Научная статья на тему 'Совместные погребения взрослых с детьми Бояновского могильника'

Совместные погребения взрослых с детьми Бояновского могильника Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
244
59
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
АРХЕОЛОГИЯ / ЭПОХА СРЕДНЕВЕКОВЬЯ / ПЕРМСКОЕ ПРЕДУРАЛЬЕ / БОЯНОВСКИЙ МОГИЛЬНИК / ПОГРЕБАЛЬНЫЙ ОБРЯД / ДЕТСКИЕ ЗАХОРОНЕНИЯ / CHILDREN’S BURIALS / ARCHAEOLOGY / THE MIDDLE AGES / THE PERM CIS-URALS / THE BOYANOVSKIY BURIAL GROUND / BURIAL RITE

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Вострокнутова Галина Ивановна

В продолжение тематики изучения особенностей детских захоронений в средневековых могильниках Пермского Предуралья, проводится анализ совместных захоронений взрослых с детьми, выявляются закономерности в особенностях расположения детей по отношению к взрослым, детского погребального инвентаря

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

JOINT BURIALS OF ADULTS AND CHILDREN IN THE BOYANOVSKIY BURIAL GROUND

In the framework of further studies of children’s burials in the medieval burial grounds of the Perm Cis-Urals analysis of joint burials of adults and children is performed. Patterns of the location of children in regard to adults and children’s burial inventory are presented.

Текст научной работы на тему «Совместные погребения взрослых с детьми Бояновского могильника»

Г.И. Вострокнутова.

СОВМЕСТНЫЕ ПОГРЕБЕНИЯ ВЗРОСЛЫХ С ДЕТЬМИ БОЯНОВСКОГО МОГИЛЬНИКА

В продолжение тематики изучения особенностей детских захоронений в средневековых могильниках Пермского Предуралья, проводится анализ совместных захоронений взрослых с детьми, выявляются закономерности в особенностях расположения детей по отношению к взрослым, детского погребального инвентаря.

Ключевые слова: археология, эпоха средневековья, Пермское Предуралье, Бояновский могильник, погребальный обряд, детские захоронения

G.I. Vostroknutova

JOINT BURIALS OF ADULTS AND CHILDREN IN THE BOYANOVSKIY BURIAL

GROUND

In the framework offurther studies of children S burials in the medieval burial grounds of the Perm Cis- Urals analysis ofjoint burials of adults and children is performed. Patterns of the location of children in regard to adults and children’s burial inventory are presented.

Key-words: archaeology, the Middle Ages, the Perm Cis-Urals, the Boyanovskiy burial ground, burial rite, children’s burials

Для изучения детства средневекового общества Пермского Предуралья наиболее информативными являются погребальные памятники. Останки детских костяков встречаются как в одиночных захоронениях, так и в совместных погребениях взрослых и детей. Одиночные захоронения детей Бояновского могильника уже выступали в качестве объекта нашего исследования (Радостева, 2010. С. 170-174). Однако для более целостной и точной картины необходимо исследовать и совместные погребения.

Совместные погребения взрослых и детей представляют особый интерес, поскольку в них наиболее ярко отражаются некоторые особенности погребального обряда: различия сопровождающего инвентаря взрослых и детей, особенности положения ребенка относительно взрослого, соотношение пола и возраста умерших и т.д.

На средневековых памятниках Пермского Предуралья такие погребения встречаются не часто, но они не составляют исключения. Совместные погребения с детьми представлены как двойными погребениями взрослого и ребенка, так и тройными - двое взрослых и ребенок, встречаются и коллективные захоронениях четырех индивидов -двое взрослых и два ребенка.

К сожалению, не все исследованные на сегодняшний день памятники имеют антропологические заключения. Это значительно затрудняет исследования по данному вопросу Поскольку без антропологического анализа мы не можем с достоверностью использовать имеющиеся данные.

При раскопках Бояновского могильника в 2005-2011 гг антропологические анализы проводились (антропологом КАЭЭ Н.Г Брюховой), и мы с достоверностью можем говорить

о присутствии на данном памятникедетей в совместных со взрослыми погребениях.

Бояновский могильник - один из выдающихся памятников ломоватовской культуры. Раскапывался он В.А. Обориным в 1951, 1953 гг. и А.В. Даничем с 2005 г. по

© Вострокнутова Г.И., 2012

2011 г. На сегодняшний день вскрыто 264 погребения, памятник датируется концом I -началом II тыс. н.э. (датировка А.В. Данича) (Данич, 2007а. С. 22).

Двойные погребения Бояновского могильника уже выступали в качестве объекта исследования (Брюхова, 2008, С. 195-198), однако они рассматривались в основном с точки зрения антропологии. В данном исследовании большее внимание уделено сопровождающему инвентарю, возрасту детей, особенностям расположения умерших, соотношению этих погребений с одиночными детскими.

На исследованной части Бояновского могильника выявлено четыре двойных захоронения взрослого и ребенка: №19, №105, №114 и № 116; одно тройное: № 242, одно коллективное (№ 252), в котором захоронено 4 индивида, однако есть основания считать, что не все из них были похоронены в одно и то же время. Поскольку количество совместных погребений невелико и статистический анализ нецелесообразен, обратимся к описанию этих погребений.

Погребение №19

В погребении обнаружены останки двух индивидов - взрослого 20-35 лет и 5летнего (± 16 месяцев) ребёнка (Данич, 2005. С 24-25). Однако данное погребение было нарушено грабительским вкопом, поэтому оно не может нести достоверной информации.

Погребение №105

В погребении захоронены мужчина, умерший в возрасте 25-35 лет и ребёнок 6±3 месяцев. Мужчина был уложен на спину, головой на север, ноги вытянуты. Руки погребённого были согнуты в локтях, правой рукой мужчина «приобнимал» ребёнка (Данич, 2007б. С. 88.).

Инвентарь, сопровождающий останки детского костяка: пронизь из бронзовых бусин с привеской-колокольчиком, два серебряных височных кольца: справа от погребенного - проволочное, слева - фрагмент височного кольца с привеской в виде бипи-рамидальной грозди, скопление из 62 стеклянных бусин (Данич, 2007б. С. 85-88.). Судя по расположению бусин, вероятнее всего, они были нашиты на шапочку (или на материал, в который был обернут погребенный). Кроме того, к детскому инвентарю, вероятно, следует отнести пронизь из бронзовых бусин и бронзовой пронизки в виде колокольчика, расположенных немного ниже.

Инвентарь, сопровождающий взрослого индивида: наконечник копья, 6 наконечников стрел, серебряная маска, серебряное проволочное височное кольцо с кубическим окончанием одной из сторон, 2 бронзовых браслета, серебряный перстень, фрагменты кожаного ремня, 2 бронзовые пряжки, кресало, нож, топор, железная пряжка, керамический сосуд (Данич, 2007б. С. 85-88.).

Если сравнить инвентарь, сопровождающий ребенка, с инвентарем взрослого, то можно отметить:

1) более разнообразный и насыщенный инвентарь взрослого индивида.

2) наличие 2 височных колец у ребенка, в то время как у взрослого, - 1. По данным статистики, на детские одиночные захоронения Бояновского могильника приходится 62% встречаемости височных колец, а на взрослые - 53%. Кроме того, височные кольца ребенка представлены простым проволочным кольцом и с привеской в виде бипирами-дальной грозди (что также характерно для одиночных детских погребений Бояновского могильника). Височное кольцо взрослого - проволочное, с кубическим окончанием одной из сторон, среди колец детских одиночных погребений не встречается.

3) сосредоточенность инвентаря в районе головы ребенка, в то время как у взрослого индивида инвентарь располагается в районе головы, рук и пояса. Если снова обратиться к статистике одиночных детских погребений, то украшения рук, фрагменты пояса в них в целом встречаются реже, чем во взрослых: перстни в 12% случаев (во взрослых - 45%), браслеты - 25% (во взрослых - 53%), пряжки - 33% (во взрослых - 56%), фрагменты кожаного ремня - 29% (во взрослых - 54%), наконечник ремня встречен лишь в одном детском погребении.

4) обилие стеклянных бусин в сопровождающем инвентаре ребенка.

Использование бусин и бисера в качестве оберегов для детей встречается в этнографии многих финно-угорских народов. Так, манси после рождения ребенка надевали ему на руку браслетик из бисера. Он носил его до тех пор, пока не вырастал (Крыласова, 2007. С 301)

Погребение № 114

В погребении обнаружены зубы двух индивидов. Останки принадлежат взрослому человеку, умершему в возрасте 20-30 лет (индивид № 1) и ребёнку, умершему в возрасте 7лет ± 24 месяца (индивид №2). Оба человека были похоронены одновременно в одной могильной яме. Ребёнок был уложен с правой стороны от взрослого (Данич, 2007б. С. 101).

Однако при анализе инвентаря разграничить, что конкретно принадлежит индивиду № 1, а что индивиду №2, не удалось ввиду плохой сохранности костяков.

Погребение № 116

В погребении обнаружены костные останки двух индивидов. Останки принадлежат взрослому человеку, умершему в возрасте 30-40 лет и ребёнку, умершему в возрасте 4 года ± 12 месяцев. Оба человека были похоронены одновременно в одной могильной яме. Ребёнок был уложен с правой стороны от взрослого (Данич, 2007б. С. 105).

Инвентарь, сопровождающий останки детского костяка: бронзовое височное кольцо с литой привеской в виде бипирамидальной грозди, фрагмент серебряного височного кольца (с литой привеской в виде бипирамидальной грозди?); фрагменты серебряной маски (на шелке); втульчатый топор (Данич, 2007б. С. 104).

Инвентарь, сопровождающий взрослого индивида: серебряная маска (на ней имеются три отверстия под глаза и рот, выдавленный нос и точечным орнаментом обозначены брови, усы и обведены глаза); бронзовый неорнаментированный пластинчатый браслет (на правой руке); серебряный перстень; топор; фрагменты кожаного ремня с накладками из оловянистого сплава в серебряных обкладках. В составе пояса находились 11 квадратных накладок с прямоугольной прорезью у основания, без орнамента, 5 овальных накладок с прямоугольной прорезью у основания, 4 сердцевидные накладки, 2 наконечника ремня от ремней-привесок, цельнолитая восьмёркообразная бронзовая пряжка с овальным кольцом и узким прямоугольным приёмником. Ремень крепится к пряжке при помощи прямоугольного приёмника. Кроме того, обнаружены фрагменты ножа и костяной наконечник стрелы (Данич, 2007б. С. 104).

Если сравнить инвентарь, сопровождающий ребенка с инвентарем взрослого, то можно отметить:

1) вновь более разнообразный инвентарь взрослого индивида, в отличие от инвентаря детского.

2) наличие 2 височных колец у ребенка - в то время, как у взрослого височные кольца отсутствуют. И вновь височные кольца ребенка представлены кольцами с привеской в виде бипирамидальной грозди.

3) наличие погребальной серебряной маски как у взрослого, так и у ребенка. Здесь необходимо отметить, что разница встречаемости масок в детских одиночных погребениях (33%) по сравнению со взрослыми (37%) составляет всего лишь 4%. Но если обратиться к анализу самих масок, то можно заметить, что у ребенка - это неполная маска (вероятно, наротник или наглазник), в то время как у взрослого - это полная маска-личина хорошей сохранности. Эти же черты присущи и маскам в одиночных погребениях, то есть, как правило, у детей встречаются наротники и наглазники, а у взрослых - и полные маски.

4) так же, как в погребении №105, инвентарь сосредоточен в районе головы ребенка, в то время как у взрослого индивида инвентарь располагается в районе головы, рук и пояса.

5) как у взрослого, так и у ребенка присутствует топор (только у взрослого - это топор с узким, продолговатым, треугольной формы лезвием с молоточковидной приставкой обуха, находился на левом предплечье, а у ребенка - втульчатый, находился на правом плече).

Погребение № 242

В погребении захоронены три человека: мужчина, умерший в возрасте 35-50 лет, взрослый, умерший в возрасте старше 25 лет и ребенок, умерший в возрасте 3 лет ±

1 год. Все трое были похоронены одновременно в одной могильной яме. Взрослые уложены параллельно друг другу, головами на север, ребенок положен в ногах между взрослыми (Данич, 2011. С. 211-212).

Инвентарь, сопровождающий останки детского костяка: пронизь из 3 бронзовых бусин, бронзовые пронизки, стеклянные бусины, сердоликовая бусина, мех, астрагал (Данич, 2011. С. 211-212).

Инвентарь, сопровождающий «западного» взрослого индивида: наконечник копья, 2 серебряных височных кольца, серебряная маска, сабля, топор, фрагменты кожаного ремня с накладками, пряжкой и наконечником ремня, бронзовый браслет, кресальный кремень, 2 ножа, удила (Данич, 2011. С. 211-212).

Инвентарь, сопровождающий «восточного» взрослого индивида: железная пряжка, топор, бронзовая подвеска - коготь (Данич, 2011. С. 211-212). Таким образом, при сравнении инвентаря, можно отметить следующее:

1) Сосредоточенность инвентаря, сопровождающего ребенка, в районе головы.

2) Наличие стеклянных и бронзовых бусин у ребенка, в отличие от взрослого инвентаря.

3) Наличие астрагала среди детского инвентаря.

Здесь следует отметить, что использование астрагалов в качестве сопровождающего инвентаря детских погребений встречается довольно часто: на средневековых памятниках Волжской Болгарии (Закирова, 1988. С. 233); Подонья и Дуная (Флерова, 2001. С. 108). Эта закономерность широко прослеживается в эпоху бронзы. В детских погребениях ямной, катакомбной, синташтинской, алакульской культур они встречаются большими сериями (Берсенева, 2011. С. 69). Исследователь Н.А. Берсенева относит астрагалы к единственным предметам, которые клались исключительно в погребения детей на памятниках саргатской культуры (Берсенева, 2011. С. 69). Амулеты из таранных костей бобра были обнаружены в детском погребении на Плотниковском могильнике, который относится к родановской культуре (Крыласова, 2007. С.61).

На Бояновском могильнике астрагал обнаружен впервые.

Погребение № 252

В погребении обнаружены костные останки четырех индивидов - двух взрослых и двух детей. Останки западного индивида принадлежат женщине, умершей в возрасте 25-30 лет, восточного - женщине, умершей в возрасте 25-35 лет. Костяк первого ребенка располагается между костями правой руки и костями корпуса западного индивида. Кости принадлежат новорожденному ребенку. Севернее поперечной оси погребения над правой бедренной костью «восточного» индивида обнаружены фрагменты нижней челюсти и зубы ребенка, умершего в возрасте 4 года ± 1 год (Данич, 2011. С 215-217).

Однако, исходя из расположения костяков, глубин их нахождения и следов выветривания, Н.Г Брюхова предполагает, что «первоначальным было погребение «восточного» индивида, позже рядом были похоронены «западный» индивид с новорожденным ребенком. Второе захоронение потревожило часть костей «восточного» индивида, которые к тому времени уже лишились мягких тканей. Кости второго ребенка, вероятно, были подхоронены к остальным погребенным позже» (Данич, 2011. С. 215-217).

Следовательно, нас интересует «западный индивид» с новорожденным, поскольку это, вероятнее всего, двойное погребение.

Останки детского костяка не имели сопровождающего инвентаря, в то время как инвентарь взрослого индивида отличался большим разнообразием: серебряная маска, ожерелье из стеклянных бусин и клыков животного, 2 серебряных височных кольца, большое скопление стеклянных и бронзовых бусин в районе грудной клетки, 2 бронзовые монетовидные подвески, флаконовидная подвеска, 4 бронзовых подвески, копоуш-ка, бронзовый браслет, бронзовый перстень, фрагменты ремня с накладками, бр. пряжка, нож, бронзовая подвеска-коробочка, удила (Данич, 2011. С. 215-217).

Таким образом, среди совместных захоронений с детьми Бояновского могильника встречены случаи захоронения детей с мужчинами (3 случая) и с женщиной (1 случай). В остальных погребениях пол взрослого не определен.

В четырех случаях ребенок располагается справа от взрослого индивида. В тройном погребении - между взрослыми, в 1 случае определить точно положение ребенка не удалось. По всей вероятности, расположение ребенка справа от взрослого носило принципиальный характер, и не зависело от возраста ребенка: новорожденный, 6-месячный, 4-летний - все они расположены справа. Такая закономерность прослеживается и на других могильниках: к примеру, в погребениях № 57, №163 и №163а Деменков-ского могильника (Брюхова, 2008, С. 195-198).

Интересен и тот факт, что среди одиночных детских захоронений не встречаются индивиды младше 3-х лет, в то время как в совместных погребениях взрослых с детьми - возраст последних варьируется от новорожденного до 7-летнего. Это может указывать на то, что детей до 3-х лет хоронили иным способом или в могиле со взрослым. Этому можно найти аналогии в этнографии. Так, восточные ханты хоронили выкидышей и детей в возрасте до 10 дней на отдельном кладбище или в одной могиле со взрослыми (Семенова, 2008. С.95).

Анализ инвентаря совместных погребений взрослых и детей Бояновского могильника в целом дал подтверждение тем выводам, к которым мы пришли в результате анализа одиночных захоронений взрослых и детей:

1) инвентарь, сопровождающий взрослого индивида более разнообразный и насыщенный, чем инвентарь ребенка;

2) инвентарь, сопровождающий ребенка, в основном сосредоточен в районе головы, в то время как у взрослого индивида - в районе головы, рук и пояса;

3) частая встречаемость височных колец в составе детского инвентаря;

4) наличие погребальных серебряных масок как у взрослых, так и у детей. Однако у ребенка - это обычно наротник или наглазник, в то время как у взрослого - полная маска-личина.

5) использование стеклянных и бронзовых бусин в качестве сопровождающего инвентаря детей.

Что касается причин совместного захоронения, то исследователи выделяют по этому поводу две основные версии. Во-первых, совместные погребения могут быть следствием трагических событий, когда гибнет несколько человек одновременно. Во-вторых, они могут выступать как вариант сложного обряда, связанного с определенными культами (Бужилова, 2004. С 21-22). В данном случае мы вряд ли можем говорить о преднамеренном убийстве детей, связанном с культовой практикой, поскольку для этого нет объективных оснований: погребальный обряд исследуемых погребений вполне характерен для данного могильника (за исключением количества погребенных), их расположение в пространстве могильника никак не выделяется. Поэтому, вероятнее всего, причиной могла послужить единовременная смерть индивидов. Однако существует еще одна версия причины совместного захоронения - не одновременная смерть индивидов, а одновременное их захоронение, как предполагает Н.Г Брюхова, когда детей «оставляют не похороненным до благоприятной погодной поры или до смерти взрослого (родственника), с которым его можно захоронить в одной могиле» (Брюхова, 2008, С. 195198). Тем не менее, эти предположения носят лишь гипотетичный характер.

Список литературы и источников:

Берсенева Н.А., 2011. Социальная археология: возраст, гендер и статус в погребениях саргатской культуры. - Екатеринбург: УрО РАН. - 204 с.

Брюхова Н.Г, 2008. Парные погребения Бояновского могильника // Труды КАЭЭ. Вып. V Университет и историко-культурное наследие региона. - Пермь: ПГПУ - С. 195-198

Бужилова А.П., 2004. К вопросу о семантике коллективных захоронений в эпоху палеолита // Этология человека и смежные дисциплины. Современные методы исследований. - М: Ин-т этнологии и антропологии. - С.21-35.

Данич А.В., 2007а. История изучения Бояновского могильника // Доклады XXXIX Урало-Поволжской археологической студенческой конференции (Пермь, ПГПУ, 31 января - 4 февраля 2007 г.). - Пермь: ПГПУ. - С 22-26.

Данич А.В., 2005. Отчет о раскопках Бояновского могильника в МО г. Добрянка Пермского края в 2005 г.// Архив каб. археологии и этнографии ПГПУ

Данич А.В., 2007б. Отчет о раскопках Бояновского могильника в МО г. Добрянка Пермского края в 2007 г.// Архив ЛАЭИ ПГГПУ

Данич А.В., 2011. Отчет о раскопках Бояновского могильника в МО г. Добрянка Пермского края в 2011 г.// Архив ЛАЭИ ПГГПУ

Закирова И.А., 1988. Косторезное дело Болгара // Город Болгар: очерки ремесленной деятельности. - М.: Наука. - С. 220-243

Крыласова Н.Б., 2007. Археология повседневности: материальная культура средневекового Предуралья. - Пермь: ПГПУ! - 352 с.

Крыласова Н.Б., 2007. Отчет о раскопках Плотниковского могильника в Кудым-карском районе Пермского края в 2007 г. // Архив ЛАЭИ ПГГПУ

Радостева Г.И., 2010. Детские (до-взрослые) погребения Бояновского могильника // Археологическое наследие как отражение исторического опыта взаимодействия человека, природы, общества (XIII Бадеровские чтения): Материалы Всероссийской научной конференции. - Ижевск: УдГУ - С 170-174

Семенова В.И., 2008. Мифологика мира мертвых (по мифологическим и археологическим источникам Западной Сибири). - Тюмень: ИПОС СО РАН. - 213 с.

Флёрова В.Е., 2001. Резная кость Юго-Востока Европы IX-XП вв.: искусство и ремесло. По материалам Саркела-Белой Вежи из коллекций Гос. Эрмитажа. - СПб.: Алетейа. - 352 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.