УДК: 94(479.24), 94(479.22), 94(479.25) DOI: 10.24412/2070-9773-2024-5-71 -80
Дата поступления (Submitted) 10.04.2024
Дата принятия к печати (Accepted) 24.04.2024
Вклад исторических научных обществ Азербайджана, Армении и Грузии в развитие отечественного исторического
образования (1993-2023 гг.)
АНАСТАСИЯ ГРИГОРЬЕВНА КУРБАТОВА
соискатель кафедры стран ближнего зарубежья исторического факультета Московского государственного университета имени М.В. Ломоносова 119991, г. Москва, Ломоносовский проспект, 27, корп. 4 e-mail: [email protected]
Аннотация. Развитие научно-образовательного потенциала является одним из ключевых аспектов национальной безопасности суверенного государства. В контексте становления новых субъектов научного сообщества, форм научно-академической коммуникации и производства научного знания перед государством встаёт задача по актуализации соответствующих национальных стратегий и нормативных актов. Она также связана с определением сбалансированного подхода к развитию научно-образовательного сотрудничества с профильными зарубежными структурами, формированию с ними партнерских отношений при сохранении своей ценностно ориентированной самобытности, культуры исторической памяти и традиций.
В данной статье автором анализируется деятельность научных обществ Азербайджана, Армении и Грузии, которые специализируются на изучении и преподавании истории, методов познания исторической действительности, разработке учебно-методических и исследовательских материалов. Описываются примеры участия закавказских научных обществ в программах и проектах европейских профильных ведомств и неправительственных организаций в сфере исторического образования, включая воспитание принципов толерантности и демократической гражданственности. Особое внимание в статье уделяется надгосударственным проектам по созданию общих подходов к изучению истории стран закавказского региона, попыткам создания унифицированных методик изучения региональных конфликтов, развитию практик мирного преподавания.
Ключевые слова: Южный Кавказ, исторические научные общества, ЕвроКлио, историческое образование, реформы в сфере образования, гражданское общество, трансформация исторической идентичности, мирное образование
Contribution of historical scientific societies of Azerbaijan, Armenia and Georgia to the development of national historical
education (1993-2023)
ANASTASIA GRIGORIEVNA KURBATOVA
Applicant at the Department of history of the New Independent States
of the Faculty of History Lomonosov Moscow State University 119991, Moscow, Lomonosovsky prospect, 27, bldg. 4 E-mail: [email protected]
Abstract. The development of scientific and educational potential is one of the key aspects of the national security of a sovereign state. In the context of the formation of new subjects of the scientific community, forms of scientific and academic communication and the production of scientific knowledge the state faces the task of updating relevant national strategies and regulations. It is also associated with the definition of a balanced approach to the development of scientific and educational cooperation with specialized foreign structures, the formation of partnerships with them while maintaining one's value-oriented identity, culture of historical memory and traditions.
In this article, the author analyzes the activities of scientific societies in Azerbaijan, Armenia and Georgia, which specialize in the study and teaching of history, methods of understanding historical reality, and the
development of educational, methodological and research materials. Examples of participation of Transcau-casian scientific societies in programs and projects of European relevant departments and nongovernmental organizations in the field of history education are described, including the education of the principles of tolerance and democratic citizenship. The article pays special attention to supranational projects to create common approaches to the study of the history of the countries of the Transcaucasian region, attempts to create unified methods for studying regional conflicts, and the development of peaceful teaching practices.
Keywords: South Caucasus, historical scientific societies, EuroClio, historical education, reforms in the field of education, civil society, transformation of historical identity, peace education
Феномен «научного сообщества» имеет широкий спектр идентификаций как в российской, так и зарубежной историографии, существуют разнообразные концептуальные обоснования за авторством зарубежных учёных Р.Мертона, М.Полани, Т.Куна, Л.Флека, П.Бурдье и др. Объединяющим фактором теорий и концепций является то, что развитие научного знания есть результат коллективного творчества [1, с. 42-47], которое формируется под эгидой общего целеполагания или так называемых научных школ (в зарубежной историографии идентифицируются как «научные колледжи»). При этом имеется очевидное различие в подходах. Во-первых, по Т.Куну, участниками могли быть как учёные, так и любители, а согласно трудам Р.Мертона и У.Хагстрома членство в научных сообществах ограничено только представителями научного и академического кругов [2, с. 140]. Во-вторых, осмысления особенностей создания научного сообщества - на основе общности установок по Т.Куну или как следствие фундаментальных властных отношений и режимов истины, которые выходят за рамки академических рамок по М.Фуко [3, с. 400-403]. В-третьих, принципов работы научного сообщества, то есть соответствовать критериям оценки объективности: иметь признанные способы критики и общие стандарты, реагировать на критику и стремиться к равному распределению знаний, обладать научным авторитетом по Х.Лонгино [3, с. 413].
Российские учёные изучают феномен через призму зарубежных концепций, при этом основной целью отечественных исследований является систематизация научного сообщества. Анализ трудов Г.А.Бордюгова [4, с. 7-12], Г.А.Комаровой [5], В.П.Корзуна [6], а также словарь С.А.Лебедева [7] позволяет создать цельную картину, согласно которой научное сообщество очевидно является профессиональным сообществом, которое может характеризоваться как объединение научных обществ и других субъектов науки (государственные, научно-образовательные организации и центры, отдельные учёные) под эгидой общегуманитарной цели или идеи вне зависимости от своей территориальной принадлежности; как совокупность субъектов науки в пределах суверенного государства; как совокупность всех существующих субъектов науки в мире.
В числе базовых функций субъектов науки
можно выделить координирующую (своевременное и достаточное освещение достижений науки и проблемных вопросов), кооперирующую (налаживание инфраструктуры научных коммуникаций), этическую (контроль профессионального поведения участников) [8].
Наиболее активным и стремительно развивающимся субъектом науки являются организации гражданского общества (далее - ОГО) или civil society organizations (CSO). В терминологии ООН и его структурных подразделений (в том числе ЮНЕСКО и ЭКОСОС) организации гражданского общества представляют собой добровольно созданные общественные объединения, в состав которых могут входить физические и юридические лица разных стран, преследующие единую общегуманитарную цель или идею [9, с. 11].
Исходя из специализации, внутренней структуры и форм внешней коммуникации ОГО могут выступать как формальные объединения, обладающие уставом, правом юридического лица, иной формой институциализации (неправительственные организации (далее - НПО), международные НПО, профессиональные союзы, общества или ассоциации). Как неформальные объединения (общественные движения, клубы, местные общественные группы в том числе в лице религиозных, этнических или иных меньшинств). Как сетевые или виртуальные объединения (виртуальные сообщества или коалиции). Их особенностью является отсутствие материальных границ [10, с. 276-278], изменение коммуникативной практики и культуры традиционного общения и проведения научных исследований. Данный вид ОГО ещё находится в стадии формирования, отсутствуют механизмы рецензирования их научных исследований, тем не менее их научный продукт широко используется обычными пользователями и учёными [11, с. 68-71].
В научном сообществе организации гражданского общества можно рассматривать как научные общества - добровольные общественные объединения специалистов в одной или нескольких областях научной деятельности. Научные общества могут объединять профессионалов в сфере исторической науки, педагогики, социологии, психологии, археологии, географии. Для реализации своей деятельности они могут консультироваться с профильными государственными или академическими учреждениями, независимыми аналитическими организа-
циями, институтами памяти, государственными мозговыми центрами (think tanks). Основной задачей научных обществ является производство научного знания, при этом, согласно исследованию В.С.Стёпина, общества, специализирующиеся на гуманитарных исследованиях, подвергаются давлению со стороны политических структур и доминирующих в обществе идеологий, поэтому они должны жёстко фильтровать изучаемый материал, не допускать искажения фактов или плагиата чужих научных исследований [12, с. 118].
В контексте развития научно-образовательного потенциала страны особую роль играют исторические научные общества. Представители таких общественных объединений занимаются междисциплинарными разработками на стыке методологии исторических исследований и социально-педагогических практик.
В странах Южного Кавказа1 исторические научные общества возникли в период с 1997 по 2009 гг. в ходе реформирования национальных моделей исторического образования. Этот процесс в новых государствах региона шёл с разной степенью интенсивности, включая ознакомление с европейскими подходами к изучению и преподаванию истории.
По мере интеграции закавказских стран в единое пространство европейского сотрудничества, включая образовательные программы Европейского союза Tempus и Erasmus Mundus с 1994 г., членство в Совете Европы с 2001 г., подключение к Болонской системе с 2005 г., Азербайджан, Армения и Грузия расширяли партнерские связи с ведущими профильными организациями в сфере исторического образования, Институтом международных исследований учебной литературы им. Георга Эккерта (далее - Институт им. Гэорга Эккерта, действует с 1954 г.)2 и Европейской ассоциацией преподавателей истории (далее - Евро-Клио, действует с 1992 г.).
Особая роль данных организаций закреплена в п. 14 рекомендации Парламентской Ассамблеи Совета Европы № 1283 (1996 г.) «Об истории и изучении истории в Европе», согласно которой членам Совета Европы предлагалось [13]:
поддержать независимые национальные ассоциации преподавателей истории для сопровождения инициатив ЕвроКлио по созданию платформ сотрудничества с другими странами;
обеспечить доступ Института им. Георга Эк-керта к национальной учебной литературе других стран в том числе в целях её последующего обновления в соответствии с принципами демократии и прав человека.
С 1996 г. Совет Европы приступил к работе со специалистами-историками из Армении, Азербайджана и Грузии в регионе Южного Кавказа сначала в рамках Новой инициативы Генерального секретаря. На этой платформе в 2002-2003 гг. разработана Совместная программа сотрудничества между Европейской Комиссией и Грузией по
укреплению демократической стабильности на Южном Кавказе. Секцией исторического образования Совета Европы проведён первый цикл семинаров в каждой из стран региона.
Это заложило основу для расширения контактов и сотрудничества в рамках «Тбилисской инициативы» (1997 г.) и «Черноморской инициативы» (1999 г.) [14]. Оба проекта представляют собой неформальные площадки для обсуждения и согласования совместных межправительственных программ на уровне Министров образования региональных государств. В «Тбилисской инициативе» приняли участие Азербайджан, Армения, Грузия, Российская Федерация, а затем и Украина с Молдовой в качестве наблюдателей, тем самым как бы формируя Каспийско-черноморский гуманитарный кластер из бывших республик СССР. Через два года в 1999 г. по инициативе Румынии стартовала «Черноморская инициатива по истории», объединившая также на неформальной основе преподавателей истории из семи стран черноморской акватории: Болгарии, Грузии, Молдовы, Российской Федерации, Румынии, Турции и Украины.
В этом контексте уместно привести оценки ряда экспертов стран ближнего зарубежья, включая государства Закавказья, о роли НПО и научных обществ в сотрудничестве с институтами Евросоюза в рамках специально созданного в этих целях Форума гражданского общества Восточного партнерства. В частности, эксперт Нарек Галстян в своём анализе обращает внимание на то, что во «внешней политике ЕС всё большую роль играют экспорт и интернационализация определённых норм». В этом смысле, по его мнению, «европеизация понимается как появление новых правил, норм, практик и структур, которые государства - члены Восточного партнерства должны инкорпорировать в национальное законодательство» [15, с. 171- 176].
Этот же вывод, но в несколько иной интерпретации, содержится и в оценках других исследователей, которые используют по отношению к роли и влиянию НПО и обществ понятие «трансформационной силы». Этот трансформационный ресурс включает в себя «совокупность инструментов нормативного, технического и материального характера, предлагаемых партнерам по взаимодействию с целью внедрения европейских стандартов и достижения желаемых преобразований» [15, с. 385-398].
Грузия
Грузинская ассоциация преподавателей истории (Georgian Association of History Educators) стала первым историческим обществом, созданным в странах Закавказья (1997 г.) и вошедшим в состав ЕвроКлио.
Основателем и руководителем данной ассоциации стала Нана Цихистави, доктор исторических наук, впоследствии руководитель службы меж-
дународных связей Нового института высшего образования (NEWUNI). К 2011 г. в рамках ассоциации действовало восемь региональных подразделений в гг. Аджарии, Шида Картли, Квемо Картли, Кахети, Самцхе-Джаварети, Самегрело, Имерети и Мцхета-Мтианети, а количество членов достигло 300 человек [16].
Грузинская ассоциация преподавателей истории осуществляла свою деятельность по трём направлениям. Это коллективное или персональное участие в международных мероприятиях (семинары, круглые столы, конференции, мастер-классы), организованных ЕвроКлио, Институтом им. Георга Эккерта или профильными европейскими НПО с последующей ретрансляцией полученных знаний остальным членам Грузинской ассоциации преподавателей истории. Это разработка учебно-методических пособий для преподавателей истории при посреднической и координирующей роли ЕвроКлио и финансовой поддержке европейских ведомств и НПО. И, наконец, это применение накопленного опыта для коллективной или персональной разработки учебных пособий, публикации исторических исследований и статей, организации тематических мероприятий в Грузии.
В рамках первого направления в период с 1997 по 2012 гг. члены Грузинской ассоциации преподавателей истории стали участниками более 70 семинаров, встреч и лекций, посвящён-ных методам преподавания истории, толерантной интерпретации конфликтов и включению демократических ценностей в образовательный процесс. Из них 21 мероприятие проведено непосредственно в грузинских городах Ахалцихе, Батуми, Гудаури, Кахетии, Тбилиси, Телави, Хашу-ри.
В 2005 г. по заказу международной НПО International Alert (Великобритания), которая осуществляла программу по укреплению доверия между абхазским и грузинским обществами «Евразия на Кавказе» с 1998 г., ЕвроКлио опубликовало обзорный доклад «Слишком много памяти, слишком много амнезии. История и преподавание истории в Абхазии и Грузии» [17]. Ключевым посылом доклада является минимизация деятельности в Абхазии в пользу Грузии ввиду заинтересованности представителей творческой интеллигенции, академических и экспертных кругов в развитии диалога с Европейским союзом.
В 2008 г. после вооружённого нападения грузинских войск на Абхазию ЕвроКлио при поддержке программы социальной трансформации посткоммунистических стран «MATRA»4 Министерства иностранных дел Нидерландов приступили к разработке проекта «Формирование толерантности через историческое образование в Грузии», задачи которого включали интеграцию принципов демократии, защиту прав национальных меньшинств. По мере реализации проекта
руководством было проведено две корректирующие встречи 17-25 июня и 8-12 октября 2008 г. с координаторами проекта от Грузинской ассоциации преподавателей истории Наной Цихистави и Эленой Медзмариашвили.
Э.Медзмариашвили является доктором исторических наук, членом Грузинской ассоциации преподавателей истории с 1997 г., сотрудником Тбилисского государственного университета, вице-президентом Грузинской ассоциации американистики. В 2003 г. совместно с другим сотрудником Тбилисского государственного университета, историком Зазой Хидурели, она основала издательство «Клио», занимающееся изданием исторической литературы, маркировкой школьных учебников, учебно-познавательной литературы. Впоследствии «Клио» было выбрано Министерством образования, науки, спорта и культуры Грузии для издания серии учебных пособий и учебников по национальной дисциплине «Наша Грузия» для 5 и 6 классов (издаётся на грузинском, азербайджанском, армянском и русском языках). Редактором первого и второго изданий данной серии в 2012 и 2017 гг. [18] выступила Э.Медзмариашвили.
По итогам реализации проекта «Формирование толерантности через историческое образование в Грузии» вышел в свет сборник из 29 уроков для интерактивного обучения истории «Как мы жили вместе в Грузии в 20 веке» в двух частях - учебном пособии для учителя [19] и отдельно учебнике для слушателей [20]. 2 000 экземпляров получили распространение в школах, университетах и библиотеках, чтобы сделать их доступными для преподавателей истории. Материал рассчитан на групповые занятия с проведением общей дискуссии по каждой пройденной теме с выходом на привитие заложенных исторических нарративов через наводящие вопросы, яркие иллюстрации, подборку соответствующих цитат из различных источников, использование методик эмоционального стимулирования (тема № 16 «Этноконфликты и дети»).
В продолжение данного проекта с 2010 г. деятельность Грузинской ассоциации преподавателей истории усилена партнерством с национальными «Агентством культурного наследия Грузии», Лабораторией исследований советского прошлого (SovLab) и зарубежным Федеральным агентством гражданского образования ФРГ. При поддержке новых партнеров были реализованы проекты «Строительство толерантности в Грузии путём изучения истории», обеспечено участие в программе «Летняя школа в Тбилиси: картирование воспоминаний» [21].
В 2015 г. члены Грузинской ассоциации преподавателей истории переключились на подготовку пособий по современным методикам исторической интерпретации для преподавателей и историков, занимались составлением рекомендаций по совершенствованию образова-
тельных стандартов [22], разработкой учебных программ «Мультиэтническая Грузия и религия», «Семейная жизнь», «Миграция», «Я и общество» для организаций среднего и высшего образования через предварительную прогонку моделей в школах, организацию тренингов в партнерстве с Министерством образования, науки и молодёжи Грузии [23].
К 2020 г. Грузинская ассоциация преподавателей истории прекратила работу официального сайта, сконцентрировавшись на работе в социальных сетях. Продолжилась интенсивная очная деятельность. С 2020 г. Грузинская ассоциация преподавателей истории стала участником проектов толерантного преподавания конфликтов «Разные войны» и «Историческое образование во времена войны» [24], инициированных в рамках Гражданского Форума ЕС-Россия (Civil Society Forum). Данная программа реализуется при участии историков, учёных и преподавателей неформального образования стран Европы, России, Беларуси, Грузии, Молдовы, Украины.
Азербайджанская Республика
Азербайджанские историки выбрали более избирательную позицию в отношении европейских исторических проектов. Первым историческим обществом страны стала Азербайджанская ассоциация преподавателей истории (Azsrbaycan tarixi müsllimlari ictimai birliyi), которую в 2009 г. возглавил директор одной из бакинских школ Керим Абиди. Члены ассоциации (более 300 человек) поставили перед собой задачу обеспечить совместное исследование Южного Кавказа для изучения истории региона, уменьшить напряжённость между странами и принять страны региона без постисторической боли [25].
Азербайджанская ассоциация преподавателей истории стала членом ЕвроКлио в год своего основания, однако её функционал был значительно меньше, чем у Грузинской ассоциации преподавателей истории. Одной из причин являлось то, что ключевые тематические мероприятия прошли в стране до создания ассоциации, например, семинары ЕвроКлио «Реформа преподавания истории в Азербайджане: программы, учебники и подготовка преподавателей» 27-29 апреля 1998 г.; Лекции в рамках Всеазербайджанского собрания по изучению и преподаванию истории 28-29 марта 2002 г. При участии членов Азербайджанской ассоциации преподавателей истории в г. Баку были подведены итоги реализации культурной программы Восточного партнерства «Обмен историей посредством культурного диалога» 7-13 мая 2012 г.; проведены мероприятия в рамках программы «Инновационное историческое образование в Черноморском регионе», составной частью которого является проект «Делимся историей, Культурные диалоги» 2011-2014 гг.
Действующим председателем Азербайджанской ассоциации преподавателей истории
является Таваккуль Алиев, доктор философии по истории, сотрудник Института истории Национальной академии наук Азербайджана (далее - НАНА). Принимал участие в подготовке учебника по истории по заказу Министерства науки и образования Азербайджанской Республики для учащихся 10 классов в 2018 г. [26]
Вторым историческим обществом страны стало Общественное объединение азербайджанских историков ^эгЬаусап ТапхфПэп ictimai ВкПу^. Его первым председателем в 2010 г. стал Гусейн-заде Рауф Алишир оглу, доктор исторических наук, научный сотрудник Института Археологии и этнографии НАНА [27].
Будучи ассоциированным членом ЕвроКлио, в 2012-2013 гг. Общественное объединение азербайджанских историков при методической поддержке Европейской ассоциации преподавателей истории выпустили три исследования на русском языке «Сельджукская эпоха истории Кавказа» [28], «Кавказ и великие тюркские империи» [29], «Родословная армян и их миграция на Кавказ с Балкан» [30]. Авторами использовался метод критического анализа исторических источников в основном армянских авторов. При этом в тексте наблюдается периодический уход от строго стиля научного изложения в пользу повествования от первого лица в части авторских оценок.
В 2016 г. был назначен новый председатель Общественного объединения азербайджанских историков в лице Ханбабаевой Мехри Гаджи кызы. М.Ханбабаева является доктором философии по математике, сотрудником Института истории им. Аббасгулу Ага Бакиханова НАНА [31]. С момента смены руководства в русскоязычных публикациях и изданиях за объединением закрепилось скорректированное наименование Общественное объединение «Историки Азербайджана» или <^эгЬаусап ТапхфПэп» ictimai ВкПук После смены официального названия ОО «Историки Азербайджана» минимизировало взаимодействие с европейскими партнерами в пользу участия в государственных проектах по изучению исторического наследия. Данные проекты осуществлялись в тесной кооперации с представителями НАНА и Советом государственной поддержки НПО при Президенте Азербайджанской Республики.
Под руководством нового председателя ОО «Историки Азербайджана» стало выступать исключительно в качестве технического редактора учебно-методических пособий. В 2016 г. ОО «Историки Азербайджана» приняло участие в двух государственных проектах: разработке двухтомника «История Азербайджанской Республики» [32] по заказу НАНА и серии исследований «Иреванское ханство: Ханский дворец, разрушенный армянскими вандалами», «Ире-ванское ханство: Мечети Иревана, разрушенные армянскими вандалами», «Иреванское ханство:
Иреванская крепость - героическая крепость» и «Чухурседские правители и иреванские ханы», курируемой Советом государственной поддержки неправительственных организаций при Президенте Азербайджанской Республики [33].
Республика Армения
Общественное объединение преподавателей истории Армении (Union of the Armenian history educators) создано в 2009 г. в качестве консолидирующего элемента для обеспечения участия армянских историков и учёных в исторических инициативах ЕвроКлио. В рамках ассоциации действует девять региональных подразделений. В 2017 г. ассоциация стала членом Международного комитета исторических наук.
Примечательно, что в зарубежных источниках (материалы проектов ЕвроКлио, DVV International) объединение идентифицируется как Армянская ассоциация преподавателей истории (Armenian Association of History Educators).
Армянские исторические научные общества, как и азербайджанские, были созданы после проведения основных проектов европейских партнеров в области изучения и преподавания истории, в том числе семинар «Реформа преподавания истории в Армении» в г. Царкадзор, 2628 октября 1998 г.; «Новые подходы в подготовке учебных программ и стандартов преподавания истории в средних школах Армении» в г. Цакад-зор, 26-27 мая 2003 г.
В продолжение анализа международной активности армянских исторических обществ, необходимо упомянуть «Ассоциацию молодых историков» АМИ (Association of young historians), созданную в 2014 г. Её основателем и действующим председателем выступает Лилит Мкртчян, кандидат исторических наук, сотрудник Ереванского госуниверситета.
В 2016 г. Европейский союз привлёк «Ассоциацию молодых историков» к реализации проекта по переосмыслению армяно-турецкой истории. В рамках подготовительного этапа при поддержке «Ассоциации молодых историков» и турецкой НКО Фонд Истории («Тарих Вакфи») в Армении и Турции в течение 2017 г. проводился мониторинг школьных учебников «Политика памяти и забвения: построение сети историков и преподавателей истории в контексте армяно-турецких отношений». Результаты мониторинга были использованы в программе Европейского союза 2018 г. «Поддержка процесса нормализации армяно-турецких отношений» (ATNP и ATNP2). Программы представляют собой проведение тематических семинаров на тему демократизации образовательного процесса, мирного толкования исторических конфликтов и продвижения принципов защиты национальных меньшинств и публикация результатов в виде образовательных материалов, которые позволяют провести
критический анализ исследуемой темы с разных точек зрения. Исследование финансируется Европейским союзом, осуществляется при содействии Министерства иностранных дел Швеции, Фонда Фридриха Эберта, координаторами выступили турецкая НКО Фонд Истории и американский Центр по трансформации конфликтов «Имаджин».
По итогам проведения семинаров и рабочих встреч в 2019 г. были изданы «Модули альтернативного исторического образования для Армении и Турции» [34]. Тем не менее, инициатива Европейского Союза не получила ожидаемой поддержки со стороны «Ассоциации молодых историков» так как продвигаемые идеи армяно-турецкого примирения не совпадают ни с государственной политикой обеих стран, ни с национальными историческими концепциями.
Международные надгосударственные проекты
Нельзя не обратить внимание на инициативы европейских профильных ведомств и организаций по созданию совместных исторических исследований представителей закавказских стран.
Первым крупным исследованием можно назвать сборник 2008 г. «Современные учебники истории на Южном Кавказе» [35]. Его разработка началась в 2007 г. по инициативе армянских историков и активистов при финансовой поддержке Международного Вышнеградского фонда. В создании сборника приняли участие представители Азербайджанской ассоциации преподавателей истории, Грузинской ассоциации преподавателей истории, а также армянские специалисты.
Ввиду несовпадения взглядов на региональную историю, участниками проекта было принято решение применить методику интерпретации с разных точек зрения «Образы других», «Мы и другие в истории» ЕвроКлио. В ущерб цельности повествования такой текст представляет собой сборник авторских трудов по заданной тематике, что, по мнению самих участников проекта, позволяет читателю сформировать собственное видение истории стран Закавказья. Методики исторической интерпретации, апробированные в рамках данного исследования, впоследствии инкорпорировалась ЕвроКлио в работу немецко-израильского комитета по учебникам истории.
С 2009 по 2015 гг. по инициативе Аналитического центра по глобализации и региональному сотрудничеству (Армения) реализованы ещё три совместных проекта по разработке истории закавказского региона с представителями Общественного объединения азербайджанских историков (Азербайджан) и отделения французского Фонда «Картиас» (Грузия). Научная работа над книгами «Положительные примеры из истории сосуществования народов и стран Южного Кавказа» [36], «Очерки истории стран Южного Кавказа» [37] и «История и идентичность: Южный
Кавказ и другие регионы, находящиеся в переходном периоде» [38] велась историками при финансовой поддержке Фонда «Картиас» Франции и МИД Финляндии.
В 2014 г. Центр по трансформации конфликтов «Имаджин» в рамках двух проектов Европейского союза, ООН и посольств США в Азербайджане и Армении в сфере урегулирования региональных конфликтов привлёк представителей стран Закавказья (Южного Кавказа) для подготовки методического пособия «Проблемы и перспективы подготовки учебников и преподавания истории на Южном Кавказе» [39].
Пособие разделено на четыре тематических раздела, описывающих методологические подходы к историческому образованию, особенности переходного периода закавказских стран в сфере реформ образования, разработки национальных исторических нарративов, результатов программно-проектной деятельности ООН, США и Европейского союза по продвижению принципов мирного образования в регионе, а также роли критического мышления для воспитания осмысленной гражданственности и предотвращения потенциальных межэтнических конфликтов.
Последним крупным проектом стало создание учебного пособия «Перекрёсток культур. Страны Черноморского региона и общественно-политические изменения в Х1Х-ХХ вв.» под руководством ЕвроКлио в 2015 г. [40] В разработке приняли участие партнеры Европейской ассоциации преподавателей истории из Молдовы, России, Украины, а также Азербайджанской ассоциации преподавателей истории, Общественного объединения преподавателей истории Армении, Грузинской ассоциации преподавателей истории. Проект разрабатывался при финансовой поддержке Европейского Союза в виде двух пособий - для учителя и для слушателя. В отличие от пособия «Как мы жили вместе в Грузии в 20 веке», книга переведена на пять языков (азербайджанский, армянский, русский, молдавский и украинский), текст разделён на три части: культурное наследие, культура и политика; семья; повседневная жизнь. Каждая часть состоит из десяти интерактивных урока, в которых используются специально подобранные источники для вовлечения слушателя в процесс обучения и по-
Примечания
следующей дискуссии.
Заключение
Анализ деятельности исторических обществ закавказского региона показал высокий уровень влияния на них европейских профильных ведомств и международных НПО в сфере разработки методик преподавания истории, трактовки исторических нарративов и событий исторического прошлого. Данный факт касается, главным образом, научно-педагогических школ Армении и Грузии в связи с их заинтересованностью в развитии интеграционных программ с Евросоюзом. Азербайджанские исторические научные общества, судя по результатам их работы в подготовке учебных и научных изданий по истории, стремились сохранить свою историческую школу и выработать сбалансированный подход к интерпретации исторических событий.
В рамках продвижения стандартов европейского измерения [15, с. 269-270] исторического образования совместная работа ведомств и НПО Европейского Союза с историческими научными обществами Армении, Азербайджана и Грузии велась по следующим тематическим и исследовательским направлениям:
1. Этапы исторического развития стран региона и влияние внешних и внутренних факторов на формирование государственности и национального самосознания;
2. Исторические предпосылки зарождения и эволюции внутристрановых, межгосударственных и региональных конфликтов. Историческое образование как возможная основа для поиска согласия, доверия и постконфликтной реабилитации;
3. Историческое знание как инструмент воспитания принципов толерантности и демократический гражданственности на основе общеевропейских ценностей;
4. Обоснованиеевропоцентричной концепции общей региональной истории применительно к странам Закавказья на основе историко-культурных связей в формате сухопутного приграничного сотрудничества (например, с Ираном, Турцией), а также со странами черноморского бассейна (в рамках совместно подготовленных и опубликованных материалов «Черноморской инициативы»).
1 В отечественной и зарубежной историографии, а также в политическом дискурсе термины Закавказье (Transcaucasia) и Южный Кавказ (South Caucasus) чаще используются как равнозначные или прописываются вместе.
2 В российской историографии встречаются другие версии перевода официального названия, например, «Институт международных исследований учебников им. Георга Эккерта», «Международный институт по исследованию школьных учебников имени Георга Эккерта».
3 Форум гражданского общества Восточного Партнерства (Eastern Partnership Civil Society Forum) был создан в 2009 г. как региональная платформа общественных организаций и сообществ для продвижения европейской интеграции, общих социальных и политических стандартов, гармонизации образовательных систем. См. подробнее: https://eap-csf.eu/frontpage-rus/
4 «MATRA» - голландская аббревиатура, означающая «Социальная трансформация». Это программа социальных преобразований Министерства иностранных дел Нидерландов, которая направлена на содействие развитию открытого, плюралистического, демократического общества в Центральной и Восточной Европе.
Литература и источники
1. Философия науки: сборник научных трудов / ред. Л.П.Киященко. Выпуск 11. Этос науки на рубеже веков. М.: Институт философии РАН, 2005. 344 с.
2. Бурганова Л.А., Мягков Г.П. Образ научного сообщества: эволюция методологических репрезентаций // ВЭПС. 2017. № 2. С. 139-146.
3. Arnold M. Scientific Communities. A History of Theories and Concepts. In: Fisette, D., Fréchette, G., Stadler, F. (eds) Franz Brentano and Austrian Philosophy. Vienna Circle Institute Yearbook, vol 24. Springer, Cham. 2020. p. 387-424.
4. Научное сообщество историков России: 20 лет перемен / ред. Г.Бордюгова. - М.: АИРО-XXI, 2011. 520 с.
5. Комарова Г.А. Научное сообщество как междисциплинарное исследовательское поле. Ростов-на-Дону: Политическая концептология, 2011 г. № 1. 133-150 с.
6. Корзун В. П. Образы исторической науки в отечественной историографии рубежа Х1Х-ХХ вв. / В. П. Корзун // Вузовская наука начала XXI века: гуманитарный вектор: Философия. История. Социология. Политология. Культурология и искусствоведение: материалы Всероссийской научной заочной конференции (Екатеринбург, апрель-май 2002). - Екатеринбург: Издательство Уральского университета, 2002. - С. 83-87.
7. Мирский Э.М. Научное сообщество // Лебедев С.А. Философия науки: Словарь основных терминов. (Серия «Gaudeamus»). М.: Академический Проект, 2004. 159 c.
8. Воронкова О.В. О проблемах формирования научного сообщества. Тамбов: Перспективы науки, 2010. № 11(13). 5-11 с.
9. Глава III. Определение гражданского общества. Гражданское общество в интересах развития. Возможности в рамках Конвенции Организации Объединенных Наций против коррупции. Вена, Управление Организации Объединенных Наций по наркотикам и преступности. 2020. [Электронный ресурс]. - URL: https://www.unodc. org/res/ngos/corruption_html/RU_Civil_Society_Guide.pdf (дата обращения: 16.01.2024)
10. Верченов Л.Н., Ефременко Д.В., Тищенко В.И. Социальные сети и виртуальные сетевые сообщества: Сборник научных трудов / РАН. ИНИОН. Центр социальных научно-информационных исследований. Серия: Информация. Наука. Общество. - М.: Институт научной информации по общественным наукам РАН, 2013. 360 с.
11. Жукова Т.И. Виртуальные сообщества в научном коммуникационном пространстве: эмпирические выводы. М.: Труды ИСА РАН. Том 66. 4. 2016. С. 60-74.
12. Стёпин В.С. Философия науки. Общие проблемы: учебник для аспирантов и соискателей ученой степени кандидата наук. М.: Гардарики, 2006. 384 с.
13. Рекомендация № 1283 (1996) «Об истории и изучении истории в Европе». Дебаты Парламентской Ассамблеи Совета Европы от 22 января 1996 года (1-е заседание). Сборник правовых актов Совета Европы о сохранении культурного наследия - ч. 2. Министерство культуры РФ, Науч.-произв. центр по охране и использованию памятников истории и культуры Свердл. обл.; ред. С. Н. Молчанов. - Екатеринбург: Банк культурной информации, 2003. 527 с.
14. The Black Sea Initiative on History. 1999-2004. DGIV/EDU/HIST (2005) 02. Strasbourg: Council of Europe Publ, 2005.
15. Восточное партнерство. Цели - опыт - вызовы. Анализ процесса имплементации в государствах, охваченных программой». / Научн. ред. П.Байор. Краков: Ksiegarnia Akademicka, 2013, 171- 176 c.
16. Tolerance Building Through History Education in Georgia. EuroClio. 2019. [Электронный ресурс]. - URL: https:// euroclio.eu/projects/tolerance-building-through-history-education-in-georgia/
17. Leeuw-Roord, Joke van der. Too much Memory too much Amnesia, Report on Fact Finding Mission to Abkhazia and Georgia for International Alert. EuroClio. 2005. 40 c. [Электронный ресурс]. - URL: https://euroclio.eu/wp-content/ uploads/2019/06/van-der-Leeuw-Roord-Too-much-memory-too-much-amnesia-History-and-History-Teaching-in-Abkhazia-and-Georgia.pdf
18. CV. Elene Medzmariashvili. Council of Europe. [Электронный ресурс]. - URL: https://rm.coe.int/cv-ms-elene-medzmariashvili-academic-historian-and-researcher/1680a33359
19. Как мы жили вместе в Грузии в ХХ веке. Методические указания для учителей. Georgia: International Center on Conflict and Negotiation, 2013. 76 c.
20. Как мы жили вместе в Грузии в XX веке: 29 учебных материалов (уроков) для интерактивного обучения истории. Georgia: International Center on Conflict and Negotiation, 2014. 126 с.
21. Mapping Memories. Summer School program 2016. Tbilisi, Georgia. Federal Agency for Civic Education (Bundeszentrale für politische Bildung). [Электронный ресурс]. - URL: https://www.bpb.de/system/files/dokument_pdf/20160620_ Mapping%20Memories_SS16_Programme_Website_final.pdf (дата обращения: )
22. В школах Грузии появится новый предмет «Я и общество». Sputnik Грузия. 17.08.2015 г. [Электронный ресурс]. - URL: https://sputnik-georgia.ru/20150817/228322791.html (дата обращения: )
23. Meeting with the Representatives of European Association of History Educators. Ministry of Education, Science and Youth of Georgia. 18.01.2013. [Электронный ресурс]. - URL: https://mes.gov.ge/content.php?t=srch&search=history%20 educators&id=4414&lang=eng (дата обращения: )
24. «Историческое образование во времена войны»: публичная дискуссия в Тбилиси. «Параллели памяти».
02.08.2023 г. [Электронный ресурс]. - URL: https://confronting-memories.org/ru/news/46-public-discussion-history-education-at-a-time-of-war/ (дата обращения: 15.01.2024)
25. Public Union of Azerbaijan History Educators. EuroClio. [Электронный ресурс]. - URL: https://euroclio.eu/member/ public-union-of-azerbaijan-history-educators/ (дата обращения: 20.01.2024)
26. Учебник по предмету «История Азербайджана» для 10-х классов общеобразовательных школ / Отв. ред. Т.Алиев, П.Агаларов, Н.Гулиев, Э.Гасымов. Баку: §arq-Qarb, 2018. 200 с.
27. Доктора наук Института археологии, этнографии и антропологии. Национальная Академия Наук Азербайджана. [Электронный ресурс]. - URL: https://science.gov.az/ru/forms/doktora-nauk-instituta-arheologii-i-etnografii/1366 (дата обращения: 01.02.2024)
28. Гусейн-Заде Р.А. Сельджукская эпоха истории Кавказа. - М.: Kremlin Multimedia, 2012. - 183 с.
29. Ахундова Н.Ч., Гусейн-зазе Р.А. Кавказ и великие тюркские империи. Баку, 2012. 190 с. База данных «E-Кни-ги» Президентской Библиотеки Азербайджанской Республики. [Электронный ресурс]. - URL: https://ebooks.az/ ru/book/A86fhRqs (дата обращения: 20.01.2024)
30. Вердиева Х, Гусейн-заде Р. «Родословная» армян и их миграция на Кавказ с Балкан. Эссэ. Издание второе, исправленное. Баку, 2013. 216 с. База данных «E-Книги» Президентской Библиотеки Азербайджанской Республики. [Электронный ресурс]. - URL: https://ebooks.az/az/book/Zs0rlF30
31. Доктора философии Института истории. Национальная Академия Наук Азербайджана. [Электронный ресурс]. - URL: https://science.gov.az/ru/forms/doktora-filosofii-instituta-istorii/3002%20дата%20обращения%20
01.02.2024 (дата обращения: 01.02.2024)
32. Azarbaycan Respublikasinin tarixi: 1991-2016: tarixi-biblioqrafik ara§dirma. Baki. Azarbaycan Tarixgilari Ictimai Birliyi, 2016. 244 p. [Электронный ресурс]. - URL: http://www.anl.az/el/Kitab/2017/10/2016-2303.pdf (дата обращения: 07.02.2024)
33. Увидела свет книга «Последствия для региональной безопасности переселения армян на земли Северного Азербайджана». Национальная Академия Наук Азербайджана. 2020. [Электронный ресурс]. - URL: https:// science.gov.az/ru/news/open/14055 (дата обращения: 07.02.2024)
34. History Education in Schools in Turkey and Armenia. A Critique and Alternatives. [Электронный ресурс]. - URL: https://caucasusedition.net/wp-content/uploads/2019/08/Alternative-History-Education-Modules-for-Schools-in-Armenia-and-Turkey.pdf (дата обращения: 07.02.2024)
35. Contemporary history textbooks in the South Caucasus. [Электронный ресурс]. - URL: https://www.amo.cz/wp-content/uploads/2015/11/contemporary-history-textbooks-in-the-sc.pdf (дата обращения: 01.02.2024)
36. Григорян С. Положительные примеры из истории сосуществования народов и стран Южного Кавказа. Аналитический центр по глобализации и региональному сотрудничеству. Ереван: Антарес, 2009. 155 с.
37. Асланов А.Х., Хачикян А.Э., Рамишвили П.Р. Очерки истории стран Южного Кавказа: мультиперспективный взгляд на историю. под ред. Степана Григоряна. Аналитический центр по глобализации и региональному сотрудничеству. Ереван: Эдит принт, 2009. 199 с.
38. История и идентичность: Южный Кавказ и другие регионы, находящиеся в переходном периоде. Статьи ученых-историков и экспертов из Азербайджана, Армении и Грузии (Ереван, Армения). Ер.: Едит Принт, 2010 -440 с.
39. Проблемы и перспективы подготовки учебников и преподавания истории на Южном Кавказе. Методологическое пособие // Электронный журнал The Caucasus Edition: Journal of Conflict Transformation. Август 2014. 95 с. [Электронный ресурс]. - URL: https://caucasusedition.net/wp-content/uploads/2014/08/Проблемы-и-перспек-тивы-подготовки-учебников-и-преподавания-истории-на-Южном-Кавказе.pdf (дата обращения: 13.02.2024)
40. Перекрёсток культур. Страны Черноморского региона и общественно-политические изменения в Х1Х-ХХ вв. Учебное пособие. EuroClio, 2015. 384 с.
References
1. L.P.Kiyashchenko. Filosofiya nauki: sbornik nauchnykh trudov. [Philosophy of science: the collection of scientific papers] Vypusk 11. Etos nauki na rubezhe vekov. [Volume 11. The ethos of science at the turn of the century] Moscow.: Institut filosofiiRAN Publ, 2005. 344p.
2. Burganova L.A., Myagkov G.P. Obraz nauchnogo soobshchestva: evolyutsiya metodologicheskikh reprezentatsii [The image of the scientific community: the evolution of methodological representations] № 2. Kazan': Vestnik ekonomiki, prava i sotsiologii Publ. 2017. 139-146 p.
3. Arnold M. Scientific Communities. A History of Theories and Concepts. In: Fisette, D., Frechette, G., Stadler, F. (eds) Franz Brentano and Austrian Philosophy. Vienna Circle Institute Yearbook, vol 24. Springer, Cham. 2020. 387-424 p.
4. Nauchnoe soobshchestvo istorikov Rossii: 20 let peremen [Scientific community of historians of Russia: 20 years of change] red. G.Bordyugova. Moscow: AIRO-XXI Publ, 2011. 520 p.
5. Komarova G.A. Nauchnoe soobshchestvo kak mezhdistsiplinarnoe issledovatel'skoe pole [The scientific community as an interdisciplinary research field] Rostov-na-Donu: Politicheskaya kontseptologiya Publ, 2011. № 1. 133-150 p.
6. Korzun V.P. Obrazy istoricheskoi nauki v otechestvennoi istoriografii rubezha Х1Х-ХХ. [Images of historical science in domestic historiography at the turn of the 19th-20th centuries] Vuzovskaya nauka nachala XXI veka: gumanitarnyi vektor: Filosofiya. Istoriya. Sotsiologi-ya. Politologiya. Kul'turologiya i iskusstvovedenie: materialy Vserossiiskoi nauchnoizaochnoi konferentsii (Ekaterinburg, aprel'-mai2002) [University science at the beginning of the 21st century: humanitarian vector: Philosophy. Story. Sociology. Political science. Cultural studies and art history: materials of the All-Russian scientific correspondence conference] Ekaterinburg: Izdatel'stvo Ural'skogo univer-siteta Publ, 2002. 83-87p.
7. Mirskii E.M. Nauchnoe soobshchestvo [Science community] red. Lebedev S.A. Filosofiya nauki: Slovar' osnovnykh terminov (Seriya «Gaudeamus») [Philosophy of Science: Glossary of Basic Terms] Moscow: Akademicheskii Proekt Publ, 2004. 159 c.
8. Voronkova O.V. Oproblemakh formirovaniya nauchnogo soobshchestva [On the problems of forming a scientific community.] Tambov: Perspektivy nauki, 2010. № 11(13). 5-11 p.
9. Glava III. Opredelenie grazhdanskogo obshchestva. Grazhdanskoe obshchestvo v interesakh razvitiya. [Chapter III. Definition of civil society. Civil society for development] Vozmozhnosti v ramkakh Konventsii Organizatsii Ob"edinennykh Natsii protiv korruptsii [Opportunities under the United Nations Convention against Corruption.] Vena: Upravlenie Organizatsii Ob"edinennykh Natsii po narkotikam i prestupnosti, 2020. [Elektronnyi resurs]. - URL: https://www.unodc.org/res/ngos/corruption_html/RU_Civil_Society_Guide.pdf
10. Verchenov L.N., Efremenko D.V., Tishchenko V.I. Sotsial'nye seti i virtual'nye setevye soobshchestva: Sbornik nauchnykh trudov [Social networks and virtual network communities: Collection of scientific papers] RAN. INION. Tsentr sotsial'nykh nauchno-informatsion-nykh issledovanii. Seriya: Informatsiya. Nauka. Obshchestvo [RAS. INION. Center for Social Science and Information Research. Series: Information. The science. Society.] Moscow: Institut nauchnoi informatsii po obshchestvennym naukam RAN Publ, 2013. 360 p.
11. Zhukova T.I. Virtual'nye soobshchestva v nauchnom kommunikatsionnom prostranstve: empiricheskie vyvody [Virtual communities in scientific communication space: empirical findings] Moscow: Trudy ISA RAN. Tom 66. 4, 2016. 60-74 p.
12. Stepin V.S. Filosofiya nauki. Obshchie problemy: uchebnik dlya aspirantov i soiskatelei uchenoi stepeni kandidata nauk [Philosophy of Science. General problems: a textbook for graduate students and candidates for the degree of candidate of sciences] Moscow: Gardariki, 2006. 384 p.
13. Rekomendatsiya № 1283 (1996) «Ob istorii i izuchenii istorii v Evrope». Debaty Parlamentskoi Assamblei Soveta Evropy ot 22 yanvarya 1996 goda (1-e zasedanie) [Recommendation 1283 (1996) of the Parliamentary Assembly «History and the learning of history in Europe»] Sbornik pravovykh aktov Soveta Evropy o sokhranenii kul'turnogo naslediya - ch. 2. Ministerstvo kul'tury RF, Nauch.-proizv. tsentr po okhrane i ispol'zovaniyu pamyatnikov istorii i kul'tury Sverdl. obl. [Collection of legal acts of the Council of Europe on the preservation of cultural heritage - part 2. Ministry of Culture of the Russian Federation, Scientific & Production Centre Of Sverdlovskaya oblast monuments of history and culture protection and use] red. S. N. Molchanov. Ekaterinburg: Bank kul'turnoi informatsii, 2003. 527p.
14. The Black Sea Initiative on History. 1999-2004. DGIV/EDU/HIST (2005) 02. Strasbourg: Council of Europe Publ, 2005.
15. «Vostochnoe partnerstvo. Tseli - opyt - vyzovy. Analiz protsessa implementatsii v gosudarstvakh, okhvachennykh programmoi» [Eastern Partnership. Goals - experiences - challenges. Analysis of the implementation process in program states] Nauchn. red. P. Baior. Krakov: Ksiegarnia Akademicka, 2013. 171- 176 p.
16. Tolerance Building Through History Education in Georgia. EuroClio. 2019. [Elektronnyi resurs]. - URL: https://euroclio.eu/projects/ tolerance-building-through-history-education-in-georgia/
17. Leeuw-Roord, Joke van der. Too much Memory too much Amnesia, Report on Fact Finding Mission to Abkhazia and Georgia for International Alert. EuroClio. 2005. 40 p. [Elektronnyi resurs]. - URL: https://euroclio.eu/wp-content/uploads/2019/06/van-der-Leeuw-Roord-Too-much-memory-too-much-amnesia-History-and-History-Teaching-in-Abkhazia-and-Georgia.pdf
18. CV. Elene Medzmariashvili. Council of Europe. [Elektronnyi resurs]. - URL: https://rm.coe.int/cv-ms-elene-medzmariashvili-aca-demic-historian-and-researcher/1680a33359
19. Kak my zhili vmeste v Gruzii v XX veke. Metodicheskie ukazanija dlja uchitelej. [How we lived together in Georgia in the twentieth century. Guidelines for teachers] Georgia: International Center on Conflict and Negotiation, 2013. 76 c.
20. Kak my zhili vmeste v Gruzii v XX veke: 29 uchebnyh materialov (urokov) dlja interaktivnogo obuchenija istorii. [How we lived together in Georgia in the 20th century: 29 educational materials (lessons) for interactive teaching of history] Georgia: International Center on Conflict and Negotiation, 2014. 126 p.
21. Mapping Memories. Summer School program 2016. Tbilisi, Georgia. Federal Agency for Civic Education (Bundeszentrale fur politische Bildung). [Elektronnyi resurs]. - URL: https://www.bpb.de/system/files/dokument_pdf/20160620_Mapping%20Memories_ SS16_Programme_Website_final.pdf (data obrashcheniya: 15.01.2024)
22. V shkolakh Gruzii poyavitsya novyi predmet «Ya i obshchestvo». Sputnik Gruziya. [A new subject «I and Society» will appear in Georgian schools. Sputnik Georgia] 17.08.2015. [Elektronnyi resurs]. - URL: https://sputnik-georgia.ru/20150817/228322791.html (data obrashcheniya: 20.01.2024)
23. Meeting with the Representatives of European Association of History Educators. Ministry of Education, Science and Youth of Geor-
gia. 18.01.2013. [Elektronnyi resurs]. - URL: https://mes.gov.ge/content.php?t=srch&search=history%20educators&id=4414&lang=eng (data obrashcheniya: 20.01.2024)
24. «Istoricheskoe obrazovanie vo vremena voiny»:publichnaya diskussiya v Tbilisi [«Historical education in times of war»: public discussion in Tbilisi] «Parallelipamyati» [«Parallels of memory »]. 02.08.2023. [Elektronnyi resurs]. - URL: https://confronting-memories.org/ ru/news/46-public-discussion-history-education-at-a-time-of-war/ (data obrashcheniya: 15.01.2024)
25. Public Union of Azerbaijan History Educators. EuroClio. [Elektronnyi resurs]. - URL: https://euroclio.eu/member/public-union-of-azer-baijan-history-educators/ (data obrashcheniya: 20.01.2024)
26. Uchebnikpopredmetu «Istoriya Azerbaidzhana» dlya 10-kh klassov obshcheobrazovatel'nykh shkol [Textbook on the subject «History of Azerbaijan» for 10th grades of secondary schools] Otv. red. T.Aliev, P.Agalarov, N.Guliev, E.Gasymov. Baku: $arq-Qarb Publ, 2018. 200 p.
27. Doktora nauk Instituta arkheologii, etnografii i antropologii. [Doctor of Science from the Institute of Archaeology, Ethnography and Anthropology] Natsional'naya Akademiya Nauk Azerbaidzhana [National Academy of Sciences of Azerbaijan]. [Elektronnyi resurs]. -URL: https://science.gov.az/ru/forms/doktora-nauk-instituta-arheologii-i-etnografii/1366 (data obrashcheniya: 01.02.2024)
28. Gusein-Zade R.A. Sel'dzhukskaya epokha istorii Kavkaza. [Seljuk era of the history of the Caucasus] Moscow: Kremlin Multimedia Publ, 2012. - 183 p.
29. Akhundova N.Ch., Gusein-zaze R.A. Kavkaz i velikie tyurkskie imperii. [The Caucasus and the great Turkic empires] Baza dannykh «E-Knigi» Prezidentskoi Biblioteki Azerbaidzhanskoi Respubliki [Database «E-Books» of the Presidential Library of the Republic of Azerbaijani. Baku, 2012. 190 p. [Elektronnyi resurs]. - URL: https://ebooks.az/ru/book/A86fhRqs (data obrashcheniya: 20.01.2024)
30. Verdieva Kh, Gusein-zade R. «Rodoslovnaya» armyan i ikh migratsiya na Kavkaz s Balkan. Esse. [«Pedigree» of the Armenians and their migration to the Caucasus from the Balkans. Essay.]Izdanie vtoroe, ispravlennoe. Baza dannykh «E-Knigi» Prezidentskoi Biblioteki Azerbaidzhanskoi Respubliki [Second edition, revised. Database «E-Books» of the Presidential Library of the Republic of Azerbaijan]. Baku, 2013. 216 p. [Elektronnyi resurs]. - URL: https://ebooks.az/az/book/Zs0rlF30 (data obrashcheniya: 01.02.2024)
31. Doktora filosofii Instituta istorii. Natsional'naya Akademiya Nauk Azerbaidzhana [Doctor of Philosophy from the Institute of History. National Academy of Sciences of Azerbaijan]. [Elektronnyi resurs]. - URL: https://science.gov.az/ru/forms/doktora-filosofii-institu-ta-istorii/3002%20data%20obrashcheniya%2001.02.2024 (data obrashcheniya: 01.02.2024)
32. Azarbaycan Respublikasinin tarixi: 1991-2016. Tarixi-biblioqrafikara^dirma. [«History of the Azerbaijan Republic: 1991-2016. Historical-bibliographic research] Baku: Azarbaycan Tarixgilari Ictimai Birliyi Publ. 2016. 244 p. [Elektronnyi resurs]. - URL: http://www.anl.az/ el/Kitab/2017/10/2016-2303.pdf (data obrashcheniya: 07.02.2024)
33. Uvidela svet kniga «Posledstviya dlya regional'noi bezopasnostipereseleniya armyan na zemli Severnogo Azerbaidzhana». [The book «Consequences for regional security of the resettlement of Armenians to the lands of Northern Azerbaijan» was published.] Natsional'naya Akademiya Nauk Azerbaidzhana [National Academy of Sciences of Azerbaijan]. 2020. [Elektronnyi resurs]. - URL: https://sci-ence.gov.az/ru/news/open/14055 (data obrashcheniya: 07.02.2024)
34. History Education in Schools in Turkey and Armenia. A Critique and Alternatives. [Elektronnyi resurs]. - URL: https://caucasuse-dition.net/wp-content/uploads/2019/08/Alternative-History-Education-Modules-for-Schools-in-Armenia-and-Turkey.pdf (data obrash-cheniya: 07.02.2024)
35. Contemporary history textbooks in the South Caucasus. [Elektronnyi resurs]. - URL: https://www.amo.cz/wp-content/up-loads/2015/11/contemporary-history-textbooks-in-the-sc.pdf (data obrashcheniya: 01.02.2024)
36. Grigoryan S. Polozhitel'nye primery iz istorii sosushchestvovaniya narodov i stran Yuzhnogo Kavkaza. [Positive examples from the history of coexistence of the peoples and countries of the South Caucasus.] Analiticheskiy tsentr po globalizatsii i regional'nomu sotrud-nichestvu. [Think Tank on Globalization and Regional Cooperation] Erevan: Antares Publ, 2009. 155p.
37. Aslanov A.K., Khachikyan A.E., Ramishvili P.R. Ocherki istorii stran Yuzhnogo Kavkaza: mul'tiperspektivnyi vzglyad na istoriyu. [Essays on the history of the countries of the South Caucasus: a multi-perspective view of history.] pod red. Stepana Grigoryana. Analiticheskii tsentr po globalizatsii i regional'nomu sotrudnichestvu. [Think Tank on Globalization and Regional Cooperation]. Erevan: Edit print, 2009. 199 p.
38. Istoriya i identichnost': Yuzhnyi Kavkaz i drugie regiony, nakhodyashchiesya vperekhodnom periode. [History and identity: The South Caucasus and other regions in transition] Stat'i uchenykh-istorikov i ekspertov iz Azerbaidzhana, Armenii i Gruzii (Erevan, Armeniya). [Articles by historians and experts from Azerbaijan, Armenia and Georgia (Yerevan, Armenia)] Erevan: Edit Print, 2010. 440 p.
39. Problemy i perspektivy podgotovki uchebnikov i prepodavaniya istorii na Yuzhnom Kavkaze. Metodologicheskoe posobie [Problems and prospects for preparing textbooks and teaching history in the South Caucasus. Methodological manual] Elektronnyi zhurnal The Caucasus Edition: Journal of Conflict Transformation. Avgust 2014. 95 p. [Elektronnyi resurs]. - URL: https://caucasusedition.net/ wp-content/uploads/2014/08/Problemy-i-perspektivy-podgotovki-uchebnikov-i-prepodavaniya-istorii-na-Yuzhnom-Kavkaze.pdf (data obrashcheniya: 13.02.2024)
40. Perekrestok kul'tur. Strany Chernomorskogo regiona i obshchestvenno-politicheskie izmeneniya v 20-21 vv. Uchebnoe posobie. [Crossroad of Cultures. Countries of the Black Sea Region and social and political changes in the 19th and 20th centuries] EuroClio, 2015. 384 p.
© «Клио», 2024 © Курбатова А.Г., 2024