Научная статья на тему 'Программа «Жизненные умения» как методический инструмент организации подготовки осужденных к освобождению (на примере учреждений УФСИН России по Мурманской области)'

Программа «Жизненные умения» как методический инструмент организации подготовки осужденных к освобождению (на примере учреждений УФСИН России по Мурманской области) Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
170
32
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Пенитенциарная наука
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ПЕДАГОГИКА ПЕРЕЖИВАНИЯ / ПЕНИТЕНЦИАРНАЯ СОЦИАЛЬНАЯ РАБОТА / ПОДГОТОВКА ОСУЖДЕННЫХ К ОСВОБОЖДЕНИЮ / ТЕХНОЛОГИЯ СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЫ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Коновалова Н. А.

В статье представлен норвежский опыт пенитенциарной социальной работы в части подготовки осужденных к освобождению, а также проанализирована программа «Жизненные умения», ставшая результатом сотрудничества Северного департамента тюрем и пробации Министерства юстиции и полиции Норвегии и УФСИН России по Мурманской области.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Коновалова Н. А.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Программа «Жизненные умения» как методический инструмент организации подготовки осужденных к освобождению (на примере учреждений УФСИН России по Мурманской области)»

Программа «Жизненные умения» как методический инструмент организации подготовки осужденных к освобождению (на примере учреждений УФСИН России по Мурманской области)

■ Н.А. КОНОВАЛОВА - доцент кафедры социальной психологии и социальной работы ВИПЭ ФСИН России, кандидат педагогических наук, доцент

В статье представлен норвежский опыт пенитенциарной социальной работы в части подготовки осужденных к освобождению, а также проанализирована программа «Жизненные умения», ставшая результатом сотрудничества Северного департамента тюрем и пробации Министерства юстиции и полиции Норвегии и УФСИН России по Мурманской области.

Ключевые слова: педагогика переживания; пенитенциарная социальная работа; подготовка осужденных к освобождению; технология социальной работы.

Наиболее актуальной задачей пенитенциарной социальной работы в современных условиях является поиск путей результативного взаимодействия с клиентами. С этой целью специалистами моделируются разнообразные методики и технологии деятельности, а также используются и совершенствуются механизмы, уже признанные эффективными за рубежом.

Подготовка к освобождению - важный этап в пенитенциарной социальной работе. Одной из его задач является формирование и развитие у осужденных социально значимых знаний и умений, наличие которых позволит им быстро и эффективно адаптироваться к условиям жизни на свободе и успешно пройти процесс интеграции в общество. Для этого необходимы меры, направленные на приобретение (то есть социализацию) или восстановление (то есть реабилитацию) утраченных осужденными общественных связей и отношений.

Накоплению такими людьми позитивного социального опыта в виде знаний, ценностей, правил поведения, установок, преодолению ими трудной жизненной ситуации в значительной мере может способствовать использование программы «Жизненные умения», реализуемой

в настоящее время в ряде исправительных учреждений УФСИН России по Мурманской области.

В целях обеспечения эффективности работы по подготовке осужденных к освобождению 26 апреля 2005 г. состоялось подписание соглашения о сотрудничестве между УФСИН России по Мурманской области и Северным департаментом тюрем и пробации Министерства юстиции и полиции Норвегии. Взаимодействие осуществляется в рамках проекта Совета Европы «Тюрьмы-побратимы». В ходе совместной работы сотрудники пенитенциарных учреждений России и Норвегии составили программу «Жизненные умения». Ее цель - способствовать формированию и развитию у осужденных навыков, благодаря которым они смогут автономно жить на свободе, не прибегая к криминалу.

Содержание программы сформировано на основе передового опыта пенитенциарной социальной работы Норвегии. Будучи актуальным и результативным в зарубежных условиях, он был адаптирован к потребностям практической деятельности групп социальной защиты осужденных в отечественной уголовно-исполнительной системе.

Норвежский вариант программы «Жизненные умения» содержит в себе отдельные подпрограммы для осужденных, совершивших различные виды преступлений и имеющих различные проблемы. При формировании рабочих групп (5-8 человек) клиенты не смешиваются. Так, группы алкогольно-зависимых, наркозависимых, лиц, совершивших насильственные преступления на сексуальной почве, работают обособленно друг от друга, так как каждая требует специфического подхода и своей технологии социальной работы, особой организации процесса взаимодействия.

Любая подпрограмма предусматривает:

- теоретическую подготовку, направленную на формирование и развитие у осужденных жизненно важных компетенций, наличие которых позволит им автономно существовать в обществе (профориентационная подготовка осужденных, развитие у них умений поиска работы, составления резюме, целеполагания, формирование медицинских навыков по оказанию экстренной помощи, научение приготовлению пищи, гигиене и уходу за собой и т.п.);

- культурную деятельность, нацеленную на сокращение разрыва между осужденными, находящимися в исправительных учреждениях, и общественной жизнью (возможность посещать театры, музеи, спортивные мероприятия и т.п. за пределами исправительного учреждения);

- физическую подготовку, позволяющую расширять у осужденных представления о себе, преодолевать кажущиеся границы своих физических возможностей, а также поддерживать спортивную форму (например, подготовка и организация сплава по горной реке группы осужденных в сопровождении инструктора).

Следует отметить, что норвежский опыт подготовки осужденных к освобождению основывается на приемах педагогики переживания1. Переживание в данном контексте понимается как проживание какой-либо значимой жизненной ситуации, когда человек не наблюдает ситуацию на экране, не читает о ней в книге, а сам становится одним из ее участников.

Переживание (проживание) ситуации более эффективно, чем ее проговаривание или просмотр. Пополнение знаний и умений через пережитые испытания дает стойкий долгосрочный эффект, у осужденного меняются позиции и намерения, что позволяет в дальнейшем откорректировать модель его поведения.

Для реализации идей педагогики переживания специалист по социальной работе целенаправленно создает условия, позволяющие осужденным непосредственно участвовать в проживании новых для них жизненных ситуаций, способствующих развитию личного опыта2. Таким образом, основным путем осуществления данной технологии является погружение клиентов в новые для них обстоятельства (смоделированные или реальные). Например, для человека с ограниченными возможностями подготовка и

участие в футбольном матче могут рассматриваться как переживание, способствующее преодолению кажущихся границ своих возможностей, но для здорового человека футбол таким потенциалом может не обладать.

Основной формой в педагогике переживания является совместное дело (наиболее целесообразно для его реализации формировать группы по 5-8 человек). Любое совместное дело (переживаемая или проживаемая ситуация) включает в себя следующие этапы:

- теоретический - сбор информации о предстоящем деле (например, поиск необходимой информации о футболе, изучение правил игры в футбол и т.п.);

- подготовительный - практическая подготовка к делу (формирование и тренировки команды, физическая подготовка членов команды и т.п.);

- операциональный - совместная реализация дела (проведение товарищеского матча с какой-либо командой, участие в каком-либо чемпионате и др.);

- рефлексивный - обмен впечатлениями о деле (разбор игры в целом, сыгранности команды, вклада каждого игрока в успех команды и т.д.).

На каждом этапе особым образом выстраивается взаимодействие клиента и специалиста. Основными принципами при этом становятся:

- доверие (специалист должен верить в возможности клиентов, а они в свою очередь должны верить в собственные силы и силы своих товарищей);

- ориентация на максимальную самостоятельность клиентов (любую операцию они должны выполнять самостоятельно, помогая и поддерживая друг друга);

- концентрация внимания на процессе, а не на его результатах (неудачи тоже важны, не обязательно каждому добиваться успеха, но для любого значима поддержка группы).

Специалистом по социальной работе могут быть организованы четыре вида дела:

1. Помощь ближнему, когда клиенты создают «службу спасения» и занимаются решением доступных им социальных и экологических проблем.

2. Физическая подготовка, направленная на преодоление себя, своих комплексов, страхов и, как следствие, на открытие себя, своих возможностей.

3. Проект, когда клиенты участвуют в подготовке и реализации какого-либо мероприятия (например, съемка фильма, выпечка хлеба).

4. Экспедиция, позволяющая клиентам проявить себя в нестандартной ситуации, когда добиться успеха можно, лишь активно взаимодействуя друг с другом.

Следует отметить, что в условиях отечественных исправительных учреждений спектр возможных видов дела будет существенно ограничен, однако потенциал для использования идей педагогики переживания велик.

ВЕСТНИК ИНСТИТУТА

При реализации данной технологии специалисту очень важно правильно выбрать совместное дело для организации переживания. Основными критериями при этом должны стать ориентация на проблему, пол, личностное развитие, активность и самостоятельность клиента в процессе подготовки и реализации дела; возможность многократного, длительного воздействия, оптимизации картины собственного Я клиента. Эти же моменты определяют и принципы формирования групп.

В настоящее время программа «Жизненные умения» реализуется в ряде исправительных учреждений УФСИН России по Мурманской области (ИК-17, ИК-18, ИК-16, ИК-23 и др.). В ее осуществлении задействованы наиболее опытные сотрудники колоний, представители служб занятости. При этом в каждом учреждении процесс имеет определенную специфику, обусловленную характером проблем осужденных, проходящих обучение, имеющимися материально-техническими возможностями, профессиональными связями, сложившимися у сотрудников группы социальной защиты осужденных, занятых в проведении учебных занятий.

В целях внедрения программы «Жизненные умения» в отечественную практику сотрудниками УФСИН России по Мурманской области был разработан учебный план, представляющий собой, по мнению его авторов, курс активного обучения, направленный на подготовку осужденных к освобождению и адаптацию их к жизни в обществе после выхода из исправительного учреждения. План содержит следующие разделы: общеобразовательная подготовка (включает в себя «Историю России», «Основы экономики», «Основы вычислительной техники»), социально-психологическая подготовка, дискуссионный практикум, физическая подготовка.

Целевой аудиторией программы «Жизненные умения» являются осужденные, которым вскоре предстоит освобождение из исправительного учреждения. Они переводятся в реабилитационный центр и в течение 11 недель проходят учебный курс.

К сожалению, анализ учебного плана и опыта реализации программы в исправительных учреждениях УФСИН России по Мурманской области показал, что заявленная технологическая основа (педагогика переживания) не обнаруживает себя на практике. Проводимые мероприятия имеют целью лишь организацию свободного времени и учебных занятий, отчасти решают задачи профориентации. Имеющийся учебный план не предполагает создания подпрограмм для работы с отдельными категориями клиентов. Поверхностное понимание норвежского опыта, по нашему мнению, не позволяет специалистам-участникам проекта в полной мере достичь целей программы и использовать потенциал педагогики переживания в подготовке осужденных к освобождению.

В целях совершенствования реализации программы «Жизненные умения» основной задачей

специалистов при разработке содержания и организации мероприятий следует определить создание условий для полноценного погружения осужденных в нестандартную социально значимую ситуацию, а также вооружение их интеллектуальными средствами для осмысления пережитого.

Важным условием достижения позитивных результатов является понимание осужденным целей работы. Клиенту необходимо осознать, что он должен делать, чтобы не совершить новое преступление, почувствовать готовность управлять своей жизнью, чтобы жить без криминала. Для этого специалисту по социальной работе следует научить его управлять коммуникацией, вооружить различными ненасильственными техниками решения проблем.

В процессе подготовки осужденных к освобождению по программе «Жизненные умения» следует учитывать, что содержание учебного плана и проводимые мероприятия должны быть ориентированы на содействие приобретению социально значимых компетенций (например, умения воспринимать свои чувства и обходиться с ними; самостоятельности и ответственности при принятии решений; способности к разрешению несиловым путем конфликтных ситуаций и т.п.).

Соблюдение указанных выше требований позволит одновременно решать многие задачи социальной работы на этапе подготовки осужденных к освобождению.

Использование в пенитенциарной социальной работе программы «Жизненные умения» (или самостоятельной технологии педагогики переживания) обеспечит удовлетворение тех запросов и потребностей, которые осужденные не могут реализовать без посторонней помощи, даст возможность предотвратить негативные последствия (наркомания, правонарушения и др.), связанные с нерациональным использованием собственной активности.

В целом опыт деятельности УФСИН России по Мурманской области по подготовке осужденных к освобождению следует признать положительным, практику реализации программы «Жизненные умения» (в усовершенствованном варианте) - заслуживающей распространения в исправительных учреждениях Северо-Западного федерального округа.

Щ ПРИМЕЧАНИЯ

1 Педагогика переживания - это технология социальной работы, базирующаяся на аутентичных (не наигранных или конструируемых) интенсивных переживаниях в целях их включения в процесс личностного роста (см.: Игровая терапия как метод интеграции и реабилитации: Учеб. пособие / Отв. ред. С.В. Колкова. М., 2001).

2 См.: Konowalowa N., Kotelnikowa N. Anwendungsmoglichkeiten der innovativen Methode der Erlebnisgestaltung in der Sozialen Arbeit in Russland // Treffpunkt - Soziale Arbeit (5 Jahre Alexander - Herzen - Programm). Wologda, 2003. С. 236-240.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.