№2, 2013
УДК 636.085.54
Профессор В.Н. Василенко1, профессор В.М. Баутин2, доцент. Л.Н. Фролова3, аспирантИ.В. Драган1
'(Воронеж. гос. ун-т. инж. технол.) кафедра процессов и аппаратов пищевых и химических производств, тел. (473) 255-35-54
2(Воронеж. гос. ун-т. инж. технол.) кафедра управления, организации производства и отраслевой экономики, тел. (473) 255-27-10
3(Воронеж. гос. ун-т. инж. технол.) кафедра технологии хранения и переработки зерна, тел. (473) 255-65-11
Развитие малого инновационного
предпринимательства в АПК
на основе использования методики форсайта
Предложено использование методики форсайта в АПК в развитии малого инновационного предпринимательства. Форсайт, как целая группа методов долгосрочного прогнозирования научно-технического и социального развития, намного шире дорожного картирования в инструментальном плане, сосредоточен на глобальных вопросах того или иного общественного сектора.
Proposed the use of foresight techniques in agriculture in the development of innovative small businesses. Forsyth, as a group of methods for long-term forecasting of scientific, technological and social development, much more wide then road mapping in instrumental terms, focuses on the global issues of a public sector.
Ключевые слова: форсайт, предпринимательство
Четкие ориентиры будущего повыша-ют шансы на успех инвестиций и позволяют минимизировать возможные потери. Этим во многом объясняются достижения либо неудачи отдельных предприятий в отношении стратегического развития. Но если для успешных крупных предприятий, являющихся лидерами рынка и располагающих достаточным ресурсным потенциалом, цена ошибки означает лишь упущенную возможность дальнейшего роста, то для малого инновационного предприятия это может стать причиной банкротства. Таким образом, последние испытывают большую потребность в Форсайте, но их возможности (в плане соответствующих компетенций и информационной обеспеченности) обычно недостаточны для организации подобных исследований.
Форсайт (от англ. foresight — предвидение) — методика долгосрочного прогнозирования научно технологического и социального развития, основанная на опросе экспертов. Разработка и представление дорожной карты может служить частным методом представления результатов форсайта. Форсайт, как целая группа методов долгосрочного прогнозирования научно-технологического и социального
© Василенко В.Н., Баутин В.М., Фролова Л.Н.,
Драган И.В., 2013
развития, намного шире дорожного картирова-ния в инструментальном плане, сосредоточен на глобальных вопросах того или иного общественного сектора, а посему более масштабен. Однако общим свойством рассматриваемых категорий является их вариативность, допущение и рассмотрение различных сценариев и формирование разнообразных прогнозов.
Традиционно малые фирмы выбирают лишь одну технологическую траекторию, но более крупные компании в состоянии поддерживать одновременно несколько направлений исследований и разработок. Стратегия развития определенной технологической области может координироваться государственными ведомствами при условии, что она имеет статус национального приоритета. В этой ситуации фирмы ведут параллельно исследования и разработки, а ведомство выступает проектным интегратором.
Тем не менее, существуют относительно простые, малозатратные, притом достаточно эффективные методы предвидения, в том числе, дорожные карты.
Технологическая дорожная карта как ин-струмент стратегического планирования позволяет малым предприятиям как наиболее зависимым от изменяющихся тенденций рыночной
экономики подготовиться к переменам и извлечь преимущества из новых возможностей.
Для пищевой компании, например, это означает идентификацию рыночных тенденций и спроса на новые продукты питания, а затем - выбор инновационной технологии, необходимой для их производства на адекватном ценовом уровне. Технологические дорожные карты обеспечивают два основных преимущества. Во-первых, процесс их подготовки позволяет компании оценить угрозы и возможности, определить приоритеты и, во-вторых, интегрировать важнейшие факторы (рыночный спрос, требования потребителей, уровень конкуренции, технологию производства, разработки новых продуктов, финансо-
вый менеджмент и др.) в последовательный стратегический план. Результирующая карта способствует выявлению узких мест (нехватка капитала, низкий технологический потенциал, разрывы в цепочке поставок), которые необходимо «расшить», и конкретизации приоритетов в области инвестиций, подбора кадров, исследований и разработок.
Для того, чтобы пояснить, что же такое дорожная карта, обратимся к наиболее простой из них с точки зрения наглядности представления. Это так называемая продуктовая дорожная карта, отражающая шаги и варианты развития некоторого продукта во времени (рисунок 1).
Про»»м>
Ч
Свічк «2 КІА •* г*»»
•і ом
<8«ет йое*»'*
Продукт нацепеный на
РЫМОЧЧЬМ
сегмент 1
Рисунок 1 -Пример продуктовой дорожной карты
Нетрудно видеть, что продуктовая дорожная карта связана с планом эволюции продукта и является графическим представлением создания различных вариантов изделия во времени. На эту карту наносят также организационные мероприятия, которые продвигают решения по продуктам, аннотации, мнения и фиксируют открытые вопросы.
Технологическая дорожная карта - это наглядное представление программы долгосрочного развития отдельной технологии или группы технологий. На технологической дорожной карте начальные и конечные точки обычно представляют моменты, в которых технология будет реализована в конечный продукт.
В ряде случаев составляются дорожные карты, увязывающие развитие продуктов и технологий, служащих для их производства. Иногда технология удовлетворения той или иной потребности сама по себе может выступать в роли картируемого продукта. Некоторые компании не рассматривают продукт, рынок, исследования и разработки, технологии и ресурсы в отдельности, а прописывают изменение во времени всех перечисленных объектов.
Технологическая дорожная карта малого предприятия охватывает три ключевых для него аспекта, которые носят динамический характер:
1 Рыночный спрос, который модифицируется во времени под влиянием повышения доходов, технологического развития и изменяющихся ожиданий. Дорожная карта идентифицирует целевые рынки, основные производственные технологии и их возможные альтернативы, временной график проведения исследований и инвестирования.
2 Организация, которая функционирует в непрерывно меняющейся конкурентной среде, характеризующейся появлением новых игроков, запуском новых продуктов, падением неэффективных бизнесов. Карта обычно описывает цели организации, ее заказчиков, конкурентов, ключевые компетенции, процессы и продукты.
3 Технологии, используемые организацией для производства пользующихся спросом продуктов и услуг. Они также меняются со временем.
Это особенно заметно в таких областях пищевой промышленности, как био- и нанотех-
нологии, где и фундаментальная наука, и инженерные приложения эволюционируют одновременно, меняя как базовые концепции, так и представления о практических возможностях.
Дорожная карта содержит план действий, устанавливающий сроки реализации и приоритеты инвестирования в развитие технологий. Синхронно эволюционируя, рынки, организации, продукты и технологии создают сложную и динамичную среду, что обусловливает необходимость сотрудничества при составлении дорожных карт. Это предполагает междисциплинарную кооперацию и вклад целой группы экспертов и лиц, принимающих решения, для обмена знаниями о рынке, конкурентной среде, меняющихся технологических возможностях, структуре организации и корпоративной культуре. Исходя из этого, определяются приоритетные направления инвестиций, исследований и разработок, формируется база для бизнес-планирования, рекрутинга и программ подготовки кадров. Для любой организации залогом успеха являются ясное, согласованное видение будущего, амбициозные, но, в то же время, реализуемые цели, сильный технический и управленческий потенциал, глубокое понимание природы рыночной среды.
Можно указать следующие причины, по которым отечественным производственным компаниям следует использовать инструментарий дорожного продуктово-технологического картирования [3]:
1 Создание дорожной карты - это, прежде всего, эффективное планирование всех об -ластей и факторов, которые задействованы в развитии продуктовой линии.
2 Дорожные карты включают такую точную характеристику, как время. Создание дорожных карт помогает руководителям компа-нии удостовериться в том, что в нужный момент они будут обладать технологиями и мощностями, необходимыми для осуществления своей стратегии и планов.
3 Дорожные карты являются связующим звеном между стратегией бизнеса, данными о рынке и технологическими решениями.
4 С помощью дорожных карт обнаружи-ваются пробелы (недочеты) в планах компании, что позволяет избежать, а не решать возможные проблемы в будущем.
5 На каждом этапе процесса создания дорожной карты акцент делается на нескольких самых важных аспектах: потребность покупателей и ее динамика, инвестиции в технологии и т.д. Таким образом, удается использо-
вать время и ресурсы самым разумным образом. С помощью дорожных карт удается ставить более реалистичные цели.
6 Дорожная карта вырабатывает своеобразный «путеводитель» для руководителей компании, позволяя, таким образом, идентифицировать промежуточные результаты и корректировать направления деятельности.
7 Совместное использование нескольких дорожных карт позволяет стратегически использовать технологии во всей товарной специализации компании.
8 Создание дорожных карт подразумева-ет обмен информацией между представителями организации, покупателями, поставщиками и другими заинтересованными в развитии объекта картирования сторонами. Используя дорожную карту, можно весьма доступно объяснить как поставщикам, так и покупателям, в каком направлении движется компания.
9 Формирование дорожной карты требует создания группы разработчиков. Процесс дорожного картирования формирует внутри группы общее понимание объекта и владение планом его развития.
Составление дорожных продуктовотехнологических карт полезно не только отечественным производственным компаниям, планирующим собственное развитие, но и научно-исследовательским организациям.
Очевидно, организациям, занимающимся прикладными разработками, целесообразно спрогнозировать возможные направления применения результатов своей научнотехнической деятельности, во-первых, с позиций удовлетворения человеческих потреб-ностей (то есть оценить потенциальный конечный спрос), а во-вторых, с коммерческой точки зрения (оценить возможную экономическую эффективность внедрения этой разработки). Полученная дорожная карта поможет разъяснить полезность разработки представителям деловых кругов, которые перехватят и доведут технологию либо продукт до стадии массового производства. Иначе говоря, дорожное картирование поможет ученым замкнуть инновационную цепочку высокотехнологического продукта. В целом, можно отметить, что дорожные карты в области прикладных наук и инженерных разработок могут способствовать снижению риска капиталовложений на финишной стадии выхода нового продукта на рынок. Другой возможный эффект заключается в том, что дорожная карта разъяснит органам государственной
Фестниъ^ФЧУУИШ, №2, 2013
власти целесообразность финансовой поддержки данного направления прикладных исследований и разработок.
Еще более важную роль дорожные карты играют в области фундаментальной науки [4], поскольку в ней цель стратегического планирования заключается в привлечении инвестиций, причем решение о вложении средств обычно принимают люди, не являющиеся профессиональными учеными. При естественном недостаточно глубоком уровне знакомства инвестора с проблематикой и языком фундаментальных исследований дорожная карта фактически выступает в качестве своего рода рекламного проспекта.
В любом случае, дорожная карта исследований и разработок может обеспечить заинтересованность государства (в случае фундаментальной науки) и бизнеса (в случае прикладной науки) в результатах НИОКР и разъяснить социальное значение и рыночные перспективы последних.
Составление технологической карты не подменяет собой эти качества, а, скорее, служит катализатором их развития, помогая компании конкретизировать свои цели, сфокусировать знания о рынке, сделать обоснованный стратегический выбор таких технологий, которые будут отвечать потребностям рынка и самой орга-низации в наиболее эффективной форме.
ЛИТЕРАТУРА
1 Райзберг, Б. А. Современный экономический словарь [Текст]: 5-е изд., перераб. и доп. / Б. А. Райзберг, Л. Ш. Лозовский, Е. Б. Стародубцева. — М.: ИНФРА-М, 2007. — 495 с.
2 Последний перечень критических технологий утверждён Правительством РФ: Распоряжение Правительства РФ от 25.08.2008 N 1243-р «Об утверждении перечня технологий, имеющих важное социально-экономическое значение или важное значение для обороны страны и безопасности государства (критические технологии)».
REFERENCES
1 Raizberg, B. A. Modern economic dictionary [Text]: 5th ed., rev. and add. / B. A. Raizberg, L. Sh. Lozovskiy, E. B. Starodubtseva. - M: INFRA-M, 2007. - 495 p.
2 Most current list of critical technologies approved by the Russian Government: Government of the Russian Federation from 25.08.2008 N 1243-r "On approval of the list of technologies that are of great socio-economic significance or importance to national defense and state security (critical technologies)."