Научная статья на тему 'Произведения В. А. Сухомлинского как средство воспитания нравственно-этических чувств младших школьников'

Произведения В. А. Сухомлинского как средство воспитания нравственно-этических чувств младших школьников Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
539
90
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРОИЗВЕДЕНИЯ В. А. СУХОМЛИНСКОГО / WORKS OF V.A. SUKHOMLINSKY / НРАВСТВЕННО-ЭТИЧЕСКИЕ ЧУВСТВА / MORAL AND ETHICAL SENSE / ЦЕННОСТНЫЕ ОРИЕНТИРЫ / VALUES

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Ткачева К.И., Шпиталевская Г.Р.

В статье представлены произведения В. А. Сухомлинского как средство воспитания нравственно-этических чувств у младших школьников, среди которых являются: «Ленивая подушка», показывающее маленькому ребенку основы преодоления небольших трудностей; «Не потерял, а нашел», воспитывающее трудолюбие; «О чем думала Марийка», помогающее постичь дружеские отношения; «Седьмая дочь», раскрывающее настоящую любовь к матери.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Ткачева К.И., Шпиталевская Г.Р.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE WORKS OF V. A. SUKHOMLINSKY AS A MEANS OF EDUCATION MORAL AND ETHICAL FEELINGS OF YOUNGER STUDENTS

The article presents the works of V.A. Sukhomlinsky as a means of education moral and ethical feelings in primary school, among which are: «Porch pillow» showing a young child the basics of overcoming small difficulties; «Lost and found» raising the diligence; «And what did you think Marika», which helps to understand friendships; «The Seventh daughter» revealing true love to his mother. The subjects of works of V. A. Sukhomlinsky concern on modern children. They introduce younger students to the moral, spiritual, aesthetic, patriotic achievements of our people, treasure their culture, promote moral, ethical and aesthetic development of schoolchildren. Reading, reflecting on the texts of fairy tales, stories, illustrations, and legends develop activate moral, philosophical views, concepts, enriched vocabulary of students. The contents and ideas of children's works of V. A. Sukhomlinsky emphasize that art education is not only the ability to see and anticipate difficult situations that arise in people's lives, but also to teach the child to navigate in the circumstances, and from childhood accustomed to the most simple, but make independent decisions. Works of outstanding teacher help students to comfortably enter the world of human relations, to lay the Foundation of self-knowledge, self-development, self-realization.

Текст научной работы на тему «Произведения В. А. Сухомлинского как средство воспитания нравственно-этических чувств младших школьников»

Ученые записки Крымского федерального университета имени В. И. Вернадского

Социология. Педагогика. Психология. Том 2 (68). 2016. № 4. С. 72-76.

УДК 37.018:373.3

ПРОИЗВЕДЕНИЯ В. А. СУХОМЛИНСКОГО КАК СРЕДСТВО

ВОСПИТАНИЯ НРАВСТВЕННО-ЭТИЧЕСКИХ ЧУВСТВ МЛАДШИХ

ШКОЛЬНИКОВ

Ткачева К. И., Шпиталевская Г. Р.

Евпаторийский институт социальных наук (филиал) ФГАОУ ВО «Крымский федеральный университет им В. И. Вернадского»

e-mail: kmndo@mail.ru

В статье представлены произведения В. А. Сухомлинского как средство воспитания нравственно-этических чувств у младших школьников, среди которых являются: «Ленивая подушка», показывающее маленькому ребенку основы преодоления небольших трудностей; «Не потерял, а нашел», воспитывающее трудолюбие; «О чем думала Марийка», помогающее постичь дружеские отношения; «Седьмая дочь», раскрывающее настоящую любовь к матери.

Ключевые слова: произведения В. А. Сухомлинского, нравственно-этические чувства, ценностные ориентиры.

ВВЕДЕНИЕ

Формирование и развитие нравственности, этики, воспитанности, ценностных ориентиров у детей является одной из ряда важнейших задач учителя начальной школы. Ценностные ориентиры младших школьников формируются и утверждаются как отношение их к окружающей среде, к предметному миру, а главное -человеческому миру и самим себе в этом мире.

Рассматривая литературу как искусство слова, В. А. Сухомлинский рекомендует, чтобы на уроках чтения учащихся приучали чувствовать красоту слова, художественного образа, мысли и чувства писателя. Чтобы человек имел собственное мнение, умел его выразить, этому надо научить в школе, ведь в будущем ему придется осуществлять выбор, принимать решения, которые будут влиять на собственную жизнь, на семью, на общество в целом. Над этой проблемой всю свою жизнь в школе работал В. А. Сухомлинский, этому посвятил свои многочисленные педагогические и литературные произведения [1, с. 69].

Среди педагогов, которые занимались изучением произведений В. А. Сухомлинского для формирования морально-этических чувств на уроках чтения в начальной школе, можно выделить С. П. Максимюк, И. Г. Опишнива, Л. П. Пархету, А. Я. Савченко.

По мнению В. А. Сухомлинского, самый глубокий след в душе своего воспитанника оставляет тот, кто сумел разбудить чувство человеческого

достоинства, стремление к добру, правде, чести, красоте, кто способен постичь сложную, часто исполненную противоречий душу ребенка и лелеять в ней ростки духовности. Большая роль в этом принадлежит мудрому слову, которое исходит из народных уст, родному слову, в частности сказке. К сказке В. А. Сухомлинский обратился еще в начале своего творческого пути [5, с. 8]. Воспитание младших школьников педагог называл «школой сердечности». Он советовал родителям, педагогам обучать детей добру, любви, милосердию. Для этого важно, чтобы дети постоянно видели гуманистический смысл поступков и поведения тех, кто их окружает. Так, в сказке «Ленивая подушка» на примерах повседневной жизни В. А. Сухомлинский помогает ребенку преодолеть маленькие трудности. В гуманных взаимоотношениях старших и детей педагог видит основу воспитания чувства ответственности, трудолюбия, то есть «школу тонких, сердечных, человечных взаимоотношений». В. А. Сухомлинский обращает внимание на то, что лучшим, совершенным инструментом, который всегда срабатывает, является обращение старших к сердцу и разуму ребенка, а не стремление поучать, указывать ему, распоряжаться им. Если в семье ребенок приобретает опыт личностных демократических взаимоотношений, то в будущем, строя свою жизнь, участвуя во взрослой жизни, он будет жить как свободный человек, в согласии с нравственными ценностями [4, а 409].

Произведения В. А. Сухомлинского убеждают в том, что необходимо помочь питомцу высказаться, одухотвориться красотой нравственности и твердо верить в то, что прекрасное и истинное побеждают и торжествуют. Моральные чувства и поступки пробуждаются и совершенствуются только тогда, когда благородство, величие идеи, на основе которой возникает это чувство, познаются на собственном опыте, на собственных поступках, в поведении, в труде. Так, на примере сказки «Не потерял, а нашел» В. А. Сухомлинский помогает школьникам осознать личностную и социальную значимость труда как необходимой обязанности и духовной потребности человека, формирует желание добросовестно и ответственно работать. Содержание сказки, кроме трудовой активности, трудолюбия как высокой нравственности, воспитывает у детей чувство совести, долга и ответственности как высшей общечеловеческой ценности. Процесс формирования чувства ответственности у детей рассматривается В. А. Сухомлинским на основе внутренних свойств ребенка, его сознательных и добровольных поступков, когда действия оцениваются личной совестью, осознанием долга и ответственности [4, с. 407].

Проблема формирования нравственных основ человеческой личности в сказках В. А. Сухомлинского рассматривается сквозь призму человеческих чувств, переживаний. Так, содержание художественного произведения «О чем думала Марийка» помогает детям понять суть дружеских отношений, гуманных взаимоотношений. В умении «почувствовать душу» другого человека, в способности понять ее душевное состояние В. А. Сухомлинский усматривал лучшую черту нравственности ребенка: «Умей почувствовать рядом с собой человека, умей понять

73

его душу, видеть в его глазах сложный духовный мир... Думай и чувствуй, как твои поступки могут отразиться на душевном состоянии другого человека» [4, с. 408].

Значительное место в педагогическом наследии В. А. Сухомлинского занимает проблема воспитания у детей уважения, любви к матери - хранительнице домашнего тепла. В любви к матери - основа, источник воспитания, от которого все зависит, все начинается. Проявление настоящей любви к матери педагог показал в оглавлении рассказ «Седьмая дочь». В этом произведении В. А. Сухомлинский поднимает такую морально-этическую и вечную проблему, как любовь к матери. В нем говорится о том, как выражали красивыми словами дочери свою любовь к матери, с которой были разлучены целый месяц. Но все красивые слова вмиг побледнели в сравнении с настоящим проявлением любви к матери седьмой дочери, что выразилась не в словах, а в простых действиях: она сняла с ног мамочки обувь и поднесла ей воды в миске -помыть с дороги ноги [4, с. 406].

Любовь к матери должна формироваться с раннего детства и должна проявляться не только в красивых словах, а в добрых поступках, в отношении, в уважении, почете, желании и необходимости помочь. Уже в маленькой девочке-школьнице В. А. Сухомлинский видел будущую мать, у нее должно формироваться представление о семье, о жизни ради других, во имя счастья ближнего, трудолюбие, непримиримость к потребительскому благополучию [3, с. 63].

Очень интересным по своему значению является ряд рассказов В. А. Сухомлинского, посвященных этике детского общения, их школьного общежития. Вечной является и будет оставаться такая педагогическая проблема, как «ребенок с физическими недостатками в условиях не специальной, а общеобразовательной школы». Это проблема, прежде всего, самого ребенка, его родителей и других членов семьи, которые с огромным волнением и опасением за детскую психику отправляют обделенного природой ребенка в круг его ровесников. Это и проблема учителя, поскольку именно ему часто приходится быть свидетелем проявлений моральной жестокости по отношению к таким детям, предотвращать их.

Педагогические сказки В. А. Сухомлинского якобы косвенно, незаметно внешне, но активно и эффективно воспитывают в детях лучшие чувства душевности и любви ко всему прекрасному, формируют первые навыки человечности во взаимоотношениях между юными школьниками.

В художественных произведениях содержится значительный образовательный и воспитательный потенциал. Содержание сказок позволяет осуществлять систематическое моральное воспитание. Существенная особенность заключается в том, что назидательность выражена не навязчиво, не прямолинейно. Детей привлекают захватывающая фабула, ярко нарисованные образы, остроумные характеристики.

Младшие школьники эмоционально воспринимают текст, в котором добро побеждает зло. Дети искренне переживают горе, несчастье оскорбленных. Следует

74

не развеивать у детей сочувствие обиженным, а направлять их на осознание того, в чем заключается ошибка, совершенная действующими лицами.

Педагогическая ценность сказки заключается в том, что в ней побеждает справедливость. Радость детей нужно поддерживать, ибо в ней - воспитательный момент. Учителю остается только подвести своих воспитанников к нахождению причин для радости в этой победе.

Анализ сказок побуждает детей к формированию оценочных суждений характера сказочных действующих лиц. Учащиеся самостоятельно определяют характерные признаки сказочных персонажей: доброту, смелость, честность или трусость, тщеславие, лживость. Очень часто дети дают разные оценки поступкам одних и тех же сказочных героев. Каким бы ни был ответ каждого отдельного учащегося, никто из них не должен не то что видеть, а даже чувствовать насмешливое отношение учителя к его мнению. У каждого ребенка оно свое, неповторимое и достойное особого внимания. Хотя практика показывает: детские мысли бывают иногда очень странными, слишком нестандартными. Лучше всего продемонстрировать, что одно из суждений является наиболее удачным, а в отдельных случаях и оставить все оценки, высказанные школьниками. Возможны также случаи неоднозначного реагирования детей на результат действий сказочных героев. Одни учащиеся сочувствуют, другие болезненно воспринимают события, третьи признают неизбежность такого конца. Роль взрослых, учителя заключается в том, чтобы, не умаляя ни одного из перечисленных отношений, подчеркнуть существующую реальность [2, с. 71].

Если говорить о восприятии сказки детьми, то необходимо отметить тот факт, что дети младшего школьного возраста воспринимают условность сказки, а потому четко отличают фантазию от реальности. К фантазии они относятся как к игре. Итак, сказочную ситуацию они воспринимают как игру (возможную жизненную ситуацию). Поэтому нет нужды повторять известное им и подчеркивать, что сказочный сюжет вымышленный. В сказке говорится о добре и зле, о плохом и хорошем, совершенном и несовершенном. Детское внимание должно быть сосредоточено на этих моральных и человеческих категориях, а не на развенчании необычности сказочных ситуаций [5, с. 9].

В. А. Сухомлинский составление сказок превращал в живой творческий процесс на уроках. Он учил детей не только слушать сказки, но и самостоятельно составлять их, записывать, рассказывать. На таких уроках под влиянием чувств и мыслей, вызванных чтением, слушанием и созданием сказок дети учатся образно и творчески мыслить. Все созданные сказки В. А. Сухомлинский объединил в рукописный сборник «Сказки вечерних сумерек». По его примеру педагогам на своих уроках следует поощрять учащихся к общему, коллективному, а также индивидуальному созданию сказок, которые затем будут собраны в общий сказочный сборник - альбом одного класса. Это будет совместная творческая работа не только в литературном, языковом плане, но и в художественном, изобразительном [1, с. 70].

75

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Таким образом, сюжеты произведений В. А. Сухомлинского волнуют современных детей. Они приобщают младших школьников к нравственно-духовным, эстетическим, патриотическим достижениям нашего народа, сокровищнице его культуры, способствуют нравственному, этическому и эстетическому развитию младших школьников. Читая, размышляя над текстами сказок, рассказов, миниатюр и легенд В. А. Сухомлинского, учащиеся развиваются, у них активизируются нравственно-ценностные, мировоззренческие представления, понятия, обогащается словарь. Содержание и идеи детских произведений В. А. Сухомлинского подчеркивают, что искусство воспитания заключается не только в умении видеть и предвидеть сложные ситуации, которые возникают в жизни людей, но и в том, чтобы научить ребенка самостоятельно ориентироваться в жизненных обстоятельствах и уже с детства приучать к самым простым, но самостоятельным решениям. Произведения выдающегося педагога помогают школьникам комфортно входить в мир человеческих отношений, закладывают основы самопознания, потребности саморазвития, самореализации личности.

Список литературы

1. Аверина, Н. Г. О духовно-нравственном воспитании младших школьников // Н. Г. Аверина. -Начальная школа. - 2005. - № 11. - С. 68-71.

2. Бабаян, А. В. О нравственном воспитании / А. В. Бабаян, Н. Г. Дебольский // Педагогика. -2005. - № 2. - С. 67-78.

3. Данилюк, А. Я. Духовно-нравственное развитие младших школьников / А. Я. Данилюк // Педагогика, 2008. - № 9 - С. 63-88.

4. Детская литература: Хрестоматия / Под ред. Л. П. Казачок. - М.: Дрофа, 2002. - 519 с.

UDC 37.018:373.3

THE WORKS OF V. A. SUKHOMLINSKY AS A MEANS OF EDUCATION MORAL AND ETHICAL FEELINGS OF YOUNGER STUDENTS

Tkacheva K. I., Shpitalevskaya G. R.

The article presents the works of V.A. Sukhomlinsky as a means of education moral and ethical feelings in primary school, among which are: «Porch pillow» showing a young child the basics of overcoming small difficulties; «Lost and found» raising the diligence; «And what did you think Marika», which helps to understand friendships; «The Seventh daughter» revealing true love to his mother.

The subjects of works of V. A. Sukhomlinsky concern on modern children. They introduce younger students to the moral, spiritual, aesthetic, patriotic achievements of our people, treasure their culture, promote moral, ethical and aesthetic development of schoolchildren. Reading, reflecting on the texts of fairy tales, stories, illustrations, and legends develop activate moral, philosophical views, concepts, enriched vocabulary of students. The contents and ideas of children's works of V. A. Sukhomlinsky emphasize that art education is not only the ability to see and anticipate difficult situations that arise in people's lives, but also to teach the child to navigate in the circumstances, and from childhood accustomed to the most simple, but make independent

76

TKaneea K. M., LLInumaneecKaa r. P.

decisions. Works of outstanding teacher help students to comfortably enter the world of human relations, to lay the Foundation of self-knowledge, self-development, self-realization.

Keywords. Works of V.A. Sukhomlinsky, moral and ethical sense, values.

References

1.Averina N. G. On Spiritual and Moral Education of Junior School Students. Averina. - Primary School. - 2005. - № 11. - P. 68-71.

2. Babayan A. V. On moral education / A.V. Babayan, N.G. Debolsky // Pedagogy. - 2005. - No. 2. -

P.67-78.

3. Danyluk A. Ya. Spiritual and moral development of junior schoolchildren / A.Ya. Danilyuk // Pedagogy, 2008. - No. 9 - P. 63-88.

4. Children's Literature: Reader / Ed. L. P. Kazachok. - Moscow: Drofa, 2002. - 519 p.

77

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.