Научная статья на тему 'Применение методологии Форсайт и дорожного картирования в издательском деле'

Применение методологии Форсайт и дорожного картирования в издательском деле Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
549
149
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ФОРСАЙТ / ДОРОЖНОЕ КАРТИРОВАНИЕ / КРИЗИС / ИЗДАТЕЛЬСКОЕ ДЕЛО

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Бутусов Олег Михайлович

Задача. В условиях затянувшегося кризиса в издательском деле и неочевидности дальнейших перспектив требуется найти инструмент для создания рабочего стратегического плана развития отрасли и издательств в частности. Метод исследования. В работе описаны и объединены воедино методологии Форсайт и дорожного картирования, что позволяет эффективно решить задачу планирования для издательской отрасли в условиях перехода на новый технологический уклад и общей неопределенности рыночной ситуации. Выводы. В случае применения Форсайта и дорожного картирования издательская отрасль сможет дать ответ на вопрос, как будут развиваться технологии и общество и в каком направлении следует развиваться в ближайшие десять-пятнадцать лет. Практическое значение. В дальнейшем планируется провести форсайт-исследование и дорожное картирование для ряда издательств для построения стратегического плана развития организаций.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Бутусов Олег Михайлович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Application of the Foresight and road mapping methodologies in publishing

Task. In conditions of protracted crisis in publishing and the future prospects of non-obviousness it was needed to find a tool to create a working strategic plan for the development of publishing industry in publishing organizations in particular. The method of investigation. This paper describes the methods and combined together foresight and road mapping, which effectively solve the problem of planning for the publishing industry in the transition to the new technological order and general uncertainty of market situation. Conclusions. In the case of foresight and road mapping publishing industry will be able to answer the question, how technology and society will develop, and in which direction to grow in the next ten to fifteen years in order to succeed in the market. Practical importance. In the future we plan to conduct a study of foresight and road mapping for a number of publishers to build a strategic plan for development organizations

Текст научной работы на тему «Применение методологии Форсайт и дорожного картирования в издательском деле»

Бизнес в законе

4’2014

19.2. ПРИМЕНЕНИЕ МЕТОДОЛОГИИ ФОРСАЙТ И ДОРОЖНОГО КАРТИРОВАНИЯ В ИЗДАТЕЛЬСКОМ ДЕЛЕ

Бутусов Олег Михайлович

Место работы: Московский государственный университет печати имени Ивана Федорова

o.butusov@gmail. com

Аннотация: Задача. В условиях затянувшегося кризиса в издательском деле и неочевидности дальнейших перспектив требуется найти инструмент для создания рабочего стратегического плана развития отрасли и издательств в частности.

Метод исследования. В работе описаны и объединены воедино методологии Форсайт и дорожного картирования, что позволяет эффективно решить задачу планирования для издательской отрасли в условиях перехода на новый технологический уклад и общей неопределенности рыночной ситуации.

Выводы. В случае применения Форсайта и дорожного картирования издательская отрасль сможет дать ответ на вопрос, как будут развиваться технологии и общество и в каком направлении следует развиваться в ближайшие десять-пятнадцать лет.

Практическое значение. В дальнейшем планируется провести форсайт-исследование и дорожное картирование для ряда издательств для построения стратегического плана развития организаций.

Ключевые слова: Форсайт, дорожное картирование, кризис, издательское дело

APPLICATION OF THE FORESIGHT AND ROAD MAPPING METHODOLOGIES IN PUBLISHING

Butusov Oleg Mikhailovich

Work place: Moscow State University of Printing Arts under name of Ivan Fedorov

o.butusov@gmail. com

Annotation: Task. In conditions of protracted crisis in publishing and the future prospects of non-obviousness it was needed to find a tool to create a working strategic plan for the development of publishing industry in publishing organizations in particular.

The method of investigation. This paper describes the methods and combined together foresight and road mapping, which effectively solve the problem of planning for the publishing industry in the transition to the new technological order and general uncertainty of market situation.

Conclusions. In the case of foresight and road mapping publishing industry will be able to answer the question, how technology and society will develop, and in which direction to grow in the next ten to fifteen years in order to succeed in the market.

Practical importance. In the future we plan to conduct a study of foresight and road mapping for a number of publishers to build a strategic plan for development organizations

Keywords: foresight, roadmapping, crisis, publishing

В условиях «смены эпох» в издательском деле грамотный выбор дальнейшей стратегии развития предопределяет, достигнет ли успеха издательство в будущем. Поэтому на сегодняшний день наиболее актуальным вопросом для издательства является сбор данных о текущем положении дел в издательском бизнесе в стране и мире, тенденциях развития ситуации и

задании оптимального вектора развития организации. Сегодня Россия перестраивается на так называемый шестой технологический уклад (подразумеваются масштабное применение информационных технологий, инноваций, снижение энергоемкости производства), что касается и издательского дела1.

На данный момент в издательском деле отмечается затяжной кризис. Отраслевые отчеты по периодической печати и книгоизданию и данные Российской Книжной палаты сообщают о том, что начиная с 2008 года, когда тиражи периодики и объем выпуска книг был максимален, регистрируется ежегодное падение тиражей книг и периодики (но при росте количества наименований), а также сокращение рекламного рынка в периодической печати. При этом стоимостное выражение рынка остается на одном уровне, но происходит это за счет повышения цен на продукцию2. В первую очередь это связано с возникновением и ростом популярности новых средств получения информации - мобильных устройств и расширения количества абонентов интернет-сети. Согласно данным исследования аналитической компании IDC продажи смартфонов в 2013 году составили более 1 млрд. устройств по всему миру, а в России по данным аналитиков «Евросети» в 2013 году продано 41,6 млн. телефонов и смартфонов, что составляет примерно четверть населения страны. И это только за один год. Продажи устройств в 2013 г. выросли на 53% в количественном и на 35% в денежном выражении3. Если говорить об абонентах интернета в России, то по данным компании J'son & Partners в 2012 году количество абонентов мобильного интернета составило 65 млн. человек, а к концу 2013 года количество активных абонентов мобильного интернета составит около 79 млн. человек. Вкупе данные источники предоставляют повсеместный доступ к информации, но при этом отвращают читателей от традиционных источников информации - книг и журналов. Издательствам ничего не остается, кроме как адекватно реагировать на сложившуюся ситуацию и меняться, потому что степень распространения электронных устройств и доступа к сети Интернет не станут снижаться ежегодно. Продажи смартфонов, планшетов, ридеров стабильно высоки и даже демонстрируют рост в течение последних нескольких лет, и данные устройства дают доступ к цифровому контенту, который кому-то требуется производить. Цифровые издания не заменят традиционные печатные СМИ и книги целиком, но свою долю рынка и большое количество преданных пользователей они получили и популярность изданий нового поколения со временем возрастает. Роль издателей все так же важна - нужны люди, производящие качественный информационный продукт, но издателям необходимо идти в ногу со стремительно меняющимся миром. В то время, когда одни издатели стараются стоять на своем, защищая и оберегая позиции печатных СМИ и книг, другие, прогрес-

1 Кузнецов А.Л. Разработка мероприятий по реализации и внедрению модели управления инновационной деятельностью // Бизнес в законе. - 2014. - №1.

2 Российская периодическая печать. Состояние, тенденции и перспективы развития. Отраслевой доклад / Под ред. В. В. Григорьева. - М.: Федеральное агентство по печати и массовым коммуникациям, 2014.

3 В 2013г. в мире впервые было продано более 1 млрд смартфонов // РосБизнесКонсалтинг URL:

http://top.rbc.ru/economics/28/01/2014/901962.shtml (дата обращения: 29.06.2014).

168

Бутусов О. М.

ПРИМЕНЕНИЕ МЕТОДОЛОГИИ ФОРСАЙТ И ДОРОЖНОГО КАРТИРОВАНИЯ В ИЗДАТЕЛЬСКОМ ДЕЛЕ

сивные издатели, обращают внимание на новые технологии и используют преимущества новых путей подачи материала для достижения успеха.

Для достижения успеха в течение ближайших нескольких лет необходимы глубокий анализ текущей ситуации, новых технологий, тенденций развития издательского дела и построение стратегии развития, созвучной с вектором развития технологии, а в некоторых случаях и опережающих их.

Для построения примерного прогноза развития технологий можно применить Форсайт-систему методов экспертной оценки социально-экономического и инновационного развития, выявления технологических прорывов, способных оказать влияние на экономику и общество в средне- и долгосрочной перспективе. За основу оценки вариантов развития будущего берутся экспертные оценки. Методология Форсайта включает в себя десятки традиционных и новых экспертных методов. При этом методология развивается, приемы и процедуры совершенствуются, что обеспечивает повышение точности предвидения перспектив научно-технического и социально-экономического развития. В основном акцент в развитии методологии направлен на более активное и целенаправленное использование знаний экспертов, задействованных в проектах. Обычно в Форсайт-проекте применяется комбинация нескольких методов, например, метод Дельфи (опросы экспертов в несколько этапов), экспертные панели, мозговой штурм, SWOT-анализ, технологические дорожные карты, анализ взаимного влияния, построение сценариев, деревья релевантности и др. Для того, чтобы учесть все возможные варианты и получить полную картину, к проекту привлекается значительное число экспертов. Например, в японских долгосрочных прогнозах развития науки и технологии, проводимые каждые пять лет, участвует более двух тысяч экспертов, представляющих важнейшие направления науки, технологий и техники, а в последнем подобном корейском проекте участвовало более

4

десяти тысяч экспертов .

Затем, когда построен прогноз развития науки и общества на длительный период, необходимо создать стратегический план развития организации с учетом наличия нескольких альтернативных сценариев развития ситуации на рынке. Идеально для такой цели подходят дорожные карты.

Продуктово-технологическая дорожная карта позволяет создать план, объединяющий данные о положении на рынке, нужды потребителей, развитие продукта и внедрение новых технологий в начале их жизненного цикла. Картирование способствует взаимодействию руководства, потребителей, партнеров и поставщиков. Технологические дорожные карты могут иметь самые различные виды, но их объединяет то, что карты представляют собой многослойное объединение диаграмм, базирующихся на временном факторе и позволяющих связать технологическое развитие с тенденциями и движущими силами рынка4 5. Дорожная карта дает выделить критические системные требования, рабочие требования процесса и продукта, технологические альтернативы и промежуточные этапы на пути к вы-

4 Что такое Форсайт? // Международный научнообразовательный Форсайт-центр ИСИЭЗ НИУ ВШЭ URL: http://foresight.hse.ru/whatforesight/ (дата обращения: 29.06.2014).

5 «Дорожная карта» как инструмент технологии Форсайт // Но-

вые знания online URL: http://novznarna.ru/?p=4359 (дата обращения: 29.06.2014).

полнению поставленных задач. Таким образом, технологическая дорожная карта демонстрирует альтернативные технологические пути для достижения рабочих целей. Например, можно выбрать один путь развития и разработать план, но если существуют высокие риски или значителен фактор неопределенности, то можно выбрать несколько путей развития и двигаться к цели параллельно. Дорожная карта определяет приоритеты и позволяет сфокусировать ресурсы на критических технологиях и продуктах, необходимых для достижения цели организации. Такая избирательность важна, так как она позволяет более эффективно применить ограниченные временные, финансовые и трудовые ресурсы6.

Процесс создания технологической дорожной карты на отраслевом уровне состоит из трех фаз:

1. Подготовительная - обеспечивает все необходимое для создания дорожной карты;

2. Разработка дорожной карты;

3. Внедрение карты и дальнейший мониторинг.

Подготовительная фаза включает в себя этапы:

1.1. Исследование отрасли: оценка состояния рынка, применение Форсайта для прогнозирования возможных направлений развития технологий, требуемых компетенций, уровня конкурентоспособности, основных игроков на рынке и т.д. Данное исследование выступит основой для последующей работы.

1.2. Переговоры с правительственными ведомствами, если они задействованы в процессе создания технологической карты или участвуют в процессе реализации плана.

1.3. Переговоры с представителями отрасли. Наиболее оптимальным является вариант переговоров с представителями отраслевой ассоциации или иной организацией, выступающей от лица всей отрасли и способной взять на себя координацию и ведение проекта. В результате переговоров необходимо получить информацию касательно отрасли, какие из предприятий особенно интересны для разработки карты, финансирования работ и участия в них предприятий отрасли.

1.4. Выбор организации - лидера отрасли, заинтересованной в результатах дорожной карты и готовой вкладывать ресурсы в разработку карты, что позволит значительно упростить процесс разработки.

1.5. Формирование рабочего комитета по разработке дорожной карты. Задача комитета - управление процессом разработки дорожной карты.

1.6. Формирование подкомитетов и рабочих групп. В их число могут входить комитет по развитию технологий, комитет по реализации дорожной карты, организационный и координационный комитеты и т.д.

1.7. Разработка видения для отрасли, которое содержит в себе цели и задачи разработки дорожной карты. Данный документ должен разъяснять, какие технологии и продукты должны быть созданы отраслью для достижения желаемого результата.

1.8. Определение границ и временного горизонта дорожной карты.

1.9. Оценка временных и финансовых затрат на разработку технологической дорожной карты. Опыт западных стран показывает, что стоимость разработки

6 Что такое дорожная карта // STRF.ru: Наука и Технологии РФ URL: http://www.strf.ru/material.aspx?CatalogId=221&d_ no=35476#.U5sgm_l_tcg (дата обращения: 29.06.2014).

169

Бизнес в законе

4’2014

подобного документа может составлять примерно 200250 тысяч долларов.

1.10. Разработка проекта и плана-графика работы над дорожной картой. Данный документ послужит руководством для участников процесса, в каком порядке и в какие сроки должны быть выполнены требуемые действия.

Вторая фаза представляет собой непосредственно разработку дорожной карты. Это оценка, какие технологии и ресурсы потребуются, каким образом их получить или создать, какие возможны альтернативы. Фаза включает в себя этапы:

2.1. Более подробная детализация целей и задач разработки дорожной карты.

2.2. Описание современной ситуации на рынке, затем на основании Форсайта делается описание будущей ситуации.

2.3. Выделение приоритетных продуктов или технологий, на которые будет сделан основной акцент. Данный этап наиболее важен, т.к. требует согласованной позиции всех участников проекта.

2.4. Выделение критически важных характеристик будущего продукта или технологии, с которыми предстоит работать.

2.5. Уточнение основных направлений и областей технологического развития для дальнейшего изучения. Развитие в данных областях должно положительно воздействовать на выделенные ранее критически важные характеристики продуктов и технологий.

2.6. Определение, в каком временном промежутке потребуются соответствующие технологии. В зависимости от этого рассчитывается временной горизонт для дорожной карты, а также станет ясно, когда нужно начать планирование, подготовительные работы и исследования.

2.7. Выделение основных драйверов технологического развития. В данном случае важны не столько движущие силы технологий, сколько факторы, которые влияют на решение об их развитии.

2.8. Определение обеспечения ресурсами для реализации дорожной карты. Нужно определить потребность в материальных, интеллектуальных, кадровых и прочих ресурсах.

2.8. Определение вариантов технологических сценариев и временные рамки их развития. Одна цель может быть достигнута разными технологиями или одна технология может влиять на несколько характеристик системы. Если путей достижения цели слишком много, дорожная карта должна включать в себя сценарии развития наиболее предпочтительных технологий.

2.9. Указание предпочтительных направлений развития технологий. Это решение должно быть принято с точки зрения не только краткосрочных, но и долгосрочных задач. Например, некоторая технология может быть затратной на начальном этапе, но в дальнейшем оказать существенное влияние на рынок или отрасль в целом.

2.10. Определение ключевых навыков и знаний, требуемых сотрудникам отрасли для применения новых технологий.

2.11. Написание отчета по дорожной карте и графическое представление результатов исследования: отражение на графике узлов, структуры взаимосвязей и путей между узлами.

Третья, заключительная, фаза включает в себя этапы:

3.1. Вынесение на экспертизу и утверждение дорожной карты. Для максимальной объективности и оценки перспектив реализации требуется оценка широкого круга экспертов - государственных чиновников, представителей науки и бизнеса, поэтому отчет по дорожной карте следует распространить среди специалистов, которые могут объективно оценить документ и предложить определенные коррективы.

3.2. Разработка и выполнение плана реализации дорожной карты. План должен включать в себя рекомендации по инвестициям, указывать требуемые средства и временные рамки их реализации.

3.3. Контроль реализации дорожной карты. Важным условием успешной реализации дорожной карты является оценка промежуточных результатов, актуализация и модернизация, пересмотр карты и обновление и, в конечном итоге, внесение корректив.

При всей сложности метода дорожного картирования стоит обратить внимание на доводы в пользу его применения в стратегическом планировании:

1) Дорожное картирование подходит для всех областей деятельности, позволяя сформировать оптимальную линейку продуктов. Процесс картирования позволяет рабочей группе изучить в полной мере потенциальные конкурентные стратегии и способы их применения. Технологические решения принимаются как неотъемлемая часть плана, в процессе его осуществления, а не задним числом.

2) Дорожные карты учитывают фактор времени. Дорожное картирование дает рабочей группе уверенность, что она будет располагать необходимыми технологиями и возможностями в тот момент, когда они нужны для воплощения стратегии в жизнь.

3) Дорожные карты соединяют бизнес-стратегию и данные о рынке с продуктовыми и технологическими решениями. Дорожное картирование подталкивает рабочую группу конкретизировать планируемые свойства продукта, имеющие ценность для потребителей.

4) Дорожные карты обнаруживают недостатки в продуктовых и технологических планах. При картировании пробелы, где недостает детализированного плана для достижения цели, становятся очевидны и могут быть устранены, прежде чем они станут проблемой.

5) Дорожные карты позволяют расставить приоритеты для вложений. На каждом этапе процесса картирования внимание уделяется нескольким важным элементам: потребности потребителей, продукты и технологические инвестиции. Рабочей группе предлагается идентифицировать, применить, развить или приобрести вначале самое необходимое, используя время и ресурсы лучшим образом. Также, с набором дорожных карт в едином формате, руководству будет гораздо проще принимать решения по введению продуктов, наилучшим образом отвечающих целям организации.

6) Дорожные карты позволяют ставить более реалистичные цели. Целевые показатели товара устанавливаются с учетом конкурентной среды. Учитывая, что успешная продуктовая стратегия обычно не может охватить потребности всех потенциальных потребителей, рабочая группа ставит цели, позволяющие достичь определенных позиций в конкретных сегментах рынка.

7) Дорожные карты предоставляют руководство для рабочей группы, позволяющее распознавать и принимать меры в случае наступления событий, требующих изменения направления действий. Часть процесса разработки дорожной карты заключается в создании дорожной карты рисков, идентифицирующей те собы-

170

Бутусов О. М.

ПРИМЕНЕНИЕ МЕТОДОЛОГИИ ФОРСАЙТ И ДОРОЖНОГО КАРТИРОВАНИЯ В ИЗДАТЕЛЬСКОМ ДЕЛЕ

тия или изменения в условиях, которые сигнализируют о необходимости переосмысления и переоценки плана в процессе реализации стратегии.

8) В случае наличия нескольких продуктовых линий обмен дорожными картами может оптимизировать использование ресурсов в долгосрочной перспективе. Рассмотрение перекрестных дорожных карт, формирующих планы нескольких продуктовых линий, позволяет определить общие потребности и возможности, которые могут быть использованы, а также затраты на разработку, которые могут быть разделены.Дорожные карты также могут служить основой для единой корпоративной базы об имеющихся или необходимых технологиях.

9) Дорожные карты способствуют сообщению бизнеса, технологии и продуктовых планов с участниками рабочей группы, руководством, заказчиками и поставщиками. С дорожной картой команда может четко донести до потребителей и поставщиков, куда они движутся. Дорожная карта дает заказчикам информацию, которую они могут использовать для построения собственных планов, а также для получения реакции и рекомендаций заказчиков. В работе с поставщиками дорожная карта может быть основой для партнерства и установления направления развития сотрудничества. Кроме того, дорожная карта также сообщает более крупной группе разработки, руководству организации и другим рабочим группам, как будет развиваться продуктовая линия.

10) И наконец, дорожное картирование позволяет создать эффективную группу разработчиков. Процесс дорожного картирования предоставляет общее понимание и совместную ответственность за план, включающий идеи и знания, которыми обладают члены команды, отвечающие за различные функции и вовлеченные в успешный процесс развития товара7.

Технология дорожного картирования применяется для решения масштабных и сложных задач планирования. Ниже примеры дорожных карт, которые были представлены обществу и реализуются сегодня:

- «Эффективное здравоохранение в контексте стареющего общества» («Healthcare Technologies Roadmapping: the Effective Delivery of Healthcare in the Context of an Ageing Society»);

- «Дорожная карта технологий разработки противомалярийных вакцин», разработанная ВОЗ при поддержке Фонда Билла и Мелинды Гейтс8;

- «Дорожная карта развития сельского хозяйства России до 2020 года»;

- «Дорожная карта международного сотрудничества в Арктике».

Столь широкое применение дорожных карт для планирования государственного и мирового масштаба указывает на то, что метод действенен, признан многими экспертами и может эффективно задачу стратегического планирования мероприятий, направленных на изменение сегодняшней действительности. Государственные программы развития, планы разработки и распространения лекарств, программы международных организаций, построенные на основе метода дорожного картирования, указывают на то, что методика

7Ю.А. Герасина, В.А. Белов, А.И. Вишняков К проблеме формирования эффективного механизма инновационного развития // Бизнес в законе. - 2013. - №6.

Многообразие построения дорожных карт // ВиртасС URL: www.virtass.ru/IO/14_5.doc (дата обращения: 29.06.2014).

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

зарекомендовала себя эффективным рабочим инструментом для развития общества и технологий9.

В издательском деле на сегодняшний момент назрел серьезный кризис и специалисты гадают, какая участь ждет книги и периодические СМИ. Мнения разделились и единого мнения касательно будущего издательской продукции нет. Часть специалистов сохраняет умеренный оптимизм, полагая, что падение уровня продаж тиражей и рекламы в изданиях можно компенсировать путем мобилизации доступных ресурсов, изменением сбытовых моделей, грамотной ценовой политикой. Другая часть специалистов готовится к худшему сценарию - «смерти» печатных книг и периодических изданий. Третьи же просто теряются в догадках, что будет дальше и принимают решения, ориентируясь на тенденции сегодняшнего дня. Одним словом, в издательском деле нет единого мнения, в каком направлении будет развиваться в дальнейшем бизнес и у каждого есть свое видение картины. На данный момент источниками информации о возможных сценариях развития издательского дела являются отраслевые отчеты, маркетинговые исследования, конференции специалистов и отчеты ученых. Но все эти источники не ставили целью глубокое изучение перспектив издательского дела во всех аспектах и не дают удовлетворительного ответа, чего же ожидать в дальнейшем и какие предпринимать шаги, чтобы идти в ногу со временем.

В ситуации, когда издательское дело находится на перепутье и непонятно, каким образом можно применить новые технологии с максимальной выгодой, как нельзя лучше подходят методология Форсайта для определения вариантов развития издательского дела в длительной перспективе и построение дорожной карты, учитывающей тенденции движения рынка. Для создания Форсайта должны быть привлечено большое количество экспертов из разных областей, которые могут всесторонне изучить проблему и дать свои прогнозы по дальнейшему развитию издательского рынка. Это даст издателям хоть какую-то опору для принятия дальнейших решений. А построение технологической карты может дать всеобъемлющий и детализированный план дальнейших действий с учетом многовариантности развития событий. При этом данные меры дадут одинаково хороший результат как в отношении отрасли в целом, так и отдельной организации - разница только в масштабе разработанной дорожной карты.

Список литературы:

1. Кузнецов А.Л. Разработка мероприятий по реализации и внедрению модели управления инновационной деятельностью // Бизнес в законе. - 2014. - №1.

2. Российская периодическая печать. Состояние, тенденции и перспективы развития. Отраслевой доклад / Под ред. В. В. Григорьева. - М.: Федеральное агентство по печати и массовым коммуникациям, 2014.

3. В 2013г. в мире впервые было продано более 1 млрд смартфонов // РосБизнесКонсалтинг URL: http://top.rbc.ru/economics/28/01/2014/901962.shtml (дата обращения: 29.06.2014).

4. Что такое Форсайт? // Международный научнообразовательный Форсайт-центр ИСИЭЗ НИУ ВШЭ URL:

9С.В. Чернятин Особенности формирования портфеля корпоративных проектов инновационного развития // Бизнес в законе. -2014. - №3.

171

Бизнес в законе

4’2014

http://foresight.hse.ru/whatforesight/ (дата обращения:

29.06.2014) .

5. «Дорожная карта» как инструмент технологии Форсайт // Новые знания online URL: http://novznania.ru/?p=4359 (дата обращения: 29.06.2014).

6. Что такое дорожная карта // STRF.ru: Наука и Технологии

РФ URL: http://www.strf.ru/material.aspx?CatalogId=

221&d_no=35476#.U5sgm_l_tcg (дата обращения:

29.06.2014) .

7. Ю.А. Герасина, В.А. Белов, А.И. Вишняков К проблеме формирования эффективного механизма инновационного развития // Бизнес в законе. - 2013. - №6.

8. Многообразие построения дорожных карт // ВиртасС

URL: www.virtass.ru/IO/14_5.doc (дата обращения:

29.06.2014) .

9. С.В. Чернятин Особенности формирования портфеля корпоративных проектов инновационного развития // Бизнес в законе. - 2014. - №3.

ОТЗЫВ

на статью Бутусова О.М. «Применение методологии форсайта и дорожного картирования в издательском деле» Статья Бутусова О.М. «Применение методологии форсайта и дорожного картирования в издательском деле» посвящена проблемам экономики полиграфии и издательского дела, в частности, поиску новых подходов прогнозирования стратегических направлений развития в условиях затянувшегося кризиса издательского бизнеса.

Актуальность статьи обусловлена тем, что падение спроса на печатную продукцию, вызванное развитием информационно-сетевой экономики, приводит к падению тиражей печатной продукции, уменьшению листажа, сокращению объемов изданий. Издатели пытаются компенсировать свои потери повышением цен на печатную продукцию, что в свою очередь негативно отражается на уровне спроса. В данной ситуации особое значение приобретает возможность ориентироваться в перспективах дальнейшего развития издательского бизнеса и адекватно реагировать на них.

Содержание работы, на наш взгляд, соответствует цели исследования.

Научная новизна статьи состоит в рекомендации применения методологии форсайта и дорожного картирования для стратегического планирования издательского бизнеса как в рамках отдельной организации, так и на уровне всей отрасли, что свидетельствует о возможности выхода на новый более высокий уровень анализа и прогнозирования перспектив развития издательского дела.

Автор не только подробно описывает поэтапный процесс картирования, но и дает объективную характеристику положительных аспектов, а также трудностей, сопровождающих возможность применения данной методики в издательской сфере деятельности, что свидетельствует о глубоком понимании автором заявленной проблемы. Практическая значимость научной статьи состоит в возможности снижения неопределенности и рисков в деятельности всего издательскополиграфического комплекса и отдельных его субъектов.

Оформление научной статьи полностью соответствует требованиям: грамотно оформлены ссылки на источники информации, библиографический список содержит 9 наименований, имеется аннотация на английском языке.

С учетом всего вышеизложенного считаю возможным рекомендовать научную статью к публикации.

Доцент кафедры «Управление коммуникационными проектами»

Московского государственного

университета печати

им. Ивана Федорова, к.э.н.

Сакина Е.Н.

172

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.