Научная статья на тему 'Программа "Юные исследователи Сарова"'

Программа "Юные исследователи Сарова" Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
348
23
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРОЕКТНАЯ И ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ШКОЛЬНИКОВ / ЭКОЛОГИЯ / КРАЕВЕДЕНИЕ / ЭТНОЭКОЛОГИЯ / ИНФОРМАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ / PROJECT AND RESEARCH ACTIVITY OF SCHOOLCHILDREN / ECOLOGY / REGIONAL STUDIES / ETHNOECOLOGY / INFORMATION TECHNOLOGY

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Габдулина Галина Алексеевна

В статье изложены учебно-методические основы эколого-краеведческой программы дополнительного образования «Юные исследователи Сарова». Приводятся цели и задачи программы, принципы ее построения, концептуальные основы и т.д. Также можно познакомиться со списком литературы, рекомендованной для преподавателей и учащихся, занимающихся по программе дополнительного образования.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Габдулина Галина Алексеевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The “Young researchers of Sarov” program

The paper is focused on the educational basis of the optional educational program “Young researchers of Sarov”. The aims and tasks, principles and conceptual basis are described. In addition, there is a reading list for teachers and students, who work with the optional educational program.

Текст научной работы на тему «Программа "Юные исследователи Сарова"»

Габдулина Галина Алексеевна

Программа «Юные исследователи Сарова»

The "Young researchers of Sarov" program

Аннотация. В статье изложены учебно-методические основы эколого-краеведческой программы дополнительного образования «Юные исследователи Сарова». Приводятся цели и задачи программы, принципы ее построения, концептуальные основы и т.д. Также можно познакомиться со списком литературы, рекомендованной для преподавателей и учащихся, занимающихся по программе дополнительного образования. Ключевые слова: проектная и исследовательская деятельность школьников, экология, краеведение, этноэкология, информационные технологии.

Abstract. The paper is focused on the educational basis of the optional educational program "Young researchers of Sarov". The aims and tasks, principles and conceptual basis are described. In addition, there is a reading list for teachers and students, who work with the optional educational program.

Key words: project and research activity of schoolchildren, ecology, regional studies, ethnoecology, information technology.

В настоящее время несомненным становится факт, что экологическое образование сыграло роль стартового механизма в становлении образования для устойчивого развития и является важнейшим составным элементом, концептуальной и предметной основой. Внедрение в образовательную практику технологии выполнения исследовательских работ экологической направленности стало одним из ведущих дидактических средств, способствующих решению задач экологического образования.

Именно исследовательская деятельность эколого-крае-ведческой направленности позволяет глубже понять механизмы взаимодействия природы и общества, помогает раскрыть творческие возможности учащихся, расширить их кругозор, формирует навыки научного поиска, чувство гражданского долга и ответственности, социальную активность, экологическую культуру как фундаментальную базу перехода общества к устойчивому развитию.

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Юные исследователи Сарова» создана для поддержки практической части курса экологии, биологии и краеведения в 5-11 классах, посредством проведения, обработки и оформления результатов опытнической и научно-исследовательской

Габдулина

Галина Алексеевна,

педагог дополнительного образования МБУДО «Станция юных натуралистов», г. Саров Нижегородской области

e-mail: g_gabdulina@ mail.ru

Galina A.

Gabdulina,

teacher of additional education in the "Young naturalists station", Sarov, Nizhny Novgorod region

Региональное краеведение

работы, проводимой учащимися в на территории города и ООПТ ЗАТО Сарова, на пришкольных участках и учебно-опытном участке Станции юных натуралистов.

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Юные исследователи Сарова» имеет естественнонаучную направленность, продвинутый уровень сложности. Обучение по программе осуществляется на русском языке и направлено на:

- формирование и развитие творческих способностей учащихся;

- удовлетворение индивидуальных потребностей учащихся в нравственном и интеллектуальном развитии;

- формирование культуры здорового и безопасного образа жизни, укрепление здоровья учащихся;

- обеспечение духовно-нравственного, гражданско-патри-отического, трудового воспитания учащихся;

- выявление, развитие и поддержку талантливых учащихся, а также лиц, проявивших выдающиеся способности;

- создание и обеспечение необходимых условий для личностного развития, укрепление здоровья, профессионального самоопределения и творческого труда учащихся;

- социализацию и адаптацию учащихся в жизни и обществе;

- формирование общей культуры учащихся.

Новаторство программы выражается во введении в программу регионального компонента, т.е. практическое изучение экологии, истории, культуры нашей малой Родины, нашего региона - юга Нижегородской области и родного города Сарова. На современном этапе развития общества изучение родного края выступает как ведущий фактор воспитания патриотизма и становится особенно актуальным.

Особенностью данной программы является организация индивидуальной и коллективно-творческой деятельности учащихся по приобретению новых знаний по экологии, истории и культуре родного края из разных источников информации и создание самостоятельных исследований и проектов.

При организации научно-исследовательской работы учитываются индивидуальные особенности учащихся: их возраст, интересы, опыт, потребности, физические и психологические возможности. К ведению научно-исследовательской работы по данной программе привлекаются учащиеся старшего и среднего звена, проявляющие интерес к экологии, этнографии, биологии, краеведению, истории, имеющие определенный опыт участия в исследовательской или проектной деятельности, опыт публичной защиты работы. Это учащиеся, которые прошли обучение по дополнительной общеобразовательной обще-развивающей программе «Мой край родной».

Психологические черты, проявляющиеся в этом возрасте, независимость суждений, умение вести самостоятельную

Габдулина Галина Алексеевна

работу, благоприятствует развитию творческих возможностей. В данном возрасте школьники становятся субъектом собственной учебной деятельности, понимают смысл учения для себя, осознанно осуществляют волевые учебные усилия, целенаправленно формируют и регулируют учебные приоритеты, занимаются самообразованием. Ведущий учебный мотив - познавательный. Детям свойственна высокая потребность в постоянной умственной деятельности, поисковая активность, сообразительность (Приложение 1).

Участники летних профильных лагерей и экспедиций проводят исследования по целому комплексу научных направлений на территории Нижегородской области. Выполнение исследований в той или иной области экологии, биологии, краеведения способствует профориентации учащихся.

Одним из основных объектов активной исследовательской деятельности юных исследователей Сарова являются особо охраняемые природные территории. Комплексные исследования на городских охраняемых территориях, имеющих уникальное, ценное в экологическом, научном, культурном, эстетическом, историческом плане, природных комплексах, связанных с финно-угорской древностью, со знаменитым, действовавшим здесь монастырем и одним из самых почитаемых в России православных святых Серафимом Саровским, дают возможность юным исследователям познакомиться с национальными экологическими традициями местных народов, их материальной и духовной культурой.

Для каждого человека городская среда - это мозаика красок, форм, взаимоотношений. С этой точки зрения при изучении природного и культурного наследия города важно, чтобы краски были ярче, формы совершеннее, а взаимоотношения добрее и человечнее.

Воспитание у детей чувства любви и гордости за свой город, район, улицу, двор - за ту территорию, которую мы называем родным краем, посредством актуализации знаний, деятельности и эмоционального компонента в образовательном пространстве города открывает широкие возможности для творческой самореализации личности ребенка, повышения его социально-психологического статуса, формирования и развития экологически грамотного поведения.

Занимаясь изучением памятников природы города, имеющих различную антропогенную нагрузку, учащиеся получают возможность сравнивать заповедные, почти неизмененные человеком экосистемы с экосистемами районов, испытывающими антропогенные нагрузки.

Очень ценно, что юные экологи-краеведы находят темы исследований совсем близко, в окружающей их жизни. Ведь хорошо известно, что труднее всего найти что-то значительное и интересное в привычном и доступном. Юные

Региональное краеведение

исследователи погружаются в проблемы экологии, охраны природы, истории, хозяйствования, культурной жизни и т.д., причем путем поиска и деятельного «проживания», а не пассивного заучивания информации. Все темы взяты «из жизни» и напрямую касаются улучшения экологии города, края, водных объектов, озеленения и благоустройства, улучшения здоровья людей.

Работа ребят на социально-значимых объектах природы края выступает как их личностно-ориентированная деятельность, как условия формирования их экологических знаний и убеждений, позволяет им применить полученные знания в школе и на Станции юных натуралистов в новой ситуации, побуждает к проявлению инициативы и выявляет индивидуальный учебный стиль работы каждого.

Принимая участие в изучении истории города, области во всех его формах (работа в библиотеках, архивах, походах, встречи со старожилами, специалистами, оформление гербар-ного материала, коллекций и др.) учащиеся развивают уже имеющиеся и приобретенные новые умения и навыки интеллектуальной работы, учатся ответственности.

В ходе изучения природы, истории Сарова и Нижегородского края в распоряжение Станции юных натуралистов предоставляется эколого-краеведческий материал, который используется в учебной работе. На его основе педагоги готовят методический и наглядный материал, а ребята готовят проекты и научно-исследовательские работы, создают экотропы.

Создание дополнительной общеобразовательной общераз-вивающей программы «Юные исследователи Сарова» способствует вовлечению все большего числа учащихся в опытническую и научно-исследовательскую деятельность региональной тематики; поддержке наиболее творческой молодежи, ориентированной на достижения в области экологии, общению старшеклассников с представителями природоохранных и общественных организаций для координации совместных действий в ходе решения актуальных экологических проблем города.

Программа состоит из двух курсов:

Первый курс обучения знакомит учащихся с основами научно-исследовательской работы (умением выбирать тему, формулировать цель, задачи исследования, планировать работу путем составления общего и поэтапного календарного плана, работать с литературой и Интернет-ресурсами, оформлять и защищать исследовательскую работу согласно принятым требованиям).

Второй курс обучения посвящен изучению методик полевых исследований, совершенствованию приобретенных знаний, умений и навыков постановки экспериментов и исследовательских работ.

Цель программы: расширение и углубление экологических, биологических и краеведческих знаний учащихся посредством участия в исследовательской и опытнической работе.

Габдулина Галина Алексеевна

Задачи:

Обучающие:

- научить учащихся основным принципам ведения самостоятельной опытнической и исследовательской работы;

- формировать навыки научного поиска, чувство гражданского долга и ответственности, социальную активность, экологическую культуру;

- вовлекать учащихся во всестороннее изучение родного края.

Воспитательные:

- воспитывать у учащихся чувства патриотизма и гражданственности, бережного отношения к природному и культурному наследию родного края;

- воспитывать чувства коллективизма, долга и ответственности за сохранение природы и истории родного края;

- воспитывать потребность поведения и деятельности, направленной на соблюдение здорового образа жизни и хорошее состояние окружающей среды.

Развивающие:

- развивать навыки опытнической, исследовательской и проектной работы, наблюдательности, интереса к изучению конкретных экологических и исторических вопросов;

- развивать самостоятельность, настойчивость в достижении поставленной цели;

- развивать творческие, ораторские способности учащихся.

Образовательная область: экология, краеведение, биология, история, этноэкология.

Программа способствует созданию условий для:

- развития личности ребенка;

- развития познавательного интереса, выработке умений и навыков по изучению окружающей среды;

- применения теоретических знаний на практике;

- самостоятельного выбора учащимися тем исследования;

- развития у учащихся умения проведения исследования по выбранной теме;

- развития коммуникативных умений;

- обеспечения эмоционального благополучия ребенка;

- выработки активной жизненной позиции;

- профилактики асоциального поведения;

- профессионального самоопределения.

Концептуальные основания программы:

• Необходимыми условиями успешной исследовательской деятельности учащихся являются: четкая постановка целей и задач исследования; наличие доступных методик исследования, добровольность, самостоятельность и заинтересованность ребенка в результатах исследования.

• Развитие исследовательской деятельности способствует развитию самостоятельности, самоорганизованности, ответственности.

Региональное краеведение

• Знания, полученные в ходе исследования, умения и навыки, выработанные в процессе работы, формируют у детей мировоззрение и экологическую культуру.

• Проектно-исследовательская деятельность способствует профессиональной ориентации учащихся.

Образовательный комплекс: ведущей формой учебного процесса по программе являются занятия кружка.

Программа реализуется в рамках эколого-краеведческого кружка «Юные исследователи Сарова» на базе Станции юных натуралистов.

Количество учащихся в кружке, их возрастные категории, а также продолжительность учебных занятий определяется локальным нормативным актом.

Количество учащихся в кружке: 5-8.

Возрастная категория: зачисляются учащиеся 5-11 классов (без конкурса).

Продолжительность учебных занятий: занятия проводятся 2 дня в неделю по 3 часа. Программой предусмотрены групповые и индивидуальные занятия.

• Установленная недельная учебная нагрузка - 6 часов;

• Установленная продолжительность одного занятия -40 минут;

• Установленная продолжительность времени отдыха между занятиями - 10 минут.

Продолжительность реализации программы:

Срок реализации - 2 года. Курс программы каждого года обучения рассчитан на 216 часов.

В работе кружка могут участвовать совместно с несовершеннолетними учащимися их родители (законные представители) без включения в основной состав.

Принципы построения программы: доступность, системность, преемственность, гуманизация, научность, прогно-стичность, результативность.

Принцип доступности предусматривает отбор содержания на основе его соответствия возрастным и познавательным возможностям учащихся 5-11 классов.

Принцип системности предполагает соответствие содержания материала программы структурной модели исследовательской деятельности.

Указанные принципы взаимосвязаны, применяются одновременно, образуя основу для успешного формирования учебно-исследовательских умений и навыков.

Актуальность программы обеспечивается факторами:

• преемственностью задач, средств и методов обучения;

• непрерывным совершенствованием качества опытнических и исследовательских работ;

• правильным планированием занятий с учетом возрастных особенностей детей;

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Габдулина Галина Алексеевна

• обеспечением вариативности и свободой выбора.

Принципы организации учебного процесса:

• индивидуализация;

• интеграция;

• деятельность.

Форма организации процесса обучения: образовательный процесс построен в соответствии с учебными планами, календарным учебным графиком, планом работы кружка, сформированными в группы учащимися как одного возраста, так и разных возрастных категорий (разновозрастные группы), являющиеся основным составом кружка, а также индивидуально. При проведении исследований и обработке данных предусмотрены индивидуальные занятия. Каждый учащийся или группа учащихся в два-три человека ведет отдельную исследовательскую работу, проводит обработку результатов исследований, их анализ и обобщение.

В программу включены индивидуальные образовательные маршруты исследовательской деятельности учащихся в соответствии с выбранной темой (Приложение 2, 3).

Образовательная деятельность по программе осуществляется в течение всего календарного года, включая каникулярное время. Учащиеся участвуют в образовательных событиях, проводимых в учреждении. На Станции юных натуралистов создаются необходимые условия для совместного труда и отдыха учащихся, родителей (законных представителей).

Программой предусмотрены как аудиторные, так и внеаудиторные (самостоятельные: работа в музейных архивах, библиотечных фондах, с Интернет-источниками, проведение исследований и социологических опросов и т.п.) и заочные формы проведения занятий: обмен информацией с учащимися через электронную почту, скайп. Занятия проводятся по группам и индивидуально. Формы проведения занятий определяются педагогом.

Методы организационного процесса обучения: убеждение, стимулирование, создание ситуации успеха.

Методы обучения: объяснительно-иллюстративный, наглядный, лабораторный, видеометод, репродуктивный, проблемно-поисковый, практический, проектный, исследовательский.

Основные формы и приемы обучения: лекции, семинары, диспуты, индивидуальные консультации, поисковая и исследовательская деятельность, практические занятия (камеральная обработка и анализ полученных результатов, работа с историческими документами и архивными материалами, подготовка фотоматериалов опытно-экспериментальной деятельности, чтение краеведческой литературы, социологические опросы, анкетирование, сбор фольклорного материала и т.д.), тренировочные упражнения на занятиях в группе, встречи со специалистами, сообщения и доклады учащихся, защита исследовательских работ

Региональное краеведение

(компьютерная

на конкурсах и конференциях разного уровня организации, олимпиады и викторины, природоохранные акции, экскурсии.

При реализации дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы используются различные педагогические образовательные технологии:

• технология личностно-ориентированного обучения;

• технология индивидуализации обучения;

• групповые технологии;

• технология коллективной творческой деятельности;

• технология исследовательского (проблемного) обучения;

• технология проектного обучения;

• технология развивающего обучения;

• информационные технологии технология);

• здоровьесберегающие технологии.

Также возможно электронное обучение и организация образовательной деятельности, основанной на модульном принципе содержания образовательной программы и построения учебных планов.

Педагог может пересматривать, изменять, дополнять содержание программы, разрабатывать игровые ситуации, творческие задания.

Программа предусматривает порядок и периодичность проведения промежуточной аттестации учащихся в соответствии с положением Станции юных натуралистов о промежуточной (декабрь, май) аттестации обучающихся.

Формы подведения итогов образовательной деятельности учащихся по программе: тестирование, анкетирование, защита рефератов, проектов и учебно-исследовательских работ, участие в кружковых, учрежденческих, муниципальных, региональных, всероссийских, международных конкурсах, конференциях, олимпиадах.

Промежуточная аттестация проводится с использованием оценочных материалов, разработанных для данной образовательной программы. Контроль знаний, практических умений и навыков учащихся осуществляется на основании критериев оценки результативности обучения (Приложение 4).

Результаты диагностики заносятся в диагностическую карту (Приложение 5).

Образовательные продукты:

Внешние: опытнические, исследовательские и проектные работы, презентации, стендовые доклады, макеты, гербарии, коллекции и пр.

Внутренние: организационно-деятельностные умения, способы познавательной деятельности, коммуникативные навыки, творческие способности.

Габдулина Галина Алексеевна

Ожидаемые результаты освоения учащимися программы«Юные исследователи Сарова»

Личностные результаты освоения программы:

• Мотивация к личностному обучению посредством исследовательской и проектной деятельности.

• Формирование экологического мышления, стабильных навыков и умений сбережения окружающей среды.

• Умение критически и творчески мыслить, находить рациональные пути преодоления трудностей.

• Генерирование новых идей.

• Стремление к достижению цели (выбору профессии по естественнонаучному направлению).

Метапредметные результаты освоения программы

Регулятивные универсальные учебные действия:

• Самостоятельно формулировать проблематику исследования, определять цели и задачи, составлять план выполнения исследовательской или проектной работы.

• Подбирать материал в соответствии с конкретной (выбранной) темой исследования, учитывая выделенные педагогом ориентиры.

• Выдвигать гипотезы.

• Проводить опыты и исследования.

• Проводить социологические опросы, анкетирование.

• Выявлять и изучать экологические проблемы, предлагать пути решения проблемы.

• Соотносить реальные и планируемые результаты индивидуальной образовательной деятельности и делать выводы.

Познавательные универсальные учебные действия:

• Определять свое отношение к окружающей среде.

• Анализировать (влияние экологических факторов на окружающую среду), сравнивать, классифицировать и обобщать имеющуюся информацию, данные, полученные в ходе проведения исследования.

• Четко структурировать работу, выделять главную мысль, формулировать тезисы. Компоновать и преобразовывать информацию из одного вида в другой.

• Фиксировать и интерпретировать результаты, делать выводы и обсуждать полученные данные.

• Делать вывод на основе критического анализа разных точек зрения, подтверждать вывод собственной аргументацией или самостоятельно полученными данными.

• Распространять экологические знания и участвовать в практических делах по защите окружающей среды.

• Выражать свое отношение к природе через рисунки, сочинения, исследовательские и проектные работы.

Коммуникативные универсальные учебные действия:

• Быть коммуникабельными, контактными в различных социальных группах, уметь выполнять различные роли в группе.

Региональное краеведение

• Организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с педагогом и одногруппниками; работать индивидуально и в группе.

• Формулировать собственное мнение и позицию. Уважать мнение других, объективно оценивать свою работу и работу одногруппников, находить компромисс при выработке общего решения в совместной деятельности.

• Уметь вести активную просветительскую деятельность в области охраны природы.

• Использовать компьютерные технологии для решения информационных и коммуникационных учебных задач, в том числе: вычисление, написание исследовательских и проектных работ, рефератов, тезисов, докладов, создание презентаций и др.

• Использовать информацию с учетом этических и правовых норм.

Учебные планы и содержание программы по курсам

Первый год обучения. Учебный план

№ Разделы Количество часов Формы аттестации/контроля

Всего Теория Практика

1 Введение в индивидуальную исследовательскую деятельность 3 2 1 Собеседование; решение экологических задач

2 Общие требования к научному исследованию 8 9 9 Соблюдение требований, предъявляемых к научному исследованию

3 Работа с источниками 1 6 15 Анализ различных источников информации. Умение работать с литературой, определителями, учебными книгами, материалами периодической печати. Оформление библиографии

4 Методы и методики проведения исследования 1 9 12 Апробация методик

5 Проведение социологического опроса, анкетирования, интервью 9 3 6 Интервью, опрос, анкетирование; навыки сбора и фиксации полученных данных; разработка вариантов вопросников

6 Структура оформления научно-исследовательских и опытнических работ 8 6 12 Оформление разделов: «Введение», «Литературный обзор», «Методика проведения исследования», «Экспериментальная часть», «Заключение», «Приложения»

7 Использование персональных компьютеров в рамках работы над проектами 8 9 9 Анализ практической работы, выдвижение гипотез, тестирование

Программа «Юные исследователи Сарова»

Габдулина Галина Алексеевна

8 Оформление результатов работы 5 9 6 Оформление таблиц, графиков, диаграмм, составление плана местности

9 Презентация результатов проделанной работы 2 6 6 Оформление компьютерной презентации

10 Оценивание исследовательских работ 6 3 3 Защита работ

11 Подготовительный этап проведения исследования 4 6 18 Разработка вариантов вопросников, измерения, составления графиков, таблиц, плана местности и т.д.

12. Организация и проведение исследования 4 6 18 Проведение практических исследований; работа с определителями

13 Подготовка и участие учащихся в мероприятиях 4 12 12 Участие в мероприятиях разного уровня организации

14 Заключительное занятие 3 1 2 Интеллектуально-познавательная игра «Что? Где? Когда?»

Итого: 16 87 129

Содержание первого года обучения (216 часов)

Раздел I. Введение (3 ч.)

1. Теория: Введение в индивидуальную исследовательскую деятельность. Цель, задачи, специфика занятий, общие требования. Изучение инструкций по охране труда.

Практика: Знакомство с особенностями индивидуальной исследовательской деятельности учащихся Станции юных натуралистов.

Методическое обеспечение. Образцы исследовательских и проектных работ учащихся. Инструкции по ОТ и ТБ.

Раздел II. Общие требования к научному исследованию (18 ч.)

1. Теория: Общие требования к выполнению исследовательских работ эколого-краеведческой направленности.

Практика: Составление памятки «Требования к выполнению исследовательских работ».

Методическое обеспечение. Памятка «Требования к выполнению исследовательских работ».

2. Теория: Определение темы, цели и задач исследования, определение объекта и предмета исследования.

Практика: Выбор темы для исследования, определение объекта и предмета исследования. Формулировка цели и задач. Сбор информации о предмете изучения.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Методическое обеспечение. Образцы исследовательских и проектных работ учащихся.

3. Теория: Выделение и постановка проблемы. Разработка гипотезы.

Сбор материала и принципы работы с ним. Определение методов исследования.

Региональное краеведение

Практика: Сбор фактов, относящихся к теме исследования.

Методическое обеспечение: Требования к формированию гипотезы.

4. Теория. Композиция исследовательской работы и планирование ее содержания.

Практика: Работа над циклограммой исследования.

5. Теория: Классификация письменных работ обучающихся (творческие работы, реферативные работы, отчеты об экспедициях и поездках, исследовательские работы, комплексные работы).

Практика: Ознакомление с представленными образцами исследовательских работ.

Методическое обеспечение Образцы письменных работ учащихся.

6. Теория:Формы изложения исследовательских работ (научный отчет, статьи, заметки, книга, доклад, тезисы доклада и т.д.). Этапы написания реферата.

Практика: Написание реферата.

Методическое обеспчение Схема написания реферата. Образцы исследовательских работ.

Раздел III. Работа с источниками (21 ч.)

1. Теория: Требования к использованию сведений из литературных источников, к цитированию текста, рисунков и таблиц.

Практика: Знакомство с архивными материалами и краеведческой литературой.

Методическое обеспчение Алгоритм работы с цитатой.

2-3. Теория: Тематические лекции и сообщения по темам исследования.

Практика: Анализ различных источников информации.

4. Теория: Поиск, накопление и обработка информации. Организация работы со всей опубликованной литературой по данной проблеме.

Практика: Работа с первоисточниками: научно-популярной, учебной, справочной (справочниками, словарями, энциклопедиями), научной и методической литературой (в библиотеке, музее, архиве), определителями животных и растений, учебными книгами и журналами, материалами периодической печати по теме исследований.

Методическое обеспечение: научно-популярная, учебная, справочная литература, определители животных и растений, материалы периодической печати.

5. Тема: Алгоритм составления плана-конспекта параграфа книги, научной статьи.

Практика: Составление плана-конспекта. Конспектирование литературных данных.

Габдулина Галина Алексеевна

Методическое обеспечение. Алгоритм составления плана-конспекта.

6. Тема: Библиографическое описание рассматриваемой проблемы.

Практика: Составление библиографического списка.

Методическое обеспечение. Элементы библиографического описания книг, пример библиографического описания книг.

7. Тема: Составление тезисов, аннотации, рецензии учебно-исследовательских работ.

Практика. Составление тезисов, аннотации, рецензии учебно-исследовательских работ.

Методическое обеспечение. Алгоритм составления тезисов.

Раздел IV. Методы и методики проведения исследования (21 ч.)

1. Тема: Методы исследования. Теоретический и эмпирический методы исследования. Выбор методики исследования.

Практика: Освоение доступных современных методик согласно целям и задачам исследования. Анализ статистических данных.

2. Тема: Методика сбора этноэкологического материала.

Практика: Сбор этноэкологического материала.

Методическое обеспечение. Методика сбора этноэкологического материала.

3. Тема: Топонимика в этноэкологических исследованиях.

Практика: Апробация методик. Сбор фактов, относящихся к теме исследования.

4.Тема: Методика проведения рекогносцировочного исследования.

Практика: Апробация методики.

5. Тема: Методика организации экологических троп. Методика проведения гидрологических исследований. проведение измерений и описание рек.

Практика: Апробация методик.

Методическое обеспечение. Методика организации экологических троп. Методика проведения гидрологических исследований.

6. Тема: Методика сбора информации по традициям использования водных объектов.

Методика изучения поселения. Методика полевого сбора названий поселений. Методика проведения социологических опросов по проблемам окружающей среды.

Практика: Апробация методик.

7. Тема: Методика изучения традиционно-культурного значения растений в деревнях и селах Нижегородской области. Методика полевого изучения растительного и животного мира. Флористические исследования местности. Методика геоботанического описания леса.

Практика: Апробация методик.

Региональное краеведение

Раздел V. Проведение социологического опроса, анкетирования, интервьюирования (9 ч.)

1. Тема:Алгоритм сбора данных по проблеме исследования.

Практическая работа: Сбор данных по проблеме

исследования.

2. Тема: Правила сбора эмпирических данных (наблюдение, интервьюирование, опрос, анкетирование).

Практика: Разработка вариантов вопросников. Проведение интервью, опроса, диктофонная запись.

3. Тема: Правила сбора эмпирических данных.

Практика: Сбор эмпирических данных. Фиксация полученных данных. Анкетирование.

Раздел VI. Структура оформления научно-исследовательских работ (18 ч.)

1. Тема: Структура оформления научно-исследовательских работ: титульный лист, оглавление, введение, основная часть, заключение, библиографический список, приложения.

Практика: Составление алгоритма оформления исследовательских работ.

Методическое обеспечение Алгоритм оформления исследовательских работ.

2. Тема: Правила оформления титульного листа, оглавления исследовательской работы. Требования к оформлению раздела «Введение».

Практика: Оформление титульного листа, оглавления исследовательской работы. Оформление раздела «Введение».

3. Тема: Требования к оформлению раздела «Литературный обзор». Цитирование, ссылки.

Практика: Оформление раздела «Литературный обзор».

4. Тема: Требования к оформлению раздела «Методика проведения исследования».

Практика: Оформление раздела «Методика проведения исследования».

5. Тема: Требования к оформлению раздела «Экспериментальная часть».

Практика: Оформление раздела «Экспериментальная часть».

6. Тема: Требования к оформлению разделов: заключение, библиографический список, приложения. Схемы и иллюстрации.

Практика: Оформление разделов: заключение, библиографический список, приложения.

Раздел VII. Использование персональных компьютеров в рамках работы над проектами (18 ч.)

1. Тема: Применение информационных технологий в исследовании. Поиск необходимой информации по проекту из электронных источников информации.

Габдулина Галина Алексеевна

Практика: Знакомство с программным обеспечением (Excel, Microsoft Office Word, Microsoft Power Point). Поиск необходимой информации по проекту из электронных источников информации.

2. Тема: Компьютерная обработка данных исследования. Общие технические требования к тексту.

Практика: Обработка данных исследования.

3. Тема: Описание применяемых методик исследования. Практика: Описание применяемых методик исследования. 4-5. Тема: Описание полученных результатов по теме исследования в научно-исследовательской работе (написание исследовательских и проектных работ, писем, докладов, рефератов, создание презентаций и т.д.).

Практика: Анализ практической работы. Выдвижение гипотез.

6. Тема: Проведение арифметических расчетов. Практика: Проведение арифметических расчетов (вычисление).

Раздел VIII. Оформление результатов работы (15 ч.)

1. Тема: Что такое таблица, и как ее оформить? Практика: Оформление таблицы.

2. Тема: Что такое график, и как он создается? Практика: Создание графиков.

3. Тема: Что такое диаграмма, и как ее оформить? Практика: Оформление диаграмм.

4. Тема: Что такое схема, и как ее оформить? Практика: Оформление схем.

5. Тема:Что такое план местности, и как лучше его оформить? Практика: Оформление плана местности.

Раздел IX. Презентация результатов проделанной работы (12 ч.)

1. Тема: Основные элементы защиты конкурсной работы. Практика: Составление памятки участника конкурса, выступающего с докладом.

2. Тема: Модели представления результатов работы на конференции: классическая, индивидуальная и творческая.

Практика: Работа над созданием классической модели представления результатов работы.

3-4. Тема: Риторика и культура речи. Композиция доклада. Как контролировать внимание аудитории? Использование наглядности.

Практика: Составление доклада. Подготовка устного доклада.

Раздел X. Оценивание исследовательских работ (6 ч.)

1. Тема: Критерии оценивания исследовательских работ. Практика: Знакомство с критериями экспертизы исследовательских работ.

Региональное краеведение

2. Тема: Типичные ошибки при написании исследовательских работ. Типичные ошибки в докладе. Типичные ошибки в иллюстрированном материале.

Практика: Работа над ошибками.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Раздел XI. Подготовительный этап проведения исследования (24 ч.)

1. Тема: Подготовка к исследованию. Выбор темы для исследования и формулировка цели и задач.

Практика: Выбор темы для исследования и формулировка цели и задач.

2. Тема: Разработка плана исследования. Обоснование актуальности и практической значимости. Формулировка гипотезы.

Практика: Составление плана проведения исследования.

3-4. Тема: Разработка инструментария: подбор методик, определение выборки и хода исследования.

Практика: Разработка вариантов вопросников.

5. Тема: Планирование методов обработки данных (количественные, качественные, качественно-количественные).

Практика: Сбор информации по теме исследования.

6. Тема: Изучение источников информации.

Практика: Проведение инструктажа перед сбором материала. Сбор информации о предмете изучения.

7. Тема: Работа с литературными источниками по данной проблеме. Теоретический и эмпирический методы исследования.

Практика: Работа с литературными источниками по данной проблеме.

8. Тема: Поиск информации в Интернете.

Практика: Поиск информации в Интернете.

Раздел XII. Организация и проведение исследования (24 ч.)

1. Тема: Планирование и организация экспериментальной работы исследования.

Практика: Индивидуальная работа над проектами. Сбор первичной информации. Индивидуальные консультации. Организация и проведения исследования.

2. Тема: Проведение социологического опроса, анкетирования, интервьюирование.

Практика: Проведение социологического опроса, анкетирования, интервьюирования.

3. Тема: Рекогносцировочные исследования.

Практика: Ознакомление с объектом исследования, географическая характеристика места проведения исследования.

4. Тема: Наблюдения, проведение эксперимента.

Практика: Изложение наблюдений, результатов опытов, измерений, сравнений, учетов, рассказов очевидцев и их обсуждение.

5. Тема: Сбор материала, изучение архивных и краеведческих данных по объекту исследования.

Программа «Юные исследователи Сарова»

Габдулина Галина Алексеевна

Практика. Сбор и обработка материала (фактов, наблюдений, доказательств).

6. Тема: Картографирование, фотографирование изучаемых объектов.

Практика: Картографирование, фотографирование, видеоизображение объектов.

7. Тема: Обработка и систематизация эмпирических данных.

Практика. Обработка и систематизация эмпирических

данных.

8. Тема: Анализ статистических данных. Формулирование выводов или умозаключений, оценка полученных результатов.

Практика: Анализ статистических данных. Формулирование выводов или умозаключений, оценка полученных результатов.

Раздел XIII. Подготовка и участие учащихся в мероприятиях разного уровня организации (24 ч.)

1. Тема: Ознакомление с положениями учрежденческих, городских, областных, региональных, всероссийских, международных мероприятий.

Практика: Ознакомление с положениями конкурсов. Изучение теоретического материала по тематике конкурсов.

2. Тема: Оформление исследовательских и творческих работ учащихся в соответствии с положениями конкурсов.

Практика: Оформление исследовательских и творческих работ учащихся.

3-4. Тема: Составление тезисов, аннотаций, устных и стендовых докладов, компьютерных презентаций.

Практика: Составление тезисов, аннотаций, устных и стендовых докладов, компьютерных презентаций.

5-6. Тема: Оформление наглядного материала.

Практика: Оформление наглядного материала. листовок, плакатов, буклетов, таблиц, диаграмм и пр. материала согласно заданиям и тематике конкурсов.

7. Тема: Подготовка публичного выступления. Индивидуальная подготовка учащихся к олимпиадам, конкурсам и научно-практическим конференциям в соответствии с положением.

Практика: Подготовка публичного выступления.

8. Тема: Анализ результатов участия учащихся в акциях, олимпиадах, конкурсах, конференциях.

Практика: Представление лучших работ учащихся.

Раздел XIV. Заключительное занятие (3 ч.)

1.Тема: Итоговое занятие. Подведение итогов за учебный год. Обсуждение достижений и успехов учащихся.

Практика: Планирование работы кружка на следующий учебный год. Интеллектуально-познавательная игра «Что? Где? Когда?»

Методическое обеспечение. Презентация «Наши достижения». Задания игры «Что? Где? Когда?»

Региональное краеведение

К концу первого года обучения учащиеся должны знать:

• общие требования к выполнению исследовательских и реферативных работ;

• особенности формулировок темы научной работы; постановки целей и задач исследования, выборов метода исследования;

• виды представления научных работ (реферат, научная статья, тезисы);

• методику проведения исследовательских работ;

• современные требования к оформлению рефератов и исследовательских работ эко-лого-краеведческой направленности;

• требования, предъявляемые к оформлению тезисов докладов, библиографии;

• правила оформления иллюстративного материала;

• требования, предъявляемые к мультимедийной презентации;

• требования, предъявляемые к стендовому докладу;

• требования, предъявляемые к докладу;

• общие требования к подготовке и участию в конкурсах исследовательских работ эко-лого-краеведческой направленности;

• правила поведения и технику безопасности в походах, экскурсиях, экспедициях;

• правила здорового образа жизни.

К концу первого года обучения учащиеся должны уметь:

• проводить исследования;

• ставить цели и задачи исследования;

• осуществлять поиск и отбор информации из различных источников;

• владеть теоретическими (системный, типологический и др.) и эмпирическими (проведение интервью, бесед наблюдений, анкетирования; анализ статистического материала) методами исследования;

• собирать, систематизировать и оформлять краеведческий материал;

• выявлять причинно-следственные связи;

• оформлять рефераты и исследовательские работы эколого-краеведческой направленности;

• объяснять значение понятий, отражающих анализируемую проблему, вопрос и т.д.;

• конспектировать, составлять план своего рассказа, план-конспект научной работы тезисы, библиографию;

• трактовать результаты работы;

• работать в программах Excel, Microsoft Office Word, Microsoft Power Point (составлять диаграммы, схемы, таблицы) для обработки результатов научных исследований;

• работать с определителями, краеведческой литературой, периодическими источниками;

• работать с картой, планом местности;

• вести социологические опросы, полевые записи, проводить анкетирование;

• делать фотоснимки изучаемых объектов;

• оформлять иллюстративный материал;

• создавать мультимедийную презентацию;

• оформлять и представлять стендовый доклад;

• владеть техникой публичной защиты результатов собственного исследования;

• соблюдать правила поведения и технику безопасности в походах, экскурсиях, экспедициях;

• работать в коллективе.

Программа «Юные исследователи Сарова»

Габдулина Галина Алексеевна

Второй год обучения. Организация и проведение исследования. Учебный план

№ Разделы Количество часов Формы аттестации/

Всего Теория Практика контроля

1 Введение. Организация исследовательской деятельности учащихся 3 2 1 Анкетирование

2 Оформление результатов исследования 21 6 15 Интерпретация результатов; обзорное описание результатов работы

3 Использование персональных компьютеров в рамках работы над проектами 24 9 15 Тестирование. Анализ практической работы. Выдвижение гипотез. Индивидуальный контроль

4 Оформление таблиц, графиков, диаграмм, схем и т.д. 30 15 15 Оформление исследовательских работ

5 Подготовка к защите научной работы 30 12 18 Оформление тезисов, конспектов, аннотаций. Составление стендового доклада, рецензии

6 Подготовка и участие учащихся в работе научно-практических конференций, конкурсах, олимпиадах различного уровня организации (городских, областных, региональных, Всероссийских, международных и т.д.) 24 6 18 Участие в работе научно-практических конференций, конкурсах, олимпиадах различного уровня организации

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

7 Подготовительный этап проведения исследования 30 12 18 Выбор темы для исследования и формулировка целей и задач. Разработка вариантов вопросников

8 Литературный обзор по теме исследований 21 6 15 Умение работать с литературой, определителями, архивными материалами

9 Организация и проведение исследования 30 6 24 Обработка и систематизация материала

10 Заключительное занятие 3 1 2 Экологический турнир «Знатоки природы»

Итого: 216 75 141

Содержание второго года обучения (216 часов)

Раздел I. Введение (3 ч.)

1. Тема: Организация исследовательской деятельности учащихся. Цели и задачи работы кружка для учащихся на учебный год.

Практика: Знакомство с планом работы кружка на учебный год. Инструктаж по технике безопасности и охране труда во время проведения исследований.

Региональное краеведение

Раздел II. Оформление результатов исследования (21 часов)

1. Тема: Теоретический анализ и обобщение результатов в соответствии с логикой поставленных задач и гипотез.

Практика: Теоретический анализ и обобщение результатов в соответствии с логикой поставленных задач и гипотез.

2. Тема: Вербальное (словесное) описание полученного после статистической обработки материала.

Практика: Интерпретация результатов. Анализ полученных данных. Выводы.

3. Тема: Оформление результатов работы: титульный лист; оглавление; введение.

Практика: Оформление титульного листа, оглавления и раздела «Введение».

4. Тема: Оформление результатов работы: основная часть, заключение.

Практика: Оформление основной части, заключения.

5. Тема: Оформление библиографического списка.

Практика: Оформление библиографического списка.

6-7. Тема: Оформление приложения.

Практика: Оформление приложения.

Раздел III. Использование персональных компьютеров в рамках работы над проектами (24 ч.)

1-2. Тема: Компьютерная обработка данных исследования. Методология эксперимента.

Практика: Компьютерная обработка данных исследования.

3-4. Тема: Описание применяемых методик исследования.

Практика: Описание применяемых методик исследования. Оформление раздела «Методика проведения исследования».

5-6. Тема: Проведение арифметических расчетов.

Практика: Проведение арифметических расчетов.

7-8. Тема: Оформление раздела «Результаты и анализ исследований». Оформление разделов «Выводы», «Перспектива». Составление библиографического списка.

Практика: Описание полученных результатов по теме исследования. Оформление разделов «Выводы», «Перспектива». Составление библиографического списка.

Раздел IV. Оформление таблиц, графиков, диаграмм, схем (30 ч.)

1. Тема: Алгоритм оформления приложения. Практическая работа: Разработка алгоритма оформления

приложения.

2. Тема: Алгоритм составления таблиц. Практика: Оформление таблицы.

3. Тема: Создание графиков. Практика: Оформление графиков.

4. Тема: Алгоритм составления диаграмм. Практика: Оформление диаграмм.

Габдулина Галина Алексеевна

5-6. Тема: Оформление схем. Практика: Оформление схем.

7. Тема: Оформление плана местности. Практика: Оформление плана местности и т.п.

8. Тема: Работа с фото- и видеоинформацией, атласами-определителями, картами.

Практика: Обработка фото и видеоматериалов. 9-10. Тема: Оформление исследовательских работ (реферат, доклад, исследовательская работа).

Практика: Оформление исследовательских работ.

Раздел V. Подготовка к защите научной работы (30 ч.)

1. Тема. Модели представления результатов работы на конференции.

Практика: Обсуждение модели представления исследовательских работ.

2-4. Тема: Составление компьютерной презентации. Практика: Подготовка презентации работы в Microsoft

Power Point.

5. Тема: Риторика и культура речи. Практика: Композиция доклада.

6. Тема: Подготовка публичного выступления. Практика: Подготовка устного доклада.

7-8. Тема: Составление конспектов, тезисов, аннотаций. Практика: Подготовка конспектов, тезисов, аннотаций. 9-10. Тема: Оформление стендового доклада. Составление рецензий.

Практика: Оформление стендового доклада, рецензий.

Раздел VI. Подготовка и участие учащихся в работе научно-практических конференций, конкурсах, олимпиадах различного уровня организации (городских, областных, региональных, всероссийских, международных и т.д.) (24 ч.)

1. Тема: Ознакомление с положениями учрежденческих, городских, областных, региональных, всероссийских, международных мероприятий.

Практика: Ознакомление с положениями конкурсов. Изучение теоретического материала по тематике конкурсов.

2. Тема: Оформление исследовательских и творческих работ учащихся в соответствии с положением конкурсов.

Практика: Оформление исследовательских и творческих работ учащихся.

3-4. Тема: Составление тезисов, аннотаций, устных и стендовых докладов, компьютерных презентаций.

Практика: Составление тезисов, аннотаций, устных и стендовых докладов, компьютерных презентаций. 5-6. Тема: Оформление наглядного материала.

Региональное краеведение

Практика: Оформление наглядного материала: листовок, плакатов, буклетов, таблиц, диаграмм и пр. материала согласно заданиям и тематике конкурсов.

7. Тема: Подготовка публичного выступления. Индивидуальная подготовка учащихся к олимпиадам, конкурсам и научно-практическим конференциям в соответствии с положением.

Практика: Подготовка публичного выступления.

8. Тема: Анализ результатов участия учащихся в акциях, олимпиадах, конкурсах, конференциях.

Практика: Представление лучших работ учащихся.

Раздел VII. Подготовительный этап проведения исследования (30 ч.)

1-2. Тема: Подготовка к исследованию. Выбор темы для исследования и формулировка целей и задач. Инструкции по технике безопасности при организации и проведении походов, практик и экспедиций.

Практика: Выбор темы для исследования и формулировка целей и задач. Проведение инструктажа перед сбором материала. Сбор информации о предмете изучения.

3. Тема: Разработка программы исследования. Обоснование актуальности и практической значимости. Формулировка гипотезы.

Практика: Составление плана проведения исследования. Формулировка абзаца «Актуальность исследования». Формулирование гипотезы и проблемы предпринимаемого исследования.

4-5. Тема: Разработка инструментария: подбор методик, определение выборки и хода исследования.

Практика: Разработка вариантов вопросников.

6. Тема: Планирование методов обработки данных (количественные, качественные, качественно-количественные).

Практика: Сбор информации по теме исследования.

7. Тема: Изучение источников информации.

Практика: Проведение инструктажа перед сбором материала. Сбор информации о предмете изучения.

8-9. Тема: Теоретический и эмпирический методы исследования.

Практика: Работа с литературными источниками по данной проблеме.

10. Тема: Поиск информации в сети Интернет.

Практика: Поиск информации в сети Интернет.

Раздел VIII. Литературный обзор по теме исследования (21 ч.)

1. Тема: Поиск, накопление и обработка информации. Организация работы со всей опубликованной литературой по данной проблеме.

Практика: Работа с первоисточниками: научно-популярной, учебной, справочной, научной и методической литературой.

Габдулина Галина Алексеевна

2-3. Тема: Организация работы с определителями животных и растений, учебными книгами и журналами, материалами периодической печати по теме исследований.

4. Тема: Знакомство с архивными материалами и краеведческой литературой. Цитирование текста.

Практика: Знакомство с архивными материалами и краеведческой литературой. Конспектирование литературных данных.

5. Тема: План-конспект рассматриваемой проблемы.

Практика: Составление плана-конспекта.

6. Тема: Библиографическое описание рассматриваемой проблемы.

Практика: Составление библиографического списка.

7. Тема: Тематические лекции и сообщения по темам исследования. Анализ различных источников информации.

Практика: Анализ представленных работ.

IX. Организация и проведение исследования (30 ч.)

1. Тема: Планирование и организация экспериментальной работы исследования.

Практика: Индивидуальная работа над проектами. Сбор первичной информации. Индивидуальные консультации. Организация и проведения исследования.

2. Тема: Проведение социологического опроса, анкетирования, интервью.

Практика: Проведение социологического опроса, анкетирования, интервью.

3-4. Тема: Рекогносцировочные исследования.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Практика: Ознакомление с объектом исследования, географическая характеристика места проведения исследования.

5. Тема: Геоботанические описания природных объектов.

Практика: Изложение наблюдений, результатов опытов, измерений, сравнений, учётов, рассказов очевидцев и их обсуждение.

Методическое обеспечение Методика сбора гербариев.

6-7. Тема: Сбор материала, изучение архивных и краеведческих данных по объекту исследования.

Практика: Разработка вариантов вопросников, выбор информаторов. Сбор и обработка материала (фактов, наблюдений, доказательств).

8. Тема: Требования, предъявляемые к картографированию, фотографированию, видеоизображению объектов.

Практика: Картографирование, фотографирование, видеоизображение объектов.

9. Тема: Требования к обработке и систематизации эмпирических данных.

Практика: Обработка и систематизация эмпирических данных.

Региональное краеведение

10. Тема: Анализ статистических данных. Формулирование выводов или умозаключений, оценка полученных результатов.

Практика: Анализ статистических данных. Формулирование выводов или умозаключений, оценка полученных результатов.

Раздел X. Заключительное занятие (3 ч.)

1.Тема. Итоговое занятие. Обсуждение достижений и успехов учащихся.

Практика: Подведение итогов за учебный год. Экологический турнир «Знатоки природы».

К концу второго года обучения учащиеся должны знать:

• общие требования к выполнению исследовательских и реферативных работ;

• методики проведения исследований по выбранным темам;

• экологические проблемы края и способы их разрешения;

• определения основных экологических понятий;

• особенности методов наблюдения, эксперимента;

• требования, предъявляемые к мультимедийной презентации, докладу;

• правила поведения в местных экосистемах;

• правила здорового образа жизни.

К концу второго года обучения учащиеся должны уметь:

• проводить исследования;

• определять структуру (план) научной работы (введение, основная часть, заключение, список литературы, приложения);

• владеть простейшими методами статистической обработки данных;

• наблюдать за экологическими явлениями, влиянием деятельности человека на экосистемы;

• проводить измерения с помощью различных приборов;

• анализировать результаты своей деятельности;

• оформлять результаты наблюдений, исследований;

• работать с определителями, краеведческой литературой, материалами периодической печати;

• прогнозировать последствия антропогенных факторов на биологическое разнообразие и ландшафты;

• проводить мониторинг окружающей среды;

• проводить геоботаническое описание;

• определять растения и животных своей местности по определителю и без него;

• свободно излагать результаты исследования при соблюдении регламента;

• участвовать в деятельности по охране окружающей среды своей местности;

• выполнять правила поведения в природе;

• работать в коллективе;

• прогнозировать и анализировать те или иные экологические ситуации;

• проводить природоохранные мероприятия.

Габдулина Галина Алексеевна

Литература

Литература, используемая педагогом для разработки программы и организации образовательного процесса

1. Белых С.Л. Управление исследовательской активностью ученика: Методическое пособие для педагогов средних школ, гимназий, лицеев. М: Журнал «Исследовательская работа школьников», 2007. 56 с.

2. Васильева З.И. Изучение личности школьника учителем. М.: Педагогика, 1991. 136 с.

3. Веденина Ю.А., Кулешова М.Е. Культурный ландшафт как объект наследия. М.: Институт Наследия; СПб.: Дмитрий Буланин, 2004. 620 с.

4. Веракса Н.Е, Веракса А.Н. История возрастной психологии: Детская психология: учебное пособие. 2008. 304 с.

5. ВиноградоваЕ. Обучение через участие и взаимодействие. Практическое пособие для учителей. Ассоциация юных лидеров в Казахстане. Алматы, 1997.

6. ВыготскийЛ.С. Психология. М.: Изд-во ЭКСМО-Пресс, 2000. 1008 с.

7. Войди в природу другом. Сборник методических материалов. Издательство «ИНФО». Саров, 2002.

8. Галецкая Л.В, Никитенко С.А. Озеленение пришкольного участка: рекомендации, планирование работы, справочные материалы: Учитель, 2011. 131 с.

9. Горсткина З.М. Экологическое образование и воспитание школьников. Методические рекомендации. Заокская типография. Тула, 1990.

10. Гринченко О.С. Методические рекомендации по созданию особо охраняемых природных территорий. Центральная станция юных натуралистов и опытников сельского хозяйства. Москва, 1998.

11. Громова О.Ю., Михалёв Е.В. Методические указания к написанию учебно-исследовательских и проектных работ эколого-биологического направления. Нижний Новгород. ГОУ ДОД «Центр развития творчества детей и юношества Нижегородской области», 2009. 16 с.

12. Даринский А.В. Кривоносова, В.А.Круглова, В.К. Луканенкова. Краеведение. Пособие для учителя/ Москва. Просвещение, 1987. 158 с.

13. Емельянова И.Н. Теория и методика воспитания: учебное пособие. Издательский центр «Академия», 2008. 224 с.

14. Каргина З.А. Практическое пособие для педагога дополнительного образования. Изд. доп. М.: Школьная Пресса, 2008. 96 с.

15. Конкурс школьных исследовательских работ «Инструментальные исследования окружающей среды». Методические рекомендации. Под ред. А.А. Мельника. СПб.: Крисмас +, 2009. 55 с.

16. Леонтович А.В., Саввичев А.С. Исследовательская и проектная работа школьников. 5-11 классы. М.: ВАКО, 2014. 160 с.

17. Молодова Л.П. Игровые экологические занятия с детьми. Учебно-методическое пособие. М.: Издательство «Центр гуманитарной литературы», 2003.

18. Мельник А.А. Конкурс школьных исследовательских работ «Инструментальные исследования окружающей среды». Методические рекомендации. СПб.: Крисмас+, 2009. 55 с.

19. Немов Р.С. Психология. Учеб для студ. высш. пед. заведений. М.: Гума-нит. Изд. Центр ВЛАДОС, 2000. 608 с.

20. НовиковВ.С., ГубановИ.А. Школьный атлас определитель высших растений: Кн. Для учащихся. М.: Просвещение, 1985.

21. Обухов А.С. Методики исследовательской деятельности учащихся в области естественных наук. М.: Библиотека журнала «Исследователь», 2010. 2-е изд., испр.136 с.

22.

Региональное краеведение

Петряева Е.Ю, Пластинина В.М., Содномова Л.П. Реферат и исследовательская работа: рекомендации по написанию и представлению. Серия «Методическое обеспечение». М: Библиотека журнала «Исследовательская работа школьников», 2008. 48 с.

23. Подласый И.П. Педагогика: Учеб. для студ. высш. учеб. заведений: в 2 кн. М.: Гуманит. Изд. Центр ВЛАДОС, 2003.

24. Суворова О.М. Сценарий школьных праздников. Часть 2. М.: Центр «Педагогический поиск», 2001. 176 с.

25. Сухаревская Е.Ю. Занимательное естествознание. Учебно-методическое пособие. Издательство «Учитель», 2003.

26. Тишурина О.Н. Растения леса. М.: Дрофа, 2003. 128 с.

27. Харитонов Н.П. Исследуем природу: Учебно-методическое пособие по организации исследовательской деятельности школьников в полевой биологии. М.: МИОО, 2008. 190 с.

Периодические издания

1. Биология в школе. Научно-методический журнал. ООО «Школьная пресса». 2007. № 1-5, 7, 9; № 4, 5. 2008; № 6. 2011. 80 с.

2. «Биология». Газета. № 13. 2001; № 5, 17. 2003; № 17. 2007; № 1, 2, 8, 12, 14. 2008.

3. «Воспитание школьников». Научно-методический журнал. № 5. 2005; № 1, 5, 6, 10, 12. 2007; № 1, 2, 6, 7. 2008.

4. Исследовательская работа школьников. Научно-методический и ин-формационно-публистический журнал. Москва. «Народное образование». № 4. 2007.178 с.

5. Классный руководитель. Научно-методический журнал. М.: 2003. № 8. 128 с.

6. Научно-методический журнал «Дополнительное образование и воспитание». М.: ИД ООО «Витязь - М». № 5. 2002; № 12. 2006; № 3. 2007; № 5. 2007; №7. 2007; № 10. 2008.

7. Совместные праздники для школьников и родителей / Кол. Авторов М.: Глобус, 2006. 192с.

8. Творчество педагога в системе дополнительного образования детей. Н. Новгород: издательство ООО «Педагогические технологии», 2004.

9. Творчество педагога в системе дополнительного образования детей. Выпуск 7. Этно-экологическое направление. Н. Новгород: 2008. 106 с.

Литература для учащихся

1. Александрова О.А., Ляпаева О.Н. Организация экологических и этно-экологических троп. Методические рекомендации и лучшие конкурсные работы. Н. Новгород: Экоцентр «Дронт», 2012. 40 с.

2. Багрова Л.А. Я познаю мир: Дет. энциклопедия; Растения. М.: ООО «Издательство АСТ», 2001. 512 с.

3. Бакка С.В., Киселёва Н.Ю. Особо охраняемые природные территории Нижегородской области. Аннотированный перечень. Н. Новгород, 2008. 560 с.

4. БалашовВ.А., БрыжинскийВ.С., МакаркинН.П. и др. Мордва: Историко-культурные очерки. Мордовское книжное издательство, 1995. 624 с.

5. Веденина Ю.А., Кулешова М.Е. Культурный ландшафт как объект наследия. М.: Институт Наследия; СПб.: Дмитрий Буланин, 2004. 620 с.

6. Громова О.Ю., Михалёв Е.В. Методические указания к написанию учебно-исследовательских и проектных работ эколого-биологиче-ского направления. Нижний Новгород: ГОУ ДОД «Центр развития творчества детей и юношества Нижегородской области», 2009. 16 с.

7. Захарова О.А. Этноэкология. Сборник материалов. М.: ГОУВПО МГУЛ, 2005. 140 с.

Габдулина Галина Алексеевна

8. Зимина О.Г. Сборник методических материалов по организации эко-лого-краеведческой деятельности с учащимися. Мурманск, 2006. 84 с.

9. НовиковВ.С., ГубановИ.А. Школьный атлас определитель высших растений: Кн. для учащихся. М.: Просвещение, 1985.

10. Мельник А.А. Конкурс школьных исследовательских работ «Инструментальные исследования окружающей среды». Методические рекомендации. СПб.: Крисмас+, 2009. 55 с.

11. Морозова И.Е. Памятники природы города Сарова. Сведения об особо охраняемых природных территориях, расположенных на территории ЗАТО Саров. «ООО Саровская городская типография», 2009. 40 с.

12. Петряева Е.Ю, Пластинина В.М., Содномова Л.П. Реферат и исследовательская работа: рекомендации по написанию и представлению. М: Библиотека журнала «Исследовательская работа школьников», 2008. 48 с.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

13. Суворова О.М. Сценарий школьных праздников. Часть 2. /М.: Центр «Педагогический поиск», 2001. 176 с.

14. Сухаревская Е.Ю. Занимательное естествознание. Учебно-методическое пособие. Издательство «Учитель», 2003.

15. Тишурина О.Н. Растения леса. М.: Дрофа, 2003. 128 с.

16. Харитонов Н.П. Исследуем природу: Учебно-методическое пособие по организации исследовательской деятельности школьников в полевой биологии. М.: МИОО, 2008. 190 с.

17. Чередниченко И.П. Экология. 6-11 классы: внеклассные мероприятия, исследовательская деятельность учащихся. Волгоград: Учитель, 2010. 134 с.

18. Конкурс школьных исследовательских работ «Инструментальные исследования окружающей среды». Методические рекомендации. Под ред. А.А. Мельника. СПб.: Крисмас+, 2009. 55 с.

Нормативно-методические и правовые документы

1. Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 г. № 273-Ф3.

2. Государственная программа Российской Федерации «Развитие образования» на 2013-2020 годы.

3. Концепция развития дополнительного образования детей. Распоряжение Правительства Российской Федерации от 04.09.2014 года № 1726-р.

4. Концепция духовно-нравственного развития и воспитания гражданина России.

5. Программа развития воспитательной компоненты в общеобразовательных учреждениях (письмо МО от 13.05.2013 года № 118-352/09).

6. Профессиональный стандарт педагога дополнительного образования детей и взрослых (приказ Министерства труда и социальной защиты РФ от 08.09.2015 года № 613н).

7. Порядок организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам (Приказ Минобрнауки РФ от 29.08.2013 г. № 1008).

8. Конвенция ООН «О правах ребенка» [Текст]: принята 15.09.1990 г.

9. Стратегия развития воспитания в РФ на период до 2025 года. Распоряжение правительства Российской Федерации № 996-р от 29 мая 2015 г.

10. «Санитарно-эпидемиологические требования к учреждениям дополнительного образования» 2.4.4. 3172-14 [Текст]: приняты 04.07.2014 г.

11. Методические рекомендации по проектированию дополнительных общеразвивающих программ (включая разноуровневые программы). Письмо Министерства образования и науки РФ от 18 ноября 2015 г. № 09-3242

12. Письмо Министерства образования Нижегородской области от 30.05.2014 г. № 316-01-100-1674/14 «Методические рекомендации по разработке образовательной программы образовательной организации дополнительного образования».

Региональное краеведение

Интернет-источники

1. Бродецкая Е.В. Современные педагогические технологии в дополнительном образовании детей. URL: http://nsportal. ru/shkola/dopolnitelnoe-obrazovanie/library/2015/01/14/ sovremennye-pedagogicheskie-tekhnologii-v

2. Использование современных образовательных технологий в дополнительном образовании. URL: http://nnov-nav-mou-muk.edusite. ru/DswMedia/ispol-zovaniesovremennyix.doc

3. Казакова Н.А. Современные педагогические технологии в дополнительном образовании детей. URL: http://davaiknam.ru/text/ sovremennie-pedagogicheskie-tehnologii-v-dopolnitelenom-obrazo

4. Киселева Л.А. Современные педагогические технологии в практике дополнительного образования детей. URL: https://open-lesson. net/5938/

5. Обзор современных педагогических технологий. URL: http:// zavuch.by/obzor.html

6. Педагогические технологии в дополнительном образовании детей. URL: http://www.gddut.ru/sites/default/files/Педагогические%20 технологии%20в%20дополнительном%20образованииЛос

7. Перечень планируемых метапредметных результатов... URL: https://mosmetod.ru/metodicheskoe-prostranstvo/srednyaya-i-starshaya-shkola/informatika-ikt/fgos/perechen-planiruemykh-metapredmetnykh-rezultatov-osvoeniya-obrazovatelnoj-programmy.html

8. Современные педагогические технологии в дополнительном образовании (нормативно-методическая статья) // Внешкольник. 1999. № 7-8. С. 37.

9. ФришманИ.И. Организация и проведение коллективно-творческого дела в детских общественных объединениях // Внешкольник. 2007. № 2. С. 11.

Приложение 1

Методические рекомендации к проведению занятий

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Юные исследователи Сарова» создана для поддержки практической части курса экологии, биологии и краеведения в 5-11 классах, посредством проведения, обработки и оформления результатов опытнической и научно-исследовательской работы, проводимой учащимися в летних полевых лагерях, эколого-краеведческих экспедициях; на пришкольных участках и учебно-опытном участке станции юных натуралистов. Программа может быть использована педагогами дополнительного образования, учителями, занимающимися исследовательской деятельностью.

При организации научно-исследовательской работы необходимо обратить внимание на индивидуальные особенности учащихся: их возраст, интересы, опыт, потребности, физические и психологические возможности. Исследовательская работа не может носить массовый характер и должна проводиться с наиболее увлеченными ребятами, проявляющими интерес к экологии, биологии, краеведению.

Габдулина Галина Алексеевна

Программа рассчитана на 2 года обучения и предназначена для учащихся 12-18 лет.

Исследовательская деятельность обучающихся как самостоятельный вид образовательной деятельности может осуществляться на всех уровнях освоения программы «Юные исследователи Сарова».

Первый год обучения необходимо посвятить усвоению основных понятий проектно-исследовательской деятельности, структуре проведения проектно-исследовательской работы, технологии выполнения и оформления самостоятельной исследовательской работы.

В тематику занятий входит знакомство с различными методиками работы, методами наблюдений и сбора материала, способами их обработки; правилами написания, оформления и защиты работ.

Для успешной исследовательской деятельности учащихся необходима четкая постановка целей и задач исследования; наличие доступных методик исследования, добровольность, самостоятельность и заинтересованность ребенка в результатах исследования.

Необходимо стремиться к тому, чтобы учащиеся сами выдвигали различные гипотезы и формулировали задачи. Педагог должен лишь помогать, более четко формулировать ту или иную задачу и совместно с ребятами обсуждать их достоинства и недостатки выдвигаемых предложений, оказывать направляющее действие на всех этапах исследования. Желательно чтобы учащиеся сами предлагали тему исследования, для каждой поставленной задачи подобрали соответствующие методы исследования, которые дали бы результат. Умели самостоятельно сравнивать, анализировать и обобщать собранный материал.

Освоив содержание первого курса обучения, обучающиеся получат общие представления о методологии научного исследования; освоят основные закономерности и этапы про-ектно-исследовательской деятельности; ознакомятся с основными методами проектно-исследовательской деятельности.

Освоив второй курс обучения, посвященный изучению методик полевых исследований, совершенствованию приобретенных знаний, умений и навыков постановки экспериментов и исследовательских работ, учащиеся должны самостоятельно добывать необходимые знания, работая с различными источниками информации, проводить их анализ, сопоставлять, обобщать, подтверждать теоретические материалы опытно-экспериментальными методами, оформлять результаты своего исследования, готовить доклады и презентации, выступать на конкурсах и конференциях.

Перед началом проведения исследования, поездкой в экспедиции, проведением соцопросов обязательно проводить подробный и неодноразовый инструктаж с обучающимися.

Региональное краеведение

При проведении исследований иметь дневник, фотоаппарат, видеокамеру, диктофон и необходимое оборудование в соответствии с тематикой исследования.

При проведении исследований и обработке данных предусмотрены индивидуальные занятия. Каждый учащийся или группа учащихся в два-три человека ведет отдельную исследовательскую работу, проводит обработку результатов исследований, их анализ и обобщение.

Важно чтобы результаты работы не затерялись, не пропали для науки. О том, что интересного нашли или выявили учащиеся в экспедициях или в процессе проведения исследования, должны узнать окружающие люди. Знания, полученные в ходе исследования, умения и навыки, выработанные в процессе работы, формируют у детей мировоззрение и экологическую культуру.

Развитие исследовательской деятельности способствует развитию самостоятельности, самоорганизованности, ответственности и профессиональной ориентации обучающихся.

Приложение 2

Темы исследовательских работ учащихся

1. Влияние рекреации на состояние природных комплексов г. Сарова Нижегородской области.

2. Комплексное изучение родников Сарова.

3. Экологическое состояние пришкольной территории МБОУ СОШ № 17.

4. К вопросу о развитии пчеловодства и использовании мёда в г. Сарове и его окрестностях.

5. Комплексное изучение памятника природы «Эрзянское священное урочище Кереметь» как природно-культового объекта.

6. Оценка экологического состояния воздушного бассейна г. Саров методом активной лихеноиндикации.

7. Влияние давления школьных сумок как один из факторов нарушения осанки у школьников.

8. Изучение показателей здоровья учащихся, их соответствие возрастным нормам.

9. Демографический анализ ценопопуляций одуванчика лекарственного на урбанизированных территориях города Сарова.

10. Реакция комнатных растений на изменение условий их жизни.

11.Изучение экологического состояния пруда Балыковский.

12.Оценка загрязнения воздуха автотранспортом в районе МБОУ СОШ № 17 г. Сарова.

13.Проект «Водяная мельница».

Габдулина Галина Алексеевна

14.Комплексное изучение состояния памятника природы «Заливной луг» и возможность использования в экологическом краеведении.

15.Природно-культурная тропа: «По следам батюшки Серафима».

16.Проблема накопления твердых бытовых отходов в городе и поиск путей решения.

17. Использование лекарственных растений в озеленении и благоустройстве территории станции юных натуралистов.

18.Проект по обустройству «Большого пруда» для разведения рыбы.

19.Проект «Выращивание зерновых культур на учебно-опытном участке».

20.Влияние рекреации на состояние городского парка культуры и отдыха и прилегающей к нему территории.

21.Физико-географическая характеристика пруда Балыковский.

22.Колодец о. Серафима на Дальней Пустынке.

23.Определение удельной активности цезия-137 в почве

на территории ЗАТО Саров.

24.Популяция бобра на территории ЗАТО Саров.

Приложение 3

Индивидуальный образовательный маршрут

Необходимость индивидуальных занятий с учащимися для реализации дополнительной общеобразовательной общераз-вивающей программы «Юные исследователи Сарова» обусловлена спецификой исследовательской деятельности: различие тематики исследований и применяемых исследовательских методик требует непосредственного руководства педагога. Поэтому целесообразно прохождение учащимися индивидуальных образовательных маршрутов.

При составлении маршрута были учтены индивидуальные особенности учащихся:

• образовательная база;

• психическое и физическое состояние;

• личностные качества, особенности характера учащегося (умение работать в команде и индивидуально, вид памяти, социальная активность, мотивированность и т.д.)

• возраст;

• социальный аспект (пожелания родителей).

Региональное краеведение

Индивидуальный учебный план учащегося Сусарева Евгения 2-й год обучения, 2017/2018 учебный год Тема: «Популяция бобра на территории ЗАТО Саров»

Вид работы Место проведения Сроки

Информационный этап. Беседа со школьником и его родителями по вопросу выбора темы. Определение целей и задач ИОМ СЮН 08.09.17

Разработка плана проведения исследования СЮН 11.09.17

Обзор литературы и Интернет-источников по теме исследования СЮН 13.09.17

Консультации со специалистами МБУ «Лесопарк» ФГУП, РФЯЦ-ВНИИЭФ УМиАТ 18.09.17

Подготовка методик, бланков учета, оборудования для проведения исследования СЮН 22.09.17

Проведение исследований Рекогносцировочное обследование водоемов. Выявление и изучение бобровых поселений и следов их жизнедеятельности на территории ЗАТО Саров Водоемы Сарова 25.09.17-06.10.17

Проведение социологических опросов (рыбаков, дачников) Водоемы Сарова, с/о Кремешки 25.09.17-06.10.17

Изучение рациона бобра и определение составляющих его приоритетных видов деревьев и кустарников Водоемы Сарова 09.10.17-16.09.17

Обработка результатов исследования, выводы СЮН 20.10.17-13.11.17

Оформление работы СЮН 17.11.17-12.01.17

Подготовка устного доклада и презентации по теме исследования СЮН 22.01.18-02.02.18

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Подготовка стендового доклада для участия в областной конференции школьных исследовательских проектов «Молодежный мониторинг природных объектов» СЮН 03.02.18-08.02.18

Подготовка выступления СЮН 03.02.18-08.02.18

Защита работы г. Нижний Новгород 09.02.18

Защита работы Департамент образования г. Саров 28.02.18

Защита работы 14 Всероссийская экологическая Ассамблея г. Нижний Новгород 15.05.18

Анализ результатов защиты работы на конкурсах СЮН 23.05.18

Посадка ив вблизи бобровых поселений Противопожарный водоем Апрель

Программа «Юные исследователи Сарова»

Габдулина Галина Алексеевна

Приложение 4

Индивидуально-диагностическая карта отслеживания динамики развития учащихся

Творческое объединение_

Фамилия_Имя_Возраст_

Класс_

Год обучения_

Педагог_

Показатели Уровень усвоения (декабрь) Уровень усвоения (май)

Знания на «3» Знания на «4» Знания на «5» Знания на «3» Знания на «4» Знания на «5»

1. Уровень освоения ребенком теоретического программного материала

2. Овладение ребенком практическими умениям и навыками, предусмотренными программой дополнительного образования

3. Овладение ребенком творческими навыками

4. Овладение навыками исследовательской деятельности

5. Предметные достижения ребенка • на уровне кружка, • на уровне МБУ ДО «Станция юных натуралистов», • на уровне города, • на уровне области, региона, России

6. Овладение ребенком культуры поведения в природе

Региональное краеведение

Приложение 5

Диагностическая карта оценки уровня освоения дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы «Юные исследователи Сарова»

Группа №_

Год обучения _

Результаты диагностики (в баллах)

Начало года Середина года Конец года

я

с

о и е и к ь т с и к ь т с и к ь т с

д- ы о ы о ы о

а я авн тно я авн тно я авн тно

У у ни е м ни е м ни е м

к ан и ар ан и ар ан и ар

£ и е и ьс л е я а н т о в о е и ьс л е я а н т о в о е и ьс л е я а н т о в о

К и л и ск е ч и т т а в о дое р е т ю ь б а р Р л л а б а ск е ч и т т а в о дое р е т ю ь б а р Р л л а б а ск е ч и т т а в о дое р е т ю ь б а р Р л л а б а

м а е р о есл п м и 3 м м е р о есл п м и 3 м м е р о есл п м и 3 м м

е с о а со ¿У с о а со ¿У ^ с о а со ¿у

1

2

3

4

5

6

Оценка:

Удовлетворительно - 1 балл Хорошо - 2 балла Отлично - 3 балла

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.