РАЗДЕЛ I. ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ТЕОРИЯ
УДК 336.221
DOI: 10.18384/2310-6646-2019-2-8-27
ПРИМЕНЕНИЕ ЭЛЕМЕНТОВ ГОСУДАРСТВЕННОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ ЭКОНОМИЧЕСКОГО РОСТА В СОВРЕМЕННЫХ УСЛОВИЯХ И ВОЗМОЖНОСТИ СОЦИАЛЬНО-ОРИЕНТИРОВАННОЙ ЭКОНОМИКИ
Никифоренко Е. С.1, Семенова Г. НУ
1 Российский экономический университет имени Г. В. Плеханова 117997, г. Москва, Стремянный пер., д. 36, Российская Федерация
2 Московский государственный областной университет
141014, Московская обл., г. Мытищи, ул. Веры Волошиной, д. 24, Российская Федерация
Аннотация. В статье даётся ретроспективный анализ отечественного и зарубежного опыта построения социально-ориентированной экономики, определяются перспективы совершенствования модели социально-ориентированной экономики и способы её внедрения. Рассмотренные методы направлены на стабильное экономическое развитие национальной экономики путём эффективного международного сотрудничества. В результате проведённого сравнения зарубежного и отечественного опыта вмешательства государства в экономику сделан вывод о перспективных методах регулирования экономики.
Ключевые слова: государственное регулирование, социально-ориентированная экономика, рыночная модель, «новый курс», «шведская модель», субсидирование, кредитование, демпинг, налогообложение.
© ^ BY Никифоренко Е. С., Семенова Г. Н., 2019.
THE USE OF STATE REGULATION OF ECONOMIC GROWTH UNDER MODERN CONDITIONS AND A POSSIBILITY OF SOCIALLY-ORIENTED ECONOMY
E. Nikiforenko1, G. Semenovau
1 Plekhanov Russian University of Economics 36, Stremyanniy per., Moscow, 117997, Russian Federation 2Moscow Region State University
24, Very Voloshinoi ul, Mytishchi, 141014, Moscow Region, Russian Federation
Abstract. The article provides a retrospective analysis of domestic and foreign experience in building a socially-oriented economy and identifies the prospects for improving the model of a socially-oriented economy and its implementation. The considered methods are aimed at stable economic development of the national economy through effective international cooperation. As a result of the comparison of foreign and domestic experience of state intervention in the economy, a conclusion was made about promising methods of economic regulation.
Keywords: government regulation, socially-oriented economy, market model, «new course», «Swedish model», subsidies, loans, dumping, taxation.
Социально-ориентированная экономика строится на социально-экономических институтах, которые, в свою очередь, призваны обеспечивать социальную справедливость, защищенность, а также высокий уровень качества жизни. Такая модель экономики должна отличаться не только высоким уровнем жизни, но и большой долей социальных расходов.
Впервые идеи социально-институционального направления прозвучали в работах Торстейна Веблена и Уэсли Митчелла. Идеи зародились на рубеже Х1Х-ХХ вв. на волне большого количества монополий и трестов, занимающих значительную долю национальных экономик развитых стран. Отправной точкой можно считать появ-
ление антимонопольных законов в США.
Новое направление резко критиковало монополизированную рыночную экономику, считая, что зарождающиеся предпосылки экономических кризисов являются следствием неравномерного распределения как производственных мощностей, так и капитала, что негативно влияет и на поддержание активной конкуренции, и на экономический рост, а также способствует увеличению числа безработных. Осуждалось также отсутствие чётко структурированной иерархии социальных институтов.
Следующим витком развития теории социально-ориентированной экономики стало исследование группы немецких экономистов
фрайбургской школы В. Ойекена, В. Рёпке, Л. Микша, показавшее несостоятельность старых принципов построения свободной рыночной экономики, что привело к мировому экономическому кризису. Главным достижением стала разработанная концепция «порядков», которая означает совокупность экономического и внеэкономического типов, определяющих взаимоотношения между элементами народного хозяйства. Экономисты, впоследствии названные неолибералами, определили фундаментальные основы социального рыночного хозяйства: свободная рыночная экономика и конкурентный рынок; развитие чёткой политики экономической и социальной направленности; всемерное развитие конкуренции.
В послевоенный период был принят курс на восстановление Европы - «план Маршалла».Одним из результатов этой реформы стало немецкое экономическое чудо.
В настоящее время выделяют 4 основные модели построения социально-ориентированной экономики:
Континентальная (германская) модель. Основой модели являются высокий объём перераспределения ВВП через бюджет (примерно 50%), создание фондов социального страхования за счёт работодателя, система социального партнёр -ства, контроль за поддержанием высокого уровня занятости населе-
ния. Данная модель применяется в Швейцарии, Австрии, Нидерландах, частично во Франции.
- Англосаксонская модель. От континентальной модели отличается более низким объёмом перераспределения ВВП (до 40%), пассивным характером государственной политики относительно занятости населения, большим количеством вовлеченных в оказание социальных услуг частных и общественных предприятий. Модель используется в Великобритании, Ирландии, Канаде.
- Средиземноморская модель. Отличается высоким объёмом распределения ВВП (до 60%), ориентированностью социальной политики на малоимущие и слабозащищен-ные слои населения. Реализована модель в Греции, Испании, Италии.
Скандинавская (шведская) модель. Отличительный признак - активная социальная политика, социальное благосостояние как цель экономической деятельности государства, высокий уровень перераспределения ВВП (50-60%), осуществление программ социальной солидарности, финансирование социальных расходов за счёт государственной политики распределения бюджета через центральный и субнациональные бюджеты. Практикуется в Швеции, Норвегии, Дании, Финляндии.
В 90-х гг. на волне финансовых проблем экономически развитых стран начали реализовываться но-
1$$М2072-8549 ^
вые социальные функции. Государства, имевшие значительные объёмы финансирования социальных расходов за счёт бюджетных систем, стали активнее применять принципы социального страхования и систему платных социальных услуг.
На основе исторического опыта можно вывести формулу построения социально-ориентированной экономики. Для эффективного развития в сторону социальной направленности недостаточно создавать необходимые технические, экономические и внеэкономические условия. Необходимо вовлечение государства в качестве партнёра в реализацию программ развития социальных структур и гаранта в постоянстве их реализации.
Ретроспективный анализ отечественного и зарубежного опыта построения социально-ориентированной экономики
Как известно, на особенности государственного регулирования экономических и внеэкономических процессов огромное влияние имеет установленный в конкретной стране политический режим. Существует несколько разновидностей таких режимов:
автократический (власть узурпирована одним субъектом);
олигархический (механизмы управления государством доступны узкому кругу лиц);
^2019/№ 2
демократический (источником власти является народ).
Европейская и американская модели экономик формировались под влиянием выдающихся учёных -приверженцев идей рыночного типа построения экономики. Именно поэтому эти модели построены по принципу либерального хозяйственного механизма общества, то есть основанного на рыночных условиях.
Первым практическим опытом перестроения экономики по кейн-скиансим законам стал «Новый курс» президента США Ф. Рузвельта, направленный на преодоление кризиса. От предыдущей модели он отличался, в первую очередь построением управленческих связей по вертикали (от государственного центра к хозяйствующим субъектам) и целенаправленным регулированием со стороны экономического центра, основывающимся на прогнозном и индикативном планировании. В таких условиях функциями государственного регулирования являются:
информирование субъектов хозяйственной деятельности о состоянии дел по секторам (от отдельных домашних хозяйств до национальной экономики) при использовании для этой цели агрегированных показателей;
осуществление регулирования деятельности субъектов хозяйствования с помощью прямого админи-
Вестник Московского государственного областного университета. Серия: Экономика
стративного управления, законодательства, экономических рычагов.
применение распределительной функции в отношении национального дохода, общественных благ, инвестирования за счёт государственных средств в перспективные отрасли;
использование стимулирующих функций (госзаказы).
Первым шагом в реализации «Нового курса» было выбрано объявление недельных банковских каникул, что означает закрытие всех банков США на определённое время. Целью было проведение полномасштабной проверки для выявления несостоятельных банков, которые в дальнейшем перешли под управление государственной Реконструктивной финансовой корпорации (РФК). Результатом стало укрупнение банковской сферы, поскольку состоятельными оказались преимущественно крупные банки. В отношении законодательства был принят закон Гласса-Стигалла, направленный на создание Федеральной корпорации по страхованию депозитов (Federal Deposit Insurance Corporation). Теперь банки были обязаны отчислять средства в страховой фонд для осуществления санирования со стороны указанной выше компании в целях выплаты вкладов в пределах установленных лимитов.
Ещё одним фактором, стабилизировавшим экономическую систему, стал уровень золотого содержа-
ния доллара, который был снижен на 50%. В сфере промышленности была осуществлена прямая помощь безработным в виде системы страхования по безработице и организации общественных работ. В 1933 г. на решение проблемы безработных было выделено свыше 4 млрд долларов [12, с. 323]. Результатами таких действий стали оздоровление рынка труда и принятие закона, определяющего страхование по старости и безработице. В области жилищного строительства была создана ссудная корпорация владельцев жилья, целью которой был выпуск облигаций для финансирования ипотечных программ. В секторе сельского хозяйства был подписан билль о помощи фермерам, в состав которого вошел закон о регулировании сельского хозяйства «The Agricultural Adjustment Act» (AAA). Его целью было устранение провала между ценами производства и продажи продукции. Для реализации программы были приняты меры по изъятию частной фермерской земли в обмен на компенсации в виде субсидий. Далее был разработан ряд мер оказания помощи мелким фермерам: преобразование Администрации по переселению в Администрацию по охране фермерских хозяйств (1935 г.), создание Администрации по сельской электрификации (1935 г.), принятие закона о сохранении плодородия почв и о квотах для внутреннего рынка (1936 г.) и
155Ы 2072-8549^
закона о регулировании сельского хозяйства (1938 г.).
Итогом «Нового курса» Рузвельта стало внедрение социальных программ, а также контроля над исполнением обязательств работодателя перед работником, были обеспечены гарантии безработным. Однако главной цели - выхода из кризиса - программа не достигла. В 1939 г. из-за обострения мировых отношений и начала Второй Мировой войны большинство нововведений было заморожено, а после победы произошёл откат от занятых позиций по вопросам трудового законодательства. Сегодня большинство идей политики Рузвельта применяется для регулирования современной экономики США.
Следующим значимым этапом в формировании современных моделей государственного регулирования стало восстановление после войны немецкой экономики, которая стала прообразом современной социально-ориентированной рыночной экономики. После войны Германия оказалась в положении, отдалённо напоминающем период кризиса Веймарской республики. Объём промышленного производства в 1946 г. составлял 33% от довоенного, территориальные потери составили 25%, разрушено около 25% жилого фонда, 40% транспортных сооружений и 20% промышленных строений. Большим грузом на экономику легли репарации. Объем выплат составил 14 млрд долларов
^2019/№ 2
[1, с. 250]. Спасителем Германии стал Людвиг Эрхард - выдающийся экономист, министр экономики, а в дальнейшем федеральный канцлер Федеративной Республики Германии. Основой программы Эрхарда стал синтез рыночных принципов экономики во главе с частной собственностью и государственным регулированием. Это направление получило такие названия, как «ор-долиберализм», «солидаризм» или «третий путь». В 1947 г. Германия была в бедственном положении. Объём экспорта составлял 318 млн долл, а импорта - 843 млн долл., готовая продукция составляла 11%. В структуре экспорта преобладали сырьевые товары (64%). 92% импорта приходилось на продовольственные продукты.
Первым шагом стала денежная реформа, вводившая национальную валюту - новую немецкую марку. Был установлен курс новой валюты к доллару в 3,33 единицы за доллар. Были введены свободные цены, но для предотвращения их стихийного роста были выпущены каталоги «уместных» цен. После стабилизации рынка 90% предписаний были отменены. В период с 1949 по 1951 гг. инвестиции от высокого дохода немецких предпринимателей выросли с 16 до 29 млрд немецких марок. Следующим пунктом стала борьба с ростом безработицы, связанным с притоком беженцев. Была проведена девальвация марки на 20%, новый
Вестник Московского государственного областного университета. Серия: Экономика
курс к доллару составил 4,20 марки. Это дало возможность повысить конкурентоспособность экспорта. В 1952 г. был принят закон об инвестиционной помощи, обязывавший все частные предприятия (кроме тех, кому оказывалась помощь) покупать государственные облигации. В рамках программы была проведена политика снижения налогов. Вместо гибкой ставки корпоративного налога (35-65%) была введена фиксированная ставка 50%, для доходов ниже 2400 марок в год ставка составила 18%. Возрождалась немецкая банковская система. В 1957 г. основан Deutsche Bundesbank - центральный государственный банк. Развивалось жилищное строительство, поддерживаемое глобальным стимулированием частных инвестиций вместе с государственным финансированием.
Активная поддержка малого и среднего предпринимательства, ставшая основополагающим фактором немецкого экономического чуда, трактовалась государством как поддержание «национального достояния» Германии. Так, на долю таких видов бизнеса приходилось до 70% рабочих мест. С середины 1950-х гг. в Германии наступила 20-летняя эра непрерывного экономического роста. В 1949 г. был достигнут уровень ВВП 1936 г., в 1956 г. результат был удвоен, в 1963 г. удвоены результаты 1956 г. Средние темпы роста экономики составляли 9%. Производительность труда в
1955 г. составила 15%. Объём инвестиций в Германии за период с 1950 по 1957 гг. увеличился на 81%. В Англии за аналогичный период объём составил 43%, во Франции - 47%.
Вектор развития экономики ФРГ можно охарактеризовать высказыванием самого Эрхарда: «Я не ощущаю себя представителем интересов имущих слоев, тем более представителем промышленных или коммерческих кругов. Отвечать за экономическую политику -значит нести ответственность перед всем народом»[?]. Итогом реформ стали стремительное восстановление экономики Германии и занятие ею ключевых позиций на мировом рынке. К середине 50-х гг. ФРГ вышла на второе место после США по объёму золотых запасов. К началу 60-х гг. на ФРГ приходилось 60% добычи угля, 50% - стали, 40% экспорта и 35% импорта ЕЭС на мировой рынок.
Эталоном современной экономики, построенной на принципах социальной ориентированности, является «шведская модель». Зародившаяся в 60-х гг. доктрина экономического развития Швеции, основанная на сочетании быстрого экономического роста с обширными политическими реформами, позволила ей стать передовой страной в вопросе построения социальной рыночной экономики. С 1932 г. до наших дней (исключая периоды 1976-1982 и 1991-1994 гг.) на вершине власти находится Соци-
1$$М2072-8549 ^
ал-демократическая рабочая партия Швеции (СДРПШ). Политика регулирования экономики была тесно связана с Центральным объединением профсоюзов Швеции (ЦОПШ), что позволило активно продвигать социальные реформы.
После окончания Второй Мировой войны Швеция, придерживающаяся на протяжении всего конфликта нейтралитета, сохранила производственные мощности, высококвалифицированную силу, централизованный аппарат власти, что позволило с конца 1940-х до конца 1960-х гг. поддерживать темпы экономического роста на уровне 3-5% вместе с ростом частного сектора и повышением благосостояния нации. Государство играло ключевую роль в регулировании экономики. Проводилась политика, направленная на развитие экспорта. Осуществлялись полномасштабные социальные программы, позволившие в первой половине 1960-х гг. сохранить уровень роста национальной экономики на отметке в 4,3%.
Энергетический кризис 19731974 гг. привёл Швецию на порог структурных кризисов. В 19751977 гг. шведская промышленность потеряла около 20% от своей доли в мировой экономике. Начался рост безработицы, нехарактерный для Швеции в целом. Апогеем кризисных явлений стало сокращение объёмов ВВП в 1977 г. (впервые за 25 лет).
2019 / № 2
В 1983 г. в целях преодоления кризиса государство применило механизм девальвации национальной валюты - кроны. Благодаря двум девальвациям начался рост экспорта и по результатам 1983 г. объем ВВП вырос на 2,4% по сравнению с прошлым годом, промышленное производство - на 5,1%, производительность труда - на 7,4% [6, с. 145]. В целях экономического развития государство осуществило переход от горнодобывающей и перерабатывающей экономики к экономике высокотехнологического производства транспорта, электротоваров, предметов фармацевтического и химического рынка. В настоящее время Швеция является страной, ориентированной на экспорт и реализацию рыночных механизмов регулирования с применением распределительной функции государства.
Российская империя во второй половине XIX в. являлась крупным и властным государством, играющим значительную роль в мировых отношениях, но сильно отстающим в экономическом развитии от европейских стран. Факторами, оказавшими влияние на заторможенность экономического развития, явились: позднее завершение эпохи феодализма (отмена крепостного права 1861 г.), консервативные политические взгляды многих государственных деятелей XIX в. Катализатором выхода России с позиции аутсайдера среди
Вестник Московского государственного областного университета. Серия: Экономика
развитых экономик на позицию конкурента стал пореформенный период Александра II.
За период реформирования, закончившийся уже при императоре Александре III, был запущен промышленный переворот, результатом которого стало применение в производстве паровых и электрических машин, учреждён Государственный банк, упразднивший казённые кредитные учреждения, завершился процесс формирования всероссийского рынка, благодаря чему развитие получил рынок продажи сырья. В XX в. Россия вступила как аграрно-индустри-альная (82% сельского хозяйства). Объём промышленной продукции имел паритет в количественном отношении с ведущими мировыми державами - Англией, Францией, США и Германией. К одной из основных проблем дореволюционной России можно отнести проблему монополизации, которая поразила все сферы экономической деятельности [7, с. 9].
Одним из воплотителей идей повсеместного государственного регулирования стал министр финансов (1892-1903 гг.) Сергей Витте. Результатами его деятельности стали крупные экономические мероприятия, направленные на усиление роли государства в экономике: введение единых тарифов на железных дорогах; расширение государственного сектора в промышленности; усиление регулятивной
функции Государственного банка; укрепление национальной валюты (денежная реформа 1897 г., вводившая золотой эквивалент рубля и отменявшая биметаллизм).
К 1913 г. за счет общего увеличения промышленного производства на 88% Россия достигла среднегодовых темпов на уровне 5,7%, заняла 5 место среди мировых стран по общему уровню экономического развития [3, с. 118].
Участие в Первой Мировой войне сильно ослабило экономику, и революционных настроений разнонаправленных политических партийных формирований в 1917 г. Российская империя прекратила своё существование. С приходом к власти большевиков в стране началось создание централизованной экономики с опорой на мощное коллективистское государство.
Одним из главных постулатов коммунистов стали провозглашение диктатуры пролетариата вместо буржуазно-привилегированной власти. Первыми действиями большевиков стала экспроприация частной собственности, конфискация продовольствия. В период с 1918 по 1922 гг. в Советской России шёл этап огосударствления экономики, который завершился образованием СССР.
С 1921 по 1929 гг. в советском государстве проводилась новая экономическая политика (НЭП), которая сочетала в себе жёсткую государственную политику кон-
1$$М2072-8549 ^
троля и национализации собственности вместе с мелким и средним предпринимательством, позволяла реализовать некоторые элементы рыночной экономики. Модель отличалась более гладкой политикой -отменой продразвёрстки и полной национализации промышленности.
В 1930 г. окончательно сформировалась модель экономики страны, основанная на системе государственного социализма, охарактеризованного монополией государства на все виды производства, ликвидацией частной собственности. В ходе следующих лет основным способом регулирования экономики государством стало установление пятилетних планов развития страны. За период с 1928 по 1940 гг. объём производства вырос в 6,1 раз, отставание от ведущих западных держав значительно сократилось. По объёму некоторых видов продукции СССР занимал лидирующие мировые позиции.
Несмотря на прогрессивные тенденции, к началу Великой Отечественной войны СССР пришёл со сниженными темпами роста. После победы во Второй Мировой войне вновь, как и в 1922 г., встал вопрос о восстановлении разрушенной страны. Послевоенное развитие базировалась на решении задач индустриального экономического роста, восстановления разрушенных городов, инфраструктуры, сельского хозяйства. В середине 50-х гг. на-
2019 / № 2
ступила «оттепель». Смена власти привела к пониманию необходимости сочетания централизованного планирования с некоторой долей самостоятельности региональных органов и предприятий. В этот период государственное регулирование заключалось в реформировании экономической системы.
Результатом такой смены курса стали изменение промышленности в сторону самостоятельности, преобразование сельского хозяйства, реформирование валютной системы. С 1970-х гг. начался период стагнации. СССР терял темпы производства. В табл. 1 наглядно представлено влияние «застоя» на экономическое состояние страны.
Прослеживается последовательность снижения темпов от одной пятилетки к другой. В августе 1991 г. был выбран монетаристский путь реформы в шоковом варианте достижения рыночного равновесия посредством одноразового размораживания цен, сокращения дефицита бюджета и удорожания кредита. Результатом стало усиление кризиса и распад СССР.
После образования нового государства - Российской Федерации -правительство взяло курс на построение рыночной экономики путём реформ, направленных на макроэкономическую стабилизацию и реструктуризацию экономики [11, с. 108]. Программа макроэкономической стабилизации была построена на обновлении налоговой
Вестник Московского государственного областного университета. Серия: Экономика
Таблица 1
Динамика основных макроэкономических показателей с 1966 по 1985 гг.
Показатели 1966-1970 1971-1975 1976-1980 1981-1985
Число занятых в народном хозяйстве 3,2 2,5 1,9 0,9
Основные производственные фонды 8,1 8,7 7,4 6,4
Производительность труда 5,2 4,4 3,2 3,0
Объем промышленной продукции 8,5 7,4 4,5 3,1
Объем сельскохозяйственной продукции 4,0 2,5 1,7 1,2
Производственный национальный доход 7,6 5,4 3,9 3,2
Инвестиции 7,6 7,4 5,2 3,3
Примечание: таблица составлена на основе данных Федеральной службы государственной статистики.
системы и освобождении от государственного контроля большинства цен. Проводилась широкомасштабная политика приватизации. Период становления современного российского государства закончился в 1999 г. с приходом эпохи экономического роста. Объём производства вырос на 3,2% по сравнению с падением на 4,6% в 1998 г. [5, с. 129].
В настоящее время политика РФ зафиксирована в концепции долгосрочного социально-экономического развития, которая содержит следующие положения1:
основные направления долгосрочного социально-экономиче-
1 Распоряжение Правительства РФ от 17.11.2008 № 1662-р «О Концепции долгосрочного социально-экономического развития РФ на период до 2020 года» (с изм. и доп. 10.02.2017) // Гарант: [сайт]. URL: https://base. garant.ru/194365/#friends (дата обращения: 06.04.2019).
ского развития страны с учётом вызовов предстоящего периода;
стратегия достижения поставленных целей, включая способы, направления и этапы;
формы и механизмы стратегического партнёрства государства, бизнеса и общества;
цели, целевые индикаторы, приоритеты и основные задачи долгосрочной государственной политики в социальной сфере, в сфере науки и технологий, а также структурных преобразований в экономике;
- цели и приоритеты внешнеэкономической политики; параметры пространственного развития российской экономики, цели и задачи территориального развития.
1$$М2072-8549 ^
Рассмотренная выше практика применения методов государственного регулирования, как в России, так и за её пределами, вне зависимости от модели вмешательства государства в экономику имеет свои преимущества и недостатки.
«Новый курс» Рузвельта, направленный на преодоление кризиса, активно продвигал принципы государственного регулирования большинства отраслей. Благодаря этому Америка смогла преодолеть высокий уровень безработицы и стагнацию производства. Вместе с этим программа не решила таких экономических проблем, как перераспределение доходов и слабое положение на международном рынке. Это послужило причиной нового экономического кризиса 1937 г., на протяжении которого уровень безработных вырос с 14,3% в 1937 г. до 19% в 1938 г. В 1939 г. началась Вторая Мировая война, которая заставила перестроить американскую экономику в соответствии с потребностями военного производства, а с 1941 г. - ведения войны [6, с. 134].
Немецкая послевоенная экономика стала одной из самых успешных по степени и скорости развития. За короткое время регулирование экономики в направлении социально-рыночной модели позволило ФРГ стать одной из ведущих мировых стран. Однако, несмотря на взвешенное реформирование, внешние факторы привели к
2019 / № 2
кризисным тенденциям. В 1970-х гг. нестабильность мировой экономики привела к дестабилизации немецкой социально-ориентированной модели. Возникла необходимость пересмотра приоритетов основных отраслей экономики. Так, к 1990 г. большую долю расходов правительство тратило на разработку и внедрение высокоточных технологий.
Шведская экономика, период роста которой впоследствии стал именоваться «рекордными годами», строилась на принципах социальной солидарности и достижения общего благосостояния. Современная шведская экономика характеризуется низким уровнем безработицы. Но вместе с этим в Швеции наблюдается тенденция установления высоких цен по сравнению с другими развитыми странами, как региона, так и всего мира. Шведская экономика также пострадала от мирового нефтяного кризиса, что стало причиной переориентирования экономики с добывающей на высокотехнологичную, опирающуюся на достижения науки в социальной и прочих сферах.
Рассмотренные модели построения экономики можно охарактеризовать следующим образом: государственное вмешательство является мерой достижения стабильности экономического роста путем преодоления кризисных явлений. основными методами является регулирование рыночных меха-
Вестник Московского государственного областного университета. Серия: Экономика
низмов путём инвестирования и стимулирование экспорта стратегически важных отраслей.
Модель построения экономики в России существенно отличается от представленных выше, поскольку государство не просто было механизмом регулирования, но определяло движение всей экономики [9, с. 39]. За период СССР в стране отсутствовал свободный рынок (за исключением периода НЭПа), вся экономика была построена на плановых заданиях. Это стало одной из причин обвала экономики в 1991 г. Командно-административная система исключала существование трансакционных издержек, так как у производства нет не только необходимости, но и возможности поиска оптимального продукта по оптимальной цене. Производитель был «прикреплён» к потребителю. На практике Госплан и вся структура распределительного механизма к концу 1980-х гг. были перенасыщены трансакционными издержками. Современная Россия базируется на многих принципах социально-рыночной экономики, применяемой в развитых странах.
Подводя итог вышесказанному, можно утверждать, что механизмы регулирования в условиях построения социально-ориентированной экономики несовершенны. Западные модели не учитывали всех факторов, влияющих на экономическое развитие, отечественный опыт строился на отсутствии рыночных
отношений, что негативно сказалось на характере продукции и распределении доходов [4, с. 390].
Перспективы совершенствования модели социально-ориентированной экономики и способы её внедрения
В современных условиях внешнеэкономические связи, представленные совокупностью экспортно-импортных отношений и прочих операций, являются важным пунктом в достижении рационального международного разделения труда. Международный обмен товарами важен для страны в том случае, если она тратит на производство экспортной продукции меньше общественного труда, чем на производство товаров, заменяющих импортные, на полученные от экспорта средства. Международный обмен товаров целесообразен для всех стран, если правильно сформированы принципы сбалансированного экспорта и импорта на международном рынке.
Со стороны государства выделяются две основные категории методов регулирования экспортно-импортных отношений: тарифные и нетарифные. Таможенный тариф является наиболее распространённым инструментом воздействия на внешнюю торговлю.
В рамках тарифного регулирования выделяют следующие функции: а) протекционистская - направлена на защиту национального про-
1$$М2072-8549 ^
изводства. Таможенные пошлины с импортных товаров выступают гарантом повышения конкурентоспособности отечественных товаров на рынке страны-импортера;
б) фискальная - обеспечивает пополнение бюджета страны.
Таможенные тарифы также используются для увеличения экспортного потенциала установлением сниженных или нулевых экспортных пошлин для отечественных производителей.
В современной России политика установления таможенных тарифов призвана реализовывать следующие цели:
а) поддержание баланса экспорта и импорта товаров, ввозимых на территорию РФ;
б) создание конкурентоспособной отечественной продукции, предназначенной к продаже на международном рынке;
в) принятие мер защиты экономики от негативного влияния иностранной конкуренции.
Для стимулирования экспорта применяются: субсидирование, кредитование, демпинг, налогообложение, введение технических барьеров. Например, экспортёры могут применять по НДС нулевую ставку, собрав необходимый пакет документов для подтверждения этой ставки [10, с. 53]. Все эти методы направлены на стабильное развитие национальной экономики путем эффективной международной торговли. Еще одним методом
^2019/№ 2
регулирования экспортно-импортных отношений является образование международных экономических блоков.
Начиная со второй половины ХХ в., намечается тенденция к образованию особых экономических отношений между странами, объединенными в блоки. Крупнейшими международными блоками являются Европейский союз (ЕС), Североамериканское соглашение о свободной торговле (НАФТА), Европейская Ассоциация свободной торговли (ЕАСТ), Азиатско-Тихоокеанское экономическое сотрудничество (АТЭС), БРИКС. Такие экономические союзы были созданы для регулирования взаимоотношений стран-участниц, имеющих тесные взаимосвязи со всеми остальными участниками или с большинством.
Так, в рамках Европейского Союза разрабатывается общая политика в области экономических взаимоотношений (торговля, промышленность и т. д.) [11, с. 180]. В ЕС действуют единый рынок и валюта (евро). Страны-члены союза освобождены от любых пошлин на торговые отношения внутри Союза. Североамериканское соглашение о свободной торговле построено на тех же принципах и преследует схожие с ЕС цели. Европейская Ассоциация свободной торговли создавалась как альтернатива для стран, не вступивших в ЕС. Государства-члены ЕАСТ
Вестник Московского государственного областного университета. Серия: Экономика
(Исландия, Норвегия, Швейцария и Лихтенштейн) заключили соглашение о свободной торговле со странами Центральной и Восточной Европы (Болгарией, Румынией, Чехией, Словакией, Польшей, балтийскими странами, Украиной). Целью АТЭС является создание свободной и открытой торговли с либеральным инвестиционным режимом. В АТЭС входит 21 государство (среди них большинство стран с береговой линией Тихого океана), использующее либеральные методы построения экономики. АТЭС осуществляет принятие многих международных торговых законов.
Объединение БРИКС создано в рамках стран, обладающих исключительными потенциалами в различных сферах. Так, Бразилия является 7-й экономикой мира по объёму ВВП по паритету покупательной способности хорошо развитым сельскохозяйственным сектором. Россия является 6-й экономикой по аналогичному показателю и владеет крупными запасами различных природных ресурсов, а также является одной из двух крупнейших ядерных держав мира. Индия - 3-я экономика мира по объёму ВВП по ППС с дешевой квалифицированной рабочей силой и населением, превышающим 1 млрд человек. Китай - 1-я экономика мира, являющаяся крупнейшим мировым экспортером, владеет самыми большими валютными резервами, обладает
самой большой численностью населения. ЮАР занимает 30-е место среди экономик по объёму ВВП по ППС. Объединение БРИКС также является определённой альтернативой Европейскому союзу и Международному Валютному Фонду.
Результаты апробации на развитие социально-ориентированной модели экономики
Все эти методы направлены на стабильное экономическое развитие национальной экономики путём эффективного международного сотрудничества. Последние структурные колебания мировой экономики показали, что для эффективного функционирования экономики государство должно следовать следующим направлениям социально-экономического развития:
а) обеспечению индивидуальной и корпоративной свободы предпринимательства и успешной трудовой деятельности наёмных работников;
б) созданию благоприятной конкурентной среды для предпринимателей и борьбе с монополизмом на рынке;
в) антикризисному и актици-клическому регулированию экономического развития, а также стимулированию экономического роста;
г) проведению структурной и региональной политики;
д) стимулирование научно-технических, технологических и ин-
\22J
155Ы 2072-8549^
формационно-организационных инноваций на предприятиях и в обществе в целом.
Обеспечение корпоративной свободы предпринимательства и создание условий для успешной трудовой деятельности работников может осуществляться за счёт института социального партнерства, который активно применяется в Скандинавской модели построения экономики. В этом случае государство гарантирует соблюдение принципов честной конкуренции и прав и свобод работников на местах.
Борьба с монополизмом осуществляется через введение антимонопольных законов, направленных на борьбу с такими компаниями. Монополия может быть проблемой не только отдельного сегмента рынка, но и экономики страны в целом, поскольку конкуренция на рынке с крупным монополистом слабая, что приводит к торможению процессов экономического роста. Из данной категории можно исключить представителей естественных монополий (Российские железные дороги). Борьба с монопольными компаниями позволяет частично решить проблему безработицы путем привлечения новых трудовых ресурсов в отрасль.
Антикризисное и антициклическое регулирование осуществляется за счёт денежной, кредитной и налоговой политики. К основным методам можно отнести: контроль над оборотом денежной массы и де-
^2019/№ 2
ятельностью кредитных организаций, изменение налоговой политики и т. д. По вопросу структурной и региональной политики в задачи государства должны входить осуществление координации региональных субъектов, эффективное движении бюджетных средств, поддержка лидирующих региональных отраслей.
Стимулирование передовых технологических разработок является неотъемлемой частью региональной политики и должно осуществляться за счёт субсидирования научных программ и поддержки выхода продукта на международный рынок.
В результате реализации национально-инновационной системы доля России на мировых рынках высокотехнологичных товаров и услуг должна достичь не менее 10% по 4-6 и более позициям к 2020 г., удельный вес экспорта российских высокотехнологичных товаров в его общем мировом объёме должен вырасти до 2% к 2020 г. (2006 г. -0,3%), прирост экспорта высокотехнологичной продукции предполагается увеличить с 0,7 млрд. долл. США до 4,3 млрд долл. США в 2017-2020 гг. [8, с. 87].
Меры налоговой, бюджетной и кредитной политик и также являются важными инструментами государства, но на фоне укрупнения значимости и влияния глобальных экономических процессов становятся всё больше способами подстройки, а не настройки экономики.
Вестник Московского государственного областного университета. Серия: Экономика
Поощрение конкуренции и создание условий рыночных отношений в современном мире теряют свою актуальность, т. к. механизм рыночной экономики в своём чистом виде утратил состоятельность на фоне мировых экономических кризисов, особенно кризиса 2008 г. Государство всецело способствует развитию конкуренции, но теперь необходимым стало конкурирование отдельных видов товаров на внутреннем рынке и совсем других категорий товаров, отправляемых на внешний рынок [2, с. 27].
В свете тенденции к объединению в различные международные экономические блоки, имеющие своей целью развитие торговых отношений стран-членов, политика регулирования внешнеэконо-
мической деятельности выходит на первый план по степени важности государственных задач. Сегодня в Российской Федерации проводится активная политика стимулирования экспорта путём равномерного снижения экспортной пошлины, а также расширения перечня льгот для вывозимых товаров.
В результате проведённого сравнения зарубежного и отечественного опыта вмешательства государства в экономику сделан вывод о перспективных методах регулирования экономики. К ним были отнесены экспортно-импортные отношения, во многом зависящие от участия в международных блоках, развитие социальной ответственности бизнеса.
ЛИТЕРАТУРА
1. Белоусова Н. И. Вопросы теории государственного регулирования и идентификации естественных монополий. М.: КомКнига, 2017. 320 с.
2. Бреусов Ю. Г. Важное направление государственного регулирования российской экономикой // Вестник Самарского государственного университета. 2009. № 3. С. 26-30.
3. Бурденко Е. В. Приоритетное развитие легкой промышленности в российских регионах. М., Тамбов: Издательский дом ТГУ им. Г. Р. Державина, 2017. 463 с.
4. Гоч О. М. О дифференциации доходов населения в современной России // Известия Саратовского университета. Новая серия. Серия: Экономика. Управление. Право. 2013. Т. 13. Вып. 3 (2). С. 389-393.
5. Губин Е. П. Государственное регулирование рыночной экономики и предпринимательства: правовые проблемы. М.: Норма: ИНФРА-М, 2017. 316 с.
6. Князев Ю. К. Современная экономика - синтез рынка и социального регулирования. М.: Норма: ИНФРА-М, 2014. 176 с.
7. Кушлин В. Государственное регулирование экономики: назревшие решения // Экономист. 2007. № 11. С. 1-13.
8. Семенова Г. Н. Государственное регулирование инновационных процессов в условиях экономического роста. М.: ИИУ МГОУ, 2007. 99 с.
9. Семенова Г. Н. Инновационное развитие экономики России // Вестник Московского государственного областного университета. Серия: Экономика. 2009. № 3. С. 36-40.
10. Семенова Г. Н. Государственная политика в становлении инновационной модели развития России. М.: ИИУ МГОУ, 2009. 83 с.
11. Тарелкин А. А. О необходимости государственного регулирования взаимодействия промышленного и финансового секторов экономики // Вестник Самарского государственного университета. 2008. № 66. С. 176-184.
12. Ходов Л. Г. Государственное регулирование национальной экономики. М.: Экономистъ, 2017. 624 с.
REFERENCES
1. Belousova N. I. Voprosy teorii gosudarstvennogo regulirovaniya i identifikatsii est-estvennykh monopolii [Issues of the theory of state regulation and identification of natural monopolies]. Moscow, KomKniga Publ., 2017. 320 p.
2. Breusov Y. G. [An important direction of state regulation of Russian economy]. In: Vestnik Samarskogo gosudarstvennogo universiteta [Bulletin of Samara State University], 2009, no. 3, pp. 26-30.
3. Burdenko E. V. Prioritetnoe razvitie legkoi promyshlennosti v rossiiskikh regionakh [The priority development of light industry in the Russian regions]. Moscow, Tambov, Tambov State University named after G.R. Derzhavin Publ., 2017. 463 p.
4. Goch O. M. [On income differentiation of the population in modern Russia]. In: Izvestiya Saratovskogo universiteta. Novaya seriya. Seriya: Ekonomika. Upravlenie. Pravo [News of Saratov University. New Series. Series: Economics. Management. Law], 2013, vol. 13, no. 3 (2), pp. 389-393.
5. Gubin E. P. Gosudarstvennoe regulirovanie rynochnoi ekonomiki i predprinimatel-stva: pravovye problemy [State Regulation of Market Economy and Entrepreneur-ship: Legal Issues]. Moscow, Norma, INFRA-M, 2017. 316 p.
6. Knyazev Y. K. Sovremennaya ekonomika - sintez rynka i socialnogo regulirovaniya [Modern Economy - Synthesis of Market and Social Regulation. Moscow, Norma, INFRA-M Publ., 2014. 176 p.
7. Kushlin V. [Government regulation of the economy: urgent solutions]. In: Ekono-mist [An eсonomist], 2007, no. 11, pp. 1-13.
8. Semenova G. N. Gosudarstvennoe regulirovanie innovatsionnykh protsessov v us-loviyakh ekonomicheskogo rosta [State Regulation of Innovative Processes Under the Conditions of Economic Growth]. Moscow, Moscow Region State University Publ., 2007. 99 p.
9. Semenova G. N. [Innovative development of Russian economy]. In: Vestnik Mosk-ovskogo gosudarstvennogo oblastnogo universiteta. Seriya: Ekonomika [Bulletin of Moscow Region State University. Series: Economics], 2009, no. 3, pp. 36-40.
10. Semenova G. N. Gosudarstvennaya politika v stanovlenii innovatsionnoi modeli raz-vitiya Rossii [Public policy in the development of innovative models of the development of Russia]. Moscow, Moscow Region State University Publ., 2009. 83 p.
11. Tarelkin A. A. [On the necessity of state regulation of the interaction of industrial and financial sectors of economy]. In: Vestnik Samarskogo gosudarstvennogo uni-versiteta [Bulletin of Samara State University], 2008, no. 66, pp.176-184.
12. Khodov L. G. Gosudarstvennoe regulirovanie natsionalnoi ekonomiki [State Regulation of National Economy]. Moscow, Ekonomist Publ., 2017. 624 p.
ИНФОРМАЦИЯ ОБ АВТОРАХ
Никифоренко Евгений Сергеевич - магистрант кафедры бухгалтерского учёта и налогообложения Российского экономического университета им. Г. В. Плеханова; e-mail: [email protected]
Семенова Галина Николаевна - кандидат экономических наук, доцент, доцент кафедры бухгалтерского учёта и налогообложения Российского экономического университета имени Г. В. Плеханова, доцент кафедры экономики и предпринимательства Московского государственного областного университета; e-mail: [email protected]
INFORMATION ABOUT THE AUTHOR
Evgeniy S. Nikiforenko - undergraduate student at the Department of Accounting and Taxation, Plekhanov Russian University of Economics; e-mail: [email protected]
Galina N. Semenova - PhD in Economics, associate professor at the Department of Accounting and Taxation, Plekhanov Russian University of Economics, associate professor at the Department of Economics and Entrepreneurship, Moscow Region State University; e-mail: [email protected]
ПРАВИЛЬНАЯ ССЫЛКА
Никифоренко Е. С., Семенова Г. Н. Применение элементов государственного регулирования экономического роста в современных условиях и возможности социально-ориентированной экономики // Вестник Московского государственного областного университета. Серия: Экономика. 2019. № 2. С. 8-27.
БОТ: 10.18384/2310-6646-2019-2-8-27
FOR CITATION
Nikiforenko E. S., Semenova G. N. The Use of State Regulation of Economic Growth under Modern Conditions and a Possibility of Socially-Oriented Economy. In: Bulletin of Moscow Region State University. Series: Economics, 2019, no. 2, pp. 8-27.
DOI: 10.18384/2310-6646-2019-2-8-27
4U