Научная статья на тему 'Программно-целевое управление инновационным развитием АПК в регионах РФ'

Программно-целевое управление инновационным развитием АПК в регионах РФ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
154
64
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИННОВАЦИОННОЕ РАЗВИТИЕ АПК / ПРОГРАММНО-ЦЕЛЕВОЙ МЕТОД / УЧёТ ОСОБЕННОСТЕЙ РЕГИОНА / РОСТ ОБЪёМОВ ПРОИЗВОДСТВА / AIC INNOVATION DEVELOPMENT / PROGRAMPURPOSEFUL METHOD / REGIONAL PECULIARITIES ACCOUNTING / PRODUCTION OUTPUT GROWTH

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Сюсюра Дмитрий Александрович, Пустотин Данила Игоревич

В статье представлены результаты исследования количественных и качественных характеристик использования программно-целевого метода управления инновационным развитием АПК в регионах России. Показана взаимосвязь наличия уникальных региональных программ развития АПК с ростом объёмов их сельскохозяйственного производства.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PROGRAM-PURPOSEFUL MANAGEMENT OF AIC INNOVATION DEVELOPMENT IN THE REGIONS OF THE RUSSIAN FEDERATION

The results of studies devoted to quantitative and qualitative characteristics of application of the program-purposeful method of the AIC innovation development in the regions of the Russian Federation are submitted. The interconnection between the availability of unique regional AIC development programs and the growth rates of agricultural production in these regions is demonstrated.

Текст научной работы на тему «Программно-целевое управление инновационным развитием АПК в регионах РФ»

Программно-целевое управление инновационным развитием АПК в регионах РФ

Д.А. Сюсюра, к.э.н., Д.И. Пустотин, аспирант, Оренбургский ГАУ

В условиях курса на модернизацию становится актуальной задача эффективного управления инновационными процессами во всех отраслях отечественной экономики, в том числе в сельском хозяйстве [1]. Сегодня одним из наиболее прогрессивных и применяемых методов управления, используемых для решения важных государственных задач, является программно-целевой метод. Он подразумевает точное определение целей и задач управления, разработку детальной программы действий и определение критериев и индикаторов достижения результатов.

Наиболее актуальной проблемой инновационного развития в АПК является отсутствие чётко прописанных программных мероприятий, направленных на внедрение инноваций. Между тем, постановка инновационных целей, задач, формирование программы действий — основа инновационного менеджмента [2]. Государственные целевые программы АПК, разработанные федеральным центром, содержат набор типовых мероприятий, который не может в полной мере учесть и использовать возможности каждого конкретного региона. Это связано с универсальностью указанных программ, рассчитанных на все субъекты РФ. Вместе с тем недоучёт особенностей, ключевых компетенций регионального АПК может являться основной причиной недостаточного уровня инновационного развития их агропромышленных комплексов, а разработка уникальных (учитывающих особенности региона) программ развития характерна для лидеров и призвана способствовать ещё большему росту объёмов производства их экономик.

Для проверки данной гипотезы в ноябре — декабре 2010 г. было осуществлено комплексное исследование утверждённых программ развития АПК субъектов РФ, проведённое методом сплошного обследования официальных Интернет-порталов органов региональной власти. В процессе сбора информации в качестве дополнительных источников данных выступали официальные Интернет-ресурсы федеральных органов власти (Министерства сельского хозяйства и перерабатывающей промышленности, Министерства регионального развития и прочих) [3, 4].

В задачу первого этапа исследования входило определение количественного состава следующих трёх групп субъектов РФ:

1) субъектов РФ, имеющих региональные программы развития АПК, полностью идентичные федеральным;

2) субъектов РФ, программы развития АПК которых некоторым образом отличаются от федеральных по содержанию мероприятий;

3) субъектов РФ, разработавших уникальные программы, учитывающие особенности регионального АПК и по составу мероприятий значительно отличающиеся от федеральных программ.

Статистика исследования такова: всего было обследовано 83 субъекта РФ, общее количество проанализированных сайтов — более 500, общий фонд времени — более 160 чел./час.

В исследовании под программой развития отрасли или региона понимался утверждённый органами государственной региональной власти документ, имеющий развитую структуру, определяющий цели, задачи развития, мероприятия, необходимые для выполнения задач, а также целевые индикаторы, которые характеризуют достижение намеченного результата. Отметим, что требования к содержанию и структуре федеральных целевых программ закреплены в Постановлении Правительства РФ от 26.06.1995 №594 (с последующими изменениями) [5], а требования к региональным программам разрабатываются субъектами РФ самостоятельно, с учётом положений федеральных регламентов.

В ходе исследования было выявлено, что к первой группе относится 58 субъектов РФ. Данные регионы имеют собственные программы, которые по своему содержанию фактически полностью повторяют содержание федеральных программ и отличаются друг от друга лишь объёмами запланированных бюджетных расходов. Структура затрат при этом сохраняется в тех же пропорциях, что и в федеральных программах. Но вместе с тем в составе первой группы регионов также имеются регионы (22), в которых программы развития фактически представляют собой бюджетный документ, не имеющий описательной части, содержащий информацию в форме таблиц с распределением бюджетных средств. Критерии достижения результата расходования средств, индикаторы оценки в виде целевых значений отраслевых показателей здесь отсутствуют.

Ко второй группе можно отнести 10 субъектов РФ, которые дополнили федеральные целевые программы комплексом мероприятий, учитывающих региональную специфику АПК. Данные мероприятия лишь в небольшой степени

1. Анализ наличия программных документов развития АПК по субъектам РФ

Наименование группы Кол-во субъектов РФ, ед. (в % от общего количества)

Субъекты РФ, имеющие региональные программы развития АПК, полностью идентичные федеральным, в т.ч. субъекты РФ, не имеющие собственных программ развития АПК 58 (70%) 22 (27%)

Субъекты РФ, программы развития АПК которых некоторым образом отличаются от федеральных по содержанию мероприятий 10 (12%)

Субъекты РФ, разработавшие уникальные программы, учитывающие особенности регионального АПК и по составу мероприятий значительно отличающиеся от федеральных программ 15 (18%)

Всего 83 (100%)

180

170

160

150

140

130

120

110

100

90

у = 2,9956х + 72,396 И2 = 0.9508

у/ —■•— Российская Федерация —*— Средний по регионам 3 группы Линейный (Российская Федерация)

у = 1,2491х + 105.65 я. у = 1.259х +86.072 РГ = 0.9046 '*‘^1 РГ = 0.0523 _ —' Т

Линейный (Средний по регионам 3 группы)

у = 0.3817Х * 103,06 (Г = 0 7309

Кварталы исследуемого периода (2001-2008 гг.)

Рис. 1-Динамика изменения индексов объёмов производства продукции сельского хозяйства. Источник: данные официального сайта ФСГС РФ (www.gks.ru) и расчёты авторов

дополняют федеральные программы и не решают задач инновационного развития отрасли.

К третьей группе можно отнести менее 20% регионов, так как лишь 15 субъектов РФ разрабатывают уникальные программы (или подпрограммы) развития той или иной подотрасли и регионального АПК в целом. В распоряжении органов управления данных регионов имеются актуальные документы, определяющие необходимый объём средств, комплекс целевых мероприятий, а также критерии достижения результата выполнения мероприятий и прогноз развития ситуации.

Обобщенная информация по наличию программных документов развития агропромышленного комплекса в регионах представлена в таблице 1.

В третью группу субъектов РФ входят: Белгородская, Воронежская, Ленинградская, Мурманская, Смоленская, Сахалинская области, Республика Адыгея, Республика Башкортостан, Республика Дагестан, Республика Марий Эл, Республика Саха (Якутия), Республика Чувашия, Камчатский край, Ненецкий и Еврейский автономные округа.

Задачей исследования на втором этапе стала проверка гипотезы в части влияния наличия уникальной программы (как признака высокого качества использования программно-целевого метода) на рост объёмов производства регионального АПК. На рисунке 1 приведена сравнительная динамика производства продукции в регионах третьей группы и РФ в целом.

Анализ показывает, что:

— во-первых, темпы роста объёмов производства продукции сельского хозяйства в регионах третьей группы на всём протяжении исследуемого периода значительно опережали среднероссийский показатель;

— во-вторых, с началом реализации уникальных региональных программ развития АПК (2004—2005 гг.) скорость роста индекса производства продукции сельского хозяйства по регионам третьей группы ещё более увеличилась и составила почти 3 пункта ежеквартально, тогда как по РФ в целом — менее 1,3 пункта ежеквартально.

Коэффициент детерминации ^2) во всех рассчитанных линейных уравнениях тренда находится в пределах от 0,73 до 0,95, что говорит

о высокой достоверности полученных результатов.

Таким образом, результаты анализа дают основание считать, что наличие уникальной программы оказывает положительное влияние на рост объёмов производства продукции и позволяет регионам-лидерам значительно опережать по темпам развития АПК среднероссийский уровень.

Кроме наличия среднесрочных программ, важным для инновационного развития АПК является присутствие региональной долгосрочной стратегии. В результате анализа было выявлено, что в регионах в последнее время наметилась тенденция к разработке полноценных долгосрочных стратегий развития агропромышленных комплексов (Республика Башкортостан, Еврейский автономный округ и др.). Данный факт можно расценивать как позитивный, так как даются оценка и прогноз развития отраслей на 10—15 лет, что позволяет планировать долгосрочные инвестиционные проекты со сроком реализации от 5 лет, к которым можно отнести подавляющее число проектов по внедрению инновационных разработок.

В целом, по результатам исследования можно сделать вывод о существовании значительного резерва в разработке уникальных и полноценных программ развития АПК в регионах, где до на-

стоящего времени предпочитают реализовывать инерционный, а не инновационный сценарий развития отечественного АПК. Эффективность управления инновационным развитием, в первую очередь, определяется эффективностью применения имеющегося в распоряжении менеджера инструментария. Развитие программноцелевого метода в сочетании с обязательной информационной поддержкой, открытостью и доступностью информации о направлениях и путях достижения поставленных целей способно внести существенный вклад в инновационное развитие АПК России и её регионов.

Литература

1. Выступление Президента РФ Дмитрия Медведева на церемонии вручения Национальной премии в области инноваций имени Владимира Зворыкина [Официальный сайт Президента РФ] иЯЬ: llttp://www.kгemЦn.гu/video/650?page=5 (дата обращения 25 января 2011 года).

2. Друкер П. Бизнес и инновации. М.: ООО «ИД. Вильямс», 2009. 492 с.

3. Федеральные целевые программы [Официальный сайт Министерства сельского хозяйства и перерабатывающей промышленности Российской Федерации] иЯЬ: 11Нр://\¥\¥\¥. mcx.ru/navigation/docfeeder/show/ 172.htm (дата обращения 20.12.2010).

4. Государственные программы, реализуемые Минрегионов [Официальный сайт Министерства регионального развития Российской Федерации] 1Ш1,: http://www.minregion.ru/ 81а1е_ргс^ап18 (дата обращения 18.12.2010).

5. Порядок разработки и реализации федеральных целевых программы и межгосударственных целевых программ, в осуществлении которых участвует Российская Федерация, утверждённый постановлением Правительства РФ 26.06.1995 № 594 (с последующими изменениями).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.