Научная статья на тему 'Программно-целевой подход в формировании расходов на социальную политику на примере Владивостокского городского округа'

Программно-целевой подход в формировании расходов на социальную политику на примере Владивостокского городского округа Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
292
128
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРОГРАММНО-ЦЕЛЕВОЙ ПОДХОД / СОЦИАЛЬНАЯ ПОЛИТИКА / АНАЛИЗ РАСХОДОВ / TARGET-ORIENTED APPROACH SOCIAL POLICY / ANALIYSIS OF EXPENSES

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Ворожбит Ольга Юрьевна, Лысенко Василиса Валерьевна, Щеголев Алексей Владимирович

Несамостоятельность и неэффективность расходования бюджетных средств местного бюджета привели к реформе бюджетного процесса как муниципального образования, так и страны в целом. В статье рассматривается внедрение программно-целевого подхода в формировании расходов на социальную политику во Владивостокском городском округе. Разработка программно-целевого планирования началась с распоряжения Правительства Российской Федерации от 30.06.2010 № 1101-р «Об утверждении Программы Правительства РФ по повышению эффективности бюджетных расходов на период до 2012 г.».

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Ворожбит Ольга Юрьевна, Лысенко Василиса Валерьевна, Щеголев Алексей Владимирович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Program-target approach in shaping spending on social policy on the example of Vladivostoksk urban district

Indecisiveness and ineffectiveness of local budget spending budget led to the reform of the budget process, as a municipality, and the country as a whole. This article discusses the introduction of program-oriented approach in shaping spending on social policy in the Vladivostok city district. Develop targeted program planning began with the Russian Federation Government of 30.06.2010 № 1101-p "On approval of the Government of the Russian Federation to improve the efficiency of budget expenditures for the period up to 2012." Vladivostok city district began its transition to the program budget in 2013 to effectively explore in this article.

Текст научной работы на тему «Программно-целевой подход в формировании расходов на социальную политику на примере Владивостокского городского округа»

УДК 338

Ворожбит Ольга Юрьевна Лысенко Василиса Валерьевна

Владивостокский государственный университет экономики и сервиса Владивосток. Россия

Щеголев Алексей Владимирович

Муниципальное управление предприятием г. Владивостока «Владивостокское предприятие электрических сетей». Владивосток. Россия

Программно-целевой подход в формировании расходов на социальную политику на примере Владивостокского городского округа

Несамостоятельность и неэффективность расходования бюджетных средств местного бюджета привели к реформе бюджетного процесса как муниципального образования, так и страны в целом. В статье рассматривается внедрение программно-целевого подхода в формировании расходов на социальную политику во Владивостокском городском округе. Разработка программно-целевого планирования началась с распоряжения Правительства Российской Федерации от 30.06.2010 №1101-р «Об утверждении Программы Правительства РФ по повышению эффективности бюджетных расходов на период до 2012 г.».

Ключевые слова и словосочетания: программно-целевой подход, социальная политика, анализ расходов.

Эффективное использование бюджетных средств является первоочередной задачей, и особенно актуально ее решение на местном уровне, так как большинство муниципальных образований в нашей стране финансово нестабильны. Основной задачей местных властей является обеспечение качества жизни непосредственно на местах. В этой связи социальные вопросы выходят на первый план. Одним из направлений повышения эффективности использования бюджетных средств является программно-целевой подход к планированию и исполнению расходных обязательств муниципальными образованиями [4].

Социальная политика является наиболее значимой сферой интересов современного общества и важнейшей частью деятельности современного государства, которая теснейшим образом связана с типом и уровнем развития общества, с теми целями и задачами, которые ставит общество перед собой в своем социальном развитии.

87

Расходы на социальную политику - одна из актуальных проблем для муниципальных образований. Особое внимание следует уделить вопросам эффективности и результативности бюджетных расходов на социальную политику [2].

Законодательной основой реализации социальной политики является Конституция РФ [3], в которой определено, что Российская Федерация -«социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека». Данное право закреплено и ст. 25 Всеобщей декларации прав человека: «Каждый человек имеет право на такой жизненный уровень, включая пищу, одежду, жилище, медицинский уход и социальное обслуживание, который необходим для поддержания здоровья и благосостояния его самого и его семьи, и право на обеспечение на случай безработицы, болезни, инвалидности, вдовства, наступления старости или иного случая утраты средств к существованию по не зависящим от него обстоятельствам» [1].

Владивостокский городской округ разрабатывает и реализует специальные муниципальные целевые программы в области социальной политики, направленные на решение специфических проблем общества. Как и в предыдущем году, в 2014 году основной объем расходов бюджета приходится на социально-культурную сферу.

Таблица 1

Финансовое обеспечение целевых программ Владивостокского городского округа в 2013 г.

Название программы Сумма, млн руб. Доля, %

1 2 3

Жилищно-коммунальное хозяйство и благоустройство 690,92 33

Социальная политика

1. Развитие сети дошкольных образовательных 877,71 42

учреждений в городе Владивостоке (2012-2015)

2. Спортивный Владивосток (2009-2013) 100,39 5

3. Дополнительные меры социальной поддержки

отдельных категорий граждан г. Владивосток 51,38 2

(2013)

4. Развитие и укрепление материально-

технической базы муниципальных образователь- 48,5 2

ных учреждений (2012-2014)

5. Воспитание в системе образования города Вла- 34,75 2

дивостока (2012-2014)

6. Молодежь города Владивостока (2011-2013) 30 1

Окончание табл. 1

1 2 3

7. Улучшение художественного облика городской среды Владивостокского городского округа (20122016) 20,15 1

8. Повышение уровня информированности населения об общественных процессах (2013) 19,83 1

9. Сохранение, использование и популяризация памятников истории и культуры города (20132015) 19,05 1

10. Развитие муниципальных детских школ искусств «Владивосток. Культура. Дети» (2012-2015) 11,37 1

11. Поддержка малого и среднего предпринимательства в городе Владивостоке (2013-2015) 25,75 1

12. Автоматизация муниципальных библиотек (2012-2014) 5,86 0,27

13. Программа общественного партнерства г. Владивостока (2012-2014) 6,07 0,28

14. Поддержка социально-ориентированных некоммерческих организаций города (2013-2015) 4,83 0,22

15. Формирование и пропаганда здорового образа жизни на территории городского округа (20132015) 2,07 0,09

16. Развитие муниципальной службы в администрации города Владивостока (2012-2014) 1,06 0,05

17. Комплексные меры профилактики правонарушений в городе Владивостоке (2013-2014) 0,64 0,03

18. Безопасность муниципальных образовательных учреждений г. Владивостока (2011-2013) 40,09 2

19. Привлечение молодых специалистов в сферу образования г. Владивостока (2011-2013) 44,63 2

21. Развитие образования Приморского края (2013-2017) 69,47 3

Итого на социальную политику 1413,6 67

Итого расходов 2104,52 100

Источник: по данным администрации города Владивостока.

Из таблицы 1 видно, что в 2013 г. 21 муниципальная целевая программа во Владивостокском городском округе направлена на социальную политику: расходы составили 1413,6 млн руб., или 67%, из них основная доля расходов приходится на «развитие сети дошкольных образовательных учреждений в городе Владивостоке» и составляет 877,71 млн рублей, или 42%, на целевую программу «спортивный Владивосток» - 5% всех расходов.

Расходы на жилищно-коммунальное хозяйство и благоустройство составили 690,92 млн рублей, или 33%.

Финансовое обеспечение целевых программ Владивостокского городского округа в 2013 г. составило 2104,52 млн рублей.

89

Таблица 2

Финансовое обеспечение целевых программ Владивостокского городского округа в 2014 г., млн руб.

Название программы Сумма, млн руб. Доля, %

Социально-культурная сфера

1. Муниципальная программа «Доступная среда» на (2014-2018) 8,85 0,1

2. Муниципальная программа «Молодежь - Владивостоку» (2014-2018) 28,11 0,3

3. Муниципальная программа «Поддержка социально-ориентированных организаций города и развития общественного партнерства» (20142018) 50,9 1

4. Муниципальная программа «Развитие физической культуры и спорта в городе Владивостоке» (2014-2018) 187,6 2

5. Муниципальная программа «Развитие культуры в городе Владивостоке» (2014-2018) 353,01 4

6. Муниципальная программа «Развитие образования в городе Владивостоке» (2014-2018) 4975,6 59

7. Муниципальная программа «Здоровый город» (2014-2018) 9,64 0,1

Итого на социально-культурную сферу 5613,7 66

жилищно-коммунальное хозяйство 2396,1 28

другие отрасли экономики 481,97 6

Итого расходов 8491,8 100

Источник: по данным администрации города Владивостока.

Из таблицы 2 видно, что семь целевых программ в 2014 г. во Владивостокском городском округе направлены на социально-культурную сферу и составляют 5613,74 млн рублей, или 66%, из них 59% приходится на муниципальную программу «Развитие образования в городе Владивостоке».

На сферу жилищно-коммунального хозяйства приходится 28% всех расходов, на другие отрасли экономики - 6%.

Финансовое обеспечение целевых программ Владивостокского городского округа в 2014 г. составило 8491,88 млн рублей.

Далее рассмотрим, какую часть занимают расходы на социальную политику в общей структуре программных расходов во Владивостокском городском округе.

2014 год 2013 год

Рис. 1. Сравнительный анализ расходов на социальную политику во Владивостокском городском округе за 2013 и 2014 гг.

Сравнительный анализ расходов за 2013 и 2014 гг. по Владивостокскому городскому округу позволяет сделать вывод о том, что расходы на социальную политику практически одинаковы, удельный вес в 2013 и 2014 гг. составил 67 и 66% соответственно.

Таблица 3

Сравнительный анализ расходов муниципальных программ на социальную политику во Владивостокском городском округе за 2013 и 2014 гг., млн руб.

Группа 2013 2014 Изменения

абсолютные относительные

Социальная политика 1413,6 5613,74 4200,14 397,1%

ЖКХ 690,92 2396,17 1705,25 346,8%

Другие отрасли экономики 481,97 481,91 -

Источник: по данным администрации города Владивостока.

Сравнительный анализ расходов муниципальных программ на социальную политику во Владивостокском городском округе выявил, что произошли структурные изменения расходов. Расходы увеличились в 3 раза в 2014 г., на социальную политику пришлось 5613,74 млн рублей, что в 3 раза превышает программные социальные расходы 2013 г.

Подводя итоги проведенного исследования, можно сделать вывод о том, что программно-целевой подход в формировании расходов на социальную политику на примере Владивостокского городского округа успешно внедряется. Это обусловлено тем, что программные расходы, в том числе

91

расходы на социальную политику, увеличились в 3 раза и составляют 66% всех программных расходов, что подтверждает вывод об успешном переходе к программному бюджету.

1. Всеобщая декларация прав независимости: Резолюция 217А (III) Генеральной Ассамблеи ООН от 10 декабря 1948 года [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.un.org/ru/documents/decl_conv/declarations/declhr.shtml.

2. Димакова, Е.С. Программно-целевой подход в управлении развитием муниципального образования / Е.С. Димакова // Гео-Сибирь-2010: сб. материалов VI Международного научного конгресса. - 2010. - Т. 3. - Ч. 1. - С. 42-44.

3. Конституция РФ от 12 декабря 1993 г. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.constitution.ru; СПС «Консультант Плюс».

4. Кузьмичева, И.А. Становление оценки и оценочной деятельности в мире и в России / И.А. Кузьмичева, Е.Г. Флик // Территория новых возможностей. Вестник Владивостокского государственного университета экономики и сервиса. - 2012. - №2. - С. 119-123.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.