Научная статья на тему 'Методика подготовки спортсменов в штурмовом рукопашном бою гром на этапе начальной подготовки'

Методика подготовки спортсменов в штурмовом рукопашном бою гром на этапе начальной подготовки Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
51
7
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Наука-2020
Область наук
Ключевые слова
ШТУРМОВОЙ РУКОПАШНЫЙ БОЙ ГРОМ / МЕТОДИКА / METHODOLOGY / ТРЕНИРОВОЧНЫЙ ПРОЦЕСС / TRAINING PROCESS / НАЧАЛЬНАЯ ПОДГОТОВКА / INITIAL TRAINING / STORM FIGHT SYSTEM GROM

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Махов Станислав Юрьевич

При построении учебно-тренировочных планов необходимо учитывать, что возраст 17-19 лет характеризуется окончанием подстройки всех основных нервных процессов, и именно этот факт важно использовать для формирования творческой личности, достойного члена общества. Этот возраст совпадает с окончательным морфофункциональным созреванием всех физиологических систем человеческого тела.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Махов Станислав Юрьевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

METHODS OF PREPARATION OF ATHLETES IN Storm Fight System GROM AT THE STAGE OF THE INITIAL TRAINING

When constructing training plans, it is necessary to take into account that the age of 17-19 years is characterized by the end of adjustment of all the basic nervous processes, and this fact is important to use for the formation of a creative personality, a worthy member of society. This age coincides with the final morphofunctional maturation of all physiological systems of the human body

Текст научной работы на тему «Методика подготовки спортсменов в штурмовом рукопашном бою гром на этапе начальной подготовки»

УДК 796.082

МЕТОДИКА ПОДГОТОВКИ СПОРТСМЕНОВ В ШТУРМОВОМ РУКОПАШНОМ БОЮ ГРОМ НА ЭТАПЕ НАЧАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ

METHODS OF PREPARATION OF ATHLETES IN STORM FIGHT SYSTEM GROM AT

THE STAGE OF THE INITIAL TRAINING

Махов Станислав Юрьевич

кандидат педагогических наук, доцент кафедра «Теория и методика избранного вида спорта» Орловский государственный университет имени И. С. Тургенева

г. Орёл, Россия Гранд Мастер

Международной Ассоциации боевых искусств МАА (штурмовой рукопашный бой)

Makhov Stanislav Yurievich

Ph.D., associate professor of the department «(Theory and methodology chosen spor» Orel state university named after i. S. Turgenev

Orel, Russia

Grand Master International Association of Martial Arts (МАА)

(Storm Fight System — SFS)

Аннотация. При построении учебно-тренировочных планов необходимо учитывать, что возраст 17-19 лет характеризуется окончанием подстройки всех основных нервных процессов, и именно этот факт важно использовать для формирования творческой личности, достойного члена общества. Этот возраст совпадает с окончательным морфофункциональным созреванием всех физиологических систем человеческого тела.

Abstract. When constructing training plans, it is necessary to take into account that the age of 17-19 years is characterized by the end of adjustment of all the basic nervous processes, and this fact is important to use for the formation of a creative personality, a worthy member of society. This age coincides with the final morphofunctional maturation of all physiological systems of the human body.

Ключевые слова: штурмовой рукопашный бой ГРОМ, методика, тренировочный процесс, начальная подготовка.

Keywords: storm fight system GROM, methodology, training process, initial training.

Методика определяется как система совокупностей, состоящая из цели, задач, средств, форм, методов обучения и воспитания.

Тренировочный процесс представляет собой стройную, сложную структуру, в которой действуют как общие закономерности, так и закономерности специфического характера.

При разработке и внедрении методики тренировочного процесса для юношей старшего возраста в штурмовом рукопашном бою ГРОМ на этапе

начальной подготовки мы придерживались следующих положений:

- интеграция различных областей научно-спортивного знания и технологических инноваций в едином научно-технологическом пространстве, жестко сориентированных на эффективную и непротиворечивую актуализацию потенциальных возможностей спортсмена;

- минимизация педагогических ошибок при определении режимов тренировочных нагрузок и восстановления работоспособности спортсменов;

- качественное и своевременное информационное и аналитическое обслуживание тренировочного и соревновательного процесса в ходе краткосрочной и планомерной специализированной спортивной подготовки.

Для эффективного управления во время тренировочного процесса необходимо учитывать взаимодействие нескольких групп факторов:

- особенности тренировочных нагрузок, характеризующихся направленностью, объёмом, интенсивностью, продолжительностью, нервно-эмоциональной напряженностью и пр.;

- характерные особенности спортсмена (половая принадлежность, возрастные категории, уровень тренированности, индивидуальные особенности и др.).

Общепризнано, что тренировочный режим годового цикла подготовки при наращивании нагрузок проходит фазы развития общей тренированности, повышения специальной работоспособности и достижения спортивной формы. При этом приоритет должен быть отдан повышению качественного уровня стратегии и тактики применения физических упражнений, направленных на эффективную динамику процессов утомления и восстановления, а также характером и интенсивностью выполняемой работы, степенью тренированности спортсмена.

Учитывая то, что спортивная подготовка является вторичной по отношению к учебно-профессиональной деятельности студентов, методика тренировочных занятий опиралась на поиск средств и методов педагогического воздействия на организм занимающихся, без существенного увеличения объема и интенсивности занятий, но при стремлении к повышению эффективности соревновательной деятельности испытуемых.

Этап начальной подготовки в штурмовом рукопашном бою ГРОМ в годичном цикле тренировки мы разделили на четыре основных этапа:

- общеподготовительный (сентябрь - ноябрь),

- предсоревновательный (декабрь - январь),

- соревновательный (февраль - июнь).

- переходный (июль - август).

Планирование тренировочоного процесса осуществлялось с учетом того, что первый общеподготовительный этап решает задачи повышения общей физической подготовленности, расширения технико-тактического арсенала и освоения новых приемов и двигательных навыков, подготовки организма к интенсивным нагрузкам общеподготовительного характера. Целевой задачей является завершенность процесса совершенствования техники, относительно данного уровня специальной физической подготовленности.

Схема втягивающего недельного цикла

Дни недели Тренировки Преимущественная направленность Дозировка, мин Нагрузка

1 2 3 4 5

1 Д Совершенствование функций сердечно-сосудистой и дыхательной систем 60-70 Средняя

В Развитие общей выносливости 90-100 Средняя

2 Д Развитие функций сердечнососудистой и дыхательной систем 90-100 Средняя

В Развитие общей выносливости (аэробно-анаэробная зона) 110-120 Большая

3 Д Развитие функций сердечнососудистой и дыхательной систем 90-100 Средняя

В Развитие общей выносливости (аэробно-анаэробная зона) 110-120 Большая

4 Д Развитие силы 90-100 Средняя

В Активный отдых. Восстановительные мероприятия

5 Д Развитие общей выносливости (аэробно-анаэробная зона) 90-100 Средняя

В Развитие силы 110-120 Большая

6 Д Развитие общей выносливости (аэробно-анаэробная зона) 110-120 Средняя

В Развитие силы 110-120 Большая

7 Активный отдых. Восстановительные мероприятия

В процессе тренировок постоянно выполняются упражнения для активного и пассивного отдыха в интервалах между тренировочными нагрузками. Систематически выполняются упражнения для расслабления мышц.

В заключительной части тренировок в целях быстрейшего развертывания восстановительных процессов применяется заминка.

Схема развивающего базового недельного микроцикла

Дни недели Тренировки Преимущественная направленность Дозировка, мин Нагрузка

1 У Комплексное развитие двигательных качеств 90-100 Средняя

Д Развитие скоростно-силовых качеств 110-120 Большая

2 У Развитие скоростно-силовых качеств 90-100 Средняя

Д Развитие силовой выносливости 110-120 Большая

3 У Развитие силовой выносливости 90-100 Средняя

Д Развитие специальной выносливости (аэробно-анаэробная зона) 110-120 Большая

4 У Комплексное совершенствование двигательных качеств 90-100 Средняя

Д Комплексное совершенствование двигательных качеств 110-120 Большая

5 У Развитие специальной выносливости (аэробно-анаэробная зона) 90-100 Средняя

Д Развитие общей выносливости 110-120 Большая

6 У Развитие специальной выносливости (аэробно-анаэробная зона) 110-120 Средняя

Д Развитие общей выносливости 110-120 Большая

7 Активный отдых. Восстановительные мероприятия

На втором предсоревновательном этапе решались задачи достижения высокого уровня специальной тренированности, дальнейшего развития специальных физических качеств, совершенствования технико-тактического мастерства, достижения высокого уровня его надежности в соревновательных условиях и стремление к раскрытию индивидуально высокого уровня специальной работоспособности; устранение признаков несовершенства физической, технической подготовленности спортсменов.

Наиболее эффективной в подготовке начинающих спортсменов является комплексная подготовка, предусматривающая одновременное, в рамках одного тренировочного занятия или микроцикла, и параллельное, на более длительных этапах, решение целого ряда тренировочных задач.

При объемных комплексных нагрузках очень важно отслеживать динамику функционирования ряда физиологических механизмов, обеспечивающих те или иные качественные характеристики специальной работоспособности спортсмена.

Чтобы избежать перетренированности или перегрузки спортсменов использовали ряд методических приемов, обеспечивающих определённую систему организации нагрузки. Создавались такие условия, при которых

прежняя нагрузка обеспечивает благоприятную функциональную среду для повышения тренировочного воздействия следующей нагрузки:

- разведение во времени концентрированных объемов нагрузки разной преимущественной направленности, применяемые для того, чтобы избежать негативного взаимовлияния их тренировочных эффектов;

- многократные ударные упражнения большого объема и умеренной интенсивности, силовые упражнения (преимущественно со штангой или тренажерными устройствами), интенсивные ударные упражнения;

- общий объем нагрузки и удельный вес нагрузок той или иной преимущественной направленности определялись мощностью проявляемых усилий или соревновательных поединков, этапа подготовки, уровня специальной подготовленности и стажа занятий.

На соревновательном этапе решались основные задачи включали в себя следующие:

- стабилизацию достигнутой спортивной формы, сохранение и обеспечение навыков скорейшего восстановления работоспособности;

- отработку процессов саморегуляции основных функций организма в процессе соревновательной деятельности;

- достижение высоких показателей при прохождении нормативных тестирований;

- повышение психологической активности и помехоустойчивости.

Перед основными соревнованиями предлагалось использовать следующие принципы и закономерности в тренировках:

1) увеличение интенсивности нагрузок, при уменьшении их объёма;

2) увеличение частоты спаррингов;

3) уменьшение применения общеподготовительных средств при совершенствовании технико-тактического мастерства.

В переходном этапе организм спортсменов переходит в фазу относительного покоя и отдыха от высоких нагрузок в ходе предыдущих этапов.

Для обеспечения эффективности учебно-тренировочного процесса необходимо придерживаться основных методических условий:

- рационально планировать тренировочный процесс, учитывая этапы подготовки, условия тренировок и соревнований, функциональное состояние единоборцев и т.п.

- оптимально организовывать и программировать тренировочные занятия в макро-, мезо-, и микроциклах, обеспечивающие рациональное отношение разных видов нагрузки, направленности и характера тренировок.

- рационально сочетать общие и специальные средства физической подготовки, тренировочные и соревновательные нагрузки, систематически включать восстановительные мероприятия после сложных тренировок и соревнований.

- системный педагогический, врачебный контроль и самоконтроль над функциональным состоянием, готовностью к сложным тренировочным и соревновательным нагрузкам, при необходимости внесение корректировок в тренировочный процесс.

Важным педагогическим условием является построение тренировочного занятия и соблюдение следующих основных положений:

- выполнение полноценной разминки перед тренировкой для обеспечения врабатываемости и настройки организма на предстоящую работу, развития физиологических и психических процессов, эффективного восстановления организма между отдельными сериями упражнений в процессе тренировки;

- выполнение упражнений для активного отдыха и использование пассивного отдыха в состоянии полного расслабления в оптимальной позе, в интервалах между тренировочными нагрузками в одном занятии;

- применение упражнений и специальных средств с целью создания положительного эмоционального фона для последующего выполнения основной тренировочной работы на более высоком уровне;

- выполнение индивидуально подобранных упражнений для заключительной части тренировки (заминка) с целью постепенного выхода из значительных нагрузок после тренировки;

- контроль и самоконтроль.

Секреты эффективности любой системы скрываются не только в технике, а в основополагающих принципах, психологической подготовке, методах тренинга. Рост мастерства и тренированности боксеров во многом определяется качеством учебно-тренировочного процесса и совершенствования планирования тренировки. Поскольку процесс прочного овладения тем или иным техническим приёмом продолжается весьма долго, то и подготовка будущих единоборцев, особенно в техническом плане, должна начинаться с достаточно раннего возраста (10-12лет). Однако, по ряду причин и обстоятельств, подготовка исследуемых групп спортсменов начинается только на этапе вузовского образования. И эта особенность накладывает определенную специфику на учебно-тренировочный процесс. Считаем целесообразным соблюдение кроме общепедагогических принципов, акцентирование внимания на следующих принципах:

- Принцип доступности и индивидуализации,

- Принципа сознательности и активности,

- Принципа разнообразия и новизны,

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

- Принципа наглядности,

- Принципа непривычности условий выполнения,

Подробнее остановимся на принципе непривычности условий выполнения. Здесь следует обратить внимание на механизм работы головного мозга в формах осознанной и неосознанной.

В первом случае следует иметь в виду привычные условия, во втором — непривычные условия выполняемых двигательных действий (Н.А. Бернштейн). При подборе средств и методов тренировки основной акцент делался на выборе упражнений статокинетической направленности, которые представляют собой своего рода смесь равновесия и движения. Воздействие осуществляется на мускулатуру туловища и шеи, держащей голову. В более или менее чистом виде этот уровень выступает ведущим в те быстротечные фазы некоторых видов: удар коленом в прыжке, удары с разворотом корпуса (С.Н. Никитин).

Вторую группу движений составляют упражнения, обеспечивающие чередование работы мышц сгибателей и разгибателей, с соблюдением высокой степени однообразия повторений движений (циклов) при ритмических движениях. Это группа упражнений направлена на улучшение автоматизации

движений, включающие невербальные компоненты деятельности: мимику и пантомимику, выразительные непроизвольные жесты и телодвижения, сопровождающие и речь, и все поведение, танцевальные движения. Учитывая, что приспособить эти стройные движения к внешним условиям, к реальной окружающей обстановке довольно сложно, акцент делался на обеспечении прочной связи между рецепторами зрения и слуха.

К третьей группе упражнений отнесены осознаваемые двигательные действия в пространстве и подкрепленные фонами автоматизированных ритмических действий, по определению Н.А. Бернштейна, относящиеся к телесной и ручной ловкости. Все движения этого уровня связаны между собой смыслом решаемой задачи, основной целью которых в процессе подготовки является перевод их на уровень автоматизации движений. Эта функция передается на более низкий уровень, высвобождая высшие уровни регуляции, что позволяет таким образом накапливать двигательный опыт.

Литература

1. Махов, С. Ю. Атакующая двигательная реакция - фактор превосходства активной самообороны [Текст] / С. Ю. Махов // Актуальные проблемы физической культуры и спорта курсантов, слушателей и студентов. Сборник статей. - Орёл: Издательство: ФГБОУ ВПО «Орловский юридический институт МВД России имени В.В. Лукьянова». - Орёл, - 2015. - С. 39-43.

2. Махов, С. Ю. Моделирование системы боевого выживания во взаимодействии с агрессивной средой [Текст] / С. Ю. Махов // Автономия личности. - 2010. - № 3 (1). - С. 94 - 105.

3. Махов, С. Ю. Штурмовой бой - система активной безопасности : учебно-метод. пособие [Электронный ресурс] / С. Ю. Махов. - Орёл : МАБИВ, 2011. - Электр. опт. диск (CD-ROM). - № гос. регистрации 0321102490.

4. Махов, С. Ю. Безопасность личности: основы, принципы, методы : монография [Электронный ресурс] / С. Ю. Махов. - Орёл: МАБИВ, 2013. - Электр. опт. диск (CD-ROM).

References

1. Makhov S. Yu. Attacking locomotor response factor of superiority of active defense. Actual problems of physical culture and sports, cadets, trainees and students a Collection of articles. Orel, Publishing house FGBOU VPO "Orel law Institute of Ministry of internal Affairs of Russia named after V. V. Lukyanov", 2015, pp. 39-43.

2. Makhov S. Yu. Modeling of the system of combat survival in interaction with the aggressive environment . Autonomy identity, 2010, no. 3 (1). pp. 94 - 105.

3. Makhov S. Yu. Assault battle - a system of active safety. - Orel, MABIV Publ., 2011. no registration 0321102490.

4. Makhov S. Yu. Security: fundamentals, principles, methods. Orel, MABIV Publ., 2013. - Electr. opt. disk (CD-ROM).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.