Вестник экономики, права и социологии, 2014: № 3
Экономика
УДК 332.1:364
Мониторинг реализации основных инвестиционных программ
Республики Татарстан
I А* .
Кандидат экономических наук, профессор кафедры экономической теории Казанского национального исследовательского технического университета им. А.Н. Туполева - КАИ
IBOQcnmQra
В данной статье рассматриваются вопросы финансирования и реализации инвестиционных программ в Республике Татарстан по отраслям экономики.
Ключевые слова: регион, инвестиции, региональные инвестиционные программы, программно-целевой подход.
В развитии рыночной экономики России усиливается роль регионального фактора. Реализация инновационного сценария развития Республики Татарстан, представленного в «Программе развития и размещения производительных сил Республики Татарстан на основе кластерного подхода до 2020 года и на период до 2030 года» [1], предусматривает освоение инвестиций по ключевым направлениям развития региона в области промышленности, сельского хозяйства, социальной сферы, транспортной инфраструктуры и пр. Инновационное развитие региона требует реализации инвестиционной политики, использование программно-целевого подхода развития России на региональном уровне в виде конкретных программ разного уровня и назначения [2]. Все финансовые ассигнования, направляемые на финансирование экономики страны, подразделяются на следующие виды программ:
- федеральные;
- региональные;
- муниципальные.
Федеральные программы, в свою очередь, подразделяются на федеральные целевые программы (ФЦП), Федеральные адресные инвестиционные программы (ФАИП), Целевые программы ведомств (ЦПВ).
На 1 сентября 2014 г. на территории России, по данным Департамента государственных целевых программ и капитальных вложений Минэкономразвития России, действуют 49 ФЦП общая сумма финансирования по которым составляет 961877,47 млн. руб. [3]. Наибольший объем финан-42
сирования направлен на реализацию программы восстановления/строительство транспортной инфраструктуры РФ, развитие высоких технологий, проекты развития социальной инфраструктуры и т.д. Используя данные Минэкономразвития РФ, проведем анализ финансирования ФЦП на территории Татарстана за период 2008-2013 гг. [4]. Данные анализа представим в таблице 1.
Все программы сгруппированы по трем комплексам: производственному, социальному и специальному.
Динамика инвестиционных средств финансирования программ по РТ по годам (за 2009-2013 гг.) в разрезе комплексов представлена на рисунке 1.
Основной объем финансирования приходится на производственный комплекс (83 %), на долю социального и специального комплексов приходится,
30000000
2009 2010 2011 2012 2013
Годы
■■Производственный комплекс ■■Социальный комплекс —Специальный комплекс
Рис. 1. Объем финансирования ФАИП по видам комплексов в Республике Татарстан
Вестник экономики, права и социологии, 2014: № 3
Экономика
Таблица 1
Перечень федеральных адресных инвестиционных программ (ФАИП) по Республике
Татарстан за период 2009-2013 гг., тыс. руб.
Наименование показателя Годы
2009 2010 2011 2012 2013
Производственный комплекс - всего: 305691 5251646 11470039,1 11662821 8825112,7
Железнодорожный транспорт 86529 1532792 1744135 2217870,7 426611,6
Дорожное хозяйство 3464588 6571831,8 5521117,4 7257798,6
Машиностроение 200000 143100
Водное хозяйство и окружающая среда 63345 244378 1055369,5 804906,5
Воздушный транспорт 60617 145000 2669900 2394700 42396
Автомобильный транспорт 56166,1
Агропромышленный комплекс 84940 53100 54794,3 133763 3100
Лесное хозяйство 10260
Медицинская промышленность 185000 140000 147200
Социальный комплекс - всего: 583837 211414 14222903,3 1702813 1661152,1
Образование 33000 60577 198616 70000 83000
Здравоохранение 99212 13559715 1427033 324851,7
Культура 30909 179186,5 214080,4
Жилищное строительство 135880 8810 100000
Центральные организации (суды, прокуратуры и тд.) 315745 150837 433663,3 17783,2 939220
Специальный комплекс - всего: 157800 38153 318874,9 198000
МЧС России 157800 30000
Минпромторг России 179000 198000
МВД России 38153 109874,9
соответственно, 15 и 2 % от общего объема инвестируемых средств (рис. 2).
Наибольший объем финансирования был в 2011 г. Основными направлениями стали: производственный и социальный комплексы. Большой объем вложений был произведен в здравоохранение РТ, сумма инвестиций в 2011 г. составила в эту область 13559,7 млн. руб. Именно тогда началось строительство Перинатальных центров, Онкологического комплекса и др. объектов медицинского назначения на территории РТ. В последующие годы, финансирование сохранилось, однако объемы финансовых вложений в 2012-2013 гг. были сокращены.
Следующим по объемам финансирования был промышленный комплекс. Он включает в себя ряд
Рис. 2. Структура финансирования целевых программ РТ за 2013 г.
очень важных и стратегических направлений экономического развития региона. В целом объем инвестиций в основной капитал по РТ [5] составил в 2013 г. 529344,44 млн. руб.
Как видно из данных, представленных в табл. 1, наибольший объем вливаний в промышленном комплексе принадлежит дорожному хозяйству. Причем динамика финансирования здесь всегда положительная на протяжении 5 последних лет. Дорожное хозяйство финансируется в рамках программы «Развитие транспортной системы России (2010-2015 годы)» [6]. Лимит финансовых вложений в 2013 г. в восстановление дорожной инфраструктуры составил 7294323,3 тыс. руб., освоено 5329291,3 тыс. руб. Общая техническая готовность по всем объектам в инфраструктуре составила 73,06 %.
Значительная часть финансовых ассигнований была направлена в 2013 г. на содержание водного хозяйства и восстановление окружающей среды. Финансирование осуществляется в рамках Федеральной целевой программы «Развитие водохозяйственного комплекса Российской Федерации в 20122020 годах», лимит вложений в 2013 г. составил - 292313,6 тыс. руб. Объектами вложений стали: Реконструкция дренажных сооружений Старо-Таты-шевской сельхознизины на территории Республики Татарстан, объем вложений составил 146456,3 тыс. руб., процент выполнения на сегодня - 52,3 %.
43
Вестник экономики, права и социологии, 2014: № 3
Экономика
Основной целью программ региона является дальнейшее развитие социально-экономического потенциала России в целом. Региональные программы, в том числе и Республики Татарстан, отбираются территориальными органами власти и управления; все мероприятия программ осуществляются в рамках региона, ограниченного географическими границами, мероприятия региональных программ должны увязываться со стратегией развития региона, иметь целевую направленность и ограничены временными рамками.
Для определения степени реализации региональных программ рассмотрим одну из самых финансированных программ, к которой относится дорожное хозяйство. Финансирование данного направления осуществляется в рамках ФЦП «Развитие транспортной системы России (2010-2020 годы)» [6]. Координатором и, в то же время, государственным заказчиком программы является Минтранс России. Целями программы являются развитие транспортной инфраструктуры, способствующей ускорению товародвижению и снижению транспортных затрат. Программа направлена на то, чтобы обеспечить повышение доступности транспортных услуг для потребителей. Реализация программы позволит также повысить конкурентоспособность транспортной системы России на основе существующего потенциала, обеспечить развитие рыночных отношений в данной сфере.
Общий объем финансовых средств по реализации мероприятий Программы составил 11411,3 млрд. руб. Из них, по данным Казначейства, средства Фе-
дерального бюджета составили 5429,5 млрд. руб.; средства бюджетов субъектов Российской Федерации - 59,5 млрд. руб.; средства внебюджетных источников - 5922,3 млрд. руб.
Для определения степени реализации всех целевых Федеральных или региональных программ заранее в паспорте определяются ее целевые индикаторы, на которые должны ориентироваться контролирующие органы власти. Проведем анализ реализации этой программы в РТ, для чего воспользуемся сводными данными Министерства экономического развития РФ и сведем результаты в таблице 2.
Таким образом, полученные результаты свидетельствуют о том, что с момента начала работы Федеральной/региональной целевой программы «Развитие транспортной системы России» были достигнуты следующие результаты:
- транспортная подвижность населения, измеряемая в километрах на 1 человека, имеет стабильную положительную динамику с самого начала реализации программы. Прирост составил 791 км, в процентном отношении прирост составил к 2014 г. 111 % с начала работы программы. Ожидаемый конечный результат программы по данному показателю: увеличение его в 1,5 раза по сравнению с 2009 г.
- экспорт транспортных услуг возрос с 13,1 млрд. долл. до 15,2 млрд. долл., прирост составил 116 %. Ожидаемое увеличение экспорта транспортных услуг к концу реализации программы должно увеличиться в 1,9 раза.
- обеспеченность постоянной круглогодичной связью с сетью автомобильных дорог общего поль-
Таблица 2
Целевые индикаторы ФЦП «Развитие транспортной системы России (2010-2020 годы)»
регион РеспубликаТатарстан
№ Наименование индикатора ед. изм. 2010 г. 2011 г. 2012 г. 2013 г. 2014 г. оценка
1. Транспортная подвижность населения (км на одного человека в год) км 7154 7167 7596 7661 7945
2. Экспорт транспортных услуг млрд. долл. 13,1 13,5 14 14,7 15,2
3. Прирост количества сельских населенных пунктов, обеспеченных постоянной круглогодичной связью с сетью автомобильных дорог общего пользования по дорогам с твердым покрытием, в отчетном году Ед. 210 230 250 286
4. Объем перевалки грузов в российских морских портах (млн. тонн в год) млн. тн. 526 530 580 640 685
5. Доля протяженности участков сети железных дорог, на которых имеются ограничения пропускной и провозной способности % 6,4 5,4 4,7 4,2 3,7
6. Доля автомобильных дорог, соответствующих нормативным требованиям к транспортноэксплуатационным показателям по сети автомобильных дорог общего пользования федерального значения % 38,57 38,68 41,33 45,43 52,63
7. Протяженность внутренних водных путей, ограничивающих пропускную способность Единой глубоководной системы европейской части РФ тыс. км 4,9 4,9 4,9 4,9 4,9
44
Вестник экономики, права и социологии, 2014: № 3
Экономика
зования по дорогам с твердым покрытием для сельских поселений ежегодно составляла от 210 до 286 единиц в год с момента начала реализации программы. На начало 2014 г. общее количество населенных пунктов, к которым в рамках программы были созданы или восстановлены транспортные пути, составило 976 сел и деревень. Ожидаемый результат программы к 2020 г. должен составить по меньшей мере 2,7 тыс. населенных сельских пункта, доступных к асфальтированным дорожным магистралям. Результаты программы по этому индикатору можно увидеть на рисунке 3.
■ всего достигнуто на начало 2014
Г.
Н2011 И2012
■ 2013
■ 2014
■ ожидаемые результаты по программе
Рис. 3. Количество сельских населенных пунктов, обеспеченных автомобильными дорогами по ФЦП в РТ
- доля протяженности участков железных дорог, на которых имеются ограничения пропускной и провозной способности к 2014 г. составила 3,7 %, снижение составило 57 %. Можно констатировать, что за период реализации программы были отремонтированы, расширены и т.д. железнодорожные пути. Объемы фактического финансирования Феде-ральной/региональной целевой программы, по данным Казначейства представлены в таблице 3.
ФЦП «Развитие транспортной системы России (2010-2015 годы)» имеет такую подпрограмму, как «Автомобильные дороги», за весь период работы которой в региональное распоряжение поступило по направлению капвложений в сумме 713443,3 млн. руб. Всего из Федерального бюджета за четыре
года реализации программы было израсходовано 943110 млн. руб. на реконструкцию старых, строительство новых дорог региона и федеральных трасс.
Таким образом, реализацию целевой программы «Развитие транспортной системы России (20102020 гг.)» по стране и по региону Татарстан на основе проведенного исследования следует признать удовлетворительной и имеющей свое положительное продолжение в дальнейших периодах реализации.
В заключение, можно отметить, что основными задачами региональных целевых программ, которые успешно реализует Республика Татарстан, являются:
- нивелирование различий в показателях социально-экономического развития между районами республики;
- обеспечение оптимальной структуры экономики республики в рамках ее территории;
- использование ресурсов региона (материальных, трудовых, финансовых и др. в полном объеме;
- обеспечение дальнейшего развития производств и сфер экономики республики в соответствии с направлениями государственной политики;
- поддержание стабильной политической обстановки в регионе.
Преимущества разработки и реализация целевых федеральных или региональных программ в том, что они позволяют сконцентрировать и использовать ресурсы на наиболее актуальных и перспективных направлениях экономики, способствовать ускорению приоритетных отраслей.
Таблица 3
Фактическое финансирование ФЦП, по данным Федерального казначейства (данные 2014 г. по состоянию на 01.02.2014 г.)
Наименование 2010 г. 2011 г. 2012 г 2013 г. весь период
Профинансировано по направлению капитальные вложения (данные федерального казначейства), (млн. руб.) 192890,5 221108,82 279287,5 276618,2 969905,1
Профинансировано по направлению НИОКР (данные федерального казначейства), (млн. руб.) 368,3 456,41 507,06 859,15 2190,9
Профинансировано по направлению прочие нужды (данные федерального казначейства), (млн. руб.) 43301,82 34178,27 67245,87 86609,6 231335,6
Всего из федерального бюджета - данные федерального казначейства, (млн. руб.) 236560,6 255743,5 347040,5 364087 1203431,7
45
Вестник экономики, права и социологии, 2014: № 3
Экономика
Литература:
1. Постановление Кабинета Министров Республики Татарстан от 22 октября 2008 г. № 763 «Об утверждении Программы развития и размещения производительных сил республики Татарстан на основе кластерного подхода до 2020 года и на период до 2030 года». - URL: http:// www.gosbook. ru/node/43354/
2. Мирзагалямова З.Н. Воспроизводственный аспект инновационной экономики // Вестник КГТУ им. А.Н.Туполева. - 2013. - № 4 (72). -С. 302-307.
3. Сайт Федеральные целевые программы России. - URL: http://fcp.economy.gov.ru/cgi-bin/cis/fcp. cgi/Fcp/FcpList/Full/2014)
4. Сайт ФАИП по РТ. - URL: http://faip.
economy.gov.ru/cgi-bin/uis/faip.cgi/Gl/ ol/2014?reg=46&yover=2013
5. Квон Г.М., Мухаметзянова Ф.Г., Валиахметов И.Р. Анализ состояния инвестиционной сферы региона и его роли в общем социальноэкономическом развитии России (на примере Республики Татарстан) // Вестник экономики, права и социологии. - 2014. - № 2. - С. 43- 46.
6. Федеральная целевая программа «Развитие транспортной системы России (2010-2015 годы)». - URL: http://base.consultant.ru/cons/cgi/ online.cgi?req=doc; base=LAW;n=164107
7. Сайт Министерства экономического развития РТ. - URL: http://mert.tatarstan.ru
8. Сайт Министерства экономики и развития РФ. -URL: www.economy.gov.ru
9. Портал государственных программ. - URL: http://programs.gov.ru/Portal
Monitoring of the implementation of major investment programs of the Republic of Tatarstan
G.M. Kvon
Kazan National Research Technical University named after A.N. Tupolev
Abstract: this article discusses the issues of financing and implementing investment programs in the Republic of Tatarstan by branch of the economy.
Key words: the region, investments, regional investment programs, target-oriented approach.
46