Научная статья на тему 'Связь букв, фонем мелодики языка в свете постановки детского голоса'

Связь букв, фонем мелодики языка в свете постановки детского голоса Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
357
150
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ДЕТСКИЙ ГОЛОС / ПОСТАНОВКА / ОКРУГЛЁННОЕ ПОЛОЖЕНИЕ ГУБ / ОПОРА НА ДИАФРАГМУ / ГОЛОСОВОЙ АППАРАТ / СВЯЗКИ / ИНТОНИРОВАНИЕ / ПЕНИЕ С ЗАКРЫТЫМ РТОМ / РАСТЯЖКА РАЗОГРЕВКА МЫШЦ / ПРОЦЕСС РАСПЕВАНИЯ / НАИБОЛЬШАЯ ВИБРАЦИЯ КОСТЕЙ ЧЕРЕПА / ШЛИФУЮЩИМ ГОЛОСОВЫЕ СВЯЗКИ МАТЕРИАЛОМ / РАСТЯЖКА ГОЛОСА / ЧИСТОТА ИНТОНИРОВАНИЯ / ПРАВИЛЬНОЕ ПОЛОЖЕНИЕ ГОРТАНИ / TUNING OF VOICE / CHILDREN VOICE / HARMONIC / INFLUENCE OF SPOKEN LANGUAGE / LETTERS ON STRUCTURING AND TUNING CHILDREN VOICE / PHONEMES / YOUNGER AGE / MORE HARMONIC

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Велизаде М. И.

В статье Мелек Велизаде рассматривается вопрос влияния слогов и распевов на сам процесс постановки и шлифовки детского голосового аппарата. В вопросе постановки голоса одним из важнейших аспектов является влияние фонем, букв, слогов на само формирование голоса. В данном случае гласные и согласные являются формирующим, шлифующим голосовые связки материалом, который производит качественную обработку голоса. Также приводятся примеры, посредством которых автор делает выводы о том, что язык, на котором исполняется произведение, существенно влияет на его звуковую окраску, так как национальный язык, имеет не только фонетические отличия, но и одновременно является носителем определённых психологических установок.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The connection of the letter, phonemes and the melody of the language in terms of child's voice development

The article by Melek Velizadeh, the candidate on arts study, says about the influence of phonemes (syllables) and letters on structuring and tuning children voice. Also shortly deals about the influence of spoken language on voice and its training. At the end of the article, the author has shown that tuning of voice of children in their younger age would help more harmonic development of their voc.

Текст научной работы на тему «Связь букв, фонем мелодики языка в свете постановки детского голоса»

УДК 7 (091), 7.03

СВЯЗЬ БУКВ, ФОНЕМ МЕЛОДИКИ ЯЗЫКА В СВЕТЕ ПОСТАНОВКИ ДЕТСКОГО

ГОЛОСА

М.И.Велизаде

В статье Мелек Велизаде рассматривается вопрос влияния слогов и распевов на сам процесс постановки и шлифовки детского голосового аппарата. В вопросе постановки голоса - одним из важнейших аспектов является влияние фонем, букв, слогов на само формирование голоса. В данном случае гласные и согласные являются формирующим, шлифующим голосовые связки материалом, который производит качественную обработку голоса. Также приводятся примеры, посредством которых автор делает выводы о том, что язык, на котором исполняется произведение, существенно влияет на его звуковую окраску, так как национальный язык, имеет не только фонетические отличия, но и одновременно является носителем определённых психологических установок.

Ключевые слова: детский голос, постановка, округлённое положение губ, опора на диафрагму, голосовой аппарат, связки, интонирование, пение с закрытым ртом, растяжка разогревка мышц, процесс распевания, наибольшая вибрация костей черепа, шлифующим голосовые связки материалом, растяжка голоса, чистота интонирования, правильное положение гортани.

M.I. Velizade The connection of the letter, phonemes and the melody of the language in terms of child’s voice development.

The article by Melek Velizadeh, the candidate on arts study, says about the influence of phonemes (syllables) and letters on structuring and tuning children voice. Also shortly deals about the influence of spoken language on voice and its training. At the end of the article, the author has shown that tuning of voice of children in their younger age would help more harmonic development of their voc.

Key words: tuning of voice, children voice, harmonic, influence of spoken language, letters on structuring and tuning children voice, phonemes, younger age, more harmonic, spoken language.

В вопросе постановки голоса - одним из важнейших аспектов является влияние фонем, букв, слогов на само формирование голоса. В данном случае гласные и согласные являются формирующим, шлифующим голосовые связки материалом, который производит качественную обработку голоса. Как у ювелиров, знающих, как и каким шлифовочным материалом нужно пользоваться, чтобы достигнуть того или иного эффекта, так и педагоги занимающиеся постановкой голоса знают - какими средствами нужно добиться растяжки голоса, придания округленности звуку, исправления дефектов.

На чистоту интонирования, правильное положение гортани, обработанность, чёткость звука влияют различные упражнения на гласные и согласные. Например: в упражнениях на гласную «а» ученики учатся прикрывать звук, то есть петь округлённым, академическим звуком. Так же на звук «а» полезно петь кантиленные «тянучки», что довольно качественно шлифует, меняет голос, улучшает дыхание.

Звук «йю». Промежуточный звук, между открытым звуком и закрытым ртом. Очень хорошо развивает переходные регистры, настраивает голосовые связки. Очень важно, чтобы упражнения на этот звук ученики пели как бы продувая в губы, а, не растягивая звук по всей полости рта. Это упражнение очень хорошо настраивает и приводит в рабочее движение весь певческий аппарат. Хорошие результаты дают попевки по полутонам на данный звук. Улучшается интонирование, так как точное воспроизведение в полутонах требует особой артикуляции, что, конечно же, сказывается в дальнейшем на заметном улучшении дикции.

Очень коварны, но неоценимы упражнения, распевы на звук «МИ» , или «МА», «МЕ», «МИ», с чередованием на «МА, «МЕ», «МУ».

Они улучшают и фиксируют прикрытое, то есть округлённое положение губ, так как это упражнение поначалу дети поют только открытым, плоским звуком. Эти упражнения, как лакмусовая бумажка выявляют дефекты и дают возможность покончить с плоским звуком раз и навсегда. Кроме этого чередование похожих гласных тренирует память учащихся, что также не маловажно в любого рода обучении.

Слоги на лё—ла, ле—ло, ле—ли, или лё—о—о помогают отрабатывать мягкость звучания и способствуют развитию дикции, так как за мягкостью согласной гласная может быть смазана, а эти упражнения вырабатывают точность произношения.

Смешанные попевки на твёрдые согласные с гласными дают двойной результат: ре—а—ре— а—ре, попевки скороговорки до—ре—ми—ре—до с ударением на первый и последний слог. Такие упражнения развивают чёткость звука, силу. Совместно с гласными, о значении которых уже

указывалось они шлифуют, делают гибче и послушнее голосовые связки, тренируют их выносливость; вырабатывают правильную позицию певческого аппарата, то есть губ, языка, нёба; Заставляют правильно использовать резонаторы, особенно в переходных регистрах. Данные упражнения своего рода тренажёры, на которых отрабатывается в последствии используемый в произведениях материал.

Продуктивны и интересны упражнения на развитие дыхания: ми—хи—хи—хи (х -соответствует английскому h), до-хо-хо-хо-хо, лё-хо-хо-хо-хо, ля-ха-ха-ха-ха (Приложение №23).

Перед каждым слогом берётся дыхание один раз на всю связку слогов, и звуки как мячик должны отскакивать. Эти упражнения делают дыхание лёгким, полётным. Они очень нравятся детям, из за своей динамики, лёгкости и из-за того, что очень похожи на смешки. Упражнения способствует и эмоциональному подъёму учащихся, в быстром темпе помогают следить за дыханием, прививают умение стабилизировать дыхание в быстрых темпах и с большой амплитудой движения.

Упражнения на октавные скачки на попевку “bel canto” - сложны и применяются только тогда, когда у детей практически поставлен певческий аппарат. Это упражнение развивает умение пользоваться грудными и головными резонаторами, развивает как нижний, так одновременно и верхний регистр. Но если голос не поставлен, то оно способствует окончательному его зажатию, поэтому это упражнение можно использовать только тогда, когда голос и дыхание уже поставлены.

Детей с мугамной постановкой некоторое время, занятий пять, нужно вызывать отдельно, пока они не научаться петь однородно и на дыхании. Это проблематично, так как они привыкли к яркому сильному пению, а из-за неразвитости опоры на диафрагму, звук пока получается слабым и тусклым, что вначале очень угнетает, они всеми силами пытаются перейти опять на гортанное пение.

Очень полезны попевки на слоги де-да-де-да-де-да-де на одном дыхании. При этом важно «а» произносить рядом с «о». Тогда образуется певческий приём «зевка», или как его ещё называют «купол». Так при помощи этого упражнения ученик может сохранить настройку передней части рта. И распев нужно поднимать не в натуральном мажоре, а в гармоническом миноре, чтобы дети легче адаптировались, так как мажор для них несколько труден.

Распевки на полутона с закрытым ртом настраивают голосовой аппарат, связки, собирают звук. А также, пение упражнений на полутона улучшает интонирование. Детям поначалу трудно их исполнить чисто, получается не сразу, но эти упражнения очень развивают гибкость слуха, умение держать тональность, развивают артикуляцию.

У нас много детей, желающих петь в хоре, но у некоторых гортань изначально настроена на пение на горле. Этих ребят поначалу лучше использовать в середине, в среднем голосе. Там голоса звучат спокойно, естественно, без напряжения. Не напрягая связок, они придадут звучание второй группе голосов, хорошую сочность, звучность и в то же время не будут выделяться из остального хора. Умение же петь с опорой на дыхание даст им возможность в будущем комбинировать гортанное пение с приёмами дыхания.

Очень важно для всех хормейстеров научить детей петь с закрытым ртом. Такой вид пения настраивает резонаторы, и его нужно использовать перед самым началом пения. При пении закрытым ртом можно моментально узнать имеющиеся дефекты в голосе у учащегося. Если голос поставлен, и учащийся поёт правильно, то звук лёгкий, приглушённо мягкий, очень приятный. Если учащийся не имеет понятия ни о дыхании, ни о постановке, то голос очень глухой, и ученик напрягается, чтобы сделать его громче. Упражнения с закрытым ртом настраивают связки на пение самым лучшим способом. Это как бы своего рода особое щадящее вступление перед началом разминки.

Данные упражнения необходимы перед пением. Особенно перед концертами, и сам процесс распевания можно сравнить с разминкой спортсменов перед выступлением. То есть предварительная растяжка разогревка мышц перед большими нагрузками необходима. А певческий аппарат состоит из совокупности очень нежных мышц, которые необходимо разогреть перед пением. Иначе не избежать растяжек и травм. Если певец не распоётся перед выступлением, то поначалу голос не будет его слушаться, или, во всяком случае, не будет разогрет и гибок

настолько, насколько нужно. В результате - перенапряжение связок, не смыкание их, конфуз. Всё как в спорте.

Немаловажно в вопросе постановки голоса влияние языка, так как язык один из основополагающих средств воздействия на вокальные свойства голоса. Кстати, разницу в звучании одного и того же произведения ощущает каждый певец, исполняющий одно и то же произведение на разных языках.

В качестве примера можно вспомнить песню «Севгилим», исполняемую Рашидом Бейбутовым на азербайджанском и русском. В итоге от языка менялось не только фонетическое звучание, но психологически песня воспринималась по-разному. То есть язык, не только имеет фонетическое значение, но и одновременно он носитель определённых психологических установок того или иного народа, кому этот язык принадлежит. Меняются даже смысловые акценты песни. Язык, безусловно, влияет и на фонетику и на смысловую нагрузку, и, конечно же, на звукообразование. Чем более насыщен язык сложными гортанными и обилием согласных букв, тем ярче в нем гласные, и звук, проходя сложную обработку согласными, становиться ярче и сильнее. К примеру, грузинский язык, насыщенный гортанными звуками, обилием согласных, что ведет к тому, что практически у каждого третьего в Грузии от природы поставленный голос.

Дополнительно хотелось бы отметить, что гласный «а» всегда рекомендовался всеми итальянскими школами, как звук, дающий певческое положение гортани и являющийся исходным пунктом для образования всех остальных гласных, хотя многие педагоги и считают эту гласную самой трудной по своему формированию.

Гласная «и» рекомендуется потому, что при ней происходит наибольшая вибрация костей черепа, и она приучает пользоваться верхними резонаторами.

При звуке «у» губы складываются трубочкой, и в таком суженном пространстве легче поймать тон. Звук у применяется для оживления глубинных частей акустической формы мягких резонаторов глотки, так как «у» не требует сокращения глоточного кольца в речевом и певческом произношении. Звук «у» является активным раздражителем рефлексогенной зоны певческого выдоха. «У» также влияет на чистоту интонирования. Это подтверждается многочисленными примерами из школьной практики. Чтобы исключить ненужное напряжение языка, нужно следить, чтобы при пении не примешивалось «ю».

На «о» установка губ легко фиксируется учеником и звук получается прикрытым. На звук «е» наблюдается наиболее энергичная работа связок.

Целый ряд авторов свидетельствуют, что вокальные навыки, полученные детьми, сохраняются и во взрослом возрасте. И чем лучше голос поставлен в детстве, тем лучше он развивается у взрослого. Известно великое множество вокалистов, учившихся пению с детства. Например, знаменитая певица Каталани пела с 5-и лет.

Такие певицы, как Патти, Виардо, Малибран, Толи с 16 лет выступали в опере. Из биографии Шуберта известно, что он с детства обучался пению, попал по конкурсу в Венский Конвикт, где был отобран самим Сальери. Из воспоминаний Глинки мы узнаём, что придворная певческая капелла, капельмейстером которой он был, неизменно пополнялась воспитанниками детской певческой школы.

Михаил Львов в своей книге о великой певице Антонине Васильевне Неждановой сообщает, что она находилась под постоянным наблюдением своего отца - скрипача, который старался развить её слух, охранял голос от порчи, крика, продолжительного пения, привил ей вокальную культуру с самого раннего детства. Благотворное влияние охраны детского голоса Неждановой с большей силой сказалось спустя много лет, когда она довольно поздно начала брать уроки у своего замечательного педагога Мазетти.

Чистое интонирование является фундаментом хорового пения. Работу в данном направлении необходимо проводить непрерывно и поступательно, начиная с самых первых занятий. Необходимо научить детей «слушать тишину». Одной из ключевых причин отсутствия чистоты интонировании учеников является неумение сосредоточиться на звучании, итогом которого является фальшивое пение. Громкое пение ведет к ослаблению контроля и воспринимается сложнее, чем тихое, и поэтому при громком пении ослабевает слуховое внимание. Применение в хоре р (пиано) позволяет лучше проработать трудные интонационные места в произведениях.

В практике встречаются дети с различными музыкальными задатками. Одни обладают прекрасным слухом, интонируют безупречно, у других при регулярных занятиях быстро налаживается координация между слухом и голосом, но встречаются и сложные случаи, требующие терпеливой и долгой работы в течение одного года. В принципе каждого ребёнка можно научить интонировать, вопрос лишь в том, насколько упорно и кропотливо была проведена соответствующая работа.

В педагогической практике приходится сталкиваться с досадным явлением - приходит к вам ребёнок, (это конечно в первую очередь касается детей старшего возраста 13-14 лет), уже с испорченным голосом. Переучивать неверное дыхание очень сложно, но необходимо, чтобы в дальнейшем, если ребёнок пойдёт и дальше по вокальной стезе, ему не приходилось бы сталкиваться с трудностями. Ещё великий педагог-вокалист Порпора отмечал1, что легче научить певца петь, нежели отучать от неправильного пения. Чтобы воспитать детский голос правильно, ни в коем случае нельзя допускать, чтобы в пении был крик. Некоторые дети очень много кричат на улице, в школе на переменах, на улице. В результате голос сипнет, иногда на время садится, потому что от напряжения воспаляется гортань, а часто и сами голосовые связки, которые перестают нормально смыкаться.

Вопрос влияния фонем и вокальных упражнений на постановку голоса нельзя отделять от других важнейших, краеугольных аспектов, таких как развитие ладо - интонационного слуха, дисциплина хора, элементарная музыкальная грамотность. Но в данной статье фокус рассмотрения попевок выделил существенный тезис - наиважнейшими элементами в развитии детского голоса: извлечении из голоса всего лишнего (сипа, неверной интонированности,

открытости звука, в укреплении и адаптации к пению на дыхании) - являются выше перечисленные фонемы, слова и буквы. Именно они являются первичным и важнейшим условием в постановке у ребенка красивого, легкого и подвижного голоса.

покой пС1"речевое „ О певческое

т Н » я

I. Покой г.пи речевое хиО речевое *.иУ речевое

л, 6/' тг а to.fi’пг// я. а' /огїе 6, <2.„а"тГ Г

Литература:

1. Евдокимова Ю. “Музыка эпохи возрождения“, Музыка, Москва, 1989

2. Все графики заимствованы из книги Ф. Ф. Егорова «Гигиена голоса и его физиология», Москва, 1962

3. Органов П. “Певческий голос и методика его постановки”, Музгиз, Москва, 1952

4. Енько Т. А. “Формирование относительной системы воспитания слуха” - Москва, ГМПИ им. Гнесиных, 1985

5. Багадуров В.А. «Учение о регистрах человеческого голоса», изд. Музыкальное образование, Москва, 1929

6. Багадуров В.А.; Орлова Н.Д.; Сергеев А.А. «Начальные приёмы развития детского голоса», изд. Академии пед. Наук РСФСР Москва, 1954.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.