Научная статья на тему 'Программно-целевые методы развития спортивной инфраструктуры'

Программно-целевые методы развития спортивной инфраструктуры Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
901
114
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Программно-целевые методы развития спортивной инфраструктуры»

В целом можно отметить, что при работе с умственно отсталыми школьникам, координационные способности учащихся развиваются лучше, если деятельность по-

строена с опорой на качественную разномодальную работу анализаторов. _______________________________________________________________________Таблица 1

—циплинаоценка Мальчики 10 лет Мальчики 11 лет Девочки 10 лет Девочки 11 лет

3 4 5 3 4 5 3 4 5 3 4 5

Челночный бег 3 х 10 м 9,5 8,5 8 9,2 8,2 8 10,7 10 9 10,3 9,2 8,5

Смешанные упоры за 30 сек 15 17 20 15 18 22 14 16 18 15 20 22

ЛИТЕРАТУРА

1. Анохин П.К. Особенности афферентного аппарата условного рефлекса и их значение для психологии. М.: Медицина, 1962 - 210 с.

2. Бернштейн Н.А. Биомеханика и физиология движений. - М.: Изд-во «Институт практической психологии, Воронеж: НПО «МОДЭК», 1997, - 608с.

3. Вайзман Н.П. Психомоторика детей - олигофренов. М.: Педагогика, 1976 -

100 с.

4. Головей Л. А. Опыт изучения психомоторной организации человека. Л.: Педагогика, 1973 - 100 с.

5. Гончаров В.И. Формирование двигательных умений. Л.: ФиС, 1983 - 230 с.

6. Дмитриев А. А.Физическая культура в специальном образовании. - М.: Издательский центр «Академия», 2002 - 176 с.

7. Ильин Е.П. Психомоторная организация человека. М.: Питер, 2003 - 379 с.

8. Лурия А.Р. Высшие корковые функции человека. М., изд-во Московского университета, 456с.

9. Озеров В.П. Психомоторные способности человека. Дубна: Феникс, 2002 -

297 с.

10. Розе Н.А. Психомоторика взрослого человека. Л.: Наука, 1970 - 230 с

11. Серова Л.А. Коррекция двигательных нарушений детей - олигофренов. Сб.н..ст. Психофизиологическое состояние и характер различных двигательных нарушений у аномальных детей. Издательство Свердловского государственного педагогического института, 1974 - 116 с.

ПРОГРАММНО-ЦЕЛЕВЫЕ МЕТОДЫ РАЗВИТИЯ СПОРТИВНОЙ ИНФРАСТРУКТУРЫ

В.В. Мироненко

Одним из эффективных методов государственного регулирования социальноэкономических процессов является определение задач, разработка мероприятий и утверждение необходимых средств для осуществления расходов, производимых в рамках федеральных и региональных целевых программ развития отраслей экономики и социальной сферы. Такие программы выступают инструментом экономической политики государства и представляют собой форму системного перераспределения финансовых и материальных ресурсов для решения приоритетных социальных задач с четким определением адресата получения средств. При формировании и реализации целевых программ государство (регион) концентрирует внимание общества на необходимости решения именно данной проблемы в среднесрочной и долговременной перспективах. При этом ставятся конкретные цели и задачи; определяются сроки, объемы ресурсов, исполнители; просчитывается результативность прогнозируемых мероприятий по установленной группе показателей.

В современных условиях физическая культура и спорт являются одними из претендентов на получение бюджетного финансирования, а приоритетными бюджетными

расходами являются государственные инвестиции в создание спортивной инфраструктуры. Вполне очевидно, что основой проведения в жизнь государственной политики в данной сфере является материально-техническая база и ее основное звено - физкультурно-спортивные сооружения. В то же время, ретроспективный взгляд на проблему развития отрасли программными методами показывает, что впервые на государственном уровне вопрос о необходимости строительства спортивных сооружений обсуждался еще в 2003 г., когда Президентом РФ было дано поручение разработать федеральную целевую программу строительства и реконструкции 1000 физкультурноспортивных комплексов. Острота проблемы подчеркивалась тревожной ситуацией с физическим и духовным здоровьем нации и отсутствием достаточного числа спортсо-оружений, доступных для систематических занятий населения физической культурой и спортом. Отмечалось, что уровень вовлеченности в занятия физической культурой и спортом всех категорий населения крайне низок, всего около 10 %, в том числе инвалидов - менее 1 %, тогда как в экономически развитых странах мира этот показатель достигает 40-60 %%. К этому можно добавить, что гражданам России зачастую негде заниматься физической культурой и спортом, так как в последние годы сеть физкультурно-спортивных сооружений постоянно сокращался. Имеется также значительное количество недостроенных спортивных объектов. Многие сооружения находятся в аварийном состоянии, не соответствуют санитарно-гигиеническим нормам, не обеспечены техническими средствами, современным оборудованием и инвентарем для учебно-тренировочного процесса и соревнований. При этом, предлагаемые коммерческими структурами услуги физической культуры и спорта недоступны для значительной части малообеспеченных граждан по причине высокой стоимости услуг.

В настоящее время уровень обеспеченности населения спортивными сооружениями в среднем по Российской Федерации составляет всего 18 % от социальных нормативов, одобренных распоряжением Правительства РФ от 03.07.1996 г. №1063-р, из них спортивными залами - 43%, плавательными бассейнами - 5%, плоскостными сооружениями - 26%.

Развитие инфраструктуры для проведения занятий физической культурой и спортом всех групп населения и нечеткое определение приоритетов в управлении до 2006 г. сдерживалось недостаточным уровнем бюджетного финансирования, выделяемого на развитие отрасли. Сегодня наметилась устойчивая тенденция к развитию материально-технической базы физической культуры и спорта. Изменившаяся экономическая ситуация и готовность России участвовать в конкурсе за право проведения «Олимпиады -2014» позволили принять полномасштабную федеральную целевую программу «Развитие физической культуры и спорта в Российской Федерации на 2006

- 2015 годы» (утверждена постановлением Правительства РФ от 11 января 2006г. № 7). В ней, помимо развития спортивной инфраструктуры в Г.Сочи, сохранены элементы государственной поддержки регионов, готовых участвовать в создании спортивной инфраструктуры на своих территориях на основе передовых технологий.

В указанной федеральной Программе в качестве главных задач государственной значимости определены:

• повышение интереса населения Российской Федерации к занятиям физической культурой и спортом;

• развитие инфраструктуры для занятий массовым спортом в образовательных учреждениях и по месту жительства;

• создание и внедрение в образовательный процесс эффективной системы физического воспитания, ориентированной на особенности развития детей и подростков;

• целевая поддержка научных и методических разработок в области спорта высших достижений;

• развитие материально-технической базы спорта высших достижений, в том числе для подготовки олимпийского резерва.

Представленные задачи сопряжены с достижением результатов от ее реализа-

ции, которые измеряются адекватными целевыми индикаторами:

• увеличение доли граждан РФ, систематически занимающихся физической культурой и спортом, до 30 процентов от общего числа граждан РФ;

• рост показателя обеспеченности спортивной инфраструктуры до 30 объектов на 100 тыс. жителей;

• увеличение количества квалифицированных тренеров и тренеров-преподавателей физкультурно-спортивных организаций, работающих по специальности, до 300 тыс.человек;

• обеспечение ежегодного прироста количества граждан, занимающихся в специализированных спортивных учреждениях, на 30 процентов;

• снижение среднего числа дней временной нетрудоспособности на 15 процентов по сравнению с 2004 годом;

• увеличение расходов граждан Российской Федерации на физическую культуру (в расчете на душу населения).

Программа устанавливает объемы и источники финансирования предусмотренных мероприятий. Общий объем финансирования программы с учетом прогноза цен на соответствующие годы составляет 106655 млн. руб. В том числе средства:

• федерального бюджета - 53613 млн. руб.;

• бюджетов субъектов Российской Федерации - 47962 млн. руб.;

• внебюджетных источников - 5080 млн. руб.

На капитальные вложения предполагается направить 105192 млн. руб., научно -исследовательские и опытно - конструкторские работы - 241 млн. руб., прочие нужды

- 1222 млн. руб.

Как видим, в Программе обозначены равнозначные доли источников финансирования, с одной стороны - федеральный бюджет, с другой - региональные и местные бюджеты и внебюджетные источники.

Главным распорядителем средств федерального бюджета, выделяемых на реализацию программных мероприятий, является Федеральное агентство по физической культуре и спорту (Росспорт), которым создана дирекция Федеральной Целевой программы «Развитие физической культуры и спорта в Российской Федерации на 2006 -2015 годы» в статусе федерального государственного унитарного предприятия. «Спорт-Инжиниринг». Эта дирекция призвана осуществлять управление средствами и взаимодействовать с регионами по вопросам развития спортивной инфраструктуры.

На наш взгляд, одним из наиболее реальных путей, способных создать условия для доступности занятий физической культурой и любительским спортом всем категориям населения, является концентрация финансовых ресурсов для возведения в субъектах Российской Федерации физкультурно-спортивных комплексов из легких быст-ровозводимых конструкций, произведенных на российских предприятиях. За последние годы в нашей стране разработана целая серия типовых проектов ФСК, учитывающая климатические, демографические, национальные особенности субъектов РФ. Не секрет, что материально-техническая база физической культуры и спорта в нашей стране в годы советской власти была в большей степени ориентирована на спорт высших достижений. Строились гигантские стадионы, дворцы спорта, ведомственные спорткомплексы, позволявшие широко демонстрировать спортивные достижения.

В середине 80-х годов в отечественной практике был в экспериментальном порядке разработан и точечно внедрен новый тип сооружения - физкультурнооздоровительный комплекс. Однако из-за иных приоритетов развития физической культуры и спорта строительство сооружений этого типа не получило достаточно широкого распространения, несмотря на то, что для полноценных физкультурнооздоровительных и спортивных занятий населения необходимо развитие материальнотехнической базы, соответствующей именно этому направлению деятельности.

Основой организации спортивно-оздоровительной деятельности населения в

развитых странах (а, соответственно и необходимой для этого материальнотехнической базы) является принцип предоставления услуг населению в соответствии с индивидуальным выбором потребителя. Чтобы обеспечивать возможность удовлетворения постоянно меняющихся потребностей граждан, уже на этапе проектирования и строительства объекта необходимо предусматривать многофункциональность, экономичность и мобильность использования всех элементов спортсооружения, а также максимальную доступность его местоположения для маломобильных групп населения - инвалидов с различными нарушениями, вплоть до нарушений опорно-двигательного аппарата и лиц пожилого возраста.

В этом случае речь идет о наибольшей приближенности сооружения к месту проживания граждан, что позволяет увеличивать охват людей, вовлекаемых в систематические занятия физической культурой и спортом. Подобные условия должны быть учтены при строительстве физкультурно-спортивных комплексов и в нашей стране. Физкультурно-спортивный комплекс представляет собой разновидность крытого отдельно стоящего физкультурно-оздоровительного сооружения, конструкция, оборудование, планировочные решения и технологическая схема которого предназначены для проведения физкультурно-оздоровительных занятий и спортивно-массовых мероприятий с различными категориями населения. Он должен находиться в пределах 15-20 минутной пешеходной доступности от места проживания.

Ориентируясь на потребности клиентов, конкретный регион может самостоятельно выбрать, какой из типов ФСК может быть возведен на его территории:

• многофункциональный (с универсальным игровым залом);

• с бассейном;

• с ледовой ареной.

Для увеличения оздоровительного и педагогического эффекта функционирования ФСК на близлежащей территории целесообразно оборудовать открытые площадки.

В типовых проектах ФСК, учитывающих тенденции современной архитектурно-строительной практики, предусмотрено оснащение спортивно-технологическим оборудованием и инвентарем, а также места для их хранения. В данный момент выделяются следующие группы строительных моделей:

• капитальные строения, возводимые по традиционным строительным технологиям из кирпича, бетонных плит, монолитного бетона и т.д.;

• строения, собираемые на месте установки из заранее изготовленных элементов каркаса и панелей ограждающих конструкций;

• быстровозводимые сооружения, которые, в свою очередь, могут быть разделены на:

- каркасные, представляющие собой быстромонтируемый металлический или деревянный каркас с использованием в качестве материалов ограждающих конструкций «сэндвич»-панели со слоем утеплителя, легкие металлические панели, слоистые пластики или плотные тентовые ПВХ-ткани;

- воздухоопорные, представляющие собой купол из тентовой ПВХ-ткани (одно- или многослойный), под которым создается избыточное давление путем постоянного нагнетания воздуха.

Капитальные строения более долговечны. Они могут использоваться как многофункциональные. Однако из-за высокой стоимости их строительства и недостаточности финансовых ресурсов у регионов многие проекты не были реализованы. Кроме того, в стране имеется значительное количество недостроенных спортивных объектов. При этом в генеральных планах развития городов были зарезервированы территории для возведения на них капитальных спортивных сооружений, но из-за отсутствия финансовых возможностей они не построены, а в ряде случаев исчезли из планов квар-

тальной застройки на последующие годы. Отрицательные последствия этого явления для развития физической культуры и спорта очевидны.

Проекты более низкой стоимости позволяют возвести на зарезервированных территориях спортсооружения, способные удовлетворить потребности различных групп населения в услугах в области физической культуры и спорта. Перспективным вариантом подобного проекта является возведение быстровозводимых каркасных спортивных сооружений. Такие проекты являются наиболее мобильными. В нормативных документах не приводится точного определения быстровозводимых сооружений, однако, принято считать, что к этому типу следует относить сооружения, срок возведения которых не превышает трех месяцев. Такая скорость возведения достигается за счет применения современных материалов, позволяющих резко снизить нагрузки на фундаменты, увеличить пролеты до 60 метров и выполнить укрупненную сборку на поверхности земли с последующим подъемом целых секций или сразу всего сооружения.

По сравнению с капитальными сооружениями возведение каркасных сооружений значительно дешевле. В последнее время на строительном рынке появилось большое количество новых материалов и современных строительных технологий, позволяющих снизить объем затрат на строительство и осуществить возведение каркасного комплекса за 2-3 месяца.

Привлекательность другого типа быстровозводимого сооружения, воздухоопорного, заключается, в первую очередь, в меньшем, по сравнению с возведением каркасных металлических или деревянных зданий, объемом первоначальных вложений. В воздухоопорных сооружениях устойчивость обеспечивается созданием избыточного давления внутри сооружения. К числу преимуществ сооружений этого типа относится возможность их демонтирования в относительно короткие сроки. Это позволяет в теплое время года проводить занятия на тех же самых площадях, но на открытом воздухе. Функциональное использование воздухоопорных сооружений в настоящее время ограничивается только игровыми видами спорта (в большинстве случаев - это теннис).

Недостатком спортсооружений этого типа является необходимость возводить пристройку с использованием традиционных строительных технологий для размещения вспомогательных помещений: раздевалки, душевые, тренерские, помещения для хранения инвентаря, а также более высокие, по сравнению с каркасными зданиями, эксплуатационные расходы. Это связано с необходимостью постоянного поддержания избыточного давления под куполом. Кроме того, воздухоопорные сооружения обладают меньшей ветровой и снеговой устойчивостью, теплоизоляционными характеристиками, а также антивандальными свойствами. Они не полностью отвечают санитарно-гигиеническим требованиям и не являются безопасными в эксплуатации.

Опыт использования воздухоопорных конструкций в Европе не позволяет выявить их преимущественных эксплуатационных характеристик по сравнению с каркасными сооружениями. Мембранные системы с избыточным подкупольным давлением используются, как правило, в регионах с умеренно холодной зимой и при организации тренировочного процесса с небольшим числом спортсменов. Они также применяются в качестве временных сооружений (за счет удобства и скорости монтажа-демонтажа).

Наиболее пригодными для использования в качестве ФСК являются большепролетные металлические или деревянные каркасные конструкции. Отсутствие промежуточных опор позволяет разместить в зданиях такого типа основное спортивное ядро. В зависимости от назначения сооружения это может быть универсальный игровой зал, легкоатлетический манеж, ледовая арена, зал борьбы на несколько полноразмерных ковров, бассейн и т. д. Конструкция позволяет сооружать в непосредственном окружении основного спортивного ядра соответствующие нормативным требованиям зоны безопасности, а также места для зрителей. Кроме этого, в состав комплекса вхо-

дят, как правило, сопутствующие помещения спортивного назначения: например, тренажерный зал, разминочный зал, зал единоборств.

Особое место занимают вспомогательные помещения, без которых невозможно полноценное функционирование спортивного комплекса: раздевалки, тренерские, восстановительный центр, включающий в себя бани, массажные кабинеты, кабинет функциональной диагностики и спортивно-медицинского мониторинга, зоны отдыха.

Таким образом, можно сделать вывод о том, что наиболее предпочтительным типом спортсооружения для целей любительского спорта и физкультурнооздоровительной деятельности населения является быстровозводимое большепролетное каркасное сооружение. При этом можно сказать о том, что при создании ФСК должно учитываться следующие принципы:

• малозатратность (в т.ч. полифункциональность и трансформируемость основных помещений);

• наличие вспомогательных помещений для складирования оборудования;

• упрощенность методов строительства (с применением деревянных или сборных металлоконструкций);

• быстровозводимость (наиболее рациональным является использование деревянных или легких металлоконструкций с системой комплектации).

Современные методы финансирования социальных проектов предусматривают долевое участие федерального и регионального бюджетов в их реализации. Этим требованиям соответствуют направления расходов, предусмотренные в упоминавшейся выше федеральной целевой программе «Развитие физической культуры и спорта в Российской Федерации на 2006 - 2015 годы». Субъекты РФ могут получить средства из федерального бюджета при условии их готовности принять долевое участие в со-финансировании строительства (реконструкции) объекта в объеме не менее 50 процентов от сметной стоимости работ. Для этого они должны предусмотреть необходимые средства в своих бюджетах и тем самым обеспечить планомерную реализацию намеченных планов. Принципиально важным условием включения региона в указанную целевую программу является согласие заявителя на возведение на его территории сооружения по типовым проектам ФСК, рекомендуемым к внедрению Росспортом. Типовые проекты сооружений, как указывалось выше, позволяют существенно сократить расходы на проектирование и уменьшить сроки строительства объекта при условии, что сметная документация содержит разделы по экспликации основного спортивно-технологического оборудования и перечень рекомендуемых специализированных спортивных напольных покрытий, что необходимо для определения структуры затрат.

В связи с наличием в субъектах РФ большого количества недостроенных и законсервированных в предыдущие годы спортивных объектов, в отдельных случаях допускается финансирование работ по завершению строительства по результатам их строительной и спортивно-технологической экспертизы и инвентаризации. При этом объем средств, выделяемых на федеральном уровне, не должен превышать 50процентный уровень ориентировочной стоимости выбранного соответствующего типа ФСК.

Укрупненная схема структуры затрат при строительстве быстровозводимых сооружений, предназначенных для эксплуатации в качестве физкультурно-спортивных комплексов, может быть представлена в следующем виде:

• проектирование,

• инжиниринг,

• строительство,

• устройство инженерных сетей,

• поставка, сборка и установка спортивно-технологического оборудования.

После завершения строительства (реконструкции) спортсооружения переходят

в собственность субъектов Российской Федерации, которые самостоятельно смогут

определять их организационно-правовую форму и балансовую принадлежность активов.

Одним из важных вопросов комплексного решения проблем и обеспечения полноценного функционирования объектов является необходимость проведения профессиональной переподготовки и повышения квалификации кадров, способных оказывать физкультурно-оздоровительные услуги различным категориям населения и управлять новыми типами спортивных сооружений в современных экономических условиях.

Таким образом, программно-целевые методы финансирования приоритетной государственной задачи - развитие инфраструктуры для повышения доступности занятиями физической культурой и спортом для всех групп населения Российской Федерации позволяют решить ее наиболее быстрым и экономически эффективным способом, что соответствует принципу бюджетирования, ориентированного на результат.

РОЛЬ И ЗНАЧЕНИЕ КОНТРОЛЯ И ОЦЕНКИ В ОБУЧЕНИИ ИНОСТРАННОМУ ЯЗЫКУ В ВОЕННОМ ИНСТИТУТЕ ФИЗИЧЕСКОЙ

КУЛЬТУРЫ

А.И. Михеев, В.Я. Колотое

Рассматривая роль и значение контроля и оценки в обучении иностранному языку в военном вузе, авторы статьи исходят из того, что рациональное управление учебным процессом по иностранному языку невозможно без чёткой системы проверки и оценивания хода становления речевых умений и навыков курсантов.

В целях теоретико-методического обоснования рациональных способов обучения иностранному языку при рассмотрении вопросов контроля, тестирования, оценки для построения продуктивного иноязычного обучения в Военном институте физической культуры нами было проанализировано значение традиционных отметок и оценок при проверке результатов обучения: объективность оценок как средства измерения результатов иноязычного обучения; валидность и гомогенность контрольных материалов (Кривошапова Р.Ф., Силютина О.В., 1980).

Изучение роли и значимости оценок в специфической педагогической системе «Военный институт физической культуры» потребовало от нас исследования особенностей обратной связи в рамках существующих субъект - объектных и субъект - субъектных отношений между обеими сторонами учебного процесса (Крысько В.Г., 2005).

Проведение исследования в рамках данной статьи по вопросам обратной связи при определении уровня обученности курсантов, управления учением и формирования умений и навыков учиться потребовало от нас соблюдения следующих положений: чёткости дидактических целей; рассмотрения иноязычного обучения в контексте будущей профессиональной деятельности; структурности преподаваемого материала с учётом его аутентичности; ясности методического языка; обоснованности в управлении познавательной деятельностью курсантов; объективности выставляемых оценок (Панасюк В.П., 2000).

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Проведённая исследовательская работа потребовала от авторов также технологического видения процесса обучения, его особенностей и специфики в соответствии с предметным содержанием учебной дисциплины в педагогической системе «Военноспортивный вуз» (Щеголев В.А., Панасюк В.П., 1991).

Согласно базовым положениям методики вузовского обучения иностранному языку одним из наиболее трудоёмких при проектировании и фактическом осуществлении маршрута обучения является этап оценки и контроля результатов обучения, его коррекции, ставший предметом исследования в данной работе.

Одной из ведущих посылок для авторов при разработке данного вопроса стало критическое отношение лингводидактов к оценочной балльной системе в курсе обучения иностранному языку: отметки как стимулятора учения, как того фактора, что раз-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.