Научная статья на тему 'Основы построения региональной дорожной карты'

Основы построения региональной дорожной карты Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
1718
342
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Управленец
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ДОРОЖНАЯ КАРТА / РЕГИОНАЛЬНАЯ ДОРОЖНАЯ КАРТА / КЛАССИФИКАЦИЯ / МЕТОД ПОСТРОЕНИЯ / ROADMAP / REGIONAL ROADMAP / CLASSIFICATION / DEVELOPMENT METHOD

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Муринович Андрей Анатольевич, Логинов Михаил Павлович

Одним из современных инструментов визуализации стратегического планирования стал метод дорожного картирования, получивший в последние годы широкое развитие в России. Дорожное картирование, начавшись с технологических дорожных карт, сейчас используется во многих сферах человеческой деятельности. Однако метод еще не полностью формализован. В статье предлагается формализация метода дорожного картирования применительно к региональным дорожным картам. Региональные дорожные карты служат для синхронизации региональных и муниципальных процессов в различных сферах, позволяют определять региональные проблемы и направления их решения. Авторами рассмотрены особенности различных типов дорожных карт, выделены государственные, корпоративные, тематические (экспертные) и другие типы, предложен шаблон региональной дорожной карты, определены содержание слоев и виды методик построения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The Fundamentals of Developing a Regional Roadmap

In recent years, Russia has witnessed widespread application of the roadmapping method that represents one of modern visualization tools of strategic planning. Originating from technology roadmapping, this method is now used in many spheres of human activity. However, it is still not fully formalized. The paper proposes a formalization of the roadmapping method with regard to regional roadmaps that synchronize regional and municipal processes in various spheres and allow identifying regional problems and reaching solutions to these challenges. The authors distinguished corporate, topic-based (expert) and other types of roadmaps, examined their distinctive features, developed a template of a regional roadmap and revealed the content of layers and types of construction methods.

Текст научной работы на тему «Основы построения региональной дорожной карты»

к

у

^ МУРИНОВИЧ Андрей Анатольевич

Старший преподаватель кафедры экономики

Уральский институт экономики, управления и права 620026, РФ, г. Екатеринбург, ул. Луначарского, 194 E-mail: [email protected]

Основы построения региональной дорожной карты

Аннотация

Одним из современных инструментов визуализации стратегического планирования стал метод дорожного картирования, получивший в последние годы широкое развитие в России. Дорожное картирование, начавшись с технологических дорожных карт, сейчас используется во многих сферах человеческой деятельности. Однако метод еще не полностью формализован. В статье предлагается формализация метода дорожного картирования применительно к региональным дорожным картам. Региональные дорожные карты служат для синхронизации региональных и муниципальных процессов в различных сферах, позволяют определять региональные проблемы и направления их решения. Авторами рассмотрены особенности различных типов дорожных карт, выделены государственные, корпоративные, тематические (экспертные) и другие типы, предложен шаблон региональной дорожной карты, определены содержание слоев и виды методик построения.

^ ЛОГИНОВ Михаил Павлович

Доктор экономических наук, профессор кафедры финансовых рынков и банковского дела

Уральский государственный экономический университет 620144, РФ, г. Екатеринбург, ул. 8 Марта/Народной Воли, 62/45 E-mail: [email protected]

Ключевые слова

ДОРОЖНАЯ КАРТА РЕГИОНАЛЬНАЯ ДОРОЖНАЯ КАРТА КЛАССИФИКАЦИЯ МЕТОД ПОСТРОЕНИЯ

JEL classification

R58

ВВЕДЕНИЕ

В постоянно изменяющихся внешних условиях развитие региона является динамичным процессом, его долгосрочное прогнозирование и стратегическое планирование должны задавать понятный всем экономическим субъектам вектор развития территории. Стратегия регионального развития должна быть постоянно актуальной, наглядной, согласованной между исполнителями, органами власти, бизнесом и населением, включать в себя проекты, программы, учитывать возможные сценарии развития национальной и региональных экономик в зависимости от их будущих внешних и внутренних условий. Региональная стратегия представляет собой мегапроект, программу или портфель региональных и муниципальных проектов развития различных экономических и социальных сфер региона.

Одним из современных инструментов визуализации стратегий стали дорожные карты. В статье авторами проведена систематизация дорожных карт, предложены основы построения региональной дорожной карты.

МЕТОД ДОРОЖНОГО КАРТИРОВАНИЯ

Одной из современных методик планирования и управления проектами является «управление по вехам или узловым точкам проекта», где «вехами» являются промежуточные результаты проекта. Методика включает разработку структурной декомпозиции работ, состоящей из промежуточных результатов (вех), при этом, как правило, планирова-

ние ведется от результата к началу проекта (обратное планирование).

Построение графического изображения плана управления проектом по узловым точкам (вехам) с использованием временной шкалы получило название метода дорожного картирования (roadmapping). При дорожном картировании возможно планирование как одного проекта с одним или несколькими сценариями, так и нескольких проектов, в рамках программы или портфеля проектов.

Объектом метода картирования выступают: план управления проектом, программой, портфелем проектов; стратегия или сценарии развития объекта планирования, решения какой-либо проблемы. Субъектами картирования являются эксперты, органы власти, менеджмент предприятий и организаций. Результат метода дорожного картирования - «дорожные карты», которые в зависимости от объектов планирования подразделяются на различные виды.

Авторами систематизированы виды дорожных карт и приведены их характеристики (табл. 1).

Одними из первых стали разрабатываться технологические дорожные карты (technology roadmap), ввиду их эффективности при прогнозе технического развития рынков, технологий и продуктов при различных внешних и внутренних условиях. В методологию технологических дорожных карт были включены различные исследовательские подходы, вероятностные оценки времени, необ-

The Fundamentals of Developing a Regional Roadmap

^ Andrey A. MURINOVICH

Sr. Lecturer of Economics Dept.

Ural Institute of Economics, Management and Law 620026, RF, Yekaterinburg, Lunacharskogo St., 194 E-mail: [email protected]

■o a

H

a m a

ходимого для перемещения от одного технологического узла к другому или от одной технологии к другой и т.д.

Метод технологической дорожной карты был формализован в конце 1970-х компанией «Моторолла» для стимулирования внимания менеджеров к будущему состоянию технологий, а также предоставления им инструмента организации процесса прогнозирования [1].

В дальнейшем использование технологических дорожных карт получило развитие как один из инструментов форсайта при долгосрочном прогнозировании и стратегическом планировании, разработке сценариев и представлении причинно-следственных связей. Следует отметить, что технологическая дорожная карта является только продуктом планирования, а не элементом процесса стратегического управления [4].

В начале XXI века использование метода дорожного картирования становится общемировым стандартом при прогнозировании и планировании в различных сферах экономики. Дорожные карты начинают активно применяться в обширном круге задач стратегического планирования, включающем компоненты технологий, бизнеса, социального и политического развития.

Наиболее известны следующие организации, развивающие методологию дорожных карт: ЮНИДО (Австрия), Институт научно-технической политики Манчестерского университета (Великобритания), Институт перспективных технологических исследований (Испания), Институт системных и инновационных исследований (Германия), Институт научно-технической политики (Корея), НИУ-ВШЭ (Россия).

В России с дорожными картами на федеральном уровне начали работать с декабря 2011 г., когда Президентом РФ была поставлена задача по началу реализации проекта Национальной предпринимательской инициативы, который включил в себя разработку дорожных карт, направленных на упрощение, удешевление и ускорение действующих на

территории России процедур ведения бизнеса [5].

Определения различных видов дорожных карт, встречающиеся в отечественной научной литературе, приведены в табл. 2.

РАЗРАБОТКА РЕГИОНАЛЬНОЙ ДОРОЖНОЙ КАРТЫ

Необходимость разработки региональных дорожных карт, по мнению авторов, обусловлена [7; 8]:

• неопределенностью временных перспектив качественного развития региональных экономик;

• неопределенностью сроков начала проектов социально-экономического развития регионов;

• отсутствием стратегии как единого вектора развития региона и входящих в него муниципалитетов;

• упущенными возможностями или изменениями требований внешней среды, включая высокие конкурентные требования.

Региональные дорожные карты служат для синхронизации региональных и муниципальных процессов в различных сферах, позволяют определять региональные проблемы и направления для их решения.

В табл. 3 авторами представлены направления регионального и межрегионального дорожного картирования [9].

Региональные дорожные карты, как инструмент планирования и прогнозирования, обладают следующими преимуществами:

• позволяют определить пробелы в стратегическом прогнозировании и планировании, разработать концепцию, стратегию, сценарии развития межрегионального, регионального и муниципального развития;

• обеспечивают научное прогнозирование изменений внешней и внутренней среды региональных экономик;

• обеспечивают учет рисков, угроз, наличие ресурсов при выборе целей и принятии управленческих решений;

^ Mikhail P. LOGINOV

Dr. Sc. (Econ.), Professor of Financial Markets and Banking Dept.

Ural State University of Economics 620144, RF, Yekaterinburg, 8 Marta/Narodnoy Voli St., 62/45 E-mail: [email protected]

Keywords

ROADMAP

REGIONAL ROADMAP CLASSIFICATION DEVELOPMENT METHOD

Abstract

In recent years, Russia has witnessed widespread application of the roadmapping method that represents one of modern visualization tools of strategic planning. Originating from technology roadmapping, this method is now used in many spheres of human activity. However, it is still not fully formalized. The paper proposes a formalization of the roadmapping method with regard to regional roadmaps that synchronize regional and municipal processes in various spheres and allow identifying regional problems and reaching solutions to these challenges. The authors distinguished corporate, topic-based (expert) and other types of roadmaps, examined their distinctive features, developed a template of a regional roadmap and revealed the content of layers and types of construction methods.

JEL classification

R58

<е и о сч

^ Таблица 1 - Особенности дорожных карт

СО

Вид дорожной карты Характеристика

Тип 1. Государственные дорожные карты

Территориальная Концепция или стратегия развития экономики или другой сферы на уровне нескольких государств, государства, региона или района за счет выявления проблем и угроз, интересов, ключевых тенденций развития территорий

Военная Планирование военных и разведывательных операций в армейских структурах, с учетом как собственных стратегий и планов, так и интересов противодействующих сторон

Федеральная Определение национальных проблем, концепций и стратегии их решения, интегрирование результатов государственных программ и проектов, относящихся к различным сферам национальной экономики; синхронизация процессов, происходящих в разных сферах деятельности государства

Региональная Определение региональных проблем и программ, проектов для их решения; синхронизация региональных и муниципальных процессов в различных сферах

Муниципальная Определение муниципальных проблем и мероприятий для их решения; синхронизация процессов, происходящих в разных сферах муниципальной деятельности

Отраслевая (рыночная, промышленная, индустриальная, экономическая) Оценка влияния рынков, увязка с конкретными технологиями, адаптация научно-технических исследований и производств к внешним и внутренним условиям; сценарии развития отрасли, индустрии (отдельного рынка, сектора промышленности или экономики)

Политическая Концепции и стратегии государственной политики, направленные на формирование механизмов государственного регулирования, создание благоприятной экономической среды, повышение качества жизни населения, развитие международных отношений и др.

Социальная Концепции и стратегии использования государственных мер по развитию какой-либо области социальных отношений

Экологическая (природозащитная) Концепции и стратегии защиты окружающей среды, определение целей и мероприятий в сфере взаимодействия с природной средой

Тип 2. Корпоративные дорожные карты

Корпоративная Стратегия или сценарии развития предприятия или организации на основании отраслевой дорожной карты; план развития организации по основным сферам деятельности, интеграция технологических, продуктовых и функционально-корпоративных программ различных подразделений; оценка возможностей и угроз для ведения или развития бизнеса организации

Функционально-корпоративная Планирование развития производства или услуг с определением необходимых технологий для обеспечения организационных возможностей; планирование знаниевых активов обеспечения потребностей предприятия за счет наглядного представления критически важных знаниевых активов и их связей с навыками, технологиями и способностями необходимыми для запросов будущего рынка; планирование процессов, включая управление знаниями, необходимых для эффективного развития нового продукта

Продуктовая Стратегия доведения продукта до планируемого состояния; сценарии развития продукта или продуктовой линейки во времени; идентификация технических процессов, сопровождающих рисков и возможностей, связанных с развитием определенного продукта или услуги

Продуктово-технологическая Интеграция продуктового и технологического планирования, идентификация необходимых технологических улучшений продуктов, наиболее эффективных технологий их производства, устранение существующих технологических пробелов

Маркетинговая Разработка карты с точки зрения коммерческой перспективы (стратегия маркетинговой ориентации). Акцент на спецификации перспективных продуктовых направлений, которые будут востребованы на рынке в будущем

Тип 3. Тематические (экспертные) дорожные карты

Бизнес-карта (бизнесовая) Анализ развития потенциала и структуры спроса на продукты; выявление перспективных продуктов, востребуемых рынком, возможности технологий по обеспечению необходимых потребительских свойств; оценка значимости перспективных технологий в различных сегментах рынка

Инновационная Оценка возможностей применения инновационных технологий для достижения целей, выбор точек их наиболее перспективного приложения; выявление возможностей производства и выхода на рынок инновационного продукта/услуги с заданными характеристиками; построение вариантов цепочек взаимосвязанных последовательных этапов инновационного цикла (траекторий достижения поставленной цели)

■o A

Окончание табл. 1 E

Вид дорожной карты Характеристика

Технологическая Эволюция отдельной технологии или нескольких технологий с необходимыми для них ресурсами; стратегия продвижения новых технологий или технологическая перспектива, особенности спецификации ключевых технологий и факторов технологического развития; анализ рыночных или отраслевых тенденций, текущих и будущих технологических возможностей, выявление взаимосвязей между тенденциями, необходимыми продуктами, технологиями и текущими возможностями

Проблемно-ориентированная Рассмотрение этапов, связанные с возникновением или решением проблемы

Компетентностно-исследовательская Анализ компетенций и исследований, необходимых для создания какой-либо технологии, продукта, решения технологической проблемы

Поисковая Анализ определяющих факторов и формирование сценариев для выявления критических звеньев разноуровневых проблем, выстраивание цепочек решений

Научная Стратегии, сценарии или планы проведения научных исследований

Научно- технологическая На основе сценариев развития выбор между новыми технологиями

Тип 4. План управления проектом, программой, портфелем проектов

Проектная (целевая) План управления проектом, программой, портфелем проектов; функциональные области стратегии реализации (плана управления) проекта

Научно- исследовательская Стратегия или сценарий определения проблемных вопросов и путей их решения в рамках отдельных проектов

Программная Стратегия реализации программы, выявление отношений между технологическим, продуктовым или иным развитием и ключевыми этапами программы; визуализация взаимодействий между «вехами» проектов, входящих в программу; оценка воздействия внешней и внутренней среды на реализацию стратегии программы

Таблица 2 - Определения дорожных карт

Вид Определение

Дорожная карта Наглядное представление пошагового сценария развития определенного объекта: отдельного продукта, класса продуктов, некоторой технологии, группы смежных технологий, бизнеса, компании, объединяющей несколько бизнес-единиц, целой отрасли, промышленного кластера, индустрии и даже плана достижения политических, социальных и прочих стратегических целей [3]

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Инструмент разработки долгосрочных стратегий, определяющий оптимальные пути достижения цели, применяемый в поисковых исследованиях, не имеющих заданных ориентиров и оценивающих потенциальные направления развития изучаемой области [2]

Комплексный план развития организации или отрасли в среднесрочной или долгосрочной перспективе, основанный на интеграции продуктового, технологического и стратегического планирования [6]

Направленный в будущее взгляд на выбранный круг проблем, представляющий собой продукт коллективного знания и предвидения наиболее авторитетных специалистов [11]

Технологическая дорожная карта Документ, в котором определяются (для какого-либо набора потребностей) критичные требования к системе, целевые показатели продукта и процесса, технологические альтернативы и контрольные отметки достижения этих целей; определяется видение будущего рыночного спроса, а также указываются альтернативные технологические продукты и процессы для удовлетворения этого спроса [12]

Систематический подход, позволяющий выявить критические потребности в технологиях, с целью анализа конкретных производственных секторов в терминах технологий и ресурсов для удовлетворения спроса на новые продукты и услуги. Технологическое картирование включает анализ рыночных или отраслевых тенденций, текущих и будущих технологических возможностей и выявление взаимосвязей между тенденциями, необходимыми продуктами, технологиями и текущими возможностями [10]

Продуктовая дорожная карта Предназначена для идентификации перспективных рынков конечной продукции технологии и определения возможных путей движения к ним

Поисковая дорожная карта Анализируется взаимное влияние различных крупномасштабных процессов, происходящих в отдельных сферах экономики, и выявляются новые возможности и вызовы. Ключевым элементом является идентификация знаковых событий в тех или иных сферах, способных радикально трансформировать развитие отдельных предметных направлений комплексного долгосрочного прогноза [2]

Таблица 3 - Направления регионального и межрегионального дорожного картирования

Направление Особенности

Реализация стратегии развития регионов Представление существующих концепций и стратегий социально-экономического развития территорий в виде дорожных карт с целью визуализации, мониторинга выполнения и последующей актуализации

Разработка межрегиональной стратегии Разработка дорожных карт для нескольких регионов с целью определения путей кооперации, повышения конкурентоспособности региональной экономики, создание кластеров и т.д.

Развития муниципальных образований В дорожных картах обозначаются программные задачи развития муниципальных образований и межмуниципальных территорий

Улучшение инвестиционного климата и привлекательности территорий Разработка пакета региональных нормативных правовых документов по созданию условий для увеличения притока инвестиций в регион

Развитие инновационной региональной экономики Развитие инновационных территориальных кластеров, отраслевых комплексов, объектов инновационной инфраструктуры на основе межрегионального сотрудничества. Дорожные карты включают развитие транспортной, энергетической, инженерной, жилищной, образовательной инфраструктуры и материально-технической базы, объектов культуры и спорта, предусматривают направления исследований и разработок, осуществление инновационной деятельности и т.п.

Развитие социальной сферы, отраслей региональной экономики и сельского хозяйства Дорожные карты предусматривают реализацию мероприятий в сельском хозяйстве, отдельных отраслях региональной экономики и социальной сферы: здравоохранении, образовании, культуре, ЖКХ, землеустройстве, внедрение современных форм и технологий в деятельность социальных учреждений, в сфере социального обслуживания и т.д., на территории одного или нескольких регионов

Развитие отраслевой и региональной науки Разрабатываются дорожные карты на региональном уровне для поддержки стратегических научных исследований и разработок

Таблица 4 - Основные элементы шаблона региональной дорожной карты

Элемент Основные свойства

Цель дорожной карты Разработка концепции, стратегии, сценария, плана, визуализация плана управления проектом, программой, портфелем проектов; целевые ориентиры, показатели и индикаторы, ожидаемые результаты (контрольные показатели); выявление критических факторов (этапов), определение ключевых точек приложения усилий, оптимизация решений; создание видения будущего, разработка прогнозов

Стратегия дорожной карты Стратегия дорожной карты формируется путем декомпозиции цели на необходимые промежуточные результаты (мероприятия, работы, вехи, узлы). По каждому из используемых слоев осуществляется своя декомпозиция. Декомпозиция может осуществляться: от результата к текущему состоянию (справа налево) либо от текущего состояния и доступных ресурсов к цели (слева направо). При наличии более двух стратегий (сценариев) результаты декомпозиции отображаются в виде системы карт, представляя каждую стратегию (сценарий) на отдельной карте или в виде нескольких уровней карты, размещенных вертикально, с использованием «окон возможностей» для перехода между стратегиями (сценариями)

Слои дорожной карты Разделы на карте. Отображают объект планирования карты. Слои на карте могут быть: горизонтальными, вертикальными, последовательно взаимосвязанными, параллельно взаимосвязанными, не взаимосвязанными

Узлы Размер, тип и расположение узла на дорожной карте зависят от слоя, сроков и даты исполнения. Последовательность расположения узлов определяется стратегией декомпозиции цели. Типы узлов (вех) дорожной карты: • проект, этап развития, задача, работа, мероприятие, контрольная точка, событие, объект, изменение среды или процесса; • промежуточный результат, документ, экспертная оценка; • точки изменения плана в случае реализации рисков или угроз; • пункт (точка) принятия управленческого решения; • сценарная развилка при взаимодействии слоев карты; • окно возможностей - переход с одной стратегии (сценария) на другую; • точки разрыва и др.

Связи Узлы, характеризующие последовательные события или причинно-следственные взаимоотношения, соединяются между собой связями. Связи могут выполняться стрелками различной толщины, формы и цвета. Узлы со связями представляют собой сетевой или календарный график

Графические обозначения Графическое изображение узлов, связей в зависимости от слоя может различаться формой, размером, цветом, шрифтом оформления

Ось времени Ось времени единая для всей карты или для каждого слоя своя, располагается по оси Х. Является временным графиком реализации и инструментом распределения узлов на дорожной карте

Дополнительная информация По усмотрению субъекта картирования указывается на дорожной карте или в пояснительной записке

0

1

ь «

! о х<

в: ш

в

Ï

£

ас а.

I

I.

w

¿g }иэш0о|элэа • suo|6ay • ajéis

Таблица 5 - Содержание слоев региональной дорожной карты

Тип слоя (уровня) Содержание

Регион (район) Общее описание, характеристики, ресурсы; анализ текущего состояния региональной экономики, определение ее научно-технического потенциала; характерные особенности регионов: источники ВРП, сильные, конкурентоспособные сектора экономики, энергетическая и ресурсная обеспеченность, уровень науки, образования, наличие квалифицированных кадров; препятствия для развития: неразвитость рыночных институтов, сильная сырьевая ориентация, низкая конкурентоспособность предприятий, недостаточная поддержка инновационной деятельности, слабые связи между наукой и бизнесом; характеристика органов власти, политика региона, механизмы управления; развития инновационной инфраструктуры региона; уровень развития технологии и кадровый потенциал региона; экономика региона, экономические субъекты; документы развития, тенденции, перспективы, прогноз развития региональных рынков; меры государственной поддержки, финансирование; разработка стратегических документов; политические тенденции развития, др.

Территория Общее описание территории и ее характеристики; ресурсы территории; важнейшие отрасли территории и направления их развития, а также критические технологии РФ, относящиеся к приоритетным направлениям развития науки, технологии и техники; инфраструктура (энергетическая, транспортная, информационная); административно-территориальные образования, расположенные на территории; экономика территории, экономические субъекты, расположенные на территории, степень их кооперации, др.

Территориально- административные образования Общее описание, характеристики, ресурсы; характеристика органов власти; инфраструктура; экономика, экономические субъекты; документы развития, тенденции, перспективы, прогноз развития местных рынков; меры поддержки, финансирование; разработка стратегических документов; политические тенденции развития, др.

Законодательство Необходимые изменения существующих законодательных актов; механизмы мониторинга и контроля; оптимизация законодательства на федеральном и региональном уровнях; пересмотр тарифов и тарифной политики, налоговой политики; пересмотр системы стандартов и технических политик; формирование благоприятных законодательных условий; совершенствование государственного регулирования; нормативно-правовое обеспечение органов государственной и муниципальной власти, экономических субъектов, населения, др.

Внешняя среда Макросреда (внешние факторы: политические, экономические, социальные, демографические, географические и др.); микросреда предприятий (клиенты, поставщики, посредники, конкуренты, контактные аудитории)

Социальная сфера Здравоохранение, образование, жилье, транспорт, ЖКХ, спорт, социальное обеспечение и др.

Ресурсы Необходимые денежные и неденежные ресурсы; обеспеченность площадями, кадровый состав, обеспеченность оборудованием, структура производства и пр.; доступные финансовые ресурсы, приоритеты расходов, распределение ресурсов, др.

Рынок Анализ текущего и перспективного состояния рынков (объемы, основные сегменты, темпы роста и др.); анализ конкуренции на внутреннем и внешних рынках и их ключевых сегментах (основные конкуренты, их позиционирование, сильные и слабые стороны, финансовые возможности и др.); основные сценарии развития рынков, спроса на основные виды продукции; прогноз развития рынков, выявление тенденций, прогнозирование значений основных параметров развития рынков; сравнительный анализ вариантов вывода продукции на рынок, план действий по выходу с новым товаром / новой услугой на рынок; определение перспективных рыночных направлений и стратегии движения к ним; меры политики, направленные на формирование и стимулирование спроса; перечень наиболее перспективных направлений развития региональной экономики, ее рынков, важнейших технологий и продуктов, др.

Продукты Описание продукта и требуемых для его создания исследований, сроки появления продукта на рынке; виды продукции, имеющие наилучшие рыночные перспективы, прогноз их основных свойств; альтернативные продукты и услуги; барьеры, риски и ограничения развития продукции; инновационные региональные продукты, др.

Окончание табл. 5

Тип слоя (уровня) Содержание

Технологии Цели и задачи технологических элементов, прогноз развития, рыночный потенциал, направления развития и конкурентоспособность технологии; возможности привлечения научно-технических достижений смежных областей, необходимая кооперация; ключевые области технологии, ранжирование технологий по важности; базовые технологии и возможные альтернативы, способные обеспечить лучший результат при меньших затратах; наличие «разрушающих» (трансформирующих рынок) технологий, их макроэкономические последствия; состав и сроки развертывания новых технологий, представляющих критическое значение для реализации стратегии; экономическая целесообразность технологических траекторий, приоритеты инвестиций в технологии; выявление технических и технологических решений, обеспечивающих конкурентоспособность предприятия; отбор инновационных технологий, реализация которых позволит региональным предприятиям конкурировать на мировых рынках, др.

Процессы Обеспечение органов власти, экономических субъектов новыми стандартами и регламентами, сертификация; инструменты и механизмы обеспечения государственных закупок; обеспечение патентной и интеллектуальной защищенности; создание координационных и экспертных органов; формирование и развитие информационно-аналитической инфраструктуры; обеспечение внешних и внутренних процессов региональной экономики и межрегиональной кооперации, др.

НИОКР Разработка прогноза научно-технологического развития; подготовка стратегических программ исследований по ключевых предметным областям; приоретизация тематик НИР и НИОКР; проведение патентных исследований; развитие научной инфраструктуры, механизмов кооперации в сфере исследований; поддержка и региональное финансирование НИОКР; научно-исследовательские работы по развитию инновационных региональных продуктов и технологий, др.

Проекты Реализуемые региональными и муниципальными органами власти, субъектами региональных экономик; межрегиональные проекты, др.

Проблемы, риски, угрозы Оценка сильных и слабых сторон, угроз и перспектив развития; выявление ключевых проблем, их последствий, мероприятий по реагированию; факторы, которые могут помешать достижению цели; конфликты интересов; анализ ограничений и рисков; ключевые показатели рисков (события, их вероятность, наносимый ущерб); стратегии управления рисками, меры реагирования на риски, выявление и мониторинг областей риска; угрозы, их последствия, стратегии управления и меры реагирования, др.

• являются средством коммуникации между участниками региональной дорожной карты, повышают уровень доверия со стороны инвесторов;

• обеспечивают внедрение элементов проектного управления в деятельность региональных органов власти;

• являются инструментом визуализации разработанных стратегий и планов для выявления логических нестыковок и «пробелов», которые могут быть не видны в текстовом формате.

Общий шаблон региональной дорожной карты представляет собой сетевой или календарный график, состоящий из нескольких слоев, с горизонтальным расположением временной оси. Основные элементы шаблона региональной дорожной карты приведены в табл. 4, на рисунке представлен примерный образец шаблона региональной дорожной карты.

Содержание региональной дорожной карты определяется слоями (разделами), в нее включенными. В меж-

региональной дорожной карте слои дублируются для включенных в нее регионов. Выбор слоев определяется субъектом картирования или заказчиком. В табл. 5 авторами представлено содержание структуры слоев (уровней, разделов) региональных дорожных карт.

Существуют различные методики построения дорожных карт. Как правило, они основаны на «свертывании» множества элементарных параметров в небольшое число общих комплексных факторов интуитивным путем в ходе экспертных оценок. В табл. 6 приведены этапы методики построения региональной дорожной карты с использованием экспертных оценок.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Следует отметить, что региональная дорожная карта является только инструментом визуализации при реализации стратегии регионального развития. Результаты ее применения зависят от уров-

ня исполнителей. К недостаткам использования дорожных карт можно отнести:

• распространенное мнение о дорожных картах как об «идеальном методе (инструменте)» для стратегического планирования и прогнозирования;

• низкий уровень внедрения проектного и стратегического менеджмента среди субъектов региональной экономики и органов власти, который не позволяет широко разрабатывать и использовать качественные дорожные карты;

• необходимость дополнительных затрат на разработку, мониторинг и поддержание дорожной карты в актуальном состоянии;

• зависимость качества региональных дорожных карт от уровня знаний и опыта их разработчиков.

С целью упрощения разработки и повышения качества дорожных карт необходимо использовать программное обеспечение, автоматизирующее процесс картирования. В России отсутствует отечественное специализи-

к

у

Таблица 6 - Методика построения региональной дорожной карты

Этап Характеристика этапа

1. Сбор и анализ экспертной информации Формирование рабочей группы (региональные и муниципальные органы власти, заинтересованные субъекты государства, науки, бизнеса), составление плана-графика работы над дорожной картой; формулирование целей дорожной карты, горизонта планирования; определение необходимой степени проработанности дорожной карты по различным слоям, ее охвата и границ; проведение маркетинговых исследований, сбор необходимой информации по слоям, проведение системного анализа региональной экономики, ее внутренней и внешней среды, рынков, конкурентоспособности, потенциала развития, обнаружение узких мест, рисков, угроз и возможностей роста, потребностей в ресурсах и т.д.; определение ключевых качеств, характеристик, которыми должны обладать субъекты региональной экономики; формулирование проблем и направлений развития слоев региональной дорожной карты, определение необходимых объемов финансирования

2. Разработка дорожной карты Вариант 1. Проектный подход На основании цели, проблем и направлений развития слоев региональной дорожной карты проводится декомпозиция цели и разработка мероприятий по ее достижению. Для каждого мероприятия определяются ресурсы, сроки, исполнители. Составляется сетевой график, определяется критический путь, строится матрица ответственности и бюджет, выявляются риски и методы управления рисками и т.д. На основе разработанного плана управления строится дорожная карта

Вариант 2. Форсайтный подход Разработка прогнозов и сценариев развития слоев дорожной карты на основании экспертного «видения будущего». Группа экспертов отвечает на подготовленные рабочей группой ключевые вопросы, определяет возможности, риски, финансовые затраты, выявляет тренды и альтернативы и т.д. Работа экспертов может осуществляться как дистанционно, так и путем нескольких коллективных встреч (форсайт-сессий). На основе экспертных заключений составляются прогнозы и возможные сценарии развития слоев дорожной карты

Вариант 3. Комбинированный подход Является комбинацией различных сочетаний методик проектного и форсайтного подходов

3. Экспертная оценка и утверждение дорожной карты Цели этапа: установление коммуникационных связей между участниками региональной дорожной карты, итоговое согласование с исполнителями мероприятий и сроков, экспертиза и принятие дорожной карты экспертным сообществом, органами власти, бизнесом и населением региона. С учетом критических замечаний региональная дорожная карта дополняется, выверяется и утверждается (принимается). Разрабатывается план реализации и мониторинга дорожной карты, комплект сопроводительных документов

4. Реализация и контроль дорожной карты Этап реализации мероприятий дорожной карты исполнителями. Необходимыми условиями успешности данного этапа являются организация контроля выполнения мероприятий региональной дорожной карты и мониторинг рисков, оценка промежуточных результатов, актуализация, пересмотр и обновление, внесение корректив

рованное программное обеспечение для автоматизации дорожных карт. Для дорожного картирования возможно использовать как зарубежные специализированные программы: Tech Plan, Vision Map, Vision Strategist, Geneva Vision Strategist, так и разработки своих программ.

Современное развитие региональных экономик это сложная стратегическая задача как регионального, так и федерального уровня. Высокая степень международной и межрегиональной конкуренции заставляет региональные

власти искать пути кооперации региональных экономик.

Начальным этапом межрегионального стратегического развития является долгосрочное прогнозирование развития соседних территорий, формирование межрегиональных программ и проектов развития на основе инструментов форсайта. Дальнейшее управление стратегическими документами межрегионального развития включает использование региональных дорожных карт, позволяющих визуализировать вектор развития территории, наглядно объяс-

нить региональным и муниципальным органам власти, бизнесу и населению перспективы, приоритеты, очередность этапов развития регионов, тем самым повышая инвестиционную привлекательность территории и активность населения, делая прозрачным выбор региональных проектов для реализации, развивая малый и средний бизнес. Региональные дорожные карты должны способствовать как развитию региона, так и предотвращению региональных проблем в будущем.

Источники

1. Белоусов В.Л., Лукашева Н.А. Потенциал использования дорожных карт в управлении инновационным развитием исследовательской организации // Инноватика и экспертиза. 2010. № 1(4). С. 51-58.

2. Белоусов Д.Р., Сухарева И.О., Фролов А.С. Метод «картирования технологий» в поисковых прогнозах // Форсайт. 2012. Т. 6. № 2. С. 6-16.

3. Деев А.А. Дорожная карта как инструмент планирования и мониторинга стратегического развития машиностроительного комплекса Самарской области // Управление экономическими системами. 2011. № 31. URL: http://uecs.ru/uecs-31-312011/item/524-2011-07-20-09-36-37.

4. Джемала М. Корпоративная «дорожная карта» - инновационный метод управления знаниями в корпорации // Российский журнал менеджмента. 2008. Т. 6. № 4. С. 149-168.

5. Дмитриева Л.В., Коваль И.Ю., Котов А.В., Пилясов А.Н. Дорожные карты улучшения инвестиционного климата: концепция, технология, мониторинг // Современные производительные силы. 2013. № 4. С. 30-43.

6. Крылова Ю. Дорожная карта как инструмент интеграции продуктового и технологического планирования // Практический маркетинг. 2007. № 5. С. 5-19.

7. Логинов М.П., Муринович А.А. Использование проектной методологии в развитии федеральных округов Российской Федерации // Региональная экономика: теория и практика. 2015. № 7(382). С. 28-38.

8. Логинов М.П., Муринович А.А. Межрегиональный проект как метод реализации государственных экономических интересов // Проблемы теории и практики управления. 2015. № 1. C. 98-104.

9. Муринович А.А., Логинов М.П. Принципы и методы управления межрегиональными проектами // Вопросы управления. 2014. № 5(11). С. 114-121.

10. Разработка дорожных карт инновационного развития секторов российской экономики: методология формирования дорожных карт инновационного развития российской экономики и план мероприятий по реализации проекта по государственному контракту от 27 июня 2011 г. № 13.521.11.1016 / отв. исп. М.В. Нохрин. М., 2011.

11. Соколов А.В., Карасев О.И. Форсайт и технологические дорожные карты для наноиндустрии // Российские нанотехнологии. 2009. Т. 4. № 3-4. С. 8-15.

12. UNIDO Technology Foresight Manual (in 2 volumes). Vienna, 2005.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

References

1. Belousov V.L., Lukasheva N.A. Potentsial ispol'zovaniya dorozhnykh kart v upravlenii innovatsionnym razvitiem issledovatel'skoy organizat-sii [The potential of roadmapping application in management of a research organization's innovative development]. Innovatika i ekspertiza -Innovatics and Expert Examination, 2010, no. 1(4), pp. 51-58.

2. Belousov D.R., Sukhareva I.O., Frolov A.S. Metod «kartirovaniya tekhnologiy» v poiskovykh prognozakh [Applying technology roadmapping to exploratory forecasting]. Forsayt - Foresight-Russia, 2012, vol. 6, no. 2, pp. 6-16.

3. Deev A.A. Dorozhnaya karta kak instrument planirovaniya i monitoringa strategicheskogo razvitiya mashinostroitel'nogo kompleksa Sa-marskoy oblasti [Roadmap as the tool of planning and monitoring of strategic development of a machine-building complex of the Samara region]. Upravlenie ekonomicheskimi sistemami - Management of Economic Systems, 2011, no. 31. Available at: http://uecs.ru/uecs-31-312011/ item/524-2011-07-20-09-36-37.

4. Dzhemala M. Korporativnaya «dorozhnaya karta» [Corporate road-mapping - the innovative tool of corporate knowledge management]. Rossiyskiy zhurnal menedzhmenta - Russian Management Journal, 2008, vol. 6, no. 4, pp. 149-168.

5. Dmitrieva L.V., Koval' I.Yu., Kotov A.V., Pilyasov A.N. Dorozhnye karty uluchsheniya investitsionnogo klimata: kontseptsiya, tekhnologiya, monitoring [Roadmaps in improving investment climate: concept, technique, monitoring]. Sovremennye proizvoditel'nye sily - Modern Production Forces, 2013, no. 4, pp. 30-43.

6. Krylova Yu. Dorozhnaya karta kak instrument integratsii produkto-vogo i tekhnologicheskogo planirovaniya [Roadmapping as a tool for integration of product and technology planning]. Prakticheskiy marketing - Practical Marketing, 2007, no. 5, pp. 5-19.

7. Loginov M.P., Murinovich A.A. Ispol'zovanie proektnoy metodologii v razvitii federal'nykh okrugov Rossiyskoy Federatsii [Using the design methodology in the development of federal districts of the Russian Federation]. Regional'naya ekonomika: teoriya i praktika - Regional Economics: Theory and Practice, 2015, no. 7(382), pp. 28-38.

8. Loginov M.P., Murinovich A.A. Mezhregional'nyy proekt kak metod realizatsii gosudarstvennykh ekonomicheskikh interesov [Interregional project as a method of materializing state economic interests]. Problemy teorii i praktiki upravleniya - Theoretical and Practical Aspects of Management, 2015, no. 1, pp. 98-104.

9. Murinovich A.A., Loginov M.P. Printsipy i metody upravleniya mezhregional'nymi proektami [Principles and methods of interregional project management]. Voprosy upravleniya - Management Issues, 2014, no. 5(11), pp. 114-121.

10. Razrabotka dorozhnykh kart innovatsionnogo razvitiya sektorov rossiyskoy ekonomiki: Metodologiya formirovaniya dorozhnykh kart innovatsionnogo razvitiya rossiyskoy ekonomiki i plan meropriyatiy po re-alizatsii proekta po gosudarstvennomu kontraktu ot 27 iyunya 2011 g. № 13.521.11.1016 / otv. isp. M.V. Nokhrin [The development of roadmaps of innovation development of Russia's economic sectors: Methodology for forming roadmaps of innovation development of Russia's economy and the plan of measures on implementing the project under the state contract of June 27, 2011 no. 13.521.11.1016. Prepared by M.V. Nokhrin]. Moscow, 2011.

11. Sokolov A.V., Karasev O.I. Forsayt i tekhnologicheskie dorozhnye karty dlya nanoindustrii [Foresight and technology roadmapping in na-noindustry]. Rossiyskie nanotekhnologii - Nanotechnology in Russia, 2009, vol. 4, no. 3-4, pp. 8-15.

12. UNIDO Technology Foresight Manual (in 2 volumes). Vienna, 2005.

■o a

u>

H

a m a

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.