УДК 338
Ворожбит Ольга Юрьевна Лысенко Василиса Валерьевна
Владивостокский государственный университет экономики и сервиса Владивосток. Россия
Щеголев Алексей Владимирович
Муниципальное управление предприятием г. Владивостока «Владивостокское предприятие электрических сетей». Владивосток. Россия
Программно-целевой подход в формировании расходов на социальную политику на примере Владивостокского городского округа
Несамостоятельность и неэффективность расходования бюджетных средств местного бюджета привели к реформе бюджетного процесса как муниципального образования, так и страны в целом. В статье рассматривается внедрение программно-целевого подхода в формировании расходов на социальную политику во Владивостокском городском округе. Разработка программно-целевого планирования началась с распоряжения Правительства Российской Федерации от 30.06.2010 №1101-р «Об утверждении Программы Правительства РФ по повышению эффективности бюджетных расходов на период до 2012 г.».
Ключевые слова и словосочетания: программно-целевой подход, социальная политика, анализ расходов.
Эффективное использование бюджетных средств является первоочередной задачей, и особенно актуально ее решение на местном уровне, так как большинство муниципальных образований в нашей стране финансово нестабильны. Основной задачей местных властей является обеспечение качества жизни непосредственно на местах. В этой связи социальные вопросы выходят на первый план. Одним из направлений повышения эффективности использования бюджетных средств является программно-целевой подход к планированию и исполнению расходных обязательств муниципальными образованиями [4].
Социальная политика является наиболее значимой сферой интересов современного общества и важнейшей частью деятельности современного государства, которая теснейшим образом связана с типом и уровнем развития общества, с теми целями и задачами, которые ставит общество перед собой в своем социальном развитии.
87
Расходы на социальную политику - одна из актуальных проблем для муниципальных образований. Особое внимание следует уделить вопросам эффективности и результативности бюджетных расходов на социальную политику [2].
Законодательной основой реализации социальной политики является Конституция РФ [3], в которой определено, что Российская Федерация -«социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека». Данное право закреплено и ст. 25 Всеобщей декларации прав человека: «Каждый человек имеет право на такой жизненный уровень, включая пищу, одежду, жилище, медицинский уход и социальное обслуживание, который необходим для поддержания здоровья и благосостояния его самого и его семьи, и право на обеспечение на случай безработицы, болезни, инвалидности, вдовства, наступления старости или иного случая утраты средств к существованию по не зависящим от него обстоятельствам» [1].
Владивостокский городской округ разрабатывает и реализует специальные муниципальные целевые программы в области социальной политики, направленные на решение специфических проблем общества. Как и в предыдущем году, в 2014 году основной объем расходов бюджета приходится на социально-культурную сферу.
Таблица 1
Финансовое обеспечение целевых программ Владивостокского городского округа в 2013 г.
Название программы Сумма, млн руб. Доля, %
1 2 3
Жилищно-коммунальное хозяйство и благоустройство 690,92 33
Социальная политика
1. Развитие сети дошкольных образовательных 877,71 42
учреждений в городе Владивостоке (2012-2015)
2. Спортивный Владивосток (2009-2013) 100,39 5
3. Дополнительные меры социальной поддержки
отдельных категорий граждан г. Владивосток 51,38 2
(2013)
4. Развитие и укрепление материально-
технической базы муниципальных образователь- 48,5 2
ных учреждений (2012-2014)
5. Воспитание в системе образования города Вла- 34,75 2
дивостока (2012-2014)
6. Молодежь города Владивостока (2011-2013) 30 1
Окончание табл. 1
1 2 3
7. Улучшение художественного облика городской среды Владивостокского городского округа (20122016) 20,15 1
8. Повышение уровня информированности населения об общественных процессах (2013) 19,83 1
9. Сохранение, использование и популяризация памятников истории и культуры города (20132015) 19,05 1
10. Развитие муниципальных детских школ искусств «Владивосток. Культура. Дети» (2012-2015) 11,37 1
11. Поддержка малого и среднего предпринимательства в городе Владивостоке (2013-2015) 25,75 1
12. Автоматизация муниципальных библиотек (2012-2014) 5,86 0,27
13. Программа общественного партнерства г. Владивостока (2012-2014) 6,07 0,28
14. Поддержка социально-ориентированных некоммерческих организаций города (2013-2015) 4,83 0,22
15. Формирование и пропаганда здорового образа жизни на территории городского округа (20132015) 2,07 0,09
16. Развитие муниципальной службы в администрации города Владивостока (2012-2014) 1,06 0,05
17. Комплексные меры профилактики правонарушений в городе Владивостоке (2013-2014) 0,64 0,03
18. Безопасность муниципальных образовательных учреждений г. Владивостока (2011-2013) 40,09 2
19. Привлечение молодых специалистов в сферу образования г. Владивостока (2011-2013) 44,63 2
21. Развитие образования Приморского края (2013-2017) 69,47 3
Итого на социальную политику 1413,6 67
Итого расходов 2104,52 100
Источник: по данным администрации города Владивостока.
Из таблицы 1 видно, что в 2013 г. 21 муниципальная целевая программа во Владивостокском городском округе направлена на социальную политику: расходы составили 1413,6 млн руб., или 67%, из них основная доля расходов приходится на «развитие сети дошкольных образовательных учреждений в городе Владивостоке» и составляет 877,71 млн рублей, или 42%, на целевую программу «спортивный Владивосток» - 5% всех расходов.
Расходы на жилищно-коммунальное хозяйство и благоустройство составили 690,92 млн рублей, или 33%.
Финансовое обеспечение целевых программ Владивостокского городского округа в 2013 г. составило 2104,52 млн рублей.
89
Таблица 2
Финансовое обеспечение целевых программ Владивостокского городского округа в 2014 г., млн руб.
Название программы Сумма, млн руб. Доля, %
Социально-культурная сфера
1. Муниципальная программа «Доступная среда» на (2014-2018) 8,85 0,1
2. Муниципальная программа «Молодежь - Владивостоку» (2014-2018) 28,11 0,3
3. Муниципальная программа «Поддержка социально-ориентированных организаций города и развития общественного партнерства» (20142018) 50,9 1
4. Муниципальная программа «Развитие физической культуры и спорта в городе Владивостоке» (2014-2018) 187,6 2
5. Муниципальная программа «Развитие культуры в городе Владивостоке» (2014-2018) 353,01 4
6. Муниципальная программа «Развитие образования в городе Владивостоке» (2014-2018) 4975,6 59
7. Муниципальная программа «Здоровый город» (2014-2018) 9,64 0,1
Итого на социально-культурную сферу 5613,7 66
жилищно-коммунальное хозяйство 2396,1 28
другие отрасли экономики 481,97 6
Итого расходов 8491,8 100
Источник: по данным администрации города Владивостока.
Из таблицы 2 видно, что семь целевых программ в 2014 г. во Владивостокском городском округе направлены на социально-культурную сферу и составляют 5613,74 млн рублей, или 66%, из них 59% приходится на муниципальную программу «Развитие образования в городе Владивостоке».
На сферу жилищно-коммунального хозяйства приходится 28% всех расходов, на другие отрасли экономики - 6%.
Финансовое обеспечение целевых программ Владивостокского городского округа в 2014 г. составило 8491,88 млн рублей.
Далее рассмотрим, какую часть занимают расходы на социальную политику в общей структуре программных расходов во Владивостокском городском округе.
2014 год 2013 год
Рис. 1. Сравнительный анализ расходов на социальную политику во Владивостокском городском округе за 2013 и 2014 гг.
Сравнительный анализ расходов за 2013 и 2014 гг. по Владивостокскому городскому округу позволяет сделать вывод о том, что расходы на социальную политику практически одинаковы, удельный вес в 2013 и 2014 гг. составил 67 и 66% соответственно.
Таблица 3
Сравнительный анализ расходов муниципальных программ на социальную политику во Владивостокском городском округе за 2013 и 2014 гг., млн руб.
Группа 2013 2014 Изменения
абсолютные относительные
Социальная политика 1413,6 5613,74 4200,14 397,1%
ЖКХ 690,92 2396,17 1705,25 346,8%
Другие отрасли экономики 481,97 481,91 -
Источник: по данным администрации города Владивостока.
Сравнительный анализ расходов муниципальных программ на социальную политику во Владивостокском городском округе выявил, что произошли структурные изменения расходов. Расходы увеличились в 3 раза в 2014 г., на социальную политику пришлось 5613,74 млн рублей, что в 3 раза превышает программные социальные расходы 2013 г.
Подводя итоги проведенного исследования, можно сделать вывод о том, что программно-целевой подход в формировании расходов на социальную политику на примере Владивостокского городского округа успешно внедряется. Это обусловлено тем, что программные расходы, в том числе
91
расходы на социальную политику, увеличились в 3 раза и составляют 66% всех программных расходов, что подтверждает вывод об успешном переходе к программному бюджету.
1. Всеобщая декларация прав независимости: Резолюция 217А (III) Генеральной Ассамблеи ООН от 10 декабря 1948 года [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.un.org/ru/documents/decl_conv/declarations/declhr.shtml.
2. Димакова, Е.С. Программно-целевой подход в управлении развитием муниципального образования / Е.С. Димакова // Гео-Сибирь-2010: сб. материалов VI Международного научного конгресса. - 2010. - Т. 3. - Ч. 1. - С. 42-44.
3. Конституция РФ от 12 декабря 1993 г. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.constitution.ru; СПС «Консультант Плюс».
4. Кузьмичева, И.А. Становление оценки и оценочной деятельности в мире и в России / И.А. Кузьмичева, Е.Г. Флик // Территория новых возможностей. Вестник Владивостокского государственного университета экономики и сервиса. - 2012. - №2. - С. 119-123.