Научная статья на тему 'Прогресс человеческих качеств: рыночные и пострыночные механизмы стимулирования социально-экономического развития'

Прогресс человеческих качеств: рыночные и пострыночные механизмы стимулирования социально-экономического развития Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
101
17
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КРЕАТИВНАЯ ЭКОНОМИКА / ИНДЕКС ЧЕЛОВЕЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ / ВАЛОВЫЙ ВНУТРЕННИЙ ПРОДУКТ / КРЕАТОСФЕРА / КРЕАТОЕМКИЙ ТРУД / РЫНОЧНАЯ ЭКОНОМИКА / САМОУПРАВЛЕНИЕ / CREATIVE ECONOMY / HUMAN DEVELOPMENT INDEX / GROSS DOMESTIC PRODUCT / CREATOSPHERE / CREATIVE-INTENSIVE LABOR / MARKET ECONOMY / SELF-MANAGEMENT

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Джабборов Д. Б.

Проанализированы альтернативные варианты стимулирования экономики. Рассматриваются плюсы и минусы индекса человеческого развития и валового внутреннего продукта как экономических индикаторов. Показано, что одного ВВП недостаточно для оценки развития общества, что современное общество кардинально отличается от социума XX в. Сфера креатоемкого труда играет все более важную роль в экономике, в том числе в материальном производстве. На основе анализа занятости в различных отраслях экономики США делается вывод об упрочении позиций креативной сферы экономики на рынке труда, а для эффективного функционирования в этой сфере рыночных механизмов недостаточно, необходимо внедрять элементы самоуправления. При этом государство должно способствовать развитию сферы креатоемкого труда

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Progress of human qualities: market and post-market mechanisms to stimulate social and economic development

In article analyzed some alternative options to stimulate the economy. Consider the pros and cons of economic indicators such as the Human Development Index and Gross Domestic Product. The article shows that GDP alone is not enough for the estimation of development of society. As modern society is radically different from that in the 20th century. The sphere of creato-intensive labor is becoming really important position in the economy, including the material production. The analysis of employment in the various branches of the United States economy and concluded that the creative sphere of economy greatly strengthened its position in the labor market, and market mechanisms are not sufficient for effective functioning in this area. It is necessary to introduce elements of self-government and the state to help develop the scope of creative-intensive work

Текст научной работы на тему «Прогресс человеческих качеств: рыночные и пострыночные механизмы стимулирования социально-экономического развития»

Д. Б. Джабборов1

ПРОГРЕСС ЧЕЛОВЕЧЕСКИХ КАЧЕСТВ: РЫНОЧНЫЕ И ПОСТРЫНОЧНЫЕ МЕХАНИЗМЫ СТИМУЛИРОВАНИЯ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ

Социально-экономическое развитие является важнейшим элементом общественного прогресса, улучшения благосостояния каждого человека и уровня жизни всех людей.

В современной экономике все большую роль играет сфера креатоемкого труда2. Под последним понимается не просто производительная деятельность, для которой необходим большой объем знаний3, а такой труд, в процессе которого требуется постоянное созидание, творческая деятельность. Этот вид деятельности захватывает все новые сферы экономики, распространяясь не только в науке, образовании, культуре, но и в сфере материального производства. Оценка эффективности такой деятельности весьма затруднительна.

В рыночной экономике одним из основных показателей экономического роста является ВВП на душу населения. Считается: чем выше этот показатель, тем выше уровень жизни в стране. Однако этот индикатор не всегда точно отражает прогресс в уровне жизни людей, в частности, из-за недочета социальных показателей (образования, здравоохранения, неравенства в обществе).

Учитывается лишь экономический рост - социально-экономическое развитие во внимание не принимается. Зачастую снижение ВВП можно соотнести с общественным развитием. К примеру, уменьшение количества людей, пользующихся частным автомобильным транспортом, и увеличение количества людей, пользующихся общественным транспортом или велосипедом, может привести к уменьшению ВВП из-за снижения производства автомобилей, количества потребляемого топлива, уменьшения расходов на здравоохранение (люди, передвигающиеся на велосипедах, здоровее). Есть обратные примеры. Так, коммерциализация здравоохранения может способствовать обогащению владельцев здравоохранительных и страховых учреждений и росту ВВП, что приведет к росту социальной дифференциации и ухудшению здравоохранения.

Проблема в том, что ВВП - это в большей степени количественный показатель, и его исключительное использование ведет к неоднозначному результату. Кроме того, ВВП не учитывает расслоение общества, что недопустимо в современных реалиях.

1 ДалерБахтиерович Джабборов, веющий научный сотрудник ИНИР им. С. Ю. Витте, аспирант экономического факультета МГУ им. М. В. Ломоносова.

2 Термин «креатоемкий труд» или «креатоемкое производство» родился в процессе диалога с профессором А. В. Бузгапиным.

3 См., например: Бодрунов, С. Д. Новое индустриальное общество: структура и содержание общественного производства, экономические отношения, институты // Экономическое возрождение России. 2015. №. 4. С. 16.

Конечно, можно назвать примеры прямой зависимости между ростом ВВП и социаль-но-экономичесюш развитием, отчасти поэтому рыночная экономика измеряется этим показателем. В последнее время набирает популярность показатель ВВП, скорректированный на паритет покупательной способности (ППС) в разных странах, который является более объективным при проведении сравнительного межстранового анализа.

Но социально-эконом^еское развитие не ограничивается ростом ВВП. Такой показатель, как индекс человеческого развития (№1Р), более полно отражает социально-экономическое развитие общества. При расчете этого показателя используются индекс ожидаемой продолжительности жизни, индекс образования и ВВП по ППС. Согласно исследованию комиссии под руководством нобелевских лауреатов Дж. Стигли-ца и А. Сена [8], которая занималась вопросами качества различных экономических показателей, все большую роль в современной экономике играет благосостояние людей (здоровье, образование, досуг и т. д.). Как пишет доцент ЭФ МГУ им. М. В. Ломоносова И М. Теняков: «Главный, та наш взгляд, вывод Комиссии заключается в необходимости смещения акцентов в системе макропоказателей: перехода от показателей, ориентированных на экономическое производство, к показателям, нацеленным на измерение благосостояния людей в контексте устойчивого развития» [3, с. 265-274].

Однако этот показатель не полностью отражает ситуацию в экономике. В частности, ИЧР не учитывает: 1 - качество образования (формальное и реальное получение высшего образования будет считаться одинаковым); 2 - расслоение общества (наличие нескольких очень богатых людей может сдвинуть этот показатель вверх даже при наличии огромного количества бедных).

Существуют и другие недостатки. При этом отметим, что при подсчете данного показателя осуществляется попытка учесть некоторые другие факторы (помимо исключительно фактора произведенных товаров и услуг).

Критерии развития при выборе того или иного подхода различны. ВВП как индикатор был оправдан, пока в обществе преобладало материальное производство, например в Европе, где в 1970 г. доля индустриального производства была почти такой же, как и доля сферы услуг в ВВП (43 и 46,7 % соответственно [7, p. 45]), то к 2008 г. это соотношение составляло уже 27,9 к 69,9 %. Труд не был креатоемким и относительно легко можно было определить текущее экономическое состояние и наличие (или отсутствие) эконом^еского роста. С развитием и расширением сферы услуг оценка ее доли на рынке и определение качества нематериальных благ стали проблематичными для объективности показателя ВВП. Кроме того, в экономике выросла доля креативного труда, дать количественную оценку которого еще сложнее.

Если для работы на заводе в индустриальном секторе лишь в редких случаях необходимо образование выше среднего, то для работы в секторах, которые становятся доминирующими (сфера П1, наука и пр.), где высока доля креативного труда, необходимы высокий уровень образования, способность и умение созидать.

Данные, приведенные в книге Ричарда Флориды «Креативные классы: люди, которые меняют будущее» [6], показывают, что доля работников креативной сферы в экономике значительно выросла за эти 100 лет (см. таблицу и рисунок). Разделение по классам происходит в соответствии со статистикой департамента труда США. Креативный класс состоит из двух подклассов: суперкреативного ядра и креативных профессионалов.

Суперкреативное ядро: профессии в области программирования и математики; в области архитектуры и инженерного дела; в области естественных и социальных наук;

в области образования, воспитания и библиотечного дела; в области искусства, дизайна, р^влечений, спорта, СМИ.

Креативные профессионалы: управленческие профессии; профессии в области бизнеса и финансов; в области права; в облаем здравоохранения (врачи и технические специалисты); руководящие профессии, связанные с продажами и управлением продажами.

Состав различных классов в экономике США (1900-2015 гг.)

Год Креативные профессионалы Суперкреативное ядро Рабочий класс Обслуживающий класс Сельское хозяйство Креативный класс ^рПр+ + С^ьЯдр)

1900 7,6 2,4 35,8 16,7 37,5 10

1920 8,7 3 40,2 21,1 27 11,7

1940 10,2 4 39,8 28,6 17,4 14,2

1960 12,5 5,4 37,7 33,3 6,1 17,9

1980 10,5 8,2 31,7 46,2 2,8 18,7

1999 18,4 11,7 26,1 43,4 0,4 30,1

2015* 18,15 13,06 24,56 43,9 0,33 31,21

-♦-креативные профессионалы —рабочий класс —ж- сельское хозяйство

суперкреативное ядро обслуживающий класс креативный класс (КрПр + + С^1Ядр)

Процент занятых в различных отраслях экономики (дэдные для 2015 г. составлены автором на основании [4])

Рабочий класс: профессии в области строительства и добычи полезных ископаемых; в области монтажных работ, технического обслуживания и ремонта; производственные профессии; профессии в области транспорта и перевозок.

Обслуживающий класс: профессии в области здравоохранения (младший медицинский персонал); связанные с производством продовольственных товаров и общественным питанием; связанные с уборкой и уходом за улицами и помещениями; связанные с медицинским уходом и персональным сервисом; рядовые профессии, связанные с продажами; вспомогательные профессии, связанные с конторской и административной работой; профессии в области социального обеспечения и общественных служб; профессии, связанные с охранной деятельностью.

Сельское хозяйство: фермерские профессии и профессии, связанные с рыболовством и лесоводством.

Статистические данные наглядно показывают процессы, происходящие в развитых странах. В США в сфере креатоемкого производства занята почти треть трудящихся. Представители данного сеетора вы^и на второе место по численности занятых в экономике, обогнав работников материального производства на рубеже ХХ-ХХ1 вв. Сфера креатоемкого труда становится самостоятельной производительной силой, которая может потянуть за собой и промышленность, и сельское хозяйство.

Кроме того, в тех сферах деятельности, где раньше не требовался высокий уровень образования и деятельность была по большей части механической (индустриальный сектор и сельское хозяйство), сегодня труд также становится в большей степени интеллектуальным. Производительность труд а значительно выросла (по сравнению с серединой прошлого века) в связи с роботизацией и компьютеризацией производства: сегодня дм производства такого же объема продукции (или даже большего) нужно меньше людей, то с более высокой квалификацией. Помимо этого, человеку необходимо постоянно обновлять знания в связи с внедрением новых технологий.

Профессор С. Д. Бодрунов пишет о новом индустриальном производстве, которое должно заменить классическую индустриальную систему: «Возрастадие роли зна-ниеемких технологий, соответствующих им ресурсов и результатов производства, необходимость ускорения темпа их развития и совершенствования вносят изменения в макроструктуру экономики. На смену «^ассической» индустриальной системе с абсолютным доминированием промышленного производства и «обществу услуг», в котором отрасли сервиса вытесняют материальное производство, приходит новая индустриальная экономика второго поколения. В ней доминирующее положение должны занять отрасли, в которых поизводится знаниеемкий продукт как таковой, а также те, где создаются само знание и человек, способный этим знанием овладеть и применить его в материальном производстве» [1, с. 19].

Возникает вопрос: каким образом должна функционировать экономика, чтобы соответствовать этим реалиям? В такой системе образование, наука и другие сферы, способствующие развитию человеческих качеств, должны находиться в авангарде общественного прогресса и быть локомотивом развития общества, а то побочным эффектом увеличения ВВП.

Нацеленность исключительно на производство материальных благ делает человека рабом этих благ, «забирая» у человека самого человека. В то же время о материальном производстве нельзя забывать. Развитие креативной сферы экономики, науки, образования способствует созданию новых технологий, увеличению производительности труда - переходу материального производства на новый уровень. Как пишут

профессора А. В. Бузгалин и А. И. Колганов: «... превращение науки в непосредственную производительную силу, и мы получим важнейшую тенденцию развития массовой творческой деятельности (педагогической, инженерной, нагнои и т. п.).

Эти сдвиги ныне принято не замечать, между тем именно здесь (в эпоху НТР) наметилась основная граница, указывающая на генезис материальных предпосылок перехода «по ту сторону собственно материального производства». Именно в этот момент у человечества появился шанс движения к новому качеству производительных сил - обществу массовой общедоступной творческой деятельности, созидающей прежде всего мир культуры, креатосферы» [2].

Рыночная модель ведения хозяйства в какой-то мере способствовала образованию такого широкого класса креативных работников, но эффективность функционирования креативного труда в ее рамках остается под вопросом. Стихийное образование таких явлений, как «викиномика», «^аудсорсинг», «копилефт», «опен соурс» и т. д., показывает, что современная экономически система кардинально отличается от экономики XX в., в связи с чем необходимы иные методы ее регулирования и координации: «Вследствие гаубоких изменений в технологии, демографии, бизнесе, экономике и мире в целом мы вступаем в новую эру, когда степень участия людей в экономике велика, как никогда раньше. Такая более высокая степень участия достигла очередной стадии, при которой новые формы массового сотрудничества меняют процессы изобретения, производства, ^одвиженм и дистрибьюции товара на всём глобальном рынке. Таюте изменения предоставляют любой компании или человеку, вовлечённому в процесс, большие перспективные возможности» [5, с. 12].

Технологии, которые дала рыночная экономика, в первую очередь информационные (компьютер, интернет и т. д.), позволяют обществу обходиться без рыночных механизмов координации и путем самоорганизации и кооперации создавать и распространять блага более эффективно, чем это делает рынок.

Креатоемкий труд все шире распространяется в современном мире не только в традиционных сферах творческого труда (обр^ование, наука, культура). Он становится очень важной составляющей материального производства, поскольку во многих сферах экономики труд стал намного сложнее, и, чтобы работать эффективно, необходимо иметь высокий уровень образования.

Государство должно способствовать развитию таких процессов, которые в перспективе могут привести к снятию части функций с государственного аппарата. Необходимо совместить две, клалось бы, противоположные вещи: свободу, которую в современном мире олицетворяет рынок, и ответственность, которую олицетворяет государство. Обычно выбирают либо одно, либо другое, либо то, что называют смешанной экономикой (как в Китае ми Скандинавских странах), считая это чем-то кардинально новым, то это не так. Подобные экономические модели являются тупиковыми и не способны дать новый мощный импульс.

Решить задачу можно с помощью свободного самоуправления, основанного не на максимизации частных выгод, а на стремлении максимизировать благо общественное.

Креатоемкое содержание труда как фактора интенсификации производственного процесса предполагает развитие форм и институтов, которые впоследствии приводят к общественному регулированию экономического развития (низовой демократии), ориентированному на прогресс человеческих качеств. К таким элементам относятся самоуправление, самоорганизация, общественный контроль за использованием средств

производства, кооперации, развитие народных предприятий. Ростки такого самоуправления наблюдаются уже сегодня, особенно отчетливо в сфере информационных технологий и креативной экономики. Для совершения нового рывка, осуществления большего прогресса нужно развивать именно эти элементы экономической координации.

Противоречия товарного производства, проявляющиеся при переходе к знание-интенсивному общественному производству, и рыночной экономики ведут к тому, что для развития общественно-экономической системы необходим переход к развитию общественных благ на производстве, а также наличие свободного доступа к ним, в отсутствие которых невозможно массовое развитие креативных способностей человека и дальнейшее эффективное развитие экономики и общества.

Список литературы

1. Бодрунов, С. Д. Новое индустриальное общество: структура и содержание общественного производства, экономические отношения, институты / С. Д. Бодрунов // Экономическое возрождение России. - 2015. - №. 4. - С. 9-23.

2. Бузгалин, А В. Глобальный капитал: в 2 т. / А. В. Бузгалин, А. И. Колганов. - Т. 2. Теория. Глобальная гегемона капитала и ее пределы («Кшитал» re-loaded). - Изд. 3-е, испр. и сущ. доп. - М.: ЛЕНАНД, 2015. - 912 с.

3. Теняков, И. М. Совершенствование системы макроэкономических показателей как условие повышения качества оценки благосостояния общества/ И М. Теняков // Социальные и правовые проблемы экономического развития. - М.: Университетская книга, 2012. - Т. 2.

4. Статистика Департамента труда США за май 2015 г. http://www.bls.gov/oes/current/ oes_nat.htm

5. Тапскотт,Д. Викиномика. Как массовое сотрудничество изменяет все / Д. Тапскотт, Э. Вильяме; пер. с англ. - 2009. - 344 с.

6. Флорида, Р. Креативный класс: люди, которые меняют будущее / Р. Флорида. - М.: Классика-XXI, 2005. - Т. 430.

7. Structural Change in the World Economy: Main Features and Trends//Working Paper 24/ 2009, United Nations Industrial Development Organization. https://www.unido.org/fileadmin/ user_media/Publications/Pub_free/Structural_change_in_the_world_economy.pdf

8. Report by the Commission on the Measurement of Economic Performance and Social Progress,2009. http://www.insee.fr/fr/publications-et-services/dossiers_web/stiglitz/doc-commission/ RAPPORT_anglais.pdf

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.