Научная статья на тему 'Региональная инвестиционная политика в российской Федерации'

Региональная инвестиционная политика в российской Федерации Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
254
29
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИНВЕСТИЦИОННАЯ ПОЛИТИКА / ПРИВЛЕКАТЕЛЬНОСТЬ РЕГИОНА / ФЕДЕРАЛЬНАЯ АДРЕСНАЯ ЦЕЛЕВАЯ ПРОГРАММА / ПОТЕНЦИАЛ РЕГИОНА / МЕРЫ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ ИНВЕСТИЦИОННОЙ ПОЛИТИКИ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Валеева Ю.С., Таишева Г.Р., Шарафутдинова Н.С.

Развитие экономики региона во многом определяется интенсивностью и эффективностью реализуемых инвестиционных проектов. Экономический рост российской экономики влечет за собой активизацию инвестиционных процессов, что требует теоретического и практического переосмысления роли инвестиционной политики государства в системе рыночных отношений

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Региональная инвестиционная политика в российской Федерации»

РЕГИОНАЛЬНАЯ ИНВЕСТИЦИОННАЯ ПОЛИТИКА В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Ю. С. ВАЛЕЕВА, кандидат экономических наук,доцент Казанский филиал Московской академии предпринимательства

при Правительстве Москвы Г. Р. ТАИШЕВА, кандидат экономических наук,доцент Казанский государственный аграрный университет Н. С. ШАРАФУТДИНОВА, кандидат экономических наук, старший преподаватель Казанский государственный финансово-экономический институт

Развитие экономики региона во многом определяется интенсивностью и эффективностью реализуемых инвестиционных проектов. Экономический рост российской экономики влечет за собой активизацию инвестиционных процессов, что требует теоретического и практического переосмысления роли инвестиционной политики государства в системе рыночных отношений.

Ключевые слова: инвестиционная политика, привлекательность региона, федеральная адресная целевая программа, потенциал региона, меры совершенствования инвестиционной политики.

В условиях роста экономической и инвестиционной самостоятельности региона привлечение инвестиций в региональную экономику является важной практической задачей, стоящей перед субъектами российской экономики.

На современном этапе развития российские регионы, и Республика Татарстан в том числе, решают проблему формирования благоприятного инвестиционного имиджа для привлечения инвестиций в региональную экономику. Несмотря на то, что Правительство Татарстана осуществляет активную инвестиционную политику, необходима серьезная работа над ее совершенствованием с целью создания в регионе благоприятного инвестиционного климата и положительного имиджа в глазах потенциальных инвесторов.

Перечисленные аспекты свидетельствуют о необходимости принятия неотложных мер, направ-

ленных на совершенствование региональной инвестиционной политики как средства повышения инвестиционной привлекательности региона.

Предпринятое исследование проблемы формирования благоприятного инвестиционного имиджа региона в современных российских условиях и разработка рекомендаций по совершенствованию региональной инвестиционной политики имеют актуальный, насущный характер.

В основе исследования проблем формирования благоприятного инвестиционного имиджа региона лежит теория и методология изучения таких экономических категорий, как инвестиции, инвестиционный климат, региональный инвестиционный процесс и инвестиционная политика регионального воспроизводства.

Анализу вопросов государственного управления инвестициями посвящены работы Дж Кейнса, Р. Линда, Дж. Милля, В. Нордхауса, М. Портера, П. Самуэль-сона, Ж. Тироля, П. Фишера, Р. Харродаидр.

Вопросы формирования региональной инвестиционной политики рассматривались в работах

A. Багарякова, И. Бланка, Р. Белоусова, Е. Гайдара, Э. Долана, И. Зимина, Г. Клейнера, Я. Кузьминова, Д. Львова, В. Маевского, Г. Марченко, А. Радыгина,

B. Сутягина, В. Сенчагова, В. Шапиро, А. Шеремета, Ю. Яременко, Е. Ясина и ряда других отечественных и зарубежных ученых.

Несмотря на наличие большого числа работ по указанной тематике, современные социаль-

%

1 объем работ по виду деятельности "Строительство" "тренд по объему работ по виду деятельности "Строительство"

2006 2007

Кварталы, год

инвестиции в основной капитал

тренд по объему инвестиций в основной капитал

Рис. 1. Темпы прироста инвестиций в основной капитал и объема работ по виду деятельности «Строительство», в процентах к соответствующему периоду предыдущего года

но-экономические условия, усиление процессов интеграции России в мировое сообщество, а также расширение внешних экономических связей регионов требуют дополнительного рассмотрения вопросов формирования благоприятного инвестиционного имиджа российских регионов с учетом специфики развития экономики России.

Так, в 2007 г. уровень инвестиционной активности в экономике РФ был значительно выше, чем в предыдущем. По итогам года темпы прироста инвестиций в основной капитал оцениваются на уровне 21,1 %, тогда как в 2006г. данный показатель составил 13,7%. При этом следует отметить, что в прошлом году финансирование строительства зданий и сооружений было определяющим фактором в ускорении роста инвестиций в экономике (рис. 1). В 2007 г. вложения средств в покупку машин, оборудования, транспортных средств и других объектов основного капитала обусловили главным образом инвестиционный подъем.

В 2007 г. наибольшее влияние надинамику инвестиций оказали капитальные вложения в агропромышленный и транспортный

комплексы, в добывающий, энергетический и социальный секторы, а также в покупку недвижимости. Указанными секторами экономики было обеспечено более трех четвертей от общего темпа прироста инвестиций. При этом роль отдельных секторов и комплексов, как источников роста инвестиций, значительно изменилась. Добывающий сектор и транспортный комплекс в значительной степени определяли ускорение роста инвестиций. В 2007 г. увеличился вклад в совокупный инвестиционный рост вложений в энергетику, машиностроение, агропромышленный комплекс (АПК), в недвижимость, торговлю и деревопереработку (рис. 2).

Рис. 2. Вклад отдельных секторов экономики в совокупный темп прироста инвестиций в основной капитал, в процентах к итогу (по данным Минэкономразвития России)

Рис. 3. Структура инвестиций в

□ 2006 г. 02007 г.

Следует также отметить, что в 2007 г. наблюдались небольшие положительные сдвиги в распределении инвестиционных ресурсов по секторам экономики и видам экономической деятельности (рис. 3). Так, концентрация инвестиций увеличилась в таких сферах, как АПК, социальный комплекс и энергетика. Это связано с общим ростом рентабельности вложений, реализацией нескольких социально ориентированных проектов и федеральных целевых программ, развитием материально-технической базы для предоставления многих видов новых услуг. Наряду с этим, существенный рост доли инвестиционных вложений отмечался в секторе недвижимости. Однако указанное изменение данного относительного показателя отчасти обусловлено опережающим ростом цен на строительство зданий по сравнению с ценами на другие виды капитальных вложений.

Вложения в основной капитал в машиностроительный комплекс постепенно увеличиваются, но объем инвестиций в указанную сферу недостаточен для решения стратегических задач развития.

Таким образом, в 2007г. наметился ряд позитивных тенденций в инвестиционном процессе, что в перспективе может сформировать прочную основу для дальнейшей диверсификации российской экономики и ее перевода на новый технологический уклад.

В 2007 г. объем государственных капитальных вложений, предусмотренный на финансирование федеральной адресной целевой программы (ФАИП), увеличивался несколько раз, в том числе за счет

дополнительных доходов по итогам исполнения федерального бюджета за 9 мес. 2007 г. В результате, общий объем государственных капитальных вложений, предусмотренных на реализацию ФАИП в 2007г., составил 583,82 млрд руб., или 1,8% от ВВП против 1,37% в 2006 г. При этом бюджетные ассигнования были увеличены как по программной, так и по непрограммной частям ФАИП. По итогам года выделяемые объемы государственных средств составили 360,62 млрд руб. и 223,2 млрд руб. соответственно.

Размер государственного оборонного заказа за 12 мес. 2007г. был увеличен на 5,57 млн руб. и в рамках программной и непрограммной частей ФАИП составил 101,47 млрд руб., или 17,4% от общего лимита.

Совокупный рост государственных капитальных вложений на реализацию ФАИП в 2007 г. составил 216,37 млрд руб. в ценах соответствующих лет, или 58,9 % по сравнению с 2006г.

При этом следует отметить, что инвестиционные расходы федерального бюджета все более приобретают инновационную направленность.

19,4%

43,9%

□ Социальный

36,7%

□Производственный

□ Специальный

Рис. 4. Распределение государственных капитальных вложений в 2007 г. по комплексам, в процентах к итогу

Таблица 1

Процентное соотношение Федеральной адресной целевой программы к ВВП

Наименование 2006 г. 2007 г.

ФАИП, всего 1,37 1,8

Программная часть 0,87 1,1

Непрограммная часть 0,5 0,7

Производственный

Социальный

Специальный

□Использовано

□ Профинансировано

Рис. 5. Уровень финансирования федерального бюджета (в процентах к годовому лимиту) и использования государственных капитальных вложений (в процентах от общего объема государственных капитальных вложений)

Так, более половины ресурсов, выделяемых на федеральные целевые программы (ФЦП), были израсходованы на поддержку проектов, связанных с реализацией стратегий развития ключевых секторов экономики, в том числе высокотехнологичных отраслей промышленности и научно-технического комплекса.

В 2007 г. большая часть государственных капитальных вложений была направлена на стройки и объекты производственного комплекса — 256,12 млрд руб. На социальный комплекс были предусмотрены бюджетные ассигнования в размере 214,3 млрд руб., на объекты специального комплекса — 113,4 млрд руб. (рис. 4).

По стройкам и объектам ФАИП, по которым Росстатом ведется наблюдение, уровень финансирования годового лимита государственных капитальных вложений в январе-декабре 2007 г. составил 316 752,9 млн руб., или 67,9 % годового лимита. Уровень финансирования производственных комплек-

сов и специального комплекса находился в пределах средних значений. Существенно ниже, чем в целом по стройкам и объектам для государственных нужд, профинансирован годовой лимит государственных капитальных вложений в рамках социального комплекса (рис. 5).

Всего в январе—декабре 2007 г. государственными заказчиками было использовано 401768,1 млн руб. капитальных вложений за счет всех источников финансирования, или 99,3 % от общего объема профинансированных средств за счет всех источников финансирования.

Полностью использованы профинансированные средства в социальном комплексе. В то же время использование средств в рамках специального комплекса было значительно ниже среднего значения по стройкам и объектам ФАИП.

В 2007г. уровень использования средств, предусмотренных на финансирование строек и объектов ФАИП, был выше общероссийского показателя в Северо-Западном (92,0%), Дальневосточном (88,1 %), Приволжском (89,3 %), Уральском (79,3 %) и Сибирском (66,9%) федеральных округах. В Центральном федеральном округе освоение государственных капитальных вложений значительно отставало от уровня по стране в целом и составило 46,2 % от годового лимита.

В 2007 г. в рамках ФАИП осуществлялось финансирование 6 093 строек, объектов и мероприятий (далее — объектов), из них к вводу в эксплуатацию в 2007 г. предусматривалось 3 696 объектов.

Таблица 2

Финансирование и использование средств ФАИП по комплексам в январе—декабре 2007 г., млн руб.

Наименование Финансирование за счет государственных капитальных вложений Финансирование за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации и других источников Использование средств за счет всех источников финансирования

Производственный комплекс 168 920,9 58 675,4 225 381,7

Социальный комплекс 126 240,3 22 992,3 152 398,4

Специальный комплекс 21 591,7 6 198,9 23 988,0

Таблица 3

Государственное финансирование в 2007 г.

Федеральный округ Общий объем средств в рамках ФАИП за счет всех источников Лимит государственных капитальных вложений нагод Фактически использовано за счет всех источников финансирования

Млн руб. В процентах от лимита на год

Центральный 249 564,0 157 905,5 115415,6 46,2

Северо-Западный 86 851,7 76 879,0 79 957,8 92,0

Южный 121 757,7 104 075,9 71 707,6 58,9

Приволжский 55 187,3 43 157,8 49 287,9 89,3

Уральский 18 980,2 14 178,9 15 058,0 79,3

Сибирский 42 263,3 36 127,7 28 264,3 66,9

Дальневосточный 47 761,4 34 248,7 42 076,9 88,1

В 2007 г. осуществлен ввод 1 141 объекта1, из них подлежащих вводу в текущем году — 1041 из предусмотренных к вводу в последующие годы — 100 объектов. При этом 953 объекта были введены на полную мощность, по 188 — осуществлен частичный ввод мощностей.

Таким образом, ключевым моментом динамики инвестиционного процесса в современной российской экономике является общий рост инвестиционной активности, обусловленный улучшением инвестиционного имиджа российских регионов.

Современное состояние экономики России требует пересмотра концептуальных основ государственного регулирования инвестиционных процессов с учетом требований нового высокоразвитого инновационного, информационного постиндустриального общества.

Для успешного решения этих задач предложены к реализации следующие меры:

1) пересмотр налоговой системы с целью перераспределения инвестиционных потоков в пользу базисных технологических инноваций за счет увеличения выплат за использование природных ресурсов и выбросы в окружающую среду;

2) обеспечение инвестиционной привлекательности наиболее слабым регионам путем предоставления налоговых льгот, государственных гарантий по инвестиционным проектам, соинвестирования со стороны федерального или регионального бюджета;

3) активизация деятельности региональных властей по привлечению внутренних инвестиций, к примеру, предоставление гарантий со стороны местных администраций и создание режима наибольшего благоприятствования;

4) предоставление максимально полной и объективной информации о возможных объектах инвестирования;

1 По данным Росстата.

5) создание государственных банков реконструкции и развития, инновационных центров, венчурных фондов, технологических парков и других элементов научно-технической инфраструктуры, обеспечивающих льготное кредитование малому и среднему инновационному бизнесу;

6) активизация инвестиционной деятельности в сфере развития человеческого капитала (наука, образование, здравоохранение);

7) сокращение вывоза капитала за границу, возврат уже вывезенных активов с помощью налоговой амнистии и обеспечения гарантий прав собственности;

8) создание условий для развития инвестиционных фондов, фондового рынка, долгосрочных банковских ресурсов, системы залогов при кредитовании;

9) обеспечение реализации механизма ускоренной амортизации и развитие финансового лизинга.

Только согласованная деятельность всех органов и ветвей власти федерального и регионального уровней при поддержке предпринимательских структур по реализации предложенных направлений совершенствования инвестиционной политики позволит России и ее регионам получить эффективный инвестиционный процесс в регионах, сформировать более привлекательный как для иностранных, так и для внутренних инвесторов инвестиционный имидж.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Артюх О. Б. О некоторых проблемах государственного регулирования инвестиционных процессов в российской экономике. // Социально-экономические явления и процессы. 2007. № 1. Тамб. гос. ун-т им. Г. Р. Державина. — Тамбов. 2007.

2. Астахов В. П. Экспортные и импортные операции. — М.: Экспертное бюро. 2008. — 135 с.

3. Балабанов И. Т., Балабанов А. И. Внешнеэкономические связи: учеб. пособие. — М.: Финансы и кредит. 2000. — 512 с.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

4. Бровкова Е. Г., Продиус И. П. Международная коммерческая деятельность. — М.: Сирин. 2000 г. -192 с.

5. ВахринП. И. Инвестиции: учебник. 2-е изд., перераб. и доп. — М.: Дашков и К. 2004. — 125 с.

6. Внешнеэкономическая деятельность предприятия: учебник. Под. ред. Л. Е. Стровского. — М.: ЮНИТИ. 2008. - 823 с.

7. Внешнеэкономическая деятельность предприятия: учебник. Под. ред. Р. И. Хасбулатова, В.М. Панова. — М.: Международные отношения. 2001.-543 с.

8. ГерчиковаИ. ^.Международное коммерческое дело: учебник. — М.: ЮНИТИ — ДАНА. 2001. — 527 с.

9. Грачев Ю.Н. Внешнеэкономическая деятельность: организация и техника внешнеторговых операций: учеб. пос. — М.: Интелсинтез. 2005.- 592 с.

10. Гофман Н. Ф., МаховиковаГ.А. Основы внешнеэкономической деятельности. — СПб: Питер. 2001. — 208 с.

11. Доронина Н.Г., Семилютина Н.Г. Обзор законодательства об иностранных инвестициях. // Право и экономика. 2007. №3, 4.

12. Жданов А. Практическое руководство по внешнеэкономической деятельности. — СПб: Питер. 2001. — 224 с.

13. ЗелльА. Бизнес-план. Инвестиции и финансирование, планирование и оценка проектов. — М.: Ось-83. 2001.

14. Маркаръян Ю.А. Международная торговля и таможенное дело: учеб. пос. — Ростов н/Д. 2007. - 326 с.

15. Мировая экономика: введение во внешнеэкономическую деятельность. / Под ред. А. К. Шур-калина. — М.: ЛОГОС. 2007. — 241 с.

16. Экономико-правовые вопросы государственного регулирования и организации внешней торговли РФ: учебник. — М.: Экономика. 2001. - 82 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.