Программно-целевое управление инновационным развитием АПК в регионах РФ
Д.А. Сюсюра, к.э.н., Д.И. Пустотин, аспирант, Оренбургский ГАУ
В условиях курса на модернизацию становится актуальной задача эффективного управления инновационными процессами во всех отраслях отечественной экономики, в том числе в сельском хозяйстве [1]. Сегодня одним из наиболее прогрессивных и применяемых методов управления, используемых для решения важных государственных задач, является программно-целевой метод. Он подразумевает точное определение целей и задач управления, разработку детальной программы действий и определение критериев и индикаторов достижения результатов.
Наиболее актуальной проблемой инновационного развития в АПК является отсутствие чётко прописанных программных мероприятий, направленных на внедрение инноваций. Между тем, постановка инновационных целей, задач, формирование программы действий — основа инновационного менеджмента [2]. Государственные целевые программы АПК, разработанные федеральным центром, содержат набор типовых мероприятий, который не может в полной мере учесть и использовать возможности каждого конкретного региона. Это связано с универсальностью указанных программ, рассчитанных на все субъекты РФ. Вместе с тем недоучёт особенностей, ключевых компетенций регионального АПК может являться основной причиной недостаточного уровня инновационного развития их агропромышленных комплексов, а разработка уникальных (учитывающих особенности региона) программ развития характерна для лидеров и призвана способствовать ещё большему росту объёмов производства их экономик.
Для проверки данной гипотезы в ноябре — декабре 2010 г. было осуществлено комплексное исследование утверждённых программ развития АПК субъектов РФ, проведённое методом сплошного обследования официальных Интернет-порталов органов региональной власти. В процессе сбора информации в качестве дополнительных источников данных выступали официальные Интернет-ресурсы федеральных органов власти (Министерства сельского хозяйства и перерабатывающей промышленности, Министерства регионального развития и прочих) [3, 4].
В задачу первого этапа исследования входило определение количественного состава следующих трёх групп субъектов РФ:
1) субъектов РФ, имеющих региональные программы развития АПК, полностью идентичные федеральным;
2) субъектов РФ, программы развития АПК которых некоторым образом отличаются от федеральных по содержанию мероприятий;
3) субъектов РФ, разработавших уникальные программы, учитывающие особенности регионального АПК и по составу мероприятий значительно отличающиеся от федеральных программ.
Статистика исследования такова: всего было обследовано 83 субъекта РФ, общее количество проанализированных сайтов — более 500, общий фонд времени — более 160 чел./час.
В исследовании под программой развития отрасли или региона понимался утверждённый органами государственной региональной власти документ, имеющий развитую структуру, определяющий цели, задачи развития, мероприятия, необходимые для выполнения задач, а также целевые индикаторы, которые характеризуют достижение намеченного результата. Отметим, что требования к содержанию и структуре федеральных целевых программ закреплены в Постановлении Правительства РФ от 26.06.1995 №594 (с последующими изменениями) [5], а требования к региональным программам разрабатываются субъектами РФ самостоятельно, с учётом положений федеральных регламентов.
В ходе исследования было выявлено, что к первой группе относится 58 субъектов РФ. Данные регионы имеют собственные программы, которые по своему содержанию фактически полностью повторяют содержание федеральных программ и отличаются друг от друга лишь объёмами запланированных бюджетных расходов. Структура затрат при этом сохраняется в тех же пропорциях, что и в федеральных программах. Но вместе с тем в составе первой группы регионов также имеются регионы (22), в которых программы развития фактически представляют собой бюджетный документ, не имеющий описательной части, содержащий информацию в форме таблиц с распределением бюджетных средств. Критерии достижения результата расходования средств, индикаторы оценки в виде целевых значений отраслевых показателей здесь отсутствуют.
Ко второй группе можно отнести 10 субъектов РФ, которые дополнили федеральные целевые программы комплексом мероприятий, учитывающих региональную специфику АПК. Данные мероприятия лишь в небольшой степени
1. Анализ наличия программных документов развития АПК по субъектам РФ
Наименование группы Кол-во субъектов РФ, ед. (в % от общего количества)
Субъекты РФ, имеющие региональные программы развития АПК, полностью идентичные федеральным, в т.ч. субъекты РФ, не имеющие собственных программ развития АПК 58 (70%) 22 (27%)
Субъекты РФ, программы развития АПК которых некоторым образом отличаются от федеральных по содержанию мероприятий 10 (12%)
Субъекты РФ, разработавшие уникальные программы, учитывающие особенности регионального АПК и по составу мероприятий значительно отличающиеся от федеральных программ 15 (18%)
Всего 83 (100%)
180
170
160
150
140
130
120
110
100
90
у = 2,9956х + 72,396 И2 = 0.9508
у/ —■•— Российская Федерация —*— Средний по регионам 3 группы Линейный (Российская Федерация)
у = 1,2491х + 105.65 я. у = 1.259х +86.072 РГ = 0.9046 '*‘^1 РГ = 0.0523 _ —' Т
Линейный (Средний по регионам 3 группы)
у = 0.3817Х * 103,06 (Г = 0 7309
Кварталы исследуемого периода (2001-2008 гг.)
Рис. 1-Динамика изменения индексов объёмов производства продукции сельского хозяйства. Источник: данные официального сайта ФСГС РФ (www.gks.ru) и расчёты авторов
дополняют федеральные программы и не решают задач инновационного развития отрасли.
К третьей группе можно отнести менее 20% регионов, так как лишь 15 субъектов РФ разрабатывают уникальные программы (или подпрограммы) развития той или иной подотрасли и регионального АПК в целом. В распоряжении органов управления данных регионов имеются актуальные документы, определяющие необходимый объём средств, комплекс целевых мероприятий, а также критерии достижения результата выполнения мероприятий и прогноз развития ситуации.
Обобщенная информация по наличию программных документов развития агропромышленного комплекса в регионах представлена в таблице 1.
В третью группу субъектов РФ входят: Белгородская, Воронежская, Ленинградская, Мурманская, Смоленская, Сахалинская области, Республика Адыгея, Республика Башкортостан, Республика Дагестан, Республика Марий Эл, Республика Саха (Якутия), Республика Чувашия, Камчатский край, Ненецкий и Еврейский автономные округа.
Задачей исследования на втором этапе стала проверка гипотезы в части влияния наличия уникальной программы (как признака высокого качества использования программно-целевого метода) на рост объёмов производства регионального АПК. На рисунке 1 приведена сравнительная динамика производства продукции в регионах третьей группы и РФ в целом.
Анализ показывает, что:
— во-первых, темпы роста объёмов производства продукции сельского хозяйства в регионах третьей группы на всём протяжении исследуемого периода значительно опережали среднероссийский показатель;
— во-вторых, с началом реализации уникальных региональных программ развития АПК (2004—2005 гг.) скорость роста индекса производства продукции сельского хозяйства по регионам третьей группы ещё более увеличилась и составила почти 3 пункта ежеквартально, тогда как по РФ в целом — менее 1,3 пункта ежеквартально.
Коэффициент детерминации ^2) во всех рассчитанных линейных уравнениях тренда находится в пределах от 0,73 до 0,95, что говорит
о высокой достоверности полученных результатов.
Таким образом, результаты анализа дают основание считать, что наличие уникальной программы оказывает положительное влияние на рост объёмов производства продукции и позволяет регионам-лидерам значительно опережать по темпам развития АПК среднероссийский уровень.
Кроме наличия среднесрочных программ, важным для инновационного развития АПК является присутствие региональной долгосрочной стратегии. В результате анализа было выявлено, что в регионах в последнее время наметилась тенденция к разработке полноценных долгосрочных стратегий развития агропромышленных комплексов (Республика Башкортостан, Еврейский автономный округ и др.). Данный факт можно расценивать как позитивный, так как даются оценка и прогноз развития отраслей на 10—15 лет, что позволяет планировать долгосрочные инвестиционные проекты со сроком реализации от 5 лет, к которым можно отнести подавляющее число проектов по внедрению инновационных разработок.
В целом, по результатам исследования можно сделать вывод о существовании значительного резерва в разработке уникальных и полноценных программ развития АПК в регионах, где до на-
стоящего времени предпочитают реализовывать инерционный, а не инновационный сценарий развития отечественного АПК. Эффективность управления инновационным развитием, в первую очередь, определяется эффективностью применения имеющегося в распоряжении менеджера инструментария. Развитие программноцелевого метода в сочетании с обязательной информационной поддержкой, открытостью и доступностью информации о направлениях и путях достижения поставленных целей способно внести существенный вклад в инновационное развитие АПК России и её регионов.
Литература
1. Выступление Президента РФ Дмитрия Медведева на церемонии вручения Национальной премии в области инноваций имени Владимира Зворыкина [Официальный сайт Президента РФ] иЯЬ: llttp://www.kгemЦn.гu/video/650?page=5 (дата обращения 25 января 2011 года).
2. Друкер П. Бизнес и инновации. М.: ООО «ИД. Вильямс», 2009. 492 с.
3. Федеральные целевые программы [Официальный сайт Министерства сельского хозяйства и перерабатывающей промышленности Российской Федерации] иЯЬ: 11Нр://\¥\¥\¥. mcx.ru/navigation/docfeeder/show/ 172.htm (дата обращения 20.12.2010).
4. Государственные программы, реализуемые Минрегионов [Официальный сайт Министерства регионального развития Российской Федерации] 1Ш1,: http://www.minregion.ru/ 81а1е_ргс^ап18 (дата обращения 18.12.2010).
5. Порядок разработки и реализации федеральных целевых программы и межгосударственных целевых программ, в осуществлении которых участвует Российская Федерация, утверждённый постановлением Правительства РФ 26.06.1995 № 594 (с последующими изменениями).