ОХРАНА И УСЛОВИЯ ТРУДА I (проблемы, опыт) |
Культуру охраны труда на рабочем месте - на уровень современных требований
ПАШИН Н.П.,
генеральный директор ФГУ «ВНИИ охраны и экономики труда» Минздравсоцразвития России, д-р экон. наук, профессор
Анализируются причины низкого уровня культуры охраны и условий труда на рабочих местах в организациях различных видов экономической деятельности, раскрываются инновационные подходы улучшения этой работы, включая: управление профессиональными рисками, научно-методическое обеспечение условий труда, снижение производственного травматизма и профессиональной заболеваемости, повышение качества обучения, проведение комплекса экономически обоснованных мероприятий.
Ключевые слова: Рабочее место, охрана труда, культура, аттестация, экспертиза, реструктуризация, стратегия, контроль обучение, экономические потери, целевые программы, мероприятия.
Культура охраны труда на рабочем месте трактуется как высокий уровень развития системы сохранения жизни и здоровья работников в процессе производства. Однако законодательно это понятие в Российской Федерации до сих пор не определено. Применительно к недавно ратифицированной Конвенции МОТ №187 термин «национальная культура профилактики в области безопасности и гигиены труда» означает культуру, в которой право на безопасную и здоровую производственную среду соблюдается на всех уровнях, когда органы исполнительной власти, работодатели и работники принимают активное участие в обеспечении безопасной и здоровой производственной среды посредством системы установленных прав, ответственности, обязанностей и когда принципам профилактики придается самый высокий приоритет.
Рабочее место является основным звеном производственного процесса, где сосредоточены материально-технические элементы производства, и его правильная организация предусматривает создание оптимальных условия для высокопроизводительного и безопасного труда. Проблема повышения культуры охраны труда многофункциональна, требует комплексного подхода к ее решению и включает управленческие системы и практику участия в них работников, дисциплину на рабочем месте, все те принципы, отношения и правила, которые
способствуют созданию безопасной и здоровой производственной окружающей среды в условиях, когда работа организована производительно и качественно.
Следует отметить, что управление охраной труда в Российской Федерации переживает непростое состояние в настоящее время. К сожалению, абсолютные показатели остаются достаточно высокими. По предварительным данным Рос-труда за 2010 год в целом по стране в результате несчастных случаев на производстве погибло свыше 3000 работников. На производстве гибнет порядка 9 работников ежедневно. По причине неудовлетворительной организации производства работ происходит каждый четвертый несчастный случай. По видам экономической деятельности «лидируют» строительный комплекс, обрабатывающие производства, сельское хозяйство, транспорт и связь.
Анализ причин заболеваемости в стране показывает, что до 40 % заболеваний прямо или косвенно связаны с неудовлетворительными условиями труда. Число занятых в условиях, не отвечающих санитарно-гигиеническим требованиям, ежегодно увеличивается и приближается к 30 процентам.
Много нерешенных проблем по условиям труда и обеспечению его безопасности накопилось в сфере малого бизнеса. Коэффициент частоты несчастных случаев со смертельным ис-
ходом в 2009 году составил по малым предприятиям 0,200, что в 2,2 раза превышает среднее значение данного показателя по России. В 2010 году существенных изменений к сожалению не произошло. Для решения проблем охраны труда необходимо расширение сети аккредитованных организаций по проведению аутсорсинга в малом бизнесе.
Достойное место работы, ее социальная полезность, правовая защищенность, справедливое вознаграждение за результаты труда, профессиональный рост и уверенность в будущем являются важнейшими слагаемыми качества трудовой жизни составляющими совокупность свойств, характеризующих условия и организацию труда (производства, быта, отдыха) с позиций наилучшей реализации способностей работника (интеллектуальных, творческих, моральных, организаторских и др.).
Для обеспечения конкурентоспособности российских предприятий в новых условиях необходима реструктуризация и диверсификация вредных производств по видам экономической деятельности. Указанные процессы должны сопровождаться сокращением неэффективных рабочих мест, высвобождением и переучиванием работников, расширением сферы услуг, развитием инновационных направлений деятельности, возникновением новых профессий.
Эффективным способом совершенствования организации рабочего места является аттестация по условиям труда, основная задача которой заключается в том, чтобы объективно оценить фактические уровни различных производственных факторов на рабочих местах и сравнить их с действующими санитарными правилами и нормами, гигиеническими нормативами.
Результаты аттестации рабочих мест находят все большее применение при планировании работ по улучшению условий труда, определении очередности выполнения мероприятий с учетом финансовых возможностей, обеспечении работников специальной одеждой, специальной обувью и другими СИЗ. Получает хотя и медленное распространение практика, когда работодатели, ориентируясь на фактическое состояние условий труда, по согласованию с первичными профсоюзными организациями приостанавливают предоставление работникам некоторых ранее установленных компенсаций в связи с тем, что условия труда на рабочих местах стали соответствовать гигиеническим нормативам.
Прогрессивный и развивающийся процесс наилучшего использования развития культуры охраны труда, по нашему мнению, имеет много общего с процессами, необходимыми для развития эффективной организации, в частности о сходстве основных характеристик и практиче-
ских действий, которые могут быть внедрены организациями для прогресса в этом направлении.
Стержневым элементом в системе управления охраной труда должна стать государственная экспертиза условий труда, реализация функций и задач которой возложена на Федеральную службу по труду и занятости, а также органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, ведающие вопросами охраны труда. Новым направлением в деятельности государственной экспертизы условий труда стало согласование перечня рабочих мест, профессий и должностей, дающих право на пенсионное обеспечение в связи с особыми условиями труда и за выслугу лет для персонифицированного учета в системе льготного пенсионного обеспечения, которое проводится на основе аттестации рабочих мест по условиям труда.
Реализация национальной стратегии по снижению профессиональных рисков и созданию безопасных условий труда на рабочих местах призвана стать мобилизующим фактором развития национальной экономики, улучшения качества жизни населения, профилактики производственного травматизма и профессиональных заболеваний, обеспечения здорового образа жизни и укрепления международного престижа Российской Федерации.
Для снижения профессиональных рисков важно знать состояние условий труда на каждом рабочем месте. В стране по данным Росстата насчитывается свыше 30 млн. рабочих мест, однако, аттестацию рабочих мест по условиям труда прошли около трети и, естественно, этот процесс должен быть существенно ускорен.
Чтобы повысить результативность аттестации нужно, прежде всего, уделить внимание рабочим местам с вредными условиями труда. По-видимому, в первоочередном порядке должны быть аттестованы наиболее травмоопасные рабочие месте. Однако в прошлом году их удельный вес не превысил 10%. Важно срочно разобраться с условиями труда на рабочих местах, на которых заняты работники, включенные в действующие списки работающих с вредными условиями труда, работа на которых дает право на компенсационные выплаты. Результаты анализа статистических сведений и практика работы го-синспекций труда свидетельствуют, что увеличение относительной численности работников, которым установлен хотя бы один вид компенсаций за работу во вредных или опасных условиях труда, является следствием сложившейся тенденции замены в организациях системной работы по улучшению условий и охраны труда предоставлением тех или иных компенсаций — чаще всего - дополнительных дней к отпуску.
По мнению ряда отечественных и зарубежных экспертов сложившийся в России механизм компенсаций является одним из серьезнейших препятствий к улучшению ситуации с безопасностью труда. То, что сотрудники не всегда стремятся к улучшению условий труда, что привело бы к потере льгот, отмечают и многие работодатели и результаты научных исследований.
В системе мероприятий по охране труда одно из ведущих мест занимает обеспечение средствами индивидуальной защиты (СИЗ), так как их применяют в тех случаях, когда другими мероприятиями нельзя обеспечить безопасность труда. В случаях, когда опасные и вредные воздействия производственных факторов, сопутствующих деятельности человека, не могут быть исключены конструкцией оборудования, организацией производственных процессов, архитектурно-планировочными решениями и средствами коллективной защиты, использования, СИЗ являются единственной возможностью предотвратить эти воздействия.
Приоритетной становится задача поиска механизмов, заставляющих работодателей вкладывать средства в охрану труда и прежде всего на обеспечение и улучшение безопасных условий на рабочих местах, своевременный инструктаж, обучение и проверку знаний правил технической эксплуатации оборудования, проведение соответствующих организационно-технических мероприятий. Представляет интерес опыт Голландии, где работодателям, улучшающим условия труда на рабочих местах, устанавливается льготное налогообложение.
Контроль за правильностью предоставления компенсаций за тяжелую работу и работу с вредными и опасными условиями труда является важным направлением функциональной деятельности государственной экспертизы условий труда.
На наш Институт Минздравсоцразвития России возложено научно-методическое обеспечение проведения государственной экспертизы. Для отработки методических материалов и координации действий, совместно с государственной инспекцией труда, органами исполнительной власти по труду субъектов Российской Федерации и другими заинтересованными организациями, созданы на базе головной организации центральная лаборатория в г. Москве и исследовательские (экспертные) лаборатории в филиалах (г.г. Саратов, Екатеринбург, Челябинск).
Все мы прекрасно понимаем, для того, чтобы обеспечить безопасный труд на рабочих местах необходимы квалифицированные кадры и ответственное, заинтересованное отношение работодателей к реализации конституционных
прав на труд в условиях, отвечающих требованиям безопасности и гигиены, как работодателей, так и руководителей на всех уровнях управления. Особую значимость данный тезис имеет для обеспечения труда работников, занятых на предприятиях с вредными и опасными условиями труда.
Из ежегодно выявляемых госинспекторами труда нарушений по вопросам охраны труда, наибольшее количество стабильно составляют нарушения, связанные с обучением и инструктированием работников по охране труда. По данным Росстата в 2009 году среди основных причин несчастных случаев и травматизма на производстве недостатки в обучении работников охране труда составляют 28,9%, т.е. почти каждый третий несчастный случай на производстве в стране происходит из-за слабой подготовки и невысокой квалификации работников. Ожидаемые результаты 2010 года по этому показателю также не вселяют оптимизма. Среднее число дней нетрудоспособности у пострадавших с утратой трудоспособности на 1 рабочий день и более и со смертельным исходом в расчете на 1 пострадавшего составили в 2009 году 47,5 дней, наибольшее количество дней нетрудоспособности по сравнению со средним показателем наблюдается в добыче полезных ископаемых - 68,5 дней.
Особенностью современного этапа обучения, как уже отмечалось, является обязательная аккредитация обучающих организаций, что позволит существенно повысить качество обучения. Этому способствует приказ Минздравсоцразвития России «Об утверждении перечня услуг в области охраны труда, для оказания которых необходима аккредитация, и Правил аккредитации организаций, оказывающим услуги в области охраны труда» от 01 апреля 2010 № 205.
Разработанная ФГУ «ВНИИ охраны и экономики труда» Минздравсоцразвития России и внедренная в практику методика организации и проведения обучения по охране труда и проверки знаний требований охраны труда работников организаций по единой системе модульных программ обучения позволяет обеспечить индивидуализацию обучения, повысить его эффективность и непрерывность в течение всей трудовой деятельности работника и пользуется большим спросом.
Анализ эффективности региональных целевых Программ улучшения условий и охраны труда показал, что программно-целевой метод полностью себя оправдывает и нуждается в дальнейшем развитии и поддержке. Программы должны быть направлены на стимулирование работодателей, реализацию профилактических мероприятий, позволяющих своевременно вы-
явить опасность и не допускающих возникновение несчастного случая или профессионального заболевания. Вместе с тем в 36 субъектах Российской Федерации действие целевых Программ по улучшению условий и охраны труда закончились 2010 годом и необходимо срочно приступать к разработке новых и уточнению действующих.
Еще не в полной мере задействованы предусмотренные законодательством механизмы социального партнерства (соглашения, коллективные договоры, комиссии по регулированию социально-трудовых отношений) и инициатив корпоративной социальной ответственности в широкомасштабном развертывании системы управлении профессиональными рисками с последующим внедрением ее на каждом рабочем месте.
Всего на 1 марта 2010 года на федеральном уровне заключено 52 отраслевых соглашения, прошедших уведомительную регистрацию в Ро-струде. Для справки следует отметить, что в настоящее время действуют свыше 80 федеральных органов исполнительной власти. Например, профсоюз работников государственных учреждений зарегистрировал в Роструде 13 отраслевых соглашений с охватом только 25,7% членов профсоюза.
Охрана труда предусматривает не только совершенствование нормативной правовой базы, но и принципиально новые подходы к ее оценке со стороны руководителя организации, как важнейшей составляющей для достижения поставленных целей. Целесообразность разработки и внедрения мероприятий по охране труда обосновывается экономической эффективностью по следующим оценочным показателям: прирост производительности труда, снижение себестоимости продукции, условный годовой экономический эффект, прирост прибыли и рентабельности, а в обобщенном виде экономическая эффективность управления охраной труда определяется темпами роста Валового внутреннего продукта на душу населения
Большое поле деятельности для взаимодействия социальных партнеров в части создания безопасных условий труда на рабочих местах предоставляют коллективные договоры, поэтому очень важно помнить о мероприятиях, которые социальные партнеры обязаны предусматривать. Так, Рекомендации ФНПР 2009 года предлагают формировать раздел коллективного договора «Охрана труда» с разделением обязанностей и ответственности между работодателем, профсоюзной организацией и работником.
В обеспечении права каждого на труд в условиях, отвечающих требованиям безопасности и гигиены, предусмотренного статьей 37
Конституции Российской Федерации, безусловно ведущая роль принадлежит руководителю (работодателю), права и обязанности которого определены Трудовым кодексом. Эта работа проводится во взаимодействии с профсоюзными органами.
Работодатель строит свою работу на основе государственной политики в области охраны труда, признавая приоритетным направлением своей деятельности сохранение жизни и здоровья работников, создание здоровых и безопасных условий труда на рабочих местах, в соответствии с действующим законодательством по охране труда, промышленной безопасности и санитарно-гигиенического благополучия.
Законодательством установлены права работников на безопасные условия труда и обязанность работодателя их обеспечивать, а также предусмотрена дисциплинарная, гражданско-правовая, административная и уголовная ответственность за нарушение требований охраны труда.
В разработке нормативных правовых и других актов, регламентирующих вопросы охраны труда, профессиональных заболеваний и экологической безопасности участвуют профессиональные союзы. Нередко они сами разрабатывают проекты таких актов и вносят их в компетентные органы.
По состоянию на конец 2010 г. заключено и пролонгировано около 5000 соглашений, из которых - 78 региональных, 2900 отраслевых, заключенных на региональном и территориальных уровнях, свыше 1200 территориальных и около 300 профессиональных соглашений. Большое внимание уделяется работе по проведению колдоговорной кампании. На предприятиях и в организациях всех форм собственности действует порядка 180 тысяч коллективных договоров, что составляет более 60% от количества крупных и средних предприятий.
Сложившееся положение в России требует реформирования системы управления и организации работы по охране труда на принципиально новых началах, предусматривающих переход от реагирования на страховые случаи к управлению процессами снижения рисков повреждения здоровья работников. Насущной потребностью становится профилактическая работа в виде формирования культуры охраны труда с учетом рекомендаций Международной организации труда как составной части программы достижения целей, поставленных перед собой организациями в бизнес-планах.
Одним из важнейших направлений государственной политики на современном этапе является формирование, организация и пропаганда здорового образа жизни. При этом основой
>>
пропаганды здорового образа жизни, основой которого должно стать обучение навыкам: по соблюдению правил гигиены и рационального питания; выполнение требований трудового распорядка дня и охраны труда; информирование о пользе физической активности и вреде табака, алкоголя, наркотических и токсических веществ.
Характеристика состояния условий и охраны труда включает динамику (тренд) комплекса показателей социальноэкономического развития. Поиск новых подходов к управлению охраной труда и ее реформированию во всех организациях, обусловлен происходящими изменениями в экономике и социальной сфере и предусматривает обеспечение системного подхода ко всему спектру решаемых задач в этой области.
Только с учетом осуществления согласованных действий и комплексного подхода по дальнейшему совершенствованию системы управления охраной труда, проводимых органами государственной власти, как на федеральном уровне, так и в субъектах Российской Федерации, органами местного самоуправления, объединениями профессиональных союзов и объединениями работодателей, ведущими научными институтами, службами охраны труда организаций и учреждений возможно решить поставленные задачи, обеспечить снижение травматизма и внести достойный вклад в улучшение демографической ситуации в стране.
Сертификация организации работ по охране труда и менеджмент организации
ОВЧАРОВ А.И.,
старший научный сотрудник Уральского межрегионального филиала ФГУ «ВНИИ охраны и экономики труда» Минздравсоцразвития России
(г. Екатеринбург) ОЛИМПИЕВА Е.В.,
ученый секретарь Уральского межрегионального филиала ФГУ «ВНИИ охраны и экономики труда» Минздравсоцразвития России
(г. Екатеринбург)
В статье рассмотрен вопрос недооценки работодателями значения сертификации организации работ по охране труда на предприятии как составляющей повышения эффективности менеджмента организации. Для дальнейшего распространения внедрения сертификации предлагаются направления ее совершенствования.
Ключевые слова: охрана труда, сертификация, работодатель, контроль, менеджмент организации.
Проблема сертификации организации работ по охране труда является одной из важных составляющих процесса модернизации системы управления охраной труда в Российской Федерации.
Для экономического стимулирования работодателей к улучшению условий труда, внедрению новых безопасных технологий создается система управления профессиональными рисками. Основными этапами этой системы являются создание системы стандартов аттестации рабочего места по условиям труда, учитывающих отраслевую специфику; пересмотр санитарно-эпидемиологических требований; создание независимого института оценки условий труда на рабочих местах, к которому относится и сертификация организации работ по охране труда.
Посредством нормативных требований охраны труда, обязательных для выполнения, государство регулирует управление охраной труда, осуществляемое работодателем.
Таким образом, для предприятия управление охраной труда является составной частью всего процесса управления предприятием, требующего наличия действенной системы оценки его эффективности. В свою очередь государству необходимы критерии оценки соответствия работ по охране труда, выполняемых работодателем, государственным нормативным требованиям. Одной из таких форм является сертификация организации работ по охране труда на предприятиях.
Общее понятие сертификации, применяемое в различных сферах, определяется как «форма осуществляемого органом по сертификации подтверждения соответствия объектов требованиям технических регламентов, положениям стандартов, сводов правил или условиям договоров» [1]. Эта трактовка полностью применима и к сертификации организации работ по охране труда.