Научная статья на тему 'ЗНАЧЕНИЕ ПРОГРАММНО-ЦЕЛЕВОГО МЕТОДА ПЛАНИРОВАНИЯ В РАЗВИТИИ МАЛОГО И СРЕДНЕГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА НА МУНИЦИПАЛЬНОМ УРОВНЕ'

ЗНАЧЕНИЕ ПРОГРАММНО-ЦЕЛЕВОГО МЕТОДА ПЛАНИРОВАНИЯ В РАЗВИТИИ МАЛОГО И СРЕДНЕГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА НА МУНИЦИПАЛЬНОМ УРОВНЕ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
152
27
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРОГРАММНО-ЦЕЛЕВОЙ МЕТОД / ПЛАНИРОВАНИЕ / ЦЕЛЕВАЯ ПРОГРАММА / МАЛОЕ И СРЕДНЕЕ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВО / ЭКОНОМИКА ГОРОДА / СТРУКТУРА ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА / МОНИТОРИНГ ВЫПОЛНЕНИЯ ПРОГРАММЫ / PROGRAM-TARGET METHOD / PLANNING / TARGET PROGRAM / SMALL AND MEDIUM BUSINESS / CITY ECONOMY / STRUCTURE OF ENTREPRENEURSHIP / MONITORING PROGRAM EXECUTION / MEASURES TO SUPPORT ENTREPRENEURSHIP

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Солдаткина Ольга Валерьевна

В современных экономических условиях, предполагающих адаптацию к требованиям рыночной экономики стратегическое планирование - это наиболее адекватный инструмент, усиливающий влияние администрации и общества в решении проблем повышения занятости и уровня жизни населения. Значение целевых программ особенно возрастает в периоды каких-либо сдвигов в структуре национальной экономики и в периоды ее нестабильности, например, когда встает вопрос о внедрении новых технологий, или когда необходимо быстро менять материально - техническую базу, или реагировать на новые вызовы и угрозы мирового рынка. Анализ отечественного опыта использования программно-целевого метода планирования на муниципальном уровне проводился на примере города Оренбурга. Развитие предпринимательства является одной из главных задач экономической политики города, а малое и среднее предпринимательство играет важную роль в его экономике, способствует наращиванию налоговых поступлений, созданию новых рабочих мест, насыщению рынка товарами и услугами собственного производства. На основе анализа статистической информации по развитию предпринимательства в городе определены проблемы связанные с реализацией разработанной программы развития малого и среднего предпринимательства. Определено значение программно-целевого метода планирования в развитии предпринимательства города. Выявлены преимущества, недостатки и особенности программно-целевого метода планирования на муниципальном уровне.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Солдаткина Ольга Валерьевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

VALUE OF THE PROGRAM-TARGET PLANNING METHOD IN THE DEVELOPMENT OF SMALL AND MEDIUM-SIZED BUSINESSES AT MUNICIPAL LEVEL

In modern economic conditions, involving adaptation to the requirements of a market economy, strategic planning is the most adequate tool that enhances the influence of the administration and society in solving the problems of increasing employment and living standards of the population. The value of targeted programs especially increases during periods of any shifts in the structure of the national economy and during periods of instability, for example, when the question of the introduction of new technologies arises, or when it is necessary to quickly change the material and technical base, or respond to new challenges and threats of the world market. The analysis of the domestic experience of using the target-oriented planning method at the municipal level was carried out on the example of the city of Orenburg. The development of entrepreneurship is one of the main tasks of the city's economic policy, and small and medium-sized businesses play an important role in the city's economy, contribute to increasing tax revenues, creating new jobs, saturating the market with goods and services of its own production. Based on the analysis of statistical information on the development of entrepreneurship in the city, the problems associated with the implementation of the developed program for the development of small and medium-sized businesses are identified. The importance of the program-target planning method in the development of entrepreneurship of the city is determined. The advantages, disadvantages and features of the target-oriented planning method at the municipal level are revealed.

Текст научной работы на тему «ЗНАЧЕНИЕ ПРОГРАММНО-ЦЕЛЕВОГО МЕТОДА ПЛАНИРОВАНИЯ В РАЗВИТИИ МАЛОГО И СРЕДНЕГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА НА МУНИЦИПАЛЬНОМ УРОВНЕ»

УДК 338.242.2

DOI: 10.26140/anie-2020-0904-0084

ЗНАЧЕНИЕ ПРОГРАММНО-ЦЕЛЕВОГО МЕТОДА ПЛАНИРОВАНИЯ В РАЗВИТИИ МАЛОГО И СРЕДНЕГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА НА МУНИЦИПАЛЬНОМ УРОВНЕ

© 2020

SPIN: 9335-8440

AuthorID: 646642

ORCID: 0000-0002-8204-6509

Солдаткина Ольга Валерьевна, кандидат экономических наук, доцент кафедры менеджмента Оренбургский государственный университет (460018, Россия, Оренбург, просп. Победы, 13, e-mail: olg_sold@mail.ru)

Аннотация. В современных экономических условиях, предполагающих адаптацию к требованиям рыночной экономики стратегическое планирование - это наиболее адекватный инструмент, усиливающий влияние администрации и общества в решении проблем повышения занятости и уровня жизни населения. Значение целевых программ особенно возрастает в периоды каких-либо сдвигов в структуре национальной экономики и в периоды ее нестабильности, например, когда встает вопрос о внедрении новых технологий, или когда необходимо быстро менять материально - техническую базу, или реагировать на новые вызовы и угрозы мирового рынка. Анализ отечественного опыта использования программно-целевого метода планирования на муниципальном уровне проводился на примере города Оренбурга. Развитие предпринимательства является одной из главных задач экономической политики города, а малое и среднее предпринимательство играет важную роль в его экономике, способствует наращиванию налоговых поступлений, созданию новых рабочих мест, насыщению рынка товарами и услугами собственного производства. На основе анализа статистической информации по развитию предпринимательства в городе определены проблемы связанные с реализацией разработанной программы развития малого и среднего предпринимательства. Определено значение программно-целевого метода планирования в развитии предпринимательства города. Выявлены преимущества, недостатки и особенности программно-целевого метода планирования на муниципальном уровне.

Ключевые слова: программно-целевой метод, планирование, целевая программа, малое и среднее предпринимательство; экономика города, структура предпринимательства, мониторинг выполнения программы.

VALUE OF THE PROGRAM-TARGET PLANNING METHOD IN THE DEVELOPMENT OF SMALL AND MEDIUM-SIZED BUSINESSES AT MUNICIPAL LEVEL

© 2020

Soldatkina Olga Valerievna, candidate of economic sciences, associate professor of the department of management Orenburg State University (460018, Russia, Orenburg, prosp. Victory 13, e-mail: olg_sold@mail.ru)

Abstract. In modern economic conditions, involving adaptation to the requirements of a market economy, strategic planning is the most adequate tool that enhances the influence of the administration and society in solving the problems of increasing employment and living standards of the population. The value of targeted programs especially increases during periods of any shifts in the structure of the national economy and during periods of instability, for example, when the question of the introduction of new technologies arises, or when it is necessary to quickly change the material and technical base, or respond to new challenges and threats of the world market. The analysis of the domestic experience of using the target-oriented planning method at the municipal level was carried out on the example of the city of Orenburg. The development of entrepreneurship is one of the main tasks of the city's economic policy, and small and medium-sized businesses play an important role in the city's economy, contribute to increasing tax revenues, creating new jobs, saturating the market with goods and services of its own production. Based on the analysis of statistical information on the development of entrepreneurship in the city, the problems associated with the implementation of the developed program for the development of small and medium-sized businesses are identified. The importance of the program-target planning method in the development of entrepreneurship of the city is determined. The advantages, disadvantages and features of the target-oriented planning method at the municipal level are revealed.

Keywords: program-target method, planning, target program, small and medium business; city economy, structure of entrepreneurship, monitoring program execution, measures to support entrepreneurship.

ВВЕДЕНИЕ

В данное время программно-целевой метод планирования применяется во многих развитых странах мира, например, в Германии, Финляндии, Франции, России и является одним из самых распространенных и доказавших свою эффективность. Экономисты и управленцы считают, что данный метод планирования «активен», так как с его помощью можно отслеживать и сложившуюся ситуацию, и оказывать влияние на ее последствия, а это главное его отличие от других. Метод активно используется для решения каких-либо проблем, возникающих на муниципальном уровне.

Программно-целевое планирование является одним из видов планирования, которое ориентировано на достижение поставленных целей. И хотя, каждый из известных методов планирования также направлен на достижение каких-либо конкретных целей, суть этого метода заключается в том, что в основе самого процесса планирования лежит определение и постановка целей, и

только после этого подбираются возможные варианты для их достижения в намеченные сроки с учетом сбалансированного обеспечения ресурсами и их эффективного использования [1].

Далее приведем несколько точек зрения, характеризующих программно-целевой метод планирования, так, Райзберг Б.А. под ним понимает «способ решения крупных и сложных проблем посредством выработки и проведения системы программных мер, ориентированных на цели, достижение которых обеспечивает решение возникших проблем» [2].

М. Ю. Кривошеева с коллективом соавторов под программно-целевым методом планирования понимает «способ выделения основополагающих целей и задач государственного, экономического, социального, экологического, культурного, территориального развития, разработки взаимосогласованных мероприятий по их реализации в установленные сроки» [3].

И. Е. Рисин и Е. А. Шаталова считают, «что про-

Солдаткина Ольга Валерьевна ЗНАЧЕНИЕ ПРОГРАММНО-ЦЕЛЕВОГО ...

граммно-целевои метод включает выявление видения желаемого будущего социально-экономической системы, выбор целей и направлений её развития, определение стратегии, обеспечивающей конкурентоспособность территории как места для жизни, хозяйственной деятельности и временного пребывания, а также конкурентоспособность отдельных сегментов экономики и социальной сферы» [4].

В иностранной литературе, например, в американской, «используется несколько терминов, обозначающих программно-целевое управление, таких как: system management, weapon system management, project management, и хотя ученые выделяют различия между этими терминами и их значениями, относятся они к одному общему явлению - интегрированному управлению определённой программой на системной основе» [1].

К особенностям программно-целевого метода планирования можно отнести инвестиционную направленность данного метода и его ориентацию на долгосрочную перспективу. Первая особенность проявляется в том, что в результате снижения инвестиционной активности муниципалитетам необходимо использовать те методы планирования, которые дают возможность для более обоснованного распределения и использования имеющихся ресурсов. Вторая особенность дает возможность учитывать причины связанные с нестабильностью общей экономической конъюнктуры, ужесточением конкуренции, повышением требований покупателей и другие.

При реализации программ развития муниципальные образования сталкиваются с рядом трудностей, которые, по мнению Н. Кремлева, А. Тутукова, связаны с тем, что их экономические возможности ограничены и они недостаточны для того чтобы полностью финансировать расходы, которые будут связанны с выполнением возложенных на них обязательств. Данные Счетной палаты Российской Федерации, говорят о том, что только два процента муниципалитетов могут покрыть расходы за счет собственных доходных источников. Большинство же муниципальных образований имеют собственные доходы, которые более чем в два раза меньше реальных расходов, кроме того, наблюдается высокий уровень износа основного капитала, а именно материально-технической базы, и недостаточная развитость инфраструктуры [3].

МЕТОДОЛОГИЯ

Целью данной статьи является изучение последовательности разработки программы развития малого и среднего предпринимательства (далее МСП) на муниципальном уровне и проведение мониторинга ее выполнения.

В соответствии с целью исследования определим следующие задачи:

- изучение научной литературы, посвященной вопросам реализации программно-целевого метода развития экономики;

- проведение логико-содержательного анализа программы развития МСП в г. Оренбурге и изучение порядка разработки программы;

- изучение динамики развития МСП в г. Оренбурге;

- определение преимуществ, недостатков и особенностей программно-целевого метода при планировании развития МПС на муниципальном уровне.

Исходной информационной базой послужили нормативно-правовые документы, посвященные развитию малого и среднего предпринимательства, размещенные на сайте администрации г. Оренбурга и службы государственной статистики по Оренбургской области.

В работе использовались эмпирические, теоретические и количественные методы исследования [5].

Программа развития малого и среднего предпринимательства - это эффективный инструмент, позволяющий управлять развитием муниципального образования. Эта программа является документом, в котором

отражены мероприятия и проекты, имеющие указания на исполнителей, сроки осуществления, ресурсы и направленные на достижение важнейших, долгосрочных целей комплексного развития предпринимательства в муниципальном образовании [4]. Основной целью программы является достижение эффективного использования конкурентных преимуществ местного природного, производственного и человеческого потенциала для повышения уровня и качества жизни населения и ликвидации возможных будущих угроз, что необходимо для устойчивого развития поселения.

Разработка программы развития начинается с изучения прогнозных сценариев и сравнения показателей по состоянию той проблемы, которую необходимо решить. Здесь применяется экстраполяционное прогнозиро-ва-ние, учитывающее сложившиеся тенденции и вариантное программно-целевое прогнозирование, которое помогает в формировании первичного суждения об имеющейся проблеме и возможностях и сроках ее решения. Кроме того, на этом этапе рассматриваются различные варианты программных действий и анализируются возможные мероприятия для решения проблемы.

РЕЗУЛЬТАТЫ

Изучив материал по программно-целевому планированию можно выявить его специфические черты, такие как:

- постановка целей путем формирования «дерева целей»;

- взаимосвязанность всех программных мероприятий и очередности их проведения с построенной иерархией целей;

- определение затрат материальных, трудовых, финансовых ресурсов, необходимых для реализации мероприятий программы;

- формирование механизмов управления;

- реализацией программ и институциализация деятельности по мониторингу и контролю исполнения установленных мероприятий [1, 2, 3].

Программы поддержки малого и среднего предпринимательства разрабатываются во всех субъектах РФ и применяются на федеральном, региональном и муниципальном уровне [6].

Далее рассмотрим программу развития малого и среднего предпринимательства принятую в городе Оренбурге и проведем мониторинг ее выполнения. С помощью мониторинга можно сделать выводы о результатах выполнения программ и определить дальнейшие направления развития города. Кроме того, с помощью мониторинга можно систематизировать наблюдаемые тенденции и выявленные результаты, что поможет определить дальнейшие мероприятия и разработать планы, в которых будут рационально использоваться различные производственные финансовые, трудовые ресурсы [7].

Программа была впервые принята в 2000 г. и с периодичностью один раз в три-четыре года она дорабатывалась и переоформлялась на следующий период. В 2014 г. была принята шестая муниципальная программа «Развитие малого и среднего предпринимательства в городе Оренбурге на 2015-2019 годы» (далее Программа), которая основана на выполнение целого комплекса мероприятий, направленных на достижение главной цели, заключающейся «в активизации предпринимательской деятельности, в повышении темпов развития малого и среднего предпринимательства, в повышении конкурентоспособности продукции, которая выпускается на предприятиях» [8]. Реализация мероприятий программы позволяет «усилить роль малого и среднего предпринимательства в экономике города Оренбурга - в производстве валового регионального продукта, в обеспечении занятости населения, в освоении инновационных проектов в соответствии с задачами Стратегии социально-экономического развития города до 2030 года» [9].

Разработке программы предшествовал учет факторов, которые отражают существующую ситуацию в эко-

номике города Оренбурга, рассмотрим их подробнее:

1 фактор. Состояние предпринимательства в данный период времени.

По данным налоговой инспекции в Оренбурге в 2014 г. было зарегистрировано 15194 малых и средних предприятий и 14245 индивидуальных предпринимателей - в сумме это почти 29439. В прошлом году было зарегистрировано 29147 малых предприятий и предпринимателей. В 2013 г. была тяжелая нагрузка по социальному налогу на малый и средний бизнес, поэтому число индивидуальных предпринимателей снизилось на 7,6 %, но выросло число предприятий малого и среднего бизнеса, то есть в большинстве случаев просто изменилась форма собственности. В 2014 г. в сфере предпринимательства города Оренбурга было занято 196 тысяч человек или 71% трудоспособного населения Оренбурга. Основная масса субъектов малого и среднего бизнеса, была сосредоточена в торговле и общественном питании - 48,4 процента от общего числа. В 2014 году количество предпринимателей в Оренбурге значительно сократилось. Бизнес-сообщество недосчиталось двух с половиной тысяч участников. Причина - увеличение сумм отчислений в пенсионный фонд. Уйти с рынка пришлось в основном тем, кто был занят в сфере обслуживания. Кроме того, можно отметить, что информация о состоянии субъектов малого предпринимательства характеризуется неполнотой и неточностью, так как ее сложно собирать и обрабатывать, далеко не все предприниматели передают в службу статистики отчеты о своей деятельности.

2 фактор. Состояние среды непосредственного окружения предпринимательства. Среда непосредственного окружения также характеризуется как нестабильная. У предпринимателей возникают проблемы и с поставщиками, которые постоянно увеличивают цены на свои ресурсы, с конкурентами, которых в более прибыльных сферах бизнеса всегда больше. Покупатели с каждым годом становятся разборчивее и экономнее. Поддержкой оренбургского предпринимательства занимаются несколько организаций, которые осуществляют информационную, имущественную и финансовую поддержку предпринимателей.

3 фактор. Состояние внешней среды предпринимательства. На протяжении многих лет предприниматели сталкиваются с тем, что финансовые ресурсы являются для большинства из них недоступными, трудно получить кредиты, особенно малым предприятиям. Высоки ставки на коммерческие кредиты и имеются большие сложности в их доступности. Недостаточна поддержка со стороны государства, малы объемы госзаказов. Возникают сложности с приобретением оборудования, так как в основном качественные, современные, высокопроизводительные производственные линии и машины производятся за рубежом. Высокий уровень налогообложения вынуждает предпринимателей уходить с рынка.

4 фактор. Информационная поддержка предпринимательства. Предприниматели, особенно начинающие, работать на рынке, сталкиваются с тем, что информации недостаточно, либо она неактуальна [10,11].

Все перечисленные факторы, затрудняют качественную оценку эффективности мероприятий программы и своевременное принятие управленческих решений.

Проведем логико-содержательный анализ программы, который выполним по шести блокам [12]. Рассмотрим порядок разработки программы развития малого и среднего предпринимательства в г. Оренбурге, который представлен в таблице 1.

Источником финансирования программы является бюджет г. Оренбурга, который направил 65003,68 тыс. руб. из средств местного бюджета и 61185,2 тыс. руб. из средств областного бюджета.

Все что касается обеспечения финансовой поддержки оказывающейся субъектам МСП, а также организациям, образующим инфраструктуру поддержки предпринимательства, определяется нормативными правовыми

актами администрации г. Оренбурга.

Таблица 1 - Логико-содержательный анализ программы развития МСП в г. Оренбурге

Блок анализа

Наименование программы и ее внешний контекст

Идентификация объекта регулирования

Цель программы

Задачи программы

Мероприятия, которые планируется провести в рамках программы

Ожидаемые результаты реализации программы

Характеристика переменной программы

Объект регулирования определен на основе стратегии развития города. Предназначение программы - раскрытие и согласование стратегических приоритетов муниципального образования. Определены заказчик и ответственный исполнитель программы.

В программе определен объект регулирования, указано количество предприятий малого и среднего предпринимательства. Общее их количество составляет 29147 единиц. Отмечено, что в этом секторе занято около 195 тыс. чел. Или 71% от общей численности занятых в экономике города.

В программе четко определена цель, которая звучит так: «Решение задач связанных с формированием благоприятной среды, позволяющей стимулировать развитие предпринимательства». Однако нет четкого определения того, что подразумевается под формированием благоприятной среды.

Задачи логически взаимосвязаны и соответствуют цели. Есть задачи, достижение которых не рассматривается в дальнейшем контексте программы, например, нет четкого механизма по выполнению задачи, сформулированной как: «создать систему, которая будет способствовать продвижению продукции субъектов МСП г. Оренбурга на межрегиональные и международные рынки».

Все планируемые мероприятия объединены по направлениям. Однако нет четкого определения результата по каждому мероприятию и затрат на него. Есть мероприятия, содержание которых слишком расплывчато и в них нет конкретных показателей, которые нужно достичь. Поэтому невозможно дать оценку выполнения или невыполнения некоторых мероприятий.

В программе указаны ожидаемые результаты реализации мероприятий, заложенных в программе, однако не для всех, так опять четко не определено, то, как будет оцениваться выполнение задачи по продвижению продукции субъектов МСП на межрегиональные и международные рынки. Так представим некоторые ожидаемые результаты, заложенные в программе, и в дальнейшем проведем мониторинг их выполнения.

- увеличение количества субъектов малого и среднего предпринимательства на 2-3% ежегодно, увеличение количества субъектов предпринимательства на 1000 человек населения с 51 в 2013 году до 56 к 2019 году;

- повышение доли субъектов малого и среднего предпринимательства, работающих в сфере производства, с 13% в 2013 г. до 17% к 2019 г.;

- увеличение доли среднесписочной численности работников, занятых на малых и средних предприятиях, в общей численности работников всех предприятий и организаций до 73% в 2019 г.;

- достижение доли налоговых поступлений от субъектов МСП в налоговых доходах бюджета города с 53 % в 2013 г. до 55% в 2019 году и т.д.

* составлена автором на основании [8,12]. Следует отметить, что администрация города в феврале 2018 г. внесла изменения в муниципальную программу «Развитие малого и среднего предпринимательства в городе Оренбурга на 2015-2019 годы» [13].

В таблице 2 рассмотрим показатели, заложенные в программу в 2014 г., показатели с учетом корректировки в 2016 г. и достигнутые значения в 2019 г.

Изучив информацию, представленную в таблице 2, можно увидеть, что по ряду показателей заложенных в программе есть отставание. Например, увеличение количества субъектов МСП на 2-3% ежегодно, заложенное в программе не выполнено. В 2014 г. в Оренбурге насчитывалось 14164 единиц анализируемых предприятий и к 2019 г. их должно быть не меньше 15331 единиц.

Солдаткина Ольга Валерьевна ЗНАЧЕНИЕ ПРОГРАММНО-ЦЕЛЕВОГО ...

На самом же деле мы видим лишь 14619 и это говорит о том, что экономика города не досчиталась около 1167 предприятий. И за рассматриваемый период рост числа предприятий составил лишь 3,2% или 455 единиц. За изучаемый период общее количество субъектов предпринимательства выросло с 2014 г. по 2019 г. на 664 предприятия или на 15,2%.

Таблица 2 - Показатели, заложенные в программу в 2014 г., показатели с учетом корректировки в 2016 г. и достигнутые значения в 2019 г. (в процентах)

Показатели Значения показателей прогр ам- Р 1о14г. Значения с учетом корректировки 2016 г. Фактические данные 2019 г. Абсолютное отклонение, 2019г/201бг. (+,")

рост оощего количества суоъектов МСП до 15,0 до 11,5 3,2 -83

рост числа малых предприятии до 15,0 до 11,5 26,7 +15,2

увеличение количества суоъектов предпринимательства на 1000 человек населения до 56,0 до 56,0 52,7 -33

рост численности занятых в МСП до 2,5 до 2,5 0,1 -2,4

повышение доли субъектов МСП, работающих в сфере производства до 17,0 до 16,0 13,1 -2,9

увеличение доли среднесписочной численностираоотников ДО 73,0 ДО 73,0 71,1 -1,9

увеличение доли налоговых поступлений от субъектовМСП в нал ого вых доходах бюджета г. Оренбурга до 55,0 до 55,0 48,5 -6,5

Из всех показателей, которые мы видим в таблице 2, планируемые значения достигнуты только в росте числа малых предприятий, причем фактические данные больше запланированных на 15,2%.

Результат, заложенный в программе по достижению доли налоговых поступлений от субъектов МСП в налоговых доходах бюджета города с 53 % в 2014 г. до 55% в 2019 г. тоже не достигнут. Вместо 55% налоговых поступлений было собрано в 2019 г. в бюджет города 48,5%, что на 6,5% меньше запланированного. Отметим, что в денежном выражении объем налоговых поступлений в муниципальную казну вырос в рассматриваемом периоде на 822,3 млн. руб. или на 50,1%. Если рассмотреть показатели 2007 г., то в городской бюджет в этом году, когда начала работать программа по финансовой поддержке МСП, доля налоговых поступлений в городской бюджет от бизнеса составляла всего 37%.

ВЫВОДЫ. Таким образом, можно отметить, что при разработке программы развития МСП на муниципальном уровне прогнозные и плановые документы между собой не были синхронизированы, не были учтены факторы, которые могут оказать негативное влияние на развитие предпринимательства. Все это приводит к тому, что бюджетные средства расходуются неэффективно [14]. Для того чтобы исправить эту ситуацию необходимо формировать программы с обязательным определением промежуточных и конечных результатов их реализации. Кроме того, в связи с нестабильностью экономического развития страны и высокой степени несовпадения фактических макроэкономических показателей с теми, которые прогнозировались при формировании программ, нужно чаще анализировать и пересматривать показатели, заложенные в программе вплоть до отмены действия ранее принятых программ и принятия новых

[14].

На основании вышеизложенного материала перечислим преимущества программно-целевого метода планирования:

- доступность и информативность метода, что дает возможность государственным органам и обществу точно показать на какие цели направляются бюджетные средства;

- наглядность метода. С его помощью обеспечивается прозрачность бюджета и делается вывод об исполнении бюджета;

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

- повышает ответственность за соблюдение бюджетных программ и их финансовое обеспечение и улучшает управление ими;

- повышает эффективность распределения и использования бюджетных средств;

- обеспечивает приоритетные направления и доказы-

вает целесообразность отдельных расходов бюджета.

Однако, несмотря на перечисленные достоинства у программно-целевого метода есть и недостатки:

- отсутствуют четкие правила, описывающие порядок составления целевой комплексной программы, что приводит к проблемам в её реализации;

- пока нет единой точки зрения исследователей по основным понятиям программно-целевого планирования и управления;

- наблюдается низкая результативность целевых комплексных программ, так как пока нет понятной всем методики, позволяющей провести оценку эффективности программ;

- разработка программ направлена не на создание чего-то нового, а лишь на усовершенствование существующего.

- несоответствие затрачиваемых ресурсов для успешного решения проблемы с ее конечным результатом; цел- отсутствуют единые методики, позволяющие произвести расчёт экономической эффективности программ, что затрудняет обоснование необходимости их разработки;

- недостаточная оперативность, так как программы могут разрабатываться для решения проблем, которые уже давно назрели в обществе, хотя очевидно, что если проблема обнаруживается и решается на ранних этапах, то она нанесет меньший ущерб обществу и с меньшими затратами ее можно предотвратить [15,16].

Таким образом, изучив порядок разработки программ развития на муниципальном уровне, можно отметить следующие особенности:

- большинство муниципальных образований не имеют необходимого для эффективной разработки программ развития экономического, кадрового и финансового потенциала;

- недостаток управленческого опыта у руководителей;

- необходимость решения местными властями текущих проблем отодвигает на второй план разработку программ развития;

- работа в постоянном авральном режиме приводит к тому, что у руководства муниципальных образований просто не хватает ресурса времени для обдумывания и разработки программ развития [16,17,18].

Исходя из вышеперечисленного, местные власти большинства муниципальных образований не ориентированы на планирование и осуществление социально-экономического развития своих территорий. Управляя муниципалитетами они только ориентируются на решение возникающих проблем, не занимаясь стратегическим планированием и не разрабатывая стратегий для дальнейшего развития, таким образом руководители обрекают муниципальные образования на то, что ситуация будет только ухудшаться в будущем. Отметим, что спектр проблем социально-экономического характера, которые требуют решения, довольно широк и при условии ограниченности ресурсов, властям необходимо выбрать самые приоритетные.

В рамках реализации муниципальной программы необходимо сохранить существующий уровень предоставления всех видов поддержки субъектам предпринимательства, отдавая приоритеты развитию предприятий производственной сферы, активизировать использование имеющихся инструментов финансово-экономической политики.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

1. Деневизюк Д.А. Программно-целевой метод в управлении социально-экономическим развитием проблемных территорий // Региональные проблемы преобразования экономики. 2016. № 10 (72). URL:https://cyberleninka.ru/article/n/programmno-tselevoy-metod-v-upravlenii-sotsialnoekonomicheskim-razvitiem-problemnyh-territoriy (дата обращения: 16.08.2020).

2. Райзберг Б.А. Программно-целевое планирование и управление. Москва: ИНФРА-М, 2002. 428 с.

3. Кривошеева М. Ю. Особенности применения программно-целевых методов управления для целей регионального развития //Регион

: системы, экономика, управление. 2008. № 2. С. 115-121.

4. Рисин И.Е. Стратегическое планирование социально-экономического развития городов : зарубежный и российский опыт //Вестник Воронежского государственного университета. Сер. «Экономика и управление». 2007. № 2. С. 25-32.

5. Нестеренко И.Ю. Программно-целевое управление развитием малого и среднего предпринимательства на региональном уровне // Социум и власть. 2016. № 3 (59). С. 84-90.

6. Кныш Н.А., Верлуп Е.В. Программно-целевой подход к территориальному развитию малого предпринимательства. Экономика региона. 2016. Т. 12. № 2. С. 427-437.

7. Ломовцева О.А., Мордвинцев А.И., Дубов Р.С. Индикативный мониторинг реализации муниципальных программ. Региональная экономика. Юг России. 2019. Т. 7. № 4. С. 169-180.

8. Постановление Правительства Оренбургской области № 551-пп от 20.08.2010 «О стратегии развития Оренбургской области до 2020 года и на период до 2030 года». - URL: http://www.orbinvest.ru/ files/0RB_STRATEGY_2020.pdf. (дата обращения: 11.03.2020).

9. Постановление администрации города Оренбурга от 10 ноября 2014 г. № 2672-п «Об утверждении муниципальной программы «Развитие малого и среднего предпринимательства в городе Оренбурге на 2015 - 2019 годы»». - URL: http://orenburg.ru (дата обращения: 11.03.2020).

10. Волкова И. А. Современные проблемы малого и среднего бизнеса в России // Концепт. 2016. Спецвыпуск № 04. ART 76051. 0,6 п. л. URL: http://e-koncept.ru/2016/76051.htm. ISSN 2304-120X (дата обращения: 16.07.2020).

11. Зиятдинов И.Т. Методы государственной поддержки малого и среднего предпринимательства//Студенческий форум: электрон. на-учн. журн. №3(3). 2017. URL: https://nauchforum.ru/journal/stud/3/19299 (дата обращения: 02.03.2019).

12. Тишкина Т.М. Программно-целевой метод в управлении территориальным развитием: современные тенденции. Вестник Екатерининского института. 2020. № 1 (49). С. 18-23.

13. Постановление администрации города Оренбурга от 27.02.2018 № 615-п «О внесении изменений в постановление администрации города Оренбурга от 10.11.2014 № 2672-п». URL: http:// orenburg.ru (дата обращения: 11.03.2020).

14. Фрумина С.В. Гармонизация плановых и программно-целевых документов при реализации программ по развитию малого и среднего предпринимательства // Ученые записки Российской Академии предпринимательства. 2016. № 48. С. 220-226.

15. Магомедов Р. Ш. Программно-целевое бюджетирование в российской Федерации: региональный аспект //Региональные проблемы трансформации экономики. 2018. № 11 (97). URL: https://cyberleninka. ru/article/n/programmno-tselevoe-byudzhetirovanie-v-rossiyskoy-federatsii-regionalnyy-aspekt (дата обращения: 16.08.2020).

16. Ильина И.Н. Оценка эффективности реализации региональных целевых программ (на примере Тюменской области //Региональная экономика: теория и практика. 2014. № 46. URL: https://cyberleninka.ru/ article/n/otsenka-effektivnosti-realizatsii-regionalnyh-tselevyh-programm-na-primere-tyumenskoy-oblasti (дата обращения: 16.08.2020).

17. Киянова Л.Д. Сущность программно-целевого метода как инструмента управления социально-экономическим развитием территорий //Новые технологии. 2014. № 2 С. 74-79.

18. Ажлуни А.М. Методика оценки эффективности целевых комплексных программ в программно-целевом управлении социально-экономическим развитием регионов // Регион: системы, экономика, управление. 2011. № 1. С. 84-86.

Статья поступила в редакцию 17.09.2020 Статья принята к публикации 27.11.2020

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.