Научная статья на тему 'Культурно-лингвистическое наследие деятелей "Алаш" и современность'

Культурно-лингвистическое наследие деятелей "Алаш" и современность Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
1340
126
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
"АЛАШ" / ЯЗЫК / LANGUAGE / ЛИНГВИСТИКА / LINGUISTICS / ВОСПИТАНИЕ / EDUCATION / КУЛЬТУРА / CULTURE / НАРОД / PEOPLE / ПОКОЛЕНИЕ / GENERATION / ALASH

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — Тлешова К.Е.

В статье рассматривается культурно-лингвистическое наследие деятелей «Алаш» в контексте актуальности духовного развития Казахстана. Комплексный научный подход автора дает возможность более широкого понимания научной и исторической заслуг первых казахских представителей национальной лингвистической науки. Автор также показывает важность родного языка в сохранении духовного наследия народа и его нравственной воспитательной культуры.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Cultural-linguistic heritage of “Alash” figures and modernity

The article considers the cultural and linguistic heritage of figures of Alash in the context of the relevance of spiritual development of Kazakhstan. Holistic and scientific approach of the author gives a more broad understanding of scientific and historical merit of the first representatives of the Kazakh national linguistic science. The author also shows the spiritual importance of the native language in the preservation of the people and their moral and educational culture.

Текст научной работы на тему «Культурно-лингвистическое наследие деятелей "Алаш" и современность»

УДК 37(091)(574)«19»

К. Е. Тлешова

кандидат филологических наук, доцент каф. практического казахского языка, филологический факультет, Евразийский национальный университет имени Л. Н. Гумилева, Республика Казахстан, г. Астана; e-maiL: kara_191@bk.ru

КУЛЬТУРНО-ЛИНГВИСТИЧЕСКОЕ НАСЛЕДИЕ ДЕЯТЕЛЕЙ «АЛАШ» И СОВРЕМЕННОСТЬ

В статье рассматривается культурно-лингвистическое наследие деятелей «Алаш» в контексте актуальности духовного развития Казахстана. Комплексный научный подход автора дает возможность более широкого понимания научной и исторической заслуг первых казахских представителей национальной лингвистической науки. Автор также показывает важность родного языка в сохранении духовного наследия народа и его нравственной воспитательной культуры.

Ключевые слова: «Алаш»; язык; лингвистика; воспитание; культура; народ; поколение.

K. E. Tleshova

Eurasion National University named after L. N. GumRyov, Republic of Kazakhstan Astana city; e-mail: kara_191@bk.ru

CULTURAL-LINGUISTIC HERITAGE OF "ALASH" FIGURES AND MODERNITY

The article considers the cultural and linguistic heritage of figures of Alash in the context of the relevance of spiritual development of Kazakhstan. Holistic and scientific approach of the author gives a more broad understanding of scientific and historicaL merit of the first representatives of the Kazakh national linguistic science. The author aLso shows the spirituaL importance of the native Language in the preservation of the peopLe and their moraL and educationaL cuLture.

Key words: Alash; language; linguistics; education; culture; people; generation.

Движение «Алаш», занявшее в истории казахского народа всего около четверти века, стало началом нового исторического этапа. Деятели «Алаш» не только боролись за свободу казахского народа, они были основателями отечественной науки. И эта историческая данность позволяет нам оценивать движение «Алаш» не только как национально-освободительное движение, но и как крупное духовно-научное явление.

Духовным вождем данного движения был ученый-просветитель, основатель казахской лингвистической науки Ахмет Байтурсынулы, который начал политическую деятельность на заре ХХ в. Начиная с 1895 г. он работает учителем в трех уездах тогдашнего Казахстана. Тогда и зарождается идея написания учебника казахскому языку, чтобы обучать детей грамоте. А первое его пособие по казахскому языку вышло только в 1912 г. Это букварь казахского языка, выпущенный на новом алфавите и разработанный им самим. Литературные труды А. Байтурсынулы - политического и духовного вождя новой эпохи -начали публиковаться с 1909 г. и имели огромное значение для его современников. Об этом М. Ауэзов писал: «Результат его просветительской деятельности - подрастающее поколение, которое стало обучаться в открытых им школах. Молодая казахская литература считает А. Байтурсынулы своим предводителем» [Ауезов 1997, с. 355], а Мыр-жакып Дулатов утверждал: «В результате научно-педагогической деятельности А. Байтурсынова мы имеем азбуку, фонетику, синтаксис и этимологию киргизского языка, теорию словесности и историю культуры. Данным кропотливым трудом А. Байтурсынов поднял киргизскую словесность на высокую ступень и заложил прочный фундамент для национальной школы и родной литературы» [Организующее начало национального духа ... 1999, с. 25].

Из первых национальных изданий можно заметить, что рождению движения Алаш способствовало не только стремление к свободе, но и идеи просветительства. Выраженная первоначально в литературных произведениях идея народного воспитания перекочевала затем на страницы «Айкап», «Казах» и др. Чуть позднее увидели свет статьи, книги о народном воспитании, культуре Ахмета Байтурсынулы, Жусупбека Аймауытова, Магжана Жумабаева, Кошке Кеменгерова, Телжана Шонанова и др. представителей казахской интеллигенции. На пороге нового века все грани воспитания молодого поколения, нашедшие отражение в поэзии жырау, ораторском искусстве, обычаях и традициях, получили новое освещение, и здесь особую роль сыграли деятели «Алаш». Эксплицируя прогрессивные идеи и образцы народного воспитания, они были нацелены на формирование национального сознания.

Из истории известно, что идеи национального самосознания и критического отношения к своему народу берут начало с творчества

Абая, однако следует признать, что научный подход в данном вопросе заложен именно просветителями движения «Алаш».

Закончившие ведущие на тот момент высшие учебные заведения России, Европы деятели «Алаш» знали культурный и образовательный уровень своего народа и потому считали своим долгом улучшение, изменение ситуации. Об этом президент Н. Назарбаев в своей книге «В потоке истории» в разделе «Наследие "Алаш" и современность» дал точную оценку их деятельности: «Руководители национально-освободительного движения Алихан Букейханов (ученый-просветитель, член Центрального комитета Российской конституционной демократической партии, депутат I и II Государственной Думы), Ахмет Байтурсынов (поэт, переводчик, лингвист, редактор газеты «Казах»), Мыржакып Дулатов, Жакып Акбаев, Мустафа Шо-кай, Мухаметжан Тынышбаев, Бахытжан Каратаев, Халел и Жанша Досмухамедовы и другие - в большинстве своем выпускники высших учебных заведений и училищ Петербурга, Москвы, Варшавы, Казани, Омска и Оренбурга. Одной из главных задач своей деятельности они считали не только сохранение национальной самобытности казахского народа, но и воссоздание исторического прошлого и воспитание национальных чувств» [Назарбаев 1999, с. 153].

Поэтому они пропагандировали со страниц периодической печати и произведений литературы важность получения образования. Первыми научными изысканиями в этом направлении являются труды А. Букейхана «Наблюдения о духовной культуре», А. Байтурсы-нулы «Состояние образования», «Нужды школы», «Как проводить образовательную деятельность среди казахов», Х. Досмухамедова «От казахско-киргизской образовательной комиссии», «О сингармонизме в казахском языке», М. Дулатова «Время учебы», «Обучение по-мусульмански в Тургае», «Обучение по-русски в Тургае», «Благое дело», Ж. Аймауытова «Воспитание», «Как обучать родному языку?», «Нашим ученикам», М. Жумабаева «Будущие учебные пособия и наша школа» и др. В результате можно утверждать, что их научные труды были основой науки и образования в Казахстане. Их научное наследие по лингвистике, литературоведению, истории, культурологии, педагогике, психологии, естествознанию до сих пользуется большим спросом. Осознав всю важность в воспитании молодого поколения, они понимали, что будущее нации зависит от потомков, которым

необходимо получить качественное образование, а также познать сущность человека, его намерения, устремления, внутренний мир.

Именно поэтому деятели «Алаш» в родном языке усмотрели именно его организующее начало - формирование духовный сущности нации. Они хорошо понимали, что только посредством языка можно сохранить национальный облик народа. Осознавая эту истину, они начали совершенствовать все аспекты родного языка, превращая его предметом науки. Сегодня вся казахская лингвистическая наука опирается на труды А. Байтурсынова, Х. Досмухамедова, Е. Омарова и др.

Формируя основы национального воспитания, они сделали немало для того, чтобы подрастающее поколение в первую очередь знало казахский язык, историю, народные обычаи и традиции. В каждом их труде ощущается патриотизм, безграничная сыновья любовь к своему народу. Это придает особую значимость их деятельности и является примером для подражания. В свое время лидер движения А. Букейхан утверждал: «Служение своему народу зависит не от образованности, а от воспитания» [Национальный дух 2012, с.17].

Вместе с тем в перечисленных выше книгах Ж. Аймауытова, М. Жумабаева особо подчеркивается значимость правильного воспитания в самом раннем возрасте, что позволяет вырастить патриота, энергичного, твердого в своих убеждениях гражданина. Важность этих качеств для деятелей «Алаш» можно объяснить исторической ситуацией того времени. Поэтому для них было важно поднять дух народа, подтолкнуть к осознанию единства и самостоятельности нации, стремиться к приобретению независимости. М. Жумабаев в книге «Педагогика» пишет: «Чтобы ребенок стал сильным, энергичным, воспитатель не должен сдерживать его во всех начинаниях, а должен предоставить свободу. Пусть ребенок свободно двигается, учится ходить и бегать. В особенности пусть научится работать с душой. Если ребенок сам чего-то захочет, пусть сам взвесит все ''за'' и ''против'', пусть сам решит добиваться или не добиваться желаемого. Только в такой ситуации воспитывается сила духа. Конечно, воспитатель вмешается, если увидит, что действия и желания ребенка бессмысленны, вредны. Но нужно воздерживаться от постоянного контроля и запретов» [Жумабаев1996, с. 512]. Все грани воспитания детей в трудах просветителей связаны с проблемами обучения. В вопросах

обучения детей они учитывали не только системность, логику, но и деятельность, работоспособность обучающегося. Учебные пособия А. Байтурсынулы, М. Дулатова, Х. Досмухамедова, труды Т. Шонано-ва, К. Кеменгерова стали эпохальной научно-методической основой национальной лингвистической науки.

Вопросы языка и воспитания в их трудах непосредственно связаны с судьбой народа. Они болели за свой народ и делали всё для его блага. Источником их идей и энергии были человеческие качества. Основой их патриотизма является огромное человеколюбие. Их гуманизм свидетельствует о готовности к выполнению любого дела во имя своего народа, а также для подрастающего поколения. Именно поэтому творческая жизнеспособная идея «Алаш», основанная на любви к своему народу, не теряет своей значимости в суверенном Казахстане.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

Ауезов М. Избранное. Алматы : Казахская энциклопедия, 1997. 512 с. Жумабаев М. Сочинения : в 3 т. Т. 2-3. Алматы, 1996. 512 с. Назарбаев Н. В потоке истории. Алматы : Атамура, 1999. 296 с. Национальный дух. Составитель Е. Зангиров. Алматы : Экономика, 2012. 244 с. Организующее начало национального духа: сборник научных трудов, посвященный Ахмету Байтурсынову. Алматы : Гылым, 1999. 568 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.