет E-mail: miskin@sibmail.com

Статья посвящена анализу проблем единых валют. Выявляются основные направления развития данной категории в условиях глобализации. Особое внимание уделено фундаментальным причинам появления единых валют Выявлены основные тенденции развития единых валют.

Ключевые слова:

Единая валюта, валютная интеграция, долларизация, регионализация, валютный союз.

В настоящее время мы являемся свидетелями кардинальных перемен в механизме развития мирового хозяйства. Трансформации подвергаются практически все сферы мировой экономики, но наиболее быстро изменения происходят в системе международных валютных отношений. Процессы глобализации, на наш взгляд, получили наибольшее развитие именно на мировом валютном пространстве, в котором произошло объединение на-

циональных валютных рынков в единую систему. Мировой валютный рынок функционирует круглосуточно и денежные средства, обращающиеся на нем, постоянно находятся в движении, перемещаясь из одних финансовых центров в другие. В настоящее время только ежесуточный оборот мирового валютного рынка достигает величины 1,5...2 трлн USD. Одновременно наблюдается и качественное изменение самого объекта купли-про-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.