Научная статья на тему 'ПРОГРАММНО-ЦЕЛЕВОЙ ПОДХОД В РЕШЕНИИ ПРОБЛЕМ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ'

ПРОГРАММНО-ЦЕЛЕВОЙ ПОДХОД В РЕШЕНИИ ПРОБЛЕМ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
555
88
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРОГРАММНО-ЦЕЛЕВОЙ ПОДХОД / МУНИЦИПАЛЬНЫЕ ПРОГРАММЫ / СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ / МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / МАЙКОПСКИЙ РАЙОН / PROGRAM-TARGET APPROACH / MUNICIPAL PROGRAMS / SOCIO-ECONOMIC DEVELOPMENT / MUNICIPALITY / MAIKOP DISTRICT

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Хатукай Саида Аслановна, Бабалян Эмин Борикович, Тамов Каплан Асланович

В статье рассмотрена сущность программно-целевого подхода как одного из основных инструментов осуществления качественных изменений социально- экономической ситуации, как на государственном, так и на региональном и муниципальном уровнях. Определены основные экономические результаты использования программно-целевого подхода в управлении социально-экономическим развитием муниципальных образований. Для оценки эффективности программно-целевого подхода в решении проблем социально-экономического развития муниципального образования «Майкопский район» проведен анализ действующих муниципальных программ, установлена степень достижения запланированных мероприятий данных программ, определен уровень эффективности их реализации. Сделан вывод о значимости данного инструмента в обеспечении роста конкурентоспособности муниципального образования и его устойчивого социально-экономического развития.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Хатукай Саида Аслановна, Бабалян Эмин Борикович, Тамов Каплан Асланович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PROGRAM-TARGET APPROACH TO SOLVING PROBLEMS OF SOCIO-ECONOMIC DEVELOPMENT OF THE MUNICIPALITY

The article considers the essence of the program-target approach as one of the main tools for implementing qualitative changes in the socio-economic situation at the state, regional and municipal levels. The main economic results of using the program-target approach in the management of socio-economic development of municipalities are determined. To assess the effectiveness of the program-target approach in solving problems of socio-economic development of the municipalityMaikop district” an analysis of the current municipal programs, the degree of achievement of planned activities from these programs, determine the level of effectiveness of their implementation. The conclusion is made about the importance of this tool in ensuring the growth of the competitiveness of the municipality and its sustainable socio-economic development.

Текст научной работы на тему «ПРОГРАММНО-ЦЕЛЕВОЙ ПОДХОД В РЕШЕНИИ ПРОБЛЕМ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ»

УДК [332.142:316.4](470.621) ББК 65.049(2Рос.Ады) Х 25

С.А. Хатукай,

кандидат экономических наук, доцент, доцент кафедры экономики и управления Адыгейского государственного университета, г. Майкоп. Тел.: + 7 (960) 437-02-22, e-mail: sa_khatukay@mail.ru

Э.Б. Бабалян,

старший преподаватель кафедры цифровой экономики Адыгейского государственного университета, г. Майкоп. Тел.: +7 (952) 982-99-49, e-mail: e.babalyan@mail.ru

К.А. Тамов,

кандидат экономических наук, старший преподаватель кафедры экономики и управления Адыгейского государственного университета, г. Майкоп. Тел.: +7 (960) 495-77-77, e-mail: tamov-ka@mail.ru

ПРОГРАММНО-ЦЕЛЕВОЙ ПОДХОД В РЕШЕНИИ

ПРОБЛЕМ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

(Рецензирована)

Аннотация. В статье рассмотрена сущность программно-целевого подхода как одного из основных инструментов осуществления качественных изменений социально-экономической ситуации, как на государственном, так и на региональном и муниципальном уровнях. Определены основные экономические результаты использования программно-целевого подхода в управлении социально-экономическим развитием муниципальных образований. Для оценки эффективности программно-целевого подхода в решении проблем социально-экономического развития муниципального образования «Майкопский район» проведен анализ действующих муниципальных программ, установлена степень достижения запланированных мероприятий данных программ, определен уровень эффективности их реализации. Сделан вывод о значимости данного инструмента в обеспечении роста конкурентоспособности муниципального образования и его устойчивого социально-экономического развития.

Ключевые слова: программно-целевой подход, муниципальные программы, социально-экономическое развитие, муниципальное образование, Майкопский район.

S.A. Khatukay,

Candidate of Economic Sciences, Associate Professor, Associate Professor of Economics and Management Department, Adyghe State University, Maikop. Ph.: + 7 (960) 437-02-22, e-mail: sa_khatukay@mail.ru

E.B. Babalyan,

Senior Lecturer of the Department of Digital Economy, Adyghe State University, Maikop. Ph.: +7 (952) 982-99-49, e-mail: e.babalyan@mail.ru

K.A. Tamov,

Candidate of Economic Sciences, Senior Lecturer of Economics and Management Department, Adyghe State University, Maikop. Ph.: +7 (960) 495-77-77, e-mail: tamov-ka@mail.ru

PROGRAM-TARGET APPROACH TO SOLVING PROBLEMS OF SOCIO-ECONOMIC DEVELOPMENT OF THE MUNICIPALITY

Abstract. The article considers the essence of the program-target approach as one of the main tools for implementing qualitative changes in the socio-economic situation at the state, regional and municipal levels. The main economic results of using the program-target approach in the management of socio-economic development of municipalities are determined. To assess the effectiveness of the program-target approach in solving problems of socio-economic development of the municipality "Maikop district" an analysis of the current municipal programs, the degree of achievement of planned activities from these programs, determine the level of effectiveness of their implementation. The conclusion is made about the importance of this tool in ensuring the growth of the competitiveness of the municipality and its sustainable socio-economic development.

Keywords: program-target approach, municipal programs, socio-economic development, municipality, Maikop district.

Кризисные явления в современной экономике вызывают необходимость коренного изменения устаревшей структуры хозяйства, резкой активизации инновационной и инвестиционной деятельности в социально-экономических системах. В этих условиях особое значение приобретают инструменты экономической политики, предназначенные для осуществления принципиальных структурных сдвигов в экономике страны в целом, отдельных регионов, муниципальных образований, населенных пунктов.

Одним из таких ключевых экономических инструментов является программно-целевой подход, условия применения которого позволяют рассматривать его в качестве одного из основных методов осуществления качественных изменений социаль-но-эколого-экономической ситуации, как на государственном, так и на региональном и муниципальном уровнях.

Целевые программы являются элементом механизма реализации стратегии устойчивого развития страны, региона, муниципального образования, так как представляют собой увязанные по ресурсам, исполнителям и срокам осуществления комплексы научно-исследовательских,

опытно-конструкторских, организационно-хозяйственных и иных мероприятий, обеспечивающих эффективное решение конкретных задач в области государственно-федеративного и муниципального строительства, научно-технического, экономического, инвестиционного, социально-демографического, внешнеэкономического, культурного, экологического, регионального и муниципального развития Российской Федерации.

Их важнейшей особенностью является определение, исходя из народнохозяйственной значимости, социальной, экологической, экономической и институциональной целесообразности, состава приоритетных направлений развития и очередности их реализации с учетом возможностей финансирования программных мероприятий на федеральном, региональном или местном уровнях. Практика показывает, что целевые программы могут быть эффективно использованы для управления социальными, экологическими, экономическими и институциональными процессами в муниципальных образованиях.

Использование программно-целевого подхода применительно к муниципальным образованиям позволяет достичь следующих

экономических результатов, представленных на рис. 1.

В муниципальном образовании «Майкопский район» реализуется Стратегия социально-экономического развития до 2030 года, главной целью которой является определение путей и способов обеспечения устойчивого повышения благосостояния жителей муниципального образования «Майкопский район», динамичного развития в долгосрочной перспективе экономики района как составной части Республики Адыгея.

Стратегия социально-экономического развития муниципального образования «Майкопский район» до 2030 года разработана в соответствии с Федеральным законом от 28 июня 2014 года № 172-ФЗ «О стратегическом планировании в Российской Федерации» и Законом Республики Адыгея от 6 августа 2015 года № 455 «О стратегическом планировании в Республике Адыгея», а также проектом Стратегии социально-экономического развития Республики Адыгея до 2030 года.

До настоящего времени в муниципальном образовании Майкопский район Стратегия соци-

ально-экономического развития на долгосрочный период не утверждалась. Это не позволяет произвести оценку достигнутых стратегических целей социально-экономического развития района.

На основе оценки имеющегося потенциала развития Майкопского района, выявленных конкурентных преимуществ и ограничений экономического роста, с учетом внутренних и внешних угроз в Стратегии выделены следующие приоритетные направления развития района до 2030 г:

1. Развитие человеческого капитала и социальной сферы.

2. Конкурентоспособная экономика.

3. Сбалансированное пространственное развитие.

4. Эффективное муниципальное управление.

Основным механизмом реализации Стратегии выступают муниципальные программы Майкопского района, обеспечивающие взаимосвязь стратегического и бюджетного планирования. При этом Майкопский район намерен активно участвовать в реализации государственных программ Республики Адыгея

Рис.1.0сновные экономические результаты использования проораммно-цееввогм подхквовупраюенииьоеиалъно-окономическим рвьвотием

муниципальных образований

для обеспечения комплексного достижения целей и приоритетов государственной и муниципальной социально-экономической политики на своей территории.

В рамках разработки Стратегии уточнен набор муниципальных программ Майкопского района. Действующие муниципальные программы продолжают реализовываться в 2019-2020 гг. В этот период разрабатывается новый пакет муниципальных программ, цели и задачи которых соответствуют целям и задачам Стратегии. Предполагается разработка ряда новых муниципальных программ в целях реализации задач по развитию экономических комплексов (табл. 1).

Так как данные муниципальные программы в настоящее время находятся на стадии разработки, то оценить их эффективность не представляется возможным. Поэтому для оценки эффективности программно-целевого подхода в

решении проблем социально-экономического развития муниципального образования «Майкопский район» рассмотрим ранее действовавшие муниципальные программы.

В соответствии с долгосрочной целью на территории муниципального образования в 2018 году были реализованы 15 муниципальных программ. Рассмотрим программы, непосредственно направленные на решение социально-экономических проблем Майкопского района.

Муниципальная программа «Развитие малого и среднего предпринимательства». Развитие малого и среднего предпринимательства является одним из стратегических факторов социально-экономического развития Майкопского района и Республики Адыгея в целом, неотъемлемым элементом рыночной системы хозяйствования, соответствующим целям экономических реформ в России.

№ п/п Наименование муниципальных программ Майкопского района с периодом действия Период действия по этапам реализации Стратегии

2020-2024 гг. 2025-2030 гг.

1. Развитие образования + +

2. Развитие культуры и искусства + +

3. Развитие физической культуры и спорта + +

4. Управление муниципальными финансами + +

5. Экономическое развитие + +

6. Развитие общественного транспорта и обеспечение безопасности дорожного движения + +

7. Обеспечение граждан доступным и комфортным жильем, поддержка жилищно-коммунального хозяйства, энергосбережение и повышение энергетической эффективности + +

8. Социальное развитие + +

9. Устойчивое развитие сельских территорий МО «Майкопский район» + +

10. Защита населения и территории от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, обеспечение пожарной безопасности и безопасности людей на водных объектах на территории МО «Майкопский район» + +

Таблица 1

Перечень муниципальных программ, утверждаемых в целях реализации Стратегии социально-экономического развития Майкопского района

В целях опережающего развития малого и среднего предпринимательства в Майкопском районе реализуется муниципальная программа «Развитие малого и среднего предпринимательства».

Программа включает в себя два основных направления:

1) «Финансовая поддержка субъектов малого и среднего предпринимательства» - состоит из одного мероприятия «Микрокредитование субъектов малого и среднего предпринимательства».

На реализацию данного мероприятия в 2018 году были предусмотрены финансовые средства бюджета района в сумме 410,0 тысячи рублей, финансирование, по состоянию на 31.12.2018 г., не осуществлялось. Однако муниципальным Фондом поддержки малого и среднего предпринимательства муниципального образования «Майкопский район» выданы микрокредиты 5 субъектам малого и среднего предпринимательства на сумму 1100,0 тысячи рублей за счет возвратных средств ранее выданных кредитов.

Несмотря на то, что плановое значение целевого индикатора по данному направлению достигнуто, мероприятие оценивается как невыполненное, так как выделенные на него средства не освоены.

В соответствии с уставом основной целью деятельности муниципального Фонда поддержки малого и среднего предпринимательства является формирование инфраструктуры развития и поддержки малого предпринимательства, предоставление финансовой помощи на возмездной и безвозмездной основе при реализации проектов предпринимателей. Фонд также может оказывать имущественную, информационную, консультационную и другие формы поддержки.

В то же время на уровне Республики Адыгея функционирует микрокредитная компания «Фонд поддержки предпринимательства Республики Адыгея» (далее - МКК).

Основным видом деятельности МКК является предоставление микрозаймов субъектам малого и среднего предпринимательства Республики Адыгея. Цели и задачи Фонда и МКК носят идентичный характер, однако МКК имеет возможность предоставлять значительные средства из федерального и республиканского бюджетов, контролировать возвратность средств, вести претензионную и су-дебно-исковую работу. МКК имеет лицензию, дающую право осуществлять микрофинансирование.

2) «Развитие инфраструктуры поддержки предпринимательства и содействие занятости населения» -включает в себя 8 мероприятий, которые не предполагают направление финансовых средств на их реализацию. В отчетном году полностью исполнены 8 мероприятий данного направления.

Несмотря на удовлетворительную эффективность, дальнейшая реализация программы целесообразна, так как в 2019-2021 годах планируется создание в муниципальном образовании «Майкопский район» индустриального (промышленного) парка, что обеспечит доступ субъектов малого и среднего предпринимательства к производственным площадям и помещениям в целях создания (развития) производственных и инновационных компаний.

С 2019 года государственная поддержка субъектов МСП реализуется в рамках национального проекта «Малое и среднее предпринимательство и поддержка индивидуальной предпринимательской инициативы». Для достижения целей и показателей национального проекта реализуются пять региональных проектов Республики Адыгея: «Популяризация предпринимательства», «Расширение доступа субъектов малого и среднего предпринимательства к финансовой поддержке, в том числе к льготному финансированию», «Акселерация субъектов малого и среднего

предпринимательства», «Улучшение условий ведения предпринимательской деятельности», «Создание системы поддержки фермеров и развитие сельской кооперации».

Благодаря активному вовлечению физических лиц и предпринимателей Майкопского района управление экономического развития и финансов смогло обеспечить участие в мероприятиях, проводимых АНО «Центр поддержки предпринимательства Республики Адыгея», в следующем объеме: 386 участников регионального проекта «Популяризация предпринимательства в Республике Адыгея» в Майкопском районе; 11 участников регионального проекта, занятых в сфере МСП, по итогам участия в региональном проекте; четыре вновь созданных субъекта МСП; 41 человек обученных основам ведения бизнеса, финансовой грамотности и иным навыкам предпринимательской деятельности; 10 субъектов МСП, принявших участие в мероприятиях проекта; четыре субъекта МСП, получивших поддержку в рамках регионального проекта «Акселерация субъектов малого и среднего предпринимательства».

Государственная поддержка субъектов МСП отразилась на росте

количества малых и средних предприятий в Майкопском районе. На 31.12.2018 г. количество субъектов малого и среднего предпринимательства в Едином реестре субъектов малого и среднего предпринимательства достигло отметки 2005 ед. (рис. 2).

По видам деятельности малый и средний бизнес Майкопского района охватил все сферы экономической деятельности: это обрабатывающие производства, строительство, сельское хозяйство, оптовая и розничная торговля, транспорт и связь, операции с недвижимом имуществом, аренда и предоставление услуг.

Муниципальная программа «Развитие туризма».

Отрасль туризма является одним из приоритетных направлений Майкопского района. Это обусловлено тем, что в настоящее время Майкопский район позиционируется как широкоизвестный круглогодичный курорт Северо-Западного Кавказа с огромным природным и туристским потенциалом, туристский центр Республики Адыгея.

В Майкопском районе есть всё необходимое для достижения высоких результатов в туристической деятельности:

1. Благоприятные климатические условия.

Рис. 2. Динамика численности субъектов малого и среднего предпринимательства муниципального образования «Майкопский район» в 2016-2018 гг.

2. Круглогодичный курорт.

3. Выгодное экономико-географическое положение.

4. Развивающаяся транспортная сеть.

5. Кадровый потенциал.

6. Возможность выхода на рынки Краснодарского и Ставропольского краев.

7. Стабильная общественно-политическая ситуация в республике.

8. Развитые банковский и страховой секторы экономики.

9. Наличие свободных производственных площадок с возможностью подведения коммуникаций.

10. Район открыт для общения и делового межрегионального и международного сотрудничества.

В этих условиях деятельность администрации Майкопского района должна быть направлена на создание благоприятных условий, обеспечивающих устойчивое развитие отрасли туризма.

В целях устойчивого развития туристической отрасли в Майкопском районе реализуется муниципальная программа «Развитие туризма».

Цель данной программы - создание развитого конкурентоспособного туристического комплекса в Майкопском районе, удовлетворяющего потребности граждан в туристических услугах, и формирование благоприятного туристского имиджа района.

В рамках программы реализуются следующие мероприятия:

- создание информационной базы существующих туристических объектов (в 2018 году в ходе инвентаризации хозяйствующих субъектов реестр туристических объектов был дополнен 15 новыми объектами), существующих стихийных мест отдыха;

- проведение совещаний и семинаров с руководителями и обслуживающим персоналом туристических объектов; участие в выставках-ярмарках, презентациях, инвестиционных и экономических форумах

(в выставке «Интурмаркет» приняли участие четыре субъекта туриндустрии);

- разработка и издание рекламно-информационных материалов о туристском потенциале района (изготовлены и распространены в ходе проведения массовых мероприятий DVD-диск с фильмом «Туризм в Майкопском районе» и книга «Горная Адыгея»);

- осуществление природоохранных мероприятий (сбор и транспортировка мусора, отходов) в местах массового посещения туристами (межбюджетные трансферты Дахов-скому сельскому поселению);

- работы по подготовке и обслуживанию мест проведения ежегодных соревнований по рафтингу «Интерралли Белая» (межбюджетные трансферты Даховскому сельскому поселению).

В 2018 году выполнены все запланированные мероприятия, достигнуты запланированные значения целевых показателей (индикаторов). Фактические расходы на реализацию программы составили 99,2% от плановых.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Успешная реализация мероприятий муниципальной программы «Развитие туризма» благоприятно отразилась на росте основных показателей туристической деятельности. Так, количество туристов на конец 2018 года составило 460 тысяч человек, что в значительной мере отражает популярность Майкопского района для туризма (рис. 3).

При увеличении потока туристов потребуется увеличение рабочих мест, которые задействованы в обслуживании туристов, что положительно отразится на социально-экономическом развитии Майкопского района.

Муниципальная программа «Устойчивое развитие сельских территорий».

Программа направлена на улучшение жилищных условий молодых семей и молодых специалистов, проживающих и работающих

460

432

2016 г. 2017 г. 2018 г

Рис. 3. Количество туристов в Майкопском районе в 2016-2018 гг., тыс. чел.

в сельской местности; повышение уровня комплексного обустройства сельских населенных пунктов объектами социальной и инженерной инфраструктуры.

В 2018 году в рамках развития газификации завершено строительство переходящего объекта «Газоснабжение правобережной части ст. Абадзехской Майкопского района Республики Адыгея»; по состоянию на 01.01.2019 г., введено 44,865 км газопровода; начато строительство переходящего объекта «Строительство распределительного газопровода а. Мафехабль МО Кировское сельское поселение протяженностью 4,785 км.

В 2018 году построено 2,25 км; завершено строительство линейного газопровода низкого давления в ст. Курджипской, по ул. Ленина, в районе жилого дома № 151 и далее - с закольцовкой к существующим газопроводам низкого давления в районе пересечения ул. Ленина и ул. Школьной - построено 0,5583 км.

В рамках развития водоснабжения в сельской местности продолжено строительство переходящего объекта «Реконструкция водопроводных сетей с расширением п. Тульского, Майкопского района», мощность 18 км. Соглашением с Министерством сельского хозяйства

Республики Адыгея определен целевой индикатор на 2018 год -3,6 км, который выполнен в полном объеме.

В рамках строительства и реконструкции автомобильных дорог, ведущих к общественно значимым объектам сельских населенных пунктов, а также к объектам производства и переработки сельхозпродукции, проведена реконструкция 0,987 км автомобильной дороги «Подъезд от федеральной дороги Майкоп - Гузерипль (х. Шевченко), от ул. Набережной по ул. Западная до ул. Полевая к социально-значимым объектам: МБДОУ № 38 «Дружба», магазин, ФАП».

В целях решения задачи по улучшению жилищных условий молодых семей и молодых специалистов программой предусматривалось приобрести 414 кв. м жилья. В 2018 году приобретено 393 кв. м, так как один претендент на приобретение жилья попал в список на дополнительное финансирование в конце 2018 года.

Все запланированные мероприятия программы выполнены. Запланированные значения целевых показателей (индикаторов) достигнуты. Фактические расходы на реализацию программы составили 100% от плановых.

Муниципальная программа «Развитие образования».

Программа реализуется по семи направлениям: развитие дошкольного образования, развитие общего образования, развитие дополнительного образования, создание условий для организации отдыха и оздоровления детей и молодежи в образовательных организациях, обеспечение безопасности в муниципальных учреждениях, обеспечение государственных гарантий в области опеки и попечительства несовершеннолетних лиц, организационное и методическое обеспечение реализации муниципальной программы.

В рамках программы осуществлялось обеспечение деятельности образовательных учреждений, укрепление и развитие их материально-технической базы; созданы дополнительные места для детей от 2 месяцев до 3 лет; предоставлялась компенсация на оплату жилых помещений, отопления и освещения педагогическим работникам образовательных учреждений; продолжали осуществляться мероприятия по повышению доступности приоритетных объектов и услуг в приоритетных сферах жизнедеятельности для инвалидов и других маломобильных групп населения; осуществлялась поддержка одаренных детей и талантливой молодежи.

В рамках программы было обеспечено следующее: организация летнего отдыха детей на базе общеобразовательных учреждений; организация горячего питания для отдельных (льготных) категорий обучающихся; меры пожарной безопасности объектов образования, меры антитеррористической защищенности объектов образования; предоставление ежемесячного вознаграждения и ежемесячного дополнительного вознаграждения приемным родителям, ежемесячной выплаты на содержание детей, находящихся под опекой, а также переданных на воспитание в приемную

семью; предоставление жилых помещений для детей-сирот.

Все запланированные мероприятия программы выполнены. Из 44 целевых показателей (индикаторов) по 29 достигнуты запланированные значения. Фактические расходы на реализацию программы составили 99% от плановых.

Муниципальная программа «Социальное развитие».

В рамках программы осуществлялась социальная поддержка 65 малоимущих одиноко проживающих граждан Майкопского района и других категорий граждан, находящихся в трудной жизненной ситуации, а также: пенсионное обеспечение за выслугу лет 37 лицам, замещавшим муниципальные должности, и муниципальным служащим; единовременная денежная выплата в связи с поздравлением ветеранов ВОВ, проживающих в Майкопском районе, с юбилейными днями рождения -67 человек; социальная поддержка лиц, имеющих звание «Почетный гражданин Майкопского района» (16 человек); оказывалось содействие развитию и поддержка социально-ориентированных некоммерческих организаций, в том числе финансовая поддержка.

Запланированные значения целевых показателей (индикаторов) достигнуты. Фактические расходы на реализацию программы составили 100% от плановых.

Муниципальная программа «Управление муниципальными финансами».

Цель программы - обеспечение долгосрочной сбалансированности и устойчивости бюджета муниципального образования «Майкопский район».

Достижение поставленной цели обеспечено путем консолидированной работы органов местного самоуправления МО «Майкопский район» по решению следующих задач:

1) увеличение доходной базы районного бюджета;

2) повышение реалистичности и надежности экономических прогнозов как основы бюджетного планирования;

3) повышение эффективности расходов районного бюджета.

Запланированные значения целевых показателей (индикаторов) достигнуты.

Отношение объема муниципального долга муниципального образования «Майкопский район» к доходам районного бюджета без учета безвозмездных перечислений из бюджетов других уровней и поступлений доходов по дополнительным нормативам отчислений составило по итогам года 24,2% (в 2017 году - 21,1%), удельный вес расходов районного бюджета в рамках муниципальных программ в общем объеме расходов районного

бюджета - 90,3%, что на 9,1 процентного пункта выше, чем в 2017 году. Расходы районного бюджета исполнены на 98,2% (в 2017 году - на 93,1%).

Фактическое финансирование программы составило 99,4% от планового. Все запланированные мероприятия программы выполнены.

Общий объем доходов консолидированного бюджета Майкопского района за 2018 год составил 1106,1 млн рублей (темп роста к 2016 году - 111,64%). В структуре доходов удельный вес налоговых и неналоговых поступлений составил 32,4%, безвозмездных поступлений - 67,6%. Расходы в 2018 году составили 1208,4 млн рублей (рис. 4).

Структура доходов консолидированного бюджета МО Майкопский район представлена на рис. 5.

'Доходы

Расходы

Профицит +8,6

990,8 982,2

Профицит +51,7 1032,9 981,2

Дефицит -102,3

11 ПА 1

1208,4

2Й16год

2017год

2018год

Рис. 5. Структура доходов консолидированного бюджета МО Майкопский район

в 2018 г.

Налог на прибыль 13%

без НОЗДЛСЗДН ы с поступлении 67%

Колог но доводы физических лиц

9%

Акцизы но подакцизным тсаорзм (продукции)

3%

Налоги на имущество S%

Рис. 4. Исполнение бюджета Майкопского района в 2016-2018 гг., млн руб.

Таблица 2

Уровень эффективности муниципальных программ муниципального образования

«Майкопский район»

№ п/п Наименование муниципальной программы Итоговая сводная оценка муниципальной программы Вывод об эффективности муниципальной программы

1. Развитие образования 0,93 высокая

2. Развитие культуры и искусства 1 высокая

3. Развитие малого и среднего предпринимательства 0,89 удовлетворительная

4. Развитие физической культуры и спорта 1 высокая

5. Развитие туризма 0,9 высокая

6. Защита населения и территории от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, обеспечение пожарной безопасности и безопасности людей на водных объектах 0,89 удовлетворительная

7. Комплексная поддержка жилищно-коммунального хозяйства 0,5 неудовлетворительная

8. Социальное развитие 1 высокая

9. Устойчивое развитие сельских территорий 0,98 высокая

10. Развитие молодежного движения, профилактика наркомании, экстремизма, правонарушений среди детей и молодежи 0,96 высокая

11. Обеспечение безопасности дорожного движения 1 высокая

12. Обеспечение инженерной инфраструктурой земельных участков, выделяемых семьям, имеющим трех и более детей 0,02 неудовлетворительная

13. Развитие казачества 0,5 неудовлетворительная

14. Обеспечение отдельных категорий граждан жилыми помещениями 1 высокая

15. Управление муниципальными финансами 1 высокая

Так, в структуре доходов консолидированного бюджета МО Майкопский район наибольшую долю составляют безвозмездные поступления (67%), налог на прибыль и налог на доходы физических лиц.

Поскольку реализация муниципальных программ ориентирована на достижение конкретных результатов в рамках закрепленных в программах задач, важным является

оценка эффективности муниципальных программ, которая проводится в процессе и по итогам их реализации.

При оценке муниципальных программ учитывается вклад (удельный вес) каждой подпрограммы и программно-целевого инструмента в реализацию муниципальной программы, который устанавливается при утверждении муниципальной программы.

В целях оценки эффективности реализации муниципальной программы устанавливаются следующие критерии:

- если значение показателя Эмп равно 0,85 и выше, то уровень эффективности реализации муниципальной программы оценивается как высокий;

- если значение показателя Эмп от 0,70 до 0,85, то уровень эффективности реализации муниципальной программы оценивается как удовлетворительный;

- если значение показателя Эмп ниже 0,70, то уровень эффективности реализации муниципальной программы оценивается как неудовлетворительный.

Достижение показателей эффективности реализации муниципальной программы в полном объеме (Эмп>= 1) свидетельствует об эффективной реализации муниципальной программы.

По итогам проведенной оценки муниципальных программ составим рейтинг эффективности реализации муниципальных программ (табл. 2).

Рассматривая данные табл. 2, можно отметить, что 10 муниципальных программ, которые реа-лизовывались в 2018 году в Майкопском районе, имеют высокую эффективность, 2 программы являются удовлетворительными и 3 программы - неудовлетворительными.

На основании проведенного анализа можно сделать вывод, что в настоящее время муниципальные программы являются действенным инструментом, обеспечивающим решение проблем социально-экономического развития муниципального образования «Майкопский район». Успешная реализация муниципальных программ обеспечит рост конкурентоспособности Майкопского района и его устойчивое социально-экономическое развитие.

Примечания:

1. Администрация муниципального образования «Майкопский район»: офиц. сайт. URL: https://xn—7sbb4aebcdaqufghtl.xn--p1ai/.

2. Кувшинов М.А. Программно-целевое управление социально-экономическим развитием муниципального образования: сущность и объективная необходимость // Век качества. 2010. №№ 2. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/programmno-tselevoe-upravlenie-sotsialno-ekonomicheskim-razvitiem-munitsipalnogo-obrazovaniya-suschnost-i-obektivnaya-neobhodimost (дата обращения: 16.08.2020).

3. Белова Н.П., Калинина Г.В., Калинин А.М. Программно-целевой подход в управлении социально-экономическим развитием региона // date accessed. 2009. № 3. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/programmno-tselevoy-podhod-v-uprav-lenii-sotsialno-ekonomicheskim-razvitiem-regiona (дата обращения: 16.08.2020).

References:

1. Administration of the municipal formation "Maikop district": official website. URL: https://xn—7sbb4aebcdaqufghtl.xn--p1ai/.

2. Kuvshinov M.A. Program-targeted management of the socio-economic development of a municipal formation: essence and objective necessity // Age of Quality. 2010. No. 2. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/programmno-tselevoe-upravlenie-sot-sialno-ekonomicheskim-razvitiem-munitsipalnogo-obrazovaniya-suschnost-i-obek-tivnaya-neobhodimost (date accessed: 16.08.2020).

3. Belova N.P., Kalinina G.V., Kalinin A.M. Program-target approach in the management of socio-economic development of the region // Bulletin of the Chuvash State University. 2009. No. 3. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/programmno-tsele-voy-podhod-v-upravlenii-sotsialno-ekonomicheskim-razvitiem-regiona (date accessed: 16.08.2020).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.