Научная статья на тему 'Программа "Волшебные палочки": интеграция логопедической практики и нейропсихологического подхода в работе с дошкольниками'

Программа "Волшебные палочки": интеграция логопедической практики и нейропсихологического подхода в работе с дошкольниками Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
1530
198
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ДОШКОЛЬНИКИ / ТЯЖЁЛЫЕ НАРУШЕНИЯ РЕЧИ / НЕЙРОПСИХОЛОГИЯ / ЗДОРОВЬЕСБЕРЕЖЕНИЕ

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Соломенник Ирина Викторовна

В последние годы в детской популяции наблюдается уменьшение количества здоровых детей. Это частично объясняет значительное количество детей с тяжелыми нарушениями речи (ТНР) последних десятилетий. Данная категория детей, отличается от своих сверстников по показателям соматического и нервно-психического развития, что становится подчас серьёзным препятствием для успешного освоения коррекционно-образовательных программ [4]. Эти дети также составляют и основной контингент так называемых «часто болеющих детей». Совокупность указанных проблем, связанных с обеспечением качества образования детей с ТНР, мотивируют педагогов не только на активное применение устоявшихся коррекционных и здоровьесберегающих методик, а также на поиск и апробацию инновационных технологий. Деятельность логопункта МБДОУ № 43 «Малыш» городского округа Сухой Лог Свердловской области с 2012 года направлена на интеграцию нейропсихологического подхода и логопедической помощи, определяя целью речевой коррекции не сам дефект, а механизм нарушения. Значимым стимулирующим звеном коррекционного процесса в условиях логопункта ДОУ стала, разработанная и успешно апробированная на практике в течение четырёх лет, программа дополнительного образования «Волшебные палочки». Реализация этой программы предусматривает в образовательном процессе ДОУ дополнительное время непосредственнообразовательной деятельности для проведения логотренинга с элементами нейропсихологического подхода. Оптимальный режим логотренинга ежедневно, желательно в утреннее время, в течение 10 минут (за 15-20 мин до завтрака). Организациядетей на логотренинг возможна группой, подгруппой и индивидуально.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам о здоровье , автор научной работы — Соломенник Ирина Викторовна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Программа "Волшебные палочки": интеграция логопедической практики и нейропсихологического подхода в работе с дошкольниками»

Программа "Волшебные палочки": интеграция логопедической практики и нейропсихологического подхода в работе с дошкольниками

Соломенник Ирина Викторовна

МАДОУ № 43, г. Сухой Лог, Свердловской обл

Ключевые слова:

дошкольники, тяжёлые нарушения речи, нейропсихология, здоровьесбережение

В последние годы в детской популяции наблюдается уменьшение количества здоровых детей. Это частично объясняет значительное количество детей с тяжелыми нарушениями речи (ТНР) последних десятилетий. Данная категория детей, отличается от своих сверстников по показателям соматического и нервно-психического развития, что становится подчас серьёзным препятствием для успешного освоения коррекционно-образовательных программ [4]. Эти дети также составляют и основной контингент так называемых «часто болеющих детей». Совокупность указанных проблем, связанных с обеспечением качества образования детей с ТНР, мотивируют педагогов не только на активное применение устоявшихся коррекционных и здоровьесберегающих методик, а также на поиск и апробацию инновационных технологий.

Деятельность логопункта МБДОУ № 43 «Малыш» городского округа Сухой Лог Свердловской области с 2012 года направлена на интеграцию нейропсихологического подхода и логопедической помощи, определяя целью речевой коррекции не сам дефект, а механизм нарушения. Значимым стимулирующим звеном коррекционного процесса в условиях логопункта ДОУ стала, разработанная и успешно апробированная на практике в течение четырёх лет, программа дополнительного образования «Волшебные палочки». Реализация этой программы предусматривает в образовательном процессе ДОУ дополнительное время непосредственно-образовательной деятельности для проведения логотренинга с элементами

нейропсихологического подхода. Оптимальный режим логотренинга - ежедневно, желательно в утреннее время, в течение 10 минут (за 15-20 мин до завтрака). Организациядетей на логотренинг возможна группой, подгруппой и индивидуально.

Ведущими коррекционными приёмамилоготренинга являются [3, 4, 5]:

- артикуляционная гимнастика и фонетическая зарядка;

- аурикулярный массаж;

- лицевой массаж и массаж кистей и ладонных поверхностей рук вспомогательными стимулами (различные по диаметру гладкие и ребристые палочки, ребристые карандаши, шишки, су-джок, грецкие орехи, массажные мячики и т.п.).

- упражнения на формирование межполушарного взаимодействия.

Работа учителя-логопеда выстраивается сообразно принципам, имеющим следующую авторскую формулировку:

- «Логопункт без границ» - принцип, направляющий деятельность логопеда на расширение образовательного пространства ДОУ, в поле которого происходит формирование новой условно-рефлекторной базы звуковой стороны речи.

- «Активное присутствие логопеда» - принцип, реализация которого, организует взаимодействие логопеда с детьми в групповом помещении с целью закрепления формируемой условно-рефлекторной базы фонетической стороны речи ребёнка. Рекомендуемый режим продуктивной деятельности - 2-3 раза в день по 7-12 мин.

«Трёхканальная стимуляция» - принцип, базирующийся на использовании приёма

опосредованной стимуляции мозговой деятельности, через последовательное воздействие за ограниченный отрезок времени на ладонную и пальцевую поверхность рук, аурикулярную зону и артикуляционный праксис [3].

Важными условиями реализации данной программы являются стабильная посещаемость занятий на логопункте и максимальное освоение приёмов трёхканальной опосредованной стимуляции речевых процессов. Срок реализации программы логотренигов - весь период освоения ребёнком коррекционно-образовательной программы, рекомендованной МПМПК по результатам обследования.

Содержание курса логотенинга соотносится с комплексно-тематическим планированием логопункта, образовательной программы ДОУ. Элементы логотренинга могут быть реализованы как часть занятия воспитателем, специалистом дополнительного образования ДОУ. Потенциал логотренинга актуализирует его реализацию в любых условиях организации коррекционно-педагогического процесса в ОУ.

Реализация программы «Волшебные палочки» позволяет выпускникам логопункта достигать следующих результатов:

- в формировании звукопроизносительной стороны речи - 80% воспитанников логопункта с ТНР овладевают навыками нормативного произношения;

- в формировании фонематических процессов - у 84% логопатов-выпускников достигается возрастная норма;

- лексико-грамматическая сторона речи приближена к возрастной норме у 78% детей;

- успешная адаптация к обучению на начальной ступени общего образования, в том числе и в учреждениях повышенного статуса (гимназия, лицей) у 90 % выпускников логопункта.

Анализ деятельности по освоению программы «Волшебные палочки» с элементами нейропсихологического подхода с позиций, оценивающих потенциал данной работы в направлении здоровьесбережение дошкольников, позволяет сделать вывод о высокой эффективности программы в снижении заболеваемости респираторными заболеваниями у воспитанников. Это подтверждается следующими данными:

Сравнительный анализ заболеваемости воспитанников подготовительной группы ДОУ острыми

респираторными заболеваниями

Сентябрь Октябрь Ноябрь Декабрь Январь

Период Критери и 2014 г 2015 г 2014 г 2015 г 2014 г 2015 г 2014 г 2015 г 2015 г 2016 г

Посещае 79% 88% 86% 93% 84% 89.7% 78% 94.2% 88% 94%

мость (%)

Пропуск 42 57 22 26 6 8 0 10 4

и по болезни

(кол-во дней)

Случаев 5 7 2 3 1 1 0 4 1

по болезни

(кол-во

Случаев) I_|_|_|_|_|_|_|_|_|_|

По данным психологической службы ДОУ, на фоне срочного эффекта освоения логотренинга, наблюдается и кумулятивный, способствующий повышению умственной работоспособности, улучшению различных видов памяти, внимания, оптимизации эмоционального состояния.

Таким образом, освоение программы дополнительного образования «Волшебные палочки» с элементами нейропсихологического подхода, способствует опосредованной стимуляции процессов коррекции и формирования речевых процессов детей-логопатов, становится значимым фактором снижения заболеваемости острыми респираторными заболеваниями у воспитанников ДОУ, укреплению иммунитета, как каждого ребёнка, так и коллектива детей. На фоне максимально возможной коррекции речевых нарушений у детей с ТНР, отмечается их последующая успешная социализация в школе.

Список литературы:

1.Ахутина, Т.В. Нейропсихология индивидуальных различий детей как основа использования нейропсихологических приёмов в школе //Сб. докладов / под ред. Е.Д. Хомской, Т.В. Ахутиной.-М., РПО, 1989.

2.Ахутина, Т.В. Нейропсихология // Лекции от ГБОУ ВПО МГППУ [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.youtube.com/watch?v=0Cm 1 CDYSsp0 (дата обращения 30.01.2014)

3.Блыскина, И.В. Комплексный подход к коррекции речевой патологии у детей.- СПб., 2004.

4.Семенович, А.В., Нейропсихологическая профилактика и коррекция. Дошкольники: Учебно-метод. пособие. - М.: Дрофа, 2014.-240.:ил. - (От задачи - к результату).

5. Сидорчик, С.В., Использование кинезиологических упражнений «Гимнастика мозга» в работе со школьниками с ОВЗ // Логопед - 2013.-№7.-С.6-13.

6.Сиротюк, А.Л. Синдром дефицита внимания с гиперактивностью. - М.: Сфера, 2003.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.