Научная статья на тему 'Программа тренировочного процесса в штурмовом рукопашном бою гром на этапе начальной подготовки юношей старшего возраста'

Программа тренировочного процесса в штурмовом рукопашном бою гром на этапе начальной подготовки юношей старшего возраста Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
91
10
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Наука-2020
Область наук
Ключевые слова
ШТУРМОВОЙ РУКОПАШНЫЙ БОЙ ГРОМ / МЕТОДИКА / METHODOLOGY / ТРЕНИРОВОЧНЫЙ ПРОЦЕСС / TRAINING PROCESS / НАЧАЛЬНАЯ ПОДГОТОВКА / INITIAL TRAINING / STORM FIGHT SYSTEM GROM

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Махов Станислав Юрьевич

Рассматривается программа тренировочного процесса в штурмовом рукопашном бою ГРОМ на этапе начальной подготовки юношей старшего возраста 17-19 лет. Этот возраст характеризуется окончанием подстройки всех основных нервных процессов и совпадает с окончательным морфофункциональным созреванием всех физиологических систем человеческого тела.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам о здоровье , автор научной работы — Махов Станислав Юрьевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE PROGRAM OF THE TRAINING PROCESS IN THE STORM FIGHT SYSTEM GROM AT THE STAGE OF THE INITIAL PREPARATION OF YOUNG PEOPLE OF THE SENIOR AGE

The program of the training process in storm fight system GROM at the stage of initial training of young men of 17-19 years is considered. This age is characterized by the end of adjustment of all the basic nervous processes and coincides with the final morphofunctional maturation of all the physiological systems of the human body.

Текст научной работы на тему «Программа тренировочного процесса в штурмовом рукопашном бою гром на этапе начальной подготовки юношей старшего возраста»

УДК 796.082

ПРОГРАММА ТРЕНИРОВОЧНОГО ПРОЦЕССА В ШТУРМОВОМ РУКОПАШНОМ БОЮ ГРОМ НА ЭТАПЕ НАЧАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ ЮНОШЕЙ СТАРШЕГО ВОЗРАСТА

THE PROGRAM OF THE TRAINING PROCESS IN THE STORM FIGHT SYSTEM GROM AT THE STAGE OF THE INITIAL PREPARATION OF YOUNG PEOPLE OF THE SENIOR AGE

Махов Станислав Юрьевич

кандидат педагогических наук, доцент кафедра «Теория и методика избранного вида спорта» Орловский государственный университет имени И. С. Тургенева,

г. Орёл, Россия Гранд Мастер

Международной Ассоциации боевых искусств МАА (штурмовой рукопашный

бой)

Makhov Stanislav Yurievich

Ph.D., associate professor department «Theory and methodology chosen sport»> Orel state university named after I. S. Turgenev

Orel, Russia

Grand Master International Association of Martial Arts (МАА)

(Storm Fight System - SFS)

Аннотация. Рассматривается программа тренировочного процесса в штурмовом рукопашном бою ГРОМ на этапе начальной подготовки юношей старшего возраста 17-19 лет. Этот возраст характеризуется окончанием подстройки всех основных нервных процессов и совпадает с окончательным морфофункциональным созреванием всех физиологических систем человеческого тела.

Abstract. The program of the training process in storm fight system GROM at the stage of initial training of young men of 17-19 years is considered. This age is characterized by the end of adjustment of all the basic nervous processes and coincides with the final morphofunctional maturation of all the physiological systems of the human body.

Ключевые слова: штурмовой рукопашный бой ГРОМ, методика, тренировочный процесс, начальная подготовка.

Keywords: storm fight system GROM, methodology, training process, initial training.

Определяя методику как систему совокупностей, состоящую из цели, задач, средств, форм, методов обучения и воспитания, определяем цели и задачи, которые преследует спортсмен, занимающийся штурмовым рукопашным боем ГРОМ:

- повысить двигательную активность, относительно возрастных

и морфофункциональных требований к организму;

- подготовиться к участию в соревнованиях, достижение высоких результатов в данном виде спорта;

- участвовать в учебно-тренировочных занятиях и соревнованиях с целью рационального проведения свободного времени (в том числе).

Формирование и совершенствование техники движений должно осуществляться с помощью ряда методов: расчлененного, подводящих упражнений, целостного, комплексного, сопряженного воздействия (В. М. Дьячков). Вместе с тем, в системе подготовки спортсменов в штурмовом рукопашном бою ГРОМ методических рекомендаций практически нет.

Программа подготовки единоборцев включает особенности учебно-тренировочных занятий, количественные характеристики объема и интенсивности нагрузки, технической подготовки и пр., а также специальные средства и методы подготовки. Направлена она на: - усложнение внешней обстановки; - создание вариативных условий выполнения двигательного действия; - соизмерение и регулирование динамических и временных параметров жизненного или двигательного пространства.

Мы отметили специфические особенности учебно-тренировочного процесса единоборцев на этапе начальной подготовки.

1) построение начальной подготовки представляет собой алгоритм: спортсмен - интерес, мотивация - вид спортивной деятельности - тренировка.

2) конкретизация объемов подготовки и регулирование времени разучивания технических действий в соответствии с индивидуальными возможностями;

3) совершенствование технико-тактических действий в типовых и разнообразных боевых ситуациях;

4) формирование наиболее значимых качеств и свойств личности единоборца;

5) активная тактика ведения соревновательных поединков.

Экспериментальная методика подготовки начинающих спортсменов

к соревновательной деятельности разработана на основе учета динамики уровня физической подготовленности, основанная на оптимизации соотношений отдельных видов подготовки в зависимости от погодно-климатических, учебных условий.

Построение экспериментальной методики представляет пути достижения наиболее вероятного варианта решения поставленных задач при подготовке к соревновательной деятельности и включает ряд методических подходов, методов и приемов.

Психологическая подготовка к бою, особенно при бое равных соперников, определяется психологическим состоянием бойца. Предварительная организация психологической подготовки предполагает: создание нормальных психологических условий тренировки, режима быта и отдыха; оптимальное планирование средств и методов подготовки в соответствии с индивидуальными особенностями боксеров, обеспечение боксеров необходимой информацией, моделирование условий поединка, организация и проведение психорегулирующей тренировки.

Занятия на предварительном этапе подготовки проводились в соответствии с требованиями, направленными на оптимизацию подготовки спортсменов: наличием специализированного и разнообразного инвентаря и снарядов, с сопровождением музыки.

Положительную психологическую настройку обеспечивали соблюдение спортсменами здорового стиля жизни, а именно организованный отдых в перерывах между тренировками, в выходные дни проведение досуга в активной форме.

Непосредственно перед соревнованиями отсутствовала установка на необходимость победы и не акцентировалось внимание на негативных последствиях поражения, дабы не вызвать ненужной напряженности, перевозбуждения, скованности движений при выполнении технических заданий.

Психологическая подготовка непосредственно перед боем направлена на формирование боевой готовности: в виде зрительных представлений в ходе боя и отдельных боевых ситуациях; настрое на лучший исход боя, снятием излишнего нервного напряжения с последующим отключением от предстоящего поединка до момента начала разминки перед боем. В разминку перед боем включали индивидуальные упражнения.

Психологическая подготовка между раундами определялась воздействием тренера на спортсмена вовремя хронометрирования. Часто в бою наблюдается два варианта отношений единоборца к противнику: при переоценке противника указать на ошибки; при невнимательности советует быть осторожнее и внимательнее вести бой.

Психологическое воздействие после окончания боя на победителя заключается в коррекции его поведения, чтобы не появилось зазнайства, неоправданной самоуверенности, беспечности и т.д. В случае проигрыша тренер успокаивает боксера, а затем, когда пройдет возбуждение или, наоборот, исчезнет угнетенность и заторможенность, объясняет, в чем причины поражения и как их устранить. Необходимо убедить, что проигрыши неизбежны и что они позволяют лучше оценить свои слабые стороны и ликвидировать их.

На современном этапе в методике тренировки резко возросли требования к надежности спортивной техники и соревновательному мастерству спортсменов. Отсюда все более отчетливо проявляется тенденция к выполнению в тренировке целостного основного упражнения или воспроизведению соревновательного режима работы. Такой прием, используемый на определенных этапах подготовительного периода спортсменов низкой и средней квалификации, при постепенном повышении мощности проявляемых усилий или скорости выполнения двигательного действия, обеспечивает, прежде всего, эффективную подготовку спортсмена к соревновательной деятельности, повышая эффективность специальной физической подготовки (т.к. в ее арсенале нет ничего более «специального», чем основное упражнение, выполняемое на максимальном или субмаксимальном уровне усилий), а также способствует интенсификации тренировочного процесса в целом. Однако, такая система тренировки значительно снижает гармоничность психофизического развития спортсменов, сужает арсенал двигательных действий до узко специфических -соревновательных. При узком наборе владения техническими действиями, превращается в «натаскивание» и снижает мотивацию к занятиям при неудачах

в соревнованиях. Поэтому наряду с основными двигательными действиями осуществляли обучение новым разнообразным движениям с постепенным увеличением их координационной сложности. Этот подход широко используется в базовом физическом воспитании, а также на первых этапах спортивного совершенствования. Осваивая новые упражнения, занимающиеся, не только пополняют свой двигательный опыт, но и развивают способность образовывать новые формы координации движений. Обладая большим двигательным опытом (запасом двигательных навыков), спортсмен легче и быстрее справляется с неожиданно возникшей двигательной задачей.

В процессе занятий, мы считаем, необходимым, уделять внимание развитию следующих составляющих: силы воли, целеустремленности, настойчивости,смелости и решительности, чувства дистанции, ориентировки в пространстве, чувства свободы движений и мыслей, чувства удара, чувства времени, внимания, мышления, быстроты реакции, выносливости (общей и специальной), быстроты действий, скоростно-силовых показателей, координации движений.

В процессе обучения технических элементов двигательных действий единоборцев использовали методические приемы, представленные в табл. 1.

Таблица 1

Основные методические приёмы обучения технике в штурмовом рукопашном бою ГРОМ

Методический приём Практика

Групповое освоение приема (без партнера) под общую команду тренера стоя в одной шеренги Обучение новичка на первом этапе. Отработка отдельных элементов штурмового рукопашного боя ГРОМ

Групповое освоение приема (с партнером) под общую команду тренера стоя в двух шеренгах Обучение новичка на втором этапе. Отработка дистанций, атака, защита.

Самостоятельное освоение приёма по заданию тренера в парах, свободно передвигающихся по периметру площадки Основа ТТМ.

Условный бой с ограниченными конкретно узкими заданиями действий противника Совершенствование ТТМ

Индивидуальное освоение приема в работе с тренером/партнёром на лапах или перчатках Отработка ТТМ, исправление ошибок

Условный бой с широкими технико-тактическими приёмами Совершенствование ТТМ

Вольный бой (без ограничения действий) Вырабатывание собственного стиля борьбы, индивидуальных манёвров в бою

Основные формы учебно-тренировочной работы - тренировочные

и теоретические занятия, участие в соревнованиях и контрольных спаррингах, учебно-тренировочные сборы, занятия в оздоровительно-спортивных лагерях, медико-восстановительные мероприятия, просмотр и анализ учебных кино и видеоматериалов, выступлений спортсменов высокой квалификации и ведущих спортсменов. Немаловажным обстоятельством популярности смешанных единоборств является возможность регулярно участвовать в соревнованиях различного уровня, начиная с Первенства вуза, переходя к городским, областным, региональным турнирам, и далее по иерархии, до чемпионатов Европы и мира.

Основными средствами обучения и тренировки в штурмовом рукопашном бою ГРОМ являются физические упражнения. Направленность учебно-тренировочного процесса предполагало специализированное воздействие на ряд личностных и физических свойств и качеств, психофизиологических систем организма (табл. 2).

Таблица 2

Средства обучения и тренировки в штурмовом рукопашном бою ГРОМ

Физические упражнения Содержание

Специальные боевые упражнения Совершенствование ТТМ в парах, условные, вольные, соревновательные

Специально- подготовительные упражнения Сходство в особенностях развиваемых нервно-мышечных усилий со специальными ударными, защитными и другими действиями штурмового рукопашного боя ГРОМ (упражнения с отягощениями)

Общеразвивающие упражнения Использование упражнений из других видов спорта. Применение упражнений, разносторонне действующих на организм спортсмена, способствуя выработке широкого круга двигательных навыков.

Результаты внедрения системы подготовки юношей старшего возраста в штурмовом рукопашном бою ГРОМ на этапе начальной подготовки

У юношей, занимающихся штурмовым рукопашным боем ГРОМ, наблюдаются существенные различия в работе сердечнососудистой системы в динамике первого года подготовки (рис. 1). Наблюдается тенденция к снижению ЧСС на 5% (Р=0,003) к завершению тренировочного цикла, что может быть связано с попыткой организма к экономичной работе сердца, а также способствовать уменьшению потребления кислорода.

ШИЗ АДс АДд ЧСС

Рис. 1 Динамика АДс, АДд и ЧСС у единоборцев в годичном цикле

К соревновательному периоду зарегистрировано снижение АДс и АДд на 4% (Р=0,02) и на 5,5% (Р=0,001). Значения АДср также достоверно снижается к окончанию учебного года (Р=0,01).

Поддержание определенного уровня артериального давления способствует обеспечению достаточного кровотока, и уменьшение АДд и, особенно, АДср к периоду окончания учебного года свидетельствует о нормальном функционировании системы кровообращения, а, следовательно, и об удовлетворительном состоянии адаптационных механизмов.

Таким образом, у бойцов, занимающихся первый год штурмовым рукопашныым боем ГРОМ, к окончанию учебно-тренировочного года значимо увеличиваются адаптивные возможности сердечнососудистой системы. Данные изменения указывают на адекватный подбор средств и методов физической подготовки единоборцев при оптимальной организации учебно-тренировочного процесса.

Морфофункциональное состояние юношей старшего возраста, занимающихся штурмовом рукопашном бою ГРОМ.

Изучение антропометрических показателей в динамике начальной подготовки к концу первого года обучения указывает на увеличение роста (Р=0,04) и массы тела (Р=0,05), а также окружности грудной клетки в состоянии покоя (Р=0,02) и на вдохе (Р=0,002) (табл. 3).

Таблица 3

Изменение антропометрических показателей единоборцев

в течение исследования

Показатели Начало эксперимента Окончание эксперимента Р

Вес, кг 68,2±0,85 71,83±1,07 0,05

Рост стоя, см 175,98±0,76 179,11±0,70 0,04

Рост сидя, см 91,26±0,52 92,11±0,35 0,04

ОГ (в покое), см 86,14±0,89 90,86±0,79 0,02

ОГ (вдох), см 95,69±0,81 97,80±0,73 0,002

ОГ (выдох), см 88,71±0,88 88,67±0,72 0,04

Примечание: Р - значимость (достоверность) показателей в группе между началом и окончанием эксперимента.

Положительные изменения происходят на фоне роста показателя объёма грудной клетки. Данные изменения могут свидетельствовать о росте физического и функционального потенциала спортсменов. Эти выводы подтверждаются динамикой индекса Эрисмана, величина которого на начальном этапе подготовки указывает на слабое развитие грудной клетки (-0,58±0,78 см), а к периоду окончания эксперимента данный показатель достигает величины (1,42±0,71 см), что информирует о положительной динамике в развитии грудной клетки у студентов 17-19 лет.

Изменение массо-ростового показателя от начала эксперимента к его окончанию мы представили в таблицах и рисунках. Результаты подтверждают приведенные выше изменения в физическом развитии единоборцев - к концу тренировочного цикла увеличивается количество студентов, у которых массо-ростовой показатель характеризуется - «выше нормы» на фоне уменьшения на 15% в группе студентов, определяемой - «ниже нормы».

Таблица 4

Распределение по массо-ростовому показателю в предсоревновательный и соревновательный периоды на этапе начальной подготовки

Массо-ростовой Предсоревновательный Соревновательный

показатель период периоды

Выше нормы 30% 39%

Норма 38% 44%

Ниже нормы 32% 17%

38% норма

Рис. 2 Распределение единоборцев по массо-ростовому показателю в предсоревновательный период на этапе начальной подготовки

39% выше нормы

17% ниже нормы

44% норма

Рис. 3 Распределение единоборцев по массо-ростовому показателю в соревновательный период на этапе начальной подготовки

Расчет показателя гармоничности телосложения свидетельствует о том, что на начальном этапе подготовки у студентов преобладает слабое развитие телосложения (48,76±0,36%). К концу соревновательного периода наблюдается тенденция к улучшению данного показателя (52,73±0,44%).

Анализ результатов экспресс-оценки уровня здоровья по методу Петленко, показал, что на начальном этапе подготовки (рис. 4) преобладает низкий уровень здоровья студентов - к нему было отнесено 69% студентов.

75

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

50

25

0

69

32

18

13

0

низкии ниже среднего среднии выше среднего

5

И в начале учебного года ЕЗ в конце учебного года

Рис. 4 Уровень здоровья спортсменов, занимающихся штурмовом рукопашном бою ГРОМ на этапе начальной подготовки

К концу исследования уровень состояния здоровья единоборцев улучшился - наблюдалось увеличение числа занимающихся до 45% в группе, которая характеризуется как «средний уровень здоровья».

Таким образом, занятия штурмовым рукопашным боем ГРОМ оказывают положительное влияние на состояние здоровья молодых людей, способствуя улучшению антропометрических характеристик и росту физического потенциала и силового потенциала.

Динамика изменений физической работоспособности у юношей старшего возраста, занимающихся штурмовым рукопашным боем ГРОМ на этапе начальной подготовки.

Исследования, в которых происходит обследование функционального состояния относительно здоровых людей, опираются на влияние двигательной активности на определённые стороны деятельности сердечнососудистой системы. Деятельность наиважнейших систем организма определяюи с помощью большого числа функциональных проб с физической нагрузкой.

Прирост функциональных показателей, которые отражают реакцию организма на нагрузку, можно определить с помощью тестирований, связанных с задерживанием дыхания у борцов. Такая динамика определяет состояние спортсменов от начала исследования до его окончания. В нашем исследовании, наблюдается прирост индекс Скибински (ИС) на 41,5% (Р=0,002), также, произошло увеличение результатов в пробе Штанге на 8,4% и в пробе Генче на 9,5% (рис. 5).

т 4500 - 4250

- 4000

усхвд.

- 3500

- 3250

- 3000

- 2750

- 2500

Е НЕЧЕЛ5 УЧвбНОГО Г^ДЕ Е ыинне УЧебНОГО гидЕ

I-1 Пр?5е Штенг е Проба Гэгче

Рис. 5 Изменение гипоксической устойчивости и показателя ИС у единоборцев в динамике тренировочного цикла

Специалистами определено, что огромную нагрузку на сердечнососудистую систему оказывает участие всей мышечной массы в физической нагрузке большой интенсивности. Маркером тренированности, в данном случае, будут показатели артериального давления. Артериальное давление повышается при выполнении физической нагрузки. У юношей на начальном этапе тренировочного цикла после выполнения физической нагрузки зафиксировано увеличение АДс и АДп на 46% и 160% соответственно относительно состояния покоя (рис. 6).

Результаты большого числа исследований показывают, что адаптационные механизмы к разнообразным по интенсивности и мощности режимам нагрузки осуществляются за счет числа сердечных сокращений. Происходит увеличение ЧСС пропорционально мощности нагрузки. При выполнении физической нагрузки максимальной мощности у юношей фиксировалось увеличение ЧСС на 159% в начале исследования и на 146% в конце исследования соответственно (рис. 6).

250 -

100

гЛ.

<

■50 - ^ 50 о

о <

С <

сР

о <

О

О

О

о о с о

□ в начале учебного года □ в конце учебного года

Рис. 6 Динамика изменений в функциональных системах у единоборцев после физической нагрузки (за 100% приняты показатели покоя)

Наиболее высокие показатели ЧСС были зафиксированы у юношей при выполнении одинаковой нагрузки в начале исследования. Это может служить свидетельством о напряжении адаптивных механизмов сердечнососудистой системы, тогда как к окончанию исследования - произошло снижение ЧСС после выполнения аналогичной нагрузки, следовательно, наблюдается улучшение функционального состояния спортсменов, занимающихся штурмовым рукопашным боем ГРОМ.

Таким образом, реакция на физическую нагрузку основных параметров системы кровообращения у юношей, занимающихся штурмовым рукопашным боем ГРОМ, свидетельствует, что к концу тренировочного цикла наблюдается рост функциональных возможностей сердечнососудистой системы.

Данные изменения, происходящие на фоне роста физической работоспособности, указывают на эффективную организацию учебно-тренировочного процесса.

Следует отметить, что повышение ряда сенсомоторных показателей, технических показателей, и функционального состояния важных систем организма, требуют от тренера-преподавателя специализированного контроля над изменениями в личностных особенностях. А также своевременного корректирования возможно излишне агрессивного поведения у спортсменов-единоборцев, которые возможны вне зоны соревновательного процесса.

Таким образом, полученные результаты свидетельствуют, что спортсмены, занимающиеся штурмовымм рукопашным боем ГРОМ, при условии эффективной организации учебно-тренировочного процесса, является высокоэффективным средством для роста физической работоспособности и функционального состояния студентов-спортсменов.

Литература

1. Махов, С. Ю. Моделирование системы боевого выживания во взаимодействии с агрессивной средой [Текст] / С. Ю. Махов // Автономия личности. - 2010. - № 3 (1). - С. 94 - 105.

2. Махов, С. Ю. Штурмовой бой - система активной безопасности : учебно-метод. пособие [Электронный ресурс] / С. Ю. Махов. - Орёл : МАБИВ, 2011. - Электр. опт. диск (CD-ROM). - № гос. регистрации 0321102490.

3. Махов, С. Ю. Безопасность личности: основы, принципы, методы : монография [Электронный ресурс] / С. Ю. Махов. - Орёл: МАБИВ, 2013. - Электр. опт. диск (CD-ROM).

References

1. Makhov S. Yu. Modeling of the system of combat survival in interaction with the aggressive environment . Autonomy identity, 2010, no. 3 (1). pp. 94 - 105.

2. Makhov S. Yu. Assault battle - a system of active safety. - Orel, MABIV Publ., 2011. no registration 0321102490.

3. Makhov S. Yu. Security: fundamentals, principles, methods. Orel, MABIV Publ., 2013. - Electr. opt. disk (CD-ROM).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.