УДК: 930
DOI: 10.24412/2070-9773-2024-10-255-263
Дата поступления (Submitted) 02.10.2024
Дата принятия к печати (Accepted) 16.10.2024
Программа Восточное партнёрство как интеграционная платформа для продвижения европейских стандартов исторического образования в страны ближнего зарубежья
АНАСТАСИЯ ГРИГОРЬЕВНА КУРБАТОВА
соискатель кафедры стран ближнего зарубежья исторического факультета Московского государственного университета имени М.В.Ломоносова 119234, Москва, Ломоносовский проспект, 27, корп. 4 e-mail: [email protected]
Аннотация. Программа «Восточное партнёрство» как одна из ведущих форм интеграционного сотрудничества со странами ближнего зарубежья (в данном случае с шестью странами западного и южного приграничья Российской Федерации) включает в себя широкий спектр культурно-образовательных проектов. Тема изучения и преподавания истории является относительно молодым, но перспективным направлением работы «Восточного партнёрства», которая активно поддерживается представителями ведущих государственных, образовательных и общественных организаций Германии, Нидерландов и стран Прибалтики, в том числе Европейской ассоциацией преподавателей истории и Федеральным агентством гражданского образования Германии.
В данной статье автор анализирует роль программы «Восточное партнёрство» в продвижении европейских стандартов исторического образования в страны-партнёры (Азербайджан, Армения, Беларусь, Грузия, Молдова, Украина). На основе уставной, нормативной и программно-проектной документации определяет ведущие государственные и неправительственные организации, специализирующиеся на поддержке программ в сфере исторического образования. В статье представлены структура и содержание грантовой и методической поддержки тематических проектов и акций. Особая роль уделяется созданным в рамках «Восточного партнёрства» информационно-просветительским интернет-платформам и сообществам как новым формам научно-экспертной и молодёжной консолидации.
Ключевые слова. Программа «Восточное партнёрство», ЕвроКлио, историческое и гражданское образование, межгосударственные платформы, интеграционное сотрудничество, Восточно-Европейская ассоциация гражданского образования EENCE, Форум гражданского общества CSF, программа MATRA
The Eastern Partnership Program as an integration platform for the promotion of European standards of historical education in
neighboring countries
ANASTASIA GRIGORIEVNA KURBATOVA
Applicant at the Department of history of the New Independent States
of the Faculty of History Lomonosov Moscow State University 119991, Moscow, Lomonosovsky prospect, 27, bldg. 4 E-mail: [email protected]
Abstract. The Eastern Partnership program, as one of the leading forms of integration cooperation with neighboring countries (in this case, with six countries of the western and southern borders of the Russian Federation), includes a wide range of cultural and educational projects. The topic of studying and teaching history is a relatively young but promising area of work of the Eastern Partnership, which is actively supported by representatives of leading government, educational and public organizations in Germany, the Netherlands and the Baltic countries, including the European Association of History Teachers and the Federal Agency for Civic Education in Germany.
In this article, the author analyzes the role of the Eastern Partnership program in promoting European standards of historical education in partner countries (Azerbaijan, Armenia, Belarus, Georgia, Moldova, Ukraine).
Based on the statutory, regulatory and program-project documentation, the author identifies leading state and non-governmental organizations specializing in supporting programs in the field of historical education. The article presents the structure and content of grant and methodological support for thematic projects and actions. Special attention is paid to the information and educational Internet platforms and communities created within the framework of the Eastern Partnership as new forms of scientific, expert and youth consolidation.
Keywords: Eastern Partnership program, EuroClio, history and civil education, intergovernmental platforms, integration cooperation, Eastern European Network for Citizenship Education EENCE, Civil society forum CSF, MATRA program
Внешняя политика Европейского союза (далее - ЕС), в том числе в сфере культуры и образования, основывается на разработанной и апробированной на практике системе комплексного, институционально-сетевого подхода к реализации программных задач. Характерными особенностями этого подхода являются два принципиальных условия.
Первое - это требования к высокому уровню координации и согласованной взаимодополняемости программ и проектов профильных ведомств и неправительственных организаций (далее - НПО) по каждому направлению деятельности. Создаваемое таким образом институционально-сетевое взаимодействие, а по сути, альянс государственного (в лице исполнительных и парламентских органов) и гражданского секторов позволяет консолидировать финансовые, организационные и кадровые ресурсы всех участников проекта.
Второе, официально озвученное как принцип «больше за большее и меньше за меньшее» [1, с. 3], определяет систему поощрений, предоставление льгот и преференций странам-партнёрам Европейского союза соразмерно интенсивности проводимых образовательных реформ в соответствии со стандартами и ценностными установками ЕС.
Применение этих принципов лежит в основе разработки и реализации принятой в 2004 г. внешнеполитической концепции ЕС «Европейская политика соседства». В ней определялись стратегические задачи регионального сотрудничества, в том числе и со странами ближнего зарубежья, которые должны быть направлены на углубление политических, экономических и культурных отношений, основанных на общих демократических ценностях, соблюдении прав человека, рыночной экономики и устойчивого развития [2, с. 7-8].
Политика соседства включает в себя три региональные программы: «Восточное партнёрство» (далее - ВП), Евро-Средиземноморское партнёрство и Черноморскую Синергию, которые в совокупности формируют так называемые «кольца дружественных стран» на границах Европейского союза [3, с. 221].
Программа «Восточное партнёрство» представляет собой неформальную межгосударственную платформу, объединившую в 2009 г. шесть стран ближнего зарубежья: Азербайджан, Армению, Беларусь, Грузию, Молдову и Украину.
Беларусь выборочно участвовала в отдельных программах ВП, а с 2021 г. приостановила своё членство в партнёрстве. По замыслу ЕС, «Восточное партнёрство» задумывалось по модели союза стран Прибалтики как будущий консолидированный альянс государств ближнего зарубежья на западном (Украина, Молдова, Беларусь) и южном (Азербайджан, Армения, Грузия) приграничном контуре Российской Федерации.
Структурно «Восточное партнёрство» объединяет представителей двух ветвей власти стран-участниц на уровне саммитов глав государств и исполнительных органов Евросоюза, межпарламентского форума - Парламентской ассамблеи Евронест (EURONEST)1, а также Форума гражданского общества «Восточного партнёрства» (далее - ФГО ВП, EaP CSF). Таким образом, ВП выступает как многопрофильная платформа для углубления интеграционных связей страны-участниц с ЕС. По данным каналам сотрудничества осуществляется двустороннее институциональное взаимодействие между государственным, частным и общественным сектором, создаётся система общих и целевых преференций и грантовых поступлений для стимулирования соответствующих изменений и реформ.
Ввиду сложной системы многоуровневого внутриструктурного взаимодействия в российской и зарубежной историографии существует широкая вариативность схематического изображения организационной структуры «Восточного партнёрства». Из числа наиболее полных схем можно отметить исследования научного координатора проекта CASCADE «Изучение взаимосвязи безопасности и демократии на Кавказе» (20142017) французского Фонда «Дом гуманитарных наук» (FMSH) Л.Делькюр [4, с. 8-10, 5, с. 2-4].
Важно отметить, что хотя участие в программах «Восточного партнёрства» и предусматрива-етинкорпорированиеевропейскихстандартов во все сферы жизнедеятельности государства-партнёра ЕС, на эти страны не распространяются положения Копенгагенских критериев [6], при соблюдении которых можно подать заявку на вступление в Европейский союз. Эта отдельная процедура, которая была запущена для Грузии, Молдовы и Украины только весной 2022 г.
Технология управления историческим знанием и продвижение европейских стандартов исторического образования в рамках Восточного партнёрства включает в себя несколько
этапов, последовательная реализация которых создала общую инфраструктурную систему многоканального взаимодействия и сотрудничества. Вначале решалась задача формирования институциональной надстройки на уровне межправительственных структур, наделённых правом принятия решений по профильным вопросам двусторонних гуманитарных отношений.
Затем на этой основе определялись нейтральные тематические платформы, как правило, в сфере межкультурного диалога. На этом этапе рекомендации по реформам образования затрагивали общие вопросы о целесообразности создания унифицированной модели совмещённых образовательных программ, основанных на инновационных, европоцентричных подходах к системе преподавания. Акцент на истории как отдельном направлении работы изначально не предусматривался.
Первые программы в рамках, например, платформы «Контакты между людьми», касались преимущественно реформы действующих систем образования с точки зрения инклюзивно-сти, повышения уровня автономии и самоуправления высших учебных заведений и др. По этой тематической платформе был запущен комплекс культурных проектов под общим названием «Культурный код «Восточного партнёрства», направленный на развитие межкультурного диалога и туристического потенциала приграничных стран. Для Беларуси под рубрикой «Продвижение и сохранение культурного и исторического наследия и традиционных навыков» совместно со странами Прибалтики в 2020 г. разработан целевой трансграничный проект «Живая история»: культурная и научная совместная деятельность в пограничном регионе Зарасай (Литва) - Дауга-впилс(Латвия)- Витебск(Беларусь) для устойчивого развития [7].
Основными проводниками этих программных стратегий выступали местные неправительственные организации гражданского общества, НПО из соседних стран и международные, которые финансировались из бюджета Евросоюза и Совета Европы. Донорские субсидии также поступали по другим неформальным каналам, что позволило за короткий срок создать в странах-членах Восточного партнёрства разветвлённую сеть дружественных, проевропейски ориентированных НПО2.
Второй важный фактор - это прямое влияние по каналам приграничного сотрудничества, что особенно проявилось в отношении Беларуси и Молдовы со стороны Польши, стран Прибалтики и Румынии [8].
Применительно к этим странам-участникам проекта «Восточное партнёрство» были использованы уже апробированные на Украине и Грузии схемы интерпретаций сложившихся исторических нарративов, искажающих исторических прошлое. В Беларуси активно продвигалось два
нарратива: а). Концепция исторической «жертвы», которая воевала и страдала за чужие интересы [9, 10]; б). Последний тоталитарный режим Европы, который неизбежно должен сделать свой исторический выбор - перейти от нейтральности к «прифронтовому государству» (frontline states) и «бастиону против России» [11, c. 444-445].
В Молдове историческая память для нового поколения формировалась на темах голода 19461947 гг. (аналог украинского Голодомора) и двух депортаций 1941 и 1949 гг. как геноцид молдавского народа [12]. Как результат внедрения этих исторических нарративов, основанных на русофобской пропаганде, в 2022 г. Парламент Молдовы принял решение отмечать «День памяти жертв организованного голода» [13].
Только через два года после создания платформы «Восточное партнёрство» в 2011 г. вопросы реформирования исторического образования в коллективном формате были включены в планы альянса стран ближнего зарубежья. До этого с момента их создания они взаимодействовали по исторической тематике с институтами Евросоюза, Советом Европы и Европейской ассоциацией преподавателей истории (далее - Евро-Клио) большей частью на двусторонней основе. Такие изменения в деятельности ЕС по отношению «Восточного партнёрства» были обусловлены тем, что к программному и финансовому обеспечению этого направления были подключены ресурсы Министерств иностранных дел Нидерландов (программа МАТРА, Maatschappelijke transformatie - социальная трансформация) и Германии (программа «Расширение сотрудничества с гражданским обществом стран «Восточного партнёрства» и России»).
Широкое представительство европейских и национальных институтов гражданского общества и НПО в программах по линии «Восточного партнёрства» обеспечивалось ЕвроКлио, которая с 1992 г. активно работала в странах ближнего зарубежья и сформировала там местную сеть партнерских организаций и объединений историков. Присоединившись к общегуманитарным программам ЕС «Культура «Восточного партнёрства» [14] и «Инвестируя в людей», ЕвроКлио привнесла в них исторические нарративы и тематику исторического образования. В этом контексте можно выделить среднесрочный проект «Общая история. Культурные диалоги», который ЕвроКлио успешно вела более четырёх лет с 2011 по 2014 г. [15]. В проекте приняли участие исторические научные общества всех стран Восточного партнёрства [16, c. 76-77] и России.
Программа МАТРА создана Министерством иностранных дел Нидерландов с целью оказания содействия реформам в бывших коммунистических странах и создания в Центральной и Восточной Европе государств «плюралистической демократии», уважающих верховенство закона. Как подчёркнуто в официальных документах
Программы, она «поддерживает деятельность, направленную на изменение государства, его институтов, организаций гражданских лиц и их взаимоотношений» [17, с. 29]. Программа финансово поддерживается специально созданным для этих целей Голландским фондом регионального партнёрства (The Dutch Fund for Regional Partnerships (NFRP/Matra). Миссия Фонда заключается в поддержке потенциальных стран-кандидатов для вступления в ЕС и государств Восточного партнёрства. Главная задача определялась необходимостью «оказание помощи странам на периферии Европейского союза для укрепления демократии и повышения их стабильность» [18].
До создания «Восточного партнёрства» с 1996 г. программа МАТРА в альянсе с ЕвроКлио активно участвовала в проектах Совета Европы в регионе Северного Кавказа, а затем на Южном Кавказе в рамках Совместной программы сотрудничества между Европейской комиссией и Советом Европы по укреплению демократической стабильности. По результатам этой работы Совет Европы подготовил отчёт «Деятельность в области преподавания истории в школе 20012002», в котором отражены итоги региональных семинаров для учителей истории [19, с. 8-18].
Дальнейшее развитие тема историко-граж-данского образования получила в рамках программы МИД Германии «Расширение сотрудничества с гражданским обществом стран «Восточного партнёрства» и России» [20], при финансовой поддержке которой функционирует целый ряд тематических проектов.
Чтобы придать этой работе формат внегосу-дарственного партнёрства (Civil-2-Civil), специально под эту программу в Германии была создана общественная, неправительственная по статусу платформа «Сотрудничество гражданского общества» (Civil Society Cooperation. далее - СГО). Она выполняет роль своеобразного посредника, проводника (conductor) между Форумом гражданского общества «Восточного партнёрства» и государственными ведомствами. Через платформу проходит предварительная процедура рассмотрения заявок на грантовое финансирование проектов от Форума гражданского общества «Восточного партнёрства» и национальных НПО. После утверждения в СГО заявки затем направляются в МИД ФРГ для внесения их в статью бюджетных расходов.
Внешнеполитическое ведомство Германии является одним из спонсоров ещё одного проекта под названием «Европейская сеть гражданского образования (далее - ЕСГО/NECE). На базе этой платформы в 2015 г. только для стран Восточного партнёрства была создана фокус-группа «Гражданское образование в Восточной Европе», которая трансформировалась в самостоятельное объединение «Восточно-европейская сеть по гражданскому образованию»3 (далее - ВЕСГО, EENCE) [21].
Проведённые в этот период структурные преобразования многопрофильной системы управления процессами реформ в сфере исторического и гражданского образования в странах «Восточного партнёрства» придали дополнительный импульс разработке и реализации новых тематических программ и использование исторического образования как инструмента для выстраивания межкультурного и гражданского диалога [22, с. 54-55].
В декабре 2015 г. исторические научные общества стран Восточного партнёрства при методологической поддержке ЕвроКлио завершили разработку первого совместного учебного пособия для преподавателей «Перекрёсток культур -страны Черноморского региона и социальные и политические изменения в 19 и 20 веках».
В этом же году при финансовой поддержке МИД Германии запущена программа «Параллели памяти» (Confronting Memories), направленная преимущественно на изучение конфликтов в странах ближнего зарубежья и Восточной Европы. В качестве приглашённых педагогов, которые проводят очные тренинги с местными преподавателями истории, в программе, как обычно, участвовали эксперты ЕвроКлио. Исследовательский раздел проекта включал серию из 12 лекционных материалов по теме «Разные войны» с комментариями по проблемам «исторической памяти» и мемориальном наследии, оставшемся во многих странах после Второй мировой войны [23, с. 82-86]). Результаты проведённого по этим темам исследования были включены в опубликованные учебные материалы под названием: «Педагогическое руководство - преподавание деликатной истории: Конфликты на постсоветском пространстве».
В 2023-2024 гг. проект был продолжен и дополнен актуализированными материалами к урокам по истории конфликта в Нагорном Карабахе, войнах в Грузии и в Приднестровье. Тематические семинары по этим событиям проводились при поддержке ассоциированных членов ЕвроКлио в Армении (Центр этнологических исследований «Азарашен»), Грузии (Грузинской ассоциации преподавателей истории), Молдове (Национальной ассоциации историков Молдовы).
В 2021 г. в организационной системе взаимодействия неправительственного сектора стран «Восточного партнёрства» и германских полугосударственных, полуобщественных институтов произошли изменения. Весной этого года в Украине официально было зарегистрировано «неприбыльное общественное объединение» под названием «Восточно-Европейская ассоциация гражданского образования» (далее - Ассоциация, ВЕАГО/ЕЕАСЕ), деятельность которого «распространяется на территории стран Восточного партнёрства Европейского Союза». Ассоциация призвана содействовать «развитию гражданского общества через продвижение гражданского
образования и укрепление потенциала организаций и экспертов, работающих в этой сфере в регионе «Восточного партнёрства» [24, с. 3-4]. В этих целях Ассоциации делегируется полномочия осуществлять «администрирование деятельности «Восточно-Европейской сети гражданского образования» (ВЕСГО/EENCE). Дать объяснение причины такой странной реорганизации довольно сложно. Понятие «администрирование» в терминологии институтов ЕС предполагает распределение финансовых средств на проведение проектов. Не исключено, что в данном случае через ещё одну региональную НПО со штаб-квартирой в Украине решалась задача легитимации дополнительного канала по финансированию реформ украинской государственности. Одним из первых проектов под административным контролем Ассоциации стала программа «Неделя гражданского образования» по организации конкурсов на тему лучших онлайн-практик в сфере гражданского образования и прав человека в странах «Восточного партнёрства». В число победителей конкурса были включены два исследования украинских авторов: «Гражданское образование в зоне региональных конфликтов» [25], «Цели устойчивого развития как инструмент гражданских инициатив» [26].
Начало проведения Россией в феврале 2022 г. Специальной военной операции (СВО) на Украине полностью изменило и политизировало повестку дня и содержание практически всех мероприятий Совета Европы по тематике демократической гражданственности и прав человека в увязке с европейскими стандартами исторического образования. Особенно наглядно эта трансформация в деятельности и публичной риторике Совета Европы и аффилированных с ним МНПО проявилась в проектах Восточно-европейской сети по гражданскому образованию (ВЕСГО/ВЕАГО) для стран «Восточного партнёрства».
В период 2022-2023 гг. Ассоциации провела два масштабных мероприятия: форум гражданского образования в Молдове и «Караван гражданского образования ВЕСГО/EENCE»4, где Ассоциация выступала в роли администратора. Примечательно, что практически все выступления участников форума в Молдове по теме «Переосмысление гражданского образования» были выдержаны в жёстком обвинительном тоне по отношению к России. Такая негативная установка была запущена заранее в подготовленном организаторами анонсе, который был размещён на сайте Восточно-европейской сети гражданского образования. Там, в частности, отмечалось, что события последних лет в странах Восточного партнёрства показали, что «усилий провайдеров гражданского образования и демократии в регионе оказалось недостаточно для того, чтобы остановить агрессивную имперскую политику и успешно противостоять мили-
таристской пропаганде. Российская агрессия в Украине, вооружённые столкновения в регионе Нагорного Карабаха, жестокие политические репрессии в Беларуси радикально перекроили ситуацию не только в регионе, но и в мире в целом» [27].
Такая риторика, выдержанная в антироссийском духе, сопровождала и все последующие мероприятия под патронажем ВЕСГО. В частности, в 2024 г. был объявлен ещё один конкурс для молодёжи под названием «Эдьютон» (Eduthon). В нем приняли участие более 150 молодых людей из Польши, Литвы, и стран «Восточного партнёрства» (кроме Беларуси). И хотя заявленная проблематика конкурса в основном была связана с гражданским образованием, в качестве приоритетной темы предлагалось рассмотреть вопросы по противодействию российской дезинформации и пропаганде.
Обращает на себя внимание тот факт, что в начале 2024 г. при финансовой поддержке МИД Германии с участием экспертов германского Фонда Кёрбера, ЕвроКлио и представителей исторических научных обществ стран ближнего зарубежья был опубликован доклад «Сравнительный отчёт об исторической пропаганде в Армении, Грузии, Молдове и Украине» [28].
Оценки доклада во многом перекликается с содержанием приоритетных тем конкурса «Эдьютон». Особенно в той части, где речь идет о необходимости отказа от визуальных образов прошлого и в целом от мемориального наследия тоталитарных режимов. В преамбуле отчёта выделена главная цель работы по всем странам ближнего зарубежья. Это - воспитание нового поколения граждан, способных критически относиться к прошлому и «формировать толерантное и готовое к сотрудничеству будущее». Авторы документа приходят к выводу, что основное препятствие на пути достижения этой цели заключается в том, что «советская модель образования, которая многие годы служила средством политической и идеологической обработки населения, до конца не разрушена». Именно поэтому прошлое у отдельных категорий граждан бывших советских республик по-прежнему «рассматривалось через призму прославления исторических событий, виктимизации и демонизации героев и злодеев» [28, с. 3-4, 16.].
Из числа неправительственных организаций ФРГ, взаимодействующих со странами «Восточного партнёрства» в сфере исторического и гражданского образования, следует также выделить германский Институт международного сотрудничества (далее - DVV International) Немецкой ассоциации образования взрослых (Deutscher Volkshochschul-Verband).
Ассоциация, созданная в 1952, и Институт, действующий уже более 50 лет, являются одними из самых авторитетных сетевых МНПО Евросоюза в сфере образования взрослых. Хотя
DVV International позиционирует себя как неправительственная организация, она напрямую финансируется за счёт средств Федерального министерства экономического сотрудничества и развития ФРГ (BMZ), Министерства иностранных дел Германии, Европейского Союза, что позволяет ей работает по всему миру и материально поддерживать работу двухсот своих представительств в более чем 30 странах.
Одновременно DVV International входит в качестве официального партнёра в Ассоциацию ЕвроКлио, Европейскую ассоциацию образования взрослых (EAEA), Международный совет по образованию взрослых (ICAE), Американскую ассоциацию непрерывного образования взрослых (AAACE), ЮНЕСКО и др.5
О масштабах работы DVV International в странах ближнего зарубежья можно судить по активности организации на Украине и в Молдове, где представительства DVV занимаются подготовкой нормативной базы для непрерывного обучения и образования взрослых, разработкой и продвижением инновационных методов гражданского и межкультурного образования в сфере прав человека, обучением преподавателей для этой возрастной категории. После начала СВО в 2022 г. представительство DVV на Украине возглавило международный проект «Реинтеграция ветеранов войны через создание образовательных возможностей» [29]. Параллельно Федеральное агентство по гражданскому образованию Германии на своём сайте под рубрикой «Россия ведёт войну против всей Украины» открыло отдельную страницу с обновляемыми комментариями по данной теме [30].
Заключение.
Проведенный анализ программ «Восточного партнёрства» как интеграционной платформы для продвижения европейских стандартов исторического образования в страны ближнего
Примечания.
зарубежья позволяет сделать вывод о том, что стратегическая цель Совета Европы и институтов Евросоюза по формированию единого, унифицированного пространства исторического знания и преподавания в полной мере не реализована. Не получилось также решить задачу по созданию на базе шести стран Восточного партнёрства европоцентричного «альянса единомышленников» по аналогии с альянсом государств Прибалтики [31, 32].
Данная оценка закреплена в документе Комиссии ЕС «Восточное партнёрство после 2020. Укрепляя устойчивость - Восточное партнёрство, результативное для всех» от 18 марта 2020 г. В документе Комиссия обосновывает необходимость дифференцированных подходов к каждой из стран с акцентом на развитие форматов двустороннего сотрудничества [33, с. 3-4]. Данная позиция нашла своё подтверждение в Декларации саммита в Батуми от 19 июля 2021 г., принятая главами «Ассоциативной тройки» в составе «Восточного партнёрства» (Украины, Молдовы и Грузии) без участия стран «второго эшелона», которые были отнесены к государствам с менее «продвинутым уровнем демократических преобразований [34].
В образовательно сфере, включая аспекты исторического обучения и воспитания демократической гражданственности, европейские государственные и неправительственные организации в рамках платформы «Восточного партнёрства» выстроили многоканальную систему сотрудничества и взаимодействия с государствами ближнего зарубежья.
В работе по реализации проектов в сфере исторического и гражданского образования в странах «Восточного партнёрства» Германия и Нидерланды занимают лидирующие позиции, рассматривая это направление в качестве одного из приоритетов своей внешней гуманитарной политики.
1 Форум Евронест создан в мае 2011 г. В него входят 110 парламентариев: 60 от Европейского парламента, 50 от пяти стран ВП (без Беларуси).
2 Финансирование программ «Восточного партнёрства» с 2010 по 2013 г. выросло с 85 млн. евро до 230 млн.евро без учёта целевого финансирования, например, программ академической мобильности Erasmus, программ научных исследований Horizon 2020, программы по реформированию государственных институтов Twinning, и др. См. также: Сутырин В.В. Гуманитарные инструменты во внешней политике ЕС (на примере Восточного партнёрства) // Современная Европа. 2020. № 5.
3 Сеть ВЕСГО/EENCE объединяет более 100 организаций и местных экспертов, занимающихся продвижением гражданского образования и демократии в странах «Восточного Партнёрства», а также в России. В рамках Сети ежегодно работает около 10 тематических групп, которые реализуют свои проекты, связанные с разными аспектами гражданского образования. Миссией ВЕСГО/EENCE является «продвижение принципов демократии в регионе стран «Восточного партнёрства». В русскоязычных документах самой EENCE встречается ещё один вариант названия - Сеть гражданского образования в Восточной Европе
4 См. подробнее: Караван гражданского образования. Сеть гражданского образования в Восточной Европе. [Электронный ресурс]: https://caravan.eence.eu/ru/ (дата обращения: 09.09.2024 г.)
5 Европейская Ассоциация образования взрослых (EAEA), имеет статус МНПО, объединяет 120 организаций-членов в 43 странах и представляет интересы более 60 миллионов учащихся по всей Европе. Веб-сайт EAEA финансируется Министерством образования и культуры Финляндии.
Литература и источники
1. Резолюция Парламентской ассамблеи «Евронест» о будущем «Стратегии ТриоПлюс 2030»: построение будущего «Восточного партнёрства». Официальный сайт Европейского Парламента. 2019. [Электронный ресурс]: https://www.europarl.europa.eu/cmsdata/218496/NEST_8th_urgency_resolution_RU.pdf (дата обращения:
20.06.2024 г.)
2. Aga P., Alleweldt K. Resolution & report on the European neighborhood policy and the EEA. European Free Trade Association (EFTA). DI CESE 83/2004 - Ref. №. 1043788. 23 June 2004, Brussels. p. 12 [Электронный ресурс]: https://www.efta.int/sites/default/files/documents/advisory-bodies/consultative-committee/cc-resolutions/ English/23Jun2004Final-Resolution-New-Neighbourhood.pdf (дата обращения: 20.03.2024 г.)
3. Астапенко В.А. Европейская политика соседства и программа Восточного партнёрства / В.А. Астапенко, Т.Н. Михалева // Актуальные проблемы международных отношений и глобального развития: сб. науч. ст. / Белорус. гос. ун-т. - Минск, 2016. - Вып. 4. - С. 221-227.
4. Delcour L. The Institutional Functioning of the Eastern Partnership: An Early Assessment (September 8, 2011). Working Paper, Eastern Partnership Review, No.1, 2011. [Электронный ресурс]: https://www.researchgate.net/ publication/280946319_The_Institutional_Functioning_of_the_Eastern_Partnership/citation/download_(дата обращения: 03.08.2024 г.).
5. Delcour L. «Between the Eastern partnership and Eurasian integration: Explaining Post-Soviet countries' engagement in (competing) region-building projects» Problems of Post-Communism 62, 2015. p. 316 - 327.
6. Accession criteria (Copenhagen criteria). EUR-Lex. Publications Office of the European Union. 16.08.2021. [Электронный ресурс]: https://eur-lex.europa.eu/legal-content/EN/ALL/?uri=LEGISSUM:accession_criteria_copenhague
7. A Living History. Joint technical secretariat. Public entity Project Management Agency of the Ministry of the Interior. Lithuania, 2020. [Электронный ресурс]: https://eni-cbc.eu/llb/en/projects/a-living-history/4343 (дата обращения: 11.08.2024)
8. The Foreign Ministry supports development cooperation projects in Belarus with €500 000 through an auxiliary programme. Ministry of Foreign Affairs of Estonia. 17.10.2020. [Электронный ресурс]: https://vm.ee/en/news/ foreign-ministry-supports-development-cooperation-projects-belarus-eu500-000-through-auxiliary (дата обращения: 11.08.2024)
9. Bekus N. Struggle over Identity: The Official and the Alternative «Belarusianness». NED-New edition, 1, Central European University Press, 2010. p. 313.
10. Zadora A. History of the War and Wars of History: Teaching the Second World War and the Holocaust in Post-Soviet Belarus. Journal of War & Culture Studies. 10. 2016. 1-15.
11. Lucan W. Belarus: The Last European Dictatorship by Andrew Wilson. Slavic Review. 72. 2013. p. 444-445.
12. Wim van Meurs. History Textbooks in Moldova. Council of Europe DGIV/EDU/HIST (2003) 05. Strassbourg. [Электронный ресурс]: https://www.academia.edu/4484887/History_Textbooks_in_Moldova (дата обращения: 05.06.2024)
13. Шаповалов Б. Фальсификация советской истории провоцирует раскол в Молдове - молдавский историк. «Евразия Эксперт». 15.07.2022 г. [Электронный ресурс]: https://eurasia.expert/falsifikatsiya-sovetskoy-istorii-provotsiruet-raskol-v-moldove/
14. Региональный отчёт об исследовании культурных политик и основных тенденций сектора культуры стран Восточного партнёрства. Изучение и диагностика культурных политик стран Восточного партнёрства. // Неофициальный перевод Бюро мониторинга и институционального развития Программы Восточного партнёрства «Культура» (RMCBU). Контракт № 2010/255-219. Январь 2013 г. [Электронный ресурс]: https://www. culturepartnership.eu/upload/editor/2017/D0CS/2EaP%20CULTURE_Regional%20Research%20Report%20RUSSIAN. pdf (дата обращения: 09.06.2024)
15. Eastern Partnership Culture Programme Convenes more than 50 Actors in the Cultural Sector. Innovating History Education - Black Sea Region - Sharing History, Cultural Dialogues 2011-2014. [Электронный ресурс]: https://web. archive.org/web/20141123024125/http://www.euroclio.eu/new/index.php/sharing-history-cultural-dialogue-2011-2014/3988-eastern-partnership-culture-programme-convenes-more-than-50-actors-in-the-cultural-sector (дата обращения: 09.06.2024)
16. Курбатова А.Г. Вклад исторических научных обществ Азербайджана, Армении и Грузии в развитие отечественного исторического образования (1993-2023 гг.) / А. Г. Курбатова // Клио. - 2024. - № 5(209). - С. 71-80.
17. IOB Evaluation - The Matra programme in the Eastern Partnership countries 2008-2014. Ministry of Foreign Affairs of the Netherlands, September 2015. p. 138. [Электронный ресурс]: https://www.government.nl/binaries/ government/documenten/reports/2016/01/11/iob-evaluation-the-matra-programme-in-the-eastern-partnership-countries/evaluation-of-the-matra-programme-in-the-eastern-partnership-countries-2008-2014.pdf (дата обращения: 05.06.2024)
18. NFRP/Matra: Grants for strengthening democracy and the rule of law in Europe. Government of the Netherlands. [Электронный ресурс]: https://www.government.nl/topics/european-grants/dutch-fund-for-regional-partnerships-nfrp/nfrp-matra-grants'-for-strengthening-democracy-and-the-rule-of-law-in-europe (дата обращен ия: 13.08.2024)
19. Joint Programme of co-operation between the European Commission and the Council of Europe to strengthen democratic stability in North Caucasus. History teaching in schools in the North Caucasus. 2001-2002 Report, Strasbourg. DGIV/EDU/HIST (2003)01. [Электронный ресурс]: https://rm.coe.int/CoERMPublicCommonSearchServices/DisplayDC TMContent?documentId=09000016806514bc (дата обращения: 08.08.2024)
20. Information on the Federal Foreign Office Programme «Expanding Cooperation with Civil Society in the Eastern Partnership Countries and Russia». Civil Society Cooperation. 2019. 5 p. [Электронный ресурс]: https:// civilsocietycooperation.net/wp-content/uploads/2019/06/englisch-data.pdf
21. Аленицкая, С. Гражданское образование в Восточной Европе: актуальная ситуация и возможные прогнозы. От фокус-группы до сети: история EENCE. Федеральное агентство гражданского образования. Том 10351. Бонн (Германия), 2018. 152 с. [Электронный ресурс]: https://www.bpb.de/system/files/dokument_pdf/10351_Citizenship_ Education_Eastern_Europe_RU_ba_190703_0.pdf.
22. Implementation of citizenship education actions in the EU. European Implementation Assessment. European Parliamentary Research Service. Brussels. European Union, 2021. 118 с. [Электронный ресурс]: https://www.europarl. europa.eu/cmsdata/278820/EPRS_STU(2021)694207_EN.pdf_
23. Different wars. National School Textbooks on WWII. EU-Russia Civil Society Forum - Berlin: EU-Russia Civil Society Forum, 2017 - 92 p
24. Устав Восточно-Европейской ассоциации гражданского образования. Официальный сайт Восточно-Европейской ассоциации гражданского образования. 2021. [Электронный ресурс]: https://eence.us18.list-manage. com/track/click?u=67836c14cb30386f7cd614cdf&id=e3355045d7&e=31c7e0c697 (дата обращения: 09.09.2024)
25. Боярский Н. Гражданское образование в зоне региональных конфликтов: пособие / Н. Ф. Боярский [та ш.]; под общ. ред. Н. Ф. Боярско го. - Киев: ООО «Вистка», 2020. - 50 с.
26. Цели устойчивого развития как инструмент гражданских инициатив. Сборник кейс стади / под общ. ред.: О. А. Мельник, Ю. Н. Петрушенко. Сумы: Университетская книга, 2021. 256 с.
27. Форум EENCE «Переосмысление гражданского образования». Сеть гражданского образования в Восточной Европе. [Электронный ресурс]: https://forum2022.eence.eu/ru/forum-eence-pereosmyslenie-grazhdanskogo-obrazovanija/ (дата обращения: 09.09.2024)
28. Младеновски М., ЕвроКлио. Comparative report on history-based propaganda in Armenia, Georgia, Moldova and
Ukraine). Project «A toolkit for critical teaching of history» by DVV International and Körber Foundation with the financial support of the Federal Foreign Office of Germany. 2024. p. 20. [Электронный ресурс]: https://eustory.org/files/eustory-files/news/yesterdays-network-news/docs%202024/Report%20on%20History-based%20propaganda_final.pdf (дата обращения: 24.06.2024)
29. At a networking event, Veteran Development Centres unite to create long-term veteran reintegration strategies. Press and information team of the Delegation to Ukraine. European union websites. 3 June 2024. [Электронный ресурс]: https://www.eeas.europa.eu/delegations/ukraine/networking-event-veteran-development-centres-unite-create-long-term-veteran-reintegration-strategies_en?s=232 (дата обращения: 01.09.2024)
30. Krieg in der Ukraine. Bundeszentrale für politische Bildung [Электронный ресурс]: https://www.bpb.de/themen/ europa/кrieg-in-der-ukraine_(дата обращения: 06.09.2024)
31. Краснова Г.А., Полушкина Е.А. Образовательные альянсы Европейского Союза и Евразийского экономического Союза: состояние и перспективы расширения // Экономика науки. 2015. № 3.
32. Industrial alliances. European Commission. [Электронный ресурс]: https://single-market-economy.ec.europa.eu/ industry/industrial-alliances_en (дата обращения: 17.08.2024)
33. Joint communication to the European parliament, the European council, the council, the European economic and social committee and the committee of the regions Eastern Partnership policy beyond 2020. Reinforcing Resilience- an Eastern Partnership that delivers for all. Brussels, 18.3.2020. J0IN(2020) 7 final. [Электронный ресурс]: https://www. eeas.europa.eu/sites/default/files/1_en_act_part1_v6.pdf (дата обращения: 21.08.2024)
34. Batumi Summit Declaration Issued by the Heads of State of Association Trio - Georgia, Republic of Moldova and Ukraine. Pre§edin^ia Republicii Moldova. 19 july 2021. [Электронный ресурс]: https://presedinte.md/rus/discursuri/ declaratia-summitului-de-la-batumi-adoptata-de-trio-asociat-al-sefilor-de-stat-georgia-republica-moldova-si-ucraina (дата обращения: 21.08.2024)
References.
1. Rezoljucija Parlamentskoj assamblei «Evronest» o budushhem «Strategii TrioPljus 2030»: postroenie budushhego «Vostochnogo partnjorstva». [Resolution on the Future of the Trio Plus 2030 strategy: building the future of the Eastern Partnership]. Oficial'nyj sajt Evropejskogo Parlamenta. [Official website of the European Parliament]. 2019. Available at: https://www.europarl.europa.eu/cmsda-ta/218496/NEST_8th_urgency_resolution_RU.pdf (accessed: 20.06.2024)
2. Aga P., Alleweldt K. Resolution & report on the European neighborhood policy and the EEA. European Free Trade Association (EFTA). DI CESE 83/2004 - Ref. №. 1043788. 23 June 2004, Brussels. p. 12 Available at: https://www.efta.int/sites/default/files/documents/ advisory-bodies/consultative-committee/cc-resolutions/English/23Jun2004Final-Resolution-New-Neighbourhood.pdf (accessed: 20.03.2024)
3. Astapenko V.A. Evropejskaja politika sosedstva i programma Vostochnogo partnjorstva [European Neighborhood Policy and the Eastern Partnership program] / V.A. Astapenko, T.N. Mihaleva // Aktual'nye problemy mezhdunarodnyh otnoshenij i global'nogo razvitija: sb. nauch. st. [Current issues of international relations and global development: collection of scientific articles]. Minsk, 2016. Iss. 4. Pp. 221-227.
4. Delcour L. The Institutional Functioning of the Eastern Partnership: An Early Assessment (September 8, 2011). Working Paper, Eastern Partnership Review, №.1, 2011. Available at: https://www.researchgate.net/publication/280946319_The_Institutional_Function-ing_of_the_Eastern_Partnership/citation/download (accessed: 03.08.2024).
5. Delcour L. «Between the Eastern partnership and Eurasian integration: Explaining Post-Soviet countries' engagement in (competing) region-building projects» Problems of Post-Communism 62, 2015. p. 316-327.
6. Accession criteria (Copenhagen criteria). EUR-Lex. Publications Office of the European Union. 16.08.2021. Available at: https://eur-lex.europa.eu/legal-content/EN/ALL/?uri=LEGISSUM:accession_criteria_copenhague (accessed: 20.03.2024)
7. A Living History. Joint technical secretariat. Public entity Project Management Agency of the Ministry of the Interior. Lithuania, 2020. Available at: https://eni-cbc.eu/llb/en/projects/a-living-history/4343 (accessed: 11.08.2024)
8. The Foreign Ministry supports development cooperation projects in Belarus with €500 000 through an auxiliary programme. Ministry of Foreign Affairs of Estonia. 17.10.2020. Available at: https://vm.ee/en/news/foreign-ministry-supports-development-coopera-tion-projects-belarus-eu500-000-through-auxiliary (accessed: 11.08.2024)
9. Bekus N. Struggle over Identity: The Official and the Alternative «Belarusianness». NED-New edition, 1, Central European University Press, 2010. p. 313.
10. Zadora A. History of the War and Wars of History: Teaching the Second World War and the Holocaust in Post-Soviet Belarus. Journal of War & Culture Studies. 10. 2016. 1-15.
11. Lucan W. Belarus: The Last European Dictatorship by Andrew Wilson. Slavic Review. 72. 2013. p. 444-445.
12. Wim van Meurs. History Textbooks in Moldova. Council of Europe DGIV/EDU/HIST (2003) 05. Strassbourg. Available at: https:// www.academia.edu/4484887/History_Textbooks_in_Moldova (accessed: 05.06.2024)
13. Shapovalov B. Fal'sifikacija sovetskojistoriiprovociruetraskol vMoldove - moldavskijistorik. [Falsification of soviet history provokes a split in Moldova - Moldovan historian]. «Evrazija Jekspert». [Eurasia expert]. 15.07.2022. Available at: https://eurasia.expert/falsifikat-siya-sovetskoy-istorii-provotsiruet-raskol-v-moldove/ (accessed: 05.06.2024)
14. Regional'nyj otchjot ob issledovanii kul'turnyh politik i osnovnyh tendencij sektora kul'tury stran Vostochnogo partnjorstva. Izuchenie i diagnostika kul'turnyh politik stran Vostochnogo partnjorstva. [Regional report on the study of cultural policies and main trends in the cultural sector of the Eastern Partnership countries. Study and diagnostics of cultural policies of the Eastern Partnership countries]. Neoficial'nyjperevod Bjuro monitoringa i institucional'nogo razvitija Programmy Vostochnogo partnjorstva «Kul'tura» (RMCBU). [Bureau for Monitoring and Institutional Development of the Eastern Partnership Culture Programme (RMSBU).] Kontrakt no. 2010/255-219. Jan. 2013. Available at: https://www.culturepartnership.eu/upload/editor/2017/DOCS/2EaP%20CULTURE_Regional%20Research%20 Report%20RUSSIAN.pdf (accessed: 09.06.2024)
15. Eastern Partnership Culture Programme Convenes more than 50 Actors in the Cultural Sector. Innovating History Education - Black Sea Region - Sharing History, Cultural Dialogues 2011-2014. Available at: https://web.archive.org/web/20141123024125/http://www. euroclio.eu/new/index.php/sharing-history-cultural-dialogue-2011-2014/3988-eastern-partnership-culture-programme-convenes-more-than-50-actors-in-the-cultural-sector (accessed: 09.06.2024)
16. Kurbatova A.G. Vklad istoricheskih nauchnyh obshhestv Azerbajdzhana, Armenii i Gruzii v razvitie otechestvennogo istoricheskogo obrazovanija (1993-2023 gg.) [Contribution of historical scientific societies of Azerbaijan, Armenia and Georgia to the development of domestic historical education (1993-2023)]. Klio. 2024. No. 5(209). Pp. 71-80.
17. IOB Evaluation - The Matra programme in the Eastern Partnership countries 2008-2014. Ministry of Foreign Affairs of the Netherlands, September 2015. p. 138. Available at: https://www.government.nl/binaries/government/documenten/reports/2016/01/11/ iob-evaluation-the-matra-programme-in-the-eastern-partnership-countries/evaluation-of-the-matra-programme-in-the-eastern-part-nership-countries-2008-2014.pdf (accessed: 05.06.2024)
18. NFRP/Matra: Grants for strengthening democracy and the rule of law in Europe. Government of the Netherlands. Available at: https://www.government.nl/topics/european-grants/dutch-fund-for-regional-partnerships-nfrp/nfrp-matra-grants-for-strengthening-democracy-and-the-rule-of-law-in-europe (accessed: 13.08.2024)
19. Joint Programme of co-operation between the European Commission and the Council of Europe to strengthen democratic stability in North Caucasus. History teaching in schools in the North Caucasus. 2001-2002 Report, Strasbourg. DGIV/EDU/HIST (2003)01. Available at: https://rm.coe.int/CoERMPublicCommonSearchServices/DisplayDCTMContent?documentId=09000016806514bc (accessed: 08.08.2024)
20. Information on the Federal Foreign Office Programme «Expanding Cooperation with Civil Society in the Eastern Partnership Countries and Russia». Civil Society Cooperation. 2019. 5 p. Available at: https://civilsocietycooperation.net/wp-content/uploads/2019/06/ englisch-data.pdf (accessed: 09.09.2024)
21. Alenickaja, S. Grazhdanskoe obrazovanie v Vostochnoj Evrope: aktual'naja situacija i vozmozhnye prognozy. Ot fokus-gruppy do
seti: istorija EENCE [Civic education in Eastern Europe: current situation and possible forecasts. from focus group to network: history of EENCE]. Federal'noe agentstvo grazhdanskogo obrazovanija [Federal Agency for civic education]. Vol 10351. Bonn (Germany), 2018. 152 p. Available at: https://www.bpb.de/system/files/dokument_pdf/10351_Citizenship_Education_Eastern_Europe_RU_ba_190703_0. pdf (accessed: 09.09.2024)
22. Implementation of citizenship education actions in the EU. European Implementation Assessment. European Parliamentary Research Service. Brussels. European Union, 2021. 118 p. Available at: https://www.europarl.europa.eu/cmsdata/278820/EPRS_ STU(2021)694207_EN.pdf (accessed: 09.09.2024)
23. Different wars. National School Textbooks on WWII. EU-Russia Civil Society Forum. Berlin: EU-Russia Civil Society Forum, 2017. 92 p.
24. Ustav Vostochno-Evropejskoj associacii grazhdanskogo obrazovanija. [Statute of the East European Civic Education association]. Oficial'nyj sajt Vostochno-Evropejskoj associacii grazhdanskogo obrazovanija. [Official website of the East European Association for Civic Education]. 2021. Available at: https://eence.us18.list-manage.com/track/click?u=67836c14cb30386f7cd614cd-f&id=e3355045d7&e=31c7e0c697 (accessed: 09.09.2024)
25. Bojarskij N. Grazhdanskoe obrazovanie v zone regional'nyh konfliktov: posobie [Civic education in the zone of regional conflicts: manual]. Kiev: "Vistka" Publ., 2020. 50 p.
26. Celi ustojchivogo razvitija kakinstrument grazhdanskih iniciativ. Sbornikkejs stadi [Sustainable development goals as a tool for civic initiatives. Collection of case studies] / ed.: O. A. Mel'nik, Ju. N. Petrushenko. Sumy: "University Book" Publ.. 2021. 256 p.
27. Forum EENCE «Pereosmyslenie grazhdanskogo obrazovanija». [EENCE Forum «Rethinking Civic Education»]. Set' grazhdanskogo obrazovanija v Vostochnoj Evrope [Network for Civic Education in Eastern Europe]. Available at: https://forum2022.eence.eu/ru/fo-rum-eence-pereosmyslenie-grazhdanskogo-obrazovanija/ (accessed: 09.09.2024)
28. Mladenovski M., EvroKlio. Comparative report on history-based propaganda in Armenia, Georgia, Moldova and Ukraine). Project «A toolkit for critical teaching of history» by DVV International and Körber Foundation with the financial support of the Federal Foreign Office of Germany. p. 20. Available at: https://eustory.org/files/eustory-files/news/yesterdays-network-news/docs%202024/Report%20 on%20History-based%20propaganda_final.pdf (accessed: 24.06.2024)
29. At a networking event, Veteran Development Centres unite to create long-term veteran reintegration strategies. Press and information team of the Delegation to Ukraine. European union websites. 3 June 2024. Available at: https://www.eeas.europa.eu/dele-gations/ukraine/networking-event-veteran-development-centres-unite-create-long-term-veteran-reintegration-strategies_en?s=232 (accessed: 01.09.2024)
30. Krieg in der Ukraine. Bundeszentrale für politische Bildung Available at: https://www.bpb.de/themen/europa/krieg-in-der-ukraine (accessed: 06.09.2024)
31. Krasnova G.A., Polushkina E.A. Obrazovatel'nye al'jansy Evropejskogo Sojuza i Evrazijskogo jekonomicheskogo Sojuza: sostojanie i perspektivy rasshirenija [Educational alliances of the European Union and the Eurasian Economic Union: status and prospects for expansion]. Jekonomika nauki. [Economics of Science]. 2015. No. 3.
32. Industrial alliances. European Commission. Available at: https://single-market-economy.ec.europa.eu/industry/industrial-allianc-es_en (accessed: 17.08.2024)
33. Joint communication to the European parliament, the European council, the council, the European economic and social committee and the committee of the regions Eastern Partnership policy beyond 2020. Reinforcing Resilience- an Eastern Partnership that delivers for all. Brussels, 18.3.2020. J0IN(2020) 7 final. Available at: https://www.eeas.europa.eu/sites/default/files/1_en_act_part1_v6.pdf (accessed: 21.08.2024)
34. Batumi Summit Declaration Issued by the Heads of State of Association Trio - Georgia, Republic of Moldova and Ukraine. Pre^ed-in^ia Republicii Moldova. 19 July 2021. Available at: https://presedinte.md/rus/discursuri/declaratia-summitului-de-la-batumi-adopta-ta-de-trio-asociat-al-sefilor-de-stat-georgia-republica-moldova-si-ucraina (accessed: 21.08.2024)
© «Клио», 2024 © Курбатова А.Г., 2024