А.В. Данич МОНЕТЫ БОЯНОВСКОГО МОГИЛЬНИКА
Бояновский (Баяновский) могильник находится в 170 м к северо-западу от деревни Бояново (Баяно-во) Перемской сельской администрации МО г. Добрянка Пермского края, на правом берегу р. Исток, правого притока р. Вильвы, левого притока р. Косьвы, левого притока р. Камы, на гребне пологого холма, являющегося древним берегом реки Косьвы, в 2 км к юго-востоку от современного русла р. Косьвы.
Памятник обнаружен весной 1951 г. при разработке карьера, из которого брали грунт для насыпи строящейся железной дороги Лёв-шино-Кизел. Карьером была разрушена часть памятника.
В 1951, 1953 гг. на могильнике были произведены раскопки отрядом КАЭ ПГУ под руководством В.А. Оборина. За период полевых работ было изучено 17 погребений, отнесённых к IX-XI вв., материалы раскопок В.А. Оборина хранятся в Пермском краевом музее.
В сентябре 2004 г. памятник был осмотрен В.В. Ильиных, сотрудником КАЭ ПГУ. Были обнаружены следы грабительских раскопок площадью около 1 500 м2. Всего было насчитано 52 свежие грабительские ямы и более 40 старых. На поверхности грабительских ям был собран подъёмный материал — около 200 находок.
В 2005-2006 гг. работы на могильнике были продолжены отрядом КАЭЭ ПГПУ под руковод-
© Данич А.В., 2008
ством А.В. Данича. Было исследовано 58 погребений, которые можно датировать X - нач. XI вв. Материалы этих раскопок хранятся в МАЭ ПГПУ.
За период исследования памятника было обнаружено 24 монеты, которые встречены в 12 погребениях (6 женских, 3 мужских и 3 неопределённых). В пяти погребениях определён возраст погребённого (половозрастные определения выполнены старшим инженером Пермского филиала Уральского отделения института истории и археологии РАН Н.Г. Брюховой). Их можно поделить на четыре возрастные группы: ребёнок 6-8 лет (погребение 33), подросток 15-20 лет (погребение 20), среднего возраста 2030 лет (погребения 69, 70) и взрослого >30 лет (погребение 37).
Как мы видим, монеты присутствуют в погребениях всех половозрастных групп. Также можно утверждать, что монета социально универсальна. Она входит в погребальный инвентарь как богатых захоронений, так и бедных, хотя последних значительно меньше.
Традиции положения монет в погребения прослежены ещё с римского времени. Эта традиция бытовала у германских племён, тюрков, финно-угров и т.д.
Монеты, находимые в погребениях, можно поделить на две группы: монеты-украшения и монеты ритуального предназначения. Первую группу монет характеризует наличие на монете ушка или отверстия для подвешивания. Монеты второй группы отвечают другим требованиям: отсутствие приспособления для подвешивания и характерное местоположение в погребении (на челюстях, в районе че-
репа, в районе рук и т.д.).
Определение монет, начиная с погр. 33, выполнено B.C. Кулешовым (Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург).
Погребение 6. Ниже ожерелья из бус на шее лежали три почти полностью разрушенные монеты с куфическими письменами. Монеты круглой формы с дыркой в верхней части, изготовленные из тонкой серебряной пластины. Погребение женское.
Погребение 8. B области ног располагалось целое скопление украшений. Тут же в куче лежали две серебряные подвески в виде монет и одна такая же подвеска — в области пояса.
Подвески представляют собой серебряные кружки, наложенные на бронзовую монетовидную подвеску, и имеют приклёпанное бронзовое ушко для подвешивания. На серебряных кружках имеются односторонние изображения, подражающие лицевой стороне арабского дирхема. Они выбиты одним штампом, подражающим дирхемам Омейядов, чеканенным в Ва-сите в первой половине VIII в. (определение Т. Яниной Государственный исторический музей). Однако дата могильника, и в том числе этого погребения, несколько позже, чем та, которая выбита на подвесках. Погребение мужское.
Погребение 18. Два неправильной формы обломка одностороннего подражания куфическому дирхему X в. Находились на фрагменте шёлкового лицевого покрытия, на фрагменте челюсти, т.е. использовались как наротник или наглазники на погребальной маске. Погребение мужское.
Погребение 20. Четыре брон-
зовые подвески с ушками для подвешивания и фрагментами приклеенных дирхемов или односторонних подражаний им. Располагались выше и ниже челюсти. Погребение женское. Возраст 15-20 лет.
Погребение 21а. Фрагмент бронзовой монетовидной подвески с фрагментами приклеенного дирхема или подражания ему. Подвеска располагалась на шёлковом лицевом покрытии — погребальной маске. Погребение женское.
Погребение 33. Три обломка саманидского дирхема конца IX — первой половины X в. Находились рядом с зубами. Без ушка для подвешивания. Пробит. Возраст погребённого 6-8 лет
Погребение 37. Саманиды, Исма'ил б. Ахмад, место чеканки стёрто, 893-902 гг. Монета дважды пробита (с л.с. и о.с., отверстия смежные). Слегка погнута. Погребение принадлежит взрослому мужчине. Монета находилась на шёлковом лицевом покрытии и использовалась как наротник погребальной маски.
Погребение 37. Саманиды, Наср б. Ахмад (914-943), Самарканд, год (?). Монета с двумя отверстиями, пробитыми с л.с. (отверстия смежные, расстояние между ними меньше 1 см). Погребение принадлежит взрослому мужчине. Монета находилась на шёлковом лицевом покрытии и использовалась как наротник погребальной маски.
Погребение 37. Саманиды, Наср б. Ахмад (914-943), Самарканд, год (?). Монета с двумя отверстиями с о.с., отверстия смежные. Погребение принадлежит взрослому мужчине. Монета находилась на шёлковом лицевом по-
крытии и использовалась как на-ротник погребальной маски.
Погребение 40. Саманиды, Ахмад б.Исма'ил, аш-Шаш, 298 г.х. (910/911). Пробита с о.с., проколота с о.с., надрезана, погнута. Найдена в погребении рядом с зубами. Погребение женское.
Погребение 64. 'Аббасиды, ал-Ма'мун, Мадинат ас-Салам, 217 г.х. (823/833). Аккуратно пробита с о.с. Найдена в погребении в районе черепа.
Погребение 69. Саманиды, Наср б. Ахмад, Самарканд (?), год потёрт. С именем халифа ал-Мук-тадира би-ллаха (908-932). В интервале 914-932 гг. Пробита с о.с., незначительная утрата по краю. Найдена лежащая на зубах. Погребение женское. Возраст 20-30 лет.
Погребение 69. Саманиды, Наср б. Ахмад (914-943), место чеканки и год стёрты. Пробита с л.с., слегка погнута. Найдена в районе правого предплечья. Погребение женское. Возраст 20-30 лет.
Погребение 69. Саманиды, Наср б. Ахмад, Самарканд, 308 г.х. (920/921). Монета пробита с о.с., утраты по краю. Найдена в районе левого локтя. Погребение женское. Возраст 20-30 лет.
Погребение 70. Саманиды, Наср б. Ахмад, Самарканд (?), 32х г.х. (932-941). Пробита с о.с., слегка погнута, разрывы по краю. Найдена в районе черепа. Погребение женское.
Погребение 70. Саманиды, Наср б. Ахмад, Самарканд, 301 г.х. (914). Аккуратно пробита, слегка погнута. Погребение женское.
Грабительская, яма 7. Небольшой фрагмент дирхема рядом с зубами.
Таким образом, монеты подтверждают дату могильника X - н. XI вв. Из всего выше сказанного можно сделать вывод, что у населения, оставившего Бояновский могильник, монеты использовались как украшения (погребения 6 (?), 8, 20) и в ритульных целях (погребения 18, 21а, 33, 37, 40, 64. 69, 70).
Монеты-украшения располагались на бронзовых монетовидных подвесках и входили в состав шейных украшений. Ритуальные монеты в основном нашивались на шёлковое посмертное лицевое покрытие в районе рта погребенного, то есть использовалась как нашивки (наротник и наглазники) погребальной маски, что характерно для угорского погребального обряда.
1 8