Научная статья на тему 'Программно-целевой подход в формировании государственной политики развития эффективного землепользования в личных подсобных хозяйствах: региональный аспект'

Программно-целевой подход в формировании государственной политики развития эффективного землепользования в личных подсобных хозяйствах: региональный аспект Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
207
16
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МОДЕЛИРОВАНИЕ / ЭФФЕКТИВНОСТЬ ЗЕМЛЕПОЛЬЗОВАНИЯ / ПРОГНОЗНАЯ СТРУКТУРА / ФАКТОРЫ РАЦИОНАЛЬНОГО ИСПОЛЬЗОВАНИЯ УГОДИЙ / ЗЕМЕЛЬНЫЕ РЕСУРСЫ / MODELING / LAND-USE EFFICIENCY / FORECASTING STRUCTURE / RATIONAL LAND USE FACTORS / LAND RESOURCES

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Нуретдинов Ильдар Габбасович, Нуретдинова Юлия Викторовна, Соколов Анатолий Павлович

Представлена актуализация методов реализации программы самозанятости населения, что является положительным фактором развития малых форм и одной из мер поддержки развития малых форм хозяйствования на селе, оказывающих существенное влияние на показатели эффективности землепользования. Как показывает практика, самым распространённым видом деятельности при оформлении на самозанятость является животноводство, которое включает в себя и молочное, и мясное направления. Ситуация, сложившаяся в настоящее время в агропромышленном производстве, требует выработки чётких мер, направленных на повышение его конкурентоспособности, включая демонополизацию промышленных перерабатывающих предприятий. Среди этих мер особую актуальность приобретают задачи, связанные с созданием и функционированием многоукладной экономики, ориентированной на рынок коллективных и частных производителей с развитой сетью кооперации и агросервиса. В отношении ценового регулирования и государственной финансовой поддержки аграрного сектора производства основным принципом должен быть аграрный протекционизм, обеспечивающий эквивалентность товарного обмена между сельским хозяйством и промышленностью, конкурентоспособность национальных производителей на мировом рынке и социальную защиту работников сельского хозяйства.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

RESULT-ORIENTED APPROACH IN THE FORMATION OF THE STATE POLICY OF EFFECTIVE LAND-USE DEVELOPMENT ON PRIVATE SUBSIDIARY FARMS: A REGIONAL PERSPECTIVE

The updating of the implementation methods of self-employment program is discussed; the program is a positive factor for the development of small forms of farming in rural areas and has a significant effect on the efficiency of land use. Livestock breeding is the most common activity for self-employment, and that includes both dairy and beef cattle breeding. The existing situation in the farming sector requires the development of definite measures aimed at improving competitiveness including the de-monopolization of processing companies. The measures associated with the establishment and operation of market-oriented diversified economy and with collective and individual producers with a developed cooperation and service network are of particular importance. The main principle in terms of price regulation and state financial support to the agricultural production sector should be agricultural protectionism which ensures the equivalence of commodity exchange between agriculture and industry, the competitiveness of the domestic producers on the world market and social protection of the employees of the farming sector.

Текст научной работы на тему «Программно-целевой подход в формировании государственной политики развития эффективного землепользования в личных подсобных хозяйствах: региональный аспект»

ЭКОНОМИКА АПК

УДК 336.22:08

И.Г. Нуретдинов, Ю.В. Нуретдинова, А.П. Соколов I.G. Nuretdinov, Yu.V. Nuretdinova, A.P. Sokolov

ПРОГРАММНО-ЦЕЛЕВОЙ ПОДХОД В ФОРМИРОВАНИИ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПОЛИТИКИ РАЗВИТИЯ ЭФФЕКТИВНОГО ЗЕМЛЕПОЛЬЗОВАНИЯ В ЛИЧНЫХ ПОДСОБНЫХ ХОЗЯЙСТВАХ:

РЕГИОНАЛЬНЫЙ АСПЕКТ

RESULT-ORIENTED APPROACH IN THE FORMATION OF THE STATE POLICY OF EFFECTIVE LAND-USE DEVELOPMENT ON PRIVATE SUBSIDIARY FARMS:

A REGIONAL PERSPECTIVE

Ключевые слова: моделирование, эффективность землепользования, прогнозная структура, факторы рационального использования угодий, земельные ресурсы.

Представлена актуализация методов реализации программы самозанятости населения, что является положительным фактором развития малых форм и одной из мер поддержки развития малых форм хозяйствования на селе, оказывающих существенное влияние на показатели эффективности землепользования. Как показывает практика, самым распространённым видом деятельности при оформлении на самозанятость является животноводство, которое включает в себя и молочное, и мясное направления. Ситуация, сложившаяся в настоящее время в агропромышленном производстве, требует выработки чётких мер, направленных на повышение его конкурентоспособности, включая демонополизацию промышленных перерабатывающих предприятий. Среди этих мер особую актуальность приобретают задачи, связанные с созданием и функционированием многоукладной экономики, ориентированной на рынок коллективных и частных производителей с развитой сетью кооперации и агросервиса. В отношении ценового регулирования и государственной финансовой поддержки аграрного сектора производства основным принципом должен быть аграрный протекционизм, обеспечивающий эквивалентность товарного обмена между сельским хозяйством и промышленностью, конкурентоспособ-

ность национальных производителен на мировом рынке и социальную защиту работников сельского хозяйства.

Keywords: modeling, land-use efficiency, forecasting structure, rational land use factors, land resources.

The updating of the implementation methods of self-employment program is discussed; the program is a positive factor for the development of small forms of farming in rural areas and has a significant effect on the efficiency of land use. Livestock breeding is the most common activity for self-employment, and that includes both dairy and beef cattle breeding. The existing situation in the farming sector requires the development of definite measures aimed at improving competitiveness including the de-monopolization of processing companies. The measures associated with the establishment and operation of market-oriented diversified economy and with collective and individual producers with a developed cooperation and service network are of particular importance. The main principle in terms of price regulation and state financial support to the agricultural production sector should be agricultural protectionism which ensures the equivalence of commodity exchange between agriculture and industry, the competitiveness of the domestic producers on the world market and social protection of the employees of the farming sector.

Нуретдинов Ильдар Габбасович, к.э.н., доцент, каф. «Финансы и кредит», Ульяновская государственная сельскохозяйственная академия им. П.А. Столыпина. Тел.: (84231) 55-95-45. E-mail: nur000001@rambler.ru.

Нуретдинова Юлия Викторовна, к.э.н., доцент, каф. «Экономика, организация и управление на предприятиях», Ульяновская государственная сельскохозяйственная академия им. П.А. Столыпина. E-mail: nur000001@rambler.ru.

Nuretdinov Ildar Gabbasovich, Cand. Econ. Sci., Assoc. Prof., Chair of Finance and Credit, Ulyanovsk State Agricultural Academy named after P.A. Stoly-pin. Ph.: (84231) 55-95-45. E-mail: nur000001@rambler.ru.

Nuretdinova Yuliya Viktorovna, Cand. Econ. Sci., Assoc. Prof., Chair of Enterprise Economics, Organization and Management, Ulyanovsk State Agricultural Academy named after P.A. Stolypin. E-mail: nur000001@rambler.ru.

Соколов Анатолий Павлович, д.э.н., проф., каф. «Государственное управление», Ульяновский государственный университет. E-mail: nur000001@ rambler.ru.

Sokolov Anatoliy Pavlovich, Dr. Econ. Sci., Prof., Chair of Public Administration, Ulyanovsk State University. E-mail: nur000001@rambler.ru.

Введение

Агропромышленный комплекс (АПК) имеет особое значение в экономике страны. Он относится к числу основных народнохозяйственных комплексов, определяющих условия поддержания жизнедеятельности общества. Значение его не только в обеспечении потребностей людей в продуктах питания, но в том, что он существенно влияет на занятость населения и эффективность всего национального производства.

Целью исследования является поиск новых программно-целевых подходов в формировании государственной политики развития эффективного землепользования в личных подсобных хозяйствах на примере Ульяновской области.

Основная часть

АПК — самый крупный из основных (базовых) комплексов в экономике страны. В АПК России в настоящее время занято около 35% всех работающих в сфере материального производства. Здесь сосредоточено более четверти всех производственных фондов и создаётся почти 15% ВВП. Около 30% отраслей народнохозяйственного комплекса включено в воспроизводственные связи с аграрным сектором. Из сельскохозяйственного сырья производится примерно 70% всего набора производимых в стране предметов потребления. В розничном товарообороте продовольственные товары составляют примерно половину.

Агропромышленный комплекс — важная составная часть экономики Ульяновской области. Он объединяет все отрасли хозяйства по производству сельскохозяйственной продукции, её переработке и доведению до потребителя. Важнейшая задача АПК — обеспечение потребностей населения в продуктах питания и производство сырья для ряда отраслей промышленности [1].

Агропромышленный комплекс Ульяновской области создаёт более 11% валового регионального продукта. Область специализируется на многоотраслевом сельском хозяйстве. Доля продукции сельского хозяйства Ульяновской области в Приволжском федеральном округе составляет 3,4%.

Сельскохозяйственным производством в области занимаются 320 сельскохозяйственных предприятий (доля производства продукции в общем объёме сельскохозяйственного производства области — 30,8%). Функционируют 1707 крестьянских (фермерских) хозяйств с общей земельной площадью

135,2 тыс. га (из них 132,9 тыс. га сельхозугодий), или в среднем по 79 га на одно хозяйство (по России 75 га), доля производства продукции в общем объеме сельскохозяйственного производства области составляет около 4,2%. Около 169,9 тыс. семей имеют производства — 65,0%. Основное направление сельского хозяйства — зерновое земледелие и молочно-мясное животноводство.

Ульяновская область располагает обширными сельскохозяйственными угодьями (60% всех земель), отличается наибольшей их рас-паханностью (80%) и наличием естественных кормовых угодий: пастбищ, сенокосов и выгонов. Агропочвенные и агроклиматические условия благоприятны для интенсивного ведения сельского хозяйства. Площадь посевов в области составляет 1,35 млн га. Большую часть посевных площадей (2/3) занимают зерновые и зернобобовые культуры, в том числе яровые 540 тыс. га. По основным показателям сельскохозяйственного производства Ульяновская область занимает 5-е место в Поволжском экономическом районе и 32-е — в стране.

Важным условием создания механизма управления процессами структурно-инвестиционного развития КФХ и ЛПХ в АПК выступает создание хозяйственной системы продовольственного обеспечения региона с учётом функционально-отраслевой зависимости субъектов хозяйствования путём формирования всех инфраструктурных элементов хозяйственно-экономической структуры агропромышленного производства [2].

Реализация и обсуждение

Реализация программы самозанятости населения является положительным фактором развития малых форм и одной из мер поддержки развития малых форм хозяйствования на селе. Как показывает практика, самым распространённым видом деятельности, при оформлении на самозанятость, является животноводство, которое включает в себя и молочное, и мясное направления.

Количество субъектов предпринимательства, организовавших собственное дело в отрасли сельского хозяйства по программе самозанятости в 2012 г., увеличилось по сравнению с 2010 г., что показывает положительный результат действия районной целевой программы «Развитие сельского хозяйства МО «Инзенский район» на 2010-2015 годы» (табл.).

Таблица

Количество субъектов предпринимательства, организовавших собственное дело в отрасли сельского хозяйства по программе самозанятости

Наименование поселения Кол-во зарегистрированных в сельском хозяйстве, чел. Итого, чел.

2010 г. 2012 г.

Инзенское городское поселение 6 18 24

Труслейское сельское поселение 11 9 20

Валгусское сельское поселение 8 8 16

Коржевское сельское поселение 3 7 10

Оськинское сельское поселение 4 10 14

Итого, чел. 32 52 84

Реализация всех мер поддержки как на областном, так и на муниципальном уровне должно послужить стимулом для развития малых форм хозяйствования, и, как следствие, развития сельских территорий муниципального образования «Инзенский район».

Ситуация, сложившаяся в настоящее время в агропромышленном производстве, требует выработки чётких мер, направленных на повышение его конкурентоспособности, включая демонополизацию промышленных перерабатывающих предприятий [3]. Среди этих мер особую актуальность приобретают задачи, связанные с созданием и функционированием многоукладной экономики, ориентированной на рынок коллективных и частных производителей с развитой сетью кооперации и агросервиса. В отношении ценового регулирования и государственной финансовой поддержки аграрного сектора производства основным принципом должен быть аграрный протекционизм, обеспечивающий эквивалентность товарного обмена между сельским хозяйством и промышленностью, конкурентоспособность национальных производителей на мировом рынке и социальную защиту работников сельского хозяйства.

В настоящее время такого эквивалентного обмена нет, цены на продукцию сельского хозяйства низкие и темпы их роста значительно отстают от темпов роста цен на промышленную продукцию и услуги. Значительно ниже мировых и средние цены реализации сельхозпродукции. Так, цена реализации зерна составляет не больше 35% от мирового уровня, цены реализации скота не достигают и 40% от мировых цен. Конечно, уровень себестоимости продукции животноводства не позволяет отечественным предприятиям конкурировать на мировом рынке, но производство зерна вполне конкурентоспособно. При осуществлении ценовой политики АПК в ближайшее время необходимо обеспечить государственную поддержку сель-хозпроизводства, сохранить и увеличить до-

тации. Но вместе с тем требуют серьёзного реформирования формы и методы контроля за ценами. Система цен в АПК должна состоять из различных их видов: свободные цены, которые складываются под воздействием спроса и предложения на рынках; гарантированные цены, которые поддерживает государство с помощью установления приемлемого уровня цен или дотаций; залоговые цены, по которым осуществляются залоговые операции и оплачивается продукция по залогу.

Гарантированные и залоговые цены должны быть известны заранее и контролироваться в зависимости от роста цен на материально-технические ресурсы и услуги для села [4]. Цены должны оказывать влияние на формирование региональной структуры сель-хозпроизводства, способствовать формированию межрегионального обмена продукцией. Государственное регулирование аграрных рынков и рыночных цен может осуществляться в формах государственных закупок сельхозпродукции и продовольствия или государственных залоговых операций в соответствии с федеральными и региональными программами. Оно может установить фиксированные минимальные гарантированные цены, залоговые ставки и целевые цены для государственных закупок, залоговых операций и распродажи продукции. Государство способно поддерживать рыночные цены методами товарных интервенций (закупок и распродаж) на свободных товарных рынках, регулировать импорт и экспорт сельскохозяйственной продукции и продовольствия.

Для сбалансированности цен в АПК следует предусматривать совершенствование экономического механизма взаимоотношений непосредственных сельскохозяйственных товаропроизводителей с заготовителями, перерабатывающими предприятиями торговлей путём перехода от неэффективных форм контроля за уровнем рентабельности в перерабатывающей промышленности к введению

и поддержанию паритетных коэффициентов соотношения цен на сырьё и конечную продукцию в перерабатывающих отраслях [5].

Для таможенной защиты внутренних регулируемых свободных цен на с.-х. продукцию нужно создать систему ценового регулирования внешнеэкономической деятельности. Она должна включать взимание пошлин и компенсационных сборов, установление пороговых цен и защитных обменных курсов при пересечении границ страны. Поддержка сельскохозяйственных товаропроизводителей может осуществляться в форме субсидирования, льготного кредитования, налогового и инвестиционного стимулирования.

Финансовую поддержку агропромышленного комплекса следует осуществлять по следующим направлениям:

1) путём компенсации части затрат на горюче-смазочные материалы, электроэнергию, удобрения при производстве отдельных видов с.-х. продукции;

2) создание специальных государственных фондов финансовой поддержки сельского хозяйства, обладающих источниками формирования и целевым характером использования;

3) выделение дотаций при поддержке племенного дела в животноводстве и птицеводстве, ведении элитного семеноводства, производстве гибридных семянкукурузы, подсолнечника и сахарной свеклы;

4) субсидирование за счёт средств областного бюджета части кредитов, используемых товаропроизводителями на приобретение высокопроизводительных машин и оборудования, введение эффективных технологий;

5) оказание финансовой помощи в становлении и развитии крестьянских хозяйств.

Кредитная политика государства в агропромышленном комплексе должна быть направлена на обеспечение его приоритета в экономической структуре всего народного хозяйства и направлена на стимулирование производства [6]. Льготные кредиты при этом следует предоставлять под специальные инвестиционные программы при условии их выполнения, а также в целях поддержки новых предпринимательских форм хозяйства. При этом следует жёстко контролировать деятельность посреднических структур. Важно обеспечить выделение кредитных ресурсов, доступных селянам, для покрытия сезонного недостатка собственных средств, а также для осуществления инвестиций в объекты общегосударственного значения. Этот подход мог бы включить следующие направления:

- открытие специальной кредитной линии с оформлением залоговых операций под будущий урожай;

- предоставление инвестиционных кредитов на строительство производственных объектов сельского хозяйства пищевой и перерабатывающей промышленности;

- внедрение ипотечных операций и земельного залога в целях привлечения в сельскохозяйственное производство дополнительного капитала.

Размеры кредитов, процентные ставки, сроки погашения, меры ответственности за использование кредита и его возврат должны определяться на договорной основе между производителями и банками. Предлагается также наряду с укреплением действующей банковской структуры по обслуживанию агропромышленного комплекса сформировать систему с.-х. кооперативных банков, в том числе с государственной поддержкой, включая создание учреждений мелкого кредита

[7].

По данным Управления сельского хозяйства, МО «Инзенский район» за 2014 г. на развитие личных подсобных хозяйств выдано кредитов 351 владельцу личных подсобных хозяйств на сумму 24265 тыс. руб., в т.ч.:

- Инзенское городское поселение: 219 чел. на сумму 15947 тыс. руб.;

- Труслейское сельское поселение: 35 чел. на сумму 2415 тыс. руб.;

- Валгусское сельское поселение: 41 чел. на сумму 2743 тыс. руб.;

- Коржевское сельское поселение: 21 чел. на сумму 1631 тыс. руб.;

- Оськинское сельское поселение: 35 чел. на сумму 1525 тыс. руб.

Условием формирования конкуренции в АПК является развитие инфраструктуры — производственной, социальной и рыночной. Производственная инфраструктура должна обеспечить сохранность и наращивание производства с.-х. продукции. Для этого требуется улучшить обеспеченность предприятий и фермерских хозяйств техникой, производственными помещениями, энергетическими мощностями, газом, дорогами.

Выводы

Развитие инфраструктуры в агропромышленном комплексе должно осуществляться за счёт расширения фирменной торговли. Необходимо формировать региональные продовольственные оптовые рынки по основной сельскохозяйственной продукции и продуктов её переработки. Для этого нужны товарные биржи сельскохозяйственного сырья, обеспечение сельхозпроизводителей беспрепятственным входом на рынок, создание альтернативных рыночных каналов реализации продукции. Для развития рыночной инфраструктуры требуется подготовка кадров, владеющих практикой маркетинга, создание автоматизированных информационных систем.

Из множества мер поддержки развития сельского хозяйства и повышения конкурентоспособности сельскохозяйственной продукции хочется особо выделить областную целевую программу «Развитие малых форм хозяйствования на селе Ульяновской области на 2010-2015 гг.». Инзенский район одним из первых включился в реализацию данной программы. Администрацией МО «Инзенский район» и администрациями поселений неоднократно проводились сходы граждан, на которых специалисты администрации доводили до сельчан информацию о роли кооперативов и о мерах поддержки.

Одним из приоритетных направлений развития малых форм хозяйствования является создание и развитие сельскохозяйственных потребительских кооперативов. Переработка сельскохозяйственной продукции и выпуск продуктов питания позволят укрепить продовольственную безопасность района и региона в целом.

Библиографический список

1. Яшина М.Л. Современное состояние и пути развития агропромышленного комплекса г. Ульяновска // Экономика и предпринимательство. — 2012. — № 3. — С. 80-83.

2. Нуретдинов И.Г., Нуретдинова Ю.В. Оптимизация структуры посевных площадей, как элемент повышения эффективности использования сельскохозяйственных угодий // Аграрная наука и образование на современном этапе развития: опыт проблемы и пути их решения: матер. V Междунар. науч.-практ. конф. (Ульяновская государственная сельскохозяйственная академия). — Ульяновск, 2013. — С. 66-70.

3. Трескова Т.В. Определение оптимальной величины собственного капитала предприятия // Перспективы развития науки и образования: сб. науч. тр. по матер. Междунар. науч.-практ. конф. — М., 2015. — С. 130-131.

4. Постнова М.В. Оценка уровня инновационного развития сельскохозяйственного производства (растениеводства) Ульяновской области // Вестник Ульяновской государственной сельскохозяйственной академии. — 2013. — № 2(22) — С. 136-142.

5. Костина Т.И. Государственная поддержка агропромышленного комплекса региона // Вестник Ульяновской государственной

сельскохозяйственной академии. — 2014. — № 3(27). — С. 151-155.

6. Сунь Вэй. Анализ ввода вывода инновационной деятельности в России // Экономика и предпринимательство. — 2011. — № 2. — С. 30-35.

7. Хасанов О.Р. Советское крестьянство на страницах русистики // Современные проблемы науки и образования. — 2013. — № 2. — С. 516-522.

References

1. Yashina M.L. Sovremennoe sostoyanie i puti razvitiya agropromyshlennogo kompleksa g. Ul'yanovska // Ekonomika i predprini-matel'stvo. — 2012. — № 3. — S. 80-83.

2. Nuretdinov I.G., Nuretdinova Yu.V. Op-timizatsiya struktury posevnykh ploshchadei, kak element povysheniya effektivnosti ispol'zovaniya sel'skokhozyaistvennykh ugodii // Agrarnaya nauka i obrazovanie na sovremennom etape razvitiya: opyt problemy i puti ikh resheniya. — Mater. V mezhdunar. nauch.-prakt. konf. Ul'yanovskaya gosudarstvennaya sel'skokho-zyaistvennaya akademiya. — Ul'yanovsk, 2013. — S. 66-70.

3. Treskova T.V. Opredelenie optimal'noi velichiny sobstvennogo kapitala predpriyatiya // Perspektivy razvitiya nauki i obrazovaniya: sb. nauch. tr. po mater. Mezhdunar. nauch.-prakt. konf. — M., 2015. — S. 130-131.

4. Postnova M.V. Otsenka urovnya inno-vatsionnogo razvitiya sel'skokhozyaistvennogo proizvodstva (rastenievodstva) Ul'yanovskoi oblasti // Vestnik Ul'yanovskoi gosudarstven-noi sel'skokhozyaistvennoi akademii. — 2013. — № 2 (22). — S. 136-142.

5. Kostina T.I. Gosudarstvennaya podderzh-ka agropromyshlennogo kompleksa regiona // Vestnik Ul'yanovskoi gosudarstvennoi sel'skokhozyaistvennoi akademii. — 2014. — № 3 (27). — S. 151-155.

6. Sun' Vei. Analiz vvoda vyvoda inno-vatsionnoi deyatel'nosti v Rossii // Ekonomika i predprinimatel'stvo. — 2011. — № 2. — S. 30-35.

7. Khasanov O.R. Sovetskoe krest'yanstvo na stranitsakh rusistiki // Sovremennye problemy nauki i obrazovaniya. — 2013. — № 2. — S. 516-522.

Статья написана в рамках гранта РГНФ № 15-12-73004.

+ + +

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.