Программа "Волшебные палочки": интеграция логопедической практики и нейропсихологического подхода в работе с дошкольниками
Соломенник Ирина Викторовна
МАДОУ № 43, г. Сухой Лог, Свердловской обл
Ключевые слова:
дошкольники, тяжёлые нарушения речи, нейропсихология, здоровьесбережение
В последние годы в детской популяции наблюдается уменьшение количества здоровых детей. Это частично объясняет значительное количество детей с тяжелыми нарушениями речи (ТНР) последних десятилетий. Данная категория детей, отличается от своих сверстников по показателям соматического и нервно-психического развития, что становится подчас серьёзным препятствием для успешного освоения коррекционно-образовательных программ [4]. Эти дети также составляют и основной контингент так называемых «часто болеющих детей». Совокупность указанных проблем, связанных с обеспечением качества образования детей с ТНР, мотивируют педагогов не только на активное применение устоявшихся коррекционных и здоровьесберегающих методик, а также на поиск и апробацию инновационных технологий.
Деятельность логопункта МБДОУ № 43 «Малыш» городского округа Сухой Лог Свердловской области с 2012 года направлена на интеграцию нейропсихологического подхода и логопедической помощи, определяя целью речевой коррекции не сам дефект, а механизм нарушения. Значимым стимулирующим звеном коррекционного процесса в условиях логопункта ДОУ стала, разработанная и успешно апробированная на практике в течение четырёх лет, программа дополнительного образования «Волшебные палочки». Реализация этой программы предусматривает в образовательном процессе ДОУ дополнительное время непосредственно-образовательной деятельности для проведения логотренинга с элементами
нейропсихологического подхода. Оптимальный режим логотренинга - ежедневно, желательно в утреннее время, в течение 10 минут (за 15-20 мин до завтрака). Организациядетей на логотренинг возможна группой, подгруппой и индивидуально.
Ведущими коррекционными приёмамилоготренинга являются [3, 4, 5]:
- артикуляционная гимнастика и фонетическая зарядка;
- аурикулярный массаж;
- лицевой массаж и массаж кистей и ладонных поверхностей рук вспомогательными стимулами (различные по диаметру гладкие и ребристые палочки, ребристые карандаши, шишки, су-джок, грецкие орехи, массажные мячики и т.п.).
- упражнения на формирование межполушарного взаимодействия.
Работа учителя-логопеда выстраивается сообразно принципам, имеющим следующую авторскую формулировку:
- «Логопункт без границ» - принцип, направляющий деятельность логопеда на расширение образовательного пространства ДОУ, в поле которого происходит формирование новой условно-рефлекторной базы звуковой стороны речи.
- «Активное присутствие логопеда» - принцип, реализация которого, организует взаимодействие логопеда с детьми в групповом помещении с целью закрепления формируемой условно-рефлекторной базы фонетической стороны речи ребёнка. Рекомендуемый режим продуктивной деятельности - 2-3 раза в день по 7-12 мин.
«Трёхканальная стимуляция» - принцип, базирующийся на использовании приёма
опосредованной стимуляции мозговой деятельности, через последовательное воздействие за ограниченный отрезок времени на ладонную и пальцевую поверхность рук, аурикулярную зону и артикуляционный праксис [3].
Важными условиями реализации данной программы являются стабильная посещаемость занятий на логопункте и максимальное освоение приёмов трёхканальной опосредованной стимуляции речевых процессов. Срок реализации программы логотренигов - весь период освоения ребёнком коррекционно-образовательной программы, рекомендованной МПМПК по результатам обследования.
Содержание курса логотенинга соотносится с комплексно-тематическим планированием логопункта, образовательной программы ДОУ. Элементы логотренинга могут быть реализованы как часть занятия воспитателем, специалистом дополнительного образования ДОУ. Потенциал логотренинга актуализирует его реализацию в любых условиях организации коррекционно-педагогического процесса в ОУ.
Реализация программы «Волшебные палочки» позволяет выпускникам логопункта достигать следующих результатов:
- в формировании звукопроизносительной стороны речи - 80% воспитанников логопункта с ТНР овладевают навыками нормативного произношения;
- в формировании фонематических процессов - у 84% логопатов-выпускников достигается возрастная норма;
- лексико-грамматическая сторона речи приближена к возрастной норме у 78% детей;
- успешная адаптация к обучению на начальной ступени общего образования, в том числе и в учреждениях повышенного статуса (гимназия, лицей) у 90 % выпускников логопункта.
Анализ деятельности по освоению программы «Волшебные палочки» с элементами нейропсихологического подхода с позиций, оценивающих потенциал данной работы в направлении здоровьесбережение дошкольников, позволяет сделать вывод о высокой эффективности программы в снижении заболеваемости респираторными заболеваниями у воспитанников. Это подтверждается следующими данными:
Сравнительный анализ заболеваемости воспитанников подготовительной группы ДОУ острыми
респираторными заболеваниями
Сентябрь Октябрь Ноябрь Декабрь Январь
Период Критери и 2014 г 2015 г 2014 г 2015 г 2014 г 2015 г 2014 г 2015 г 2015 г 2016 г
Посещае 79% 88% 86% 93% 84% 89.7% 78% 94.2% 88% 94%
мость (%)
Пропуск 42 57 22 26 6 8 0 10 4
и по болезни
(кол-во дней)
Случаев 5 7 2 3 1 1 0 4 1
по болезни
(кол-во
Случаев) I_|_|_|_|_|_|_|_|_|_|
По данным психологической службы ДОУ, на фоне срочного эффекта освоения логотренинга, наблюдается и кумулятивный, способствующий повышению умственной работоспособности, улучшению различных видов памяти, внимания, оптимизации эмоционального состояния.
Таким образом, освоение программы дополнительного образования «Волшебные палочки» с элементами нейропсихологического подхода, способствует опосредованной стимуляции процессов коррекции и формирования речевых процессов детей-логопатов, становится значимым фактором снижения заболеваемости острыми респираторными заболеваниями у воспитанников ДОУ, укреплению иммунитета, как каждого ребёнка, так и коллектива детей. На фоне максимально возможной коррекции речевых нарушений у детей с ТНР, отмечается их последующая успешная социализация в школе.
Список литературы:
1.Ахутина, Т.В. Нейропсихология индивидуальных различий детей как основа использования нейропсихологических приёмов в школе //Сб. докладов / под ред. Е.Д. Хомской, Т.В. Ахутиной.-М., РПО, 1989.
2.Ахутина, Т.В. Нейропсихология // Лекции от ГБОУ ВПО МГППУ [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.youtube.com/watch?v=0Cm 1 CDYSsp0 (дата обращения 30.01.2014)
3.Блыскина, И.В. Комплексный подход к коррекции речевой патологии у детей.- СПб., 2004.
4.Семенович, А.В., Нейропсихологическая профилактика и коррекция. Дошкольники: Учебно-метод. пособие. - М.: Дрофа, 2014.-240.:ил. - (От задачи - к результату).
5. Сидорчик, С.В., Использование кинезиологических упражнений «Гимнастика мозга» в работе со школьниками с ОВЗ // Логопед - 2013.-№7.-С.6-13.
6.Сиротюк, А.Л. Синдром дефицита внимания с гиперактивностью. - М.: Сфера, 2003.