Научная статья на тему 'Реструктуризация пищевой и перерабатывающей промышленности РД'

Реструктуризация пищевой и перерабатывающей промышленности РД Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
145
24
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
АПК / ПИЩЕВАЯ И ПЕРЕРАБАТЫВАЮЩАЯ ПРОМЫШЛЕННОСТЬ / РЕСТРУКТУРИЗАЦИЯ / ИНТЕГРАЦИОННЫЕ СВЯЗИ / ИНВЕСТИРОВАНИЕ / КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТЬ / AGRO-INDUSTRIAL COMPLEX / FOOD AND PROCESSING INDUSTRY / RESTRUCTURING / INTEGRATIONAL CONNECTIONS / INVESTING / COMPETITIVE ABILITY

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Абдуллаева Т. К., Гамидуллаев Р. Б.

Цель работы. Целью работы является исследование состояния и развития пищевой и перерабатывающей промышленности на основе проведения процесса реструктуризации для перехода на новую модель экономического роста пищевой промышленности. Метод или методология проведения работы. Исследование основывается на общенаучной методологии, которая предусматривает применение системного подхода к решению проблем. Основой данной работы являются фундаментальные труды отечественных и зарубежных ученых по проблемам управления развитием пищевой и перерабатывающей промышленности АПК РД. Результаты. Развитие предприятий пищевой промышленности невозможно без модернизации, в связи с чем важнейшим направлением структурной перестройки российской экономики должна стать реструктуризация этих предприятий. Разработка программы реструктуризации проводится на основе комплексной диагностики предприятия, в процессе которой исследуется его финансовое состояние, анализируется внешняя и внутренняя среды. Результаты исследования служат основой для проведения дальнейших мероприятий по реструктуризации. При реструктуризации удается с минимальными издержками достичь значительных результатов, высокой эффективности, и выступает она как высокоэффективный рыночный инструмент, обеспечивающий достойную конкурентоспособность предприятия. А конкурентный потенциал предприятий пищевой отрасли определяется как способность, обеспечивающая хорошие перспективы и своевременное реагирование на любые изменения рынка. Область применения результатов. Результаты проведенного исследования могут использоваться органами управления АПК при проведении реструктуризации отраслей пищевой промышленности в целях эффективного управления развитием региональных АПК. Выводы. В современных условиях развития экономики российским предприятиям необходимо использовать положительный зарубежный опыт, внедрять передовые технологии, готовить квалифицированных специалистов, способных проводить реструктуризацию предприятий как одно из реальных направлений антикризисного менеджмента, представляющего собой комплекс мероприятий, направленных на изменение технологической, производственной, общехозяйственной и организационной структур предприятия с учетом влияния факторов внешней и внутренней среды

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Абдуллаева Т. К., Гамидуллаев Р. Б.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

RESTRUCTURING OF FOOD AND PROCESSING INDUSTRY OF THE REPUBLIC OF DAGESTAN

The goal of the study. The goal of the study is researching the state and development of food and processing industry based on performing the process of restructuring to transition to a new model of economic growth of the food industry. The method or methodology of completing the study. The study is based on the general scientific methodology that stipulates using a systemic approach to solving problems. The foundation of this study are major works of domestic and foreign scientists on the issues of management of development of food and processing industry of the agro-industrial complex of the Republic of Dagestan. The results. The development of enterprises of the food industry is impossible without modernization in connection with which the most important area of focus of the structural reconstruction of the Russian economy should be the restructuring of these enterprises. The development of a program of restructuring is performed based on complex diagnostics of an enterprise in the process of which its financial state is studied, and its internal and external environments are analyzed. The results of the study serve as the basis for holding further measures on restructuring. In the process of restructuring we are able to achieve significant results, high effectiveness with minimal expenditures. Restructuring also serves as a highly effective market mechanism ensuring creating considerable competitive ability for the enterprise. Competitive potential of food industry enterprises is defined as an ability to provide good prospects and timely react to any market changes. The area of application of the results. The results of the study completed may be used by the agro-industrial complex administration authorities when performing restructuring of the food industry sectors in order to have effective management of the development of regional agro-industrial complexes. The conclusions. In the modern conditions of development of the economy Russian enterprises need to use positive foreign experience, implement emerging technologies, train qualified specialists able to restructure enterprises as one of the real areas of focus of anti-crisis management representing a complex of measures directed towards changes in the technological, production, general economic and organizational structures of an enterprise taking into account the impact of factors of the internal and external environment.

Текст научной работы на тему «Реструктуризация пищевой и перерабатывающей промышленности РД»

АбдУллаева Т.К., ГамидУллаев Р.Б.

РЕСТРУКТУРИЗАЦИЯ ПИЩЕВОЙ И ПЕРЕРАБАТЫВАЮЩЕЙ ПРОМЫШЛЕННОСТИ РД

УДК: 338.43 АБДУЛЛАЕВА ТАМАРА КУРБАНОВНА

д.э.н., профессор, заведующая кафедрой «Менеджмент» ФГБОУ ВО «Дагестанский государственный технический университет»,

е-mail: [email protected]

ГАМИДУЛЛАЕВ РАМИН БУКАРОВИЧ

к.э.н., доцент кафедры «Менеджмент» ФГБОУ ВО «Дагестанский государственный технически университет»,

e-mail: [email protected]

РЕСТРУКТУРИЗАЦИЯ ПИЩЕВОЙ И ПЕРЕРАБАТЫВАЮЩЕЙ ПРОМЫШЛЕННОСТИ РД

Аннотация. Цель работы. Целью работы является исследование состояния и развития пищевой и перерабатывающей промышленности на основе проведения процесса реструктуризации для перехода на новую модель экономического роста пищевой промышленности. Метод или методология проведения работы. Исследование основывается на общенаучной методологии, которая предусматривает применение системного подхода к решению проблем. Основой данной работы являются фундаментальные труды отечественных и зарубежных ученых по проблемам управления развитием пищевой и перерабатывающей промышленности АПК РД. Результаты. Развитие предприятий пищевой промышленности невозможно без модернизации, в связи с чем важнейшим направлением структурной перестройки российской экономики должна стать реструктуризация этих предприятий. Разработка программы реструктуризации проводится на основе комплексной диагностики предприятия, в процессе которой исследуется его финансовое состояние, анализируется внешняя и внутренняя среды. Результаты исследования служат основой для проведения дальнейших мероприятий по реструктуризации. При реструктуризации удается с минимальными издержками достичь значительных результатов, высокой эффективности, и выступает она как высокоэффективный рыночный инструмент, обеспечивающий достойную конкурентоспособность предприятия. А конкурентный потенциал предприятий пищевой отрасли определяется как способность, обеспечивающая хорошие перспективы и своевременное реагирование на любые изменения рынка. Область применения результатов. Результаты проведенного исследования могут использоваться органами управления АПК при проведении реструктуризации отраслей пищевой промышленности в целях эффективного управления развитием региональных АПК. Выводы. В современных условиях развития экономики российским предприятиям необходимо использовать положительный зарубежный опыт, внедрять передовые технологии, готовить квалифицированных специалистов, способных проводить реструктуризацию предприятий как одно из реальных направлений антикризисного менеджмента, представляющего собой комплекс мероприятий, направленных на изменение технологической, производственной, общехозяйственной и организационной структур предприятия с учетом влияния факторов внешней и внутренней среды

Ключевые слова: АПК, пищевая и перерабатывающая промышленность, реструктуризация, интеграционные связи, инвестирование, конкурентоспособность.

ABDULLAEVA TAMARA KURBANOVNA

Doctor of Economic Sciences, Professor, Head of the Department of "Management"

of FSBEI of HE "Dagestan State Technical University",

e-mail: [email protected]

GAMIDULLAEV RAMIN BUKAROVICH

Candidate of Economic Sciences, Associate Professor of the Department of "Management"

of FSBEI of HE "Dagestan State Technical University",

e-mail: [email protected]

RESTRUCTURING OF FOOD AND PROCESSING INDUSTRY OF THE REPUBLIC OF DAGESTAN

Abstract. The goal of the study. The goal of the study is researching the state and development of food and processing industry based on performing the process of restructuring to transition to a new model of economic growth of the food industry. The method or methodology of completing the study. The study is based on the general scientific methodology that stipulates using a systemic approach to solving problems. The foundation of this study are major works of domestic and foreign scientists on the issues of management of development of food and processing industry of the agro-industrial complex of the Republic of Dagestan. The results. The development of enterprises of the food industry is impossible without modernization in connection with which the most important area of focus of the structural reconstruction of the Russian economy should be the restructuring of these enterprises. The development of a program of restructuring is performed based on complex diagnostics of an enterprise in the process of which its financial state is studied, and its internal and external environments are analyzed. The results of the study serve as the basis for holding further measures on restructuring. In the process of restructuring we are able to achieve significant results, high effectiveness with minimal expenditures. Restructuring also serves as a highly effective market mechanism ensuring creating considerable competitive ability for the enterprise. Competitive potential of food industry enterprises is defined as an ability to provide good prospects and timely react to any market changes. The area of application of the results. The results of the study completed may be used by the agro-industrial complex administration authorities when performing restructuring of the food industry sectors in order to have effective management of the development of regional agro-industrial complexes. The conclusions. In the modern conditions of development of the economy Russian enterprises need to use positive foreign experience, implement emerging technologies, train qualified specialists able to restructure enterprises as one of the real areas of focus of anti-crisis management representing a complex of measures directed towards changes in the technological, production, general economic and organizational structures of an enterprise taking into account the impact of factors of the internal and external environment.

Keywords: the agro-industrial complex, food and processing industry, restructuring, integrational connections, investing, a competitive ability.

Бесспорно, что в нашей стране проблема обеспечения продовольственной безопасности является актуальной, и отношение к ней должно быть адекватным, как к важной государственной задаче, и решаться она должна, несмотря на имеющиеся трудности объективного и субъективного характера. И достигаться она может, главным образом, путем ускоренного развития нашего - российского сельского хозяйства и пищевой промышленности как основного и реального способа удовлетворения потребностей россиян в продовольствии, и условия благополучия и стабильности во всей стране.

В утвержденных как в федеральных, так и в региональных планах мероприятий, связанных с оказанием помощи в импортозамещении во многих отраслях и в агропромышленном комплексе (АПК), предусмотрено много других мер по эффективному использованию имеющегося производственного потенциала, созданию инновационных технологий и конкурентной продукции, поддержке несырьевого экспорта, созданию мощностей и других условий для организации производства продукции и комплектующих, обеспечению продовольственной безопасности.

В современных условиях хозяйствования, когда совокупность геополитических факторов оказывает значительное влияние на экономику страны, пережить кризисные явления и встать на путь развития для большинства российских предприятий является трудной задачей.

Агропромышленный комплекс продолжает функционировать в условиях различных санкций недружественных стран не в лучшей инвестиционной ситуации, низкой покупательской способности большинства сельского населения на продовольственные товары, а также недоступности финансовых ресурсов через банковские системы, недостаток которых приводит к дальнейшему ухудшению состояния основных фондов и материально-технической базы от-

АбдУллаева Т.К., ГамидУллаев Р.Б.

РЕСТРУКТУРИЗАЦИЯ ПИЩЕВОЙ И ПЕРЕРАБАТЫВАЮЩЕЙ ПРОМЫШЛЕННОСТИ РД

расли. В таких условиях важным направлением преобразований в АПК является обновление и эффективное использование материально-технической и технологической основы производства.

Наиболее действенным путем выхода АПК из кризисного состояния и эффективным средством решения стоящих перед ним социально-экономических задач по обеспечению населения продовольствием, увеличению уровня жизни сельского населения, повышению эффективности агропромышленного производства, сохранению окружающей среды является развитие его инновационной основы. Повышение инновационной активности отраслей АПК не только позволит повысить технико-экономический уровень производства, но и существенно улучшит инвестиционный климат.

Агропромышленный комплекс республики функционировал последние годы в рамках Республиканской государственной программы «Развитие сельского хозяйства и регулирование рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2014-2020 гг.» и приоритетного проекта развития Республики Дагестан «Эффективный агропромышленный комплекс», а также Плана мероприятий по импортозамещению в агропромышленном комплексе.

На сегодня в республике насчитывается 12 подотраслей с более чем 60 крупными и средними предприятиями пищевой и перерабатывающей промышленности, с увеличением их количества дроблением крупных предприятий на более мелкие новые, уже специализированные предприятия.

Как в 2017 г., так и в этом году продолжается работа в пищевой и перерабатывающей промышленности республики по строительству, реконструкции и модернизации производств. В результате строительства новых объектов увеличены мощности по переработке молока на 27 тонн в сутки, в т. ч. за счет строительства ППСК «Сход» Буйнакского, КФХ «Здоровье» Тару-мовского, СПК «Сектор» Бабаюртовского, ИП «Исупаев» Кулинского, КФХ «Хабла» Лева-шинского и ООО «Кизляр Урицкий мясокомбинат» Кизлярского районов.

Также проведены работы по технологической модернизации предприятий по переработке плодов и овощей на ООО «Азерконсерв» Дербентского района и ООО «Завод безалкогольных напитков и соков «Ириб» г. Махачкала, что позволило предприятиям создать мощности по производству полуфабриката - плодоовощного пюре для последующего его использования в качестве сырья для производства продукции.

Основной комплекс мероприятий известного приоритетного проекта развития РД «Эффективный агропромышленный комплекс» направлен на развитие виноградарства, птицеводства, животноводства, рыбохозяйственного комплекса (внедрение кластерного подхода), размещение промышленных садов интенсивного типа, создание агропромышленных парков, геотермальных агропарков, сопровождение ключевых инвестиционных проектов в сфере агропромышленного комплекса. А также продолжится реализация ранее начатых высокорентабельных крупных инвестиционных проектов.

По прогнозным данным Министерства экономики и территориального развития РД в ближайшие годы сохранится позитивная динамика роста производства пищевых продуктов. Кроме того, в ряде отраслей перерабатывающей промышленности республики предусмотрены модернизация производства и создание новых современных предприятий.

На период до 2020 г. в рамках Государственной программы РД «Развитие сельского хозяйства и регулирование рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2014-2020 гг.» планируется освоение площадей под посадку новых виноградников, что позволит обеспечить рост показателей по производству алкогольной и безалкогольной продукции.

Очевидно, что как в целом в промышленном производстве так и в агропромышленном комплексе основными тормозящими факторами являются высокий износ производственных фондов - более 70%, высокие цены на топливо, новую технику, недостаток оборотных средств и недоступность долгосрочных инвестиций.

При наличии всех указанных выше сложностей есть ряд предприятий консервной промышленности республики, которые настойчиво ведут модернизацию производства и техническое перевооружение.

В Кумторкалинском районе ООО птицефабрика «Шамхалянгиюрт» обеспечила ввод в эксплуатацию 4 птичников с одноразовой посадкой - 120 тыс. голов бройлера, цеха по убою и

переработке мяса птицы мощностью 2,0 тыс. голов в час, в результате чего создано 70 новых высокооплачиваемых дополнительных рабочих мест.

ООО «Курбансервис» установило оборудование по производству колбасных изделий, мощностью 3 тонны в сутки (оборудование - производства Германия). Сумма вложенных инвестиций составляет около 20 млн руб.

ООО «Кизляр Урицкий мясокомбинат» построены помещения нового колбасного цеха и двух холодильников, приобретено новое технологическое оборудование. На осуществление данных мероприятий направлено около 20 млн руб.

ООО Консервообъединение «Дагсырье» проводятся работы по реконструкции цехов в Ба-баюртовском и Дербентском районах республики для последующей установки асептических линий. На реконструкцию и ремонт помещений, восстановление инфраструктуры вложено собственных средств в объеме 24,7 млн руб.

ООО «Ширван» - установлена и введена в эксплуатацию автоматизированная линия по выпуску термостойкой ПЭТ-тары и розливу горячих соков и напитков в термостойкую ПЭТ-тару. Создано дополнительно десять рабочих мест, инвестировано собственных средств в сумме 8,5 млн руб.

ООО «Кикунинский консервный завод» наладил выпуск восьми видов детского питания из плодоовощного пюре.

Вместе с тем стоит отметить, что пищевая и перерабатывающая промышленность Республики Дагестан имеет значительный потенциал. Мощности пищевой и перерабатывающей промышленности в настоящее время используются всего на 15 процентов. Остается крайне низкой переработка собственного сырья.

Дальнейшие перспективы развития пищевой и перерабатывающей промышленности республики связаны с модернизацией действующих предприятий и созданием новых малогабаритных перерабатывающих производств, развитием логистики и потребительской кооперации, а также повышением урожайности в растениеводстве и продуктивности в животноводстве.

Нам представляется, что устойчивое развитие предприятий агропромышленного комплекса должно достигаться за счет действенных инструментов и механизмов инвестирования, направленных на конкретные целенаправленные изменения внутренней среды с учетом и ожиданиями существенных перемен во внешней среде.

Как результат, в качестве определяющих факторов успеха такого механизма выступают:

- многолетняя перспективность;

- интегрированность и сбалансированность производственной-инновационной и маркетинговой деятельности;

- ориентированность на высоко конкурентные преимущества;

- безоговорочная инновационность реализуемых проектов.

Для эффективного развития экономики пищевой и перерабатывающей промышленности Республики Дагестан необходимо создать достойные и благоприятные для этого условия:

1. В целях осуществления целевого финансирования производства необходимо формирование интегрированных структур, включающих в себя всех участников процесса производства пищевой продукции - от производителя сырья до его переработчика.

2. Менеджменту перерабатывающих предприятий следует разрабатывать привлекательные и перспективные инвестиционные проекты, пользуясь льготными и другими условиями, созданными государством. А также максимально привлечь и другие источники инвестиций с расширением поля маркетинговой работы.

3. Постоянно вести мониторинговую работу о состоянии предприятий отрасли с целью выявления предприятий, имеющих высокий потенциал развития с последующим вовлечением в них инвестиций.

4. Организовать и развить консультационные центры маркетинга и логистики, а также обеспечить как методическое, так и организационное сопровождение структурных и институциональных преобразований.

5. Предпринимать действенные меры по реструктуризации неэффективных и убыточных предприятий.

Абдуллаева Т.К., Гамидуллаев Р.Б.

РЕСТРУКТУРИЗАЦИЯ ПИЩЕВОЙ И ПЕРЕРАБАТЫВАЮЩЕЙ ПРОМЫШЛЕННОСТИ РД

Развитие предприятий пищевой промышленности невозможно без модернизации, в связи с чем важнейшим направлением структурной перестройки российской экономики должна стать реструктуризация этих предприятий.

Разработка программы реструктуризации проводится на основе комплексной диагностики предприятия, в процессе которой исследуется его финансовое состояние, анализируется внешняя и внутренняя среды. Результаты исследования служат основой для проведения дальнейших мероприятий по реструктуризации.

Процесс реструктуризации должен осуществляться всесторонне, комплексно и по всем подразделениям производственно-хозяйственной деятельности предприятия. При переходе на новую модель экономического роста пищевой промышленности должны быть задействованы следующие механизмы:

- в целях формирования зон специализированных производств и переработки определяющих товарных продуктов необходимо совершенствование территориального размещения перерабатывающих предприятий;

- нужна особая поддержка тех отраслей, которые производят сырье для перерабатывающих предприятий;

- необходимо развитие малых предприятий в отдельных труднодоступных районах;

- стимулирование внутреннего спроса, опирающееся на повышение доходов всех категорий граждан;

- необходимо за счет производства российских товаров из нашего же сырья насытить полностью свой рынок потребления и через механизмы стимулирования обеспечить экспорт готовой продукции в зарубежные страны;

- нужны ограничения ввоза в Россию недоброкачественной продукции;

- защита интересов российского агропромышленного рынка от всевозможных неожиданностей и воздействий внешней среды со стороны мировой конъюнктуры по продовольственным товарам;

- эффективное использование внутренних и внешних ресурсов предприятия;

- обеспечение пищевой промышленности современными видами тароупаковочных материалов;

- комплексное техническое перевооружение и реконструкция предприятий, расширение их ассортимента и обеспечение улучшения качества выпускаемой продукции;

- в целях формирования действенных и долгосрочных хозяйственных связей между потребителями и товаропроизводителями, создания современных условий для продажи продуктов российских производителей и совершенствования системы товародвижения нужны действенные механизмы функционирования крупных распределительных центров и оптовых продовольственных рынков.

- создание регулируемого государственного оптового рынка продовольственного рынка (ОПР), обеспечивающего сбалансированность экономических интересов производителей сельскохозяйственной продукции, переработчиков и государства, так как оптовые продовольственные рынки решают и призваны решать, прежде всего, социально-экономические проблемы здорового и рационального питания, продовольственного снабжения населения и обеспечения продовольственной безопасности страны.

Важнейшие направления государственного регулирования деятельности ОПР могут быть следующими:

- организация подготовительной работы по размещению и формированию учредителей рынка;

- регулирование деятельности рынка на основе законодательных актов, прав собственности, кредитно-финансового механизма;

- прямое воздействие путем закупок и реализации государственных резервов продукции в зависимости от конъюнктуры рынка, поддержка оптовых цен на основе субсидирования инвестиций текущих затрат производителей при объективной необходимости.

Основными направлениями и методами государственного регулирования продовольственного рынка являются:

- формирование федерального и региональных продовольственных фондов;

- создание оперативного резерва, осуществление товарных и закупочных интервенций;

- организация и функционирование единой системы оптовых продовольственных рынков;

- осуществление государственного контроля и регулирования деятельности продовольственных бирж;

- лицензирование и аккредитация предприятий, работающих на продовольственном рынке;

- создание системы информационно-маркетингового обеспечения продовольственного рынка.

Изучение зарубежного опыта реструктуризации предприятий пищевой промышленности позволило сделать вывод о том, что среди существующих методик проведения данного процесса имеются небольшие различия между западной и восточной моделями. Западная - делает упор на системный подход к управлению продвижением продуктов и организации маркетинга; восточная - акцентирует также технологические, технические проблемы и дисциплину производства.

В современных условиях развития экономики российским предприятиям необходимо использовать положительный зарубежный опыт, внедрять передовые технологии, готовить квалифицированных специалистов, способных проводить реструктуризацию предприятий как одно из реальных направлений антикризисного менеджмента, представляющего собой комплекс мероприятий, направленных на изменение технологической, производственной, общехозяйственной и организационной структур предприятия с учетом влияния факторов внешней и внутренней среды в целях:

- преодоления убыточности и достижения нормального, устойчивого функционирования предприятия в соответствии с выбранной стратегией:

- повышения эффективности производства;

- роста производительности труда;

- совершенствования механизма менеджмента на предприятии;

- улучшения финансово-экономических показателей деятельности предприятия;

- обеспечения конкурентоспособности выпускаемой продукции.

При реструктуризации удается с минимальными издержками достичь значительных результатов, высокой эффективности, и выступает она как высокоэффективный рыночный инструмент, обеспечивающий достойную конкурентоспособность предприятия. А конкурентный потенциал предприятий пищевой отрасли определяется как способность, обеспечивающая хорошие перспективы и своевременное реагирование на любые изменения рынка в конкурентной среде для повышения социально-экономических, технико-технологических, организационных, экологических и иных факторов, способствующих формированию заданного уровня устойчивости их развития.

Реструктуризация охватывает не только предприятия, находящиеся в кризисной ситуации, но и успешно развивающиеся. А процесс проведения реструктуризации, на наш взгляд, может состоять из следующих основных этапов:

1. Определение и формулирование целей реструктуризации. Так как

они трансформируются концептуально в развитие и деятельность предприятия, снижает неясность текущей деятельности, является базой выработки критериев, на основании которых можно определить проблемы, связанные с реализацией этих решений, то руководство должно грамотно подойти к вопросу их формулирования.

2. Анализ и комплексная диагностика текущего положения предприятия, в процессе которого оценивается его финансовое состояние, выявляются его слабые и сильные стороны и определяются перспективы дальнейшего развития.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

3. Разработка продуманной и четкой стратегии и программы реструктуризации с различными альтернативными вариантами развития компании со своими методами реструктуризации и перспективными ожиданиями высоких показателей.

4. Реализация программы реструктуризации. Для этого формируется команда специалистов, задействованных в работе, прорабатываются и последовательно реализуются все этапы программы, уточняются целевые показатели, и если происходит их отклонение от запланированных значений, то осуществляется корректировка программы.

Абдуллаева Т.К., Гамидуллаев Р.Б.

РЕСТРУКТУРИЗАЦИЯ ПИЩЕВОЙ И ПЕРЕРАБАТЫВАЮЩЕЙ ПРОМЫШЛЕННОСТИ РД

5. Контроль процесса и результатов проводимых действий, направленных на создание и поддержание в дальнейшем конкурентных преимуществ предприятия. В ходе проведения данного процесса ответственные за реализацию программы осуществляют контроль за исполнением целевых показателей, анализируют полученные результаты и подготавливают итоговый отчет о проделанной работе.

Таким образом, реструктуризация - это система целенаправленных мероприятий по адаптации деятельности предприятия к современным требованиям рынка, которые в совокупности обеспечивают рост эффективности производства, повышение финансовой устойчивости и его конкурентоспособности.

Литература

1. Указ Президента РФ от 16 января 2017 г. № 13 «Основы государственной политики регионального развития Российской Федерации на период до 2025 г. » // Правовая система «Консультант Плюс» [Электронный ресурс]. - URL : www.consultant.ru, свободный. - Загл. с экрана.

2. Указ Президента РФ от 13 мая 2017 г. № 208 «О Стратегии экономической безопасности Российской Федерации на период до 2030 г. ».

3. Рамазанова, А. Г. Международная научно-практическая конференция «Актуальные вопросы современной экономики в глобальном мире». Москва, 13-14 мая 2015 г.

4. Выступление президента РФ Дмитрия Медведева на церемонии вручения Национальной премии в области инноваций имени Владимира Зворыкина [Официальный сайт президента РФ]. (дата обращения: 11.03.2016 года).

5. Постановление Правительства РФ от 15.07.2013 N 598 «О федеральной целевой программе "Устойчивое развитие сельских территорий на 2014-2017 гг. и на период до 2020 г. "» / Министерство сельского хозяйства и продовольствия Республики Дагестан. - URL : http://msh.e-dag.ru/deyatelnost/.

6. Федеральный закон от 28.06.2014 № 172-ФЗ (ред. от 03.07.2016) «О стратегическом планировании в Российской Федерации» // Правовая система «КонсультантПлюс» [Электронный ресурс]. - URL : www.consultant.ru, свободный. - Загл. с экрана.

7. Устойчивое социально-экономическое развитие регионов на основе конкурентоспособности : отраслевой аспект; под ред. О.А. Борисовой. -М., 2016.

8. Стратегия регионального развития в условиях инновационных преобразований экономики / В.З. Петросянц, С.В. Дохолян, Д.В. Петросянц, А.А. Баширова; под общ. ред. д.э.н., проф. В.З. Петросянца // РАН; Дагестан. науч. центр; Ин-т соц.-экон. исследований. - М. : Экономика, 2011.

9. Дохолян, С. В. Концептуальные подходы к достижению устойчивого экономического развития региона как социально-экономико-экологической системы / С. В. Дохолян, А. М. Садыкова, А. С. Дохолян // Апробация. 2015. № 5. С. 60-66.

10. Дохолян, С. В. Мотивационный менеджмент на предприятиях машиностроительного комплекса / С. В. Дохолян, К. Г. Асриянц. - Махачкала : Изд-во ИСЭИ ДНЦ РАН, 2005.

11. Дохолян, С. В. Стратегический подход к формированию и реализации региональной социально -экономической политики // Экономика и предпринимательство. 2013. № 9. С. 139-144.

12. Полушкина, Т. М. Развитие теории и методологии государственного регулирования аграрной сферы экономики : дис ... д-ра экон. наук: 08.00.05 / Полушкина Татьяна Михайловна; [Место защиты: Морд. гос. ун-т им. Н.П. Огарева]. - Саранск, 2010. РГБ ОД, 71 11-8/133.

13. Артюхова, М. А. Роль программно-целевых методов управления на современном этапе социально-экономического развития страны /М.А. Артюхов //Вопросы структуризации экономики. 2001. № 97. С. 34.

14. Петросянц, В. З., Дохолян, С. В. Прогнозные оценки и сценарные варианты регионального развития / В.З. Петросянц, С.В. Дохолян //Региональная экономика : теория и практика. 2011. № 27. С. 2.

15. Устарханова, М. Р. Совершенствование механизма реализации целевых программ социально-экономического развития региона / М. Р. Устарханова // Региональные проблемы преобразования экономики. 2010. № 91. С. 5.

16. Зубахин, А. М., Алымова, А. В. К вопросу о реинжиниринге в АПК // Вестник Алтайского государственного аграрного университета. 2012. № 4 (90).

17. Гасратова, М. И., Рамазанова, А. Г., Рамазанов, М. Г. Стратегия устойчивого развития АПК Республики Дагестан // Фундаментальные исследования. 2016. № 12-2. С. 395-399. - URL : http://fundamental-research.ru/ ru/article/view?id=41104 (дата обращения: 08.11.2017).

18. Алиева, З. Б. Аграрная политика региона в свете реализации программы развития сельского хозяйства / 3. Б. Алиева // Региональные проблемы преобразования экономики. 2014. № 94 (42). С. 96-101.

19. Ахмедуев, А. Ш. Проблемы и стратегические приоритеты социально-экономического развития субъектов СКФО России /А.Ш. Ахмедуев // Региональная экономика : теория и практика. 2015. Лг. 934 (409). С. 14.

20. Порядок разработки и реализации федеральных целевых программ и межгосударственных целевых программ, в осуществлении которых участвует Российская Федерация, утверждённый постановлением Правительства РФ 26.06.1995 N9 594 (6 с последующими изменениями).

21. Интервью министра экономики и территориального развития Республики Дагестан газете «Дагестанская правда» 19.03.2014. (дата обращения: 11.03.2016 года).

22. Хасанов, Р. Х. Синергетический эффект кластера // Проблемы современной экономики. 2009. № 23.

23. Хаммер, М., Чампи, Дж. Реинжиниринг корпораций : манифест революции в бизнесе. - СПб. : Изд. С.-Петербургского ун-та, 1997.

24. Ойхман, Е. Г., Попов, Э. В. Реинжиниринг бизнеса : Реинжиниринг организаций и современные информаци-

онные технологии. -М. : Финансы и статистика, 1997.

25.Абдуллаева, Т. К. Гамидуллаев, Б. Н. Гамидуллаев, Р. Б. Концепция реижиниринга процессов управления : определяющие категории науки управления // Экономика и предпринимательство. 2016. № 1. Ч. 1. С. 184-186.

26. Гамидуллаев, Р. Б. Концептуальный подход реинжиниринга процессов управления предприятием : монография. - М.: «Перо», 2014.

References:

1. UK President of the Russian Federation from January 16, 2017 No. 13 Fundamentals of state policy of regional development of the Russian Federation for the period up to 2025"// Legal system consultants"[Electronic resource]. -URL : www.consultant.ru, free. The title from the screen.

2. Presidential decree No. 208 of 13 may 2017 on the economic security Strategy of the Russian Federation for the period up to 2030.

3. Ramazanova, A. G. International science-practical conference Actual questions of modern economy in global world" Moscow, 13-14 May 2015.

4. Appearance of the President RF of Dmitriy Medvedev on the ceremony of the presentation to the national reward in the region of the innovations of name Vladimir Zvorykina [Ofitsialnyy the site of the President RF]. - URL : http:// kremlin.ru/acts/news (the date of the rotation: 11.03.2016 the year).

5. RF Government resolution of15.07.2013 No. 598 about Federation Aim program Steady development of rural territories for 2014-2017 years and for period till 2020 year / Ministry of Agriculture and Production of Dagestan Republic. - URL : hhtp://msh.e-dag.ru/deyatelnost/.

6. Federal law No. 172-FZ of 28.06.2014 (red. from 03.07.2016) About Strategic planning in Russian Federation"// Legal system consultant"[Electronic resource]. - URL : www.consultant.ru, free. The title from the screen.

7. Sustainable socio-economic development of regions based on competitiveness : a sectoral dimension ; under the editorship of O. A. Borisova. - M., 2016.

8. Strategy of regional development in conditions of innovative economic transformations / V.Z. Petrosyants, S. V. Do-holian, D.V. Petrosyants, A.A. Bashirova ; under the society ; ed. Doctor of economic sciences, prof. V.Z. Petrosyants / RAS; Dagestan. Scientific. Centre; Institute of Soc.-Econ. research. - Moscow : The Economy, 2011.

9. Dokholyan, S. V. Conceptual approaches to the achievement of sustainable economic development of the region as socio-economic-ecological systems / S. V. Dokholyan, A. M. Sadykov, A. S. Dokholyan // Testing. 2015. No. 5. P. 6066.

10. Dokholyan, S. V. Motivation management at the enterprises of machine-building complex / S. V. Dokholyan, K. G. Asriyants. - Makhachkala : ISER DAS RAS, 2005.

11. Dokholyan, S. V. Strategic approach to the development and implementation of regional socio-economic policy // Economics and entrepreneurship. 2013. No. 9. P. 139-144.

12. Polushkina, T. M. Development of theory and Methodology of state regulation of agrarian economy sphere : research work ... of doctor of economy: 08.00.05 / Polushkina Tatjana Mihailovna; [the place of defense: Mord. state University].

13. Artyukhova, M. A. Role of the specific-program methods of control in the present stage of the social and economic development of the country / M.A. Artyukhova // Questions of the structurization of the economy. 2001. No. 7. P. 34.

14. Petrosyants, V. Z., Dokholyan, S. V. Forecast estimations and the scenic versions of regional development / V.Z. Petrosyants, S. V. Dokholyan // the regional economy : theory and practice. 2011. No. 27. P. 2.

15. Ustarkhanova, M. R. Improvement of the mechanism of the implementation of the special-purpose programs of the social and economic development of region / M.R. Ustarkhanova // The regional problems of the conversion of the economy. 2010. No. 1. P. 5.

16. Zubahin, A. M., Alimova, A. V. The matter of reengineering in APK // Altaysk state University Bulletin. 2012. No. 4 (90).

17. Gasratova, M. I., Ramazanova, A. G., Ramazanov, M. G. Strategy of steady development of Dagestan Republic APK // Fundamental research. 2016. No.12-2. P. 395-399. - URL : hhtp:// research.ru /ru/article/view?id=41104 (the date of appeal :08.11.2017).

18. Alieva, Z. B. Agrarian policy of region in light of the implementation of the program of the development of agriculture / Z.B. Alieva // The regional problems of the conversion of the economy. 2014. No. 4 (42'). P. 96-101.

19. Akhmeduev, A. Sh. Problems and the strategic priorities of the social and economic development of the subjects SKFO of Russia / A. Sh. Akhmeduev // The regional economy : theory and practice. 2015. No. 34 (409). P. 14.

20. The order of development and implementation of federal special-purpose programs and intergovernmental specialpurpose programs, in realization of which participates the Russian Federation, affirmed by the decision of government RF 26.06.1995 No. 594 (with the subsequent changes).

21. Interviews of the minister of economy and territorial development of the republic of Daghestan to the newspaper «Daghestan truth» 19.03.2014. - URL : http://www.minec-rd.ru/?id&pn=1395245203&sr=1234 (the date of the rotation: 11.03.2016 the year).

22. Hasanov, R. Kh. Synergetic effect of cluster // Problems of modern economy. 2009. No. 23.

23. Hammer, M., Champy, J. Reengineering of corporation : Revolution manifest in business. - SPb. : Publ. S-Petersburg University, 1977.

24. Ojhman, E. G., Popov, E. B. Reengineering of business : Reengineering of organizations and modern information technologies. - M. : Finance and statistics, 1997.

25. Abdullaeva, T. K., Gamidullaev, B. N., Gamidullaev, R. B. The concept of control flow re-engineering: defining categories of management science // Economics and Entrepreneurship. 2016. 1(1). P. 184-186.

26. Gamidullaev, R. B. Conceptual approach of enterprise control flows reengineering. 2014.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.