Научная статья на тему 'ПРОГРАММИРОВАННОЕ ОБУЧЕНИЕ МУЗЫКАНТОВ КАК УСЛОВИЕ ЭФФЕКТИВНОГО ОСВОЕНИЯ РЕПЕРТУАРА ВОЕННЫХ МУЗЫКАЛЬНЫХ КОЛЛЕКТИВОВ'

ПРОГРАММИРОВАННОЕ ОБУЧЕНИЕ МУЗЫКАНТОВ КАК УСЛОВИЕ ЭФФЕКТИВНОГО ОСВОЕНИЯ РЕПЕРТУАРА ВОЕННЫХ МУЗЫКАЛЬНЫХ КОЛЛЕКТИВОВ Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
53
20
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ВОЕННЫЙ РЕПЕРТУАР / ВОЕННЫЙ МУЗЫКАЛЬНЫЙ КОЛЛЕКТИВ / МУЗЫКАНТ-ИСПОЛНИТЕЛЬ / СТУДЕНТ ВУЗА / ПРОГРАММИРОВАННОЕ ОБУЧЕНИЕ

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Ющенко Наталья Сергеевна, Володин Денис Владимирович

К организационно-педагогическим условиям эффективной подготовки артистов военных музыкальных коллективов, помимо прочего, относится учет специфики профессиональной деятельности музыканта военного оркестра, состоящего на службе в вооруженных силах Российской Федерации в качестве исполнителя военно-строевого репертуара, с его комплексом средств выразительности и приемами звукоизвлечения. Специфика военной музыки и профессиональной исполнительской деятельности музыкантов предопределяет выбор формата подготовки специалистов в пользу программированного обучения студентов военного вуза, которое за счет принципа движения от простого к сложному обеспечивает формирование важнейших исполнительских навыков как основы для становления профессионального мастерства в области исполнения военно-строевого репертуара. Опирающаяся преимущественно на практическую деятельность, подготовка артистов военных музыкальных коллективов исходит из фундаментальных принципов физиологии певческого или игрового аппарата, процесса звукоизвлечения, психологии и музыкальной педагогики с ее установками на целенаправленное, поэтапное и программированное формирование комплекса профессионально-личностных качеств, в том числе физических, интеллектуальных и духовных. Взаимозависимость последних вызывает необходимость направленности обучения от формирования базовых исполнительских навыков к сложным и комплексным профессиональным компетенциям.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PROGRAMMED TRAINING OF MUSICIANS AS A CONDITION FOR EFFECTIVE DEVELOPMENT OF THE REPERTOIRE OF MILITARY MUSICAL COLLECTIVES

The organizational and pedagogical conditions for effective training of brass performers, among other things, include taking into account the specifics of the professional activities of the musician of the military orchestra, which consists in serving in the armed forces of the Russian Federation as a performer of the military-combat repertoire with its complex of expressiveness and sound production techniques. The specificity of military music and the professional performing activities of orchestrants predetermines the choice of the format for training spirituals in favor of programmed training of students of a military university, which, due to the principle of movement from simple to complex, ensures the formation of the most important performing skills as the basis for the formation of professional skills in the field of performing the military-combat repertoire.

Текст научной работы на тему «ПРОГРАММИРОВАННОЕ ОБУЧЕНИЕ МУЗЫКАНТОВ КАК УСЛОВИЕ ЭФФЕКТИВНОГО ОСВОЕНИЯ РЕПЕРТУАРА ВОЕННЫХ МУЗЫКАЛЬНЫХ КОЛЛЕКТИВОВ»

Программированное обучение музыкантов как условие эффективного освоения репертуара военных музыкальных коллективов

Ющенко Наталья Сергеевна,

кандидат педагогических наук, доцент кафедры искусства и народного творчества, Российский государственный социальный университет E-mail: n.yushenko@list.ru

Володин Денис Владимирович,

студент магистратуры, Российский государственный социальный университет E-mail: volanden1987@gmail.com

К организационно-педагогическим условиям эффективной подготовки артистов военных музыкальных коллективов, помимо прочего, относится учет специфики профессиональной деятельности музыканта военного оркестра, состоящего на службе в вооруженных силах Российской Федерации в качестве исполнителя военно-строевого репертуара, с его комплексом средств выразительности и приемами звукоиз-влечения. Специфика военной музыки и профессиональной исполнительской деятельности музыкантов предопределяет выбор формата подготовки специалистов в пользу программированного обучения студентов военного вуза, которое за счет принципа движения от простого к сложному обеспечивает формирование важнейших исполнительских навыков как основы для становления профессионального мастерства в области исполнения военно-строевого репертуара. Опирающаяся преимущественно на практическую деятельность, подготовка артистов военных музыкальных коллективов исходит из фундаментальных принципов физиологии певческого или игрового аппарата, процесса звукоизвлечения, психологии и музыкальной педагогики с ее установками на целенаправленное, поэтапное и программированное формирование комплекса профессионально-личностных качеств, в том числе физических, интеллектуальных и духовных. Взаимозависимость последних вызывает необходимость направленности обучения от формирования базовых исполнительских навыков к сложным и комплексным профессиональным компетенциям.

Ключевые слова: военный репертуар, военный музыкальный коллектив, музыкант-исполнитель, студент вуза, программированное обучение.

о с

U

см см о см

Процесс освоения духовых инструментов студентами военного вуза, который представляет собой военно-оркестровую службу курсантов, состоящую в исполнении ими военно-строевого и пе-сенно-маршевого репертуара, неизменно сопровождающего социально-политическую жизнь государства, требует определенных организационно-педагогических условий.

Военные музыканты владеют смешанным репертуаром (академическим, военно-строевым, эстрадно-джазовым), поэтому требования к их профессиональной подготовке гораздо выше: им приходится переключаться с техники игры в духовом и симфоническом оркестре на эстрадно-джазовую манеру игры. Физическая подготовка военнослужащих, включая исполнителей на медных духовых, входящих в состав военных оркестров РФ, - важнейший фактор достижения высокого уровня боеспособности российской армии, а также высокого художественного уровня исполнения военно-строевого репертуара в различных условиях (военных или мирных, в большом концертном зале и на Красной площади, в парке на открытом воздухе и в закрытом помещении).

Технология игры на медных духовых инструментах и их динамические, тембровые, конструктивные особенности предопределяют специфику подготовки исполнителей, которая, в свою очередь, предопределена особенностями исполнения военно-строевого репертуара как содержательной составляющей профессиональной деятельности музыкантов-духовиков военного оркестра. Военная музыка издревле служит целям военного управления и предназначена для исполнения в военно-полевых условиях силами профессиональных военнослужащих, называемых полевыми музыкантами. Большая часть военной музыки создавалась для того, чтобы объявлять и отмечать военные события призывами и фанфарами, а также сопровождать маршевые формирования с барабанными каденциями или события в военном деле. Жанровую основу военной музыки, таким образом, составляют разного рода марши, сигналы горна, фанфары и песни.

На протяжении столетий военная музыка также использовалась в реальных сражениях как для устрашения противника, так и для поощрения ком-батантов или для содействия организации и ведения войны. В зависимости от национальной культуры и традиций, использовались различные духовые и ударные инструменты, такие как трубы, волынки, барабаны, треугольники, цимбалы, а также более полные и разнообразные по инструменталь-

ному составу военные оркестры. Военная музыка записывается в партитуре, либо имеет устную форму бытования и осваивается исполнителями на слух в процессе репетиций, как, например, сигналы, фанфары или барабанные каденции. Полагаясь на групповую память, музыканты военных оркестров координируют звучание при совместном музицировании.

Помимо военной музыки, существует понятие маршевой музыки, возникшее в Османской империи в XVI веке в связи с мехтераном. Считалось, что у османов первые военные бенды появились еще в XIII веке. Они исполняли преимущественно марши и назывались янычарскими мехтерана-ми. Это военный бенд, который входил в состав янычарского корпуса армии, обычно состоящим из христиан, обращенных в ислам. Музыка мехте-рана называлась «мехтер марш». Маршевая музыка янычар характеризовалась пронзительным звучанием, четким и энергичным ритмом; в состав инструментов янычарского военного оркестра входили большой басовый барабан (дауль), 2 небольших барабанчика (сардар-нагара), медные духовые (трубы бори), шалмеи (цурнадеры), колокола, тарелки (цил) и другие традиционные турецкие инструменты. Звучание, связанное с мехтераном, отразилось в европейской классической музыке: Йозеф Гайдн, Вольфганг Амадей Моцарт и Людвиг ван Бетховен создали композиции, вдохновленные или предназначенные для подражания османской маршевой музыке.

По ходу марша солдатами на фоне звучания военного оркестра часто поются маршевые песни обычно с патриотической, а иногда лирико-ностальгической образностью и тематикой. В песнях неизменно преобладает ритм, повторяемый в каденции марша [9]. Маршевые песни характерны для военных оркестров США, где сохранилось множество примеров песен времен Гражданской войны, таких как «Marching Song of the First Arkansas» и «John Brown's Body». Песня «P'tit quin-quin» была популярна во время Франко-прусской войны 1870 года. Англо-бурская война породила многочисленные маршевые песни, среди которых наиболее известна «Марш в Претории». «It's a Long Way to Tipperary» была популярной маршевой песней Первой мировой войны, которая стала хитом. Одной из самых непреходящих песен той войны является британский марш, высмеивающий Гитлера,- «Марш полковника Боуги», который был сочинён в 1914 году британским лейтенантом Фредриком Рикетсом и получил известность в период Второй мировой войны. Мелодия марша была использована в саундтреке к кинофильму «Bridge on the River Kwai». «Марш Да-дао» - патриотическая маршевая песня, звучавшая в Китае во время Второй японо-китайской войны. Песня «Белая армия - чёрный барон» была написана как боевой гимн для Красной армии России в 1920 году. Немецкая армия во время Второй мировой войны использовала маршевую песню «Эрика».

Сигналы горна представляют собой короткие мелодии, объявляющие о запланированных и внезапных событиях на военном объекте, поле боя или корабле. Эти короткие музыкальные призывы к действию солдат воспроизводятся горном, который использовался военными в качестве средства связи и передачи приказов командования. Этот инструмент можно услышать издалека и в очень шумных условиях, в том числе во время боя. Хотя горн больше и не нужен армии в качестве средства общения, музыкальные сигналы этого инструмента по-прежнему исполняются по традиции во время церемоний, разводов, на праздниках и концертах военной музыки. Наиболее известны горновые сигналы, исполняемые при церемонии погребения, «Сигнал отбоя» («Вечерняя заря») и «Революция», а также «El Degüello» («В плен не сдаваться!»).

Барабанная дробь и фанфары духовых входят в церемониальную и официальную торжественную музыку, звучащую во время праздников и важных событий, включая приветствие выдающихся военных, государственных деятелей или выдающихся личностей. Дробь обычно выбивается на барабанах, а фанфары исполняют медные духовые. Офицеры приветствуются одной дробью с фанфарой, генерал-майоры - двумя, генерал-лейтенанты -тремя, генералы армии и президенты - четырьмя.

В Российской Армии военный оркестр - это группа личного состава, выполняющая функцию исполнения военной музыки, как правило, предназначенной для вооружённых сил и государственных мероприятий и событий. Типичный военный оркестр состоит в основном из духовых и ударных инструментов. Дирижер группы носит звание капельмейстера или главного управляющего коллективом; возможные звания - лейтенант, капитан, майор, подполковник, полковник. В Российской Федерации существует Военно-оркестровая служба Вооружённых Сил - формирование Вооружённых Сил страны, профессиональная деятельность которого направлена на духовное и культурное развитие военнослужащих и гражданского персонала армии, а также подготовка квалифицированных кадров (военных дирижёров и музыкантов-исполнителей на духовых и ударных инструментах) [5].

Военный оркестр призван исполнять церемониальную и маршевую музыку, включая национальные гимны и патриотические песни не только своего народа, но и других стран, как в неподвижном состоянии (стоя на площади, улице или перед государственными зданиями), так и во время движения в качестве маршевого оркестра. Военные оркестры также участвуют в военных похоронных церемониях [10].

Существует три сложившиеся в ходе исторического развития военных бендов музыкальные традиции. Первая - военно-полевая музыка, которая исполняется на горнах или других инструментах, таких как натуральные трубы или натуральные валторны, волынке и барабанах. Этот тип музы-

сз о со -а

А —i о

сз т; о m О от

З

ы о со

ки использовался для управления войсками на поле боя, а также для развлечения солдат во время отдыха. Вслед за развитием таких инструментов, как труба или саксгорн семейства латунных инструментов, возникла вторая традиция военного оркестра, представляющая собой исполнение музыки в разных жанрах на деревянных и медных духовых во время церемоний и торжеств. Третий тип музыки связан с конными войсками; она звучит в кавалерийских и артиллерийских соединениях.

Начиная с конца XVII века, с появления в Российском царстве регулярных вооруженных сил, каждое формирование в армии и военно-морском флоте имело свою собственную группу музыкантов из числа военнослужащих, игравших в бен-де под управлением государственного чиновника (директора музыки) или дирижера. Эта традиция сохранилась вплоть до СССР, где одним из самых выдающихся дирижеров стал генерал-майор Семен Чернецкий, который основал Центральный оркестр Министерства обороны Советского Союза и был его первым директором с 1927 до 1951 год.

В России существует давняя традиция военных оркестров вооруженных сил, для которых писали марши многие композиторы. Состав русских оркестров складывался на родине с учетом возможностей и потребностей местных вооруженных сил, но исторически менялся под влиянием военной музыки других стран, например, после Первой мировой войны по образцу немецких военных оркестров в русские бенды были добавлены хроматические фанфарные трубы и другие инструменты. Конные кавалерийские бенды были похожи на немецкие, но отличались по репертуару. Многие марши, исполняемые русскими оркестрами, были созданы в Германии и других странах, однако большинство все же имело местное происхождение. Руководил оркестром дирижер, обычно им был или главный барабанщик, использовавший свою палочку, или главный горнист, или ведущий исполнитель на хроматической фанфарной трубе. Медные духовые инструменты образовывали основную большую группу оркестра, сопровождаемую ударными и деревянными духовыми. Для больших парадов и торжественных церемоний состав расширяется за счет ударных и медных духовых, тембр которых придает блестящий оттенок звучанию оркестра.

К тому времени, когда возникли советские Вооруженные силы (1918), военные оркестры начали вести активную исполнительскую деятельность. С учреждения в 1927 году Семеном Чер-нецким Центрального Военного оркестра начинается славная история сегодняшней российской и бывшей советской культуры военной оркестровой музыки [7]. В конце 1920-х и 1930-х многочисленные советские военные оркестры, которые ° выступали 1 мая (Праздник весны и труда), 7 но" ября (День Октябрьской революции), а с 1945 го-^ да и в День Победы 9 мая, состояли из основно-^ го состава и корпуса проходящих торжественным Ц маршем ударных, и такая практика присоедине-

ния ударников к оркестру духовых на месте игры сохранилась до 1970-х годов, поскольку в военных оркестрах первой половины ХХ века был традиционный состав с большим числом медных и деревянных и тремя барабанами - главным, ведущим, и двумя дополнительными, находящимися перед оркестром.

Стоящие музыканты играют под управлением дирижера вместе с произвольно установленным главным барабаном, большую часть составляют медные духовые и меньшую - деревянные духовые инструменты. Кроме указанных выше праздников, советские военные оркестры довоенного периода играли на Национальных спортивных дневных парадах на Красной площади, различных спортивных соревнованиях и других мероприятиях.

К 1950-м годам инструментальный состав и репертуар советских военных оркестров начал меняться. Отечественные композиторы создали выдающиеся военные и парадные марши, песни, торжественные произведения, которые сформировали характерное звучание советских военных оркестров, по художественному уровню не уступающее западным духовым бендам. Профессиональная деятельность композиторов, музыкантов, дирижёров и капельмейстеров групп инструментов привела военные оркестры Советского Союза в Москве, Ленинграде и республиканских столицах к высокому уровню развития. Советская военная музыка пополнялась новыми композициями, песнями и маршами, звучавшими во время государственных парадов.

В 1950-1970-х годах директор оркестровой службы, генерал-майор Иван Петров провел реформу военных оркестров, коснувшуюся состава и расположения групп инструментов. Оркестр Московского военного округа принял участие в церемониях открытия и закрытия летних Олимпийских игр 1980 года, и его выступление, транслированное во многие страны мира, стало международным телевизионным дебютом советских военных оркестров.

Сегодня военные оркестры в Российской Федерации представляют собой профессиональные творческие коллективы и оказывают музыкальную поддержку различным единицам Вооруженных сил страны, Министерства Внутренних дел, Федеральной службы охраны РФ, Федеральной службы безопасности и Министерства чрезвычайных ситуаций. Военные оркестры участвуют в гражданских и военных событиях разного уровня, объединяясь для выступления на таких мероприятиях, как Парад Победы. Отсюда и высокие требования к профессиональной компетентности музыкантов военного оркестра [3].

Некоторые из бендов продолжают развивать традиции военных оркестров Российской Империи, выступают в старых военных формах дореволюционной и советской России. Примерами служат Центральный оркестр Министерства обороны Российской Федерации, Военный образцовый ор-

кестр Московского гарнизонного почетного караула, Санкт-петербургский оркестр Адмиралтейства, Центральный оркестр Западного военного округа и Президентский оркестр Кремлевского Полка.

Военно-строевой репертуар сложился благодаря динамическому потенциалу, тембровой яркости, мобильности применения духовых инструментов. Обучение исполнителей на медных духовых в военно-музыкальном вузе должна следовать теоретическим и практическим принципам военно-строевой подготовки курсантов - будущих служащих Военных Сил РФ.

Таким образом, специфика государственной службы военных оркестров состоит в благородной миссии патриотического воспитания населения, сохранения исторической памяти, отдаче дани уважения павшим героям и чествовании нынешних защитников отечества, концертно-исполнительской и культурно-просветительской деятельности, позволяющей приобщить граждан к великим традициям отечественной военной культуры, «сохранить и приумножить ценности художественного наследия России» [4, с. 176]. Музыкально-творческая деятельность исполнителя на медных духовых в составе военного оркестра включает «самостоятельную работу над исполнительским аппаратом, работу над оркестровыми трудностями (индивидуально, в составе оркестровой группы медных духовых инструментов, в составе всего оркестра), концертные выступления» [8, с. 7].

Специфика военной музыки и профессиональной исполнительской деятельности оркестрантов предопределяет выбор формата подготовки духовиков в пользу программированного обучения студентов военного вуза, которое за счет принципа движения от простого к сложному обеспечивает формирование важнейших исполнительских навыков как основы для становления профессионального мастерства в области исполнения военно-строевого репертуара. Программированное обучение представляется наиболее эффективным ввиду того, что духовые инструменты активно применяются в военном деле, которое требует строгой дисциплины, отличной физической подготовки, четко поставленных целей и задач.

Опирающаяся преимущественно на практическую деятельность, подготовка исполнителей на медных духовых исходит из фундаментальных принципов физиологии игрового аппарата, процесса звукоизвлечения, психологии и музыкальной педагогики с ее установками на целенаправленное, поэтапное и программированное формирование комплекса профессионально-личностных качеств, в том числе физических, интеллектуальных и духовных. Взаимозависимость последних в искусстве игры на медных духовых вызывает необходимость направленности обучения от формирования базовых исполнительских навыков к сложным и комплексным профессиональным компетенциям. Последние становятся четко поставленной целью, в направлении которой вы-

страивается все программированное обучение, то есть, по сути, концепция подготовки исполнителя на медных духовых инструментах с определенными ценностно-смысловыми, целевыми и содержательными ориентирами, этапами и учебно-методическими основаниями.

Процесс подготовки духовиков представляет собой многократное повторение последовательности определенных действий и движений, необходимых для правильного звукоизвлечения. Каждое последующее действие вытекает из предыдущего и обусловлено им, отсюда и деление процесса обучения на логически завершенные этапы, связанные с отработкой конкретного навыка или исполнительского приема. Формирование амбушюра и овладение перманентным выдохом в свою очередь продолжается на протяжении нескольких этапов как наиболее сложные и при этом фундаментальные исполнительские навыки. Как отмечает В. Зарицкий, «прежде всего, обучаемый овладевает техникой извлечения "бесконечно" длящегося звука без изменения его высоты; затем в процесс работы включаются пальцы, исполняющие ту или иную мелодию» [6, с. 81].

Программированное обучение получило распространение в разнообразных, преимущественно французских, немецких и русских «школах», учебных пособиях, а также инструкциях и программах, утверждаемых в учебных заведениях. В XXI веке интенсификация серьезных научных исследований в области акустики, физиологии, психологии привела к открытию инновационных методик обучения игре на медных духовых инструментах. Благодаря им программированное обучение сегодня решает одну из главных проблем подготовки исполнителей на духовых, связанных с тем, как нужно обучать игре на медных духовых, каковы форма и содержание обучения, и при этом усиливает творческий характер педагогического процесса.

Теоретический и практический арсенал программированного обучения духовиков в наши дни обширен и разнообразен. Подготовка исполнителей на медных духовых сегодня ведется на основе новейших образовательных технологий, методов, научных теорий и музыкально-педагогических концепций, что позволяет студентам достичь высокого уровня развития исполнительского мастерства. Причем специфика подготовки исполнителей на медных духовых на основе программирования образовательного процесса состоит в возможности проложить индивидуальный «маршрут» или «траекторию» обучения и сформировать компетентного специалиста высокого профессионального уровня за счет следования общезначимой последовательности в овладении исполнительскими навыками.

В первую очередь это касается развития технического мастерства в процессе исполнительской подготовки обучающегося. Техника служит средством воплощения музыкально-образной концепции художественного произведения. Овладение ею начинается с формирования навыка извлече-

сз о со "О

1=1 А

—I

о

сз т; о т О от

З

и о со

ния долгих нот, ведения и соединения тонов, владения разными видами атаки как базовых принципов культуры звукообразования. Вторым этапом технического развития становится интонирование за счет губ, языка, амбушюра и дыхания. Интонирование на медных духовых подразумевает не только точное воспроизведение высот, умение понижать и повышать тон, но и удерживать звук на одной высоте при изменении динамики или штриха, а также извлекать звуки в разных регистрах и знать их тембровые особенности [1; 2; 4].

Параллельно с овладением технических навыков происходит развитие музыкальных способностей - ладомелодического слуха, ритмического чувства, музыкальной памяти и мышления, поскольку именно они способствуют адекватному применению технических навыков для воплощения содержательной стороны произведений, направления движения к кульминации, выстраивания фраз, предложений и композиции в целом (двух- или трехчастная формы, рондо, вариации, сонатная, циклическая, полифоническая и т.д.). Музыкальные способности определяют степень выразительности и убедительности воплощения образа как мерило подлинного исполнительского искусства.

Литература

1.

2.

3.

4.

о с

U

см см о см

5.

6.

7.

8.

Абрамов Р.В. Проблемы исполнительства на медных духовых инструментах. Петрозаводск: Методический кабинет по учебным заведениям культуры и искусства, 1988. 18 с. Алатарцев В.Я. Вопросы интонирования на медных духовых инструментах // Музыкальное искусство и наука в современном мире: теория, история, исполнительство, педагогика: сборник статей по материалам VI Международной научной конференции. Астрахань: Триада, 2018. С. 181-183.

Ахметшин М.М. Формирование у курсантов профессиональной компетентности военных дирижеров. М.: Военный университет Министерства обороны РФ, 2018. 136 с. Баранцев А. Актуальные проблемы исполнительства на духовых инструментах // Актуальные вопросы музыкознания и музыкальной педагогики. Петрозаводск: Академическая книга, 1987. С.119-120.

Батищев И.В. Развитие системы социально-культурного воспитания студентов в гуманитарном вузе: дисс. ... канд. пед. наук. М.: РГСУ, 2014. 211 с.

Зарицкий В.Д. Программированное обучение искусству игры на духовых инструментах // Южно-Российский музыкальный альманах. 2020. № 1. С. 79-85.

Кулиш А.В., Шакирова Е.Ю. Военные оркестры Красной Армии в годы Великой Отечественной войны // Вестник Академии военных наук. 2020. № 1 (70). С. 152-159. Лаптев Р.Г. Искусство оркестрово-ансамблевой игры на тромбоне: дисс. . канд.

искусствоведения. М.: Московская военная консерватория, 2005. 257 с.

9. Самонин Ф.О. Военно-духовая музыка как важное средство патриотического воспитания военнослужащих воинской части // Актуальные проблемы гуманитарных и социально-экономических наук. 2017. Т. 11. № 10. С. 4749.

10. Фурманов В.И. Русская национальная традиция воинских церемониалов (воинские церемониалы в советский период истории 19171991) // Экономика и социум. 2020. № 12 (79). С.328-352.

PROGRAMMED TRAINING OF MUSICIANS AS A CONDITION FOR EFFECTIVE DEVELOPMENT OF THE REPERTOIRE OF MILITARY MUSICAL COLLECTIVES

Yushchenko N.S., Volodin D.V.

Russian State Social University

The organizational and pedagogical conditions for effective training of brass performers, among other things, include taking into account the specifics of the professional activities of the musician of the military orchestra, which consists in serving in the armed forces of the Russian Federation as a performer of the military-combat repertoire with its complex of expressiveness and sound production techniques. The specificity of military music and the professional performing activities of orchestrants predetermines the choice of the format for training spirituals in favor of programmed training of students of a military university, which, due to the principle of movement from simple to complex, ensures the formation of the most important performing skills as the basis for the formation of professional skills in the field of performing the military-combat repertoire.

Keywords: military repertoire, military musical collective, musician-performer, university student, programmed training.

References

1. Abramov R.V. Problems of performing on brass instruments. Petrozavodsk: Methodical study on educational institutions of culture and art, 1988. 18 p.

2. Alatartsev V. Ya. Questions of intonation on brass wind instruments // Musical art and science in the modern world: theory, history, performance, pedagogy: a collection of articles based on the materials of the VI International Scientific Conference. Astrakhan: Triad, 2018. pp. 181-183.

3. Akhmetshin M.M. Formation of professional competence of military conductors among cadets. Moscow: Military University of the Ministry of Defense of the Russian Federation, 2018. 136 p.

4. Barantsev A. Actual problems of performing on wind instruments // Actual issues of musicology and music pedagogy. Petrozavodsk: Academic Book, 1987. pp. 119-120.

5. Batishchev I.V. Development of the system of socio-cultural education of students in a humanitarian university: diss. ... Candidate of Pedagogical Sciences. Moscow: RSSU, 2014. 211 p.

6. Zaritsky V.D. Programmed teaching of the art of playing wind instruments // South-Russian musical Almanac. 2020. No. 1. pp. 79-85.

7. Kulish A.V., Shakirova E. Yu. Military bands of the Red Army during the Great Patriotic War // Bulletin of the Academy of Military Sciences. 2020. No. 1 (70). pp. 152-159.

8. Laptev R.G. The art of orchestral and ensemble trombone playing: diss. ... cand. Moscow: Moscow Military Conservatory, 2005. 257 p.

9. Samonin F.O. Military brass music as an important means of patriotic education of military personnel of a military unit // Actual problems of humanities and socio-economic sciences. 2017. Vol. 11. No. 10. pp. 47-49.

10. Furmanov V.I. Russian National Tradition of Military Ceremonials (military ceremonials in the Soviet period of history 19171991) // Economics and Society. 2020. No. 12 (79). pp. 328352.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.