Научная статья на тему 'Программно-целевой подход к модернизации российского машиностроительного комплекса'

Программно-целевой подход к модернизации российского машиностроительного комплекса Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
70
24
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МАШИНОСТРОЕНИЕ / МОДЕРНИЗАЦИЯ / КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТЬ / ФЕДЕРАЛЬНЫЕ ЦЕЛЕВЫЕ ПРОГРАММЫ / ФЕДЕРАЛЬНАЯ АДРЕСНАЯ ИНВЕСТИЦИОННАЯ ПРОГРАММА / MECHANICAL ENGINEERING / MODERNIZATION / COMPETITIVENESS / FEDERAL PROGRAMS / FEDERAL TARGETED INVESTMENT PROGRAM

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Хрулев Е.А.

В статье отражен анализ реализации программно-целевого подхода применительно к модернизации машиностроительного комплекса России, позволивший выявить суть предлагаемых направлений модернизации, а также «узкие места», преодоление которых позволит добиться существенного повышения конкурентоспособности отрасли.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PROGRAMM-ORIENTED APPROACH TO THE RUSSIAN MECHANICAL ENGINEERING MODERNIZATION

Issue is devoted to the analysis of the program-oriented approach for the Russian mechanical engineering modernization. It allowed to reveal the content of the suggested modernization activities and to define bottleneck situations which should be overcame in order to succeed in mechanical engineering competitiveness increase.

Текст научной работы на тему «Программно-целевой подход к модернизации российского машиностроительного комплекса»

Проблемы экономики и менеджмента

УДК 338.242

Е.А. Хрулев

аспирант, кафедра национальной и региональной экономики, Саратовский социально-экономический институт (филиал) ФГБОУ ВПО «Российский экономический университет им. Г.В. Плеханова»

программно-целевой подход к модернизации российского

МАШИНОСТРОИТЕЛЬНОГО КОМПЛЕКСА

Аннотация. В статье отражен анализ реализации программно-целевого подхода применительно к модернизации машиностроительного комплекса России, позволивший выявить суть предлагаемых направлений модернизации, а также «узкие места», преодоление которых позволит добиться существенного повышения конкурентоспособности отрасли.

Ключевые слова: машиностроение, модернизация, конкурентоспособность, федеральные целевые программы, федеральная адресная инвестиционная программа.

E.A. Khrulev, Saratov socio-economic institute (branch) of Plekhanov Russian University of Economics

PROGRAMM-ORIENTED APPROACH TO THE RUSSIAN MECHANICAL ENGINEERING MODERNIZATION

Abstract. Issue is devoted to the analysis of the program-oriented approach for the Russian mechanical engineering modernization. It allowed to reveal the content of the suggested modernization activities and to define bottleneck situations which should be overcame in order to succeed in mechanical engineering competitiveness increase.

Keywords: mechanical engineering, modernization, competitiveness, federal programs, federal targeted investment program.

Сегодня в любом высокоразвитом государстве машиностроительный комплекс представляет собой ключевой центр создания, распространения и внедрения передовых достижений науки и техники; центром разработок высоких технологий, определяющих макроэкономическое положение страны, уровень ее национальной безопасности и благосостояния граждан. В связи с этим актуальность модернизации машиностроения Российской Федерации не вызывает сомнений.

Впервые в XXI столетии идея о необходимости ускоренной модернизации промышленности в целом и машиностроения в частности была высказана президентом Российской Федерации на заседании Госсовета Российской Федерации 21 июля 2006 г. В рамках данной инициативы была принята Концепция 2020 [4], предусматривающая реализацию перечня мер по повышению уровня конкурентоспособности практически всех секторов машиностроения.

При этом в качестве основного инструмента достижения поставленных задач определен подтвердивший свою высокую эффективность в течение последнего десятилетия программно-целевой подход.

В 2013 году из 62 Федеральных целевых программ (ФЦП) (50 активных ФЦП и 12 проектов) и 42 госпрограмм (из них 4 проекта) [3] непосредственно на развитие машиностроения были направлены 5 ФЦП и 4 государственные программы с общим объемом финансирования в 2,55 трлн руб.

№ 10 (26) - 2013

55

Проблемы экономики и менеджмента

Таблица 1 - Перечень ФЦП и госпрограмм, непосредственно направленных

на развитие машиностроения

Г оспрограммы ФЦП

1. Госпрограмма «Развитие промышленности и повышение ее конкурентоспособности на 2012-2020 гг.» 2. Госпрограмма «Развитие авиационной промышленности на 2013-2025 гг.» 3. Госпрограмма «Развитие судостроения на 2013-2030 гг.» 4. Госпрограмма «Развитие электронной и радиоэлектронной промышленности на 20132025 гг.» 1. ФЦП «Развитие гражданской авиационной техники России на 2002-2010 гг. и на период до 2015 г.» 2. ФЦП «Развитие гражданской морской техники на 2009-2016 гг.» 3. ФЦП «Развитие электронной компонентной базы и радиоэлектроники на 2008-2015 гг.» 4. Подпрограмма «Развитие отечественного станкостроения и инструментальной промышленности на 2011-2016 гг.» 5. Подпрограмма «Создание и организация производства в РФ в 2011-2015 гг. дизельных двигателей и их компонентов нового поколения» ФЦП «Национальная технологическая база» на 20072011 гг.

Кроме того, функционировали три госпрограммы и шесть ФЦП (табл. 2), реализация которых позволит создать необходимые условия для качественного роста конкурентоспособности машиностроителей. Таким образом, почти пятая часть (17%) от общего числа госпрограмм и ФЦП ориентированы на модернизацию машиностроительной отрасли с общим объемом финансирования 7,45 трлн руб., что свидетельствует о признании стратегического значения данного сектора экономики для национальной конкурентоспособности и безопасности.

Таблица 2 - Перечень ФЦП и госпрограмм, создающих общеэкономические условия модернизации машиностроения

Г оспрограммы ФЦП

1. Г оспрограмма «Развитие науки и технологий на 2013-2020 гг.» 2. Госпрограмма «Экономическое развитие и инновационная экономика на 2013-2020 годы» 3. Г оспрограмма «Космическая деятельность России на 2013-2020 годы» 1. ФЦП «Исследования и разработки по приоритетным направлениям развития научнотехнологического комплекса России на 20072013 гг.» 2. ФЦП «Исследования и разработки по приоритетным направлениям развития научнотехнологического комплекса России на 20142020 гг.» 3. ФЦП «Научные и научно-педагогические кадры инновационной России на 2009-2013 гг.» 4. ФЦП «Научные и научно-педагогические кадры инновационной России на 2014-2020 гг.» 5. ФЦП «Поддержание, развитие и использование системы ГЛОНАСС на 2012-2020 гг.» 6. Федеральная космическая программа России на 2006-2015 гг.

В ходе проведенного автором анализа была отмечена высокая доля программ,

56

№ 10 (26) - 2013

Проблемы экономики и менеджмента

принятых в 2012-2013 гг. (десять документов) и охватывающих горизонт планирования до 2020 г. (одиннадцать программ). При этом некоторые программы явились продолжением ранее действующих документов, поскольку доказали свою высокую эффективность. В тоже время практически все узкоспециализированные на машиностроении программы являются абсолютно новыми, что не позволяет делать выводы об их результативности.

Однако в ходе анализа автором был определен и ряд «узких мест», препятствующих достижению целей Концепции 2020 по развитию отечественного машиностроения:

1. Финансирование исследованных ФЦП на 25,7% планируется осуществить за счет внебюджетных средств. Однако анализ исполнения ФЦП за предыдущие годы свидетельствует о невысокой активности бизнеса (в среднем удалось привлечь 30% от плановых средств) [6].

2. Для большинства программ характерна задержка в кассовом исполнении перечисленных средств - как правило, контракты заключаются во втором полугодии, что приводит к задержкам в реализации программ.

3. Несмотря на перспективность производства дизельных двигателей и существенное отставание отечественных машиностроителей от мировых лидеров Caterpillar, Cummins, MAN, MTU, Wartsila до сих пор не принята подпрограмма «Создание и организация производства в Российской Федерации в 2011-2015 гг. дизельных двигателей и их компонентов нового поколения» ФЦП «Национальная технологическая база» на 2007-2011 гг. Таким образом, уже сейчас можно говорить о невыполнении запланированных мероприятий, что приведет к углублению технологического отставания от зарубежных компаний; невозможности эффективного удовлетворения государственных нужд России в полном объеме; затруднениям или даже срывам в реализации госпрограмм по развитию судостроения, авиастроения, гусеничной и локомотивной техники, атомной энергетики, поскольку для продукции данных отраслей экономики дизельные двигатели являются практически безальтернативной энергетической установкой [5].

4. Госпрограмма «Развитие промышленности и повышение ее конкурентоспособности на 2012-2020 гг.» была утверждена 28 декабря 2012 года, что не позволило реализовать запланированные на 2012 г. мероприятия на сумму 5,5 млрд руб. Однако в документ до сих пор не внесены изменения, позволяющие учесть необходимые дополнительные средства в проекте федерального бюджета на 2014 г.

5. Госпрограмма «Развитие электронной и радиоэлектронной промышленности» на 2013-2025 гг. не предусматривает собственного финансирования.

6. Для реализации подпрограммы «Развитие отечественного станкостроения и инструментальной промышленности на 2011-2016 гг.» ФЦП «Национальная технологическая база» на 2007-2011 гг. планируется потратить всего 26,5 млрд руб. (причем половина средств - внебюджетные источники). Принимая во внимание фондообразующий характер отрасли, в целях достижения качественного прорыва в данном направлении представляется необходимым кратное увеличение финанси-

№ 10 (26) - 2013

57

Проблемы экономики и менеджмента

рования по данному направлению.

1000

2008 2009 2010 2011 2012

■ Бюджетные назначения ■ Профинансировано из ФБ Фактически освоено средств

Рисунок 1 - Финансирование ФАИП в 2008-2012 гг., млрд руб.

Исследование автором федеральной адресной инвестиционной программы (ФАИП), включающей в себя перечень всех объектов капитального строительства, финансируемых за счет федерального бюджета [2], позволяет сделать вывод о ее низкой эффективности в качестве инструмента повышения конкурентоспособности машиностроительного комплекса. Так, в общем объеме финансирования в 2013 г. на машиностроение приходится всего 1,6% всех средств; общий объем финансирования ФАИП в 2013 г. не будет индексирован и составит около 900 млрд руб.; реальное финансирование мероприятий от запланированных находится на уровне 48% (в 2011 г. - 25%); исполнение бюджета, в т.ч. из-за несвоевременных перечислений средств, не превышает 90% [1].

Таким образом, можно заключить о глубоком понимании правительством Российской Федерации характера сложившихся в отрасли проблем и необходимости их коренного перелома в кратчайшие сроки. Однако очевидно и наличие множества недостатков на пути реализации принятых программ: отсутствие четких механизмов привлечения внебюджетных средств; неритмичность перечисления и расходования бюджетных ресурсов; несовершенство системы государственных закупок; отсутствие механизма своевременного отслеживания отклонений от плана и внесения соответствующих корректировок; недостаточное внимание отрасли в рамках ФАИП; неравномерное развитие отдельных секторов машиностроения. Учитывая же исключительное положение машиностроительного комплекса, его влияние на темпы экономического роста и обороноспособности страны необходима концентрация институтов власти и развития на обеспечении высокой эффективности реализации программ, что позволит Российской Федерации занять устойчивую рыночную нишу на мировом рынке наукоемкой продукции.

Список литературы:

1. Официальный сайт ФАИП [Электронный ресурс]. URL: http://faip. economy.gov.ru

58

№ 10 (26) - 2013

Проблемы экономики и менеджмента

2. П. 4 Правил формирования и реализации ФАИП // Утверждены Постановлением Правительства РФ «О формировании и реализации ФАИП» № 619 от 18.08.2008 // Собрание законодательства РФ. 2008. № 34. Ст. 3928.

3. Распоряжение Правительства РФ от 11.11.2010 № 1950-р «Об утверждении перечня государственных программ Российской Федерации» // Собрание законодательства РФ. 2010. № 47. Ст. 6166.

4. Распоряжение Правительства РФ от 17.11.2008 № 1662-р «О Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года» // Собрание законодательства РФ. 2008. № 47. Ст. 5489.

5. Распоряжение Правительства РФ от 21.04.2011 № 710-р «О Концепции подпрограммы «Создание и организация производства в РФ в 2011-2015 гг. дизельных двигателей и их компонентов нового поколения» ФЦП «Национальная технологическая база» на 2007-2011 гг.» // Собрание законодательства РФ. 2011. № 17. Ст. 2515.

6. Сведения о ходе выполнения ФЦП в 2008-2013 гг. [Электронный ресурс] // Методические материалы официального сайта ФЦП РФ. URL: http ://fcp.economy.gov.ru

List of references:

1. FAIP official web site [Electronic resource]. URL: http://faip.economy.gov.ru

2. Art.4 of Rules of FAIP creation and implementation. Registered by the Russian Government Act «About FAIP creation and implementation» № 619 from 18.08.2008 // Legislation Bulletin of the Russian Federation. 2008. № 34. P. 3928.

3. Order of the Russian Government from 11.11.2010 № 1950-р «About confirmation of the list of the state programs of the Russian Federation» // Legislation Bulletin of the Russian Federation. 2010. № 47.

P. 6166.

4. Order of the Russian Government from 17.11.2008 № 1662-р «About Strategy of the long-term socio-economic development of the Russian Federation till 2020» // Legislation Bulletin of the Russian Federation. 2008, № 47. P. 5489.

5. Order of the Russian Government from 21.04.2011 № 710-р «About sub-program concept “Creation and organization of the production of the diesel engines and their up-to-date components in 2011-2015 in Russia» FCP «National technological base in 2007-2011» // Legislation Bulletin of the Russian Federation. 2011. № 17. P. 2515.

6. Data about FCP implementation in 2008-2013 [Electronic resource] // Methodical instructions of the official FCP. URL: http://fcp.economy.gov.ru

№ 10 (26) - 2013

59

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.