Научная статья на тему 'Программы ЮНЕСКО как инструмент популяризации научного знания'

Программы ЮНЕСКО как инструмент популяризации научного знания Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
280
61
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЮНЕСКО / НАЦИОНАЛЬНЫЕ БИБЛИОТЕКИ / НАУЧНОЕ ЗНАНИЕ / ПОПУЛЯРИЗАЦИЯ НАУКИ / МИРОВАЯ БИБЛИОТЕКА НАУКИ / UNESCO / NATIONAL LIBRARIES / SCIENTIF C KNOWLEDGE / POPULARIZATION OF SCIENCE / WORLD LIBRARY OF SCIENCE

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Павличенко Ирина Андреевна

Рассматривается роль ЮНЕСКО в трансляции научного знания широким слоям населения. Международные научные программы по развитию естественных, социальных и гуманитарных дисциплин, разработанные ЮНЕСКО, играют значительную роль в установлении большего взаимопонимания между научным сообществом и обществом в целом. Они являются эффективным инструментом, способствующим ускорению социального, экономического и политического развития общества. Мировая библиотека науки ЮНЕСКО представляет собой бесплатный и открытый высококачественный ресурс для продвижения научного знания студентам, исследователям и населению всех стран мира. Деятельность ЮНЕСКО оказывает большое влияние на активизацию популяризации научного знания в национальных библиотеках. Характеризуются интерактивные технологии, используемые национальными библиотеками, для популяризации науки. Особое внимание уделено такой группе населения, как дети и подростки.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

UNESCO’ programs as instrument for scientif c knowledge popularization

The article deals with the issues of UNESCO’s role in science knowledge translation to broad sections of population. International science programs developing by UNESCO promote research achievements in natural, social science and humanities. In order to build mutual understanding between scientif c communities and population UNESCO pays great attention to popularization of science as the ef ective instrument fostering social, economic, and political development of societies. World library of science is an open and free high quality resource for scientif c education of students, researchers and global community. UNESCO inf uences national libraries for science popularization activity. Interactive technologies in building-up on-going dialogue between science and population in national libraries are characterized. The priority attention is paid to kids and youth

Текст научной работы на тему «Программы ЮНЕСКО как инструмент популяризации научного знания»

УДК 001:061.1(100)

И.А. Павличенко

Программы ЮНЕСКО как инструмент популяризации научного знания

Рассматривается роль ЮНЕСКО в трансляции научного знания широким слоям населения. Международные научные программы по развитию естественных, социальных и гуманитарных дисциплин, разработанные ЮНЕСКО, играют значительную роль в установлении большего взаимопонимания между научным сообществом и обществом в целом. Они являются эффективным инструментом, способствующим ускорению социального, экономического и политического развития общества. Мировая библиотека науки ЮНЕСКО представляет собой бесплатный и открытый высококачественный ресурс для продвижения научного знания студентам, исследователям и населению всех стран мира. Деятельность ЮНЕСКО оказывает большое влияние на активизацию популяризации научного знания в национальных библиотеках. Характеризуются интерактивные технологии, используемые национальными библиотеками, для популяризации науки. Особое внимание уделено такой группе населения, как дети и подростки.

Ключевые слова: ЮНЕСКО, национальные библиотеки, научное знание, популяризация науки, мировая библиотека науки

Irina A. Pavlichenko UNESCO' programs as instrument for scientific knowledge popularization

The article deals with the issues of UNESCO's role in science knowledge translation to broad sections of population. International science programs developing by UNESCO promote research achievements in natural, social science and humanities. In order to build mutual understanding between scientific communities and population UNESCO pays great attention to popularization of science as the effective instrument fostering social, economic, and political development of societies. World library of science is an open and free high quality resource for scientific education of students, researchers and global community. UNESCO influences national libraries for science popularization activity. Interactive technologies in building-up on-going dialogue between science and population in national libraries are characterized. The priority attention is paid to kids and youth.

Keywords: UNESCO, national libraries, scientific knowledge, popularization of science, world library of science DOI 10.30725/2619-0303-2019-2-134-136

В «Докладе ЮНЕСКО по науке: на пути к 2030 г.» зафиксированы основные тезисы, отражающие базовую позицию организации по научной проблематике: поддержка развития науки, технологий, инноваций; модернизация институциализированных систем науки в разных странах мира и организация международного сотрудничества в области научных исследований. При этом большое внимание уделяется необходимости сокращения разрыва между научными достижениями и знаниями о них населения; созданию условий для преодоления этических проблем, которые потенциально могут нести научные достижения и вовлечение населения в их многоаспектное обсуждение [1].

ЮНЕСКО на протяжении многих лет реализует международные программы по развитию естественных, социальных, гуманитарных наук, по культуре, коммуникациям и информации.

Научные знания и понимание окружающего мира позволяют человеку найти решения для актуальных социальных, экономических, политических проблем, создают возможности для адаптации человека в динамично окружающей среде, помогают в использования научных достижений в профессиональной и личной жизни человека.

Однако на пути установления эффективной коммуникации между наукой и обществом возникают существенные барьеры.

Исследователи отмечают, что связи научных достижений с общественными потребностями не следует трактовать слишком прямолинейно и однозначно, и выделяют два основных этапа: этап латентного развития, когда их признание и известность не выходят за рамки соответствующих научных сообществ; этап общественного признания, открывающий возможности их практического применения [2, с. 57].

Но даже получение высокой оценки со стороны научного сообщества отнюдь не гарантирует адекватного восприятия сущности научных достижений обществом. В качестве серьезных барьеров, исследователи называют следующие: различие в понимании норм и идеалов научности; опора на ранее приобретенные убеждения; поклонение и слепая вера авторитетам, исключающие собственную мысль и рациональную критику; неполнота знаний. Доступ к Интернету позволяет оперативно получать информацию практически по любому научному вопросу, но невежество или использование неавторитетных источников не позволяет ее осмыслить. Отмечаются также и проблемы, связанные с собственно научной деятельностью: исследователи могут выдавать лож-

Программы ЮНЕСКО как инструме нт популяризации научного знания

ное знание за истинное, подтасовывать полученные данные, не проверять результаты исследований на верифицируемость и др. Особая роль отводится СМИ, которые в погоне за сенсацией могут доносить до населения недостоверную и ненадежную информацию. В результате во многих странах мира большое распространение получают паранаука и псевдонаука, создающие дополнительные препятствия на пути распространения научного знания.

Отсутствие или недостаточность понимания сущности научных открытий и их воздействия на жизнь социума особенно остро воспринимается при переходе к обществу знаний. Концепция общества знаний признана ключевым направлением на пути достижения целей тысячелетия и основана на свободе выражения мнений, всеобщем доступе к информации и знаниям, уважению культурного и языкового разнообразия и качественном образовании для всех. В этих условиях понимание значимости науки и необходимости использовать ее результаты в практике открывает новые возможности и позволяет повысить качество жизни в условиях ИКТ, динамизирующих медийную и цифровую сферы общества.

В целях трансляции науки в публичное пространство ЮНЕСКО проводит множество мероприятий, среди которых наибольший интерес в рассматриваемой плоскости вызывают следующие:

- международный научный форум - площадка, обеспечивающая создание условий для максимально возможной осведомленности общественности о научных достижениях и их потенциальном воздействии на социальное, экономическое и политическое развитие стран;

- международный инновационный форум, в деятельности которого принимают участие представители государственных и негосударственных секторов экономики, профессиональных и общественных объединений, ставит своей целью достижение консенсуса относительно внедрения научных достижений для повышения инновационности общества;

- программа «Будущее земли» направлена на информирование широких кругов общественности о поиске путей достижения устойчивого развития глобального мира.

ЮНЕСКО принимает большое участие в международных конференциях, связанных с проблематикой развития информационного общества, регулирования Интернета, критической оценкой научной и научно-популярной информации, представленной на порталах, и др.

Международный день за мир и развитие, учреждение которого было инициировано ЮНЕСКО (2001) с целью привлечения внимания населения к наиболее актуальным научным проблемам современности, ежегодно отмечается 10 ноября.

В дальнейшем стали утверждаться тематические годы - пресной воды (2003), физики (2005), пустыни

и опустынивания (2006), Планеты Земля: наук о Земле для общества (2007), астрономии (2009), биоразнообразия (2010), химии (2011), кристаллографии (2014), света (2015).

ЮНЕСКО как организация, отчетливо озвучившая значимость трансляции науки и инноваций в публичную сферу, рассматривает популяризацию как эффективный инструмент привлечения к ним внимания со стороны общества.

В этой связи была утверждена премия Калинги (1951) за вклад в установление взаимодействия между наукой и обществом и за успехи в популяризации научного знания среди самых широких кругов населения, финансово поддерживаемая фондом Калинги (учрежден индийским политиком Биджу Патнаиком) [3, с. 160]. В разные годы лауреатами премии становились ученые-популяризаторы из многих стран мира, в том числе из СССР и России: С. Опарин (1976), С. Капица (1979), И. Петрянов-Соколов (1984) Н. Басов (1986), Н. Дроздов (1994).

ЮНЕСКО инициировала издание ежеквартального журнала «Мир науки» (2002), который первоначально выходил только на английском и французском языках, а в дальнейшем также на русском, испанском (2006) и арабском языках (2008-2010). В журнале содержатся статьи научного и научно-популярного характера, отражающие, главным образом, проблематику утвержденных ЮНЕСКО тематических годов науки. Проведенный нами анализ публикаций журнала показывает, что наибольшее количество статей посвящено следующим научным направлениям: атомная энергетика, биология, климатология, космос, сельское хозяйство, урбанистика, химия. Несмотря на временное прекращение издания журнала (2013) по финансовым причинам, все его выпуски в электронном формате размещены на сайте ЮНЕСКО и активно используются образовательными и библи-отечно-информационными учреждениями разных странах мира.

В целях хранения и трансляции научных и научно-популярных знаний различных проблемно-тематических направлений была создана Мировая библиотека науки - World Library of Баепсе (2008), разработчиками которой наряду с ЮНЕСКО стали «Роше» - одна из ведущих компаний мира в области фармацевтики, вирусологии, трансплантологии (Швейцария) и Образовательное подразделение Международной компании «Nature Publishing Group», входящей в состав Macmillan Publishers.

Мировая библиотека науки представляет собой открытый ресурс, предназначенный для развития интереса общества к этой сфере, содействия информационному обеспечению образовательной и научной деятельности на международном уровне, для обеспечения полноты и оперативности поиска информации студентами, исследователями и населением. По мнению разработчиков, Библиотека

И.А.Павличенко

науки способствует исключению образовательного и цифрового неравенства граждан, проживающих в географически удаленных друг от друга регионах, повышению уровня вовлеченности в обсуждение научных проблем, укреплению взаимодействия между группами исследователей и публичным сектором.

Основными принципами создания Мировой библиотеки науки являются:

- координация и кооперация деятельности в области создания, хранения и использования электронных ресурсов организаций из разных стран мира;

- проведение экспертизы при отборе документов для включения в ресурс;

- создание интерактивных инструментов, способствующих оперативному взаимодействию пользователей в онлайн формате.

В Мировую библиотеку науки включены тысячи прошедших экспертизу мультимедиа-документов (полнотекстовых монографий, сборников научных трудов, библиографических указателей, учебных и методических пособий, аудио- и видеодокументов (лекций, научно-популярных и документальных фильмов), помогающих в изучении естественных, социальных и гуманитарных наук и способствующих пониманию сущности сделанных учеными открытий для повышения качества жизни человека и общества.

Мировая библиотека науки вводит в широкий общественный оборот малотиражные издания, выпускаемые в университетах и исследовательских центрах мира. Наряду с этим отражены мультимедийные документы -результат реализации программ ЮНЕСКО.

Научно-популярные и познавательные документы активно используются при организации научных (симпозиумы, научные и научно-практические конференции, семинары, круглые столы), образовательных и просветительских мероприятий, проводимых в библиотеках разных стран.

Особое место в популяризации научного знания занимают национальные библиотеки, чему во многом способствуют документные фонды, в структуре которых научная, научно-популярная и познавательная литература занимает прочное место [4, с. 286].

Национальная библиотека Великобритании -Британская библиотека - на протяжении многих лет проводит большую работу по установлению коммуникации между наукой и населением. Анализ ее деятельности показывает, что она более активно, чем другие национальные библиотеки, проводит работу по приобщению населения к научному и научно-популярному знанию. Сотрудники библиотеки разрабатывают программы для всех возрастных групп, начиная с детской аудитории. Для учащихся начальной школы проводятся мастер-классы «Введение в научной исследование: задавай вопросы, думай, делай», «Сделай книгу», посвященный знакомству с историей книги и зарождением письменности. Учащимся средней школы предназначены мастер-

классы «Исследования в цифровой среде», «Проблемы научного исследования», «Атласы и карты как произведение искусства и источник знаний по географии, истории, обществознанию» и др.

В национальной библиотеке Австралии разработаны программы для детей, начиная с 5-летнего возраста, посвященные изучению текстов, раскрывающих историю и культуру Австралии. В национальной библиотеке Новой Зеландии большое внимание уделяется привлечению детей и подростков к проведению исследований, связанных с изучением культуры маори-коренного народа страны.

Примечательно, что в национальных библиотеках все мастер-классы непременно предваряются знакомством детей и подростков с книжными фондами и электронными коллекциями как стратегическим ресурсом развития научной деятельности.

Национальные библиотеки передают свой опыт разработки программ по популяризации науки в публичные, школьные и университетские библиотеки, что способствует активизации деятельности по вовлечению детей и подростков в научные исследования и формирует мотивацию к научной деятельности.

Таким образом, программы ЮНЕСКО оказывают стимулирующее воздействие на развитие научного знания и трансляцию научных достижений в публичное пространство.

Список литературы

1. Доклад ЮНЕСКО по науке: на пути к 2030 г. URL: https: // unesdoc. unesco. org (дата обращения: 2019-04-19).

2. Берков В. Ф. Методология науки: общие вопросы: учеб. пособие. 3-е изд. Минск: Респ. ин-т высш. шк., 2015. 396 с.

3. Варганова Г. В., Павличенко И. А. Научная грамотность населения: социальный вызов и институциональные решения // Историческая и образовательная мысль. 2016. Т. 8, № 1-1. С. 128-133.

4. Варганова Г. В., Плавко И. А. Популяризация научного знания в национальных библиотеках зарубежных стран // Макушинские чтения. 2015. № 10. С. 285-291.

References

1. UNESCO' science report: on way towards 2030. URL: (accessed: 2019-04-19) (in Russ.).

2. Berkov V. F. Methodology of science: gen. iss.: textbook. 3nd ed. Minsk: Nat. Inst. of Higher Education, 2015. 396 (in Russ.).

3. Varganova G. V., Pavlichenko I. A. Scientific literacy of population: social challenge and institutional solutions. Istoricheskaya iobrazovatel'naya mysl'. 2016. 8 (1-1), 128-133 (in Russ.).

4. Varganova G. V., Plavko I. A. Popularization of scientific knowledge in national libraries of foreign countries. Makushinskie chteniya. 2015. 10, 285-291 (in Russ.).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.