Научная статья на тему 'ПРОГРЕССИВНЫЙ ХАРАКТЕР СОЦИАЛЬНО-ПОЛИТИЧЕСКИХ ПРЕОБРАЗОВАНИЙ ПРОГРАММЫ ПАРТИИ «АЛАШ»'

ПРОГРЕССИВНЫЙ ХАРАКТЕР СОЦИАЛЬНО-ПОЛИТИЧЕСКИХ ПРЕОБРАЗОВАНИЙ ПРОГРАММЫ ПАРТИИ «АЛАШ» Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
43
7
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
партия «Алаш» / программа партии «Алаш» / казахская интеллигенция

Аннотация научной статьи по философии, этике, религиоведению, автор научной работы — Орынханова Гибадат Аманжоловна

В статье рассматривается роль движения «Алаш» в становлении независимого Казахстана.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «ПРОГРЕССИВНЫЙ ХАРАКТЕР СОЦИАЛЬНО-ПОЛИТИЧЕСКИХ ПРЕОБРАЗОВАНИЙ ПРОГРАММЫ ПАРТИИ «АЛАШ»»



SCIENCE TIME

ПРОГРЕССИВНЫЙ ХАРАКТЕР СОЦИАЛЬНО-ПОЛИТИЧЕСКИХ ПРЕОБРАЗОВАНИЙ

ПРОГРАММЫ ПАРТИИ «АЛАШ»

Орынханова Гибадат Аманжоловна, Казахский национальный женский педагогический университет, г. Алматы, Республика Казахстан

E-mail: gibadat_o@mail. ru

Аннотация. В статье рассматривается роль движения «Алаш» в становлении независимого Казахстана.

Ключевые слова: партия «Алаш», программа партии «Алаш», казахская интеллигенция.

Статья выполнена в рамках проекта по теме АР14871300 «Отражение движения Алаш в национальной литературе и личность интеллигенции».

Движение «Алаш» возникло в 1905 году, а в 1917 году трансформировалось в партию «Алаш». Ее ядро составила национальная интеллигенция, не только сформировавшая идеологию национально-освободительного движения начала ХХ века, но и обозначившая основные ориентиры социальной политики. Результатом идейно-политической мысли либерально-демократического крыла казахской интеллигенции стала программа партии «Алаш», составленный Алиханом Букейхановым, Ахметом Байтурсыновым, Миржакыпом Дулатовым, Елдесом Гумаровым, Есенгали Тормухамедовым, Габдулхамитом Жундибаевым и Газымбеком Биримжановым. Она была опубликована 17 ноября 1917 г. в газете «К,азак», сыгравшей большое значение в формировании политических взглядов алашского движения. В ней были сформулированы передовые идеи той эпохи: демократии, правового государства, толерантности и др. Проект программы состоял из десяти пунктов: государственное устройство, местная свобода, основное право, религия, власть и суд, защита народа, налоги, рабочий вопрос, развитие науки и просвещения, земельный вопрос. Половина из 10 пунктов программы обращена к социальной сфере, это - право, свобода слова, свобода печати, равноправие, неприкосновенность личности. Например, о социальной направленности партийной программы свидетельствует 7 раздел, где декларировалось, что взимание налогов должно происходить в зависимости от степени богатства и имущественного состояния граждан. Все народности без различия религии и граждане без различия пола уравниваются в своих правах (свобода выбора, объединений и пр.) Как видим, важнейшие консолидирующие национальные

I

1 SCIENCE TIME 1

ценности еще сто лет назад были сформулированы в программном документе партии «Алаш» [1].

Религия отделена от государства, все религии равноправны. Предоставляется свобода исповедовать или не исповедовать религию. Пропаганда религиозного верования не запрещается. Брак, развод, похороны, наречение ребенка и другие подобные дела передаются на рассмотрение муллам. Спор о вдове рассматривается судом.

Важнейшей задачей стала защита рабочих на законодательном уровне. Летом 1917 г. был введен 8-часовой рабочий день на предприятиях Петропавловска, Семипалатинска, Уральска и пр.

Земельный вопрос. В Законе о земле не должно быть права о продаже земли. Неиспользуемая земля не продается. Недра земли, подземные богатства находятся в распоряжении государства, но ближайшим хозяином являются органы местного самоуправления (земства). В одном из своих писем А. Букейханов обратился к народу: «... Лозунг народа - единение и справедливость! Спешно обсудите аграрный вопрос. Наш лозунг «демократическая республика» и земля тому, кто извлекает доход из неё скотоводством и земледелием.» [2]. Велика заслуга участников Алаш-Орды в воссоединении казахских земель, именно они заложили фундамент казахской государственности, благодаря которым Казахстан сегодня находится на 9 месте в мире по территории.

На съезде был рассмотрен также Женский вопрос. Женщины должны были обладать равными с мужчинами правами, запрещался калым. В журнале «Айкап» и газете «К,азак» публиковались статьи, призывавшие к борьбе с унижающими достоинство женщины пережитками (калым, многоженство, амангерство - обычай, согласно которому вдова обязана была выйти замуж за одного из близкого родственника), выдача замуж девушек против их желания за пожилых мужчин.

Что касается науки и просвещения, по решению Общеказахского съезда образование должно быть «всеобщим, бесплатным и обязательным». В начальных школах будут обучаться на родном языке, правительство не будет вмешиваться в процесс обучения, учителя, профессора будут набираться путем самовыборов. Большой вклад в образование, просвещение и науку внесли лидеры партии «Алаш». Алихан Букейханов в рядах казахских просветителей принимает активное участие в разработке «новометодной» или джангирской школы, которая стремится более творчески и ближе подойти к нуждам национального образования, синтезировать лучшее из традиционной этнопедагогики с передовыми идеями русско-европейской школы. В результате научно-педагогических трудов Ахмета Байтурсунова мы имеем казахскую азбуку, фонетику, синтаксис и этимологию казахского языка, теорию словесности и историю культуры. Миржакып Дулатов - поэт, писатель, публицист, просветитель-педагог, вместе с Букейхановым и Байтурсыновым составил тройку, которая обозначила веху возрождения национального самосознания казахов в XX в. Первое собрание его стихов «Оян, казак» вышло в

1 SCIENCE TIME 1

1909 году. Желание посвятить свою жизнь Отечеству привели его в партию «Алаш», а затем в правительство Алаш-Орды, где он вместе с А. Байтурсыновым издавал главный печатный орган Алаш-Орды - газету «Казак».

Первый казахский общественно-политический журнал «Айкап» и газета «К^азак», ставшие впоследствии мощным средством пробуждения национального самосознания, затрагивали широкий круг вопросов: от культуры до достижений науки и техники. На страницах данных изданий найдут освещение общественно-политические и правовые идеи деятелей движения «Алаш», их мысли о судьбе казахской нации, ее государственности, о праве нации на самоуправление, о национальном равноправии, свободе и независимости, идеи демократии, межнационального согласия итолерантности - идеи, нашедшие свое достойное воплощение в условиях современного независимого Казахстана.

В своей книге «В потоке истории» Нурсултан Назарбаев так охарактеризовал заслуги деятелей Алаш-Орды: «В начале ХХ века задачу выработки казахской национальной идеи взяла на себя духовно-интеллектуальная элита, выдвинувшая идею национальной консолидации. Сам факт создания национальной политической организации в нашей отечественной истории не до конца осознается. Тем более что многие положения, в свое время выдвинутые руководителями партии «Алаш», сохраняют свое значение и поныне. Это была не националистическая, а патриотическая организация, котораяставила своей целью постепенную трансформацию казахского общества и ее адаптацию к современным реалиям» [3].

Многие лидеры движения «Алаш» были не только правозащитниками, политическими и общественными деятелями, но и крупными просветителями, публицистами, издателями газет и журналов, мыслителями, поэтами, педагогами, авторами научных исследований, книг и учебников. Деятели Алаша были людьми высокого духа и самопожертвования и, осознавая свою миссию и предназначение, добросовестно исполняли свой гражданский, человеческий долг.

Литература:

1. Аманжолова Д.А. Истоки национальной демократии [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://elimai.kz/istoki-nacionalnoj-demokratii.html

2. Алихану Букейхану 155 лет: новые архивные сведения [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://mir24.tv/articles/16451318/alihanu-bukeihanu-155 -let-novye-arhivnye-svedeniya

3. Творческое наследие «Алаш» и модернизация общественного сознания [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://articlekz.com/article/33743

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.