Научная статья на тему 'Программа взаимодействия семьи и детского сада, направленная на повышение качества образования в ДОО'

Программа взаимодействия семьи и детского сада, направленная на повышение качества образования в ДОО Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
501
73
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КАЧЕСТВО ОБРАЗОВАНИЯ / ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ С СЕМЬЁЙ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Никитина Ирина Михайловна

Целью статьи является описание Программы взаимодействия семьи и детского сада на основе эффективных технологий, направленной на повышение качества образования в ДОО.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Программа взаимодействия семьи и детского сада, направленная на повышение качества образования в ДОО»

Программа взаимодействия семьи и детского сада, направленная на повышение

качества образования в ДОО

Никитина Ирина Михайловна

МБДОУ "Детский сад №201" г.

Чебоксары

Ключевые слова:

качество образования, взаимодействие с семьёй Аннотация

Целью статьи является описание Программы взаимодействия семьи и детского сада на основе эффективных технологий, направленной на повышение качества образования в ДОО.

Введение

Обновление системы дошкольного образования, введение ФГОС ДО обусловили необходимость внедрения технологий сотрудничества с семьей.

На наш взгляд, основной целью взаимодействия педагогов с семьёй является установление доверительных отношений с детьми и их родителями, объединение их в одну команду.

Педагоги должны проявить инициативу и понять, каким образом взаимодействовать с каждой отдельной семьёй на благо ребёнка, пересмотрев основы взаимоотношений с родителями.

Содержание взаимодействия с родителями имеет высшую цель- ребёнок, а не потребности воспитателя, специалистов, детского сада или образовательной программы и методик образования и воспитания.

Педагогам следует подбирать технологии взаимодействия с семьями воспитанников, так как они имеют специальное профессиональное образование. Они - главный источник информации о ребёнке в образовательном учреждении, когда родители не видят его, и о деятельности учреждения,

Семья должна быть равноправной стороной сотрудничества. Участие семьи в воспитательно-образовательном процессе позволяет повысить качество образования детей, так как родители лучше знают возможности своего ребенка и заинтересованы в дальнейшем его продвижении. Современные родители достаточно разные: одни читают педагогическую литературу, пользуются интернетом, иногда воспитывают детей в традициях старшего поколения.

Выявляются некоторые противоречия:

-между изменениями в дошкольной практике, ориентированной на семью и приверженностью педагогов к традиционным формам работы и неумением использовать современные технологии сотрудничества, общения с семьёй;

-между высоким уровнем использования активных методов сотрудничества с родителями и низким уровнем желания сотрудничать части родителей;

-между запросом родительской общественности на открытость и информированность работы ДОО, желанием семьи знать больше о ребёнке и недостаточным уровнем наглядного представления качества образовательного процесса;

- между желанием педагогов активно сотрудничать с семьёй, но при котором взаимодействие не учитывает разные социальные слои родителей, уровень образования, уникальность семьи и т.д.

Таким образом, возникает необходимость в разработке Программы взаимодействия с семьёй в ДОО, которая будет ориентирована ребёнка и его семью, как получателя услуг.

Описание программы

Цель программы:

Создание системы взаимодействия с семьёй на основе технологий сотрудничества, партнёрства, направленной на повышение качества образования в ДОО.

Задачи:

- создание атмосферы доверительных, гармоничных отношении детского сада и семьи, где центром является ребёнок;

- формирование партнерских взаимоотношений педагогов и родителей;

- обобщение и внедрение лучшего опыта семейного воспитания;

-активное участие родителей в деятельности ДОО, частое включение в педагогический процесс;

-высокий уровень качества образования, как результат совместных усилий, взаимопонимания и доверия.

Принципы программы:

- нацеленность на ребёнка, на его семью, поддержка семьи и её традиций, культурных особенностей;

- личностно-развивающий и гуманистический характер взаимодействия семьи и педагогов.

- взаимообучение при взаимодействии и родителей и педагогов;

- использование технологий взаимодействия в зависимости от целевой аудитории, разных категорий родителей;

- поддержка развития ребёнка, его потенциальных способностей общими усилиями, в первую очередь от запросов семьи;

-использование современных информационных, компьютерных технологий для повышения информированности семей, доступности и открытости образовательного процесса в ДОО;

- включение семьи в образовательный процесс, в жизнь организации; Этапы программы:

1. Информационно-аналитический этап:

-маркетинговые исследования с целью выявления запросов семьи.

-социологические исследование с целью определения целевой аудитории сотрудничества;

- создание банка данных по семьям воспитанников;

2. Практический этап взаимодействия с семьями воспитанников.

Апробация и внедрения технологий сотрудничества с семьями, ориентированными на: -создание дружелюбного партнёрства между детским садом и семьёй;

-использование опыта семьи, интересов и представлений о будущем своей семьи в воспитании ребёнка;

-предоставление семье возможность делать выбор и принимать решения;

-эффективное сотрудничество с родителями в целях поддержки склонностей и задатков ребёнка 3. Оценочный этап:

Главный результат программы- ребёнок, которого окружает доброта и приветливость, понимание и доверие.

Заключение

Система взаимодействия с семьёй, построенная на принципах, обозначенных в программе, позволяет повысить качество образования, так каждый родитель является одновременно и заказчиком и партнёром в реализации услуги.

Открытость ДОО, вовлечение семьи в жизнь детского сада позволит мамам и папам быть не посторонним наблюдателем, а ответственным родителем, принимающим решения относительно образования детей.

Психолого-педагогическая поддержка семьи, идущая от запросов самой семьи, становится эффективной и целевой.

Педагогический коллектив использует разнообразные формы взаимодействия с семьёй, при этом повышает профессиональный уровень, что позволяет осознанно использовать необходимые технологии взаимодействия.

В заключении отмечу, что все формы взаимодействия с родителями, используемые в детском саду, создают атмосферу доверия и сотрудничества в коллективе взрослых, окружающих ребенка

Список литературы:

1.Доронова Т.Н. Взаимодействие дошкольного учреждения с родителями. М.: «Сфера», 2002, С. 114

2.Зверева О.Л., Кротова Т.В. Общение педагога с родителями в ДОУ. Методический аспект., М.: Творческий центр «Сфера», 2005, С. 89.

3.Свирская Л. Работа с семьёй: необязательные инструкции. Методическое пособие для работников дошкольных образовательных учреждений.-М.: Линка-Пресс, 2007.-176с.

4.Солодянкина О.В. Сотрудничество дошкольного учреждения с семьей. Пособие для работников ДОУ. М.: «Аркти», 2005, С. 221.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.