Программно-целевой метод в системе управления охраной труда
СОЛОВЦОВ А.М.,
аспирант ФГУ «Внии охраны и экономики труда» Минздравсоцразвития россии
сделана попытка анализа ресурсного обеспечения мероприятий по достижению целевых индикаторов и показателей федеральных, региональных и корпоративных программ действий по улучшению условий и охраны труда.
Ключевые слова: управление, охрана труда, целевые программы, эффективность.
За последние годы особое внимание уделяется механизму экономического обеспечения мероприятий целевых программ по улучшению условий и охраны труда, который необходим как на корпоративном, муниципальном, так и на федеральном уровне. В большинстве регионов приняты законы по охране труда и о передаче органам местного самоуправления отдельных полномочий по государственному управлению охраной труда
При разработке Программы действий по улучшению условий и охраны труда на 2011-2013 годы необходимо, прежде всего, ориентироваться на достижение и превышение всех намеченных Программой действий на 2008-2010 годы, утвержденных приказом Минздравсоцразвития россии от 23.10.2008 № 586 целевых показателей.
Важнейшими целевыми индикаторами и показателями Программы являются:
• численность пострадавших на производстве с утратой трудоспособности на 1 рабочий день и более и со смертельным исходом, в расчете на 1000 работающих, уделив особое внимание снижению травматизма среди женщин и молодежи;
• удельный вес работников, занятых в условиях, не отвечающих санитарно-гигиеническим нормам;
• количество работников, занятых на работах с тяжелым физическим трудом;
• удельный вес устраненных нарушений в общем количестве выявленных по вопросам охраны труда;
• снижение уровня профессиональных заболеваний и др.
К сожалению, до сих пор не сформирована система прогнозной оценки намечаемых рубежей.
ресурсное обеспечение целевой Программы осуществляется за счет финансовых средств, привлекаемых из различных источников. Вопросы обеспечения работ трудовыми и материальными ресурсами самостоятельно решаются испол-
нителями мероприятий. собственные средства организаций-участников реализации Программы направляются, главным образом, на финансирование работ по созданию средств индивидуальной и коллективной защиты, приборов контроля вредных и опасных производственных факторов.
Анализ эффективности целевых программ улучшения условий и охраны труда показал, что программно-целевой метод полностью себя оправдывает и нуждается в дальнейшем развитии и поддержке. региональные программы улучшения условий и охраны труда, прежде всего, должны быть направлены на стимулирование работодателей улучшать условия труда, на профилактические мероприятия, позволяющие своевременно выявить опасность и не допустить возникновение несчастного случая или профессионального заболевания. Вместе с тем в 36 субъектах российской Федерации действие целевых Программа по улучшению условий и охраны труда заканчивается 2010 годом и необходимо срочно приступать к разработке новых Программ и уточнению действующих.
основными задачами региональных целевых Программ являются:
• снижение рисков несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний;
• повышение качества рабочих мест и условий труда;
• сокращение смертности населения в трудоспособном возрасте от предотвратимых причин;
• развитие системы обучения по охране труда;
• сохранение и укрепление физического, психического здоровья работающих,
• обеспечение их профессиональной активности и долголетия;
• внедрение работодателями современных систем менеджмента охраны труда, основанных на международных стандартах;
ОХРАНА и ЭКОНОМИКА ТРУДА l№ 1(2) 120111 67
• информационное обеспечение здорового образа жизни и охраны труда работающего населения.
Анализ эффективности целевых программ улучшения условий и охраны труда показал, что программно-целевой метод полностью себя оправдывает и нуждается в дальнейшем развитии и поддержке. региональные программы улучшения условий и охраны труда, прежде всего, должны быть направлены на улучшение культуры труда, стимулирование работодателей улучшать условия труда, на профилактические мероприятия, позволяющие своевременно выявить опасность и не допустить возникновение несчастного случая или профессионального заболевания.
Целесообразность разработки и внедрения мероприятий по охране труда обосновывается экономической эффективностью по следующим оценочным показателям: прирост производительности труда, снижение себестоимости продукции, условный годовой экономический эффект, прирост прибыли и рентабельности, а в обобщенном виде экономическая эффективность управления охраной труда определяется темпами роста Валового внутреннего продукта на душу населения. до настоящего времени уровень производительности труда в развитых странах Западной Европы в 2-2,5 раза выше, чем в россии.
В охране труда при решении задач обеспечения безопасности работника в процессе трудовой деятельности находят применение различные методы, позволяющие создать необходимый уровень безопасности. Внедрение дистанционного управления, автоматизации, роботизации и другие мероприятия позволяют освободить персонал от работ в опасных зонах. нормализация рабочей зоны достигается путем исключения опасностей и приведения вредных факторов среды к нормативным значениям. Приспособлению работников к соответствующей производствен-
ной среде способствуют обучение, индивидуальная защита.
одним из факторов, сдерживающих модернизацию экономики, снижающих качество трудового потенциала и производительность труда, является значительное количество рабочих мест с вредными и (или) опасными условиями труда, что свидетельствует о недостаточном внимании работодателей к состоянию охраны труда при осуществлении своей деятельности, а также об отсутствии заинтересованности в соблюдении законодательства об охране труда и проведении мероприятий по улучшению условий и охраны труда на рабочих местах.
очевидно, что мероприятия по приведению условий труда на рабочих местах в соответствие с государственными нормативными требованиями охраны труда, основанные на аттестации рабочих мест по условиям труда, требуют существенных финансовых затрат. В этой связи на первое место выходит достоверность проведения указанных оценок и, соответственно, компетентность и независимость организаций, оказывающих услуги в области охраны труда.
Задача заключается в том, чтобы создать нормативно-правовой механизм, позволяющий перейти от списков к конкретной оценке состояния рабочего места, и, в зависимости от этого состояния, строить соответствующую систему компенсаций.
Характеристика состояния условий и охраны труда включает динамику (тренд) комплекса показателей социально-экономического развития. Поиск новых подходов к управлению охраной труда и ее реформированию на федеральном, региональном уровнях, а также в организациях, обусловлен происходящими изменениями в экономике и социальной сфере и предусматривает обеспечение системного подхода ко всему спектру решаемых задач в этой области.
68 I № 1(2) I 2011 I ОХРАНА и ЭКОНОМИКА ТРУДА