Создание в муниципальной сфере группы частных предприятий, готовых выполнять работы по профилю ЖКХ, но организационно ничем не связанных с действующими здесь муниципальными предприятиями.
В этих условиях ощущается потребность в реорганизации сложившейся структуры управления жилищно-коммунальной сферой городской экономики, придании ей более гибкого и открытого для населения характера. Однако решить этот вопрос оказалось несколько сложнее, чем предполагалось.
Предоставление органами власти широких полномочий низовым звеньям муниципального уровня не всегда оказывается эффективным. Администрации этих уровней увязают в коммерции, постепенно отстраняясь от действительных нужд населения. В то же время многие такие организации изначально не являются рентабельными, а паразитируют на бюджетных вливаниях. Частные фирмы с недоверием относятся к возможным заказам ввиду хронической неплатежеспособности заказчиков. И все же вырисовывается общая схема управления реформированного ЖКХ, характерным моментом которой является сужение поля взаимодействия мееду населением и основными поставщиками услуг ЖКХ. Населению должно быть придано больше возможностей влияния на
производителей услуг, на муниципальные же органы власти накладываются функции по социальной защите населения и координации действий государственных органов по правовой поддержке протекающего процесса (см. рис. 1).
Господствующим направлением реформирования ЖКХ является глубокое преобразование сферы ремонтно-эксплуатационных участков, функции которых должны быть расширены, а организационно-правовые формы максимально разветвлены.-Сфера контроля РЭУ должна быть разбита между муниципальными и частными предприятиями, вступающими друг с другом в конкурентную борьбу. Введение в организационную структуру ЖКХ службы единого муниципального заказчика позволяет перераспределить функции жилищно-эксплуатаци-онных участков в сторону их укрупнения и усиления контролирующих функций. Реформированная служба единого муниципального заказчика должна быть заинтересованной в защите потребителей, получая прибыль за счет правильного отбора подрядчиков на выполнение общественных заказов.
26.10.98 г.
Рой Олег Михайлович - д-р социологич. наук, профессор, заведующий кафедрой менеджмента Омского государственного технического университета.
УДК 352.075.1:796/799
А.Б.Канунников, С.А.Носков
ПРОГРАММНО-ЦЕЛЕВОЙ ПОДХОД К УПРАВЛЕНИЮ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРОЙ В УСЛОВИЯХ ГОРОДСКОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ
Предлагается на обсуждение концепция развития физической культуры и спорта в условиях становления местного самоуправления в Омске на период 1998-2000 гг.
В течение значительного периода времени управление физической культурой и спортом являлось частью системы государственного управления. При этом в организации и проведении физкультурно-споргивной работы принимали участие профсоюзы, комсомол, физкультурно-спортивные общества трудовых коллективов, которые вкладывали значительные средства в оздоровление трудящихся [6].
Перестроечные преобразования повлекли разрушение этой системы государственного управления. Сложившееся положение потребовало от муниципалитетов, в лице органов местного самоуправления, поиска новых подходов и изменения стилг. управления физкультурой и спортом.
Государственно-административный подход в управлении требовал главные усилия направлять
на организацию выполнения выдвинутой задачи. Сама задача, как правило, не обсуздалась, хотя не всегда отражала реальные проблемы [1].
В Законе Омской области "О местном самоуправлении в Омской области'' под местным самоуправлением понимается "самостоятельное и под свою ответственность решение населением вопросов местного значения в соответствии с федеральным и областным законодательством, а также иными правовыми актами органов государственной власти области, уставами муниципальных образований и иными местными нормативными актами" [4].
Самоуправление, по своей сути, призвано служить населению, выявлять его реальные потребности и решать их по собственному усмотрению и с помощью собственных организационных, финансовых и хозяйственных средств [5].
Таким образом, управленческая деятельность в условиях самоуправления в большей мере ориентирована на проблемные ситуации в качестве объектов управления. В реальной жизни для решения существующих проблем необходимо, как правило, комплексное, системное управленческое воздействие. Проблемно-ориентированное управление требует направлять, координировать и согласовывать работу функциональных подразделений [2]. Это возможно на основе выработанных по определенной технологии комплексных функциональных программ, в которых достигнута комбинация процессов развития и функционирования. Технология создания таких программ развития является сегодня дискуссионной и проходит первую практическую апробацию .
Управление физической культуры и спорта департамента социального развития Администрации г.Омска в ходе подготовки программ социального развития своей отрасли использовало научные разработки научно-исследовательской лаборатории рекреационного спорта Сибирской государственной академии физической культуры. На основе проведенного лабораторией маркетингового исследования выработана "Концепция развития физической культуры и спорта в условиях становления местного самоуправления в городе Омске на период 1998-2000 гг.". Вторая редакция данной концепции обсуждалась на ученом совете Сибирской государственной академии физической культуры, рассматривалась на заседании координационного совета Управления.
В концепции нашли отражение выявленные проблемы физической культуры и спорта, определены основные пути их решения. При этом особо подчеркивается, что главной целью муниципальных органов управления в социальной сфере деятельности горожан является создание необходи-
мых условий для удовлетворения потребностей населения в здоровом образе жизни средствами физической культуры. Среди основных путей достижения этого выделяются два наиболее важных: развитие и реконструкция сети муниципальных спортивных сооружений и развитие физической культуры и спорта населения г.Омска. Эти направления взяты за основу для разработки программ (городских проектов) социального развития физкультурной отрасли.
Программа развития и реконструкции сети муниципальных спортивных сооружений г.Омска отражает тот факт, что большинство спортивных сооружений, переданных из государственной в муниципальную собственность, оказались в крайне неблагоприятном материально-техническом состоянии. Для приведения их в относительный порядок только в 1997 г. из бюджета города затрачено на 3,7 млн. (млрд. в старых ценах) руб. больше, чем в 1996 г. Однако этих финансовых средств недостаточно, чтобы сделать муниципальные спортивные сооружения привлекательными для активных занятий населения города физкультурой.
Укрепление материальной базы спортивных объектов не самоцель. Развитая спортивная инфраструктура - только основа для создания материальных условий формирования здорового образа жизни горожан.
Программа в качестве приоритетов выделяет:
- обеспечение своевременного ремонта, реконструкции и строительства спортивных сооружений;
- создание нормативно-правовой базы для привлечения инвестиций в сферу физической культуры и спорта;
- координацию деятельности подразделений департамента социального развития и управления социального заказа в вопросах реализации программы;
- урегулирование отношений собственности объектов физической культуры и спорта;
- увеличение доли внебюджетного финансирования спортивных сооружений города.
Программа развития и реконструкции спортсо-оружений функционально связана с Программой развития физической культуры и спорта населения г. Омска на 1998-2000 гг. Приведенные в порядок спортивные сооружения и стадионы должны быть наполнены разнообразными спортивно-оздоровительными мероприятиями и средствами, которые удовлетворяют потребности населения в здоровом образе жизни [3].
В рамках реализации этой программы решаются следующие задачи:
- создание муниципальной нормативно-правовой базы, акцентирующей социальную значимость физической культуры и утверждение среди горожан здорового образа жизни, объективно закла-
дывающей фундамент саморазвития оздоровительного движения в городе;
- разработка и внедрение минимальных муниципальных социальных нормативов и стандартов по физической культуре и спорту;
- модернизация программно-методического обеспечения процесса физического воспитания, создание условий для внедрения новых физкультурно-оздоровительных технологий, использование результатов научных исследований;
- осуществление мониторинга процессов в сфере физической культуры и спорта;
- поиск, экспериментальная апробация и широкое внедрение новых форм организации физкультурно-оздоровительной и пропагандистской деятельности по формированию здорового образа жизни;
- развитие сети рекреационных центров, спортивно-оздоровительных клубов, зон здоровья в местах массового отдыха горожан;
- систематизация работы с физкультурными кадрами: формирование муниципального заказа на подготовку и переподготовку физкультурных и спортивно-педагогических кадров в соответствии в потребностью города, обеспечение социальной защиты физкультурных работников;
- систематизация работы по организации летнего отдыха и оздоровления;
- обеспечение инвестиционной привлекательности сферы физической культуры и спорта посредством введения системы муниципальных налоговых и других льгот, гарантий и т.п.;
- организация мероприятий по ресурсному обеспечению реконструкции и развитию муниципальной материально-спортивной базы;
- создание системы физкультурно-оздоровительной работы по месту жительства горожан, условий для семейных занятий физкультурой и спортом;
- создание условий для реабилитации инвалидов средствами физической культуры и спорта;
- модернизация системы физкультурного воспитания детей и подростков и создание условий для развития детско-юношеского спорта в городе;
- развитие сети некоммерческих организаций -муниципальных учреждений, с целью привлечения финансовых средств из внебюджетных источников для развития физической культуры и спорта в г. Омске, повышения эффективности использования спортивных сооружений, рекреационных зон массового отдыха населения, помещений и площадей муниципального нежилого фонда, переданных физкультурным организациям, учреждениям, объединениям в аренду, хозяйственное ведение и оперативное управление, а также для решения вопросов по социальной защите и созданию новых рабочих мест для специалистов сферы физической культуры и спорта;
- организация спортивного движения на территории города Омска, подготовка спортсменов высокого класса и спортивного резерва, финансирование приоритетных для своей территории видов профессионального спорта (в рамках делегирования государственных полномочий).
Таким образом, программы, основанные на проблемно-целевом подходе к развитию физической культуры и спорта, в отличие от традиционных схем модельного (генерального плана) или системного программирования, где основой является классический принцип "от общего к частному", являются сборно-составными. В этих программах сделана попытка соединения развития с непрерывным функционированием структур и элементов имеющейся системы управления.
Механизм развития опирается при этом на структурное изменение состояния объекта, обусловленность последующего состояния предыдущим и наличие внутри объекта механизма, позволяющего говорить об естественности такого перехода [7].
Вполне понятно поэтому, что создание на базе спортивных сооружений, находящихся в муниципальной собственности, муниципальных учреждений является, на наш взгляд, показателем определенного развития. Муниципальное учреждение физкультуры и спорта обладает самостоятельностью, имеет право заниматься доходной деятельностью и в силу этого способно более эффективно и предметно решать проблемы реконструкции спортсооружений.
Перевод подразделений физической культуры и спорта, в том числе детско-юношеских спортивных школ в разряд муниципальных учреждений мера необходимая. Повышение юридической самостоятельности дает импульс для активного привлечения средств из различных источников. В том числе и через расширение дополнительных платных услуг населению.
При этом хотелось бы добиться четкого понимания, что развитие физической культуры есть необходимость обеспечения здоровья каходого человека. Занятие спортом, достижение высоких спортивных результатов относится, на наш взгляд, к категории потребности.
Обеспечение полноценного финансирования программ развития физической культуры для формирования здорового образа жизни населения должно стать важнейшим направлением муниципальной социальной политики.
Литература
1. Муниципальная экономика. Администрация, благожелательная к предпринимателям. Концепции и образцы документов. - М.: Статут, 1997. - 140 с.
14
МЕДИЦИНН
2. Глазычев В.Л. Программы развития городского сообщества // Муниципальные технологии: Сб. статей. - Обнинск, 1997. - С .32-39.
3. Федеральная целевая программа: Развитие физической культуры и формирование здорового образа жизни населения Российской Федерации (1997 - 2000 гг.) (Проект) //Спорт для всех. -1996. - №13.
4. Закон Омской области "О местном самоуправлении в Омской области". - Омск, 1997.
5. Устав города Омска. - Омск, 1996.
6. Управление физической культурой и спортом: Учеб. для институтов физической культуры /И.И.Переверзин, Н.Н.Бугров, Я.Р.Вилькин и
др. - М.: Физкультура и спорт, 1987. - 288 с.
7. Корсунцев И.Г. Философия развития. - М., 1995.-107 с.
8. Закон Омской области "О физической культуре и спорте в Омской области". - Омск, 1995.
15.09.98 г.
Канунников Анатолий Борисович - канд. юри-дич. наук, начальник отдела развития управления физической культуры и спорта Департамента социального развития Администрации г. Омска.
Носков Сергей Анатольевич - специалист I категории отдела развития управления физической культуры и спорта Департамента социального развития Администрации г. Омска, аспирант СибГАФК.
УДК 616.995.122.21-06-022
А.В.Шлычков
КОНЦЕПЦИЯ КЛИНИЧЕСКОГО ПАТОМОРФОЗА ЗАБОЛЕВАНИЙ ВНУТРЕННИХ ОРГАНОВ, ПРОТЕКАЮЩИХ В АССОЦИАЦИИ С
ОПИСТОРХОЗОМ
Излагается разработанная автором концепция закономерной трансформации клинических проявлений заболеваний внутренних органов (клинический патоморфоз), возникающей при описторхозе.
Описторхоз - паразитарное природно-очаговое заболевание, вызываемое трематодой из рода опи~ сторхид кошачьей или сибирской двуусткой Opisthorchis felineus. Впервые описано поражение человека этим гельминтом в 1891 г. профессором Томского университета К.Н.Виноградовым [8] как редкая патология печени и поджелудочной железы.
После работ Р.К.Окуловой [13] и К.И.Скрябина [19] стало очевидным его широкое распространение в низовьях бассейна рек Оби и Иртыша. Уже тогда проблема описторхоза приобрела значимость краевой патологии Западной Сибири. Позднее описаны эндемические очаги этого гельминтоза с незначительным лоймопотенциалом в бассейнах рек Днепра и Камы, а также в ряде европейских стран в акваториях Балтики и Средиземноморья - Германии, Голландии, Польши, Франции, Италии, Болгарии, Румынии.
Обнаружена значительная инвазированность населения другим видом этого паразита, Opisthorchis viverrini, в странах Юго-Восточной Азии - Вьетнаме, Тайланде, Малайзии, а также очаги такого описторхоза в Индии и Японии.
Однако крупнейшим в мире эндемическим очагом описторхозной инвазии остается Обь-Иртышский бассейн, что объясняется своеобразием гидрогеологических и климатогеографических усло-
вий этого региона Западной Сибири, являющихся оптимальными для обитания промежуточных хозяев сибирской двуустки - пресноводного моллюска Битиния инфлята, рыб семейства карповых (карп, язь, плотва, окунь, красноперка и др.) и окончательных хозяев этого паразита в дикой природе - плотоядных семейства кошачьих, а также медведей и волков. Поэтому такая инвазия до настоящего времени остается неуправляемой [3, 4, 12, 27], современные средства борьбы с описторхо-зом не обеспечивают ощутимых результатов, а актуальность проблемы этого гельминтоза как краевой патологии Сибири и прилегающих к ней регионов остается неизменной.
Значительный вклад в разработку многих аспектов диагностики, клиники, патогенеза, профилактики и лечения описторхоза внесли ученые Омской медицинской академии - академик РАМН профессор В.П.Бисярина, заслуженные деятели науки профессора P.M.Ахрем-Ахремович, И.С.Новицкий, В.Н.Дроздов, Н.А.Жуков, профессор Д.М.Далматов и многие другие.
Этапными в понимании природы вовлечения в патологический процесс при этом паразитозе всего организма, а не только органов обитания опистор-хисов, как представлялось в то время [1,14, 30], стали фундаментальные исследования М.Э.Вин-