Научная статья на тему 'Развитие малого инновационного предпринимательства в АПК на основе использования методики форсайта'

Развитие малого инновационного предпринимательства в АПК на основе использования методики форсайта Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
118
27
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ФОРСАЙТ / ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВО

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Василенко В. Н., Баутин В. М., Фролова Л. Н., Драган И. В.

Предложено использование методики форсайта в АПК в развитии малого инновационного предпринимательства. Форсайт, как целая группа методов долгосрочного прогнозирования научно-технического и социального развития, намного шире дорожного картирования в инструментальном плане, сосредоточен на глобальных вопросах того или иного общественного сектора.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Василенко В. Н., Баутин В. М., Фролова Л. Н., Драган И. В.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The development of small innovative enterprises in agriculture based on the use of foresight methods

Proposed the use of foresight techniques in agriculture in the development of innovative small businesses. Forsyth, as a group of methods for long-term forecasting of scientific, technological and social development, much more wide then road mapping in instrumental terms, focuses on the global issues of a public sector.

Текст научной работы на тему «Развитие малого инновационного предпринимательства в АПК на основе использования методики форсайта»

№2, 2013

УДК 636.085.54

Профессор В.Н. Василенко1, профессор В.М. Баутин2, доцент. Л.Н. Фролова3, аспирантИ.В. Драган1

'(Воронеж. гос. ун-т. инж. технол.) кафедра процессов и аппаратов пищевых и химических производств, тел. (473) 255-35-54

2(Воронеж. гос. ун-т. инж. технол.) кафедра управления, организации производства и отраслевой экономики, тел. (473) 255-27-10

3(Воронеж. гос. ун-т. инж. технол.) кафедра технологии хранения и переработки зерна, тел. (473) 255-65-11

Развитие малого инновационного

предпринимательства в АПК

на основе использования методики форсайта

Предложено использование методики форсайта в АПК в развитии малого инновационного предпринимательства. Форсайт, как целая группа методов долгосрочного прогнозирования научно-технического и социального развития, намного шире дорожного картирования в инструментальном плане, сосредоточен на глобальных вопросах того или иного общественного сектора.

Proposed the use of foresight techniques in agriculture in the development of innovative small businesses. Forsyth, as a group of methods for long-term forecasting of scientific, technological and social development, much more wide then road mapping in instrumental terms, focuses on the global issues of a public sector.

Ключевые слова: форсайт, предпринимательство

Четкие ориентиры будущего повыша-ют шансы на успех инвестиций и позволяют минимизировать возможные потери. Этим во многом объясняются достижения либо неудачи отдельных предприятий в отношении стратегического развития. Но если для успешных крупных предприятий, являющихся лидерами рынка и располагающих достаточным ресурсным потенциалом, цена ошибки означает лишь упущенную возможность дальнейшего роста, то для малого инновационного предприятия это может стать причиной банкротства. Таким образом, последние испытывают большую потребность в Форсайте, но их возможности (в плане соответствующих компетенций и информационной обеспеченности) обычно недостаточны для организации подобных исследований.

Форсайт (от англ. foresight — предвидение) — методика долгосрочного прогнозирования научно технологического и социального развития, основанная на опросе экспертов. Разработка и представление дорожной карты может служить частным методом представления результатов форсайта. Форсайт, как целая группа методов долгосрочного прогнозирования научно-технологического и социального

© Василенко В.Н., Баутин В.М., Фролова Л.Н.,

Драган И.В., 2013

развития, намного шире дорожного картирова-ния в инструментальном плане, сосредоточен на глобальных вопросах того или иного общественного сектора, а посему более масштабен. Однако общим свойством рассматриваемых категорий является их вариативность, допущение и рассмотрение различных сценариев и формирование разнообразных прогнозов.

Традиционно малые фирмы выбирают лишь одну технологическую траекторию, но более крупные компании в состоянии поддерживать одновременно несколько направлений исследований и разработок. Стратегия развития определенной технологической области может координироваться государственными ведомствами при условии, что она имеет статус национального приоритета. В этой ситуации фирмы ведут параллельно исследования и разработки, а ведомство выступает проектным интегратором.

Тем не менее, существуют относительно простые, малозатратные, притом достаточно эффективные методы предвидения, в том числе, дорожные карты.

Технологическая дорожная карта как ин-струмент стратегического планирования позволяет малым предприятиям как наиболее зависимым от изменяющихся тенденций рыночной

экономики подготовиться к переменам и извлечь преимущества из новых возможностей.

Для пищевой компании, например, это означает идентификацию рыночных тенденций и спроса на новые продукты питания, а затем - выбор инновационной технологии, необходимой для их производства на адекватном ценовом уровне. Технологические дорожные карты обеспечивают два основных преимущества. Во-первых, процесс их подготовки позволяет компании оценить угрозы и возможности, определить приоритеты и, во-вторых, интегрировать важнейшие факторы (рыночный спрос, требования потребителей, уровень конкуренции, технологию производства, разработки новых продуктов, финансо-

вый менеджмент и др.) в последовательный стратегический план. Результирующая карта способствует выявлению узких мест (нехватка капитала, низкий технологический потенциал, разрывы в цепочке поставок), которые необходимо «расшить», и конкретизации приоритетов в области инвестиций, подбора кадров, исследований и разработок.

Для того, чтобы пояснить, что же такое дорожная карта, обратимся к наиболее простой из них с точки зрения наглядности представления. Это так называемая продуктовая дорожная карта, отражающая шаги и варианты развития некоторого продукта во времени (рисунок 1).

Про»»м>

Ч

Свічк «2 КІА •* г*»»

•і ом

<8«ет йое*»'*

Продукт нацепеный на

РЫМОЧЧЬМ

сегмент 1

Рисунок 1 -Пример продуктовой дорожной карты

Нетрудно видеть, что продуктовая дорожная карта связана с планом эволюции продукта и является графическим представлением создания различных вариантов изделия во времени. На эту карту наносят также организационные мероприятия, которые продвигают решения по продуктам, аннотации, мнения и фиксируют открытые вопросы.

Технологическая дорожная карта - это наглядное представление программы долгосрочного развития отдельной технологии или группы технологий. На технологической дорожной карте начальные и конечные точки обычно представляют моменты, в которых технология будет реализована в конечный продукт.

В ряде случаев составляются дорожные карты, увязывающие развитие продуктов и технологий, служащих для их производства. Иногда технология удовлетворения той или иной потребности сама по себе может выступать в роли картируемого продукта. Некоторые компании не рассматривают продукт, рынок, исследования и разработки, технологии и ресурсы в отдельности, а прописывают изменение во времени всех перечисленных объектов.

Технологическая дорожная карта малого предприятия охватывает три ключевых для него аспекта, которые носят динамический характер:

1 Рыночный спрос, который модифицируется во времени под влиянием повышения доходов, технологического развития и изменяющихся ожиданий. Дорожная карта идентифицирует целевые рынки, основные производственные технологии и их возможные альтернативы, временной график проведения исследований и инвестирования.

2 Организация, которая функционирует в непрерывно меняющейся конкурентной среде, характеризующейся появлением новых игроков, запуском новых продуктов, падением неэффективных бизнесов. Карта обычно описывает цели организации, ее заказчиков, конкурентов, ключевые компетенции, процессы и продукты.

3 Технологии, используемые организацией для производства пользующихся спросом продуктов и услуг. Они также меняются со временем.

Это особенно заметно в таких областях пищевой промышленности, как био- и нанотех-

нологии, где и фундаментальная наука, и инженерные приложения эволюционируют одновременно, меняя как базовые концепции, так и представления о практических возможностях.

Дорожная карта содержит план действий, устанавливающий сроки реализации и приоритеты инвестирования в развитие технологий. Синхронно эволюционируя, рынки, организации, продукты и технологии создают сложную и динамичную среду, что обусловливает необходимость сотрудничества при составлении дорожных карт. Это предполагает междисциплинарную кооперацию и вклад целой группы экспертов и лиц, принимающих решения, для обмена знаниями о рынке, конкурентной среде, меняющихся технологических возможностях, структуре организации и корпоративной культуре. Исходя из этого, определяются приоритетные направления инвестиций, исследований и разработок, формируется база для бизнес-планирования, рекрутинга и программ подготовки кадров. Для любой организации залогом успеха являются ясное, согласованное видение будущего, амбициозные, но, в то же время, реализуемые цели, сильный технический и управленческий потенциал, глубокое понимание природы рыночной среды.

Можно указать следующие причины, по которым отечественным производственным компаниям следует использовать инструментарий дорожного продуктово-технологического картирования [3]:

1 Создание дорожной карты - это, прежде всего, эффективное планирование всех об -ластей и факторов, которые задействованы в развитии продуктовой линии.

2 Дорожные карты включают такую точную характеристику, как время. Создание дорожных карт помогает руководителям компа-нии удостовериться в том, что в нужный момент они будут обладать технологиями и мощностями, необходимыми для осуществления своей стратегии и планов.

3 Дорожные карты являются связующим звеном между стратегией бизнеса, данными о рынке и технологическими решениями.

4 С помощью дорожных карт обнаружи-ваются пробелы (недочеты) в планах компании, что позволяет избежать, а не решать возможные проблемы в будущем.

5 На каждом этапе процесса создания дорожной карты акцент делается на нескольких самых важных аспектах: потребность покупателей и ее динамика, инвестиции в технологии и т.д. Таким образом, удается использо-

вать время и ресурсы самым разумным образом. С помощью дорожных карт удается ставить более реалистичные цели.

6 Дорожная карта вырабатывает своеобразный «путеводитель» для руководителей компании, позволяя, таким образом, идентифицировать промежуточные результаты и корректировать направления деятельности.

7 Совместное использование нескольких дорожных карт позволяет стратегически использовать технологии во всей товарной специализации компании.

8 Создание дорожных карт подразумева-ет обмен информацией между представителями организации, покупателями, поставщиками и другими заинтересованными в развитии объекта картирования сторонами. Используя дорожную карту, можно весьма доступно объяснить как поставщикам, так и покупателям, в каком направлении движется компания.

9 Формирование дорожной карты требует создания группы разработчиков. Процесс дорожного картирования формирует внутри группы общее понимание объекта и владение планом его развития.

Составление дорожных продуктовотехнологических карт полезно не только отечественным производственным компаниям, планирующим собственное развитие, но и научно-исследовательским организациям.

Очевидно, организациям, занимающимся прикладными разработками, целесообразно спрогнозировать возможные направления применения результатов своей научнотехнической деятельности, во-первых, с позиций удовлетворения человеческих потреб-ностей (то есть оценить потенциальный конечный спрос), а во-вторых, с коммерческой точки зрения (оценить возможную экономическую эффективность внедрения этой разработки). Полученная дорожная карта поможет разъяснить полезность разработки представителям деловых кругов, которые перехватят и доведут технологию либо продукт до стадии массового производства. Иначе говоря, дорожное картирование поможет ученым замкнуть инновационную цепочку высокотехнологического продукта. В целом, можно отметить, что дорожные карты в области прикладных наук и инженерных разработок могут способствовать снижению риска капиталовложений на финишной стадии выхода нового продукта на рынок. Другой возможный эффект заключается в том, что дорожная карта разъяснит органам государственной

Фестниъ^ФЧУУИШ, №2, 2013

власти целесообразность финансовой поддержки данного направления прикладных исследований и разработок.

Еще более важную роль дорожные карты играют в области фундаментальной науки [4], поскольку в ней цель стратегического планирования заключается в привлечении инвестиций, причем решение о вложении средств обычно принимают люди, не являющиеся профессиональными учеными. При естественном недостаточно глубоком уровне знакомства инвестора с проблематикой и языком фундаментальных исследований дорожная карта фактически выступает в качестве своего рода рекламного проспекта.

В любом случае, дорожная карта исследований и разработок может обеспечить заинтересованность государства (в случае фундаментальной науки) и бизнеса (в случае прикладной науки) в результатах НИОКР и разъяснить социальное значение и рыночные перспективы последних.

Составление технологической карты не подменяет собой эти качества, а, скорее, служит катализатором их развития, помогая компании конкретизировать свои цели, сфокусировать знания о рынке, сделать обоснованный стратегический выбор таких технологий, которые будут отвечать потребностям рынка и самой орга-низации в наиболее эффективной форме.

ЛИТЕРАТУРА

1 Райзберг, Б. А. Современный экономический словарь [Текст]: 5-е изд., перераб. и доп. / Б. А. Райзберг, Л. Ш. Лозовский, Е. Б. Стародубцева. — М.: ИНФРА-М, 2007. — 495 с.

2 Последний перечень критических технологий утверждён Правительством РФ: Распоряжение Правительства РФ от 25.08.2008 N 1243-р «Об утверждении перечня технологий, имеющих важное социально-экономическое значение или важное значение для обороны страны и безопасности государства (критические технологии)».

REFERENCES

1 Raizberg, B. A. Modern economic dictionary [Text]: 5th ed., rev. and add. / B. A. Raizberg, L. Sh. Lozovskiy, E. B. Starodubtseva. - M: INFRA-M, 2007. - 495 p.

2 Most current list of critical technologies approved by the Russian Government: Government of the Russian Federation from 25.08.2008 N 1243-r "On approval of the list of technologies that are of great socio-economic significance or importance to national defense and state security (critical technologies)."

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.