ЭЛЕКТРОННАЯ ЕВРАЗИЯ: ЕВРАЗИЙСКАЯ ИНТЕГРАЦИЯ В УСЛОВИЯХ ЦИФРОВОЙ ЭКОНОМИКИ*
С.А. Дятлов,
профессор кафедры общей экономической теории и истории экономической мысли Санкт-Петербургского государственного экономического университета,
доктор экономических наук oetdsa@yandex.ru
В статье обоснован авторский теоретико-методологический подход к исследованию гиперконкурентной цифровой нейро-сетевой экономики. Введено в научный оборот понятие «Цифровая Евразия». Рассмотрены институциональные основы и определены основные направления формирования цифровой повестки Евразийской интеграции и организационного механизма реализации мега-проекта «Цифровая Евразия».
Ключевые слова: Цифровая Евразия, евразийская интеграция, цифровая энейро-сетевая экономика, гиперконкуренция, институты, цифровое неравенство
УДК 330.101
Сегодня перед мировой и российской наукой поставлена задача теоретико-методологической разработки и обоснования концепции и программы постепенного перехода к новой модели развития, которая может быть определена как электронно-цифровая нейро-сетевая (энейро-сетевая) гиперконкурентная экономика, основанная на новых знаниях, на глобальных электронных нейронных сетях, на получении эней-ро-сетевых эффектов, на синергийно-инновационных методах и технологиях управления и регулирования. Важнейшей задачей современной науки является раскрытие в рамках информационной парадигмы базовых теоретико-методологических положений, которые могут стать основой для системного исследования нового, сложного понятия «цифровая энейро-се-тевая экономика» [3].
В современных условиях развитие цифровой экономики имеет решающее значение для стратегического развития российской экономики и экономик Евразийского пространства. Это было подчеркнуто в ряде национальных и международных документов. Так, Президент России В. Путин 15 июня 2017 года подчеркнул: «Без цифровой экономики мы не сможем перейти к следующему технологическому укладу, а без этого перехода... у страны, нет будущего. Поэтому это задача номер один в сфере экономики, которую мы должны решить» [13]. В июле 2017 года была принята разработанная Правительством РФ (Минкомсвязи) федеральная программа «Цифровая экономика Российской Федерации», рассчитанная до 2025 года. На реализацию этой программы предполагается выделить 100 миллиардов рублей на ближайшие три года.
Для динамичного развития цифровой экономики в Евразийском экономическом пространстве важное значение имеет «Цифровая повестка дня» Евразийского экономического союза, разрабатываемого и реализуемого мега-интеграционного проекта «Большая Евразия», предполагающего тесную интеграцию и совместную реализацию проектов ЕАЭС и проекта «Экономического пояса Шелкового пути, Один пояс — один путь», участниками которого являются Китай, Россия и другие страны Евразийского экономического пространства. Реализация цифровой повестки дня и интеграционных мегапроектов «Цифровая экономика ЕАЭС» и «Цифровая Евразия» имеет решающее значение для повышения конкурентоспособности в условиях усиления глобальной инновационной гиперконкуренции [8, с. 31].
Евразийское сотрудничество в рамках реализации программ «Цифровая экономика ЕАЭС» и «Цифровая Евразия» направлено на создание условий для возникновения новых прорывных и перспективных сквозных нейро-цифровых технологий и платформ, включая технологии беспроводной связи, биометрии, виртуальной и дополненной реальностей, искусственного интеллекта, электронного правительства, сетевой безопасности, использование которых призвано обеспечить реализацию конкурентных преимуществ стран Евразийского экономического пространства.
В последнее время правительства США, Англии, Германии, Японии и других страны ОЭСР приняли национальные стратегии «The Lead Market Initiative» по достижению технологического лидерства на мировом рынке [14]. Организационно-экономическим механизмом и ядром данных стратегий лидерства является переход к новой промышленной платформе на базе индустрии-4 (Industrie 4.0).
Ведущую роль в реализации интеграционного мега-проек-та «Цифровая Евразия» играет КНР. Глобальный институт международной консалтинговой компании McKinsey Global Institute опубликовал исследовательский отчет под названием «Цифровая экономика Китая и как она определяет новую мировую тенденцию» [11]. Согласно отчёту, Китай обладает крупнейшим в мире рынком электронной коммерции и располагает большими ресурсами в области глобальной цифровизации, создавая новые мировые тенденции в цифровой экономике. В докладе McKinsey говорится, что Китай обладает самой активной в мире цифровой инвестиционной и предпринимательской экосистемой. Он имеет крупнейший в мире рынок электронной коммерции, на который приходится более 40% электронных сделок в мире, доля которых 10 лет назад составляла менее 1%. Считается, что объем сделок электронной торговли в Китае в настоящее время превышает общую сумму Великобритании, США, Японии, Франции и Германии вместе взятых. Объем мобильных транзакций, связанный с личным потреблением в Китае, в 11 раз больше, чем в Соединенных Штатах.
За последние несколько десятилетий Китай стал неотъемлемой частью глобальной цепочки добавленной стоимости в мировой экономике, включая ее динамично развивающиеся цифровые сегменты. Китай является ведущим инвестором в сфере цифровых технологий и в настоящее время меняет всю структуру глобальной цифровой сферы, оказывает поддержку и помощь венчурным компаниям за рубежом.
Консалтинговая фирма Boston Consulting Group опубликовала отчет, в которой отмечается, что к 2035 году общий потенциал занятости цифровой экономики Китая увеличится с 113 миллионов рабочих мест в 2015 году до 415 миллионов рабочих мест в 2035 году. Ведущее место занимает мега интернет-корпорация Alibaba, предполагающая создание более 100 миллионов рабочих мест. В январе 2017года Boston Consulting Group опубликовала исследование о занятости и талантах в цифровой экономике Китая в Пекине «На пути к будущему 2035: занятость в цифровой экономике» [7]. Согласно прогнозу, к 2035 году общий ВВП Китая в области цифровой экономики будет близок к 16 триллионам долларов, а его проникновение в ВВП достигнет 48%. Основой будущей рабочей силы станут «цифровые уроженцы», обладающие естественной способностью к новым технологиям, хорошо выполняющие множество задач и постоянно использующие информационные технологии для получения информации, коммуникации и межличностного взаимодействия. Они будут более адаптированы к цифровой
* Материал подготовлен при грантовой поддержке РФФИ, проект № 16-02-00531а
экономике, что нивелирует возможные сокращения рабочих мест в больших масштабах.
В марте 2017 года на заседании Евразийского межправительственного совета в Бишкеке главы правительств стран ЕАЭС обсудили ключевые направления деятельности Евразийского экономического союза. Большое внимание было уделено вопросам цифровой повестки, поддержке машиностроения, состоянию взаимной торговли, оценке отраслей реального сектора и сферы услуг, обладающих высоким интеграционным потенциалом. Главными задачами деятельности ЕАЭС должны стать такие вопросы, как подписание Договора о пенсионном обеспечении трудящихся и членов их семей стран ЕАЭС, принятие Стратегии формирования цифрового пространства, реализация проектов и инициатив промышленного сотрудничества, либерализация рынка услуг ЕАЭС и другие. Было отмечено, что совместная работа ЕЭК и правительств стран ЕАЭС по созданию общих рынков, развитию взаимной торговли и поиску возможностей для кооперации во всех сферах позволяет преодолевать глобальные вызовы и угрозы. В 2017 году ключевыми приоритетами в работе Комиссии ЕАЭС должны стать вопросы дальнейшей оцифровки единого экономического пространства, развитие отраслей, обладающих высоким интеграционным потенциалом, сокращение числа препятствий для деятельности бизнеса и создание условий для экспорта продукции, производимой в странах Союза, на рынки третьих стран. Принято решение о создании при ЕЭК рабочей группы по подготовке «Основных направлений реализации цифровой повестки ЕАЭС до 2025 года» под руководством Председателя Коллегии ЕЭК Тиграна Саркисяна. В нее войдут министры, ответственные за реализацию этого направления в каждой из стран ЕАЭС [12].
Институционально-законодательной основой для реализации Цифровой повестки ЕАЭС стало принятие документа «Основные направления реализации цифровой повестки Евразийского экономического союза до 2025 года», которые были утверждены на заседании Высшего Евразийского экономического совета ЕАЭС в октябре 2017 года в Сочи. В качестве главной задачи определена разработка и проведение согласованной со странами Союза политики в области развития интернет-экономики, формирования общих правил цифровой торговли, единых стандартов обмена информацией и обеспечения её защиты. Среди основных направлений реализации цифровой повестки ЕАЭС до 2025 года выделяют: цифровую трансформацию отраслей экономики и кросс-отраслевую трансформацию; цифровую трансформацию рынков товаров, услуг, капитала и рабочей силы; цифровую трансформацию процессов управления интеграционными процессами; развитие цифровой инфраструктуры и обеспечение защищенности цифровых процессов [2].
В области цифровой экономики активно развивается сотрудничество России и КНР. В июне 2017 года состоялось XVI заседание Российско-Китайской подкомиссии по связи и информационным технологиям, которое прошло под председательством заместителя министра связи и массовых коммуникаций Российской Федерации Дмитрия Алхазова и заместителя министра промышленности и информатизации Китайской Народной Республики Лю Лихуа. Участники заседания обсудили двустороннее сотрудничество в области электросвязи, ИТ и сетевой безопасности, почтовой связи, а также эффективного использования радиочастотного спектра и координации в использовании радиочастот в приграничных районах России и Китая. В заседании приняли участие представители Минком-связи России, Роскомнадзора, ФГУП «Почта России», Главного радиочастотного центра [10].
В июле 2017 года, в рамках третьей встречи министров связи стран БРИКС, министр связи и массовых коммуникаций Российской Федерации Николай Никифоров провел рабочую встречу с министром промышленности и информатизации Китайской Народной Республики Мяо Вэем. Стороны обсудили вопросы развития цифровой экономики в России, Китае и мире, проекты по созданию подводной волоконно-оптической магистрали в Арктике, системы персональной подвижной спут-
никовой связи, а также другие актуальные вопросы отраслевого сотрудничества России и Китая [6].
Актуальность и важность рассмотрения сложных проблем и разработки комплекса мероприятий развития цифровой экономики было отмечено на третьей встрече министров стран БРИКС, отвечающих за регулирование отрасли информационно-коммуникационных технологий, которая прошла в Китае 27-28 июля 2017 года и где был представлен доклад «Инновации и конвергентное развитие ИКТ в эпоху цифровой экономики». По итогам обсуждения этого доклада была принята и опубликована декларация, в которой было отмечено, что страны-члены БРИКС в полной мере признают значение ИКТ как необходимого инструмента для содействия экономическому росту и развитию развивающихся стран, а также важную роль цифровой экономики как решающей силы для осуществления модернизации и преобразования отрасли, содействия всеобъемлющему экономическому росту, формирования прозрачных систем принятия решений и стимулирования развития национальных экономик для достижения целей «Повестки дня в области устойчивого развития на период до 2030 года». Страны БРИКС предполагают всемерно содействовать ускоренному росту цифровых экономик по всему миру [8].
ИКТ, цифровизация являются инструментом повышения эффективности национальных экономик и преодоления цифрового неравенства евразийских государств [9]. Энтропийное цифровое неравенство снижает возможность устойчивого экономического развития стран, входящих в определенный интеграционный экономический союз. Уменьшению этого неравенства между странами может способствовать укрепление регионального сотрудничества и процессы интеграции евразийских стран. Вместе с тем, абсолютно устранить информационное неравенство невозможно, поскольку технологии постоянно развиваются и появляются новые «цифровые разрывы». Но необходимо стремиться его максимально снижать с помощью проведения эффективной социально-экономической политики, а также — стимулирующей государственной поддержки. Именно государство определяет стратегию развития страны, обеспечивает приоритетное финансирование пионерного сектора, стимулирует конкуренцию и поощряет массовое использование ИКТ — технологий. Снижение энтропийности положительно повлияет как на отстающие, так и на богатые и благополучные евразийские страны, даст возможность устойчивого экономического развития евразийским национальным экономикам.
Важнейшим направлением снижения цифрового неравенства и преодоления информационной энтропии в странах Евразийского региона является интеграция экономик на основе широкого внедрения новейших облачно-цифровых, нейро-се-тевых технологий, создания единого цифрового пространства стран ЕАЭС и Экономического пояса Шелкового пути (Большой Евразии). По мнению официальных представителей Евразийской экономической комиссии, облачные и суперкомпьютерные решения, предназначенные для социального взаимодействия, электронной коммерции, мониторинга за цепочками поставок товаров, в том числе глобальных логистических потоков, в рамках Евразийского экономического союза могут быть использованы для реализации инициатив и проектов по вовлечению малого и среднего бизнеса в промышленное сотрудничество и кооперацию через создание различных информационно-коммуникационных систем по аналогии с существующими сетями взаимодействия в Европейском союзе (ЕС) [4].
В марте 2016 года Совет Евразийской экономической комиссии утвердил создание рабочей группы по подготовке предложений о формировании цифрового пространства ЕАЭС под руководством министра по внутренним рынкам, информатизации, информационно-коммуникационным технологиям Евразийской экономической комиссии.
В итоговой декларации VII саммита стран БРИКС (9-10 июля 2015 г.) в 23-м пункте особое внимание уделяется перспективам развития сферы электронной торговли в целях создания более тесного экономического партнерства между странами. В мае
2015 года в Уфе состоялся деловой форум «ШОС и Евразийский экономический союз: новые реалии, новые возможности. Проектное сотрудничество и финансовые механизмы», где были намечены пути интеграционного сотрудничества Евразийского Экономического Союза и ШОС [5]. По сути, были очерчены контуры интеграционного проекта «Большая Евразия». Важными направлениями проведения интеграционной политики формирования единого цифрового пространства государств Евразийского экономического союза и Экономического пояса Шелкового пути (Большой Евразии) являются:
- разработка концепции, программы и дорожных карт облачно-цифровой, нейро-сетевой интегрированной платформы развития экономик стран ЕАЭС на основе стандартов 4-ой промышленной революции (Industrie 4.0);
- реализация совместных инновационных проектов: информационных мониторинговых систем в сферах промышленности, энергетики, связи, экологии и безопасности; облачно-сетевого бизнеса, электронной торговли, предоставление облачно-цифровых услуг и обеспечение информационной безопасности;
- формирование и развитие Интегрированной информационной системы ЕАЭС;
- гармонизация законодательства в сфере ИКТ, коммуникаций и защиты прав облачно-цифровой, интеллектуально-сетевой собственности;
- унификация и стандартизация в сфере информационно-коммуникационных технологий в соответствие с новыми международными цифровыми стандартами (стандартами цифровых, облачно-сетевых услуг) и дорожными картами стандартизации Индустрии-4 (Standartization Roadmap Industrie 4.0);
- создание единого сетевого научно-образовательного пространства стран ЕАЭС.
В рамках развиваемой информационной парадигмы развития Евразийского экономического союза предлагается рассматривать цифровую энейро-сетевую экономику в широком смысле как метадисциплинарную, интегративную теоретико-методологическую науку, разрабатывающую теоретические основы цифровизации и сетизации, устойчивого и динамичного развития цифровой экономики стран Евразийского пространства (Электронной Евразии).
Литература
1. Евразийская экономическая комиссия [Электронный ресурс] // URL: http://www.eurasiancommission.org/ru/nae/news/Pages/27-08-2014-5.aspx (дата обращения: 06.09.2017).
2. Основные направления реализации цифровой повестки ЕАЭС до 2025 года утверждены на заседании Совета. 12.10.2017. — Режим доступа: http://d-russia.ru/osnovnye-napravleniya-realizatsii-tsifrovoj-povestki-eaes-do-2025-goda-utverzhdeny-na-zasedanii-soveta.html (дата обращения: 25.11.2017).
3. Дятлов С.А. Энейро-сетевая гиперконкурентная экономика. — СПб.: Изд-во СПбГЭУ, 2017. — 133 с.
4. Дятлов С.А., Нуянзин В.М. Евразийская интеграция: сущность, принципы организации и развитие цифровой экономики // Государство и рынок: механизмы и институты Евразийской интеграции в условиях усиления глобальной гиперконкуренции: Колл. монография / Под ред. С.А.Дятлова, Д.Ю. Миропольского, Т.А. Селищевой. — СПб.: Изд-во СПбГЭУ, 2017.
5. Международный деловой форум Шанхайской организации сотрудничества «ШОС и Евразийский экономический союз: новые реалии, новые возможности. Проектное сотрудничество и финансовые механизмы». — Уфа, 2015.
6. Никифоров Николай и Мяо Вэй обсудили вопросы отраслевого сотрудничества России и Китая / http://minsvyaz.ru/ru/ events/37207 (дата обращения: 29.07.2017).
7. На пути к будущему 2035: занятость в цифровой экономике / The Boston Consulting Group // Чжэн Цин Тин [Электронный ресурс]. — Китай, 2017. — Режим доступа: http://epaper.21jingji.com/html/2017-01/12/content_54533.htm. (дата обращения: 18.11.2017).
8. Опубликована декларация третьей встречи ИКТ-министров БРИКС. 9 августа 2017 года/ http://minsvyaz.ru/ru/events/37255/ (дата обращения: 29.07.2017).
9. Селищева Т.А., Дятлов С.А. Информационное неравенство стран Евразийского экономического пространства в условиях гиперконкуренции // Инновации. — 2016. — № 10. — С. 50-56.
10. Состоялось XVI заседание Российско-Китайской подкомиссии по связи и ИТ/ http://minsvyaz.ru/ru/events/36987/ (дата обращения: 9.06.2017).
11. Цифровая экономика Китая и как она определяет новую мировую тенденцию /McKinsey Global Institute [Электронный ресурс]. — Китай, 2017. — Режим доступа: http://news.china.com.cn/world/2017-09/27/content_41654246.htm. (дата обращения: 26.10.2017).
12. Цифровая повестка и поддержка отраслей, обладающих максимальным интеграционным потенциалом: итоги Евразийского межправительственного совета 09 марта 2017 г. /http://www.eurasiancommission.org/ru/nae/news/Pages/7-03-2017-3.aspx / (дата обращения: 10.03.2017).
13. Цифровая экономика Российской Федерации: экономика без экономики. Пахомов Ю. 12.05.2017 г. / https://www.itweek. ru/gover/article/detail.php?ID=195331 (дата обращения: 29.07.2017).
14. The Lead Market Initiative. РР. 16-39 [Электронный ресурс] // URL: http://www.fp7.cz/files/istec_news/Fellahi-LMI.pdf (дата обращения: 01.09.2017).