ЭКОНОМИКА И УПРАВЛЕНИЕ НАРОДНЫМ ХОЗЯЙСТВОМ
Экономика, организация и управление предприятиями, отраслями, комплексами
АПК и сельское хозяйство
ЮНУСОВА П.С.
ВЛИЯНИЕ НАЛИЧИЯ УНИКАЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ РАЗВИТИЯ АПК РЕГИОНА НА РОСТ ОБЪЕМОВ СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННОЙ ПРОДУКЦИИ
Аннотация. Предмет. Государственные целевые программы развития АПК, разработанные федеральным центром, содержат набор типовых мероприятий, который не может в полной мере учесть и использовать возможности каждого конкретного региона. Это связано с универсальностью указанных программ, рассчитанных на все субъекты РФ. Вместе с тем недоучет особенностей, ключевых компетенций регионального АПК может являться основной причиной недостаточного уровня инновационного развития их АПК, что актуализирует тему настоящего исследования.
Цели. Целью настоящей работы является исследование зависимости темпов роста объемов сельскохозяйственной продукции от наличия уникальных программ развития АПК региона.
Методология. Методом сплошного обследования официальных интернет-порталов органов региональной власти установлено состояние программных документов развития АПК в 83 субъектах РФ. С помощью анализа и синтеза проведена группировка регионов в зависимости от наличия или отсутствия в содержании программ мероприятий, учитывающих особенности региона. Использован сравнительный метод анализа для выявления связи между темпами роста объемов сельскохозяйственной продукции и наличием уникальных программ развития АПК в регионах, которые имеют такие программы, и в регионах СКФО, не имеющих таких программ (кроме Республики Дагестан).
Результаты. Выявлено, что наличие уникальной программы развития АПК региона не оказывает влияния на рост объемов производства продукции сельского хозяйства.
Выводы. Сделан вывод о том, что отсутствие связи между наличием уникальных региональных программ развития АПК и темпами роста объемов продукции сельского хозяйства не умаляет их роль в развитии экономики региона. Для инновационного развития АПК необходимы как среднесрочные программы, так и долгосрочные стратегии развития, где даются оценка и прогноз развития отраслей на 10—15 лет, что позволяет планировать долгосрочные инвестиционные проекты со сроком реализации от 5 лет, к которым можно отнести подавляющее число проектов по внедрению инновационных разработок. Использование программно-целевого метода позволяет сконцентрировать все имеющиеся ресурсы на решении проблемы структурно-технологической модернизации за счет активизации инновационно-инвестиционной составляющей, что вносит существенный вклад в повышение конкурентоспособности АПК, которое крайне актуально в условиях членства России в ВТО.
Ключевые слова: программно-целевой метод, государственные целевые программы развития АПК, универсальные программы развития АПК региона, уникальные программы развития АПК региона, объем сельскохозяйственной продукции, инновационное развитие АПК.
YUNUSOVA P.S.
INFLUENCE OF PRESENCE OF A UNIQUE PROGRAM OF DEVELOPMENT OF THE AIC OF THE REGION ON THE GROWTH OF VOLUMES OF AGRICULTURAL PRODUCTS
Abstract. Subject. State target programs of development of the AIC developed by the federal center contain a set of typical arrangements that cannot fully take into account and use the possibilities of each specific region. This is connected with the universal nature of the stated programs set out for all subjects of the Russian Federation. At the
same time, the underestimation of typical features, key competencies of the regional AIC may be the main reason of an insufficient level of the innovative development of their AIC which makes the theme of the present study very relevant.
Goals. The goal of the present paper is a study of the dependence of speed of growth of volumes of agricultural products from the existence of unique programs of development of the AIC of the region.
Methodology. The method of a blanket study of official Internet portals of regional governmental authorities established the state of the programming documents of development of the AIC in 83 entities of the Russian Federation. Using analysis and synthesis, a grouping of regions has been completed depending on the existence or absence of arrangements in the contents of programs that take into account the special features of the region. A comparative method of analysis has been used to find the connection between the speed of growth of volumes of agricultural products and presence of unique programs of development of the AIC in the regions that have these types of programs, and in the regions of the NCFD that do not have these types of programs (other than in the Republic of Dagestan ).
Results. It has been found that the presence of a unique program of development of the AIC of the region does not impact the growth of volumes of production of agricultural products.
Conclusions. A conclusion has been made about the fact that the absence of a connection between the presence of unique regional programs of development of the AIC and speed of growth of volumes of agricultural products does not diminish their role in the development of the economy of the region. To ensure an innovative development of the AIC it is necessary to have both mid-term programs, and long-term strategies of development where an evaluation and a forecast are made for the development of industries for the next 10-15 years which allows to plan long-term investment projects with the implementation starting from 5 years that include the majority of projects on implementing innovative developments.
The use of the programming-targeted method allows to concentrate all available resources on resolving the problem of the structural-technological modernization due to the activation of the innovative-investment component which makes a significant impact on improving the competitive ability of the AIC which is extremely relevant in the conditions of Russia being the member of the WTO (World Trade Organization).
Keywords: programming targeted method, state targeted programs of development of the AIC, universal programs of development of the AIC of the region, unique programs of development of the AIC of the region, the volume of agricultural products, innovative development of the AIC.
Эффективное управление инновационными процессами во всех отраслях отечественной экономики, в т. ч. в сельском хозяйстве, в условиях курса на модернизацию становится актуальной задачей [4].
Программно-целевой метод, который позволяет точно определить цели и задачи управления, детально разработать программу действий, определить критерии и индикаторы достижения результатов, находит широкое применение в управлении инновационными процессами, решении значимых государственных задач.
Данный метод позволяет осуществить коренные сдвиги в развитии экономики и социальной сферы, которые невозможны в процессе реализации частных целей развития отдельных производственных, инфраструктурных или иных элементов региональных хозяйственных систем [2, с. 34].
Он используется как на федеральном, так и на региональном уровнях. В рамках такого подхода в Республике Дагестан разработаны и утверждены 19 целевых и ведомственных экономически значимых региональных программ для управления АПК [8].
Работы многих ученых Республики Дагестан посвящены изучению различных аспектов программно-целевого управления, подведению итогов республиканской программы развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2008-2012 гг. [1, с. 96], проблемам и стратегическим приоритетам социально-экономического развития субъектов СКФО России [3, с. 14], прогнозным оценкам и сценарным вариантам регионального развития [9, с. 2].
Государственные целевые программы развития АПК являются универсальными, содержащими набор типовых мероприятий. Порядок разработки и реализации федеральных целевых программ осуществляется в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 26.06.1995 № 594 (с последующими изменениями) [10]. Требования к содержанию и структуре региональных программ устанавливаются субъектами РФ самостоятельно, с учетом положений федеральных регламентов.
Под программой развития АПК или региона в данном исследовании понимается утвержденный органами государственной региональной власти документ, который содержит цели, задачи, необходимые мероприятия для выполнения задач, целевые индикаторы, характеризу-
ющие достижение запланированного результата.
Разработанные федеральным центром программы не могут в полной мере учесть и использовать возможности каждого конкретного региона. Они рассчитаны на всех субъектов РФ. Вместе с тем каждый регион имеет свои особенности, своеобразие почвенно-климатических и исторически сложившихся условий ведения сельского хозяйства.
Сегодня отсутствие во многих регионах четко прописанных программных мероприятий является наиболее острой проблемой инновационного развития АПК, так как программно-целевое управление — основа инновационного менеджмента.
Выбор инструментов и методов регулирования должно осуществляться с учетом состояния экономики, целей, задач и приоритетов развития страны, региона или отдельных отраслей и сфер народного хозяйства [16, с. 5].
Для учета особенностей, ключевых компетенций регионального АПК требуется разработка уникальных программ, которые должны способствовать его инновационному развитию и, как следствие, росту объемов производства сельскохозяйственной продукции.
Для проверки данной гипотезы в настоящем исследовании сопоставлена динамика темпов роста объемов сельскохозяйственной продукции в регионах РФ, которые имеют уникальные и универсальные программы развития.
Автор воспользовался результатами ученых Оренбургского государственного аграрного университета [15, с.187], которыми было осуществлено комплексное исследование программ развития АПК 83 субъектов РФ. Методом сплошного обследования официальных интернет-порталов органов региональной власти, интернет-ресурсов Министерства сельского хозяйства и перерабатывающей промышленности [17], Министерства регионального развития [6] и др. они, в зависимости от содержания программ, разделили субъекты РФ на три группы.
В первую группу вошли субъекты РФ, содержание региональных программ развития АПК которых полностью идентично федеральным. Во вторую группу вошли субъекты РФ, содержание региональных программ развития АПК которых несколько отличается от федерального. В третью группу вошли субъекты РФ, программы развития АПК которых по составу мероприятий существенно отличаются от федеральных и учитывают специфику региона.
Наибольшее количество субъектов РФ (58) попали в первую группу. Их программы по своему содержанию, структуре затрат и даже пропорции затрат полностью идентичны федеральным программам. Отличие составляет только объем запланированных бюджетных расходов.
В первую группу включены и 22 региона РФ, программы развития которых не имеют описательной части. Программы развития представляют собой бюджетный документ, содержащий информацию в форме таблиц с распределением бюджетных средств. Нет ни критериев достижения результата, ни индикаторов оценки в виде целевых значений отраслевых показателей.
Во вторую группу вошли10 субъектов РФ. Программы развития этих субъектов незначительно дополняют федеральные программы мероприятиями, учитывающими региональную специфику АПК, но не оказывающими особого влияния на инновационное развитие отрасли.
В третью группу вошли 15 субъектов РФ. В этих субъектах разработаны уникальные программы (или подпрограммы) развития той или иной подотрасли и регионального АПК в целом. В уникальных программах развития АПК определен необходимый объем средств и комплекс целевых мероприятий. Указаны критерии достижения результата выполнения мероприятий. Дан прогноз развития ситуации.
Обобщенная информация по наличию программных документов развития АПК в регионах представлена в табл. 1.
В третью группу субъектов РФ вошли: Белгородская, Воронежская, Ленинградская, Мурманская, Смоленская, Сахалинская области, Республика Адыгея, Республика Башкортостан, Республика Дагестан, Республика Марий Эл, Республика Саха (Якутия), Республика Чувашия, Камчатский край, Ненецкий и Еврейский автономные округа.
Второй этап исследования посвящен проверке гипотезы в части влияния наличия уникальной программы на рост объемов продукции сельского хозяйства.
Таблица 1
Наличие программных документов развития АПК по субъектам РФ*
Наименование группы Кол-во субъектов РФ
единиц в % от общего количества
Субъекты РФ, имеющие региональные программы развития АПК, полностью идентичные федеральным 58 70
В т. ч. субъекты РФ, не имеющие собственных программ развития АПК 22 27
Субъекты РФ, программы развития АПК которых по содержанию мероприятий некоторым образом отличаются от федеральных 10 12
Субъекты РФ, программы развития АПК которых посоставу мероприятий значительно отличаются от федеральных и учитывают особенности региона. 15 18
Всего 83 100
*Таблица составлена автором.
В табл. 2 приведены темпы роста объемов продукции сельского хозяйства в регионах РФ, которые имеют уникальные программы развития АПК, и в среднем в РФ в целом.
Для анализа выбраны темпы роста объемов продукции сельского хозяйства 2005/2000 г., когда еще не было программ развития АПК (или региона). В 2005 г. началась реализация этих программ во многих субъектах РФ. А 2010 г. выбран для того, чтобы сравнить одинаковые по длительности периоды (пять лет), так как официальных данных за 2015 г., чтобы анализировать период 2015/2010 г., пока нет.
Анализ табл. 2 показывает, что в 2005 г. в пяти регионах (Белгородская область, Республика Бащкортостан, Республика Дагестан, Республика Саха, Еврейский автономный округ) из 15 темпы развития опережали среднероссийский уровень (1,9 раза). Самый высокий темп роста в 2005/2000 г. имела Республика Дагестан (3,1 раза), самый низкий — Мурманская область (1,3 раза) и Камчатский край (1,3 раза), что ниже среднероссийского уровня (1,9 раза) в 1,5 раза. В Еврейском автономном округе темпы роста объемов продукции сельского хозяйства в 2005 г. по сравнению с 2000 г. составили 3 раза.
С началом реализации программ развития АПК (или региона) в семи регионах из 15 темпы роста стали выше среднероссийского уровня. Самый высокий темп роста был в Белгородской области (3 раза), самый низкий — в Смоленской области и в Республике Саха (1,5 раза) — ниже среднероссийского уровня (1,9 раза). Среднероссийские темпы роста остались неизменными — 1,9 раза.
Реализация уникальных программ развития ускорила темпы развития в одних регионах (Воронежская область, Ленинградская область, Мурманская область, Республика Адыгея, Камчатский край, Ненецкий автономный округ), не отразилась в других регионах (Смоленская область, Сахалинская область, Республика Марий Эл, Республика Чувашия) или привела к их сокращению в третьих регионах (Республика Башкортостан, Республика Дагестан, Республика Саха, Еврейский автономный округ).
Теперь проведем анализ темпов роста объемов продукции сельского хозяйства в регионах СКФО, не имеющих уникальной программы развития АПК (табл. 3).
Анализ табл. 3 свидетельствует о том, что в период 2005/2000 гг. только один регион из шести (Кабардино-Балкарская Республика), а в период 2010/2005 гг. два региона (Республика Ингушетия и Кабардино-Балкарская Республика) имели темпы роста объемов продукции сельского хозяйства ниже среднероссийского уровня. Причем даже в этих субъектах темпы роста были выше, чем в некоторых регионах, которые имели уникальные программы развития.
Вывод: гипотеза «разработка уникальных программ способствует росту объемов производства сельскохозяйственной продукции» за исследуемый период не подтвердилась. В большинстве регионов СКФО, которые не имеют уникальных программ развития, темпы роста объемов продукции сельского хозяйства превышали среднероссийский уровень. И наоборот, большая часть регионов, имевших такие программы, по темпам роста объемов продукции сельского хозяйства отставала от среднероссийского уровня.
Однако отсутствие связи между наличием уникальных региональных программ развития АПК и темпами роста объемов продукции сельского хозяйства не умаляет их роль в развитии экономики региона.
Таблица 2
Темпы роста объемов продукции сельского хозяйства в регионах, которые имеют уникальные программы развития АПК [12]
Наименование региона Объем сельскохозяйствен ной продукции 2000 г. (млн руб.) [11] Объем сельскохозяйствен ной продукции 2005 г. (млн руб.) Объем сельскохозяйствен ной продукции 2010 г. Темпы роста объемов сельскохозяйствен ной продукции 2005/2000 (раз) Темпы роста объемов сельскохозяйствен ной продукции 2010/2005 (раз)
Российская Федерация (млрд руб.) [13] 742,4 1381,9 2587,8 1,9 1,9
Белгородская область 16759 32691 98101 2,0 3,0
Воронежская область 19134 31669 68195 1,7 2,2
Ленинградская область 14857 25752 51361 1,7 2,0
Мурманская область 1107 1441 2939 1,3 2,0
Смоленская область 6273 9455 14366 1,5 1,5
Сахалинская область 1865 3499 6738 1,9 1,9
Республика Адыгея 2240 4228 11669 1,9 2,8
Республика Башкортостан 27918 60351 88636 2,2 1,5
Республика Дагестан 8199 25197 48701 3,1 2,0
Республика Марий Эл 5847 10142 16462 1,7 1,6
Республика Саха (Якутия) 5793 12200 17884 2,1 1,5
Республика Чувашия 8563 13483 21388 1,6 1,6
Камчатский край 1677 2184 4799 1,3 2,2
Ненецкий автономный округ 158 282 591 1,8 2,1
Еврейский автономный округ 906 2758 5661 3,0 2,1
Таблица 3
Темпы роста объемов продукции сельского хозяйства в регионах СКФО, не имеющих уникальные программы развития АПК (кроме Республики Дагестан) [12]
Наименование региона Объем сельскохозяйственной продукции 2000г. (млн руб.) [11] Объем сельскохозяйственной продукции 2005 г. (млн руб.) Объем сельскохозяйственной продукции 2010 г. Темпы роста объемов сель-скохозяйственн ой продукции 2005/2000 (раз) Темпы роста объемов сель-скохозяйственн ой продукции 2010/2005 (раз)
Российская Федерация (млрд руб.) [13] 742,4 1381,9 2587,8 1,9 1,9
Северо-Кавказский федеральный округ * 104073 205337 2,0
Республика Дагестан 8199 25197 48701 3,1 2,0
Республика Ингушетия 826 1958 3218 2,4 1,6
Кабардино-Балкарская Республика 8110 13581 24136 1,7 1,8
Карачаево-Черкесская Республика 3106 6633 16225 2,1 2,4
Республика Северная Осетия-Алания 2803 7639 17801 2,7 2,3
Ставропольский край 20678 44513 84263 2,2 1,9
Чеченская Республика 4552 10993 2,4
*... — нет данных
Для инновационного развития АПК необходимы как среднесрочные программы, так и долгосрочные стратегии развития, где даются оценка и прогноз развития отраслей на 10-15 лет, что позволяет планировать долгосрочные инвестиционные проекты со сроком реализации от 5 лет, к которым можно отнести подавляющее число проектов по внедрению инновационных разработок.
Разработка среднесрочных и долгосрочных программ социально-экономического развития создает выгодные условия для вложения инвестиций, способствует ускоренному развитию АПК и его инфраструктуры [14, с. 300].
Посредством научной постановки согласованных целей предстоящего развития и выработки механизмов, обеспечивающих их достижение, стратегическое планирование дает необходимый импульс для эффективного развития социально-экономических объектов [5, с. 28].
В современных условиях, когда намного осложнились экономические отношения и хозяйственные связи, программно-целевой метод становится главным инструментом государственного регулирования социально-экономических процессов [16, с. 5].
Развитие программно-целевого метода в сочетании с обязательной информационной поддержкой, открытостью и доступностью информации о направлениях и путях достижения поставленных целей позволяет сконцентрировать усилия всех заинтересованных структур и имеющиеся ресурсы на решении наиболее актуальных проблем отрасли, среди которых одной из важных является структурно-технологическая модернизация. Структурно-технологическая модернизация АПК призвана внести существенный вклад в повышение конкурентоспособности АПК, что крайне актуально в условиях ее ужесточения в связи с членством России в ВТО
[7].
Литература
1. Алиева, З. Б. Аграрная политика региона в свете реализации программы развития сельского хозяйства / З.Б. Алиева //Региональные проблемы преобразования экономики. 2014. № 4 (42). С. 96-101.
2. Артюхова, М. А. Роль программно-целевых методов управления на современном этапе социально-экономического развития страны /М.А. Артюхов //Вопросы структуризации экономики. 2001. № 7. С. 34.
3. Ахмедуев, А. Ш. Проблемы и стратегические приоритеты социально-экономического развития субъектов СКФО России /А.Ш. Ахмедуев // Региональная экономика : теория и практика. 2015. № 34 (409). С. 14.
4. Выступление президента РФ Дмитрия Медведева на церемонии вручения Национальной премии в области инноваций имени Владимира Зворыкина [Официальный сайт Президента РФ]. — URL : http:// kremlin.ru/acts/news (дата обращения: 11.03.2016 года).
5. Гасанова, А. Д., Эминова, Э. М. Построение эффективной системы стратегического планирования в аграрном секторе экономики/А.Д. Гасанова, Э.М. Эминова //Апробация. 2014. № 12 (27). С. 28.
6. Государственные программы, реализуемые Минрегионов [Официальный сайт Министерства регионального развития Российской Федерации]. — URL : http://www.minregion.ru/state_programs (дата обращения: 11.03.2016 года).
7. Интервью министра экономики и территориального развития Республики Дагестан газете «Дагестанская правда» 19.03.2014. — URL : http://www.minec-rd.ru/?id&pn=1395245203&sr=1234 (дата обращения: 11.03.2016 года).
8. Отчёт о деятельности министерства сельского хозяйства Республики Дагестан за 2012 год. — URL : http://www.mcxrd.ru/data/docs/progs/ (дата обращения: 11.03.2016 года).
9. Петросянц, В. З., Дохолян, С. В. Прогнозные оценки и сценарные варианты регионального развития / В.З. Петросянц, С.В. Дохолян //Региональная экономика : теория и практика. 2011. № 27. С. 2.
10. Порядок разработки и реализации федеральных целевых программ и межгосударственных целевых программ, в осуществлении которых участвует Российская Федерация, утверждённый постановлением Правительства РФ 26.06.1995 № 594 (6. с последующими изменениями).
11. Регионы России : стат. сб. : в 2 т. Т.1 /Госкомстат России. — М., 2001.
12. Регионы России. Основные характеристики субъектов Российской Федерации. 2014 : стат. сб. / Росстат. — М., 2014.
13. Россия в цифрах. 2014 : крат. стат. сб. / Росстат. — M., 2014.
14. Сулейманов, А. М. Обеспечение устойчивости развития АПК региона в условиях перехода на инновационную модель экономики / А.М. Сулейманов // Вопросы структуризации экономики. 2010. № 3. С. 300.
15. Сюсюра, Д. А., Пустотин, Д. И. Программно-целевое управление инновационным развитием АПК в регионах РФ / Д.А. Сюсюра, Д.И. Пустотин // Известия Оренбургского государственного аграрного университета. 2011. № 30-1. С. 187-189.
16. Устарханова, М. Р. Совершенствование механизма реализации целевых программ социально-экономического развития региона /М.Р. Устарханова //Региональные проблемы преобразования экономики. 2010. № 1. С. 5.
17. Федеральные целевые программы [Официальный сайт Министерства сельского хозяйства и перерабатывающей промышленности Российской Федерации]. — URL : http://www.mcx.ru/navigation/ docfeeder/show/172.htm (дата обращения: 11.03.2016 года).
References:
1. Alieva, Z. B. Agrarian policy of region in light of the implementation of the program of the development of agriculture / Z.B. Alieva // The regional problems of the conversion of the economy. 2014. No. 4 (42'). P. 96101.
2. Artyukhova, M. A. Role of the specific-program methods of control in the present stage of the social and economic development of the country / M.A. Artyukhova // Questions of the structurization of the economy. 2001. No. 7. P. 34.
3. Akhmeduev, A. Sh. Problems and the strategic priorities of the social and economic development of the subjects SKFO of Russia / A. Sh. Akhmeduev // The regional economy : theory and practice. 2015. No. 34 (409). P. 14.
4. Appearance of the President RF of Dmitriy Medvedev on the ceremony of the presentation to the national reward in the region of the innovations of name Vladimir Zvorykina Ofitsialnyy the site of the President RF. — URL : http://kremlin.ru/acts/news (the date of the rotation: 11.03.2016 the year).
5. Gasanova, A. D., Eminova, E. M. Construction of the effective system of strategic planning in the agrarian sector of economy / A.D. Gasanova, E.M. Eminova //Approval. 2014. No. 12 (27). P. 28.
6. State programs, realizable Minregionov the official site of the ministry of regional development of the Russian Federation. — URL : http://www.minregion.ru/state_programs (the date of the rotation: 11.03.2016 the year).
7. Interviews of the minister of economy and territorial development of the republic of Daghestan to the newspaper «Daghestan truth» 19.03.2014. — URL : http://www.minec-rd.ru/?id&pn=1395245203&sr=1234 (the date of the rotation: 11.03.2016 the year).
8. Report about the activity of the Ministry of Agriculture of the republic of Daghestan in 2012 the year. — URL : http://www.mcxrd.ru/data/docs/progs/ (the date of the rotation: 11.03. 2016 the year).
9. Petrosyants, V. Z., Dokholyan, S. V. Forecast estimations and the scenic versions of regional development / V.Z. Petrosyants, S. V. Dokholyan // the regional economy : theory and practice. 2011. No. 27. P. 2.
10. The order of development and implementation of federal special-purpose programs and intergovernmental special-purpose programs, in realization of which participates the Russian Federation, affirmed by the decision of government RF 26.06.1995 No. 594 (with the subsequent changes).
11. Regions of Russia : stat. coll. : in 2 v. V.1 / Goskomstat of Russia. — M., 2001.
12. Regions of Russia : fundamental characteristics of the subjects of the Russian Federation. 2014 : stat. coll. /Rosstat. — M., 2014.
13. Russia in the numbers. 2014 : short stat. sb. /Rosstat. — M., 2014.
14. Suleymanov, A. M. Stabilization of the development APK of region under the conditions for passage to the innovation model of the economy / A.M. Suleymanov // questions of the structurization of the economy. 2010. No. 3. P. 300.
15. Syusyura, D. A., Pustotin, D. I. Specific-program control of innovation development APK in the regions RF / D.A. Syusyura, D.I. Pustotin // Proceedings of Orenburg state agrarian university. 2011. No. 30-1. P.187-189.
16. Ustarkhanova, M. R. Improvement of the mechanism of the implementation of the special-purpose programs of the social and economic development of region / M.R. Ustarkhanova // The regional problems of the conversion of the economy. 2010. No. 1. P. 5.
17. Federal special-purpose programs [the official site of the Ministry of Agriculture and processing industries Russian Federation]. — URL : http://www.mcx.ru/navigation/docfeeder/show/172.htm (the date of the rotation: 11.03.2016 the year).