УДК 332 ГАМИДУЛЛАЕВ РАМИН БУКАРОВИЧ
к.э.н., доцент кафедры «Менеджмент» ФГБОУ ВО «Дагестанский государственный технически университет»,
e-mail: [email protected]
ИННОВАЦИОННОЕ РАЗВИТИЕ ПИЩЕВЫХ И ПЕРЕРАБАТЫВАЮЩИХ НАРОДНЫХ ПРЕДПРИЯТИЙ АПК НА ОСНОВЕ ВНЕДРЕНИЯ РЕИНЖИНИРИНГОВОГО ПОДХОДА
Аннотация. Целью работы является исследование инновационного состояния и развития пищевых и перерабатывающих предприятий АПК (народных предприятий) России на основе внедрения элементов реинжинирингового подхода для более эффективного их функционирования. Исследование основывается на общенаучной методологии, которая предусматривает применение системного и реинжинирингового подхода к решению проблем. Основой данной работы являются фундаментальные труды отечественных и зарубежных ученых по проблемам управления развитием пищевой и перерабатывающей промышленности АПК РД. Приводится опыт народных предприятий России, и на основе опыта обосновываются и предлагаются некоторые положения мотивации внедрения для предприятий АПК применительно к Республике Дагестан. А также для ускорения процесса внедрения на предприятиях АПК инновационных методов управления, в том числе и реинжиниренгового подхода, дается ряд рекомендаций властям выйти на российский уровень с законодательной инициативой по совершенствованию некоторых положений, предлагаемых автором действующего закона о народных предприятиях. Результаты проведенного исследования могут использоваться органами управления АПК при совершенствовании и формировании системы управления инновационным развитием региональных агропромышленных комплексов, что обеспечит эффективное использование потенциала АПК.
Ключевые слова: АПК, пищевая и перерабатывающая промышленность, подходы и методы, инновационное развитие, система управления, реинжиниринговый подход.
R. B. GAMIDULLAEV
Candidate of Sciences (Economics) Associate Professor, Management Department Dagestan State Technical University
e-mail: [email protected]
INNOVATIVE DEVELOPMENT OF FOOD PROCESSING AND MANUFACTURING NATIONAL AGRICULTURAL ENTERPRISES OF THE AIC BY INTRODUCING REENGINEERING APPROACH
Abstract. The purpose of the work is to study the innovative stance and development of food processing and manufacturing enterprises of the agro-industrial complex (national enterprises) of Russia by introducing elements of the reengineering approach for ensuring the more effective functioning of thereof. The study is based on the general scientific methodology, which assumes the use of a systematic and reengineering approach to problem-solving. The article relies on the fundamental studies of local and foreign scholars on the issues of management of development of food processing and manufacturing industry of the agricultural-industrial complex of the Russian Federation. The cases of national enterprises of Russia are provided and based on thereof some provisions of motivation are justified and proposed for introducing the reengineering approach with respect to enterprises of the agro-industrial complex in the Republic of Dagestan. In order to intensify the process of introducing the innovative methods of management, namely the reengineering approach to the companies of the AIC, the author proposes specific recommendations to the authorities with respect to the Russian level by recommending to initiate legislative changes in the existing Law on the National Companies related to some provisions. The findings of the study can be used by authorities in charge of regulating the Agro-industrial complex and building the management system for innovative development of regional agro-industrial complexes that will ensure effective utilization of the potential of the AIC. Keywords: AIC, food processing and manufacturing industry, approaches and methods, innovative development, management system, reengineering approach
В Республике Дагестан устойчивое развитие сельхозтерриторий, где проживает более 50 % населения, является основой сохранения и развития сельской местности, а агропромышленный комплекс (АПК) является важнейшим комплексом социально-экономического развития республики.
Бесспорно, совокупность взаимодействия между собой экономических отношений в части производства, распределения, обмена и потребления сельхозпродукции определяет эффективность АПК, и, конечно, его состояние во многом определяет уровень продовольственной безопасности (самообеспечения) республики и его экономическую устойчивость. Здесь, как нам представляется, одним из современных методов обеспечения его эффективности может выступать реинжиниринговый подход, который на сегодняшний день не нашел широкого применения в АПК.
Полагаю, у многих в республике может вызвать особый интерес так называемые «народные предприятия», которые не нашли широкого развития в нашей республике. Наши исследования показывают, что именно реинжиниринговый подход ускоренными темпами может быть внедрен на таких предприятиях, и причем преимущественно в сфере пищевой и перерабатывающей промышленности, так как на них относительно лучше выстроен процессный и системный подход.
Представляется необходимым напомнить руководителям АПК о федеральном законе «Об особенностях правового положения акционерных обществ работников (народных предприятий)», который вступил в силу в России в 1998 году и о котором многие подзабыли.
Думаю, также следует вспомнить о некоторых основных положениях закона, которые гласят [20]: закон призван содействовать развитию производственной демократии и преодолению различных противоречий между трудом и капиталом; в собственности работников народного предприятия в целом и одного работника-акционера в частности, соответственно, должны быть акции номинальной стоимостью более 75 и менее 5 процентов величины уставного капитала; решения общего собрания принимаются по принципу «один акционер — один голос»; размер оплаты труда генерального директора не может превышать десятикратный средний размер оплаты труда работника за отчетный финансовый год; среднесписочная численность работающих 51-5000 человек и т. д.
Очевидно, что такая организационно-правовая форма народных предприятий имеет существенные преимущества над другими юридическими формами управления предприятиями, и особенно в АПК. Так, например, она способствует преодолению системного отчуждения занятых непосредственным трудом от результатов их труда и средств производства, а также множества всевозможных непониманий между работником и работодателем. Работник народного предприятия, выступая одновременно совладельцем трудовой собственности (акционерном) и производителем, не только участвует в принятии управленческих решений, но и несет полную ответственность за эффективную деятельность предприятия. Такая солидарная ответственность всех трудящихся на предприятиях является главным преимуществом не только в конкурентной борьбе, но и важным фактором реинжинирингового подхода, проявляющегося в широких возможностях процессного управления и инвестиционно-инновацинного развития предприятия.
Как известно, еще в конце прошлого века об участии всех работников в деятельности компании высказывался руководитель корпорации «Дюпон» Джон Крол, который говорил о необходимости продажи сотрудникам акций компании на льготных условиях: «Хочу, чтобы все, кто работает в компании, являлись ее инвесторами... чтобы их личное благосостояние напрямую зависело от успехов компании». О развитию такого подхода свидетельствуют опыт многих стран мира и не одна тысяча прогрессивно действующих зарубежных предприятий.
Во многих компаниях США на сегодняшний день, например, работают более 14 млн человек, которым принадлежат контрольный пакет акций компаний. На начало этого века более 27 % доли акций принадлежат работникам на 500 крупнейших корпорациях. В таких корпорациях, как «Макдоннелл-Дуглас», «Маккормик», «Проктер энд Гэмбл», работникам принадлежит более 33 % акций компании.
Если обратиться к Европе, то обнаружим, что демократизация производственных отношений становится важной частью вложения в человеческий капитал как одного из важнейших
условий обеспечения эффективности предприятия. Более того, образована Европейская федерация под патронажем Евросоюза всех работников-собственников, объединяющая ассоциации в союзы более чем в 500 странах континента. Также во многих ведущих европейских странах действуют законы правового регулирования акционерных обществ, действующих по принципу принятия совместных решений.
Вызывает особый интерес опыт коммунистического Китая, где с 1992 года действует закон «О коллективных предприятиях в городе и коллективных предприятиях на селе». За небольшой срок уже через три года 40 % валового внутреннего продукта составляла доля коллективного сектора.
Как известно, в 2009 году за работы в области управления совместной собственностью, не принадлежащей государству или частнику, было присвоена в 2009 году Нобелевская премия по экономике Элинор Остром. Своими исследованиями и анализом практики работы в различных странах она доказала, что самоуправляемые общества (трудовые коллективы) эффективнее управляются всеми ресурсами (коллективной собственностью).
Таким образом, ее выводы о демократических принципах производственных отношений и развитии собственности трудящихся являются важнейшим направлением социально-экономического развития и социальной справедливости. И очевидно, что в современных условиях капиталистического производства такие выводы имеют важное значение.
Опыт. Вызывают интерес и некоторые народные предприятия России. Так, в качестве примера приведем такое народное предприятие АПК в Республики Марий Эл, как объединение «Звениговский», в состав которого входят СПК «Звениговский» с одноименным названием мясокомбинат «Звениговский». В состав объединения входят еще два крупных хозяйства — «Хузангаевское» и «Алексеевское» на территории Татарстана. А также объединение имеет комбикормовый завод, сеть своих торговых точек (450 магазинов), где реализуется почти вся продукция. Средняя зарплата на предприятиях — 35-45 тыс. рублей, там работает более 3500 человек. На предприятии работникам представляется социальный пакет. Решены проблемы питания работников в своих столовых и выдачи продуктовых пайков за символические цены. Решены все транспортные проблемы по доставке на работу. Выдаются хозяйством всем проработавшим более 1 года беспроцентные займы для приобретения жилья и т. д.
Высокоэффективное объединение «Звениговский» — высокоорганизованное хозяйство с уникальной системой работы, где каждый является собственником, имея три процента акций и не более. Зарплата директора находится в прямой зависимости от средней зарплаты по предприятию. По сути, это предприятие с полным циклом — от выращивания и производства до потребителя, оно выступает как комплексное предприятие. Здесь каждый работает на себя.
Вкратце это такая оптимальная экономическая модель с вертикально-интегрированной структурой, с хорошим широким ассортиментом продукции, где формируется вся добавленная стоимость до последней копеечки. Такая модель хозяйственной деятельности предприятия является хорошей основой внедрения элементов реинжинирингового подхода, в перспективе которой — обеспечить значительно лучшие результаты деятельности, особенно пищевой и перерабатывающих предприятий промышленности АПК. Таких народных предприятий АПК много в Орловской, Московской области и т. д.
В 2005 году, по официальным данным Росстата, было официально зарегистрировано более 140 закрытых акционерных обществ работников (народных предприятий) как в сельском хозяйстве, так и в промышленности. К таким предприятиям, относящимся к разным отраслям, можно отнести ЗАОр «НП Сухоложскасбоцемент» и ЗАОр «НП Надежда» (Свердловская область), ЗАОр «НП Красная звезда» (Удмуртская Республика), ЗАОр «НП Поволжский фанер-но-мебельный комбинат» (Республика Татарстан), ЗАОр «НП Набережночелнинский картон-но-бумажный комбинат» и др.
Если говорить в целом об итогах работы народных предприятий в России за последние годы, то они выглядят следующим образом:
- в среднем валовой объем производства за год на многих крупных предприятиях, где 1000 -2000 работающих, достигает 1,5-3 млрд руб., а там, где число работающих до 500 человек, — достигает 100-500 млн руб.;
- объемы производства за последние 10-15 лет выросли в 5-10 раз;
- производственно-финансовые показатели по отросли намного выше средних;
- во много раз выросли как зарплата, так и производительность труда;
- на внутренний рынок поставляется до 80 % продукции, а остальное экспортируется в зарубежные страны;
- инвестиционно-инновационное развитие предприятия осуществляется в основном из собственных средств;
- практически все объекты (садики, поликлиники, дома отдыха и т. д.) находятся на балансе предприятий;
- более 30 % прибыли направляется на социальные и культурные и нужды;
- у работников, уходящих на пенсию, выкупаются акции и гарантируется прибавка в сотни тысяч рублей.
Источниками финансирования народных предприятий в основном являются доходы самого предприятия, которые целенаправленно инвестируются в производство. По решению трудовых коллективов, более 50 % прибыли ежегодно направляется на инвестиционно-инновационное развитие и на обновление основных фондов, тем самым накапливаемый капитал выступает как источник личного богатства работника.
Эффективное функционирование народных предприятий и их официальные отчеты еще раз свидетельствуют об их высокой конкурентоспособности, социальной ответственности и экономической устойчивости, а также заинтересованности работников в высокой производительности труда.
Надо заметить, что на начальном этапе выхода указанного закона было зарегистрировано множество предприятий, преимущественно отраслей реального производства, к которым можно отнести почти все отрасли, связанные с производством, в том числе и АПК. В последующем этот процесс стал снижаться из-за противодействия многих бизнесменов и чиновников, терявших возможность управлять капиталами и вывода их за пределы нашей страны. К сожалению, практически отсутствует информация о деятельности народных предприятий как в российских, так и в дагестанских СМИ.
Нам представляется, что приоритетом в будущем для Республики Дагестана должны стать именно народные предприятия. Это вызвано многими обстоятельствами не только географического расположения, природно-климатического составляющего региона, но и множеством других преимущественных факторов коллективного труда, проживанием значительной массы трудоспособного населения в сельской местности и т. д.
К сожалению, наличием народных предприятий в Дагестане мы не можем похвастаться, их практически нет. И вызвано это во многом тем, что имеются огромные противоречия в личных интересах чиновников на местах и трудового населения. Многие муниципальные чиновники вроде декларируют в своих выступлениях заботу о народе, а фактические их действия направлены на личное обогащение. Отсюда недовольство трудового населения, коррупция, постоянные кадровые перестановки и все прочее.
Предложения и рекомендации. Полагаем, что для Дагестана внедрение народных предприятий особенно актуально не только для сельской местности, но и для любых предприятий производственного назначения, где имеются широкие потенциальные возможности для желающих трудиться на себя и на страну. Такой подход укладывается в известный тезис К. Маркса о том, что прибавочная стоимость создается преимущественно в процессе производства, и это является определяющим в развитии любого государства.
Таким образом, если попытаться доказать необходимость и приоритетность наших обоснований, а некоторые аспекты мотивации применить к Республике Дагестан, то их можно привести к следующим знаменателям:
1. Основная масса населения трудолюбивая, богобоязненная, и поэтому хотят заработать денежные средства собственным трудом.
2. Наличие в республике огромного количества невостребованного активного трудоспособного населения, которое может быть задействовано в трудовом процессе.
3. Наличие интегрирующих составляющих, предусмотренных законом о народных предприятиях, то есть имеет место интеграция общих интересов: человек — коллектив — власть. Это мотивирует всех и каждого на конкретный результат с общим вектором интереса.
4. Независимо от уровня и положения в обществе предполагается участие всех работников в модернизации, управлении, общественной жизни и вообще в развитии предприятия.
5. Предприятие для своего развития может за счет стоимости собственного капитала увеличить стоимость пакета акций, принадлежащих каждому из работников. Другими словами, самими работниками могут регулироваться соотношения между личными доходами, накоплением и т. д.
6. Такой подход может решить многие проблемы, которые мы сегодня имеем в Дагестане с многими муниципальными унитарными предприятиями (МУП) и муниципальными казенными учреждениями (МКУ), работающими убыточно и находящимися практически в состоянии банкротства. Полагаю, эти предприятия можно было бы преобразовать в народные предприятия.
Для того чтобы все сказанное заработало, необходимо властям предпринять ряд мер, в частности, рекомендую:
1. Законодателям и властям республики выйти с инициативой на российский уровень с предложением о внесении изменений в закон 1998 года «Об особенностях правового положения акционерных обществ работников (народных предприятий)». В частности, статью 2, п. 1, где в новом законе следует исключить формулировку «за исключением государственных унитарных предприятий, муниципальных унитарных предприятий и открытых акционерных обществ, работникам которых принадлежит менее 49 процентов уставного капитала». Для развития собственности работников это имеет особое значение.
2. Если законодателям удастся внести эти изменения в закон, то перспективы создания народных предприятий в Дагестане хорошие. Более того, такие обещания от российских властей уже были озвучены, в частности, о возможных изменениях в федеральных законах о хозяйственных и об акционерных обществах с учетом правоприменительной практики и опыта передовых предприятий.
3. С особым усердием региональным властям следует вектор легких, коррупционных и нетрудовых доходов развернуть в направлении реальных трудовых доходов каждого трудолюбивого человека, и это должно всячески поощряться. Нельзя забывать про то, как сказал известный классик, что «благосостояние человека должно определяться его отношением к своему труду». Более того, на таких системно выстроенных предприятиях и с более-менее процессным управлением можно безболезненно внедрять элементы реинжинирингового подхода с целью обеспечения на перспективу более эффективного их функционирования.
Наконец, все сказанное свидетельствует в пользу народных предприятий и распространения такой организационно-правовой формы в российских регионах в более широких масштабах, а в Дагестане они должны занять массовый характер.
Литература
1. Абдикеев Н. М., Данько Т. П., Ильдеменов С. В. Реинжиниринг бизнес-процессов. Полный курс МВА. Учебник. — М.: ЭКСМО, 2005.
2. Алиева З. Б. Аграрная политика региона в свете реализации программы развития сельского хозяйства / 3. Б. Алиева // Региональные проблемы преобразования экономики. — 2014. — № 94 (42). — С. 96 -101.
3. Артюхова М. А. Роль программно-целевых методов управления на современном этапе социально-экономического развития страны /М. А. Артюхов // Вопросы структуризации экономики. — 2001. — № 97. — С. 34.
4. Ахмедуев А. Ш. Проблемы и стратегические приоритеты социально-экономического развития субъектов СКФО России /А. Ш. Ахмедуев // Региональная экономика: теория и практика. — 2015. Лг9 34 (409). — С. 14.
5. Выступление Президента РФ Дмитрия Медведева на церемонии вручения Национальной премии в области инноваций имени Владимира Зворыкина [Официальный сайт Президента РФ] (дата обращения: 11.03.2016).
6. Гасратова М. И., Рамазанова А. Г., Рамазанов М. Г. Стратегия устойчивого развития АПК Республики Дагестан // Фундаментальные исследования. — 2016. — № 12-2. — С. 395-399. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://fundamental-research.ru/ru/article/view?id=41104 (дата обращения: 08.11.2017), свободный. — Загл. с экрана.
7. Зимин Т. В. Собственность работников: двенадцать лет развития / Материалы научно-практического семинара РСНП и Союза акционерных обществ работников (народных предприятий) Урала //Акционерные общества работников: теория, законодательная практика, перспективы (11-12 ноября 2010 года), Екатеринбург, 2010.
8. Зубахин А. М., Алымова А. В. К вопросу о реинжиниринге в АПК. Вестник Алтайского государственного аграрного университета. — № 4 (90), 2012.
9. Интервью министра экономики и территориального развития Республики Дагестан газете «Дагестанская правда» 19.03.2014 (дата обращения: 11.03.2016).
10. Кутелев П. В. Организационный инжиниринг. Технологии реинжиниринга бизнеса. — М.: Феникс, 2003.
11. Ойхман Е. Г., Попов Э. В. Реинжиниринг бизнеса. Реинжиниринг организаций и современные информационные технологии. — М.: Финансы и статистика, 1997.
12. Отчет о деятельности Министерства сельского хозяйства Республики Дагестан за 2012 год (дата обращения: 11.03.2016).
13. Петросянц В. З., Дохолян С. В. Прогнозные оценки и сценарные варианты регионального развития / В. З. Петросянц, С. В. Дохолян //Региональная экономика: теория и практика. — 2011. — № 27. — С. 2.
14. Полушкина Т. М. Развитие теории и методологии государственного регулирования аграрной сферы экономики: диссертация ... доктора экономических наук: 08.00.05 / Полушкина Татьяна Михайловна; [Место защиты: Морд. гос. ун-т им. Н.П. Огарева]. — Саранск, 2010. — 394 с.: ил. РГБ ОД, 71 118/133.
15. Порядок разработки и реализации федеральных целевых программ и межгосударственных целевых программ, в осуществлении которых участвует Российская Федерация, утвержденный постановлением Правительства РФ 26.06.1995 № 9 594 (с последующими изменениями).
16. Постановление Правительства РФ от 15.07.2013 № 598 «О федеральной целевой программе Устойчивое развитие сельских территорий на 2014-2017 годы и на период до 2020 года». Министерство сельского хозяйства и продовольствия республики Дагестан. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://msh.e-dag.ru/deyatelnost/, свободный. — Загл. с экрана.
17. Сгибнев А. В. Информационные технологии и реинжиниринг бизнес-процессов в российских условиях. — М.: КомКнига, 2005.
18. Тельнов Ю. Ф. Реинжиниринг бизнес-процессов.
19. Устарханова М. Р. Совершенствование механизма реализации целевых программ социально-экономического развития региона / М. Р. Устарханова // Региональные проблемы преобразования экономики. — 2010. — № 91. — С. 5.
20. Федеральный закон №115-ФЗ от 19 июля 1998. «Об особенностях правового положения акционерных обществ работников (народных предприятий)».
21. Хаммер М., Чампи Дж. Реинжиниринг корпораций. Манифест революции в бизнесе. — Спб.: Изд. С. -Петербургского университета, 1997. — 332 с.
22. Хасанов Р. Х Синергетический эффект кластера // Проблемы современной экономики. — 2009. — № 23.
References:
1. Abdikeev N. M., Danko T. P., Ildemaro S. V. Reengineering of business processes. Full MBA course. Textbook. — M.: EKSMO, 2005.
2. Aliyev Z. B. agrarian policy of the region in the light of the implementation of the program of development of agriculture / 3. B. Aliyev // Regional problems of economic transformation. — 2014. — № 94 (42). — P. 96101.
3. Artyukhova M. A. the Role ofprogram-target methods of management at the present stage of socio-economic development of the country / M. A. Artyukhov // Questions of economic structuring. — 2001. — № 97. — P. 34.
4. Problems and strategic priorities of socio-economic development of subjects of the Federal district of Russia /A. S. Akhmeduev // Regional economy: theory and practice. — 2015. Lg9 34 (409). — P. 14.
5. Speech by Russian President Dmitry Medvedev at the ceremony of awarding the National award in the field of innovation named after Vladimir Zvorykin [Official website of the President of the Russian Federation] (date: 11.03.2016).
6. Gasratova M. I., Ramazanova A. G., Ramazanov M. G. Strategy of sustainable development of agroindustri-al complex of the Republic of Dagestan // Fundamental researches. — 2016. — № 12-2. — P. 395-399. [Electronic resource.] Mode of access: http://fundamental-research.ru/ru/article/view?id=41104 (date accessed: 08.11.2017), free. The title. from the screen.
7. Zimin T. V. Property of employees: twelve years of development / Materials of scientific and practical seminar of RSNP and the Union of joint-stock companies of workers (people's enterprises) of the Urals // joint-Stock companies of workers: theory, legislative practice, prospects (11-12 November 2010), Yekaterinburg, 2010.
8. Zubakhin A. M., Alymov O. V. To the question of re-engineering in agriculture. Bulletin of Altai state agrarian University. — № 4 (90), 2012.
9. Interview with the Minister of economy and territorial development of the Republic of Dagestan newspaper Dagestan truth"19.03.2014 (date: 11.03.2016).
10. Kutelev P. V. Organizational engineering. Technology for reengineering business. — Moscow: Phoenix, 2003.
11. Ashman, E. G., Popov E. V. Reengineering of business. Reengineering of organizations and modern information technologies. — Moscow: Finance and statistics, 1997.
12. Report on the activities of the Ministry of agriculture of the Republic of Dagestan for 2012 (date: 11.03.2016).
13. Petrosyants V. Z., Dokholyan S. V. Prognostic assessment and scenarios for regional development / Petro-syants V. Z., Dokholyan S. V. // Regional economy: theory and practice. — 2011. — № 27. — P. 2.
14. Polushkina T. M. Development of theory and methodology of state regulation of agrarian sphere of economy: dissertation ... doctor of economic Sciences: 08.00.05 / Polushkina Tatyana Mihajlovna; [a protection Place: Muzzles. GOS. Univ.im. N. P. Ogarev]. — Saransk, 2010. — 394p.: Il. RGB OD, 71 11-8/133.
15. The procedure for the development and implementation of Federal target programs and interstate target programs, in the implementation of which the Russian Federation participates, approved by decree of the Government of the Russian Federation 26.06.1995 № 9 594 (with subsequent amendments).
16. Resolution of the Government of the Russian Federation of 15.07.2013 No. 598 On the Federal target program Sustainable development of rural areas for 2014-2017 and for the period up to 2020" Ministry of agriculture and food of the Republic of Dagestan. [Electronic resource.] Access mode: http://msh.e-dag.ru/ deyatelnost/, free. The title. from the screen.
17. Sgibnev A. V. Information technologies and business process reengineering in Russian conditions. — Moscow: Komkniga, 2005.
18. Telnov Y. F. Reengineering of business processes.
19. Improvement of the mechanism of implementation of target programs of social and economic development of the region /M. R. ustarkhanova // Regional problems of transformation of economy. — 2010. — № 91. — P. 5.
20. Federal law No. 115-FZ of 19 July 1998. About features of legal position ofjoint-stock companies of workers (national enterprises)"
21. Hammer M., Champi J. Corporate reengineering. Manifesto of revolution in business. — SPb.: Ed. St. Petersburg University, 1997. — 332 p.
22. Khasanov R. H. Synergetic effect of the cluster // Problems of modern economy. — 2009. — № 23.