Инвестиционная политика
ИНВЕСТИЦИИ в РОССИИ - НОВЫЕ ТЕНДЕНЦИИ
A.B. кРАСАБИН, кандидат экономических наук, доцент Финансовой академии при Правительстве РФ
Устойчивое инновационное развитие экономики страны в значительной мере зависит от состояния инвестиций и ее инвестиционного потенциала. В условиях нерегулируемого перехода к рыночной экономике в России инвестиции в основной капитал снизились до 26,5 % в 2000 г. по сравнению с 1990 г. при уменьшении объема производства почти вдвое. По мере возобновления экономического роста наметилась относительно устойчивая тенденция повышения инвестиционной активности (табл. 1, рис. 1)*.
В структуре инвестиций в нефинансовые активы традиционно преобладают инвестиции в основной капитал (табл. 2).
Лишь в 2005 г. их доля немного снизилась в связи с ростом удельного веса инвестиций в нематериальные активы (до 0,8 % в 2005 г.) и появлением показателя затрат на НИОКР (0,3 % в 2005 г.).
Эти средства направляются на воспроизводство основных фондов (табл. 3).
В 2007 г. сохранился высокий уровень инвестиционной активности, значительно превышающий показатели последних лет. Это обусловлено значительным увеличением строительства зданий и сооружений в различных отраслях экономики. Ускоренными темпами велось жилищное строительство: введено 34 млн м2 жилой площади за 9 мес. 2007 г. против 25,9 млн м2 в 2006 г. Рекордный подъ-
Таблица 1
Динамика роста ВВП и инвестиций в основной капитал, (%)
Показатель 1999 г. 2000 г. 2001 г. 2002 г. 2003 г. 2004 г. 2005 г. 2006 г. 2007 г.
ВВП 5,4 9,0 5,0 4,3 4,7 5,91 5,64 6,1 6,2
Инвестиции в основной капитал 5,3 17,4 8,7 2,6 12,5 13,7 10,9 11,4 21,2*
* Январь — сентябрь.
Рис. 1. Динамика инвестиций в основной капитал (млрд руб.)
* Здесь и далее использованы материалы сайтов rbk. га, cbr. га, miniin. ru, minekonom. ru.
Таблица 2
структура инвестиций в нефинансовые активы (в % к итогу)
годы Б нефинансовые активы, всего Б том числе
в основной капитал в нематериальные активы в другие нефинансовые активы затраты на научно-исследовательские, опытно-конструкторские и технологические работы
2002 100 98,6 0,5 0,9 0,18
2003 100 98,9 0,5 0,6 0,23
2004 100 99,1 0,4 0,5 0,21
2005 100 98,2 0,8 0,7 0,3
2006 100 98,7 0,6 0,4 0,3
Таблица 3
структура инвестиций в основной капитал по видам основных фондов (в % к итогу)
Показатель 2002 г. 2003 г. 2004 г. 2005 г. 2006 г.
Инвестиции в основной капитал, всего 100 100 100 100 100
Жилища 12,2 12,6 11,9 12,0 12,0
Здания (кроме жилых) и сооружения 41,0 43,5 41,9 40,4 42,7
Машины, оборудование, транспортные средства 37,7 37,1 40,4 41,4 37,7
Прочие 9,1 6,8 5,8 6,5 7,6
ем инвестиций связан с успехами энергетического машиностроения, добычей полезных ископаемых, развитием железных дорог, сельского хозяйства. За счет национального проекта увеличились заказы аграрному машиностроению на перевооружение села (производство мини-тракторов, тракторных плугов, доильных установок). Выросли капиталовложения нефтегазовой отрасли. Согласно оценке, благодаря национальным проектам и инвестиционным программам корпораций ожидается увеличение инвестиций в России до 27 % ВВП за два — три года, хотя это недолговременный рост.
Стимулирующее влияние на инвестиции в 2002— 2007 гг. оказывали: рост реальных денежных доходов населения и доходов от предпринимательской деятельности; увеличение внутреннего спроса, а также возрастающий приток экспортной валютной выручки в связи с высокими мировыми ценами на энергоносители.
Сдерживающее влияние на инвестиционную деятельность оказывали следующие факторы долговременного характера: сохранение неравномерности в обеспеченности инвестициями между отраслями топливно-энергетического комплекса и обрабатывающими отраслями; недостаточный уровень развития банковской системы и финансового рынка; нерешенность вопросов в сфере собственности; слабость механизмов трансформирования сбережений населения в инвестиции и увеличение оттока капитала за рубеж.
Наличие и эффективное использование источников финансирования инвестиций в настоящее время является одной из главных проблем в инвестиционной деятельности. С переходом России к рыночной
экономике наблюдался острый дефицит источников финансирования, что было связано в первую очередь с общим экономическим кризисом в 1990-х гг.
В настоящее время в связи с улучшением макроэкономических показателей и длительным ростом цен на энергоносители на мировом рынке в стране появились определенные возможности активизации процесса накопления и инвестирования. Однако проблемы наличия и использования источников финансирования не исчезли, а переросли в новое качество. Основными из них являются:
• вывоз (бегство) отечественного частного капитала за границу, где обеспечены лучшие условия для инвестирования (налоговое законодательство, эффективность инвестиций, меньший риск и т. д.);
• нежелание инвесторов вкладывать средства в долгосрочные затратные проекты. Политические, экономические риски до сих пор достаточно велики. Относительно высок темп инфляции, что препятствует осуществлению долгосрочных инвестиций;
• повышенные мировые цены на энергоресурсы против заложенных при составлении бюджета способствуют дополнительному притоку валютной выручки. Эффективное инвестирование этих дополнительных источников стало одним из методов сдерживания инфляции, обеспечения конкурентоспособности отечественных товаров на внутреннем рынке. Система финансового обеспечения инвестиционного процесса складывается из двух компонентов: источников и методов инвестирования (табл. 4).
18
финансы и кредит
Таблица 4
Структура инвестиций в основной капитал по источникам финансирования (в % к итогу)
Показатель 2002 г. 2003 г. 2004 г. 2005 г. 2006 г.
Инвестиции в основной капитал — всего 100 100 100 100 100
1. Собственные средства 45,0 45,2 45,4 44,5 44,3
Из них:
— прибыль, остающаяся в распоряжении организации 19,1 17,8 19,2 20,3 20,2
— амортизация 21,9 24,2 22,8 20,9 21,3
2. Привлеченные средства 55,0 54,8 54,6 55,5 55,7
Из них:
— кредиты банков 5,9 6,4 7,9 8,1 8,9
в том числе иностранных банков 0,9 1,2 1,1 1,0 1,5
— заемные средства других организаций 6,5 6,8 7,3 5,9 5,4
— бюджетные средства 19,9 19,6 17,9 20,4 19,8
в том числе федерального бюджета 6,1 6,7 5,3 7,0 6,9
в том числе бюджетов субъектов РФ 12,2 12,1 11,6 12,3 12,0
— средства внебюджетных фондов 2,4 0,9 0,7 0,5 0,5
— прочие 20,3 21,1 20,8 20,6 21,1
В структуре источников финансирования инвестиций в основной капитал в 2002 — 2006гг доля собственных ресурсов инвестора (прибыль, амортизационные отчисления) находилась в пределах 44,3 — 45,4 %, при этом доля амортизации была обычно чуть выше доли прибыли, используемой для инвестиций. Доля привлеченных средств составляла 54,6 — 55,7 %.
В привлеченных источниках финансирования инвестиций доля средств консолидированного бюджета в 2002 — 2006 гг. находилась в пределах 17,9 — 20,4 %. В их структуре средства федерального бюджета составляли 5,3 — 7 %, средства бюджетов субъектов РФ — 11,6 — 12,3 %, а доля внебюджетных фондов снизилась с 2,4 % в 2002 г. до 0,5 % в 2006 г.
В 2007 г. новым явлением стало финансирование 46 федеральных целевых программ на сумму около 510 млрд руб. (21 млрд долл. США), из которых на развитие инфраструктуры направлено почти 293 млрд руб. (12 млрд долл. США), или 62 % от общего объема финансирования федеральных целевых программ. В течение трех кварталов 2007 г. объем государственных капитальных вложений, предусмотренный на финансирование строек и объектов федеральной адресной программы (ФАИП), дважды увеличивался. В результате лимит государственных капитальных вложений, предусмотренных на реализацию ФАИП в 2007 г., составил 513,7 млрд руб., или 1,6 % от ВВП против 1,37 % в 2006 г. (см. табл. 5). При этом бюджетные ассигнования были увеличены как по программной, так и по непрограммной части ФАИП, составив 302,6 млрд руб. и 211,1 млрд руб. соответственно. Размер государственного оборонного заказа не изменился: 95,9 млрд руб., или 18,7 % от общего лимита за 9 мес. 2007 г.
Таблица 5
Структура ФАИП (в % к ВВП)
2006 г. 2007 г. *
ФАИП, всего 1,37 1,60
Программная часть 0,87 0,94
Непрограммная часть 0,50 0,66
* Оценка Минэкономразвития России.
В III квартале 2007 г. были проведены организационные мероприятия по устранению ограничений финансирования строек и объектов ФАИП. В результате было снято ограничение по финансированию по причине отсутствия утвержденной в установленном порядке проектной документации объекта «реконструкция большого концертного зала в г. Красноярске» (объем — 500 млн руб.), начали реализовываться 44 мероприятия на сумму 9,96 млрд руб.
В январе — сентябре 2007 г. по стройкам и объектам ФАИП, по оценке Росстата, финансирование составило 48,7 % годового лимита (50,9 % за аналогичный период 2006 г.), так как оно было поздно открыто (14 марта 2007 г.). В связи с необходимостью разработки дополнительных нормативно-правовых документов после внесения изменений в Федеральный закон от 25.02.1999 № 39-ФЗ «Об инвестиционной деятельности в Российской Федерации, осуществляемой в форме капитальных вложений».
По-прежнему существенно выше, чем в целом по стройкам и объектам для государственных нужд, профинансирован годовой лимит государственных капитальных вложений в рамках производственных комплексов. Уровень финансирования социального комплекса продолжает
оставаться существенно ниже среднего по стройкам и объектам ФАИП (табл. 6, рис. 2).
В 2007 г. предусмотрено финансирование 4 470 строек, объектов, мероприятий. За январь — сентябрь 2007 г. уровень использования средств, предусмотренных на финансирование строек и объектов ФАИП, был выше общероссийского показателя в Северо-Западном (59,5 %), Дальневосточном (56,8 %), Приволжском (54,9 %) и Уральском (53,3 %) федеральных округах. В Центральном и Южном федеральных округах освоение государственных капитальных вложений значительно отстает от уровня по стране в целом и составляет соответственно 30,9 и 38,0 % от годового лимита.
По видам экономической деятельности основную долю в структуре инвестиций в основной капитал 2006 г. занимали: транспорт и связь — 23,5 %; операции с недвижимым имуществом, аренда и предоставление услуг — 16,4 %; добыча полезных ископаемых — 15,3 % (в том числе добыча топливно-энергетических полезных ископаемых — 13,9 %); обрабатывающие производства — 15,8 %; производство и распределение электроэнергии, газа и воды — 6,1 %. Небольшой, но постоянный рост инвестиций наблюдается в отрасли образования, здравоохранения и предоставления социальных услуг.
Доля кредитов банков в инвестициях в основной капитал оставалась на низком уровне, хотя появилась тенденция к ее повышению с 5,9 % в
2002 г. до 8,9 % в 2006 г. (см. табл. 4) при снижении заемных средств других организаций: с 7,3 % в 2004 г. до 5,4 % в 2006 г. Доля прочих привлеченных средств составила более 20 %.
Новой тенденцией стал значительный приток в экономику иностранных инвестиций: 87,9 млрд долл. в январе — сентябре 2007 г., что в 2,5 раза больше, чем за соответствующий период 2006 г. (табл. 7).
При этом почти в 1,5 раза возрос приток прямых иностранных инвестиций: 15,8 млрд долл. — из них прямые взносы в капитал составили 6,7 млрд долл. (оценка МЭРТ на январь 2008 г.). Основную долю составляли прочие инвестиции — 75,9 %, в основном это кредиты на срок свыше 180 дней (62,8 %). Максимально выросли кредиты, выданные российским юридическим лицам их зарубежными совладельцами: 8,5 млрд долл. — рост в 6,8 раза по сравнению с первым полугодием 2007 г. Сюда же относится и кредитование крупных российских компаний, имеющих бизнес за пределами России, их казначейскими центрами за рубежом (речь идет о «Газпроме», нефтяных и металлургических компаниях — так, Нидерланды, Кипр, Швейцария, традиционные территории регистрации казначейских центров остаются лидерами в прямых инвестициях согласно соответствующим отраслевым данным Росстата), и кредитование российских «дочек» западными компаниями в России.
Таблица 6
Финансирование и использование средств ФАИП по комплексам в январе — сентябре 2007 г. (млн руб.)
Реципиенты инвестиций Финансирование за счет государственных капитальных вложений Использование средств за счет всех источников финансирования Использовано в % от общего объема финансирования
Производственный комплекс 96 483,6 128 925,9 98,1
Социальный комплекс 70 217,8 81 673,3 97,3
Специальный комплекс 10 336,8 8 821,2 58,6
Рис. 2. Уровень финансирования государственных капитальных вложений и использования профинансированных средств за счет всех источников финансирования (в % от годового лимита)
Таблица 7
Иностранные инвестиции в России
Инвестиции 2005 г. 2006 г. 2007 г. (янв. — сент.)
Млн долл. В % к итогу Млн долл. В % к итогу Млн долл. В % к итогу
США США США
Всего инвестиций 53 651,0 100,0 55 109,0 100,0 87 936,0 100,0
1. Прямые инвестиции 13 072,0 24,4 13 678,0 24,8 19 644,0 22,3
взносы в капитал 10 360,0 19,3 8 769,0 15,9 9 021,0 10,2
кредиты, полученные от зарубежных 2 165,0 4,0 3 897,0 7,1 9 748,0 11,1
совладельцев организаций
прочие прямые инвестиции 547,0 1,1 922,0 1,7 821,0 0,9
2. Портфельные инвестиции 453,0 0,8 3 182,0 5,8 1 547,0 1,8
акции и паи 328,0 0,6 2 888,0 5,2 1 478,0 1,7
долговые ценные бумаги организаций 125,0 0,2 294,0 1,7 69,0 0,1
из них векселя 121,0 0,2 93,0 0,2
3. Прочие инвестиции 40 126,0 74,8 38 249,0 69,4 66 745,0 75,9
торговые кредиты 6 025,0 11,2 9 258,0 16,8 8 500,0 9,7
прочие кредиты 33 745,0 62,9 28 458,0 51,6 57 703,0 65,6
в том числе на срок:
до 180 дней 2 656,0 4,9 3 057,0 5,5 2 471,0 2,8
свыше 180 дней 31 089,0 58,0 25 401,0 46,1 55 232,0 62,8
прочее 356,0 0,7 533,0 1,0 542,0 0,6
По данным за январь — сентябрь 2007 г. основная доля иностранных инвестиций направляется в оптовую и розничную торговлю, ремонт автотранспортных средств, мотоциклов, бытовых изделий и предметов личного пользования — 37 207 млн долл.; в обрабатывающие производства — 21 603 млн долл.; в добычу полезных ископаемых — 15 169 млн долл. В первом полугодии 2007 г. объем накопленных инвестиций в обрабатывающие производства в России впервые занял первое место среди других отраслей (51,9 млрд долл. против 47,8 млрд долл. накопленных иностранных инвестиций в промышленности). На четвертом и пятом местах с равными показателями — накопленные инвестиции в недвижимость и сектор транспорта и связи: по 13,1 млрд долл. На конец сентября 2007 г. накопленный иностранный капи-
тал в экономике России составил 197,8 млрд долл., превысив на 52,2 % его объем за соответствующий период 2006 г. Наибольший удельный вес в накопленном иностранном капитале приходился на прочие инвестиции, осуществляемые на возвратной основе (кредиты международных финансовых организаций, торговые кредиты и пр.) — 53,5 % (на конец сентября 2006 г. — 48,8 %), доля прямых инвестиций — 44,4 % (на конец сентября 2006 г. — 49,3 %), портфельных — 2,1 % (на конец сентября 2006 г. — 1,9 %). Основные страны-инвесторы в январе — сентябре 2007 г. — Великобритания, Нидерланды, Кипр, Люксембург, Швейцария, Ирландия, Франция, Германия, США (табл. 8).
На долю этих стран приходилось 85,5 % накопленных иностранных инвестиций, 84,4 %
Таблица 8
Иностранные инвестиции в экономике России по основным странам-инвесторам
Страна-инвестор 2006 г. 2007 г. (январь — сентябрь) Накоплено на
Приток, Приток, в % Приток, Приток, в % конец сентября
млн долл. к итогу млн долл. к итогу 2007 г.
Всего 55 109 100,0 87 936 100,0 197 796
В том числе: 9 851 17,9 11 881 13,5 39 122
Кипр
Нидерланды 6 595 12,0 17 270 19,6 35 977
Люксембург 5 908 10,7 8 123 9,2 30 282
Великобритания 7 022 12,7 20 729 23,6 24 178
Германия 6 595 9,1 3 447 3,9 11 455
США 1 640 3,0 1 989 2,3 8 041
Франция 3 039 5,5 4 405 5,0 7 407
Швейцария 2 047 3,7 4 487 5,1 6 200
Виргинские острова (Брит.) 2 054 3,7 1 383 1,6 4 109
накопленных прямых иностранных инвестиций. Распределение этих инвестиций по видам экономической деятельности представлено в табл. 9.
Таблица 9
Распределение инвестиций из основных стран-инвесторов по видам экономической деятельности
Виды экономической деятельности Страна
Сельское хозяйство, охота и лесное хозяйство Кипр, Великобритания, Швейцария
Рыболовство, рыбоводство -
Добыча полезных ископаемых Нидерланды, Франция, Кипр
Обрабатывающие производства Швейцария, Великобритания, Франция
Производство и распределение электроэнергии, газа и воды Великобритания, Кипр
Строительство Кипр, Люксембург
Оптовая и розничная торговля; ремонт автотранспортных средств, мотоциклов, бытовых изделий и предметов личного пользования Великобритания, Кипр, Люксембург
Гостиницы и рестораны -
Транспорт и связь Люксембург, Кипр
Финансовая деятельность Кипр, Великобритания
Операции с недвижимым имуществом, аренда и предоставление услуг Кипр, США, Великобритания
Государственное управление и обеспечение военной безопасности; обязательное социальное обеспечение
Образование -
Здравоохранение и предоставление социальных услуг —
Предоставление прочих коммунальных, социальных и персональных услуг Кипр, Великобритания, США
Новой тенденцией стало увеличение инвестиций российских организаций за рубежом: 36,8 млрд долл. за первое полугодие 2007 г. против 15,5 млрд долл. в первом полугодии 2006 г. В их структуре традиционно основную долю занимают прочие ин-
Зарубежные инвестиции
вестиции — 78,4 % (в том числе банковские вклады и торговые кредиты), хотя их доля снижается за счет значительного увеличения прямых инвестиций (с 5,0 до 19,5 %) (табл. 10).
Объем инвестиций из России, накопленных за рубежом, на конец сентября 2007 г. составил 28,1 млрд долл. В январе — сентябре 2007 г. из России за рубеж направлено 54,2 млрд долл. иностранных инвестиций, или на 56,6 % больше, чем в январе — сентябре 2006 г. Объем погашенных инвестиций, направленных ранее из России за рубеж (41,4 млрд долл.), увеличился на 29,1 % против января — сентября 2006 г. Основная доля российских инвестиций была направлена на Кипр, в Нидерланды и на Виргинские острова (более 50 % общего объема по данным ЦБ РФ (см. сайт сЬг. ги).
В качестве положительной тенденции необходимо отметить преобладание в структуре источников финансирования привлеченных средств над собственными (для сравнения: в начале радикальной экономической реформы более 75 % финансировались из собственных средств предприятий). Кроме того, развивается фондовый рынок, постепенно становясь эффективным инструментом привлечения долгосрочных инвестиций в реальный сектор российской экономики. За 2000 — 2006 гг. капитализация российского фондового рынка увеличилась более чем в 12 раз. По этому показателю Россия занимает 18-е место в мире и 8-е место в Европе. Однако доля институциональных инвесторов на фондовом рынке невелика.
Для обеспечения устойчивых высоких темпов роста, основанного на инновационном изменении структуры экономики, необходимо увеличение инвестиций. Цель на среднесрочную перспективу состоит в том, чтобы, используя результаты достигнутой макроэкономической и финансовой стабильности, обеспечить стимулы для роста инвестиций в основной капитал в целях диверсификации экономики и повышения конкурентоспособности предприятий России.
Таблица 10
российских организаций
Инвестиции 2006 г. (первое полугодие) 2007 г. (первое полугодие)
Млн долл. В % к итогу Млн долл. В % к итогу
Всего инвестиций 15 540 100,0 36 813 100,0
Прямые инвестиции 772 5,0 7 170 19,5
Портфельные инвестиции 56 0,4 782 2,1
Прочие инвестиции 14 712 94,6 28 861 78,4
В том числе 4 653 29,9 10 922 29,7
торговые кредиты
прочие кредиты 773 3,7 6 533 17,7
банковские вклады 9 286 59,7 11 097 30,1
Важную роль в решении приоритетных задач призваны играть государственные институты развития, предназначенные для развития не только производственной, но и социальной инфраструктуры, так как человеческий капитал — это главный фактор роста конкурентоспособности, стимулирования инноваций, содействия несырьевому экспорту, развития аграрного сектора, а также малого и среднего бизнеса.
В настоящее время в российской экономике сложились предпосылки для инвестиционного и хозяйственного подъема. Однако главная опасность для будущего развития страны заключается в том, что рост инвестиций пока неустойчив и во многом базируется на благоприятной конъюнктуре мировых
рынков. Не устранены фундаментальные причины слабости российской экономики: незавершенность структурных и институциональных реформ в реальном секторе, его низкая конкурентоспособность и изношенность производственного аппарата, структурные деформации национального хозяйства (перекос в сторону топливно-сырьевых секторов при слабой конкурентоспособности обрабатывающей промышленности и низкой доле высокотехнологичных предприятий), сохранение обширного сектора убыточных производств, низкая восприимчивость предприятий к инвестициям. Решение этих непростых проблем требует осуществления активной инвестиционной политики, критического переосмысления на основе государственно-частного партнерства.