Научная статья на тему 'Прогрессивные технологии развития малого бизнеса сферы услуг в России'

Прогрессивные технологии развития малого бизнеса сферы услуг в России Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
378
44
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МОДЕРНИЗАЦИЯ / МАЛЫЙ БИЗНЕС / СФЕРА УСЛУГ / ФОРСАЙТ / ДОРОЖНАЯ КАРТА / MODERNIZATION / SMALL BUSINESS / SPHERE OF SERVICES / FORESIGHT / ROAD MAP

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Шорохов Виктор Владимирович

УДК 338.46 Статья посвящена актуальным проблемам состояния и современным технологиям развития малого предпринимательства сферы услуг в России. Проводится анализ форсайт-проекта по развитию малого бизнеса до 2020-2040 гг.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Шорохов Виктор Владимирович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Tendencies of development of small business in Russia

Article is devoted actual problems of a condition and the modern technologies of development of small business of sphere of services in Russia. The analysis foresight on development of small business to 2020-2040 is carried out.

Текст научной работы на тему «Прогрессивные технологии развития малого бизнеса сферы услуг в России»

ЭКОНОМИКА, УПРАВЛЕНИЕ, ОРГАНИЗАЦИЯ ТРУДА И РЫНОК ПРОДУКЦИИ

УДК 338.46 Шорохов В.В.

ПРОГРЕССИВНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ РАЗВИТИЯ МАЛОГО БИЗНЕСА СФЕРЫ УСЛУГ В РОССИИ

Статья посвящена актуальным проблемам состояния и современным технологиям развития малого предпринимательства сферы услуг в России. Проводится анализ форсайт-проекта по развитию малого бизнеса до 2020-2040 гг.

Ключевые слова: модернизация, малый бизнес, сфера услуг, форсайт, дорожная карта.

Article is devoted actual problems of a condition and the modern technologies of development of small business of sphere of services in Russia. The analysis foresight on development of small business to 2020-2040 is carried out.

Keywords: modernization, small business, sphere of services, foresight, road map.

Дальнейшее развитие отраслей, связанных с добычей сырьевых ресурсов и производством энергоносителей, не позволит России войти в число наиболее развитых в экономическом отношении стран, добиться существенного экономического роста, повышения благосостояния граждан.

Чтобы достичь желаемого превосходства российской экономики, требуется ее существенная трансформация, выражающаяся в переходе от сырьевой экономики к инновационной.

Решающую роль в процессе модернизации российской экономики может сыграть малое предпринимательство, выступив в качестве катализатора экономического роста, обеспечив увеличение валового продукта и решение острых социальных проблем: занятости, безработицы, уровня и качества жизни населения. Развитие малого бизнеса позволит создать нормальную конкурентную среду, противодействовать монополизму, повысить совокупный доход широких слоев населения и расширить потребительский спрос, взрастить предпринимательский дух как очень существенный институт гражданского общества. А главное, малое предпринимательство способно к созданию и распространению научно-технических инноваций, что и определяет его заметную роль в экономическом развитии страны.

По замыслам экспертов значительный вклад в процесс модернизации страны должен привнести малый бизнес сферы услуг. Его ориентация на инновации, способность более динамично развиваться, реагируя на изменение запросов потребителей, возможности развиваться без крупных капиталовложений и проявить свою инициативу огромному числу людей могут позволить решить проблему увеличения количества малых предприятий и численности в них занятых.

Учитывая высокую значимость малого предпринимательства сферы услуг в обеспечении процессов интенсификации социально-экономического развития, необходимо усилить внимание государства к во-

просам формирования благоприятной среды функционирования указанного сектора экономики.

Проведенный анализ показывает, что существующая государственная политика в области развития малого бизнеса сферы услуг в России малоэффективна, и данный сегмент экономики продолжает оставаться сектором мощного нереализованного потенциала. На практике развитие малого бизнеса сферы услуг не стало приоритетным направлением государственной политики, и существует значительный дисбаланс между спросом со стороны бизнеса на качественные условия и тем, что государство сегодня может предложить. Необходимы качественно новые технологии, которые бы могли:

1. Выстроить стратегию прорыва в области развития малого предпринимательства сферы услуг.

2. Разработать новые продукты и способы решения задач, отсутствующие сегодня, но востребованные в будущем.

3. Включить в обсуждение темы малого бизнеса сферы услуг большое количество экспертов и заинтересованных игроков [2].

Фактически речь идет о необходимости реализации проекта по Форсайту малого предпринимательства сферы услуг. Форсайт (от англ. Foresight -«взгляд в будущее») - довольно-таки распространенная технология в США и во многих странах Европы. Ее основной смысл - мобилизация самых разных людей, организаций, возможностей государства и общества на достижение неких поставленных на десятилетия вперед общественно значимых задач.

В рамках Форсайта широкое распространение получают так называемые «дорожные карты» [3]. Во многих развитых странах технологическое картирование признано одним из самых эффективных методов планирования, прогнозирования и управления деятельностью как активно внедряющих нововведения компаний, так и отраслей и секторов промышленности. Под этим термином обычно подразумевают достаточно широкий класс различных аналитических

методик, позволяющих прогнозировать развитие инноваций и новых технологий.

Суть технологического картирования состоит в создании визуального представления плана-сценария развития технологий, на котором отражены возможные сюжеты развития и точки критических решений. Результатом исследования выступает технологическая дорожная карта (от англ. technologyroadmap или ТИМ), которая охватывает важнейшие узлы развития (пройденные, настоящие и будущие шаги в развитии науки и технологии), соединенные причинными и/или временными «цепочками». В рамках дорожного картирования разделяют две цели: первая - это предвидение и планирование развития ситуации на различных технологических, социальных, экономических и политических уровнях; вторая - это управление процессом достижения поставленных стратегических задач (конструирование будущего).

В общем случае дорожные карты нацелены на информационную поддержку процесса принятия управленческих решений по развитию объекта картирования. Но существуют специфические цели, которые выделяются некоторыми учеными, а именно: решение проблемы

объекта (это локальные дорожные карты) или инновационное развитие объекта (эти дорожные карты носят, как правило, более масштабный, междисциплинарный характер).

Методика дорожного картирования позволяет сформировать видение развития субъекта картирования в установленное время в будущем, определить какие продукты и сервисы будут востребованы; какие технологии необходимы, чтобы произвести продукцию; возможности создания необходимых технологий; технологические альтернативы (дерево технологий); способы получения необходимых технологий; необходимые навыки для создания и использования данных технологий; образовательные программы, позволяющие приобрести необходимые навыки.

Формирование дорожных карт малого бизнеса сферы услуг в целом по России и в отдельных регионах в частности позволит выявить:

- возможные сценарии будущего малого бизнеса, в том числе показывающие возможности увеличения занятых в малом предпринимательстве до заданных показателей;

- точки принятия решений и «развилки», в области которых принятые решения влияют на реализацию того или иного сценария;

- проблемные области и «точки будущего роста», области, которые в будущем потребуют внимания как

источники проблемы или источники повышенной активности малого бизнеса;

- новые области и перспективные направления развития малого бизнеса;

- усилия, необходимые для реализации того или иного сценария.

20 декабря 2011 года Общероссийская общественная организация малого и среднего предпринимательства «ОПОРА РОССИИ» представила итоги форсайт-проекта «Развитие малого и среднего предпринимательства до 2020-2040 гг.», результаты которого для многих оказались неожиданными (см. рисунок) [2].

Форсайт показал, что в ближайшие 5-10 лет на развитие малого бизнеса сферы услуг будут оказывать воздействие институциональные трансформации. Сейчас они идут в стране незаметно, но в ближайшие годы их воздействие на малый бизнес усилится.

Анализ современного рынка услуг выявил, что в различных отраслях данной сферы он развит неодинаково. В системе общественного питания, торговле, в рекреационной сфере (в том числе в туризме) рыночные отношения получили наибольшее развитие и формируют эффективный механизм удовлетворения общественных потребностей. Но в таких отраслях, как здравоохранение, образование, ЖКХ, рыночные отношения имеют не только свою специфику, но и ограниченные возможности. Здесь всегда присутствует значительный нерыночный сектор, в том числе государственные организации и учреждения. Более того, именно они занимают в этих отраслях доминирующее положение.

Основываясь на данных проведенного исследования, представляется необходимым:

Во-первых, реформа образования. Уже сейчас по новому законодательству школы и институты никак

Дорожная карта: развитие малого и среднего бизнеса

не связаны с Министерством образования. В будущем государственное финансирование сферы, по мнению экспертов, с неизбежностью сократится и учреждения будут вынуждены переходить на самофинансирование. Активно будет развиваться сектор неинституциональных видов образования.

Во-вторых, реформа здравоохранения и медицины. Государство прекращает финансирование сектора. Демографически сейчас можно наблюдать смену поколений, через 5-7 лет пенсионеры советского образца уже не будут электорально важны. Новое поколение растет и в своем большинстве все меньше пользуется государственно-муниципальными службами. Начинает развиваться то, что называют «интернет-медициной» - диагностика, вынутая из существующей системы.

В-третьих, реформа ЖКХ. Чтобы сфера ЖКХ стала по-настоящему конкурентной, возросла доступность коммунальных услуг, а их стоимость снизилась, в ближайшие годы планируется отмена субсидирования предприятий ЖКХ и создание ТСЖ и частных управляющих компаний.

Таким образом, механизмы, которые содержали жилье, образование и медицину, перейдут в структуру частного сервиса. За счет этого ожидается существенное увеличение малых предприятий сферы услуг.

Однако «выход» государства из этих сфер сам по себе не создает новых возможностей для формирования конкурентного и ориентированного на повышение качества услуг сервиса. Эксперты отмечали, что наиболее вероятный сценарий, который реализуется сегодня, состоит в том, что создающиеся ниши не замещаются новыми предпринимательскими компаниями. Чаще всего чиновники, которые курировали эти отрасли, создают дружественные псевдо-бизнес компании, которые фактически сохраняют способ работы, присущий государственным структурам. В ситуации, когда материальная и моральная база отрасли устарела, такой способ замещения государственного участия приводит только к ухудшению ситуации и дальнейшей стагнации. В результате, так как все эти сферы являются социально значимыми, то государство под общественным давлением будет вынуждено либо вернуть эти отрасли обратно под свой контроль, либо отказаться от социальных обязательств (что грозит серьезными социальными потрясениями).

Положительный сценарий, который бы состоял в том, что по мере выхода государства из управления отраслями происходило бы замещение современными бизнес-компаниями по мнению экспертов малореализуем в силу нескольких причин:

- отсутствие образцов и «готовых решений» для эффективного бизнеса в этих отраслях. Это формирует довольно высокий «порог» входа и сохраняет существующую экономическую модель ведения дея-

тельности (которая построена на обосновании тарифов путем увеличения затрат);

- барьеры, формируемые административно (законодательные и разрешительные преграды для новых компаний и новых технологий).

Помимо этого в форсайте выделяются другие факторы, которые в ближайшее время окажут непосредственное влияние на развитие малого бизнеса в целом в России (см. таблицу).

Очевидно, что для достижения поставленных к 2020 году задач пятикратного увеличения числа малых предприятий в образовательной сфере, здравоохранении, жилищно-коммунальной сфере и в сфере социальных услуг необходимо изменить место малого бизнеса в структуре экономики и сформировать новую волну эффективных, инновационных, конкурентных малых предприятий.

Однако проведенный форсайт показывает, что естественным образом такая трансформация происходить будет слишком долго. А для ряда отраслей (ЖКХ, образование, здравоохранение) отсутствие компаний, ориентированных на выработку и использование новых технологий ведения деятельности, может оказаться почти катастрофичным.

При этом в случае если будет проведен ряд дополнительных действий, то предстоящие институциональные кризисы создадут возможность для формирования качественно новой волны малого бизнеса.

Для этого необходимо предпринять усилия по:

- переориентации молодого поколения с корпор-тативной и чиновнической траектории на создание малого бизнеса;

- легализации и интеграции в российское общество бизнеса мигрантов.

А также создать обществнно-государственное

Факторы, оказывающие влияние на развитие малого бизнеса в целом в России

Демографические изменения в обществе Кризис крупной российской промышленности Появление новых сфер мировой экономики

1. Увеличение числа мигрантов, которые, как ожидается, сформируют новую волну малого бизнеса в сельском хозяйстве, переработке, строительстве, сфере услуг 1. Давление рынка -всё большая часть производства перемещается в Китай, Индию, страны Африки Зеленая, инновационная сферы экономики будут поступать в Россию извне в виде готовых решений, технологий или продуктов, так как развитие этих сфер в стране осложняется отсутствием инвестиций, предпринимательских идей, активных участников

2. Снижение предпринимательской активности молодого населения из-за сокращения людей, вступающих в трудоспособный возраст, а также «перетягивания» молодежи в корпорации и государственные органы 2. Давление стандартов по энергосбережению и воде,которые предполагается вводить в ближайшие 1-3 года и на которые большая часть предприятий нашей страны переходить не готовы

партнерство, направленное на замещение государственных и муниципальных структур в социально значимых секторах квалифицированным и качественно новым бизнесом. Такое станет возможным только в случае, если к моменту «выхода» государства будет:

- достаточное число новых предпринимателей, желающих попробовать себя в этих секторах;

- будут разработаны пакеты «готовых решений» для эффективного ведения бизнеса в этих отраслях и созданы системы массовой подготовки предпринимателей;

- будет разработан механизм, который бы препятствовал созданию преград для включения в бизнес в

этих отраслях со стороны чиновников.

Список литературы

1. Российский статистический ежегодник, 2010. М.: Госкомстат России, 2011.

2. www.opora.ru.

3. Казыханов P.P. Дорожные карты как инструмент развития малого предпринимательства и формирования новых предпринимательских ниш: Предпринимательство // Управление экономическими системами. 2012. №3.

Bibliography

1. Russian statistical year-book, 2010. M: Goskomstat of Russia, 2011.

2. www.opora.ru

3. Kazykhanov R.R. Road maps as instrument of development of small business and formation of new enterprise niches: Business//Management of economic systems. 2012. № 3.

УДК 338.984, 658.5.012.2 Рассадина E.C.

МЕТОДИКА УПРАВЛЕНИЯ ИЗДЕРЖКАМИ ПРИ МНОГОНОМЕНКЛАТУРНОМ ПРОИЗВОДСТВЕ

В статье рассматривается методический подход к управлению издержками на предприятии при многономенклатурном производстве. Особое внимание уделяется разнесению накладных расходов предприятия по видам продукции. Анализируется поведение показателей финансовой привлекательности товаров в составе всей многономенклатурной производственной программы. Предлагаемая в работе методика позволяет оградить предприятие от тех нежелательных последствий, к которым может привести отсутствие эффективного управления издержками при производстве продукции.

Ключевые слова: управление издержками, многономенклатурное производство, динамическая точка безубыточности, база разнесения расходов.

The article deals with a methodical approach to management of costs at the enterprise by multiproduct process of production. The special attention is given to distribution of burden costs of the enterprise for different production lines. The analysis of breakeven of the goods as a part of the multiproduct production program is made. The technique offered in work allows to protect the enterprise from those undesirable consequences in which can result absence of efficient control costs at production.

Keywords: management of costs, multiproduct process of production, dynamic point of break-even, base of distribution of costs.

Существует достаточно большое количество способов, с помощью которых предприятие может зарабатывать прибыль. И для каждого способа наиболее важным фактором является фактор издержек при производстве продукции, т.е. тех реальных расходов, которые должно понести предприятие в процессе своей деятельности, направленной на производство продукции и получение прибыли. Если предприятие не уделяет должного внимания издержкам, они начинают вести себя непредсказуемо, вследствие чего величина прибыли закономерно уменьшается и зачастую становится отрицательной, т.е. такая деятельность предприятия начинает приносить убытки.

В реальной практике менеджеры предприятия не уделяют должного внимания издержкам. Зачастую им просто трудно разобраться в запутанной структуре издержек и их взаимозависимости, особенно тогда, когда речь идет о многономенклатурном производстве. В то же время осознание того, что издержки играют наиболее существенную роль в бизнесе, начинает овладевать менеджерами предприятий. На этой стадии принципиальным является принятие решения о том, что следует потратить время, энергию, а также деньги для того, чтобы детально проанализировать основные издержки и в дальнейшем научиться ими управлять.

Эффективное управление издержками предполагает следующие преимущества предприятия и его

продукции на рынке: производство конкурентоспособной продукции за счет более низких издержек и, следовательно, цен; наличие качественной и реальной информации о себестоимости отдельных видов продукции; возможность использования гибкого ценообразования; предоставление объективных данных для создания бюджета предприятия; принятие обоснованных и эффективных управленческих решений.

1. Описание анализируемого предприятия

В качестве анализируемого предприятия рассмотрим один из молочных заводов Челябинской области, производящий более сорока видов молочной продукции.

На предприятии разработана следующая система классификации затрат. В состав прямых переменных издержек входят расходы в денежном выражении на сырье, пищевые продукты, упаковку и зарплату основным рабочим, вместе с начислениями на нее. Общецеховые и общезаводские расходы составляют косвенные издержки. В свою очередь, общезаводские затраты разделены на управленческие и коммерческие расходы.

Для удовлетворения спроса потенциальных покупателей молочный завод выпускает более сорока видов молочной продукции. Широта и глубина товарного ассортимента предприятия довольно велика и разнообразна. Однако проанализировать детально струк-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.