Научная статья на тему 'Прогрессивные идеи народной педагогики в социальном воспитании сельских школьников'

Прогрессивные идеи народной педагогики в социальном воспитании сельских школьников Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
292
16
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПОДРОСТКИ / СОЦИАЛИЗАЦИЯ / ПРОФИЛАКТИКА / РАЗВИТИЕ / ЭТНОПЕДАГОГИКА / ПРОГРАММА / СОЦИАЛЬНЫЙ ПЕДАГОГ / ЛИЧНОСТЬ / СЕЛЬСКАЯ ШКОЛА / ИНТЕРНАТ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Ноговицына Надежда Михайловна

Проблемы социализации человека в контексте приобщения его к общечеловеческим ценностям, закрепленным в культурно-историческом опыте поколений остаются актуальными во все времена. Каждый исторический этап вносит свои коррективы в понимание отдельных звеньев педагогической системы, а современные реалии требуют пересмотра и корректировки концепции воспитания подрастающего поколения на всех уровнях, чем отчасти и объясняется реформирование системы образования. Изменение базовых социальных ориентиров приводит к пересмотру и переоценке задач, направлений и форм организации воспитательной работы в общеобразовательных организациях на всех уровнях системы образования в целом. В поисках эффективных способов педагогического воздействия на воспитанников многие педагоги обращаются к прогрессивным идеям народной педагогики. В статье дано описание программы по внеурочной деятельности «Ѳбүгэ үгэhэ», основной идеей которой является использование разнообразных технологий в работе социального педагога, опирающихся на опыт и традиции народной педагогики в работе с воспитанниками интерната при школе, поскольку сочетание народных традиций с инновациями повышает эффективность воспитательной системы в национальных регионах. Программа реализуется с 2013 г. на базе Ойской средней школы Хангаласского района РС (Я) и ориентирована на учащихся старших классов, проживающих в интернате при школе. Также представлены результаты теста-опросника «Определение уровня самооценки» (С.В. Ковалев).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Ноговицына Надежда Михайловна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Progressive ideas of folk pedagogy in social education of rural schoolchildren

The issues of people’s socialization in the context of their familiarization with universal values and those enshrined in the cultural and historical experience of generations have always been relevant. Each historical stage makes its own adjustments to the understanding of individual parts of the pedagogical system, and modern realities require revision and adjustment of the concept of education of the younger generation at all levels, which partly explains the reform of the education system. The change in basic social guidelines leads to a revision and reassessment of the tasks, directions and forms of organization of educational work in General Education institutions at all levels of the education system. In search for effective ways of pedagogical influence on pupils, many teachers turn to progressive ideas of folk pedagogy. The article describes the program of extracurricular activities Obuge ugehe (Traditions of the ancestors). Its main idea is the use of various techniques in the work of a social pedagogue working with boarding school students, based on the experience and traditions of folk pedagogy, since the combination of folk traditions with innovations increases the efficiency of the educational system in ethnic regions. The program has been implemented since 2013 at the village of Oy secondary school, Khangalassky District, Yakutia, and it is aimed at high school students living in boarding schools. The results of the test-questionnaire «Determination of the self-esteem level» (S.V. Kovalev) are also presented.

Текст научной работы на тему «Прогрессивные идеи народной педагогики в социальном воспитании сельских школьников»

УДК 37.017.4

Н. М. Ноговицына

Прогрессивные идеи народной педагогики в социальном воспитании сельских школьников

СВФУ им. М.К. Аммосова, г. Якутск, Россия

Аннотация. Проблемы социализации человека в контексте приобщения его к общечеловеческим ценностям, закрепленным в культурно-историческом опыте поколений остаются актуальными во все времена. Каждый исторический этап вносит свои коррективы в понимание отдельных звеньев педагогической системы, а современные реалии требуют пересмотра и корректировки концепции воспитания подрастающего поколения на всех уровнях, чем отчасти и объясняется реформирование системы образования. Изменение базовых социальных ориентиров приводит к пересмотру и переоценке задач, направлений и форм организации воспитательной работы в общеобразовательных организациях на всех уровнях системы образования в целом. В поисках эффективных способов педагогического воздействия на воспитанников многие педагоги обращаются к прогрессивным идеям народной педагогики. В статье дано описание программы по внеурочной деятельности «вбугэ угэЬэ», основной идеей которой является использование разнообразных технологий в работе социального педагога, опирающихся на опыт и традиции народной педагогики в работе с воспитанниками интерната при школе, поскольку сочетание народных традиций с инновациями повышает эффективность воспитательной системы в национальных регионах. Программа реализуется с 2013 г. на базе Ойской средней школы Хангаласского района РС (Я) и ориентирована на учащихся старших классов, проживающих в интернате при школе. Также представлены результаты теста-опросника «Определение уровня самооценки» (С.В. Ковалев).

Ключевые слова: подростки, социализация, профилактика, развитие, этнопедагогика, программа, социальный педагог, личность, сельская школа, интернат.

N. M. Nogovitsyna

Progressive ideas of folk pedagogy in social education of rural schoolchildren

M.K. Ammosov North-Eastern Federal University, Yakutsk, Russia

Abstract. The issues of people's socialization in the context of their familiarization with universal values and those enshrined in the cultural and historical experience of generations have always been relevant. Each historical stage makes its own adjustments to the understanding of individual parts of the pedagogical system, and modern realities require revision and adjustment of the concept of education of the younger generation at all levels, which partly explains the reform of the education system. The change in basic social guidelines leads to a revision and reassessment of the tasks, directions and forms of organization of educational work in General Education institutions at all levels of the education system. In search for effective ways of pedagogical influence on pupils, many teachers turn to progressive ideas of folk pedagogy. The article describes the program of extracurricular activities Obuge ugehe (Traditions of the ancestors). Its main idea is the use of various techniques in the work of a social pedagogue working with boarding school students, based on the experience and traditions of folk pedagogy, since the combination of folk traditions with innovations increases the efficiency of the educational system in ethnic regions. The program has been implemented since 2013 at the village of Oy secondary school, Khangalassky District, Yakutia, and it is aimed at high school students living in boarding schools. The results of the test-questionnaire «Determination of the self-esteem level» (S.V. Kovalev) are also presented.

НОГОВИЦЫНА Надежда Михайловна - кандидат педагогических наук, доцент кафедры социальной педагогики, Педагогический институт, Северо-Восточный федеральный университет им. М.К. Ам-мосова.

E-mail: nm.nogovitcyna@s-vfu.ru

NOGOVITSYNA Nadezhda Mikhailovna - Candidate of Pedagogic Sciences, Department of Social Pedagogics, Teachers' Training Institute, M.K. Ammosov North-Eastern Federal University.

Keywords: teenagers, socialization, prevention, development, ethnopedagogy, program, social pedagogue, personality, rural school, boarding school.

Введение

В образовательной деятельности сельской школы использование народных традиций в воспитании обучающихся является логичным и уместным. В силу географических особенностей некоторых регионов страны, особенно при сельских школах, функционируют интернаты. Проживание в таких условиях негативно сказывается на личностном развитии и социализации детей, т.к. сказывается родительская депривация. Это индуцирует рост как школьной, так и социальной дезадаптации ребенка. Снижение уровня социальной адаптации ведет к различным поведенческим девиациям (агрессивность, аутистические проявления, неумение строить отношения со сверстниками, несформированность коммуникативных навыков и др.). Профилактика нежелательных явлений в поведении воспитанников относится к прямым функциональным обязанностям социального педагога. Важной задачей социального педагога, осуществляющего свою работу в таких государственных учреждениях, как интернаты, является помощь ребенку в преодолении барьера, ограждающего его от полноценного жизненного опыта, которые обычно дети получают при общении с родителями, и помощь в адаптации к реалиям окружающего мира.

Определение понятия «социализация» дано в трудах А.В. Мудрика, Ю.В. Васильковой, Т.А. Васильковой [1, 2]. Психологический аспект воспитательной работы с различными категориями детей раскрыт Р.В. Овчаровой [3]. Особенности социализации личности в сельском социуме рассматриваются в работах М.П. Гурьяновой [4]. Проблемы социально-педагогической деятельности находят глубокое отражение в трудах педагогов В.Г. Бочаровой, М.А. Галагузовой, Б.З. Вульфова. Опыт народного воспитания подрастающего поколения, прогрессивные идеи, выработанные веками, стали объектом научных изысканий этнопеда-гогики, родоначальником которой считается Г.Н. Волков, которому принадлежит идея национального образования в России и обоснование самого термина «этнопедагогика» [5].

Вопросы социального воспитания школьников в Республике Саха (Якутия) исследовали Д.А. Данилов, А.Г. Корнилова [6]. Якутские ученые-этнопедагоги К.С. Чиряев, И.С. Портня-гин, К.Д. Уткин, Н.Д. Неустроев в своих трудах подчеркивали важность семейного воспитания в духовном, нравственном становлении личности. [7]

Как утверждают исследователи народной педагогики, система традиционного воспитания способствует духовному обогащению личности, если:

а) воспитание является органической частью, естественным компонентом реальной жизни и осуществляется в процессе решения жизненных задач;

б) традиции, выступая в виде принципов, норм, идеалов, правил, создающих общественное мнение, вырабатывают определенные алгоритмы поведения человека, регламентирующие его жизнедеятельность;

в) ребенку прививается любовь, привязанность к родным местам, бережное, мудрое отношение к природе, животному и растительному миру, к людям своего края, все это развивает умственные силы, наблюдательность, умение анализировать явления природы.

По мнению большинства ученых, социализирующая роль общества сверстников в интернатном учреждении определяется:

1) безусловной принадлежностью к определенной группе сверстников;

2) содержательностью отношений в разновозрастных группах в противоположность одно-возрастным;

3) прямой зависимостью от взрослых;

4) компенсирующим значением недостатка общения со взрослыми;

5) трудностью адаптации в обществе сверстников вне интернатного учреждения.

Так, например, А.М. Прихожан определяет содержание социализации детей, находящихся в интернатных учреждениях так: «фактор социальной изоляции, который проявляется

в ограниченном взаимодействии с социальной средой, определенной закрытости интернатных учреждений. В системе взаимодействия ребенка с социальной средой наблюдается «разрыв». Из-за этого возникают трудности в усвоении социального опыта, что отражается на трех сферах социализации: общения, деятельности, формирования самосознания» [8 с. 67].

Проживание в интернатных учреждениях откладывает своеобразный отпечаток на три сферы социализации: общение, деятельность, развитие. Общение характеризуется следующими особенностями:

- «узостью» общения со взрослыми и сверстниками;

- отсутствием каждодневного общения с родителями;

- недостаточной готовностью к общению в социуме.

Деятельность характеризуется:

- отсутствием самостоятельности;

- неумением регулировать свою деятельность;

- проблемами в адаптации к новым условиям жизни.

Развитие самосознания имеет свои особенности:

- нарушены механизмы становления собственной идентичности;

- неумение адекватно оценивать себя;

- ориентированность на проблемы в процессе жизнедеятельности.

Недостаток любви, дефицит положительных эмоций, постоянное нахождение в коллективе, отсутствие возможности уединиться, психологическое «отчуждение» от семьи приводит к появлению иждивенческой позиции «нам должны», «дайте»; отсутствие бережливости и ответственности, непонимание материальной стороны жизни, вопросов собственности, экономии, организации быта. Кроме того, позиция «обиженного» в сознании подростков дает им так называемое «право» на совершение правонарушений, есть факты формирования сексуальных отклонений.

Исследования И.В. Дубровиной, А.Г. Рузской показывают: «воспитанники интернатных учреждений нередко испытывают значительные трудности в создании собственной семьи и ее сохранении, они с трудом входят в родительскую семью мужа или жены, не в состоянии построить полноценные взаимоотношения с супругом. У них быстро исчерпывается первоначальная привязанность, содержание супружеских отношений не получает развития» [9].

Кроме того, социализация подростков в условиях отрыва от семьи также повышает уровень тревожности. Во многом высокий уровень тревожности объясняется нездоровой психологической атмосферой, неудачами в учебе и неуверенностью в своем будущем, т.е. определенными неудачами и рисками в ведущих видах деятельности [12].

Самым ценным в народной педагогике, на наш взгляд, является воспитание самостоятельности. Формирование самостоятельности обеспечивается преимущественно трудовой ориентацией воспитательной работы, последовательным включением ребенка в комплекс всех видов трудовой деятельности, ранним приобщением его к посильному общественно значимому труду, жизни и организации быта семьи.

Сущность и содержание программы «вбугэ Yгэhэ»

В исследовании выдвигается идея использования разнообразных технологий в работе социального педагога, опирающихся на опыт и традиции народной педагогики в работе с воспитанниками интерната при школе, поскольку сочетание народных традиций с инновациями повышает эффективность воспитательной системы в национальных регионах. Народ Саха сохранил свои традиции и верования несмотря на продолжительную ассимиляцию с другими народами (преимущественно с русским). Духовно-практическая деятельность якутского народа (народные игры, детская обрядовая система, обычаи и т.д.) оказывает существенное влияние на развитие и обогащение личности. В народной педагогике средства материальной культуры (например, игрушки: кукла «сыахай», животные из тальника или костей) связаны с развитием практической деятельности ребенка, а средства духовной культуры (обряды, тра-

диции, обычаи, игры, осуохай и т.д.) играют более существенную роль в гармоническом развитии его личности. В обрядах и обычаях закреплены способы передачи духовных ценностей с помощью установившихся средств воспитания.

Особенность якутских семей - многочисленность родственников, тесная связь между ними, взаимная поддержка, гостеприимство. В якутских семьях детей, с одной стороны, очень любят, балуют, оберегают от злых духов, а с другой стороны, рано приучают к самостоятельности, к труду, приносить пользу, помогать по хозяйству, смотреть за младшими и т.д. Мальчиков с детства приучают к исконно мужским занятиям: рыбалке (в том числе и зимняя), охоте, спортивным состязаниям. Девочкам прививают интерес и любовь к шитью, бисероплетению, вязанию, учат готовить блюда якутской кухни, в то же время развивают смелость, умение постоять за себя, справляться с трудностями. Возвращение к истокам в сочетании с современными технологиями позволит эффективно реализовывать физическое, трудовое, патриотическое, нравственное воспитание. С целью определить эффективность использования народных традиций в воспитании обучающихся, проживающих в интернате при школе, педагогами Ойской средней школы Хангаласского района РС (Я) в 2014 г. разработана программа «8бYгэ Yгэhэ».

В комплексной программе «Эбугэ Yгэhэ» учтен как передовой отечественный опыт в социализации школьников, так и прогрессивные идеи, традиции и опыт народной педагогики. Также в реализации программы учитывались индивидуальные и возрастные особенности воспитанников интерната и специфические условия их проживания.

Цель программы «0бYгэ Yгэhэ. Айыы 9 суола» (Ханалас улууhун Нему^ нэкилиэгин А.В. Дмитриев аатынан Ой орто оскуолатын интерната) можно сформулировать следующим образом: саха итэ^элинэн о^ону ебугэтин кытта ей-санаа еттунэн ситимнээЬин, бэйэ омугу-нан киэн туттан, Айыы суолун арыйан, то^ус суолу тутуИарга, дьYерэлииргэ, оло^у сиэрдээх-тик олорорго Yерэтии.

Направления программы (Туруоруммут сыалы ситикэр суолларбыт):

• уунэр келYенэни тереебYт норуотун сиэрин-туомун, абыычайын билиhиннэрии, ытыкты-ырга Yерэтии, терут билиини киэн туттарга кездлээкин;

• норуот терут култууратын туИунан ейдебYллэрин, чэгиэн-чэбдик олох сиэрин пропа-гандалаа^ш, айар дьарыгы тэрийии;

• терYт Yгэс сыллаа^ы эргиирин ыйдарынан тутуИуу;

• о§о бигэ ис туруктаах, чел ейдеех-санаалаах буоларыгар туИаайан иитэр-Yерэтэр Yлэни ыытыы;

• хас биирдии о§о бэйэтин сайыннарарыгар: иИиллэнэрин, кыа^ын туЬанан, ере тардына-рыгар олук ууруу, кемелеhYY.

Каждое направление разработано с учетом реализации по месяцам. Например: балаган ыйа - Улуу Суорун ыйа, алтынньы - Добдур^а ыйа, сэтинньи - Байанай ыйа, ахсынньы - Бил-гэ ыйа, тохсунньу - Танха ыйа и т.д. Каждое направление содержит цитаты, подготовительную работу, методы и формы работы, темы для бесед и т.д. Например, на сентябрь разработан следующий план работы:

Балаган ыйа - Улуу Суорун ыйа

Айыы 5 суола - Идэлээх буолуу

Айыыта - Улуу Суорун

Улуу Суорун кикиэхэ Yс CYДY идэни (тыл, уус, ойуун) биэрбит Айыы.

Тэрийэр улэ:

I. ТэрээИиннэр

1. Сир-дойду иччитигэр CYГYPYЙYY, айыл^а^а тахсыы, хамсаныылаах оонньуулар.

2. Кырдьа^астарга кеме.

3. Тымтык саас малаакына (13-тэр кYннэрэ).

4. Айыы 5 суола - идэлээх буолууга аналлах тэрээhин.

II. Иhиллэнии («Мин» мессYенYн тутуу).

Бэйэни Y0рэнээччи дьарыгар киллэрии.

III. Туомнары толоруу, алгыстар.

1. ^н KYhYHHY тэннэhиитэ (Тэйилгэ) - 24.09.

2. То^ус моИолу туоруур алгыс (арыгы утары).

3. Сиэри олохтуур туомнар.

4. Алаhа дьиэ^э алгыс тYhэриитэ.

IV 0бYгэ Y0рэ5Э (лекциялар, дьарыктар).

1. Саха итэ^элэ уонна билинни кэм.

2. Хотой айыылаах ханаластар.

3. Саха саарыннара.

4. Yгэс сыллаа^ы эргиирэ.

V. Айар дьарык (уhуйаан).

Мин дьарыгым - eбYгэм утумун сал^аакын (кыбытыылаах тигиигэ, иискэ, ууИаныыга, туоhунан, кылынан дьарыкка, баайыыга, синньэлээкиннэ уо.д.а. Y0рэтии, о§о дьо^урун са-йыннарыы).

VI. Айыы суолун тутуИуу.

1. Профориентационнай Yлэ

2. «Мин инники идэм» ойтон суруйуу, уруhуй, эркин хаЬыата.

3. ТуИааннаах тиэмэнэн киинэни, хакыат ыстатыйатын ырытыы.

VII. ТYмсYYнэн ^ннээ^и ыытыллар Yлэ.

1. КYнчээн (алын сYhY0х) - сынньанар оонньуулар.

2. Хатан (орто CYhY0х) - 0й кYрэхтэрэ.

3. Олох кустуга (улахан CYhY0х) - дебат.

4. 8бYгэ оонньуута (остуол оонньуута, хамсаныылаах оонньуулар).

По остальным восьми направлениям мероприятия разработаны по подобной схеме.

Целенаправленная, систематическая работа по программе в течение учебного года должна привести к следующим результатам:

- коррекция направленности личности подростков от иждивенческой к сознательной общественной;

- коррекция уровня самооценки личности подростка;

- снижение количества проступков и правонарушений, совершаемых воспитанниками интерната;

- улучшение межличностных взаимоотношений в среде сверстников, снижение уровня агрессивности;

- расширение знаний об истории, культуре и традициях народа Саха;

- формирование навыков мужского народного промысла у мальчиков, проживающих в интернате;

- формирование навыков ведения хозяйства, шитья, вышивания бисером у девочек.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Каждый год коллектив школы и интерната вносит изменения и нововведения в программу

воспитания «0бYгэ Yгэhэ. Айыы 9 суола» с учетом передового опыта других образовательных организаций, например, школы г. Якутска «Айыы кыЬата». В настоящее время основное внимание уделяется формированию «Я-концепции», повышению уровня самооценки, выявлению и развитию способностей подростка.

Результаты исследования

Внедрение программы проводилось в старшей группе воспитанников пришкольного интерната (8-11 кл.) МБОУ «Ойская СОШ им. А.В. Дмитриева» с. Ой Хангаласского улуса. В экспериментальную группу вошли 22 подростка. Диагностика проводилась с помощью теста-опросника «Определение уровня самооценки» (С.В. Ковалев).

Констатирующая диагностика проводилась в начале учебного года (сентябрь 2018 г.). По результатам теста-опросника учащихся с высоким уровнем самооценки не выявлено, это те

подростки, которые адекватно реагируют на замечания других и трезво оценивают свои действия подростков, средний уровень самооценки показали 68,2% учащихся (15 человек), они по интерпретации Ковалева С.В.: «... время от времени ощущают необъяснимую неловкость во взаимоотношениях с другими людьми, нередко недооценивает себя и свои способности без достаточных на то оснований» [11], низкий - у 31,8% (7 человек), эти ребята могут страдать от избыточной стеснительности, они не уверены в своих силах, не умеют отстаивать свою правоту, одновременно очень болезненно реагируют на замечания и критику. Результаты представлены в табл. 1.

Таблица 1

Показатели уровня самооценки воспитанников интерната (констатирующий этап)

Уровни самооценки Результаты теста-опросника (%)

Высокий (0-25 баллов) 0%

Средний (26-45 баллов) 68,2%

Низкий (46-128 баллов) 31,8%

Для подтверждения объективности результатов опроса были проведены:

- наблюдение;

- индивидуальная беседа с воспитанниками интерната;

- групповые тренинги;

- беседа с педагогом-психологом.

Комплексная диагностика позволила сделать вывод о том, что такие показатели объясняются периодом адаптации воспитанников, стремлением подстроиться под требования интерната и т.д. Недооценка своей полезности уменьшает социальную активность, понижает инициативу, неуверенность в своих силах у некоторых подростков отражается не только на их успеваемости, но и на развитии личности в целом.

Результаты диагностики были учтены при реализации программы «0бYгэ Yгэhэ», которая призвана повысить эффективность социализации воспитанников интерната посредством использования традиций и обычаев народов саха. Так, по первому направлению были проведены мероприятия: выход на природу - поклонение духу земли; посвящение в интернатчики, благословение-алгыс своего жилища, вечер встречи с выпускниками, Новый Год в интернате, инсценировка «СYллYYккYттэр кэпсээннэрэ», эстафета «Уол о§о - кус бы^ш, ат бе^е» к Дню защитника Отечества, конкурс «ДьYегэлиилэр», День открытых дверей - отчет-представление, весенний поход, испытание для мальчиков в национальных видах спорта, дни рождения по якутским обычаям.

По второму направлению были проведены все запланированные обряды и благословения. Основным обрядом является «То^ус мо^лу туоруур алгыс», главной целью которого является профилактика аддиктивного поведения, ограждение от девяти земных грехов (алкоголизм, наркомания, безверие, совершение нарушений, злоба, глупость, зависть, прелюбодеяние, СПИД).

По третьему направлению по индивидуальному плану проведены ежемесячные лекции и беседы: «Саха саарыннара», <^гэс сыллаа^ы эргиирэ», «Биhиги ханаластар».

По четвертому направлению «Айар дьарык» весь коллектив и воспитанницы интерната в течение года выполнили семь украшений из бисера. Со своими изделиями воспитанники участвовали в улусных конкурсах и заняли призовые места. Все воспитанники посещали школьные кружки и секции. В течение учебного года в интернате работали кружки дополнительного образования: «Модульное оригами», «Бисероплетение», «Туос тойуга», «Кыбытыы-лаах тигии», «Вязание».

По пятому направлению «Айыы суолун тутуЬ|уу» по девяти заветам были проведены беседы, обсуждения статей газет и журналов, просмотры фильмов, мини-сочинения, тестирования, организация лечения кариеса у воспитанников, медосмотр и др. В том числе проводились

различные занятия по организации досуга воспитанников: викторины «0рк0н 0й», национальные настольные и подвижные игры, дебаты «Олох кустуга» для старших классов и др. каждый понедельник зав. интернатом проводится общее собрание и политинформация «Эргимтэ».

Своеобразным итогом проведенной работы является мероприятие «День открытых дверей», который проводится в мае, где можно увидеть результаты работы педагогов, старания ребят, оценить творческий потенциал всего коллектива, можно наблюдать характер межличностных взаимоотношений, доминирующий эмоциональный настрой. Участие в таких мероприятиях развивает ответственность, инициативу в детях, содействует воспитанию общественной активности, выявляет лидерские качества личности и их коммуникативные способности.

Контрольная диагностика проводилась в конце учебного года (май 2019 г.). Динамика изменений представлена в табл. 2.

Таблица 2

Динамика изменений показателей уровня самооценки учащихся (контрольный этап)

Уровни Констатирующий этап Контрольный этап

Высокий 0% 22,7%

Средний 68,2% 54,4%

Низкий 31,8% 22,8%

Адекватно высокий уровень самооценки выявили у 22,7% учащихся, тогда как на констатирующем этапе показатели этого уровня равнялись 0%, показатели среднего уровня снизились с 68,2% до 54,4% (на 13,8%). Показатели низкого уровня самооценки также снизились на 9%. Уровень самооценки личности воспитанников в целом повысился благодаря усилиям всего коллектива, работавшего по разработанной программе. Сказался и тот факт, что за учебный год ребята больше узнали друг друга, подружились, но это происходило в педагогически организованной среде, ребятам создали условия для самореализации, открытого диалога, развития.

Заключение

Таким образом, идея использования разнообразных технологий в работе социального педагога, опирающихся на опыт и традиции народной педагогики в работе с воспитанниками интерната при школе подтвердилась. Проведенная работа по социализации личности сельских школьников в условиях интерната по программе «0бYгэ Yгэhэ. Айыы 9 суола» показала положительную динамику. Об этом свидетельствуют полученные результаты по определению уровня самооценки воспитанников интерната, как стержневого личностного образования (по тесту-опроснику С.В. Ковалева): высокий уровень самооценки выявили у 22,7% учащихся против 0% в начале исследования, показатели среднего уровня снизились с 68,2% до 54,4% (на 13,8%), показатели низкого уровня самооценки также снизились на 9%. Программа разработана с учетом календарных мероприятий (Сыл эргиирэ) и носит практический характер. Все мероприятия организуются педагогами-воспитателями и все ее элементы взаимосвязаны. Суть программы «0бYгэ Yгэhэ. Айыы 9 суола» заключается в том, что воспитанники интерната в рамках внеурочной деятельности приобщаются к истокам народных традиций, что позитивно отражается на их адаптации к требованиям интерната, на межличностном взаимоотношении со сверстниками, позволяет реализовать свои способности, развивать творческие способности, коммуникативные навыки. Кроме того, реализация программы позволило создать педагогические условия организации досуга воспитанников в специфических условиях интерната. Перспективы исследования заключаются в интеграции инновационных форм, методов и основ народной педагогики в работе с подростками - воспитанниками интерната при школе для повышения уровня их самооценки и снижения уровня тревожности.

Литература

1. M)^™ AT. человека: учебное пособие / AB. M)^™. - 3-е, перераб. и расшир. -M.- Воронеж: PAО-MПCИ, 2011. - 624 с.

2. Василькова Ю.В. Cоциальная педагогика [Tекст]: Курс лекций: учеб. пособие для студентов пед. высш. учеб. заведений, обучающихся по спец. «Cоциальная педагогика» / Ю.В. Василькова, T.A. Василькова. - 6-е изд., стереотип. - M.: AcademiA, 2007. - 440 с.

3. Овчарова Р.В. Практическая психология образования: учеб. пособие для студ. психол. фак. университетов / Р.В. Овчарова. - Эл. ресурс. - [http://window.edu.ru/]

4. Гурьянова MT. Cельская школа и социальная педагогика [текст]: пособие для педагогов / MT. Гурьянова. - Mmœ: Aмалфея, 2000. - 448 с.

5. Волков Г.Н. Педагогика любви: Избр. этнопед. соч.: [В 2 т.] / ^ст. M.K Егоров. - M.: Mагистр-Пресс, 2002. - T. 1. - 456 с.

6. Данилов ДА. Cоциально-воспитательная работа в сельском социуме: региональные аспекты организационно-педагогического обеспечения: учебное пособие / ДА. Данилов, AT. Корнилова. - Новосибирск, 1999. - 136 с.

7. Ноговицына MT. Этнопедагогический феномен «Кут-сюр» в трудах KC. Портнягина как вклад в мировую педагогику: статья / MT. Ноговицына. - эл. ресурс. - [https://scienceforum.ru/]. - (дата обращения 01.12.19).

8. Прихожан A.M. Tревожность у детей и подростков: психологическая природа и возрастная динамика. - M.: Mосковский психолого-социальный институт; Воронеж: Издательство НПО «MОДЭК», 2000. - 304 с.

9. Дубровина И.В. Психическое развитие воспитанников детского дома: монография / И.В. Дубровина, AT. Рузская. - Эл. ресурс. - [http://lib.mgppu.ru]. - (дата обращения 28.11.2019).

10. Винокурова УA. Воспитание и образование детей народов Cевера: в помощь учителю школ Крайнего Cевера / УA. Винокурова. - ин-т проблем малочисл. Народов Cевера ТО PAН. - Якутск: Cаха-полиграфиздат, 1997. - 101 с.

11. Ковалев СВ. Tест-опросник «Определение уровня самооценки»: тест / СВ. Ковалев. - Эл. ресурс. - [https://testometrika.com/]. - (дата обращения 04.12.2019).

12. Лис Я.О. Исследование уровня тревожности у подростков [текст]: статья / Я.О. Лис, KM. Ноговицына // Проблемы современного педагогического образования. - № 64-3. - Ялта: Гуманитарно-педагогическая академия (филиал) ФГОУ ВО «Крымский федеральный университет В.И. Вернандского», 2019. - C. 338-341

13. Бухаленкова ДА. Особенности самооценки у подростков с разным пониманием успеха [текст]: статья / ДА. Бухаленкова, ОА. Карабанова // Национальный психологический журнал. - № 3(31). -2018. - C. 148-156

14. Кашкуш A. Cпецифика формирования самооценки в подростковом возрасте [текст]: статья / A. Кашкуш // M^ науки, культуры, образования. - № 2(69). - 2018. - C. 70-72

References

1. Mudrik A.V. Socializacija cheloveka: uchebnoe posobie / A.V. Mudrik. - 3-e, pererab. i rasshir. - M.Voronezh: RAO-MPSI, 2011. - 624 s.

2. Vasil'kova, Ju.V. Social'naja pedagogika [Tekst]: Kurs lekcij: ucheb. posobie dlja studentov ped. vyssh. ucheb. zavedenij, obuchajushhihsja po spec. «Social'naja pedagogika» / Ju.V. Vasil'kova, T.A. Vasil'kova. - 6-e izd., stereotip. - M.: AcademiA, 2007. - 440 s.

3. Ovcharova, R.V. Prakticheskaja psihologija obrazovanija: ucheb. posobie dlja stud. psihol. fak. universitetov / R.V. Ovcharova. - Jel. resurs. - [http://window.edu.ru/]

4. Gur'janova, M.P. Sel'skaja shkola i social'naja pedagogika [tekst]: posobie dlja pedagogov / M.P. Gur'janova. - Minsk: Amalfeja, 2000. - 448 s.

5. Volkov, G.N. Pedagogika ljubvi: Izbr. jetnoped. soch.: [V 2 t.] / Sost. M.N. Egorov. - M.: Magistr-Press, 2002. - T. 1. - 456 s.

6. Danilov, D.A. Social'no-vospitatel'naja rabota v sel'skom sociume: regional'nye aspekty organizacionno-pedagogicheskogo obespechenija: uchebnoe posobie / D.A. Danilov, A.G. Kornilova. - Novosibirsk, 1999. -136 s.

7. Nogovicyna, M.G. Jetnopedagogicheskij fenomen «Kut-sjur» v trudah I.S. Portnjagina kak vklad v mirovuju pedagogiku: stat'ja / M.G. Nogovicyna. - jel.resurs. - [https://scienceforum.ru/]. - (data obrashhenija 01.12.19).

8. Prihozhan, A.M. Trevozhnost' u detej i podrostkov: psihologicheskaja priroda i vozrastnaja dinamika. -M.: Moskovskij psihologo-social'nyj institut; Voronezh: Izdatel'stvo NPO «MODJeK», 2000. - 304 s.

9. Dubrovina, I.V. Psihicheskoe razvitie vospitannikov detskogo doma: monografija / I.V. Dubrovina, A.G. Ruzskaja- Jel. resurs. - [http://lib.mgppu.ru]. - (data obrashhenija 28.11.2019).

10. Vinokurova, U.A. Vospitanie i obrazovanie detej narodov Severa: v pomoshh' uchitelju shkol Krajnego Severa / U.A. Vinokurova. - in-t problem malochisl. Narodov Severa SO RAN. - Jakutsk: Sahapoligrafizdat, 1997. - 101 s.

11. Kovalev, S.V. Test-oprosnik «Opredelenie urovnja samoocenki»: test / S.V. Kovalev. - Jel. resurs. -[https://testometrika.com/]. - (data obrashhenija 04.12.2019).

12. Lis, Ja.O. Issledovanie urovnja trevozhnosti u podrostkov [tekst]: stat'ja / Ja.O. Lis, N.M. Nogovicyna // Problemy sovremennogo pedagogicheskogo obrazovanija. - № 64-3. - Jalta: Gumanitarno-pedagogicheskaja akademija (filial) FGOU VO «Krymskij federal'nyj universitet V.I. Vernandskogo», 2019. - S. 338-341.

13. Buhalenkova, D.A. Osobennosti samoocenki u podrostkov s raznym ponimaniem uspeha [tekst]: stat'ja / D.A. Buhalenkova, O.A. Karabanova // Nacional'nyj psihologicheskij zhurnal. - № 3(31). - 2018. - S. 148156

14. Kashkush, A. Specifika formirovanija samoocenki v podrostkovom vozraste [tekst]: stat'ja / A. Kashkush // Mir nauki, kul'tury, obrazovanija. - № 2(69). - 2018. - S. 70-72.

^SMSr^Sr

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.