Программа взаимодействия семьи и детского сада, направленная на повышение
качества образования в ДОО
Никитина Ирина Михайловна
МБДОУ "Детский сад №201" г.
Чебоксары
Ключевые слова:
качество образования, взаимодействие с семьёй Аннотация
Целью статьи является описание Программы взаимодействия семьи и детского сада на основе эффективных технологий, направленной на повышение качества образования в ДОО.
Введение
Обновление системы дошкольного образования, введение ФГОС ДО обусловили необходимость внедрения технологий сотрудничества с семьей.
На наш взгляд, основной целью взаимодействия педагогов с семьёй является установление доверительных отношений с детьми и их родителями, объединение их в одну команду.
Педагоги должны проявить инициативу и понять, каким образом взаимодействовать с каждой отдельной семьёй на благо ребёнка, пересмотрев основы взаимоотношений с родителями.
Содержание взаимодействия с родителями имеет высшую цель- ребёнок, а не потребности воспитателя, специалистов, детского сада или образовательной программы и методик образования и воспитания.
Педагогам следует подбирать технологии взаимодействия с семьями воспитанников, так как они имеют специальное профессиональное образование. Они - главный источник информации о ребёнке в образовательном учреждении, когда родители не видят его, и о деятельности учреждения,
Семья должна быть равноправной стороной сотрудничества. Участие семьи в воспитательно-образовательном процессе позволяет повысить качество образования детей, так как родители лучше знают возможности своего ребенка и заинтересованы в дальнейшем его продвижении. Современные родители достаточно разные: одни читают педагогическую литературу, пользуются интернетом, иногда воспитывают детей в традициях старшего поколения.
Выявляются некоторые противоречия:
-между изменениями в дошкольной практике, ориентированной на семью и приверженностью педагогов к традиционным формам работы и неумением использовать современные технологии сотрудничества, общения с семьёй;
-между высоким уровнем использования активных методов сотрудничества с родителями и низким уровнем желания сотрудничать части родителей;
-между запросом родительской общественности на открытость и информированность работы ДОО, желанием семьи знать больше о ребёнке и недостаточным уровнем наглядного представления качества образовательного процесса;
- между желанием педагогов активно сотрудничать с семьёй, но при котором взаимодействие не учитывает разные социальные слои родителей, уровень образования, уникальность семьи и т.д.
Таким образом, возникает необходимость в разработке Программы взаимодействия с семьёй в ДОО, которая будет ориентирована ребёнка и его семью, как получателя услуг.
Описание программы
Цель программы:
Создание системы взаимодействия с семьёй на основе технологий сотрудничества, партнёрства, направленной на повышение качества образования в ДОО.
Задачи:
- создание атмосферы доверительных, гармоничных отношении детского сада и семьи, где центром является ребёнок;
- формирование партнерских взаимоотношений педагогов и родителей;
- обобщение и внедрение лучшего опыта семейного воспитания;
-активное участие родителей в деятельности ДОО, частое включение в педагогический процесс;
-высокий уровень качества образования, как результат совместных усилий, взаимопонимания и доверия.
Принципы программы:
- нацеленность на ребёнка, на его семью, поддержка семьи и её традиций, культурных особенностей;
- личностно-развивающий и гуманистический характер взаимодействия семьи и педагогов.
- взаимообучение при взаимодействии и родителей и педагогов;
- использование технологий взаимодействия в зависимости от целевой аудитории, разных категорий родителей;
- поддержка развития ребёнка, его потенциальных способностей общими усилиями, в первую очередь от запросов семьи;
-использование современных информационных, компьютерных технологий для повышения информированности семей, доступности и открытости образовательного процесса в ДОО;
- включение семьи в образовательный процесс, в жизнь организации; Этапы программы:
1. Информационно-аналитический этап:
-маркетинговые исследования с целью выявления запросов семьи.
-социологические исследование с целью определения целевой аудитории сотрудничества;
- создание банка данных по семьям воспитанников;
2. Практический этап взаимодействия с семьями воспитанников.
Апробация и внедрения технологий сотрудничества с семьями, ориентированными на: -создание дружелюбного партнёрства между детским садом и семьёй;
-использование опыта семьи, интересов и представлений о будущем своей семьи в воспитании ребёнка;
-предоставление семье возможность делать выбор и принимать решения;
-эффективное сотрудничество с родителями в целях поддержки склонностей и задатков ребёнка 3. Оценочный этап:
Главный результат программы- ребёнок, которого окружает доброта и приветливость, понимание и доверие.
Заключение
Система взаимодействия с семьёй, построенная на принципах, обозначенных в программе, позволяет повысить качество образования, так каждый родитель является одновременно и заказчиком и партнёром в реализации услуги.
Открытость ДОО, вовлечение семьи в жизнь детского сада позволит мамам и папам быть не посторонним наблюдателем, а ответственным родителем, принимающим решения относительно образования детей.
Психолого-педагогическая поддержка семьи, идущая от запросов самой семьи, становится эффективной и целевой.
Педагогический коллектив использует разнообразные формы взаимодействия с семьёй, при этом повышает профессиональный уровень, что позволяет осознанно использовать необходимые технологии взаимодействия.
В заключении отмечу, что все формы взаимодействия с родителями, используемые в детском саду, создают атмосферу доверия и сотрудничества в коллективе взрослых, окружающих ребенка
Список литературы:
1.Доронова Т.Н. Взаимодействие дошкольного учреждения с родителями. М.: «Сфера», 2002, С. 114
2.Зверева О.Л., Кротова Т.В. Общение педагога с родителями в ДОУ. Методический аспект., М.: Творческий центр «Сфера», 2005, С. 89.
3.Свирская Л. Работа с семьёй: необязательные инструкции. Методическое пособие для работников дошкольных образовательных учреждений.-М.: Линка-Пресс, 2007.-176с.
4.Солодянкина О.В. Сотрудничество дошкольного учреждения с семьей. Пособие для работников ДОУ. М.: «Аркти», 2005, С. 221.