Научная статья на тему 'ПРОГРАММА УПРАВЛЕНИЯ ПРОЦЕССОМ БЕГОВОЙ ПОДГОТОВКИ ВОЕННОСЛУЖАЩИХ И ГОССЛУЖАЩИХ К ВЫПОЛНЕНИЮ КОНТРОЛЬНЫХ НОРМАТИВОВ'

ПРОГРАММА УПРАВЛЕНИЯ ПРОЦЕССОМ БЕГОВОЙ ПОДГОТОВКИ ВОЕННОСЛУЖАЩИХ И ГОССЛУЖАЩИХ К ВЫПОЛНЕНИЮ КОНТРОЛЬНЫХ НОРМАТИВОВ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
43
12
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СТУДЕНТЫ / ВОЕННОСЛУЖАЩИЕ / ГОССЛУЖАЩИЕ / ФИЗИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВКА / НОРМАТИВЫ / БЕГ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Демеш В.П., Устинова О.Н., Венедиктов И.Н., Сергеева А.Г.

Цель исследования - обоснование эффективности разработанной программы беговой подготовки госслужащих и военнослужащих к выполнению контрольных нормативов. Методика и организация исследования. Из общего числа участников в контрольную группу вошли студенты-таможенники и обучающиеся на военной кафедре с отставанием в проявлении одного из ведущих компонентов - максимальной скорости бега, средний результат в беге на 100 м составил 14,53±0,44 с. Обучающиеся с отставанием в проявлении двух компонентов (максимальной скорости бега и специальной выносливости), средний результат стометровки в данной группе составил 14,98±0,54 с, составили экспериментальную группу. Для оценки эффективности разработанной программы использовали контрольные упражнения в беге на 100 м. Результаты исследования и выводы. Выявленные различия в уровне физической подготовленности студентов-таможенников и обучающихся на военной кафедре послужили предпосылкой не только для выявления адаптационных особенностей организмов занимающихся, но и для разработки программы беговой подготовки, которую можно интегрировать в образовательный процесс. Важно подчеркнуть, что достигнуть поставленной цели по улучшению результатов в беге на 100 м можно только совмещая систематические тренировки и правильно подобранную структуру тренировочного занятия.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Демеш В.П., Устинова О.Н., Венедиктов И.Н., Сергеева А.Г.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

NEW RUNNING TRAINING MODEL FOR MILITARY AND CUSTOMS SERVICE PERSONNEL TO GET FIT FOR STANDARD QUALIFICATION TESTS

Objective of the study was to test benefits of a new running training model for the military and customs service personnel to get fit for the standard qualification tests. Methods and structure of the study. We formed a Reference Group (RG) of the customs and military academy cadets tested poor by the 100m sprint test (14.53±0.44s on average); and an Experimental Group (EG) of their peers tested even poorer (14.98±0.54s on average) plus lagging behind in the special endurance tests. Benefits of the new running training model were tested by the pre- versus post-experimental 100m sprint tests Results and conclusion. We rated, based on the pre-experimental physical fitness test data differences of the customs and military cadets, the adaptabilities in the sample and developed the customizable running training model applicable as complementary to the standard physical training curricula. The running training model testing experiment showed that the focused 100m sprint workouts are beneficial when the training service is systemic, well designed and managed on a reasonably individualized basis.

Текст научной работы на тему «ПРОГРАММА УПРАВЛЕНИЯ ПРОЦЕССОМ БЕГОВОЙ ПОДГОТОВКИ ВОЕННОСЛУЖАЩИХ И ГОССЛУЖАЩИХ К ВЫПОЛНЕНИЮ КОНТРОЛЬНЫХ НОРМАТИВОВ»

ПРОГРАММА УПРАВЛЕНИЯ ПРОЦЕССОМ БЕГОБОИ ПОДГОТОВКИ ВОЕННОСЛУЖАЩИХ И ГОССЛУЖАЩИХ К ВЫПОЛНЕНИЮ КОНТРОЛЬНЫХ НОРМАТИВОВ

УДК/UDC 796.07-57

Поступила в редакцию 15.07.2021 г.

Информация для связи с автором: mironova.olga2014@gmail.com

Кандидат педагогических наук, доцент В.П. Демеш1 Кандидат педагогических наук, доцент О.Н. Устинова2 Кандидат педагогических наук, профессор И.Н. Венедиктов3 А.Г. Сергеева1

1Российская таможенная академия, Санкт-Петербург 2Санкт-Петербургский политехнический университет Петра Великого, Санкт-Петербург

3Российский государственный педагогический университет им. А.И. Герцена, Санкт-Петербург

NEW RUNNING TRAINING MODEL FOR MILITARY AND CUSTOMS SERVICE PERSONNEL TO GET FIT FOR STANDARD QUALIFICATION TESTS

PhD, Associate Professor V.P. Demesh1 PhD, Associate Professor O.N. Ustinova2 PhD, Professor I.N. Venediktov3 A.G. Sergeeva1

1 Russian Customs Academy, St. Petersburg

2 Peter the Great Saint Petersburg Polytechnic University, St. Petersburg

3 Herzen State Pedagogical University of Russia, St. Petersburg

Аннотация

Цель исследования - обоснование эффективности разработанной программы беговой подготовки госслужащих и военнослужащих к выполнению контрольных нормативов.

Методика и организация исследования. Из общего числа участников в контрольную группу вошли студенты-таможенники и обучающиеся на военной кафедре с отставанием в проявлении одного из ведущих компонентов -максимальной скорости бега, средний результат в беге на 100 м составил 14,53±0,44 с. Обучающиеся с отставанием в проявлении двух компонентов (максимальной скорости бега и специальной выносливости), средний результат стометровки в данной группе составил 14,98±0,54 с, составили экспериментальную группу. Для оценки эффективности разработанной программы использовали контрольные упражнения в беге на 100 м. Результаты исследования и выводы. Выявленные различия в уровне физической подготовленности студентов-таможенников и обучающихся на военной кафедре послужили предпосылкой не только для выявления адаптационных особенностей организмов занимающихся, но и для разработки программы беговой подготовки, которую можно интегрировать в образовательный процесс. Важно подчеркнуть, что достигнуть поставленной цели по улучшению результатов в беге на 100 м можно только совмещая систематические тренировки и правильно подобранную структуру тренировочного занятия.

Ключевые слова: студенты, военнослужащие, госслужащие, физическая подготовка, нормативы, бег.

Abstract

Objective of the study was to test benefits of a new running training model for the military and customs service personnel to get fit for the standard qualification tests.

Methods and structure of the study. We formed a Reference Group (RG) of the customs and military academy cadets tested poor by the 100m sprint test (14.53±0.44s on average); and an Experimental Group (EG) of their peers tested even poorer (14.98±0.54s on average) plus lagging behind in the special endurance tests. Benefits of the new running training model were tested by the pre- versus post-experimental 100m sprint tests

Results and conclusion. We rated, based on the pre-experimental physical fitness test data differences of the customs and military cadets, the adaptabilities in the sample and developed the customizable running training model applicable as complementary to the standard physical training curricula. The running training model testing experiment showed that the focused 100m sprint workouts are beneficial when the training service is systemic, well designed and managed on a reasonably individualized basis.

Keywords: students, military personnel, customs personnel, physical training, standard qualification tests, running.

Введение. Бег - наиболее естественное и эффективное средство, использующееся для развития важных физических

качеств военнослужащих и таможенников всех возрастов и специальностей. Вместе с тем далеко не все регулярно вы-

полняют данное упражнение в своей повседневной жизни, большинство беговые упражнения рассматривают как средство выполнения контрольных нормативов [1, 2]. Практика показывает, что в настоящее время выполнение нормативов является сложной задачей. Причин этому можно назвать много:

• согласно проведенному опросу лишь незначительная часть (менее 2%) студентов-таможенников и обучающихся на военной кафедре в школьные годы занималась спо-том и тем более - бегом;

• первокурсники имеют достаточно низкий уровень физической подготовленности;

• негативное отношение к занятиям по физической подготовке, основанное на несоответствии возможностей обучающихся требованиям, выдвигаемым преподавателем (тренером);

• подбор заданий и расчет нагрузки происходит согласно тематического плана занятий, который не учитывает воз-

можностей занимающихся, в результате чего поставленная задача достигается неоправданно большими энергетическими, эмоциональными и временными затратами; • лимит временных ресурсов в организации занятий по легкой атлетике.

Основной задачей физической подготовки студентов-таможенников и обучающихся на военной кафедре является мобилизация резервов организма, позволяющих повысить их функциональные возможности и сформировать базовые адаптивные установки у будущих специалистов.

Одним из важнейших моментов в организации и проведении специальной беговой подготовки военнослужащих и госслужащих к выполнению нормативов по легкой атлетике является выявление ряда закономерностей в планировании тренировочной деятельности и реальных возможностей занимающихся. Необходимо учитывать, что все виды нагрузки (беговая, прыжковая, силовая) тесно связаны между собой и оказывают взаимное влияние друг на друга, особенно

Специальная подготовительная

ОРУ, специальные беговые упражнения

• семенящий бег на 20-30 м выполняется максимально быстрыми свободными(ненапряженными) движениями ног с малой длиной шага

• бег с высоким подниманием бедра на 30-40 м. Темп движений - быстрый, количество повторений - 2-6 раз

• бег прыжковыми шагами подряд выполняется 50-60 прыжковых шагов и такие серии выполнять 2-3 раза

• бег с отведением бедра назад и с захлестыванием» голени (40-50 м)

□ и

£ г.

а

ч—

о (и и

2 а

с

га

^

О (и .с Н

Основная часть занятия (программа беговой подготовки)

Заключительная часть

1-6 занятие

Повторное пробегание 200 м

1-я пробежка ЧСС в конце дистанции 155 уд./мин, время восстановления ЧСС до 135 с 2-я пробежка ЧСС в конце дистанции 165 уд./ми н, время восстановления ЧСС до 180 с 3-я пробежка ЧСС в конце дистанции 170 уд./мин, время восстановления ЧСС до 190 с 4-я пробежка ЧСС в конце дистанции 170 уд./ми н, время восстановления ЧСС до 210 с

7 занятие

Контрольное пробегание 100 м

8-15 занятие

Повторное пробегание 200 м

1-я пробежка ЧССв конце дистанции 155 уд./мин, время восстановления ЧСС до 135 с 2-я пробежка ЧСС в конце дистанции 165 уд./мин, время восстановления ЧСС до 180 с

Повторное пробегание 30 м с ходу

1-я пробежка время восстановления ЧСС до 150 с 2-я пробежка время восстановления ЧСС до 170 с 3-я пробежка время восстановления ЧСС до 200 с 4-я пробежка время восстановления ЧСС до 210 с

16 занятие

Контрольное пробегание 100 м

Специально разработанные комплексы физических упражнений:

• стретчинг;

• йоговские асаны и дыхательные практики

Программа беговой подготовки в структуре учебного занятия

64

http://www.teoriya.ru

№12^ 2021 Декабрь | December

на начальном этапе тренировочного процесса. Выполнение комплексов специальных силовых и скоростно-силовых упражнений, направленных на развитие силовой выносливости, способствует увеличению максимальной динамической силы мышц ног и спины. Улучшение скоростно-силового потенциала занимающихся является важным фактором, влияющим на поддержание более оптимальной темпо-ритмовой структуры бега на протяжении всей дистанции, что положительно сказывается на итоговом результате [5].

Цель исследования - обоснование эффективности разработанной программы беговой подготовки госслужащих и военнослужащих к выполнению контрольных нормативов.

Методика и организация исследования. В исследовании приняли участие 236 обучающихся из Санкт-Петербургского филиала Российской таможенной академии и Санкт-Петербургского политехнического университета Петра Великого. Из их числа были выявлены отстающие по уровню физической подготовленности. Таких обучающихся мы разделили согласно классификации Коваленко В. Н. (2019) на две группы по отставанию в проявлении ведущего компонента [3]:

• в контрольную группу вошли студенты-таможенники и обучающиеся на военной кафедре с отставанием в проявлении одного из ведущих компонентов - максимальной скорости бега, средний результат в беге на 100 м составил 14,53±0,44 с;

• обучающиеся с отставанием в проявлении двух компонентов (максимальной скорости бега и специальной выносливости), средний результат стометровки в данной группе составил 14,98±0,54 с, составили экспериментальную группу.

Для оценки эффективности разработанной программы использовали контрольные упражнения в беге на 100 м.

Результаты исследования и их обсуждение. Беговые нагрузки являются основным направлением в подготовке студентов-таможенников и обучающихся на военной кафедре как по разделу легкой атлетики, так и в системе физической подготовки в целом. В своей основе бег используется как одно из основных средств развития выносливости и быстроты [3; 4].

Исходя из того, что основной элемент, обеспечивающий функционирование мышечных волокон - аденозинтрифос-форная кислота (АТФ), которая снабжает их энергией при своем распаде, мы предполагаем, что, выполняя тренировочную работу в определенном режиме, можно увеличить емкость и мощность источника энергии. Все биоэнергетические процессы, обеспечивающие ресинтез АТФ, в специальной литературе рассматриваются как отдельные источники энергии в организме человека (метаболические источники энергии) и переход к каждому следующему источнику связан с уменьшением скорости бега. Каждый конкретный режим мышечной деятельности может быть усовершенствован соответствующей тренировочной деятельностью.

Результаты проведенных исследований свидетельствуют о различной подготовленности студентов-таможенников и обучающихся на военной кафедре к проявлению основных двигательных способностей в беге на 100 м. Полученные данные позволили выявить энергетические и адаптационные особенности организма отстающих обучающихся в приспособлении к тренирующим нагрузкам, что позволило разработать программу беговой подготовки (см. рисунок). Во время первых трех занятий внимание также было обращено на определение оптимального темпа бега, для этого использовали непрерывное передвижение в течение 6 минут с определением до и после бега субъективных и объективных показателей утомляемости.

По рекомендациям, представленным в программе беговой подготовки, преодоление 200 м дистанции должно соответствовать не более 33-35 с, а количество подходов строго лимитировано, так как в процессе эксперимента по субъективным ощущениям испытуемых и на основании объективных результатов было вычислено оптимальное количество пробежек и интервалов отдыха. Пульс при повторном пробе-гании 200 м должен восстанавливаться до 120-130 уд/мин, а при 30 м - до 100-110 уд/мин.

Анализ результатов исследования подтвердил достоверные изменения как в скоростном компоненте, так и в специальной выносливости. В экспериментальной группе у 38,76 % время преодоления 100 м достигло должных показателей: с 14,98±0,54 с улучшилось до 14,20±0,43 с. Унифицированный подход в работе с контрольной группой за 16 занятий позволил достичь должного уровня подготовленности лишь 18,7 %% отстающих.

Вывод. Выявленные различия в уровне физической подготовленности студентов-таможенников и обучающихся на военной кафедре послужили предпосылкой не только для выявления адаптационных особенностей организмов занимающихся, но и для разработки программы беговой подготовки, которую можно интегрировать в образовательный процесс. Важно подчеркнуть, что достигнуть поставленной цели по улучшению результатов в беге на 100 м можно только совмещая систематические тренировки и правильно подобранную структуру тренировочного занятия.

Литература

1. Григорьев В.И. Особенности проявления физических способностей и физического развития студентов / В.И. Григорьев,

B.Г. Кривощеков, А.М. Фофанов и др. // Ученые записки университета им. П.Ф. Лесгафта. - 2019. - № 10 (176). - С. 107-110.

2. Дементьев К.Н. Методика подготовки студентов-юношей к сдаче норм ГТО / К.Н. Дементьев, О.В. Миронова, А.В. Токарева // Физическая культура, спорт и здоровье. - 2017. - № 29. - С. 14-17.

3. Коваленко В.Н. Методика дифференцированной тренировки студентов, имеющих низкие показатели в беге на 100 м / В.Н. Коваленко, А.Е. Катков, А.Е. Батурин и др. // Ученые записки университета им. П.Ф. Лесгафта. - 2019. - № 6 (172). - С. 125-129.

4. Лобанов Ю.Я. Методика подготовки студентов с низким уровнем физической подготовленности к выполнению нормативов ВФСК ГТО / Ю.Я. Лобанов, О.В. Миронова, А.В. Токарева и др. // Ученые записки университета им. П.Ф. Лесгафта. - 2017. - № 9 (151). -

C. 170-174.

5. Плотникова С.С. Коррекция темпо-ритмовой структуры бега на средние дистанции студенток вуза за счет повышения ско-ростно-силового потенциала / С.С. Плотникова, Т.Е. Ковшура, А.С. Сидоренко и др. // Теория и практика физ. культуры. - 2016. - № 11. - С. 60-62.

References

1. Grigoriev V.I., Krivoshchekov V.G., Fofanov A.M. et al. Osobennosti proyavleniya fizicheskikh sposobnostey i fizicheskogo razvitiya stu-dentov [Specifics of display of students' physical abilities and physical development]. Uchenye zapiski universiteta im. P.F. Lesgafta. 2019. No. 10 (176). pp. 107-110.

2. Dementiev K.N., Mironova O.V., Tokareva A.V. Metodika podgotovki studentov-yunoshey k sdache norm GTO [Methods of training students to qualify for GTO tests]. Fizicheskaya kultura, sport i zdorovye, 2017, no. 29, pp. 14-17.

3. Kovalenko V.N., Katkov A.E., Baturin A.E. et al. Metodika differen-tsirovannoy trenirovki studentov, imeyushchikh nizkie pokazateli v bege na 100 m [Methodology of differentiated training of students with low indicators in running 100 meters]. Uchenye zapiski universiteta im. P.F. Lesgafta. 2019. No. 6 (172). pp. 125-129.

4. Lobanov Y.Y., Mironova O.V., Tokareva A.V. et al. Metodika podgotovki studentov s nizkim urovnem fizicheskoy podgotovlennosti k vy-ipolneniyu normativov VFSK GTO [Methods of GTO training students with low physical fitness level] Uchenye zapiski universiteta im. P.F. Lesgafta. 2017. No. 9 (151). pp. 170-174.

5. Plotnikova S.S., Kovshura T.E., Sidorenko A.S. Korrektsiya tempo-ritmovoy struktury bega na srednie distantsii studentok vuza za schet povysheniya skorostno-silovogo potentsiala [Speed-strength increasing practices to improve tempo-rhythmic pattern of middle distance running in female university athletes]. Teoriya i praktika fiz. kultury. 2016. No.11. pp. 60-62.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.