Научная статья на тему 'Программные подходы к обеспечению граждан жильем социального назначения в России и за рубежом'

Программные подходы к обеспечению граждан жильем социального назначения в России и за рубежом Текст научной статьи по специальности «Политологические науки»

CC BY
96
16
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ГОСУДАРСТВЕННАЯ ЖИЛИЩНАЯ ПОЛИТИКА / СОЦИАЛЬНОЕ ЖИЛЬЕ / ЖИЛИЩНЫЙ КОДЕКС РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ / ФЕДЕРАЛЬНАЯ ЦЕЛЕВАЯ ПРОГРАММА "ЖИЛИЩЕ"
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Программные подходы к обеспечению граждан жильем социального назначения в России и за рубежом»

И.М. Дьяконову, единый образ девы-воительницы разделился у греков на три: воительницу и рукодельницу Афину, охотницу Артемиду и богиню сексуальной страсти Афродиту (Дьяконов И. М., 1990, с.158).

Американский исследователь Джин Шинода Болен (Болен Дж., 2007, с.90-125) рассматривает олимпийских богов как архетипические поведенческие паттерны, которые присутствуют в нашем общем коллективном бессознательном. В свою очередь она рассматривает Афину как архетип женщин, обладающих логическим складом ума и руководствующихся скорее разумом, чем сердцем. Афина - женский архетип, демонстрирующий, что сильный интеллект, умение не поддаваться эмоциям и правильная тактика действий в конфликтных ситуациях вполне характерны для определенного типа женщин.

Подводя итог, подчеркнем: амазонки и богини-воительницы были весьма распространенным объектом для художников в античном искусстве. Изображения, которые мы рассмотрели, не являются объективным отображением действительности, они отображают доминирующую гендерную идеологию и являются производными маскулинного видения художников.

Список источников и литературы

1.Болен Дж.Ш. Богини в каждой женщине. М., 2006

2. Дьяконов И. М. Архаические мифы Востока и Запада. - м., 1990.

3.История женщин на Западе: в 5 т. Т. I: От древних богинь до христианских святых / под общ. ред. Ж. Дюби и М Перро ; под ред. П. Шмитт Пантель ; пер. с англ. ; науч. ред. перевода Н. Л. Пушкарева. - СПб., 2005.

Антонова Ю. А., исторический факультет.

Научный руководитель: к.и.н., доцент К.Б. Егоров

Программные подходы к обеспечению граждан жильем социального

назначения в России и за рубежом

В большинстве стран цель государственной жилищной политики -обеспечить каждого человека жилищем в зависимости от его потребностей и экономических возможностей. Каждое из государств уделяет особое внимание предоставлению жилья наименее защищенным слоям населения: родителям-одиночкам (Франция, Нидерланды); холостякам (Франция, Германия); семьям с низкими доходами (Россия); пожилым и инвалидам (Дания, Нидерланды).

Доля социального жилища в новом строительстве европейских стран весьма значительна: в Германии объём нового социального строительства поддерживается на уровне 20 %, в Австрии - 34 %, в Дании - 38 %, во Франции же в последние годы наблюдается резкое увеличение его до 43 % от общего ввода жилья (Широков А.В. Возможно ли «социальное жилье» в России). В России наблюдается следующая тенденция: к середине 90-х годов рост показателя жилищной обеспеченности стал замедляться по сравнению с периодом с 1980 по 1994 г.г. (когда прирост составил 6 кв.м.

на человека). Восстановление объемов строительства началось лишь с 2005 года, и на данный момент жилищный фонд вырос на 14,2 %, что не позволяет обеспечить жильем всех граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий.

Согласно статье 49 Жилищного кодекса Российской Федерации, по договору социального найма, возможно предоставлять только те жилые помещения, которые входят в государственный и муниципальный фонды.

Для разрешения проблемы получения доступного и комфортного жилья гражданами России, разрабатываются приоритетные национальные проекты, вводятся в действие федеральные целевые программы.

В 2009 году Министерство регионального развития Российской Федерации провело инвентаризацию числа семей, нуждающихся в улучшении жилищных условий. По результатам инвентаризации 428791 семья является нуждающейся в улучшении жилищных условий.

Заказчиками программ по обеспечению граждан жильем в Российской Федерации выступают федеральные органы исполнительной власти, Генеральная прокуратура Российской Федерации, Следственный комитет Российской Федерации; основной разработчик программ - министерство регионального развития Российской Федерации.

Одним из основных механизмов реализации приоритетного национального проекта «Доступное и комфортное жилье - гражданам России» является Федеральная целевая программа (ФЦП) «Жилище» на 2002-2010 годы. Результатами действия данной программы являются: оформление законодательной базы по регулированию вопросов, связанных с жилищным строительством, жилищно-коммунальным хозяйством, обеспечением прав собственности в условиях рыночной экономики; четкое определения социальных групп, перед которыми государство несет обязательства по решению их жилищных проблем; активное развитие ипотечного кредитования.

В данный момент ФЦП «Жилище» получила свое развитие до 2015 года. И в связи с этим широкое распространение получают различные подпрограммы данной ФЦП. Например, в Пермском крае акцент сделан на долгосрочной целевой программе «Обеспечение жильем молодых семей в Пермском крае на 2011-2015 г.г.». В рамках данной программы планируется создать систему государственной поддержки молодых семей в решении жилищной проблемы с помощью предоставления субсидий на приобретение жилья путем участия в долевом строительстве многоквартирного дома или на погашение основной суммы долга и уплату процентов по жилищным кредитам.

Также развиваются и общественно-государственные целевые программы. Так программа «Достойное жилье» направлена на разрешение одной из наиболее острых социальных проблем в настоящее время: обеспечение жильем граждан России, в том числе увольняемых и уволенных в запас военнослужащих, членов их семей и лиц приравненных к ним (http: //www.ruso fficers .ru/programs .php?id= 110).

На основе механизма данной программы в регионах разрабатываются и реализуются проекты, направленные на обеспечение жильем данных категорий: строительство новых домов в поселках «Новосемейкино» Красноярского края, «Сириус» Московской области, «Романовские дачи» Тульской области.

Но, несмотря на все преобразования в данной сфере, жилищный вопрос, по-прежнему, стоит в нашей стране весьма остро. По подсчетам экспертов, для строительства социального жилья, чтобы очередь более-менее продвигалась, ежегодно необходимо до 300 миллиардов рублей. Таких денег в стране нет. Но поскольку фонд общественного жилья все-таки необходимо формировать, то не исключено, что строительные компании, которые вовлечены в возведение социального жилья, будут получать под застройку бесплатную землю или налоговые послабления (http://www.realtypress.ru // Предоставление жилья: крыша над головой для малоимущих и льготников).

В странах Европы мы видим абсолютно иную картину: в Англии, Дании, Нидерландах поставщики социального жилья - это жилищные ассоциации, за которыми установлен усиленный контроль со стороны государства.

Жилищные ассоциации получают крупные средства от государства и обязаны держать цены ниже рыночных. Особое внимание уделяется качеству строительства, содержанию жилья и ремонту.

Жилищные ассоциации сами строят жилье и сами им управляют, обращая особое внимание на планировку и социальную структуру микрорайонов. Они же очень часто становятся партнерами при реконструкции старых промышленных зданий, которые превращают в жилье и магазины (Шомина Е.С. Квартиросъемщики: наше «жилищное меньшинство»).

В Великобритании можно воспользоваться программой «Купи дом» (HomeBuy). Она рассчитана на тех, кто хотел бы приобрести жилье как на вторичном рынке, так и в новостройках. В первом случае покупатель жилья может оформить кредит на 75 % стоимости объекта, а 25 % (но не более 50 тыс. фунтов стерлингов) ему оплачивает государство совместно с кредитором - участником программы. При покупке новостройки можно единовременно оплатить от четверти стоимости объекта, однако на сумму правительственного займа начисляется от 2,75 до 3 % годовых. Через 5 лет владения дом можно продать. В этом случае государству будет необходимо вернуть те же 25 % или 75 % по текущим рыночным ценам.

Также в Великобритании не теряет свое популярности прижившаяся у англичан программа для арендаторов муниципального жилищного фонда под названием «Право выкупа» (The Right to Buy). Суть ее состоит в том, что человек, снимающий у местного совета дом или квартиру, через 2 года приобретает право выкупить занимаемый объект со скидкой от 16 тыс. до 38 тыс. фунтов стерлингов, в зависимости от срока проживания по данному адресу. Преимуществом схемы является необязательность занятости арендатора в социальной сфере. С 1997 года с помощью именно этой

программы собственную крышу над головой обрели более 1,6 миллиона британских семей. Финансовые средства от продажи муниципального имущества поступают в государственную казну, откуда реинвестируются в строительство нового социального жилья.

В Голландии для разрешения проблемы нехватки недорого арендного жилья, в первую это касается студентов, была разработана альтернатива -Spacebox. Данные общежития представляют собой квартиры из блоков, по виду напоминающие «пчелиные соты». Они поступают на место строительства уже полностью готовыми к эксплуатации: «соты» устанавливают одну на другую в три этажа на фундамент из стандартных бетонных плит, а затем к квартирам остается только подвести воду, электричество и телефонную связь.

В Дании не боятся проводить социально-архитектурные эксперименты. Наиболее крупными из них явились застройка нового района Копенгагена -Эрестада и жилой комплекс Fuglsang Cuts в Хернинге. Данные проекты позволяют объединять во внешне похожих корпусах, как огромные апартаменты, так и крошечные квартиры-студии. Ведется застройка научных и учебных центров, штаб-квартир крупных компаний, студенческих городков и многоквартирных домов для рядовых граждан, которые никогда не смогут позволить себе студию или апартаменты в историческом центре. Все это позволяет вывести данный тип жилья из категории «социальное»: часть квартир в нем действительно будет предоставлена «очередникам», другие же выставят в открытую продажу.

На наш взгляд, зарубежный опыт весьма полезен. В первую очередь, это касается поддержки нанимателей: необходимо предоставление субсидий на оплату аренды таким категориям как студенты, одинокие родители, молодые семьи. Во-вторых, упростить процедуру постановки на учет в качестве нуждающихся в жилом помещении, для этого необходимо закрепить понятие «малоимущий гражданин» на федеральном уровне. В-третьих, вовлекать строительные организации в возведение социального жилья, предоставляя им налоговые послабления. В-четвертых, социальное жилье должно стать способом пополнения государственной казны: муниципалитеты должны строить новое социальное жилье, а не заниматься ремонтом старого. Социальное жилье в новостройках требует меньше затрат на его обслуживание, часть квартир может передаваться по договорам социальной аренды, часть - выставляться в открытую продажу (то есть объединение в одном жилом доме различного типа жилья). В-пятых, развитие системы ипотечного кредитования с низкими ставками, за счет софинансирования со стороны государства.

Список источников и литературы

¡.Конституция Российской Федерации (с изм. от 30 декабря 2008 г.): принята всенародным голосованием 12 декабря 1993 г. // Российская Газета от 21 января 2009 г., № 4831.

2.Жилищный кодекс Российской Федерации (с изм. от 4 июня 2011 г.): Федеральный закон от 29 декабря 2004 №188-ФЗ (принят Государственной Думой 22 декабря 2004 года.

Одобрен Советом Федерации 24 декабря 2004 года) // Российская Газета от 7 июня 2011 г., № 5497.

3.Государственная целевая программа «Жилище» (в ред. Постановлений Правительства РФ от 17.09.2001 № 675) // Информационно - справочная система «Консультант-плюс».

4.Целевая программа «Обеспечение жильем молодых семей в Пермском крае на 20112015 г.г.» (Постановление Правительства Пермского края от 30.12.2010 №1119-п).

5.Шомина Е.С. Квартиросъемщики. «Наше жилищное меньшинство». М.: издательский дом ГУ-ВШЭ, 2010.-98с.

6.Ильина А. [Электронный ресурс] - Режим доступа -http://drevdomromanova.narod.ru/_pribambas/_primer_ zastroyki.htm

7.Святенко О., Кому дают социальное жилье в Великобритании // [Электронный ресурс] - Режим доступа - http://www.nirgos.com.

8. Широков А.В., Возможно ли «социальное жилье» в России // Конституционное и муниципальное право №11 - 2008. - С.27-32.

9. Предоставление жилья: крыша над головой для малоимущих и льготников [Электронный ресурс] - Режим доступа - http://www.realtypress.ru //

10. [Электронный ресурс] - Режим доступа -http://www.rusofficers.ru/programs.php?id=110

Безматерных И.В., исторический факультет Научный руководитель: ст. преподаватель А.Н. Сарапулов

Классификация, хронология и этническая атрибуция средневековых погребальных лицевых покрытий Пермского Предуралья

Вклад в развитие систематизации и классификации погребальных лицевых покрытий внесли Герман Е.Ф, Казаков Е.П., а также пермские ученые Белавин А.М., Крыласова Н.Б.

Первая статья, посвященная анализу погребальных лицевых покрытий, была опубликована Е.Ф. Казаковым в 1968 г. Исследователь выделял основные черты погребальных лицевых покрытий, очерчивал территорию их распространения и впервые выдвинул тезис об этническом родстве носителей данного обряда.

Казаков Е.П. на основе изученного материала выделил 15 типов погребальных масок: 1) прямоугольные наглазники без прорезей; 2) прямоугольные маски с прорезями; 3) подпрямоугольные прорезные накладки на каждый глаз; 4) восьмеркообразные прорезные наглазники; 5) прорезные наротники; 6) полуличины; 7) личины с прорезями для глаз и рта и т.п. (Казаков, 1968, с. 230-239)

Другой ученый Герман Е.Ф. все известные погребальные лицевые покрытия хронологическиразделила на 2 группы: 1) раздельныемаски;2)маски-личины. Маски первого периода -раздельные маски, включающие наглазники и наротники. Маски второго периода -маски-личины в виде овальной (реже трапециевидной, прямоугольной) пластины с прорезями для глаз и рта, зачастую с выпуклым носом (Герман, 2003, с. 146-147).

По мнению пермских ученых Белавина А.М. и Крыласовой Н.Б. погребальные лицевые покрытия можно разделить на 4 группы: 1)

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.