снабжение для производителей сельскохозяйственной продукции.
На выбор интеграционной (точнее, консолидационной) или соответственно дезинтеграционной стратегии предприятия оказывает влияние вопрос об оптимальных размерах предприятия, имеется в виду вопрос о рациональных границах предприятия, который давно обсуждается в литературе. Однако единого ответа на него нет, решение зависит от конкретной ситуации: типа предприятия, условий управления, стадии жизненного цикла предприятия, а также экономической среды в стране, где оно функционирует. Объективная граница целесообразности слияния предприятий, как нам представляется может определяться следующими факторами (рис.1)
Таким образом, процесс интеграции может осуществляться в различных формах, проблема - в выборе наиболее эффективной интегрированной системы.
ТИМОШЕНКО А.Н.
ПРОГРАММНО-ЦЕЛЕВЫЕ МЕТОДЫ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПОДДЕРЖКИ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ
МАЛОГО И СРЕДНЕГО БИЗНЕСА
Малый бизнес, ренессанс которого начался в развитых странах в последней четверти XX в. в условиях радикального изменения направленности развития производительных сил - от обобществ-ленности к индивидуализации, связанной с массовым внедрением информационно-коммуникационных технологий, представляет собой в настоящее время наиболее массовую, динамичную, гибкую
форму организации хозяйственной деятельности, выступающей не только основой экономического ^
благополучия государств с развитой рыночной системой хозяйствования, но и основой гражданского ^
общества и политической стабильности этих стран. В развитых странах более 80% из всех зарегист- □
рированных предприятий являются малыми, на них занято до 70% трудоспособного населения, а их ^ доля в валовом национальном продукте достигает 60%.
В России состояние сектора малого предпринимательства можно определить как стагнирующее,
так как динамика основных показателей развития этого сектора изменяется в сторону увеличения с
I—
довольно низкими темпами, оставаясь на уровне 90-х гг. Вклад малых предприятий в ВВП России ®
составляет 10%, что остается ниже аналогичного показателя для стран с развитой системой рыноч- о
ного хозяйствования, степень "насыщенности" малыми предприятиями на 1 тыс. жителей также го- ®
раздо ниже, чем в развитых странах - 6,2 малых предприятий на 1 тыс. жителей в среднем по России, |
тогда как в Великобритании этот показатель достиг 46, в Японии - 50, в Италии - 68, в США - 74 [1]. 0
Поскольку малый и средний бизнес представляет собой относительно самостоятельный сектор о
современной рыночной экономики. то в промышленно развитых странах индивидуальные предпри- ^
ниматели, малые и средние предприятия (МСП) представляют самую большую по численности группу £ по сравнению со всеми остальными формами организации предпринимательских структур (свыше 90%), однако по масштабам задействованных в сфере предпринимательства активов она занимает около 20%,
т.е. индивидуальные предприниматели составляют основу малого предпринимательства. Так, напри- о
мер, в США более 19 млн. фирм относится к категории малых; во Франции - 2,3 млн. фирм (99,8% от о
общего числа), на которых занято 70% рабочей силы. В Испании 99,5% фирм относятся к малым и 9
средним предприятиям, а в Германии на таких предприятиях занято более 65% трудоспособного насе- т
ления. В целом МСП в большинстве развитых стран, являющихся членами Всемирной торговой орга- £
низации (ВТО), в среднем составляют более 95% фирм, обеспечивают 60-70% занятости и постоянно £
создают новые рабочие места [2]. 5
Малые формы организации хозяйственного производства характеризуют такие свойства, как £
гибкость, возможность оперативного реагирования на изменение внешних и внутренних факторов. ЕЕ МСП располагают мощными конкурентными преимуществами, требуют меньше капиталовложений в
расчете на одного работника (по сравнению с крупными), широко используют местные трудовые о
ресурсы. У собственников МСП высокий уровень личной мотивации в достижении успеха, они лучше [I
информированы об уровне спроса на локальных рынках, часто продукция производится по заказу ^
конкретных потребителей, малые предприятия дают средства к существованию большого количества о
наемных работников. Мировой опыт демонстрирует, что условием эффективного развития является О симбиоз крупного производства со множеством мелких и средних предприятий (аутсорсинг и субкон-
трактинг), каждое из которых выполняет свою определенную функцию, что обеспечивается целенаправленными государственными программами по структурированию неоэкономики и применением программно-целевых методов государственной поддержки.
Хотя малый бизнес прежде всего ориентируются на удовлетворение внутреннего потребительского и промышленного спроса, однако расширяется число МСП, использующих условия либерализации внешнеэкономической деятельности. Около 1/4 продукции малого бизнеса конкурентоспособно на мировом рынке, около 20% продукции МСП привлекает 10-40% выручки от трансграничного перемещения товаров, работ, услуг. В настоящее время доля МСП составляет 25-35% мирового экспорта продукции и привлекает значительную долю прямых иностранных инвестиций. Такие МСП, которые активно проявляют себя во внешнеторговой сфере, как правило, развиваются более интенсивно, чем аналогичные предприятия, ориентированные исключительно на внутренний рынок.
В России число зарегистрированных малых предприятий (2005 г.) составило 989,3 тыс. (в 2004г. - 890,9 тыс.). При общей положительной тенденции в среднем по стране в трех федеральных округах (Центральном, Приволжском и Дальневосточном) произошло сокращение числа зарегистрированных малых предприятий. В Ростовской области количество малых предприятий увеличилось с 2000г с 25 до 29 тыс. в 2004г. При этом Ростовская область входит первую десятку регионов России, где малое предпринимательство развивается наиболее успешно. За 2005г. Совет Федерации ФС РФ и Торгово-Промышленная палата РФ отметили Ростовскую область дипломом победителя Всероссийского конкурса "Лучший регион (субъект) РФ по развитию малого и среднего предпринимательства" [3].
Многие из таких проблем, присущих малым предприятиям, как недостаток финансирования и управленческих навыков, сложности в эксплуатации высокотехнологичного оборудования, невысокая производительность труда, административные барьеры и др.), сильно обостряются в условиях
01 и тт и
'Т. повышения степени открытости национальной экономики. Потому для усиления своей конкурентоспособности малый бизнес нуждается в модернизации систем управления и поиска информации, об-
д новлении технологической базы, повышении квалификации менеджмента и т.д. В условиях усиления
□ глобализационных процессов государство должно содействовать улучшению доступа МСП к финан-
^ совым и информационным ресурсам, к рынку госзакупок, современным технологиям (включая управ-
-<> ленческие) и т.д.
а Конкурентоспособность представляет собой поликомпонентное явление, включающее качественен ные и ценовые параметры производимой продукции и зависящее от уровня менеджмента, управле-§ ния финансовыми потоками, инвестиционной и инновационной составляющей деятельности предпри-ф ятия, конъюнктуры рынка, степени конкуренции со стороны других участников рынка [4, с.17]. Так-| же под конкурентоспособностью понимается свойство объекта, характеризующееся степенью реального или потенциального удовлетворения им конкретной потребности по сравнению с аналогичны-о ми объектами, представленными на данном рынке. Конкурентоспособность определяет способность
Ее выдерживать конкуренцию по сравнению с аналогичными объектами на данном рынке [5, с.227].
® „ ^
£ В условиях повышения степени открытости национальной экономики важное значение приоб-
а ретает начальный уровень конкурентоспособности, обеспечиваемый в значительной мере нацио-< нальными институциональными факторами (наличие административных барьеров, правовой защитой, ^ государственной поддержкой). Существенными факторами конкурентоспособности отечественных з товаропроизводителей являются: государственная политика, уровень развития региональных эконо-о мик; система менеджмента качества и т.д. К факторам, сдерживающим формирование конкурентос-^ пособности малых предприятий, относятся: политико-экономические риски ведения бизнеса, отсут-£ ствие международных сертификатов качества, слабый менеджмент (финансовый, качества и др.), ад-£ министративные барьеры и т.д. Эти проблемы использования новых факторов повышения конкурентоспособности малого бизнеса обостряются в условиях повышения степени открытости националь-^ ной экономики в связи с обострением конкуренции с крупными иностранными и транснациональными ми компаниями. В связи с этим важным фактором повышения конкурентоспособности малого и сред->| него бизнеса выступает активная региональная и муниципальная экономическая политика, реализу-5 емая, прежде всего, программноцелевыми методами.
® Суть программно-целевого метода регулирования экономики состоит в отборе приоритетных
Л целей социально-экономического развития, разработке взаимоувязанных мероприятий по их дости-^ жению в заданные сроки с максимальной эффективностью при требуемом обеспечении ресурсами. Метод включает разработку программ с учетом стратегических целей, определение путей, средств и организационных мероприятий по их достижению [6]. Программа - это научно обоснованное пред-
ставление о состоянии корректного объекта управления через определенный период времени (5, 10 лет и более) на основании реализации поставленной цели и выполнения комплекса мероприятий, согласованных по ресурсам, срокам и исполнителям. Программный подход как метод решения долговременных комплексных проблем социально-экономического развития органически присущ индустриальной системе хозяйствования.
Необходимость формирования и развития эффективной региональной экономической системы программно-целевыми методами определяется невозможностью комплексного решения поставленных задач в приемлемые сроки в рамках сложившихся рыночных механизмов и обязательностью государственной поддержки для их решения. При программно-целевом подходе осуществляется параллельная реализация двух типов интеграции: пространственной, когда объединяются усилия различных участников хозяйственной деятельности различных отраслей, районов и форм собственности, и временной, необходимой обеспечения последовательности и взаимосвязи различных этапов рыночного процесса.
Реализация программно-целевого метода в современных условиях России осуществляется в виде целевых программ - федеральных (ФЦП), регио-нальных и муниципальных, являющихся одним из важнейших средств реализации экономической политики государства, активного воздействия на производственные и иные процессы. Федеральная целевая программа (ФЦП) представляет собой увязанный по ресурсам, исполнителям и срокам осуществления комплекс научно-исследовательских, опытно-конструкторских, производственных, социально-экономических, организационно-хозяйственных и других мероприятий, обеспечивающих эффективное решение задач в области государственного, экономического, экологического, социального и культурного развития РФ.
В составлении целевой программы выделяются следующие этапы: отбор проблем для включения в программу, принятие решения о разработке программы, её формирование, экспертиза и оценка, утверждение, управление реализацией и контроль за ходом её выполнения. Инициатором постанов-
ит
01
г
ки проблем для решения программными методами на федеральном уровне могут выступать любые □ юридические и физические лица. Однако в настоящее время эффективность целевого программиро- О вания в экономике РФ невелика, и часто оно заменяется текущим административным управлением.
В отечественной экономической теории программно-целевое управление нередко рассматрива- ^ лось только как метод планирования. Однако основ-ное в программно-целевом подходе - это органи- а ческое единство четко структурированной содержательной части программы с формированием и ® исполь-зованием организационного и финансового механизмов её реализации, контролем реализации о (последнее является одновременно и элементом обратной связи). Применение такого сложного орга- ® низационно-хозяйственного инструмента, как целевая программа, оправдано для решения далеко не | для всех проблем, возникающих при функционировании хозяйственных систем. ^
В Ростовской области действует около 150 тыс. СМП, в том числе 29 тыс. малых предприятий и о 103,5 тыс. индивидуальных предпринимателей, 15,7 тыс. крестьянских (фермерских) хозяйств в фор- ^ ме юридических лиц и индивидуальных предпринимателей. В 39 муниципальных районах и город- ^ ских округах из 55 созданы и действует более 100 объектов инфраструктуры. В их числе микрофи- ^ нансовые организации (кредитные кооперативы, фонды поддержки малого предпринимательства и ^ местного развития и др.), информационные, консультационные организации и учебно-производствен- о ные площадки для начинающих предпринимателей (агентства поддержки малого и среднего бизне- 0 са, информационно-консалтинговые центры по обслуживанию малого агробизнеса, крестьянских (фер- о мерских) и личных подсобных хозяйств, инновационно-технологические центры, бизнес-инкубаторы и технопарки).
Развитие малого бизнеса является приоритетным направлением государственной политики Ростовской области. Новой областной целевой программой развития малого предпринимательства на 2006-2008 годы предусмотрено более десяти форм прямой финансовой поддержки малого бизнеса, направленной на содействие развитию и повышению его конкурентоспособности и эффективности. В 2006 году из средств областного бюджета на эти цели предусмотрено в 2 раза больше средств, чем в 2005 г. - 91,9 млн. руб., из них на финансовую поддержку предпринимателей - 50 млн. руб. [8].
В приоритетные направления поддержки МСП включены:
- бытовое обслуживание населения в сельских районах области;
- защита окружающей среды; 5
- въездной и внутренний туризм, развитие гостиничного комплекса. О
- сельхозпроизводство и сельхозпереработка;
о
Ol
z
CD □
□
üi
о i—
CD i— S О d CD
CG S
X
>
CD
о
- коммунальное хозяйство и обслуживание жилищного фонда;
- здравоохранение;
- экология;
- инновационная деятельность.
Продолжается реализация программы субсидирования процентной ставки по кредитам и займам на пополнение оборотных средств и реализацию инвестиционных проектов. Субсидия предоставляется в форме компенсации 2/3 ставки рефинансирования Центробанка России, действующей в период пользования кредитом, что позволяет субъекту малого бизнеса удешевить пользование кредитом более чем на 8%. В 2005 г. субсидии предоставлены 140 субъектам малого предпринимательства на сумму 18,8 млн.руб., ожидаемые налоговые платежи в консолидированный бюджет области от данных субъектов малого бизнеса составляют 80 млн. руб., количество сохраненных рабочих мест - 3871, количество новых рабочих мест - 716.
Достаточно эффективны и востребованы, на наш взгляд, такие формы финансовой поддержки конкурентоспособности МСП Ростовской области, как частичное субсидирование:
- расходов по лизинговым платежам;
- основных средств и нематериальных активов;
- арендных платежей субъектов малого предпринимательства, осуществляющим бизнес в приоритетных сферах деятельности;
- стоимости патентного поиска и патента на интеллектуальную собственность;
- части затрат на приобретение субъектами малого предпринимательства современных лицензированных средств разработки программного обеспечения и управления базами данных;
- расходов на оплату услуг по землеустроительным работам;
- стоимости услуг по выполнению обязательных требований законодательства РФ и законодательства страны-импортера;
- затрат на сертификацию по международным стандартам.
Одной из форм поддержки является бюджетное финансирование организации коллективных стендов донских товаропроизводителей на выставках, в том числе за рубежом. Так, например, малые предприятия Ростовской области, участвовавшие в 2005 году в выставках за пределами территории Рос-сийской Федерации, получили возмещение 2/3 фактически произведенных затрат по аренде выставочных платежей. Финансовую поддержку получили 4 малых предприятия на общую сумму более 350 тыс. руб.
Таблица - Финансовая поддержка СМП в 2006 г. из средств областного бюджета в рамках реализации Программы развития малого предпринима-тельства на территории Ростовской области на 20062008 гг.[9]
о а
о
<
о
CD
О
О
Ö со О
I—
о о
CL
о
CD
О CD
О х О
О
Содержание мероприятии Сумма (тыс. руб.)
Субсидирование процентной ставки по привлеченным кредитам.. займам 2S500
Предоставление субсидий на развитие к малом секторе экономики приоритетных сфер деятельности 200
Предоставление на конкурсной основе еуосилин на компенсацию части арендных платежей СМИ а приоритетных сферах деятельности, объектам инфраструктуры подлерж-ки малого предпринимательства $000
Предоставление субсидий на компенсацию части расколов на оплату услуг по землеустроительным работам СМП. реализующим инвестнщюнные проекты 2500
Предоставление субсидий начинающим предпринимателям (в том числе из ■числа безработных граждан, выпускников учебных заведений, вкЕШюутпщх, уволенных в запас и граждан, испытывающих трудности и поиске рабогы} 1000
Предоставление субсидий СМП, осуществляющим в вешнеэконо м н чес кую деятельность, на компенсацию части затрат, связанных с оплатой услуг по выполнению обязательных фебований законодательства РФ и законодательства страны-импортера. Предоставление субсидий СМП па возмещение части затрат на сертификацию по международным стандартам 4000
Субсидирование части затрат СМП но аренде кыставочных площадей для участи)! в выетавочно-ярмарочных мероприятиях, в том числе за рубежом »00
В целях стимулирования малых экспортеров и увеличения объемов экспорта предусмотрено субсидирование процентной ставки по привлеченным кредитам СМП, осуществляющим поставки продукции на экспорт. Поддержка экспортно-ориентированного бизнеса совпадает с приоритетами, принятыми на федеральном уровне. В 2005 г. из федерального бюджета были профинансированы мероприятия, направленные на стимулирование деятельности субъектов малого бизнеса - экспортеров. Ростовская область победила в конкурсе на получение этих средств и 7 малых предприятий-производителей экспортной продукции получили бюджетные средства на развитие.
Помимо форм прямой финансовой поддержки малому предпринимательству предусмотрены организационная, информационная и образовательня поддержка. Проблема отсутствия информационно-консультационной поддержки стоит перед предпринимателями, особенно из отдаленных рай-онов региона, остро. Для решения этой проблемы ежегодно расширяется сеть объектов инфраструктуры поддержки малого предпринимательства, в том числе благодаря выделению средств областного бюджета на эти цели. Серьезное внимание уделяется количеству и качеству предоставляемых услуг. Данные организации оказывают услуги по регистрации предприятий различных организационно-правовых форм, оказывают помощь в оформлении, переоформлении лицензий, внедряют комплексный аудит и услуги по бухгалтерскому сопровождению деятельности.
Таким образом, анализ программно-целевых методов государственной поддержки малого и среднего бизнеса в Ростовской области, направленных на повышение степени его конкурентоспособности в условиях развития процессов экономической глобализации показывает свою эффективность. Необходимо отметить, что деятельность областной администрации сфокусирована на системном решении проблемы и развитии инфраструктуры, а не на поддержке отдельных предприятий. Это подтверждается также тем, что о всем основным показателям развития малого предпринимательства область входит в десятку лучших регионов России, в которых малое предпринимательство активно ^ развивается.
□
Литература. О
1. Омельченко Е.В. Организационно-экономические основы повышения эффективности российского производственного предпринимательства. Автореферат диссертации на соискание ученой сте- ^ пени д.э.н. - М., 2002. а
2. Исследование проблем в сфере малого предпринимательства, возникающих при присоедине- ® нии Российской Федерации к ВТО. - М.: Бизнес-Тезаурус, 2003. о
3. Виноградова Е. Малый бизнес Дона в лицах, фактах, цифрах // Вестник донской экономики. ®
2005. № 1. С. 34-37. 1
4. Глисин Ф., Воронина Г. 0 конкурентоспособности промышленных предприятий // Экономист. ^ - 2004. - № 6. ¡5
5. Фатхутдинов P.A. Конкурентоспособность организации в условиях кризиса: экономика, мар- ^ кетинг, менеджмент. - М.: Маркетинг, 2002. S
6. Мищенко В.В. Государственное регулирование и планирование национальной экономики. - g-Алтай: ЦМТ АГУ, 2002. <
7. Областная целевая программа развития малого предпринимательства в Ростовской области на о 2006-2008 годы (утверждена Областным законом от 26.12.05 № 423-3C). о
8. Составлено автором по материалам Управления развития малого предпринимательства и меж- о региональных связей Министерства экономики, торговли, международных и внешнеэкономических m связей Ростовской области // www.donland.ru. £
CD
CL
О ф
о ф
о
X
о
о