Научная статья на тему 'Произношение в пении в сопоставлении с орфоэпическими нормами'

Произношение в пении в сопоставлении с орфоэпическими нормами Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
2094
213
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
РУССКИЙ ЛИТЕРАТУРНЫЙ ЯЗЫК / УСТНАЯ РЕЧЬ / ОРФОЭПИЯ / ПЕНИЕ / RUSSIAN LITERARY LANGUAGE / SPEAKING / ORTHOEPY SINGING

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — Коробейникова Анна Александровна

Голос человека это ярчайший признак индивидуальности. Владение голосом обуславливается жизненным опытом человека и уровнем его социально-культурного воспитания. Со времён античной риторики исследовательский интерес к природе человеческого голоса не ослабевает и находит отражение в трудах современных учёных. Последнее отчасти объясняется всё возрастающим числом желающих стать профессионалами в области академического, эстрадного, народного и хорового пения. Имея опыт преподавания дисциплины «Русский язык и культура речи» в Оренбургском государственном институте искусств им. Л. и М. Ростроповичей, мы задались вопросом о том, в коей мере вокалистам следует соблюдать орфоэпические нормы литературного языка. Изучение особенностей произношения в процессе пения обуславливает более глубокое понимание закономерностей функционирования языковой системы в целом, поскольку вокальная речь является составной частью языковой культуры. Пение как «омузыкаленная речь» реализуется в её устной форме. Следовательно, незнание правил русского литературного произношения, а также несоблюдение основных правил и приёмов артикуляции отрицательно влияют на восприятие и понимание текста песни слушателями. Вместе с тем, вокалистам необходимо вдумчиво подходить к соотнесению певческого произношения с естественно речевым.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

SPEAKING IN SINGING VERSUS PRONOUNCING STANDARDS

The man’s voice is the clearest sign of individuality. Possession of voice is caused by human experience and the level of its social and cultural education. Since the time of ancient rhetoric research interest in the nature of the human voice continues unabated and is reflected in the writings of modern scientists. The latter is partly due to the ever-increasing number of people wishing to become professionals in the field of academic, pop, folk and choral singing. Having the experience of teaching the subject «Russian language and culture of speech» in the Orenburg State Institute of Arts L. and M. Rostropovich, we wondered about, in no way should be followed vocalists pronouncing norms of the literary language. The study of the pronunciation in the process of singing leads to a deeper understanding of the laws governing the functioning of the language system as a whole, because it is a vocal part of the language culture. Singing as «omuzykalennaya speech» is being implemented in its oral form. Therefore, ignorance of the rules of Russian literary pronunciation, as well as failure to comply with the basic rules and methods of articulation negatively affect the perception and understanding of the lyrics listeners. However, singers need to thoughtfully approach the correlation of singing pronunciation with a natural voice.

Текст научной работы на тему «Произношение в пении в сопоставлении с орфоэпическими нормами»

УДК 81

Коробейникова А.А.

Оренбургский государственный университет E-mail: [email protected]

ПРОИЗНОШЕНИЕ В ПЕНИИ В СОПОСТАВЛЕНИИ С ОРФОЭПИЧЕСКИМИ НОРМАМИ

Голос человека - это ярчайший признак индивидуальности. Владение голосом обуславливается жизненным опытом человека и уровнем его социально-культурного воспитания. Со времён античной риторики исследовательский интерес к природе человеческого голоса не ослабевает и находит отражение в трудах современных учёных. Последнее отчасти объясняется всё возрастающим числом желающих стать профессионалами в области академического, эстрадного, народного и хорового пения.

Имея опыт преподавания дисциплины «Русский язык и культура речи» в Оренбургском государственном институте искусств им. Л. и М. Ростроповичей, мы задались вопросом о том, в коей мере вокалистам следует соблюдать орфоэпические нормы литературного языка. Изучение особенностей произношения в процессе пения обуславливает более глубокое понимание закономерностей функционирования языковой системы в целом, поскольку вокальная речь является составной частью языковой культуры.

Пение как «омузыкаленная речь» реализуется в её устной форме. Следовательно, незнание правил русского литературного произношения, а также несоблюдение основных правил и приёмов артикуляции отрицательно влияют на восприятие и понимание текста песни слушателями. Вместе с тем, вокалистам необходимо вдумчиво подходить к соотнесению певческого произношения с естественно речевым.

Ключевые слова: русский литературный язык, устная речь, орфоэпия, пение.

В истории развития литературного языка и в истории развития певческого искусства при пристальном рассмотрении можно обнаружить, как мы полагаем, много любопытных схожих моментов, например, касающихся источника нормы и проблемы выбора образца для подражания. Так, источником языковой нормы является живая звучащая речь, однако обработанная мастерами слова - писателями-классиками, образованными людьми. А.М. Пешковский писал о нормированности речи следующее: «Существование языкового идеала у говорящих - вот главная отличительная черта литературного наречия с самого первого момента его возникновения, черта, в значительной мере создающая самое это наречие и поддерживающая его во всё время его существования» [1:54]. По мнению искусствоведов, источником формирования вокально-эстетической культуры и её критериев всегда были традиции массового народного пения, однако эталоном пения служило академическое мастерство оперных и камерно-концертных певцов [2:10].

В настоящее время всё сложнее выбрать образец нормативного употребления нормы: театр не вполне уже является хранителем образцовой речи, не каждую радио- и телепере-

дачу можно признать образцом нормативного употребления языка. В числе немногих можно назвать передачи «Как это по-русски?» на «Радио России» и проект «Живое слово» на телеканале «Культура». Аналогичную ситуацию в области сольного пения отмечает С.И. Бержин-ская: «Снижение критериев вокала, характерное для эстрады и свойственное бытовой любительской среде, является существенной причиной уменьшения количества хорошего природного голосового материала» [2:11]. Таким образом, указанные выше обстоятельства позволяют нам сделать предположение об актуальности вопроса вокально-речевой культуры в современной науке о языке.

Известно, что в Древней Греции умение петь в хоре признавалось необходимым условием того, чтобы считаться полноправным членом общества. Знаменитые риторы того времени имели основательную хоровую подготовку. Умение петь являлось неотъемлемой частью их мировоззрения, которое репрезентировалось в их риторических трактатах. В «Истории античной эстетики» А.Ф. Лосев резюмирует: «Риторика для античности - гораздо более музыкальна, чем просто игра на инструментах или чистое пение. Риторика - это и есть настоящая антич-

ная музыка. И вот почему она так невероятно там распространена. Она удовлетворяла здесь общечеловеческому музыкальному инстинкту» [3]. Некоторые высказывания древнегреческих риторов о взаимосвязи музыки и государства актуальны сегодня как никогда. Например, утверждение Платона о том, что могущество и сила государства зависят от того, какая музыка в нём звучит, ибо распущенные ритмы и лады порождают в людях распущенное начало [4:21].

Взаимообусловленность речи и пения всегда привлекала внимание теоретиков и практиков. Так, например, важную роль слова в песне отмечал оперный певец Ф.И. Шаляпин, который говорил, что хорошо сказанное слово - уже спето. В современной науке интерес к проблеме взаимосвязи речи и пения не ослабевает. Исследования филологов, вокальных педагогов, посвящённые органической связи речи и пения, представляются весьма актуальными. Так, например, в настоящее время исследуются фонетические характеристики вокальной речи [5], просодия текста в пении [6], нарушения голоса у лиц речевых и вокальных профессий [7] и мн. др.

Выдающимися работами в области русской орфоэпии, а также вокального искусства являются монографии Р.И. Аванесова «Русское литературное произношение» (1950) и В.И. Са-довникова «Орфоэпия в пении» (1958). В этих уникальных трудах представлены орфоэпические нормы: правила произношения гласных звуков; правила произношения согласных звуков и их сочетаний; произношение некоторых грамматических форм; ударение в слове, кроме того, правила фиксирования орфоэпического разбора литературных текстов, а также условия певческого образования гласных и согласных. Несомненно, знакомство начинающего вокалиста с содержанием данных книг поспособствует правильному произносительному единству, выразительной передаче разнообразных человеческих отношений, мыслей и чувств, грамотному построению музыкальных фраз.

Вместе с тем, разработанность фонетических аспектов пения сложно признать завершённой. Данное обстоятельство объясняется, на наш взгляд, схожестью речи и пения, которая представлена в лексическом значении этих слов: говорить - «владеть устной речью, каким-

нибудь языком» и петь - «издавать голосом музыкальные звуки, исполнять музыкальное произведение» [8:134, 515]. Музыкальность речи придают главным образом гласные и сонорные звуки, которые тянутся, могут иметь фиксированную высоту тона. Однако не следует отождествлять процессы речи и пения. В частности, они различаются увеличенной длительностью слогов и более жёсткой фиксацией высоты тона для каждого слога. По мнению А.Б. Бараш, красиво окрашенная вокальная речь, чёткое и осмысленное слово, культура речи и художественная выразительность пения для певца не менее, а может быть, даже более важны, чем техническая оснащенность голоса. Впрочем, думается, что обе стороны певческого процесса на самом деле находятся во взаимосвязи и помогают или мешают друг другу [4:83].

Одним из противоречивых процессов, обсуждаемых в теории и практике вокальной речи, считается редукция в пении. Редукция (от лат. Reductio - возвращение, отодвигание назад) - изменение звуковых характеристик речевых элементов, вызванное их безударностью. В фонетической литературе больше говорят о редукции гласных, так как гласные являются слогообразующим элементом. Ударный гласный всегда имеет относительно большую длительность, длительность же безударных зависит от их положения по отношению к ударению; больше всего сокращаются по длительности заударные слоги и вторые, третьи предударные слоги. Сокращение времени артикуляции приводит к тому, что гласный не содержит фазы выдержки и представляет собой некоторую переходную артикуляцию от предшествующего согласного к следующему. Редукция целых звуковых комплексов приводит к очень сильным изменениям звукового состава слова [9:409-410].

Следует заметить, что безударный вокализм в русском литературном языке и диалектах отличается большой сложностью в реализации гласных фонем (аканье, иканье, еканье, оканье, яканье). Поэтому, несмотря на общее требование отчётливой дикции и соблюдение орфоэпических и акцентологических норм в обычной и вокальной речи, некоторые вопросы качественной редукции остаются дискуссионными. Иначе говоря, переносить автоматически законы литературного произношения на пение

Коробейникова A.A._

неверно. Так, например, по законам орфоэпии продлённый первый слог в процессе пения при изменении гласной может исказить слово до неузнаваемости. Ю.М. Ильинов, наблюдая фонетические особенности произнесения фонемы [а] после мягкого согласного в безударном слоге, приходит к заключению о том, что половина авторов (В.И. Садовников, К.П. Виноградов, А.П. Иванов) - за [а]: «посвЯтил», «клЯнусь» (Я в указанных позициях обозначает [а] + мягкость предшествующего согласного), другая - (Е.Е. Нестеренко, Е.В. Знаменская) за «посвЕи(Е)тил», «клЕи(Е)нусь». Исследователь отмечает, что в абсолютном большинстве случаев вопрос о качественной редукции решается в пользу произношения [а], что объясняется более удобным с точки зрения физиологии образованием певческого звука, хотя с точки зрения языка - это грубое нарушение нормы (диалектизм) [10:193-194].

По нашим наблюдениям, степень редукции разнится в зависимости и от видов пения и жанров музыкальных произведений. Так, оперным певцам в большей степени свойственен полный стиль произношения гласных, отличающийся значительно меньшей, чем в повседневной речи, их редукцией и практическим её отсутствием в ариях кантиленного характера, что обусловлено сохранением в пении необходимого для резонанса активного (натянутого) состояния стенок ротоглотки [11:14]. И другое: чем протяжённей редуцированный гласный, тем ближе его звучание к вокальной речи; чем он короче -тем ближе к разговорной. Например, при исполнении хором «Попутной песни» М.И. Глинки редуцированные гласные в рефрене, построенном на быстром скандировании, напоминающем скороговорку, произносятся неясно, как в речи; а в певучих эпизодах - полно и протяжно [12]. Народную манеру пения и вовсе отличает установка на то, что петь надо, как говоришь. В этом случае необходимо иметь в виду систему артикуляционных приёмов: тип произнесения

Произношение в пении в сопоставлении...

«чистых» гласных (нередуцированных, позици-онно определяющих), диалектные особенности согласных, типичные приёмы последовательного перехода или замены гласных, различные случаи редуцирования, дифтонгов, огласовок в распевах [13].

Стоит отдельно заметить, что в «жанровой» орфоэпии руководствоваться устноречевыми нормами следует разумно и последовательно во избежание комичных примеров, приведённых А.А. Реформатским: «Странно, когда в театре Ерошка то окает, то якает. Ясно, что исполнитель, стремясь выявить «простонародность», старается «комиковать» произношение, отчего и проистекает нелепость окающих реплик Ерошки наряду с преувеличенно якающими «К Володимиру, князю Галицкому»; а в последнем акте тот же Ерошка произносит: бяжать... вляса... Другой из видных артистов в партии Юродивого (опера «Борис Годунов») допускает большие несообразности в произношении. Стараясь осуществить характерность или жанровость изображаемого персонажа, он произносит много по церковно-славянски на о, например, богородица, копеечка и т. п., но рядом с этим - неприглядная, памалися... Тут надо что-нибудь одно: или последовательно окать согласно церковно-славянской манере, или петь по-русски» [14:57].

Конечно, владение голосом не ограничивается одним только соблюдением орфоэпических норм современного русского литературного языка. Оно включает в себя и развитие слуха, и умение правильно дышать, и чёткую дикцию, и овладение поэтическим стилем песни, и выразительность в передаче чувств и эмоций. Однако, по нашему мнению, именно фонетические знания должны быть неизменным спутником вокалиста на пути к блистательному исполнению. Вместе с тем, не стоит забывать о необходимости вдумчиво подходить к соотнесению певческого произношения с естественно-речевым для истинного овладения словом в пении.

09.02.2017

Список литературы:

1 Пешковский, А.М. Объективная и нормативная точка зрения на язык /А.М. Пешковский // Избранные труды. - М.: Учпедгиз, 1959. - С. 50-63.

2. Бержинская, С.И. Основные аспекты формирования исполнительского мастерства начинающего певца: автореф. дис. ... канд. искусствоведения / С.И. Бержинская. - Нижний Новгород, 2005. - 28 с.

3. Лосев, А.Ф. История античной эстетики / А.Ф. Лосев. - М., 1994.

4. Бараш, А.Б. Поэма о человеческом голосе. Знакомство с искусством академического вокала / А.Б. Бараш. - М., 2005. -163 с.

5. Ильинов, Ю.М. Фонетические характеристики вокальной речи: автореф. дис. ... канд. филол. наук / Ю.М. Ильинов. - Волгоград, 2007. - 21 с.

6. Комарова, И.А. Просодия текста в пении: автореф. дис.... канд. филол. наук / И.А. Комарова. - М., 2004. - 26 с.

7. Михалевская, И.А. Нарушение голоса у лиц речевых и вокальных профессий: дис. ... канд. пед. наук / И.А.Михалевская. - М., 2005. - 193 с.

8. Ожегов, С.И. Толковый словарь русского языка / С.И. Ожегов, Н.Ю. Шведова. - М., 2003. - 944 с.

9. Русский язык: Энциклопедия. - М., 2003. - 704 с.

10. Ильинов, Ю.М. К вопросу о редукции и естественности речи в пении / Ю.М. Ильинов // Вестник МГУКИ. 4-2007. -С. 193-194.

11. Юшманов, В.И. Певческий инструмент и вокальная техника оперных певцов: автореф. дис.... д-ра искусствоведения / В.И. Юшманов. - СПб., 2004. - 40 с.

12. Жесткова, К.Б. Дикция в хоре. Особенности хоровой дикции. Правила артикуляции. Упражнения на совершенствование дикции [Электронный ресурс] / К.Б. Жесткова. - Режим доступа: http://www. http://nsportal.ru//.

13. Тимофеева, Е.Е. Основные принципы формирования народной манеры пения [Электронный ресурс] / Е.Е. Тимофеева. -Режим доступа: http://www. http://nsportal.ru//.

14. Садовников, В.И. Орфоэпия в пении / В.И. Садовников. - М., 1958. - 80 с.

Сведения об авторе:

Коробейникова Анна Александровна, доцент кафедры русской филологии и методики преподавания русского языка Оренбургского государственного университета, кандидат филологических наук 460018, г. Оренбург, пр-т Победы, 13, e-mail: [email protected]

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.