УДК 341.176
Программно-стратегическое регулирование интеграции ЕАЭС в сфере интеллектуальной собственности в условиях цифровой экономики: проблемы и перспективы*
Шугуров Марк Владимирович, профессор кафедры международного права Саратовской государственной юридической академии, доктор философских наук, доцент
Аннотация: В статье представлен анализ роли и значения стратегического и программного регулирования сотрудничества государств в рамках региональных интеграционных объединений в сфере интеллектуальной собственности в контексте цифровизации экономики. Обращается внимание на отставание в развитии данного наднационального регулятора в ЕАЭС. Выдвигаются концептуальные предложения о содержании подобного рода документов, а также делается вывод относительно необходимости их корреляции со стратегическими документами, исходящими от сообществ правообладателей. Ключевые слова: интеллектуальная собственность, ЕАЭС, цифровая экономика, стратегическое планирование, цифровой рынок.
* Статья выполнена при финансовой поддержке РФФИ, проект N 19-011-00805 «Развитие права интеллектуальной собственности ЕАЭС и ЕС в рамках региональных моделей цифровой трансформации экономики: сравнительно-правовой анализ».
Program and strategic regulating the integration within the framework of the EAEU in area of intellectual property in conditions of digital economy: problems and prospects
Shugurov Mark Vladimirovich, professor of the department of international law of Saratov State Law Academy, doctor of sciences (philosophy), associate professor
Annotation: The article provides analysis of the role and significance of strategic and program regulation of the states' cooperation within the framework of regional integrative unions in the area of intellectual property in the context of digitizating the economy. Attention is drawn to lag of EAEU in development of such supranational regulators. The author gives conceptual suggestions on content of these documents and draws an inference regarding the necessity of correlating thereof with strategic documents elaborated by associations of rights holders. Keywords: intellectual property, EAEU, digital economy, strategic planning, digital market.
Вхождение государств современного мира, а также их интеграционных объединений в стадию цифровой трансформации экономики и общества, создающей условия для Четвертой промышленной революции, сопровождается многообещающими изменениями в праве и системе интеллектуальной собственности.
Подобного рода вопросы, во-первых, стали самостоятельным и одновременно «сквозным» направлением региональной экономической интеграции, а во-вторых, в настоящее время выступают важнейшим элементом региональной цифровой повестки.
О том, что «цифровое» развитие права
и системы интеллектуальной собственности — одно из ключевых направлений цифрови-зации экономики и общества, красноречиво свидетельствует опыт формирования Единого цифрового рынка в ЕС (Digital Single Market). Одновременно в рамках последнего в полной мере проявилась закономерность усиления роли программно-стратегического регулирования данного направления интеграции, что создает условия для дальнейшей гармонизации и унификации соответствующего законодательства государств-членов, а также гармонизации национальных систем интеллектуальной собственности.
Под программно-стратегическим регулированием следует понимать планомерное проведение правовой политики ЕС в сфере права интеллектуальной собственности применительно к решению задачи по его адаптации к цифровой среде. Это продиктовано тем, что данное право является таким институциональным компонентом Единого цифрового рынка, который обратным образом воздействует на рынок,одновременно становясь основой цифрового рынка интеллектуальной собственности.
В данном контексте повышается актуальность исследования программно-стратегического регулирования интеграционных процессов в сфере развития права и системы интеллектуальной собственности в ЕАЭС. Цель представленного исследования заключается в уяснении положения дел применительно к степени стратегической обоснованности политики ЕАЭС в интересующей нас сфере интеграционного взаимодействия, осо-
бенно с учетом обеспечения цифрой трансформации экономики.
Начнем с того, что важной составляющей частью государственной правовой политики в сфере интеллектуальной собственности на национальном, региональном и универсальном уровнях являются документы концептуального и программно-стратегического характера. Данные документы отражают текущее состояние рассматриваемой сферы, моделируют перспективы и намечают поэтапные шаги, выраженные в форме тех или иных мероприятий и действий; также они призваны «программировать» прямое и обратное соотношение между развитием систем интеллектуальной собственности и цифровизацией экономики, включая динамичное развитие цифрового рынка. Отсюда разработка данного рода документов, а тем более практическая реализация их положений приобретает особую актуальность.
Подобного рода регулирование интеграционных процессов в сфере интеллектуальной собственности с поправкой на их включенность в цифровую повестку достаточно эффективно осуществляется в ЕС, где вопросы модернизации права интеллектуальной собственности, в особенности авторского пава и смежных прав, предусмотрены в составе общих стратегий в сфере формирования Единого цифрового рынка. В качестве примера приведем Стратегию Единого цифрового рынка 2015 г., предусматривающую программу модернизации авторского права ЕС [1]. Налицо и перечень специальных стратегий в сфере интеллектуальной собственности. Так, фун-
даментальное значение имеет весьма важный стратегический документ, такой как Сообщение Европейской Комиссии «Единый рынок прав интеллектуальной собственности» [2], который комплементарен таким актам, как Стратегия «Европа-2020», Акту о Едином рынке, а также Цифровой повестке для Европы. Указанная специальная стратегия исходит из роли права интеллектуальной собственности для формирования экономики знаний и одновременно демонстрирует необходимость достижения справедливого баланса между защитой всех категорий прав интеллектуальной собственности и обеспечением доступа к знаниям на международном, региональном и национальном уровнях. Подобная задача решается не только посредством совершенствования систем лицензирования, но и за счет модернизации режимов исключений и ограничений авторских прав. Затем были приняты дополнительные стратегические документы. Сверх этого, мы также можем видеть, что в объяснительных меморандумах (а именно — в преамбулах) к директивам и регламентам в сфере интеллектуальной собственности явно присутствует стратегический элемент.
Безусловно, стратегическое и программное регулирование развития права и системы интеллектуальной собственности на региональном уровне — это весьма важный компонент интеграции в рассматриваемой сфере. Разумеется, данная интеграция должна опираться на региональное право в сфере интеллектуальной собственности, но и одновременно предусматривать его дальнейшее развитие. Последнее в свою очередь должно
развиваться на основе стратегий и программ.
Если рассматривать ЕАЭС, то в настоящее время здесь сформировался блок договоров в анализируемой сфере интеграционного взаимодействия, основу которых составляют положения Договора о ЕАЭС, содержащего, в принципе, стратегические подходы. Стратегическое видение присуще и Протоколу N 26 к Договору о ЕАЭС. Конечно, положения права интеллектуальной собственности ЕАЭС — это основа для гармонизации законодательств государств-членов. Однако степень гармонизированности национальных законодательств государств — членов ЕАЭС в сфере интеллектуальной собственности невысока. Это выступает фактором, оказывающим сдерживающее воздействие на формирование единого рынка интеллектуальной собственности, что в конечном счете затрудняет экономическую интеграцию. Данное положение дел является следствием отсутствия должного программно-стратегического регулирования взаимодействия государств — членов ЕАЭС в данной сфере.
Цифровизация придала дополнительный импульс развитию права интеллектуальной собственности государств — членов ЕАЭС. Однако региональная стратегия, намечающая планомерное интеграционное взаимодействие в данной сфере в условиях цифровиза-ции, пока не разработана. Потребность в ней отличается повышенной степенью актуальности. Это можно обосновать тем, что, как известно, в Заявлении о цифровой повестке ЕАЭС от 26 декабря 2017 г. указывается, что одной из мер по обеспечению необходимых условий
для формирования Цифровой повестки является подготовка предложений и обмен опытом в сфере охраны и защиты прав на объекты интеллектуальной собственности [3].
На наш взгляд, формирование региональной повестки как своего рода разновидности программно-стратегического планирования применительно к адаптации права интеллектуальной собственности к цифровизации экономики и позиционирование данного института в качестве одного из ее драйверов предполагает модернизацию национальных стратегий в данной сфере. Разумеется, данная модернизация должна осуществляться в скоординированном формате. Стратегическое планирование развития права и системы интеллектуальной собственности на интеграционном уровне, а также его возможные перспективы должны учитывать состояние программно-стратегического регулирования развития сферы интеллектуальной собственности и соответствующего законодательства на национальном уровне.
Как показывает анализ, проблематика развития систем и права интеллектуальной собственности, не говоря уже о формировании цивилизованного рынка результатов интеллектуальной деятельности и прав на них, затрагивается, во-первых, в специальных национальных стратегических документах государств — членов ЕАЭС. Но в ряде государств ЕАЭС, например, в России они отсутствуют, а в Казахстане и Армении стратегические документы в данной области явно требуют модернизации. Во-вторых, данная тематика отражена в программно-стратегических до-
кументах государств — членов ЕАЭС в сфере цифровизации экономики. Из данной констатации следует, что принятие государствами ЕАЭС национальных цифровых стратегий и корректировка курса на структурную перестройку экономики выдвигает новые требования к формированию специальных национальных стратегий.
Как мы полагаем, в силу важной роли интеллектуальной собственности в условиях цифровой экономики и функционирования единого цифрового рынка работа по разработке, принятию и совершенствованию концептуально-программных документов должна быть продолжена. Причем она должна проводиться скоординированным образом. Точкой корреляции национальных стратегий призваны выступить соответствующие стратегии Союза как в сфере цифровизации, так и в сфере интеллектуальной собственности. В них должны намечаться перспективы развития соответствующего национального права и права Союза, причем союзная Стратегия охраны и защиты прав интеллектуальной собственности может рассматриваться как тесно связанная со Стратегией инновационного развития ЕАЭС, которая будет востребована в случае принятия долгосрочной программы инновационного развития ЕАЭС, к работе над которой приступила Евразийская экономическая комиссия (далее — ЕЭК) [4].
Так как право ЕАЭС исходит из парадигмы инновационного развития экономики, то для Союза важнейшим направлением его деятельности, конечно же, выступает разработка и проведение согласованной политики, которая
учитывает комплексный характер сохраняющихся и вновь возникающих проблемных вопросов, к которым, например, относится то, что «нормативная правовая база в сфере интеллектуальной собственности не стимулирует конкурентоспособность государств, а также не является направленной на поиск, освоение и выпуск наукоемкой продукции» [5, с. 148].
В силу вхождения повестки развития права интеллектуальной собственности в цифровую повестку данная Стратегия должна предполагать формирование стратегических перспектив по «цифровизации» оборота интеллектуальных прав в рамках ЕАЭС. Именно способность данного документа отражать цифровые перспективы права интеллектуальной собственности ЕАЭС способно наметить предстоящие стратегические линии развития интеграционных процессов в рассматриваемой сфере. Это можно объяснить тем, что только повышение уровня интеграции в рассматриваемой сфере на основе использования цифровых технологий позволит оперативно реагировать на глобальные геоэкономические вызовы, а также внести вклад в реализацию цифровой повестки Союза. В дополнение к этому, выявление и устранение препятствий наряду с развитием соответствующей нормативной среды и инфраструктуры — ось интеграционного взаимодействия, движущегося в плоскости развития.
Обсуждение возможного содержания Стратегии, а также «дорожной» карты — самостоятельный предмет исследований [6, с. 109-110]. На наш взгляд, формирование
интересующей нас Стратегии вполне реалистично. И совершенно не обязательно, чтобы только она была единственным документом. Здесь возможны инструменты, имеющие в ряде случаев дополнительный характер, например, те же «дорожные карты» развития национальных законодательств в русле их гармонизации.
Если обратиться к состоянию разработок интересующего нас документа, то в свое время ЕЭК при поддержке экспертных кругов подготовила Концепцию развития охраны и защиты прав интеллектуальной собственности в ТС и ЕЭП [7]. Она направлена на формирование унифицированной системы интеллектуальной собственности как одного из условий функционирования ЕАЭС при одновременном выдвижении проекта по формированию наднационального института регулирования данной сферы. В Концепции предусматривается поэтапное формирование унифицированной системы охраны и защиты интеллектуальных прав, а также создание наднациональных институтов в данной сфере.
В настоящее время ЕЭК совместно со всеми заинтересованными сторонами разработала проект Стратегии охраны, защиты и использования интеллектуальной собственности в ЕАЭС и Плана мероприятий («дорожной» карты) по ее реализации на период до 2025 г. Данный проект содержит положения, которые направлены на формирование интегрированной системы в ЕАЭС в целях активизации научной, изобретательской, инновационной и творческой деятельности, а также для повышения конкурентоспособности Союза и его
государств-членов. К важнейшему результату реализации Стратегии отнесено формирование и функционирование евразийского рынка интеллектуальной собственности, что обеспечит эффективное развитие инновационной составляющей экономик государств — членов ЕАЭС, а также будет способствовать должному уровню конкурентоспособности. «Выполнение Стратегии существенно расширит интеграционное взаимодействие государств-членов, позволит создать условия для беспрепятственного оборота объектов интеллектуальной собственности на территории Союза» [8].
Обсуждение проекта Стратегии было проведено 4 апреля 2016 г. на круглом столе, организованном «Деловой Россией», а именно ее комитетом по делам СНГ и формированию Единого экономического пространства совместно с департаментом развития предпринимательской деятельности ЕЭК и ЗАО «Федеральный институт сертификации и оценки интеллектуальной собственности и бизнеса» [9]. На круглом столе была высказана весьма важная мысль о том, что стратегия должна дополняться планом конкретных мероприятий по ее выполнению.
Надо понимать, что Стратегия, а равным образом стратегическое планирование — весьма ответственное дело. Оно призвано стать не только основой планомерного развития системы и права интеллектуальной собственности ЕАЭС и его государств-членов, но и основой формирования инфраструктуры соответствующего рынка, а в ее составе — интегрированной системы защиты, охраны
и коммерциализации результатов интеллектуальной деятельности и прав на них. Отсюда стратегическое планирование должно исходить из концептуальных представлений о роли интеллектуальной собственности в цифровой экономики, для которой характерна не только цифровизация инноваций, но и цифровизация звеньев жизненного цикла данных прав. Вполне очевидно, что Стратегия должна задавать самым детальнейшим образом развитие интеграционных процессов по анализируемому нами направлению, произрастая из положений национальных стратегий, но при этом обладая самостоятельным наднациональным характером. Именно это придаст деятельности ЕЭК в анализируемой сфере надлежащую обоснованность.
На фоне многочисленных программно-стратегических документов, исходящих от Европейской комиссии, Европейского Совета и Парламента и нацеленных на модернизацию права интеллектуальной собственности, положение дел с программно-стратегическим обоснованием развития права интеллектуальной собственности ЕАЭС удовлетворительным признать нельзя. Этот пробел особенно недопустим в условиях цифровизации экономики. Перспективным способом выхода из данной ситуации является не только согласованная модернизация национальных стратегий с учетом положений об интеллектуальной собственности, содержащихся в национальных стратегиях в сфере перехода к цифровой экономики, но и отвечающим новым требованиям по совместной реализации Цифровой повестки Союза.
Однако, несмотря на высказанную критику, положение спасает то, что в условиях отсутствия формально принятой стратегии выдвинута весьма перспективная Евразийская интеллектуальная инициатива «Семь шагов развития интеллектуального потенциала стран Евразии в интересах цифровой экономики», нацеленная на повышение эффективности реализации Цифровой повестки ЕАЭС. Данная инициатива еще более весома в условиях, когда на официальном уровне, а именно на уровне органов Союза официальных решений о курсе на формирование евразийского цифрового рынка интеллектуальной собственности еще не принято.
Вполне закономерно, что в условиях цифровой экономики повышается роль бизнеса и правообладателей в разработке планов и методов регулирования рынка интеллектуальной собственности. Поэтому при рассмотрении данной инициативы надо исходить из того, что формирование рассматриваемого рынка — это предмет приложения совместных усилий разнообразных заинтересованных сторон, а не только государств-членов как таковых посредством формирования разных платформ и государственно-частного партнерства. В результате программно-стратегическое регулирование интеграции в сфере права интеллектуальной собственности и одновременно его развития в условиях циф-ровизации приобретает уникальную природу.
В качестве необходимого звена в ответе на вызовы цифровизации экономики, предполагающей расширение использования такого ресурса, как интеллектуальная соб-
ственность, можно видеть консолидацию усилий участников рынка, правообладателей, бизнес-структур, а также национальных и межгосударственных институтов развития. В качестве примера реализации данного подхода можно видеть создание единого координирующего органа — Совета по цифровой экономике и интеллектуальной собственности при Ассамблее народов Евразии. Он призван объединить усилия представителей экспертных сообществ, национальных и межгосударственных институтов развития и бизнес-структур в целях увеличения эффективности реализации Цифровой повестки ЕАЭС. Анализируемая инициатива поддерживается Евразийской конфедерацией обществ правообладателей (далее — ЕАКОП). Ее членами являются организации, которые функционируют в сфере управления авторских и/или смежных прав. ЕАКОП была учреждена в целях формирования и развития института коллективного управления интеллектуальными правами на территории стран — членов ЕАЭС, СНГ, стран БРИКС и иных государств.
Инициатива «Семь шагов» отражает принципы деятельности Совета по цифровой экономике и интеллектуальной собственности при Международном союзе неправительственных организаций «Ассамблея народов Евразии» [10] и представляет собой перечень участников и их реальный план действий в следующих направлениях: эффективные собственники, права для технологий, открытый доступ, интеллектуальная биржа, взрывной рост, глобальная интервенция, новые кадры цифровой Евразии.
Формой вклада Совета в реализацию Цифровой повестки ЕАЭС и развитие отраслей экономики, которые базируются на использовании сквозных технологий и интеллектуальной собственности, является не только выработка предложений по совершенствованию цифровой экономики, но и развитие соответствующей инфраструктуры, включая инфраструктуру рынка. Об этом говорит, например, проект «Интеллектуальная биржа». Откликаясь на необходимость формирования передового института интеллектуальной собственности, Евразийская интеллектуальная инициатива подразумевает создание принципиально новой цифровой среды для оборота интеллектуальных прав на территории евразийского пространства на основе новых подходов к фиксации авторских и патентных прав, их передачи и транзакций в рамках децентрализованной платформенной сети 1Р01пат [11].
Подводя итоги проведенного анализа, отметим, что важной мерой, позволяющей достойным образом ответить на вызовы глобальной цифровой трансформации и достигнуть повышения конкурентоспособности ЕАЭС, выступает формирование наднациональной стратегической программы развития института интеллектуальной собственности, одновременно являющейся одним из инструментов реализации союзной Цифровой повестки. Думается, что программно-стратегическое регулирование интеграционных процессов ЕАЭС в сфере права и системы интеллектуальной собственности должно учитывать широкий комплекс вопросов (обе-
спечение коммерциализации объектов интеллектуальной собственности, использование цифровых решений в процессе охраны, защиты интеллектуальных прав и управления ими, а также совершенствование их регулирования в цифровой среде, развитие институтов реализации данной Стратегии и т. д.). Опыт ЕС здесь может быть весьма полезен. Однако его использование лимитируется моделью интеграционных процессов в ЕАЭС.
Примечания
1. Communication from the Commission to the European Parliament, the Council, the European Economic and Social Committee and the Committee of the Regions «A Digital Single Market Strategy for Europe». URL: http://eur-lex.europa.eu (дата обращения: 15.11.2019).
2. Communication from the Commission to the European Parliament, the Council, the European Economic and Social Committee and the Committee of the Regions «A Single Market for IPRs. Boosting creativity and innovation to provide economic growth, high quality jobs and first class products and services in Europe». URL: http://ec.europa.eu (дата обращения: 09.11.2019).
3. Заявление о цифровой повестке ЕАЭС, принятое главами государств ЕАЭС (26 декабря 2017 г.). URL: https://docs.eaeunion.org (дата обращения: 10.12.2019).
4. У ЕАЭС будет своя долгосрочная стратегическая программа инновационного развития (14 июня 2019 г.). URL: https://eurasian-studies.org (дата обращения: 12.12.2019).
5. Жаксылыков Т. М. Евразийский рынок интеллектуальной собственности: проблемы и перспективы в цифровой повестке // Десятый международный форум «Инновационное развитие через рынок ИС»: сборник докладов, документов и материалов / под. науч. редакцией д. ю. н., профессора В. Н. Лопатина. М.: РНИИИС, 2018. С. 145-149.
6. Абрамов В. Л. Развитие институтов интеллектуальной собственности как фактор повышения конкурентоспособности Евразийского экономического союза // Евразийский Союз: во-
Notes (transliteration)
1. URL: http://eur-lex.europa.eu (date of application: 15.11.2019).
2. URL: http://ec.europa.eu (date of application: 09.11.2019).
3. URL: https://docs.eaeunion.org (date of application: 10.12.2019) (in Russ.).
4. URL: https://eurasian-studies.org (date of application: 12.12.2019) (in Russ.).
5. Zhaksylykov T. M. Desyatyy mezhdunar-odnyy forum «Innovatsionnoye razvitiye cherez rynok IS»: collection of reports, documents and materials. Moscow: RNIIIS, 2018, pp. 145-149 (in Russ.).
6. Abramov V. L. Evraziyskiy Soyuz: voprosy mezhdunarodnykh otnosheniy, issue 1-2, pp. 109110 (in Russ.).
7. Kontseptsiya sozdaniya Edinoy sistemy okhra-ny, zashchity i ispol'zovaniya intellektual'noy sobst-vennosti v Tamozhennom soyuze i Edinom ekonom-icheskom prostranstve: scientific report / ed. Yu. V. Yakovets. Moscow: Institut ekonomicheskikh strate-giy, 2014, 120 p. (in Russ.).
8. URL: http://www.eurasiancommission.org (date of application: 03.12.2019) (in Russ.).
9. URL: http://sois.web-instruments.ru (date of application: 25.11.2019) (in Russ.).
10. URL: https://eurasia-assembly.org (date of application: 27.11.2019) (in Russ.).
11. URL: https://ipchain.ru (date of application: 28.12.2019) (in Russ.).
просы международных отношений. 2014. Вып. 1-2. С. 109-110.
7. Концепция создания Единой системы охраны, защиты и использования интеллектуальной собственности в Таможенном союзе и Едином экономическом пространстве: научный доклад / под ред. Ю. В. Яковца. М.: Институт экономических стратегий, 2014. 120 с.
8. Евразийская экономическая комиссия. Интеллектуальная собственность. URL: http:// www.eurasiancommission.org (дата обращения: 03.12.2019).
9. В «Деловой России» обсудили проект Стратегии охраны, защиты и использования интеллектуальной собственности государств — членов ЕАЭС (4 апреля 2016 г.). URL: http://sois.web-instruments.ru (дата обращения: 25.11.2019).
10. Международный союз неправительственных организаций «Ассамблея народов Евразии». URL: https://eurasia-assembly.org (дата обращения: 27.11.2019).
11. Ассоциация IPChain (Национальный координационный центр обработки транзакций с правами и объектами ИС). URL: https://ipchain. ru (дата обращения: 28.12.2019).