Научная статья на тему 'ОРГАНИЗАЦИЯ ТРЕНИРОВОЧНОГО ПРОЦЕССА ПОДГОТОВКИ К ЗАЧЕТУ В ЧЕЛНОЧНОМ БЕГЕ (10*10 М)'

ОРГАНИЗАЦИЯ ТРЕНИРОВОЧНОГО ПРОЦЕССА ПОДГОТОВКИ К ЗАЧЕТУ В ЧЕЛНОЧНОМ БЕГЕ (10*10 М) Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
202
18
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
НОРМАТИВЫ / БЫСТРОТА / ЧЕЛНОЧНЫЙ БЕГ 10*10 М / ФИЗИЧЕСКОЕ ТЕСТИРОВАНИЕ / ЧЕЛНОК / 10*10 М / КОНТРОЛЬНАЯ ПРОВЕРКА / STANDARDS / SHUTTLE RUN 10*10 M / PHYSICAL TESTING / SWIFTNESS / SHUTTLE / 10*10 M / TEST CHECK

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Малков Андрей Алексеевич

Анализ литературных источников показал недостаточную освещенность вопроса подготовки к сдаче нормативов в упражнении челночный бег 10*10 м. Можно встретить общее описание упражнения, но без конкретных рекомендаций, либо общие рекомендации к подготовке к зачету на 60 - 100 м. Хоть методика подготовки к зачету на 60, 100 м и схожа с методикой подготовки к челночному бегу 10*10 м, но все же имеет ряд кардинальных отличий. Данная статья содержит средства, методы, а также практические рекомендации для подготовки к выполнению. норматива челночный бег 10*10 м.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Малков Андрей Алексеевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ORGANIZATION OF TRAINING PROCESS FOR PREPARATION TO 10X10 SHUTTLE RUN EXAM

Analysis of literature sources showed insufficient coverage of the issue of preparation for passing the standards in the exercise Shuttle run 10*10 m. You can find a General description of the exercise, but without specific recommendations, or General recommendations for preparing for the 60 - 100m test. Although the method of preparation for the 60, 100 m competition is similar to the method of preparation for the 10*10 m shuttle run, it still has a number of fundamental differences. This article contains tools, methods, and practical recommendations for preparing for implementation. standard shuttle run 10*10 m.

Текст научной работы на тему «ОРГАНИЗАЦИЯ ТРЕНИРОВОЧНОГО ПРОЦЕССА ПОДГОТОВКИ К ЗАЧЕТУ В ЧЕЛНОЧНОМ БЕГЕ (10*10 М)»

Педагогика

УДК 37

DOI 10.21661/r-552747

А.А. Малков

Организация тренировочного процесса подготовки к зачету в челночном беге (10*10 м)

Аннотация

Анализ литературных источников показал недостаточную освещенность вопроса подготовки к сдаче нормативов в упражнении челночный бег 10*10 м. Можно встретить общее описание упражнения, но без конкретных рекомендаций, либо общие рекомендации к подготовке к зачету на 60 - 100 м. Хоть методика подготовки к зачету на 60, 100 м и схожа с методикой подготовки к челночному бегу 10*10 м, но все же имеет ряд кардинальных отличий. Данная статья содержит средства, методы, а также практические рекомендации для подготовки к выполнению. норматива челночный бег 10*10 м.

I

Ключевые слова: челночный бег 10*10 м, физическое тестирование, быстрота, челнок, 10*10 м, нормативы, контрольная проверка.

A.A. Malkov

Organization of Training Process for Preparation to 10x10 Shuttle Run Exam

Abstract

Analysis of literature sources showed insufficient coverage of the issue of preparation for passing the standards in the exercise Shuttle run 10*10 m. You can find a General description of the exercise, but without specific recommendations, or general recommendations for preparing for the 60 - 100m test. Although the method of preparation for the 60, 100 m competition is similar to the method of preparation for the 10*10 m shuttle run, it still has a number of fundamental differences. This article contains tools, methods, and practical recommendations for preparing for implementation. standard shuttle run 10*10 m.

I Keywords: i shuttle run 10*10 m, physical testing, swiftness, shuttle, 10*10 m, standards, test check.

Введение

Ещё на уроках физической культуры в школе каждый из нас сталкивается со сдачей контрольных тестов для проверки развития различных физических качеств. Но в некоторых профессиях, таких как служба в армии, МВД России и других ведомственных структурах, в которых предъявляются повышенные требования к уровню физической подготовленности сотрудников, подобные тесты сдаются ежеквартально на протяжении всего срока службы. Тесты включают в себя упражнения для проверки развития всех основных физических качеств: сила; быстрота; выносливость и др.

Для оценки скорости, проявляемой в целостных двигательных действиях, используется бег на короткие дистанции. Могут применяться различные дистанции (60, 100 м), а также челночный бег 10*10м.

Актуальность Для успешной подготовки к сдаче очередной проверки военнослужащим необходимо иметь достаточный уровень знаний процесса развития быстроты и совершенствования техники выполнения упражнения челночный бег 10*10м.

Обзор литературы показал недостаточную освещенность этого вопроса в литературных источниках.

Статья включает в себя средства, основные методы и практические рекомендации для подготовки к выполнению упражнения челночный бег 10*10м.

Основная часть Основным средством для развития быстроты движений является выполнение упражнения с предельной либо околопредельной скоростью.

Большую роль, в результатах тестирования в упражнении челночный бег 10*10м., играет умение выполнять разворот.

Pedagogy

В ходе наблюдений за выполняющими норматив в челночном беге, большую трудность создает как раз-таки выполнение разворота.

Техника выполнения. Упражнение челночный бег выполняется с высокого старта. Судья дает команду: «на старт», «внимание», «марш». По команде «марш», выполняющий начинает движение вперед. Разворот выполняется примерно за 1 метр до линии разворота, но это расстояние может варьироваться исходя от антропометрических показателей выполняющего. После постановки ноги - резко, без лишних движений выполняется разворот на этой же ноге, а вторая ставится в упор за линию разворота. Если выполняющий задней ногой не заступил за линию разворота, то это считается грубым нарушением правил выполнения упражнения и спортсмен снимается с дистанции, в связи с чем получает оценку неудовлетворительно. Важно довернуть опорную ногу, чтобы была возможность произвести жесткий толчок ногами как при старте, при этом рекомендуется принимать положение низкого старта с упором на две руки. Но остановки, после разворота и принятия положения низкого старта, не производится, а выполняется резкий толчок и продолжается движение вперед. Финиш фиксируется при пересечении спортсменом воображаемой линии финиша любой частью туловища (исключая голову и конечности).

Методами воспитания скоростных способностей в данном упражнении являются: повторно-серийный и соревновательный методы. Повторно-серийный метод включает в себя пробегание заданных отрезков с максимальной скоростью.

Соревновательный метод применяется в виде различных прикидок, эстафет и тому подобное. Эффективность данного метода наиболее высокая, так как происходит состязание между двумя и более спортсменами, с проявлением максимальных волевых усилий.

Методика

Выполнение норматива челночный бег 10*10 м характеризуется мощным стартовым разгоном, высокой скоростью пробегания отрезков, умением быстро выполнять разворот, а также скоростной выносливостью, необходимой для поддержания высокой скорости на протяжении всей дистанции.

Упражнение можно условно разделить на четыре основные фазы (данные фазы повторяются на каждом отрезке): старт, стартовый разбег, разворот и после последнего разворота - финиш.

Для отработки старта используют повторное про-бегание, под команду или самостоятельно, отрезков по 10-15 м сериями по 3-5 повторений.

Для отработки стартового разбега применяют повторное пробегание отрезков до 30 м под команду и самостоятельно, но с обязательным контролем времени его пробегания. Отдых между пробежками - до полного восстановления (обычно это 2-4 минуты).

Обучение развороту происходит повторным выполнением разворотов, но с максимальной скоростью. Выполнение разворота на низкой скорости выполняется только на этапе ознакомления и обучения выполнению

данного действия. Далее, в процессе тренировки выполнять разворот без разгона и на невысокой скорости нецелесообразно.

Финиширование, а также поддержание высокой скорости на протяжении всей дистанции, зависят и от скоростной выносливости спортсмена.

Практические рекомендации. При подготовке к сдаче нормативов в челночном беге 10*10 м целесообразно тренировать каждую фазу упражнения отдельно.

Средства подготовки:

Челночный бег 3*10 м со старта: 3-5 раз 2-5серии (отработка разворота и финиширования).

Бег на 10-20 м со старта: 3-5 раз х 2-4 серии (отработка старта и стартового разбега).

Бег на 40-60 м со старта: 3-4 раза х 1-2 серии с произвольным отдыхом до восстановления дыхания (переход от стартового разбега к бегу по дистанции и развитие максимальной скорости).

Бег «с ходу» па 20-30 м с 20-30-метрового разбега: 2-4 раза х 1-2 серии с отдыхом до восстановления (развитие максимальной скорости бега).

Повторный бег на 80-100 м со скоростью 90-95% от предельной: 5-6 раз х 1-2 серии через 3-8 минут отдыха до восстановления (развитие скоростной выносливости и совершенствование техники бега).

Целесообразно проводить 1 тренировку в неделю для поддержания уровня физического развития, 2 - 3 тренировки в неделю для развития физического качества «быстрота», а так же усвоения техники выполнения контрольного упражнения - челночный бег 10*10м.

Заключение

Упражнение челночный бег 10*10 м используется для тестирования скоростных качеств. Но на результат в данном упражнении так же влияют и другие физические качества, такие как: специфическая ловкость (умение быстро выполнять разворот) и скоростная выносливость (возможность поддерживать максимальную скорость до самого финиша). Поэтому для подготовки к зачету должен применяться комплексный подход с воздействием на все качественные составляющие данного упражнения. В связи с этим, рекомендуется тренировать каждую условную фазу упражнения в отдельности.

Как правило, разворот представляет наибольшую сложность в изучении техники и выполнении норматива, поэтому, с отработки его и необходимо начинать основную часть тренировочного занятия. Так же не менее важным показателем является старт и стартовый разгон, которые, в отличии, от бега на 60 м или 100 м, выполняются 10 раз за одно упражнение!

Нельзя недооценивать и влияние скоростной выносливости, недостаток которой можно почувствовать уже после пятого отрезка, когда ноги «забиваются», а под конец дистанции становятся полностью «ватными». Но что бы такого ни случалось необходимо на тренировке уделять внимание всем компонентам физической подготовленности, а также не забывать про силовую и атлетическую подготовку в конце каждого занятия.

Interactive science | 9 (55) • 2020

43

Педагогика

Литература

1. Холодов Ж.К. История и методика физического воспитания и спорта: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / Ж.К. Холодов. - М.: Издательский центр «Академия», 2003. - 450 с.

2. Федотов М. Энциклопедия физической подготовки. / М. Федотов, Е. Данилова, Е. Тропп. - СПб.: Изд-во Нева, 2002 г. - 239 с.

References

1. Kholodov, Zh. K. (2003). Istoriia i metodika fizicheskogo vospitaniia i sporta: ucheb. posobie dlia stud. vyssh. ucheb. zavedenii., 450. M.: Izdatel'skii tsentr "Akademiia".

2. Fedotov, M., Danilova, E., & Tropp, E. (2002). Entsiklopediia fizicheskoi podgotovki., 239. SPb.: Izd-vo Neva.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.